что воспринимается всеми взаимодействующими индивидуальными или групповыми субъектами, способствует должной устойчивости отношений между ними и соответствующему образу жизни, их взаимоприемлемому развитию», и, в этом плане, общезначимое представляет собой не что-то в высшей степени объективное, независимое от конкретных людей и общественных групп, а принцип, как фундамент общественных взаимодействий, требующий обеспечения в таких взаимодействиях человеческого понимания и согласия [10].
Рассмотрим теперь систему ценностных идеалов, которые определяют объективную этическую основу профессии медицинской сестры (таблица 1).
Субъективные ценностные основы профессии медицинской сестры отражены в соответствующих ценностных ориентациях медицинского работника.
Д.А. Леонтьев и И.Т. Фролов полагают, что ценностные ориентации личности формируются в условиях социокультурных отношений, которые «освещают жизненный смысл объектов и явлений действительности под углом зрения устойчивых интересов развития социального целого, преломленных и осмысленных субъектом в качестве ценностных ориентиров его жизни, формируются как идеалы, модели должного, задающие спектр инвариантных предельных параметров желательных преобразований действительности» [7]. Представим систему профессионально обусловленных ценностных ориентаций личности медицинской сестры (таблица 2).
Таким образом, ценностная основа профессиональной деятельности медицинской сестры, представляет собой системную целостность двух подсистем: объективно существующих ценностных этических идеалов и ценностных ориен-таций личности медицинского работника.
Таблица 2
Ценностные ориентации личности медицинской сестры
1. Ценностно-мотивационное отношение к физическому здоровью пациента. То есть полное осознание значимости обозначенного здоровья. Стремление сострадать и уважать жизнь пациента. Уважение права пациента на облегчение страдания в той степени, в какой это позволяет современный уровень медицины.
2. Ориентация на комплексный всесторонний уход за пациентами; восстановление их здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждению заболеваний людей; ориентация только на ту степень профессиональной компетентности, которой обладает; осознание значимости личной моральной ответственности за поддержание, внедрение и улучшение стандартов сестринского дела.
3. Ориентация на непрерывное совершенствование специальных компетенций (знаний, умений, навыков); на повышение своего профессионального культурного уровня.
Библиографический список
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Москва: ACT Neoclassic, 2018.
2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. Москва, 2001.
3. Гусейнов А.А., Апресян РГ Этика: учебник. Москва, 2000.
4. Кант И. Критика способности суждения. Москва: Искусство, 1994.
5. Клушина Н.П. Развитие субъектности магистрантов в процессе обучения. Педагогика. 2016; 5: 65 - 71.
6. Кравченко Л.В. Медсестра. Новый взгляд на профессию. Медицинская помощь. 2008; 5: 17 - 18.
7. Леонтьев Д.А., Фролов И.Т Мировоззрение. Человек: философско-энциклопедический словарь. Под редакцией И.Т Фролова. Москва: Наука, 2000: 193 - 194.
8. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск,1992.
9. Педагогический энциклопедический словарь. Под редакцией Б.М. Бим-Бад. Москва, 2002.
10. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Москва: Директ-Медиа, 2013.
11. Магомеддибирова З.А., Юсупхаджиева Т.В. Формирование эмоционально-ценностного отношения дошкольников и младших школьников к изобразительной деятельности. Махачкала, 2014.
12. Магомеддибирова З.А., Юсупхаджиева Т.В. Изобразительная деятельность детей 6-7 лет в развитии эмоционально-ценностных отношений. Международный журнал экспериментального образования. 2010; 11: 115 - 118.
References
1. Berdyaev N.A. Smysl tvorchestva. Moskva: ACT Neoclassic, 2018.
2. Vasil'eva O.S., Filatov F.R. Psihologiya zdorov'ya cheloveka: 'etalony, predstavleniya, ustanovki. Moskva, 2001.
3. Gusejnov A.A., Apresyan R.G. 'Etika: uchebnik. Moskva, 2000.
4. Kant I. Kritika sposobnostisuzhdeniya. Moskva: Iskusstvo, 1994.
5. Klushina N.P. Razvitie sub'ektnosti magistrantov v processe obucheniya. Pedagogika. 2016; 5: 65 - 71.
6. Kravchenko L.V. Medsestra. Novyj vzglyad na professiyu. Medicinskaya pomosch'. 2008; 5: 17 - 18.
7. Leont'ev D.A., Frolov I.T. Mirovozzrenie. Chelovek: filosofsko-'enciklopedicheskij slovar'. Pod redakciej I.T. Frolova. Moskva: Nauka, 2000: 193 - 194.
