решения вопросов МЗ на основе использования потенциала муниципальной собственности.
5. Необходимо формирование научно-обоснованных методов управления, отвечающих условиям функционирования и развития МО и местного самоуправления.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 03.06.1996г. №803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». Разделы 2, 4.
2. Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Ежегодный Мониторинг социально-экономического развития, формируемый Управлением экономики, имущественных и земельных отношений администрации г. Коврова.
4. Материалы ежегодных отчетов Финансового управления по исполнению бюджета.
5. Данные получены на основании ежегодных отчетов об исполнении бюджета города Коврова (Решения Ковровского городского Совета народных депутатов).
6. Гутман Г. В. Регион в формировании социального государства / Г. В. Гутман, О. П. Звягинцева, А. А. Мироедов. М.: Финансы и статистика, 2005. С.43.
Schurilov A. V. ESTIMATION OF LOCAL SIGNIFICANCE QUESTIONS PRIORITY IN PERFECTION OF LOCAL AUTHORITIES’ ACTIVITY
The article is devoted to one of the ways of the mechanism applied for solving the questions of local significance. The priority of the questions solved by local authorities is bassed on the inquiry concerning the estimation of the main local questions significance. The author compares the results of the mentioned above inquiry with the trend of budget expenditures during the last three years.
Keywords: local authorities (municipal authorities), questions of local significance, expense side of the budget, municipality, municipal purpose - oriented program.
УДК 339.1 Суслова Е. М.
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ*
В статье сделана попытка структурно-функциональной оценки розничной торговли. Уточнены и расширены подходы к формализации розничной торговли в современных условиях.
Ключевые слова: формы розничной торговли, внемагазинная торговля, стационарная торговля.
Структурно-функциональная оценка предполагает определенную формализацию исследуемых объектов и явлений. Формализация играет существенную роль в уточнении научных понятий. Многие проблемы не могут быть не только решены, но даже сформулированы, пока не будут формализованы связанные с ними рассуждения. Говоря о формализации, неизбежно речь идет о представлении и изучении какой-либо содержательной области знания в виде формальной системы, об усилении роли формальной логики.
Исходя из того, что формализация - это отображение результатов мышления в точных поня-
тиях и утверждениях, следует отметить, что при формализации изучаемым объектам, их свойствам и отношениям ставятся в соответствие некоторые устойчивые, хорошо обозримые и отож-дествимые материальные конструкции, дающие возможность выявить и зафиксировать существенные стороны объектов. Таким образом, формализация уточняет содержание путем выявления его формы и может осуществляться с разной степенью полноты.
Рассуждая о подходах к формализации розничной торговли, следует учитывать выявленные формы ее осуществления. Розничная торговля -
* Исследование выполнено в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
это заключительное звено, завершающая форма продажи товаров конечному потребителю через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей. Являясь выражением малого бизнеса в России, розничная торговля отличается многообразием форм частного предпринимательства.
В современных условиях предприятия розничной торговли разделяются на независимых розничных торговцев, торговую сеть, розничные франшизы, арендуемые отделы и кооперативы. Независимые розничные торговцы владеют, как правило, одним магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Это наиболее многочисленная часть розничных торговцев, и для этой деятельности требуются относительно небольшие инвестиции и средняя квалификация торгового персонала. Торговая сеть - это одно из заметных явлений в розничной торговле. Речь идет о совместном владении двумя или более розничными точками. Розничные франшизы - это юридически оформленные соглашения между владельцами привилегий, в качестве которых могут выступать производители, оптовики, организации по предоставлению услуг, и держателями привилегий в лице предприятий розничной торговли. Такие соглашения позволяют розничным торговцам осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой и по соответствующим правилам. Что касается арендуемого отдела, то это, как правило, отдел в розничном магазине, который сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных законодательством и арендодателем. Свою выгоду арендатор получает от работы в хорошо известном месте, от большего числа посетителей и престижа самого торгового предприятия. Как правило, арендодатели также заинтересованы в такой форме благодаря выгодным условиям
аренды и привлечению дополнительных посетителей в магазин. Эта форма торговли до сих пор находит широкое применение в нашей стране. Кооперативы розничной торговли могут создаваться как самими торговцами, так и потребителями. Объединение независимых розничных торговцев в кооператив позволяет существенно снизить многие издержки, связанные с закупкой, транспортировкой и хранением товаров, осуществлять совместное планирование и рекламу. В кооперативах, созданных потребителями, розничный магазин принадлежит его членам пропорционально вложенным ими средствам. Цель такой кооперации - приобретение продуктов и товаров для самих членов по более низким ценам.
Среди видов розничной торговой сети можно выделить стационарную торговлю и нестационарные ее формы. Стационарная торговая сеть является наиболее распространённой, включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, торговые автоматы и другие формы торгового обслуживания потребителей. В современных условиях функционируют разнообразные магазины, среди которых можно выделить:
- традиционное обслуживание через прилавок;
- магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам;
- в результате чего сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации;
- магазины типа «магазин-склад», в которых товар не выкладывается на витрины, полки, что значительно снижает расходы по погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа осуществляется по более низким ценам;
- магазины, торгующие по каталогам, при этом, каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Реализация продукции здесь часто сопровождается доставкой товара непосредственно по адресу покупателя;
• продажа через торговые автоматы. Торговые автоматы удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торгового персонала. Их устанавливают внутри магазина или вне его (на улицах, вокзалах, в кафе и т.д.). Предметом торговли обычно бывает определенный круг товаров повседневного спроса.
