Научная статья на тему 'Динамика и структура розничной торговли республики Мордовия'

Динамика и структура розничной торговли республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
716
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОВАРООБОРОТ / СТРУКТУРА ТОВАРООБОРОТА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ / TRADE / RETAIL TRADE / COMMODITY CIRCULATION / STRUCTURE OF COMMODITY CIRCULATION / CONSUMER PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калабкина И. М., Кицис В. М.

В работе рассматриваются показатели розничной торговли на примере Республики Мордовия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents indicators of retail trade in the case of Republic of Mordovia.

Текст научной работы на тему «Динамика и структура розничной торговли республики Мордовия»

И.М. Калабкина, В.М. Кицис

ДИНАМИКА И СТРУКТУРА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

I.M. Kalabkina, V.M. Kitsis

DYNAMICS AND STRUCTURE OF RETAIL TRADE IN REPUBLIC

OF MORDOVIA

Ключевые слова: торговля, розничная торговля, товарооборот, структура товарооборота, потребительские товары.

Keywords: trade, retail trade, commodity circulation, structure of commodity circulation, consumer products.

Аннотация

В работе рассматриваются показатели розничной торговли на примере Республики Мордовия

Abstract

The paper presents indicators of retail trade in the case of Republic of Mordovia.

Потребительский рынок Республики Мордовия имеет устойчивое состояние и характеризуется высокой насыщенностью товарами и услугами.

Количество объектов торговли на конец 2009 года достигло 4020 единиц с торговой площадью 216087 кв. м. За январь-декабрь 2009 года в республике введено в действие за счет нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения 160 предприятий торговли с общей площадью 15270 кв.м.

По состоянию на 1 января 2010 года в республике насчитывалось 3893 торговые точки, из них крупных (с торговой площадью свыше 500 кв. м) - 28, или 0,7 %; средних (площадь торгового зала от 100 до 500 кв. м) - 500, или 12,8 %; мелких (с торговой площадью до 100 кв. м) - 1958, или 50,3 %; остальные торговые точки (1407 точек, или 36,2% от общего их числа) вообще не имели торговой площади (киоски, ларьки и т.п.).

Как видно из приведенных данных, большая часть розничной торговой сети республики - 86,5% - представлена предприятиями с небольшой торговой площадью или совсем её не имеющими. Крупнейшие торговые объекты общей площадью свыше 1000 кв. м составляют 0,3 % от общего количества магазинов.

Из общей площади предприятий розничной торговли на территории Республики Мордовия (216087 кв. м) на продовольственные магазины приходится 127700 кв. м., или 59,1%. Остальные торговые предприятия реализуют через свою сеть непродовольственные товары. Уровень обеспеченности торговыми площадями в расчете на 1000 жителей Республики Мордовия составляет 252 кв. м.

Функционирующие на территории Республики Мордовия розничные рынки занимают площадь 256330,5 кв. метров. Наличие торговых мест на розничных рынках составляет 9022 единицы, из них 3006 мест, или 33,3%, специализируются на реализации продовольственных товаров (в том числе 1255 мест по торговле сельскохозяйственной группы товаров) и 6016 мест на продаже непродовольственных товаров.

В 2009 году в республике действовало 1211 малых предприятий (без микропредприятий), или на 14 % больше чем в 2008 году. За последний год улучшилась структура специализации малого бизнеса: доля малых предприятий оптовой и розничной торговли снизилась до 24 %, в обрабатывающих производствах возросла до 15,2%, в строительстве - до 19,2%, сельском хозяйстве - до 13,2%.

По данным Мордовиястат, в сфере торговли в 2007 г. было занято более 21,3 тыс. человек, что составляет 9,7 % от общей среднесписочной численности работающих по всем

видам экономической деятельности.

Численность работников малых предприятий в 2009 г. - 45,3 тыс. человек (104% к 2008 г.). Количество индивидуальных предпринимателей и глав крестьянско-фермерских хозяйств на 1 января 2010 г. достигло 17,1 тысячи человек.

В целом, в 2009 году в малом предпринимательстве было занято 62,4 тыс. человек, темп роста к 2008 году - 121,4 процента.