8. Oreshnikov I.M. Chto takoe gumanitarnaya kultura? Saransk,1992.
9. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Pod redakciej B.M. Bim-Bad. Moskva, 2002.
10. Rozov N.S. Cennosti v problemnom mire: filosofskie osnovaniya i social'nye prilozheniya konstruktivnoj aksiologii. Moskva: Direkt-Media, 2013.
11. Magomeddibirova Z.A., Yusuphadzhieva T.V. Formirovanie 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov k izobrazitel'noj deyatel'nosti. Mahachkala, 2014.
12. Magomeddibirova Z.A., Yusuphadzhieva T.V. Izobrazitel'naya deyatel'nosf detej 6-7 let v razvitii 'emocional'no-cennostnyh otnoshenij. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2010; 11: 115 - 118.
Статья поступила в редакцию 16.07.19
УДК 159.9
KuksovA.Yu., serviceman, (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
THE ISSUE OF FORMATION OF MILITARY-PROFESSIONAL RESPONSIBILITY IN CADETS OF TRAINING CENTERS. In Russia there are many problems, the solution of which is difficult due to the lack or deformation of personal responsibility for the final result of the activities of both managers and performers. For this reason, in modern conditions the problem of forming the responsibility of the individual began to pay more attention. Russian national science also solves this issue, which is actively looking for ways to improve the social and professional responsibility of Russian citizens. The importance and professional responsibility of military personnel entrusted with the task of ensuring the security and defense of the state in peacetime and wartime is particularly high. The article considers the meaning of the term "military-professional responsibility" and defines its features on the basis of the approaches of domestic scientists.
Key words: military-professional responsibility, military service, cadets, features, responsibility, approach, training military center, formation.
А.Ю. Куксов, военнослужащий, г. Краснодар, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ
В нашей стране накопилось много проблем, решение которых затруднено по причине отсутствия или деформации персональной ответственности за конечный результат деятельности как руководящих кадров, так и исполнителей. По этой причине в современных условиях проблеме формирования ответственности личности стали уделять все больше внимания. К разрешению этого вопроса подключилась и отечественная наука, которая активно ведёт поиск
путей повышения социальной и профессиональной ответственности граждан России. Особенно высоко значение и наличие профессиональной ответственности у военных кадров, на которых возложена задача обеспечения безопасности и обороны государства в мирное и военное время. В статье на основе подходов отечественных учёных рассматривается сущность термина «военно-профессиональная ответственность» и определяются её особенности.
Ключевые слова: военно-профессиональная ответственность, воинская служба, курсанты, особенности, ответственность, подход, учебный военный центр, формирование.
Ответственность личности проявляется в её профессиональной деятельности, поведении и дисциплине. Это позволяет говорить о профессиональной ответственности.
Нас интересует термин «военно-профессиональная ответственность» (ВПрО), свойственный для всех категорий военнослужащих. Изучение руководящих документов показывает, что воинская служба характеризуется следующими особенностями:
- представляет собой специфический вид государственной службы, который регламентируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общевоинскими уставами, приказами и директивами Министра обороны РФ;
- предназначена для решения важнейшей задачи - обеспечения обороноспособности государства и высокой боевой готовности Вооруженных Сил России в интересах охраны морских, сухопутных и воздушных границ, поддержания готовности к нанесению сокрушительного удара (как превентивного, так и ответного) по любому агрессору;
- связана с риском для жизни и здоровья военнослужащего;
- предполагает наличие высокого профессионального мастерства и самоотверженность личности в бою с врагами Отечества;
- имеет ряд социально-психологических проблем, связанных с адаптацией личности, становлением военного профессионала, наличием ряда ограничений, строгостью воинской дисциплины и воинского порядка.
Всё это обуславливает: а) потребность в акцентировании внимания к проблеме формирования ВПрО курсанта учебного военного центра, являющейся специфической социально-статусной характеристикой будущего защитника и кадрового офицера Отечества; б) необходимость в комплексном анализе ВПрО курсанта учебного военного центра с целью раскрытия её общесоциального назначения в интересах обеспечения обороноспособности государства.
Для дальнейшего рассмотрения нашей темы необходимо рассмотреть подходы отечественных учёных к термину «военно-профессиональная ответственность», позволяющие уяснить сущность этого феномена.
Что же следует понимать под термином «военно-профессиональная ответственность»?
Ответ на этот вопрос мы можем найти в трудах отечественных учёных.
Философский подход подразумевает понимание ВПрО как важнейшей ценности военного профессионала, обусловленной требованиями Конституции и законов РФ, Военной присягой и общевоинскими уставами (С.Н. Васильев [1], С.П. Галченко [2] и др.). Е.В. Смирнов акцентирует внимание на понимании военнослужащими профессионализма как личной ценности, что способствует повышению его социально-политической и профессиональной активности, утверждению военно-профессионального сознания и ответственности, направленных на реализацию задач военно-профессиональной деятельности [3].
Отечественные психологи Н.Н. Семененко [4], Т.В. Маркелова [5] и др. исходят из понимания ВПрО будущих военных кадров как интегративного качества личности, включающую, её способность к принятию обоснованных решений в профессиональной деятельности, проявление настойчивости в их реализации и готовности отвечать за достигнутые результаты и любые последствия.
Социологическая наука подчёркивает высокую социальную ценность военно-профессиональной деятельности направленной на защиту рубежей Отечества и мирного труда российского народа. Согласно взглядам В.А. Шубина [6], формирование ВПрО возможно в процессе профессиональной социализации курсанта, в ходе которой личность приобретает профессионально важные личностные качества, необходимые профессиональные компетенции, конструирует профессиональные стратегии, в том числе и стратегию ВПрО.
Сущность педагогического подхода заключается в обеспечении целостного воспитания профессиональной ответственности у учащихся в образовательном процессе, путём формирования знаний, убеждений, умений, навыков, потребностей на основе гуманной позиции личности.
Так, О.В. Григорьев и А.В. Федункин [7] понимают сущность ВПрО военнослужащих как форму проявления качественного и добросовестного выполнения служебно-должностных обязанностей, как результативность профессионального мастерства и военно-профессиональной деятельности. А.Н. Томилин [8] отмечает, что для военных кадров ВПрО - это компонент профессиональной направленности военнослужащего и базовое качество, проявляемое в поведении и отношении к воинскому долгу качеству выполнения функциональных обязанностей и служебных задач по совершенствованию боевой готовности и своего воинского мастерства. Согласно взглядам В.П. Швыдкова [9], ВПрО офицера -это сложное, интегральное морально-нравственное качество личности, для которой характерно высокая готовность оперативно и эффективно действовать в соответствии со складывающейся обстановкой. Такая специфическая готовность должна соответствовать: а) конкретным требованиям военной службы, военной профессии; б) осознанию своих прямых функционально-должностных обязанностей; в) способности предвидения любых возможных последствий, которые могут наступить от своих действий; г) персональной ответственности за свои поступки. По мнению автора, ВПрО должна постоянно и систематически формироваться у военнослужащих, в том числе и у курсантов военных вузов.
В соответствии с точкой зрения С.Н. Васильева [10] на формирование и развитие ВПрО военнослужащих и курсантов существенное влияние оказывает наличие у личности социальной ответственности, являющейся важнейшим качеством зрелой личности, позволяющее ей на основе знаний о допущениях и ограничениях в собственном поведении принимать правильные решения, совершать социально одобряемые действия, строить продуктивные отношения с окружающими, успешно выполнять поставленные задачи. Согласно позиции А.В. Немчинова [11], ВПрО - это базовое, профессионально значимое качество военного профессионала, которая во многом закладывается у курсантов на начальном этапе обучения в военном учебном заведении, а потом формируется и развивается в процессе дальнейшего обучения.
Обучение курсантов в военных учебных центрах имеет своей главной целью осуществить профессиональную подготовку будущих офицеров в соответствии с их предназначением к эффективному выполнению служебных обязанностей по первичной офицерской должности. Т.В. Маркелова говорит о необходимости осуществить в период обучения в учебных военных центрах заблаговременное формирование ВПрО и устойчивости психики к функционированию в изменившихся условиях воинской жизнедеятельности.
Переменный контингент ВУЦ - курсанты - это юноши, возраст которых 17 - 22 года. Особенности этого возраста исследовали Б.Г Ананьев, И.С. Кон и др. К таковым относятся: формирование самосознания и личного мировоззрения, постигается мужская модель поведения, осуществляется подготовка к семейной жизнедеятельности, вступлению в брак; развивается социальная ответственность и готовность вступления в новые социальные общности; проигрываются разнообразные социальные роли и формируется индивидуальная идентичность; совершается становление интеллектуальной организации и её дальнейшее формирование, что связано с вхождением в широкий социум; усиливается рефлексия, способность мысленного обращения к своим собственным мыслям, теоретизирование, идеализация; продолжает развиваться способность распознавать противоречия в словах, действиях, поступках; молодые люди стремятся к самореализации и индивидуализации; достигается социальная зрелость, что подразумевает возможность выполнения социальных обязанностей и принятие на себя ответственности за свою жизнь; субъективно появляется чувство взрослости [12].
По мнению Э.Ф. Зеер [13], в период юности личность испытывает трудности двух кризисов профессионального развития (табл. 1).
Для курсантов УВЦ характерно переживание двух возрастных кризисов: первый - перехода к юности (1-2 курс) и второй - перехода к взрослости (3-4 курс). Эти особенности следует учитывать в учебно-воспитательной работе с курсантами УВЦ.
Таблица 1
Кризис Факторы его обуславливающие Способы, его преодоления
Профессионального выбора (16 - 18 лет) Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизнедеятельности. Перестройка ведущей деятельности. Смена мотивов учебно-профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии.
Профессиональных экспектаций (18 - 20 лет) Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности. Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и «Я-концепции». Увольнение, смена специальности и профессии.
Кризисы профессионального развития личности
Проведённые А.А. Колодовским, О.В. Фомичевой, К.В. Марковым и др. исследования показывают, что у курсантов факультетов военного обучения и УВЦ не сформирована ответственность за профессиональный выбор, реализацию социального долга; они не обладают лидерским потенциалом; не сформирована государственно-патриотическая позиция; отсутствует способность к разрешению жизненных трудных ситуаций, препятствующих достижению выбранной цели; низки навыки самоорганизации, анализа ситуации, чувство ответственности и личная дисциплина и др. Часть из них не готова к выполнению в полную силу обязанностей по предназначаемой должности - командира подразделения и руководителя первичного воинского коллектива.
В процессе формирования ВПрО у курсантов УВЦ следует учитывать особенности детерминации становления личности, уровень профессиональных достижений которой определяется индивидными особенностями и личностными характеристиками. На индивидное развитие решающее влияние оказывают биологические факторы, а на личностное - психические особенности и ведущая деятельность, на профессиональное - социально-экономические факторы и ведущая (профессиональная) деятельность. А.А. Бодалева выделил сценарии развития взрослого человека:
1. Индивидное развитие значительно опережает личностное и профессиональное. В результате - отсутствуют интересы, склонности и способности к какой-либо деятельности, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности.
2. Личностное развитие человека идёт более интенсивно, чем индивидное и профессиональное. Проявляется в бережном отношении к окружающей среде, людям, предметам материальной и духовной культуры, в привязанности к семье и др. Физическое здоровье и профессиональные достижения находятся на втором плане.
3. Профессиональное развитие доминирует над двумя другими «ипостасями» человека. Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погруженность в работу.
Относительное соответствие темпов индивидного, личностного и профессионального развития - это оптимальное соотношение, обусловливающее реализацию, «выполнение» человеком себя [14, с. 24-30].
Проведённые индивидуальные беседы с курсантами первого курса УВЦ и тестирование их позволили установить, что у части курсантов не сформировано ВПрО, что выражается:
- во взглядах к воинской службе и военно-профессиональной деятельности (преобладание пацифистских настроений: воинская служба не нужна, воинская деятельность - пустая трата времени (57%));
- в отношении к учёбе и подготовке себя как военного профессионала (для некоторых курсантов учеба в УВЦ - временное явление, крайняя необходимость (34%));
- в отношении к государству и социуму (безучастное, не желание интересоваться внешнеполитической и внутренней обстановкой, не понимание сути обострения международной обстановки и необходимости укрепления обороноспособности страны, готовности каждого россиянина к защите Отечества и его интересов (до 62%));
- в отношении к самому себе (равнодушие к успехам в военно-профессиональной учебе, безынициативность, отсутствие готовности к самосовершенству и самовоспитанию, желание скорейшего завершения обучения (41%)).
Библиографический список
Как видим, у курсантов УВЦ не сформированы важнейшие персональные характеристики, одновременно составляющие содержание ответственности, вернее ВПрО.
Выполненный выше анализ и изучение работ С.В. Бессмертной, Т.М. Беспаловой, С.Н. Васильева и других позволили нам установить, что военно-профессиональная ответственность курсантов УВЦ как будущего офицера запаса Вооруженных Сил России есть важнейшее базовое личностное качество, проявляющееся в саморегуляции учебной, служебной и повседневной жизнедеятельности деятельности, которая отличается динамичностью, сложностью служебных отношений, готовностью отвечать за личные действия, поступки и достигнутые конечные результаты.
Следовательно, военно-профессиональная ответственность курсанта военного учебного центра - это его личностная характеристика, формируемое интегративное и базовое профессиональное качество, отражающее специфическое социальное, правовое и морально-нравственное отношение к конституционному долгу, воинской профессии, базирующееся на развитых профессиональных способностях к принятию в интересах воинской службы обдуманных, логичных и грамотно обоснованных решений, проявление настойчивости, инициативы и добросовестности в их выполнении и готовности отвечать за результаты и последствия своей военно-профессиональной деятельности.
Сущность воспитания ВПрО представляет собой целенаправленный педагогический процесс, прививающий курсантам потребность в выполнении требований руководящих документов, предписывающих организацию и регламент военно-профессиональной деятельности в интересах обеспечения и поддержания высокой боевой готовности, качественное руководство подчиненным личным составом и эффективное выполнение поставленных боевых задач. В итоге, это становится для каждого будущего офицера профессионально осознаваемой и личностно-значимой совокупностью норм и правил поведения.
Содержание процесса воспитания ВПрО охватывает стройный комплекс организационных и воспитательных мероприятий, включает цели, задачи, субъект объектные отношения, результаты и обратные связи, и позволяет развивать у курсантов мотивационный, волевой, познавательный и эмоциональный компоненты военно-профессиональной ответственности.
Выполненный выше анализ позволяет вычленить основные особенности ВПрО курсанта учебного военного центра: личностная характеристика будущего офицера, формируемая в процессе социализации и процессе обучения в специализированном военном учебном заведении; компонент профессиональной направленности и профессионально-важных качеств; качественный показатель зрелости личности курсанта, его компетентности и растущего военно-профессионального мастерства; особый элемент, присутствующий во всех видах воинской деятельности; показатель зрелости офицера, качества и результативности его военно-профессиональной деятельности.
Таким образом, проведённый анализ научной литературы позволил:
1. Уточнить сущность и основные особенности военно-профессиональной ответственности курсантов военного учебного центра, важнейшей из которых является то, что ВПрО курсанта учебного военного центра проявляется в его делах (учёбе и службе), поведении и дисциплине.
2. Для формирования высокого уровня ВПрО в курсантов военного учебного центра следует разработать целевую программу и организовать с ними её изучение.
1. Васильев С.Н. Формирование социальной ответственности у курсантов военного вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Кострома, 2006.
2. Галыенко С.П. Военно-профессиональные ценности в ценностных ориентациях военных кадров (социально-философский анализ). Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 1994.
3. Смирнов Е.В. Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 2008.
4. Семененко Н.Н. Становление профессиональной ответственности у курсантов военных училищ Сухопутных войск. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 1998.
5. Маркелова Т. В. Теоретико-методологические основы заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности. Автореферат диссертации ... доктора психологических наук. Москва, 2011.
6. Шубин В.А. Профессиональная социализация курсантов вузов государственной противопожарной службы Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Пенза, 2011.
7. Григорьев О.В., Федункин А.В. К вопросу о формировании профессиональной культуры поведения будущего офицера. Инновации в образовании. 2011; 11: 30 - 41.
8. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2010.
9. Швыдков В.П. Воспитание профессиональной ответственности у офицеров подразделений боевого обеспечения Военно-воздушных сил Российской Федерации. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.
10. Васильев С.Н. Формирование социальной ответственности у курсантов военного вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Кострома, 2006.
11. Немчинов А.В. Формирование ответственности как профессионально-личностного качества у курсантов младших курсов военного вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Саратов, 2008.
12. Кон И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
13. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. 4-е изд., перераб., доп. Москва: Академический проект; Фонд «Мир», 2006.
14. Бодалев А.А. Вершина в развитии человека: характеристики и условия достижения. Москва: Флинта, 1998.
References
1. Vasil'ev S.N. Formirovanie social'nojotvetstvennostiu kursantov voennogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2006.
2. Gal'chenko S.P. Voenno-professional'nye cennosti v cennostnyh orientaciyah voennyh kadrov (social'no-filosofskij analiz). Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1994.
3. Smirnov E.V. Duhovnye cennosti v voenno-professional'nom soznanii oficerskogo korpusa Rossii: social'no-filosofskij analiz. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2008.
4. Semenenko N.N. Stanovlenie professional'noj otvetstvennosti u kursantov voennyh uchilisch Suhoputnyh vojsk. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1998.
5. Markelova T.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy zablagovremennoj ustojchivosti buduschih oficerov zapasa k usloviyam voenno-professional'noj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2011.
6. Shubin V.A. Professional'naya socializaciya kursantov vuzov gosudarstvennojprotivopozharnojsluzhby Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Penza, 2011.
7. Grigor'ev O.V., Fedunkin A.V. K voprosu o formirovanii professional'noj kul'tury povedeniya buduschego oficera. Innovacii v obrazovanii. 2011; 11: 30 - 41.
8. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: MGA im. adm. F.F. Ushakova, 2010.
9. Shvydkov V. P. Vospitanie professional'noj otvetstvennosti u oficerov podrazdelenij boevogo obespecheniya Voenno-vozdushnyh sil Rossijskoj Federacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
10. Vasil'ev S.N. Formirovanie social'nojotvetstvennostiu kursantov voennogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2006.
11. Nemchinov A.V. Formirovanie otvetstvennosti kak professional'no-lichnostnogo kachestva u kursantov mladshih kursov voennogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2008.
12. Kon I.S. Mezhdisciplinarnye issledovaniya. Sociologiya. Psihologiya. Seksologiya. Antropologiya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2006.
13. Zeer 'E.F. Psihologiya professij: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. 4-e izd., pererab., dop. Moskva: Akademicheskij proekt; Fond «Mir», 2006.
14. Bodalev A.A. Vershina v razvitii cheloveka: harakteristiki i usloviya dostizheniya. Moskva: Flinta, 1998.
Статья поступила в редакцию 21.07.19
УДК 371
Leek Hod, Safety Manager (Israel), E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF ENSURING SAFETY OF CHILDREN IN ROAD ACCIDENTS IN ISRAEL. In the paper it is the authors intention to indicate an existence of a void in the governmental structure and cast light with a powerful spotlight on a phenomenon that is felt by everyone however nothing is being done about it. In every modern state there are Ministers of Police, Education, Justice and Transportation that each one handles their own area; however, there is not always a correlation between them. There is a silent consent of many people including the academy that traffic accidents are a matter of fate. It is obvious that the handling and struggle with traffic accidents require an interaction of several entities: law, legislation, education and enforcement. This paper is aimed mainly at the field of safety and enforcement. As it is well known, there is no Minister of Safety in Israel as well as in other countries, who would supervise proactive actions of the other entities. The state needs to realize that it is economically worthwhile to invest in safety. The paper recommends the Prime Minister to authorize a new Ministry that would be a Ministry of National Safety.
Key words: safety, management, enforcement, research, responsibility.
ЛэкХод, полковник в сфере Системы безопасности расследования дорожных происшествий, Израиль, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ В ИЗРАИЛЕ
В статье автор поднимает проблему о том, что при наличии в каждом современном государстве министров полиции, образования, юстиции и транспорта и др., каждый из этих министров занимается своей областью, однако не всегда существует корреляция между ними. Существует мнение, что дорожно-транспортные происшествия - это вопросы судьбы, и на них нельзя влиять. Очевидно, что борьба с дорожно-транспортными происшествиями требует взаимодействия нескольких субъектов: права, законодательства, образования и правоохранительных органов. Как известно, в Израиле, как и в других странах, нет министра безопасности, который контролировал бы активные действия других образований. Государство должно понимать, что экономически целесообразно инвестировать в безопасность. Автор статьи рекомендует создать в Израиле новое министерство - Министерство национальной безопасности, которое возьмёт на себя комплекс проблем, в том числе и проблему безопасности детей на дорогах, обеспечения профилактической работы с ними в образовательных учреждениях с целью уменьшения транспортных происшествий, произошедших по вине детей, не соблюдающих меры предосторожности на дорогах.
Ключевые слова: безопасность, управление, принуждение, исследование, ответственность.
Introduction
The problem: in the state of Israel which is relatively small in comparison to the world and which is technologically and scientifically advanced, there are 400 casualties and 30,000 wounded in average as a result of traffic accidents. Specialists around the world maintain that the factors of traffic accidents are: the person, the vehicle and the road, whereas the person is the primary factor for 90% of all traffic accidents. At the same time, specialists agree that there are several factors of handling the problem of traffic accidents: 1. Change of severe legislation; 2. Non- compromising, aggressive judging; 3. Education for road safety; focused and quality enforcement by the police.
The rationale is that police officers have no control and influence over the first three factors: legislation, judging and education; however, they have full control over methods of enforcement.
The purpose of this paper is to examine whether there is a correlation between enforcement and the number of traffic accidents. The secondary purpose is to discuss who manages safety in the country? This secondary purpose is intended to provoke thought amongst decision makers in the state of Israel.
Contribution of this paper is the most important thing in the world - saving lives: by a different, focused and developed enforcement we would be able to save human lives.
Additional contributions are: reduction of injuries, decrease in hospitals' resources, less traffic jams due to traffic accidents, less air pollution (if no traffic jams due to accidents), lower loss of working hours of drivers and passengers that are stuck in traffic jams as a result of traffic accidents, improvement of level and quality of life, education for tolerance and patience, education for safety, a positive impact on our children, reduction of damage to property - road, traffic lights.
2. Body of Paper
In every developed country there are ministers in charge of specific areas; the minister of defense, the minister of inner security, minister of education, health, finance and so on. But is there a minister in charge of the safety in the country?
It is safe to assume that if a survey would be held in any country in the world asking "what is the most important issue?" the most common answers will be the children, human life and then the usual list: health, economy, security, welfare, education, culture etc.
In charge of the education there is a Minister of Education, in charge of public health there is a Minister of Health, in charge of the safety of the citizens there is a Minister of Internal Security but who is in charge of safety?
Current estimation indicates that every year around 800,000 people are killed in traffic accidents. In Europe alone the estimation is 40,000 casualties and a damage worth of 160 million Euros (Carmel, 2006).
These concerning numbers rise the question - are traffic accidents our fate, a given which is unchangeable? Are we, as individuals, as a society and as a state, doing the greatest efforts to prevent the next accident?
Among the population we encounter a contradiction regarding the subject; on the one hand the feeling that "it will never happen to me - I'm a careful driver", and on the other hand a concern and a motivation to handle and prevent further casualties.
The Minister of Transportation is in charge of driving instructions and improving of roads. The Minister of Education is in charge of educating the children including in the subject of road safety. The Police are in charge of enforcing traffic laws but is there integration between these three entities? Are there political issues that can prevent these entities from working together?
The answer is not clear - nowadays there is no one in charge of safety in general and no one in charge of traffic safety in particular. In any field, whether business, education, social, etc., when there is no manager in charge, there isn't any management. In such situation there would be no strategy, goals would not be set and no actions would take place.
Safety requires strategy
According to Hekart and Gitelman, (2008), safety in the country should be managed strictly. As in factories, which employ 50 workers and more, that are being re-