Особое место в классификации рыночных структур занимает торговый центр, который представляет собой совокупность торговых предприятий, спланированных, построенных и управляемых как единым территориальным комплексом с обширной автостоянкой. Торговый центр всегда предлагает универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.
Нестационарные формы розничной торговли предполагают наличие передвижной торговой сети, которая способствует приближению к покупателям и оперативному обслуживанию населения. Здесь можно выделить разносную торговлю с применением лотков и других несложных устройств; развозную торговлю с использованием автоматов, вагонолавок и прочих приспособлений; а также прямую продажу на дому. Принципиально новой формой нестационарной, внемагазинной торговли, имеющей предпосылки для широкого распространения в отечественной торговой практике, должен стать сетевой маркетинг. Главная особенность этой системы состоит в том, что товар реализуется специально подготовленными торговыми агентами на дому, в учреждениях и организациях, на транспорте, на улице. Это позволяет резко сократить издержки обращения.
Заслуживают внимания и такие формы розничной торговли как посылочная и электронная торговля. Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, лекарственными средствами, продукцией производственно-технического назначения (запасные части, инструмент, резино-технические изделия, подшипники и др.). Электронная торговля в современных условиях получила достаточно широкое распространение как один из новых видов внемагазинной торговли. При этой форме покупатель с помощью персональных компьютеров может выбрать по каталогам необходимую модель изделия и одновременно осуществить оплату выбранных товаров с использованием специальных кредитных карточек.
Вообще говоря, можно выделить основные типы внемагазинной розничной торговли. Так, например, такой тип, как «личная продажа» возникла много веков назад, когда существовали еще странствующие торговцы. Существует три типа
личной продажи: собственно личная продажа, реализация товара одним продавцом многим покупателям, и моногоуровневый (сетевой) маркетинг. При непосредственной личной продаже торговый представитель наносит визит потенциальному пользователю товара и пытается продать ему свой продукт. Продажа «один многим» - здесь наилучшие продавцы, как правило, получают большие премии. Многоуровневый (сетевой) маркетинг - это «пирамидальный» вариант личной продажи, при котором компания набирает независимых работников, становящихся дистрибьюторами ее продукции. Эти дистрибьюторы в свою очередь нанимают других людей и продают товар им, а те тоже нанимают распространителей и т. д. Конечная продажа осуществляется чаще всего на дому у покупателей. Дистрибьютор получает определенный процент от продаж всей нижестоящей торговой группы, а также из заработка от собственной продажи товаров конечным потребителям.
Как разновидность прямого маркетинга можно выделить также прямую почтовую рассылку и торговлю по каталогам. Сегодня прямой маркетинг включает и иные способы продаж, в том числе телемаркетинг, специальные телеканалы и электронную торговлю. Интересно отметить и продажи через автоматы, где продается широкий ассортимент товаров, включая как товары импульсной покупки, необходимые в самых разных ситуациях, так и другие продукты. В современных условиях торговые автоматы можно найти повсюду, на любой фабрике, в офисах, крупных магазинах розничной торговли, на автозаправочных станциях, в гостиницах, ресторанах. С точки зрения покупателей такие автоматы имеют определенные выгоды, так как работают 24 часа в сутки и предоставляют возможность полного самообслуживания.
Таким образом, розничная торговая сеть классифицируется по признаку стационарности и товарно-ассортиментного профиля. По признаку стационарности розничная торговая сеть разделяется на:
- стационарную (магазины);
- полустационарную (павильоны, палатки, ларьки, киоски);
- передвижную (развозная и разносная).
В стационарных формах розничной торговли в современных условиях функционируют различные виды магазинов:
1) Специализированные магазины занимаются реализацией товаров одной конкретной
группы (мебель, радиотовары, электротовары, одежда, молоко, хлебобулочные изделия и др.
2) Узкоспециализированные магазины продают товары составляющие часть товарной группы.
3) Комбинированные магазины осуществляют реализацию товаров нескольких групп, отражающих общность спроса или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей.
4) Универсальные магазины продают товары многих товарных групп в специализированных секциях.
5) Смешанные магазины реализуют товары различных групп как продовольственных так и непродовольственных, не образуя специализированные секции.
По товарно-ассортиментному профилю розничная торговля подразделяется на три основные формы торгового обслуживания населения:
- смешанную (торгующую товарами одной или двух-трех групп);
- специализированную (торгующую отдельными подгруппами и видами товаров);
- универсальную (торгующую всеми группами продовольственных и непродовольственных товаров).
Самыми распространенными торговыми форматами организованной торговли являются дискаунтеры, супер- и гипермаркеты, а также магазины «у дома».
Дискаунтеры - в них ограниченный ассортимент (до 3 тыс. наименований) и достаточно низкие цены, благодаря чему достигается высокая оборачиваемость. Такая форма организованной розничной торговли удобна и целесообразна в ситуации когда покупательская способность населения снижена. Супермаркеты - магазины с большим предложением товара, с более высоким уровнем наценок, рассчитаны на покупателей с достатком выше среднего. Гипермаркеты -с гиперпредложением товаров разнообразных категорий, как правило, ориентируется на категорию достаточно обеспеченных потребителей. Что касается магазинов «у дома», то, как правило, это небольшие магазины, предназначенные для обеспечения текущих потребностей живущих рядом с ними покупателей.
Выявление особенностей каждого вида розничной торговли показывает, что современные тенденции развития розничной торговли в основном опираются на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. В после-
дние годы такое соотношение утратило позитивную динамику. Более половины розничного товарооборота реализуется сегодня на основе вне-магазинных форм продаж. Данное обстоятельство имеет вполне определенные негативные последствия - уменьшение розничного товарооборота. Для нейтрализации негативного влияния внема-газинной торговли на показатели розничного товарооборота в целом, можно выделить общие принципы организации и функционирования розничной торговой сети. Речь идет об универсализации продовольственной торговли за исключением товаров редкого эпизодического спроса; развитии специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки; формировании торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов; организации в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания; формировании системы так называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров; выделении специальных зон для уличных ярмарок и базаров; формировании автономных зон торгового обслуживания.
Инфраструктура розничной торговли любой региональной модели торгового обслуживания должна обеспечить разнообразие структурнофункциональных параметров торговых объектов и всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания. Формирование системы предприятий розничной торговли товаропроизводителями, оптовыми организациями, а так же муниципальными органами в настоящее время является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально-ориентированной рыночной среды. Разнообразие розничных торговых предприятий с позиции их структурно-функциональных параметров базируется на развитии независимых розничных торговых предприятий; предприятий розничной торговли, принадлежащих товаропроизводителям либо оптовым торговым организациям; муниципальных розничных торговых организаций.
Однако следует отметить, что системная организация объектов рыночной торговли должна опираться не только на рациональную
дифференциацию магазинов, но и на развитие внемагазинных форм продажи. Развитие внема-газинных форм продажи товаров обусловлено эволюцией самой торговой практики. В современных условиях имеют место и вещевые рынки и уличная подвижная торговля. Как форма внемагазинной торговли, вещевые, продовольственные и смешанные рынки представляют определенный исследовательский интерес. Торговля на местных городских рынках в современных условиях достаточно специфична. Как правило, экономические отношения в рамках базарной торговли имеют стихийный характер возникновения, подчиняясь основной цели - удовлетворение общественных потребностей. С экономической точки зрения, такой рынок - это всегда форма объективно существующих отношений в процессе обмена между участниками сделки. С институциональной точки зрения - такой рынок представляет собой определенное единство разных форм торговой деятельности, оформленных институционально. В целом, рассуждая абстрактно, с экономико-правовой позиции такая форма розничной торговли как рынок, выражает объективно существующие отношения между людьми в процессе обмена, раскрывая основные стороны отношений и специфику их проявления и представляет собой единство различных форм розничной торговли и имущественно-правовых отношений, что и определяет специфику городского рынка в современных условиях. Отдельно можно выделить такую форму розничной торговли как «торгующее население». Как правило, группу «торгующее население» составляют представители домашних хозяйств, осуществляющие торговую деятельность в рамках дополнительной занятости, не занимающиеся
торговой деятельностью профессионально, и имеющие от нее дополнительные доходы. В современных условиях торгующее население представляет собой совокупность частных обособленных субъектов, представителей домашнего хозяйства, вовлекаемых в обменные процессы в условиях неорганизованной торговли как формы обмена и систему отношений по поводу удовлетворения личных, непроизводственных потребностей, либо для домашнего производства. Это достаточно распространенная форма внемагазинной торговли. При этом, данная форма для определенной категории населения стала достаточно устоявшейся линией поведения, приобрела институциональные черты.
В целом торговля на городских рынках в современных условиях, приобретает достаточно актуальное значение для местного населения и приезжих, являясь в известной степени альтернативой занятости в условиях нарастающей безработицы. В связи с этим считаем целесообразным развитие данной формы розничной торговли наряду с формированием эффективных форм организованной торговли.
Библиографический список
1. Гирц К. Базарная экономика: информация и поиск в крестьянском маркетинге // Экономическая социология. Т. 10. 2009. N° 2 (март).
2. Григорьев М. Н. Маркетинг: учеб. пособие. М.: Г ардарики, 2006. 336с.
3. Торговые площади в Москве. - URL: http:// www.asessor.ru
4. Хруцкий В. Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева. - 2-е изд. пер. доп. М.: Финансы и статистика, 2000. - 528с.
Suslova E. M.
STRUCTURALLY FUNCTIONAL ESTIMATION RETAIL TRADE
In article attempt of a structurally functional estimation of retail trade is made. Approaches to formalisation of retail trade in modern conditions are specified and expanded.
Keywords: forms of retail trade, extrastore trade, stationary trade.