Научная статья на тему 'К вопросу о формировании внешнеполитического имиджа современной России'

К вопросу о формировании внешнеполитического имиджа современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коломенский Михаил

«Власть», М., 2008 г., № 3, с. 83-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании внешнеполитического имиджа современной России»

инфраструктуры; д) сотрудничество с западными странами (прежде всего, Объединенной Европой) в целях экономической, социально-политической и культурной модернизации стран ближнего зарубежья, мирного, стабильного и демократического развития всей широкой полосы Лимитрофа, в перспективе - всей Евразии.

«Современный мир и Россия», М., 2008 г., № 2, с. 28-44.

Михаил Коломенский,

политолог

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Построение благоприятного международного имиджа является актуальной и новой задачей для современного российского государства. Как отмечают российские специалисты, сейчас мировое сообщество воспринимает Россию как незначительный субъект мирового процесса, что не соответствует ощущениям отечественной элиты. Негативный имидж России на Западе сложился в тяжелые для страны 90-е годы. С тех пор Россия стала восприниматься как экономически слабая страна, с коррумпированным правительством и нищим населением, которая надолго покинула ряды влиятельных на международной арене держав. Этот имидж стойко прижился в сознании западного сообщества, и для его изменения требовались значительные усилия. В целом среднестатистическому западному гражданину Россия представлялась как «страна вечного холода и тьмы, где все хлещут водку и властвует КГБ». В единый образ России в глазах западной публики сплавились золотые унитазы новых русских, их яхты и виллы, нищета в провинции, заказные убийства, махровая коррупция, жестокость военных в Чечне. Что одновременно являлось и правдой, и неправдой. Как отмечает Э. