УДК 338.24 Суслова Е. М.
К ВОПРОСУ О КАТЕГОРИИ РОЗНИЧНЫЙ РЫНОК*
В данной статье рассмотрен розничный рынок как экономическая категория. Предлагается трактовка рынка как единства различных форм розничной торговли и имущественно-правовых отношений. Рассмотрена специфику данной формы розничной торговли в современных условиях. Ключевые слова: розничный рынок, розничная торговля, экономическая категория.
В отличие от средневекового современный рынок как сфера обмена сугубо специализирован, то есть может рассматриваться как совокупность рынков различного назначения, связанных между собой воспроизводственным процессом в масштабе общества. Исторически товарный рынок возник первоначально как базар. Механизм функционирования современного рынка товаров и услуг отражает товарное хозяйство и рыночную систему в целом. Этот традиционный рынок можно разделить на две части: рынок потребительских товаров и рынок инвестиционных товаров (средств производства). Социально-экономические отношения, возникающие в процессе функционирования рынка, отражают состояние объективной реальности на каждом этапе развития общества. В современных условиях все более актуальное значение приобретает исследование проблем в рамках субрегионального уровня национальной экономики. Особое место отводится анализу механизма экономической деятельности и выявлению его специфики в условиях местного воспроизводства.
На поверхности явлений розничная торговля представляет собой конечное звено в торговле по продаже товаров и оказанию торговых услуг непосредственно потребителю в обмен на его денежные доходы. Как экономическая категория, она выражает определенную совокупность социально-экономических отношений, складывающихся в процессе обмена. Данная категория отражает внешние формы экономической жизни и требует научного объяснения, основой которого может служить исследование сущности явлений и процессов, не лежащих непосредственно на поверхности данной связи.
Торговля в условиях местного воспроизводства исторически неизбежно приобретает специфичные черты, отражая состояние среды функционирования, и, как форма, с течением вре-
мени может претерпевать определенные изменения, связанные с трансформационными процессами в социально-экономической среде. Однако, сущность отношений, складывающихся в процессе торговой деятельности, в силу устойчивости связей остается неизменной, но, тем не менее, требует уточнения. Розничная торговля как обобщенное абстрактное (теоретическое) выражение объективно существующих отношений, их различных проявлений, сторон и черт может быть рассмотрена в условиях функционирования розничного рынка.
Рынок как экономическая категория представляет собой сложное, многостороннее явление, являющееся ключом к пониманию механизма функционирования рыночной экономики. В рамках системного подхода розничный рынок выступает как система взаимодействующих субъектов, реализующих материальные, финансовые и информационные взаимосвязи, характеризующаяся единством их функционального назначения и взаимозависимостью. Как система отношений, розничный рынок отражает стадию процесса воспроизводства, охватывающую движение товаров от сферы производства до сферы потребления и функционирует в сфере товарного обращения. При этом можно наблюдать устойчивую связь изменения размеров и товарной структуры розничного товарооборота рынка в зависимости от материального благосостояния населения и народного потребления.
Изучение сущности рыночных отношений целесообразно проводить, абстрагируясь от конкретных существующих форм торговой деятельности. Любые организационные формы являются лишь внешними, видимыми формами экономических отношений. Для выяснения природы торговой деятельности населения, рассмотрим систему отношений (розничную торговлю) в условиях неорганизованной торговли, базарного рынка.
* Исследование выполнено в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
© Суслова Е. М., 2009
Экономика образования ♦ № 4, часть 2, 2009
53
Экономические отношения в рамках базарной торговли имеют стихийный характер возникновения, подчиняясь основной цели - удовлетворение общественных потребностей. При этом специфика данных рыночных отношений в том, что и покупатель, и продавец выступают здесь как частное лицо, преследующее реализацию своих индивидуальных интересов. Физическое лицо, индивид на рынке выступает, тем не менее, как представитель домашнего хозяйства, выполняя свои цели (обмен, покупка или продажа товара). Частные обособленные субъекты, представители домашнего хозяйства, вовлеченные в обменные процессы в условиях неорганизованной торговли как формы обмена, в своей совокупности представляют собой торгующее население.
В рамках теоретического подхода рынок в чистом виде представляет собой систему отношений, где в основе обмена (продуктообмена) лежат соотношение спроса и предложения, настоятельность удовлетворяемой потребности, а также полезность обмениваемых продуктов. В условиях натурального обмена ценообразование происходит в результате торга между торгующими представителями домашних хозяйств. Эволюционируя, в условиях развитого розничного рынка, функционирующего в товарной (торговой) среде, торгующее население устанавливает цены, ориентируясь на общественные показатели. По логике вещей, деревенский рынок при установлении цен на товары будет ориентироваться на рыночные цены в малом городе, а местный городской рынок - на цены в магазинах.
Абстрактно рассуждая, можно заключить, что розничный рынок в чистом виде в своем развитии проходит две стадии. На первой (начальной) стадии, в условиях самостоятельного функционирования рынка, в основе обменных операций лежат полезность продукта, настоятельность потребности, соотношение спроса и предложения. На второй стадии торговля приобретает черты развитого рынка, где в основе операций купли - продажи лежат общественные ориентиры. При этом спецификой торговых отношений в условиях базарного рынка, в отличие от форм организованной розничной торговли, является то, что ценообразование происходит в результате торга. Традиционно, в рамках классических учений, в основе обмена лежит стоимость товара. Однако, применительно к домашнему хозяйству мы не можем ставить вопрос об общественно полезных затратах труда, как
основе обменных операций у торгующего населения. Подчеркнем, что своеобразие товарного обращения, где выполняют свои, присущие им функции индивиды, представители домашнего хозяйства заключается в возможности торга при проведении обменных операций торгующим населением. Следовательно, можно говорить о свободном ценообразовании в рамках неорганизованной торговли. При этом население эпизодически выступает в качестве продавцов и покупателей, каждый торгующий в качестве продавца, затем может выступить в качестве покупателя.
Современный рынок имеет свою организационную структуру с соответствующей материально-технической базой, то есть рыночную инфраструктуру. В целом речь идет о совокупности хозяйственных форм и структур, действующих в сфере обращения (распределение и обмен как фазы воспроизводства). Одна группа учреждений обслуживает процессы товарного обращения как такового (оптовое и розничное звено, товарные биржи, внешнеторговые организации, собственно коммерческие структуры фирм, складское и тарное хозяйство, транспортная система и т. п.). Другая группа осуществляет финансовое и банковское обслуживание (банки, ссудо-сберегательные учреждения, фондовые и валютные биржи, страховые компании, расчетно-кассовые центры и др.). Третья структура - это национальная денежная система, включающая в себя денежную единицу и ее кратные части, виды денег, имеющих законную силу платежа, порядок выпуска денег в обращение (эмиссия) и их изъятия из обращения, обеспечение денег и их конвертируемость, структуры, регулирующие денежное обращение. Четвертая группа учреждений - это кадровая инфраструктура, обеспечивающая функционирование рынка труда. Пятая группа - информационная, включая средства связи и справочные системы, поставляющие необходимые данные по всей совокупности рынков. Наконец, нормативно-правовая база инфраструктуры рынка как собрание норм и правил, регламентирующих отношения между рыночными субъектами
В целом инфраструктура как система взаимосвязанных предприятий и организаций обслуживает потоки товаров, услуг, денег, капиталов, технологий, ценных бумаг, рабочей силы в рамках отдельных рынков. Она способствует распределению ресурсов сообразно общественным запросам, реализует эффект обратной связи (от по-
требителя к производителю), обеспечивает нужный информационный уровень, без которого возможны крупные потери и в производстве, и в потреблении. В целом масштабы и конфигурация инфраструктуры должны отвечать строению рыночной экономики, масштабам и характеру влияния рынка на экономические процессы. Она занимает все экономическое пространство от производителей до потребителей, связывает их в единый хозяйственный процесс.