Оборот по малым предприятиям в 2009 году составил 36,8 млрд. рублей, что на 15,7% выше, чем в 2008 г. Сегодня малый бизнес республики обеспечивает:

• более 57% республиканского розничного товарооборота;

• более 48% оптового товарооборота;

• более 70% оборота общественного питания;

• более 17% объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами.

Внутренняя торговля Республики Мордовия отличается динамичным развитием, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

Таблица 1 -Динамика оборота торговли Республики Мордовия, млн. руб.

Виды торговли Годы 2009 г. в % к

2006 2007 2008 2009 2006 2007 2008

Розничная торговля 24466,0 29178,8 39519,6 44883,7 183,5 153,8 113,6

Общественное питание 805,0 1036,9 1452,1 1522,9 189,2 146,9 104,9

Оптовая торговля 10055,0 14400,4 26201,7 30227,9 300,6 209,9 115,4

Как видно из таблицы 1, торговый оборот республики в 2009 г., несмотря на продолжавшийся финансово-экономический кризис в стране и регионе, вырос по сравнению с предыдущими годами. Так, в 2009 г. по сравнению с 2006 г. оборот розничной торговли вырос на 83,5%, оборот общественного питания - на 89,2%, а оптовой торговли - в три раза. Наблюдается рост объемов оборота в кризисном 2009 году по сравнению с 2008 годом, когда кризис только начинался: оборот общественного питания увеличился на 4,9%, розничной торговли - на 13,6% и оптовой торговли - на 15,4%.

Реализация товаров населению республики через розничную торговую сеть осуществляется по различным каналам: крупные и средние предприятия торговли, субъекты малого предпринимательства, вещевые, смешанные и продовольственные рынки. Оборот розничной торговли во всех каналах реализации по субъектам торговли представлен в таблице 2.

Как показывают данные таблицы 2, в 2007 году населению республики продано потребительских товаров через все каналы реализации на сумму 29178,8 млн. рублей. Оборот розничной торговли на 86,0% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка, доля продажи на рынках и ярмарках составила 14,0%.

За 2008 год населению республики продано потребительских товаров через все каналы реализации на сумму 39519,6 млн. рублей. Оборот розничной торговли на 84,4% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка, а доля продажи на рынках и ярмарках составила 15,6%

Таблица 2 - Оборот розничной торговли во всех каналах реализации по субъектам

торговли в 2007-2009 гг.

Субъекты торгов 2007 г. 2008 г. 2009 г.

млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, %

Всего, в том числе: 29178,8 100 39519,6 100 44883,7 100

Крупные и средние организации 11706,7 40,1 12395,0 31,3 12062,9 26,9

Субъекты малого предпринимательства, из них 13395,3 45,9 20976,1 53,1 25742,8 57,3

малые предприятия 4051,4 13,9 10138.8 25,7 10826,4 24,1

индивидуальные предприниматели 9343,9 32,0 10837,3 27,4 14916,4 33,2

Вещевые, смешанные и продовольственные рынки и ярмарки 4076,8 14,0 6148,5 15,6 7078,0 15,8

В 2009 году населению Мордовии продано потребительских товаров через все каналы реализации на сумму 44883,7 млн. рублей. Оборот розничной торговли на 84,2% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка, доля продажи на рынках и ярмарках составила 15,8%.

Таким образом, оборот торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынка, за три анализируемых года уменьшился на 1,8%. Это произошло за счет расширения торговли на вещевых, смешанных и продовольственных рынках и ярмарках с 14% в 2007 г. до 15,8% в 2009 г.

Из приведенных показателей таблицы 2 следует, что в 2009 г. потребительский рынок Республики Мордовия продолжал развиваться достаточно динамично. Однако необходимо отметить ярко проявляющуюся тенденцию снижения доли крупных и средних торгующих организаций в общем объеме розничной торговли: падение с 40,1% в 2007 г. до 26,9% в 2009 г. В то же время в реализации товаров значительно вырос удельный вес субъектов малого предпринимательства (с 45,9% в 2007 г. до 57,3% в 2009 г.) и, в первую очередь, малых предприятий.

Анализ таблицы 2 позволяет констатировать, что финансово-экономический кризис сильнее всего ударил по деятельности крупных и средних торговых предприятий.

Оборот розничной торговли в течение года характеризуется неравномерностью, что подтверждают данные таблицы 3.

Таблица 3 - Динамика оборота розничной торговли ______________(в фактических ценах)_______________

Период 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Оборот, тыс. рублей Индекс физического объема, в % к предыдущему месяцу Оборот, тыс. рублей Индекс физического объема, в % к предыдущему месяцу Оборот, тыс. рублей Индекс физического объема, в % к предыдущему месяцу

Январь 1929690 85,8 2543425 81,7 3141609 85,2

Февраль 2013202 103,6 2891440 112,2 2980873 92,7

Март 2256899 111,6 3132935 106,5 3402196 114,9

Апрель 2249157 98,9 3264074 102,9 3467620 101,9

Май 2388699 105,6 3426625 103,7 3769127 108,4

Июнь 2440569 101,3 3419772 99,8 3856673 102,3

Июль 2480385 100,2 3346602 96,4 3979831 103,2

Август 2605284 105,1 3439575 102,3 3953443 99,1

Сентябрь 2506169 94,8 3415695 97,9 3957996 100,3

Октябрь 2592587 101,7 3538894 102,1 4013506 101,4

Ноябрь 2647660 101,0 3419244 95,9 3891361 96,8

Декабрь 3068465 114,1 3649181 105,8 4469437 114,2

Анализ таблицы 3 позволяет сделать следующие выводы:

- во-первых, наблюдается четкая тенденция резкого снижения объема товарооборота в первый месяц года - январь. Это вызвано, по нашему мнению, двумя причинами: 1) значительная часть денежных средств населения была потрачена в декабре предыдущего года на приобретение подарков и продуктов питания к Новому году и Рождеству; 2) слишком продолжительные «каникулы» у населения - у школьников зимние каникулы, а у работающего населения - дни отдыха из-за новогодних и рождественских праздников;

- во-вторых, увеличение товарооборота в марте, что вызвано увеличением покупок к 8

марта;

- в-третьих, колебание оборота розничной торговли (снижение или незначительное увеличение товарооборота) в летние месяцы, вследствие летних каникул и отпусков, так как часть денежных средств населения расходуется вне территории Мордовии;

- в-четвертых, увеличение объема товарооборота в октябре по сравнению с сентябрем, снижение в ноябре (по всей видимости, идет накопление средств к предстоящим расходам в декабре) и резкий рост в последний месяц года.

Торгующим организациям следует обратить внимание на неравномерность выполнения оборота в течение года, анализировать причины его падения или роста, а также на тот факт, что в декабре каждого года наблюдается самый большой объем розничной торговли. В этой связи торговым организациям необходимо постоянно изучать спрос населения, чтобы максимально его удовлетворить.

Товарооборот предприятий торговли складывается из реализации продовольственных и непродовольственных товаров. Их соотношение характеризует позитивные (рост продажи непродовольственных товаров) или негативные (рост продажи продовольственных товаров) тенденции в качестве жизни населения. Объем и структура продажи населению Республики Мордовия продовольственных и непродовольственных товаров показаны в таблице 4.

Таблица 4 - Объем и структура продажи населению продовольственных _______________и непродовольственных товаров______________________

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г.

млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, %

Оборот, всего 29178,8 100 39519,6 100 44883,7 100

в том числе: продовольственные товары 14137.7 48,5 19238,8 48,7 22818.8 50,8

непродовольственные товары 15041,1 51,5 20280,8 51,3 22064,9 49,2

Как свидетельствуют данные таблицы 4, в республике наблюдается тенденция снижения доли непродовольственных товаров в структуре товарооборота. Это, на наш взгляд, вызвано влиянием финансово-экономического кризиса, начиная со второй половины 2008 г.: часть работающего населения была либо уволена, либо переведена на неполный рабочий день. Это, несмотря на повышение пенсий, привело к снижению доходов населения. Что в совокупности с повышением привело к увеличению доли продовольственных товаров в об-

щем объеме товарооборота.

В товарной структуре розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями преобладают алкогольные напитки, продукты из мяса, рыба и морепродукты (без рыбных консервов), чай, кофе, кондитерские изделия, хлеб и хлебобулочные изделия. Товарная структура оборота торговли продовольственными товарами характеризуется тем, что самый высокий удельный вес приходится на алкогольные напитки, включая пиво, - 9,1% в 2007 г. И хотя нет данных по объему реализации алкогольных напитков через розничную торговую сеть за 2008 г. и 2009 г., можно предполагать (по увеличению объемов оптовой продажи алкогольной продукции и пива: в 2008 г. было продано на сумму 925,7 млн. руб., а в 2009 году - на сумму 958,5 млн. руб.), что их доля в общем объеме розничного товарооборота не уменьшилась.

За рассматриваемый период можно выделить две тенденции в реализации продовольственных товаров:

- позитивная, проявляющаяся в росте удельного веса рыбы и морепродуктов, цельномолочной продукции, свежих фруктов и т.п.;

- негативная, поскольку увеличивается доля табачных изделий, снижается удельный вес свежих овощей, мяса, растительного масла.

За 12 месяцев 2009 года населению реализовано непродовольственных товаров на 22064,9 млн. рублей, что на 4,0% ниже, чем в 2008 году. Удельный вес непродовольственных товаров в обороте розничной торговли за этот период составил 49,2%.

В структуре товарооборота непродовольственных товаров за период с 2007 г. по 2009 г. произошло значительное увеличение доли верхней одежды (в 3,5 раза) и кожаной обуви (в 15 раз) в общем объеме розничного товарооборота республики. Это, а также увеличение удельного веса холодильников и морозильников, следует рассматривать как прогрессивное явление в структуре товарооборота, как свидетельство повышения уровня жизни населения. Однако кризисные явления в мировой и отечественной экономике не могли не сказаться на падении продаж строительных материалов - рост цен на них в условиях снижения доходов населения уменьшил потребность в строительных материалах. Рост цен на лекарственные средства в 2008 г. привел к увеличению их доли в структуре товарооборота. Однако установление Правительством России фиксированных цен на лекарственные средства в 2009 г. несколько стабилизировали объемы их продажи.

Таким образом, проведенный анализ позволил выявить неравномерность в обороте розничной торговли по группам товаров. Так, можно увидеть, что оборот некоторых товаров в 2009 году снизился по сравнению с предыдущими периодами: среди продовольственных товаров - снизились продажи животного масла в среднем на 0,5%, растительного масла - на 0,2%, кондитерских изделий - на 1,9%; среди непродовольственных товаров: телевизоров - на 0,2%, строительных материалов - на 0,5%.

По состоянию на 01.01.2010 года на территории Республики Мордовия функционировало 32 розничных рынка, из них 27 универсального типа, 4 специализированных рынка по продаже продовольственной группы товаров и 1 - по продаже непродовольственных товаров.

На вещевых, смешанных рынках и ярмарках население покупает 14,2% пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, по непродовольственным товаром рынки формируют 17,3% розничной торговли данными товарами.

В заключение следует отметить, что на современном этапе розничная торговля входит в число ведущих отраслей экономики, определяющих направление и результаты развития региона. Потребительский рынок республики отличается высокой долей частной собственности. Предприятия негосударственного сектора формируют 96,5 % розничного товарооборота.

Торговые предприятия Мордовии приближаются к европейскому уровню не только внешне, но и по уровню обслуживания, ассортименту предлагаемых товаров. Активно внедряются прогрессивные формы реализации товаров с применением методов самообслуживания, оборудования для считывания штрих-кода и методов обслуживания в соответствии с международными стандартами: продажа по предварительным заказам, с использованием

дисконтных карт, предоставление услуг по доставке товаров на дом. Возрастает число покупателей, пользующихся услугами таких предприятий и предпочитающих свободный выбор товара традиционной торговле «через прилавок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.