Изучение особенностей функционирования системы продовольственных и непродовольственных рынков позволит определить ее роль в экономической деятельности малого города.
Наиболее крупным центром розничной торговли является Шуйский центральный рынок, вовлекающий в базарную торговлю со стороны спроса практически все население. Таким образом, местный базар представляет собой видимый центр торговой деятельности, составляя тем самым определенную конкуренцию организованным формам торговли.
Условия свободной рыночной торговли в известной степени определяются инфраструктурой Шуйского центрального рынка.
ООО «Шуйский центральный рынок» создано путем реорганизации муниципального предприятия «Шуйский центральный рынок» в 1995 г. Уставный капитал ООО «ШЦР» составляет 479 933 руб., учредителями предприятия являются: СГЖ (колхоз им. Арсения) и СПК (колхоз) «Арефинское». Стабильно, 90 % торговых мест в рынке находится в аренде. С частными предпринимателями заключается договор на аренду определенного торгового места. В договоре регламентируются условия аренды. Стоимость аренды устанавливается согласно ставок, утвержденных Администрацией рынка. Для хранения товаров на рынке имеются склады и контейнера. Наличие постоянного торгового места дает частному предпринимателю уверенность и защищенность. Возможность заключения договора аренды определенного торгового места привлекает иногородних предпринимателей, кроме того, договорные отношения с предпринимателями в значительной степени упрощают контроль со стороны Администрации рынка за соблюдением правил торговли. Администрацией рынка четко отлажен механизм функционирования предприятия, в котором каждый работник имеет свои определенные обязанности.
В финансовом отношении рынок является рентабельным предприятием, регулярно перечисляющим налоги в бюджет. Кроме того, по результатам работы за год, начисляются дивиденды учредителям предприятия. В течение десятилетнего периода можно наблюдать стабильное увеличение прибыли предприятия и, соответственно, начислений дивидендов учредителям. Например, размеры прибыли и дивидендов за период с 1995 по 2004 гг. составили: за 1995 г. - 22 тыс. руб.; за 1996 г. -192 тыс. руб. - прибыль предприятия, в т. ч. -152 тыс. руб. - дивиденды, 40 тыс. руб. - на развитие рынка; за 2004 г. - 1578 тыс. руб. - прибыль предприятия, в т. ч. - 1 100 тыс. руб. - дивиденды, 478 тыс. руб. - на развитие рынка. Таким образом, у предприятия появилась возможность за счет собственных средств вести капитальную реконструкцию рынка. Обветшалое здание крытого рынка в настоящий момент капитально отремонтировано: произведены отделочные работы, заменены окна, двери, полы, наружные стены обложены декоративным кирпичом, с западной стороны крытого рынка пристроены административная часть и масло-колбасный отдел. Построен 2-ой уровень здания, введен в эксплуатацию рыбный павильон. Эти изменения позволили значительно увеличить количество торговых мест в крытом помещении рынка и разделить его на торговые зоны: овощи, мясо, молоко, кондитерские изделия, промышленные товары. Для контроля за качеством продаваемых товаров в здании рынка работает ветлаборатория. Для хранения скоропортящейся продукции было закуплено современное холодильное оборудование. Для создания комфортных условий предпринимателям при входе в здание рынка установлены тентовые завесы.
Специализация Шуйского центрального рынка - смешанный. Число торговых мест по состоянию на 1 января 2009 г. - всего 738, в том числе на крытой территории рынка - 95, и 291 -на территории непосредственно примыкающей к рыночной площади. Число торговых мест, закрепленных за индивидуальными предпринимателями - 492, частными лицами (населением) -243, юридическими лицами - 3. По состоянию на 1 января 2009 г. число торговых мест, отведенных индивидуальным предпринимателям и частным лицам в среднем за месяц, составило 735 - в 1-м и 2-м, 717 - в 3-м квартале.
Важной задачей представляется определение места и роли Шуйского центрального рынка
в экономике города. Роль и значение розничных рынков в жизни малого города в известной мере определяются степенью вовлеченности населения в базарную торговлю. Изучение мотивов различных категорий граждан, вовлеченных в торговую деятельность, может способствовать формированию представлений о том месте, которое занимает рыночная торговля в системе местного воспроизводства.
Понимание сущности розничного рынка базируется на изучении его функций. Основные функции рынка можно определить следующим образом. 1. Функция информации. Цены, ставки заработной платы, курсы валют, изменение запасов товарно-материальных ценностей - все эти и иные постоянно меняющиеся сигналы рынка дают нужные сведения всем участникам воспроизводственного процесса. Эта информация позволяет им сверять свои собственные действия с требованиями динамичного рынка. 2. Интегрирующая функция. В условиях малого города единицам производителей (продавцов) противостоят десятки потребителей (покупателей). Благодаря рынку конкретные производители находят конкретных потребителей, причем рыночные сделки показывают, в какой мере связи между ними являются взаимовыгодными. 3. Функция ценообразования. В товарах одного и того же рода как продуктах материального производства воплощено неодинаковое количество живого и овеществленного труда, но рынок признает затраты лишь на общественно необходимом уровне, ибо только их оплачивает покупатель. Рынок дает товарам общезначимые оценки - цены, принимающие разные формы - цен на товары, тарифов на услуги, и др. 4. Регулирующее - стимулирующая функция. Это самая важная функция. Первое слагаемое механизма регулирования и стимулирования- конкуренция, другое слагаемое - колебания спроса и предложения, активно воздействующие на уровень цен на конкретных рынках. Третье слагаемое- норма прибыли, определенный уровень которой выступает как стимул любой деятельности. 5. Санирующая функция. В рыночной среде происходит жесткий «естественный отбор»: нежизнестойкие и неудачливые погибают, эффективные и предприимчивые идут вперед.
Таким образом, рынок розничной торговли представляет собой, прежде всего, способ организации сферы обращения, обеспечивающий удовлетворение потребностей населения в товарах и
услугах данной территории, базирующийся на использовании товарно-денежных отношений через рыночные механизмы взаимодействия спроса и предложения, обладающий спецификой в условиях малого города. При этом, особенностью современного розничного рынка является объединение различных форм торговой деятельности. На рынке функционируют различные формы розничной торговли, реализуя при этом не только свои, свойственные задачи, но единую цель - удовлетворение общественных потребностей. На рынке осуществляют свои функции мелкие формы торгового капитала, а также торгующее население. Торгующее население как категория выражает объективно существующие отношения между людьми в процессе обмена, раскрывая основные стороны отношений и специфику их проявления и представляет собой совокупность частных обособленных субъектов, представителей домашнего хозяйства, вовлекаемых в обменные процессы в условиях неорганизованной торговли как формы обмена и систему отношений по поводу удовлетворения личных, непроизводственных потребностей, либо для домашнего производства.
В рамках институционального подхода, рассматривая рынок как экономическую категорию, не следует забывать об имущественно - правовой стороне вопроса. Так, Пискунова М. Г., (заведующая кафедрой правовых дисциплин Российского института государственных регистраторов при Министерстве юстиции Российской Федерации) в своем исследовании рассматривает понятие имущественного комплекса в законодательстве и правовой режим объектов в его составе [3] Рассматривая правовую природу предприятия как имущественного комплекса, автор использует понятия, введенные в оборот гражданским законодательством России. Для возможности объединения имущества в единый объект права, установления правового единства различных видов имущества законодатель предложил юридическую конструкцию "предприятие как имущественный комплекс". Так, согласно ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. При этом, комплекс рассматривается как совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое. В рамках данного подхода, критерием отнесения вещи, например, к недвижимому имуществу являются не производственный и технологический при-
знаки, т. е. не назначение, а физическое свойство вещи - прочная связь с землей. Таким образом, предприятие представляет собой не простую совокупность разрозненных вещей и произвольно выбранных обязательств, а единый имущественный комплекс, необходимый для предпринимательской деятельности. Исходя из данного определения, основными признаками предприятия являются: объединение имущества (образование комплекса) для определенного вида предпринимательской деятельности; фактическое ведение предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли от использования этого имущества. На фактическое ведение предпринимательской деятельности в первую очередь указывают обязательства, договоры, заключаемые в рамках деятельности предприятия. Рассматривая правовой режим имущественных комплексов, автор указывает, что единым объектом гражданских прав, в гражданско-правовом смысле комплекс как совокупность вещей с различным правовым режимом, общим признаком которых является ограниченная оборо-тоспособность, признать нельзя. При этом, собственник вправе заключать сделки по поводу определенной совокупности своего имущества, объединяя вещи с различным правовым режимом, а также имущественные права, на основе договоров. Такое объединение различных объектов в имущественный комплекс в качестве единого предмета сделки не изменяет их правового режима. Права на движимое имущество перейдут с момента его передачи, а передача имущественных прав произойдет в соответствии с правилами о перемене лиц в обязательстве (глава 24 ГК РФ). Таким образом, понятие имущества и имущественно - правовых отношений является категорией не только гражданского права.
Исходя из сказанного, а также основываясь на материалах, полученных в результате обследования Шуйского городского рынка, городской рынок, имеющий определенную организационно - правовую форму и материально - техническую базу, представляет собой в гражданско-правовом смысле предприятие, обладающее все-
ми необходимыми признаками имущественного комплекса. Совокупность участников, вовлекаемых в торговую деятельность в рамках рыночной торговли, вступают в правовые отношения по поводу передачи прав собственности на реализуемые товары и иные договорные отношения (например, по поводу аренды торговых мест и складских помещений и проч.)
Рассматривая экономико-правовую природу розничного рынка, рассуждая в абстрактно-логическом ключе, и опираясь на эмпирические материалы, можно предложить конструкцию «розничный рынок как имущественный комплекс». При этом, учитывая наличие различных форм розничной торговли в рамках рынка, а также имущественно-правовых отношений между участниками экономических отношений, можно сделать вывод о том, что розничный рынок как категория выражает объективно существующие отношения между людьми в процессе обмена, раскрывая основные стороны отношений и специфику их проявления и представляет собой единство различных форм розничной торговли и имущественно-правовых отношений, что и определяет его специфику в современных условиях.
Библиографический список
1.Бабаев Б. Д. Торговля как важнейшая отрасль сферы товарного обращения. Потенциал сферы услуг / Экономика Ивановской области: состояние, проблемы, развитие / Редколл. Б. Д. Бабаев, В. И. Тихонов и др. Иваново: Издательство «Иваново-Возне-сенск», 2002. 464 с.
2.Ивановская область в 2005 году: стат. сб. Иваново, 2006.
3.Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http:/ / dpr. ru/journal/journal_8_ 14. htm# 1#1]
4.Розенберг Д. И. Комментарии к «Капиталу» К. Маркса. М.: Экономика, 1983. - 720 с.
5. Россия 2005: стат. справочник / Рос-стат. М., 2005.
6.Социально-экономическое положение городского округа Шуя в январе-июне 2007 года. Шуя, 2007.
7.Социально-экономическое положение Ивановской области в январе 2007 года. Иваново, 2007.
Suslova E. M.
TO THE QUESTION ON THE CATEGORY THE RETAIL MARKET
In given article the retail market as an economic category is considered. The treatment of the market as unities of various forms of retail trade and imushchestvenno-legal relations Is offered. It is considered specificity of the given form of retail trade in modern conditions. Keywords: the retail market, retail trade, an economic category.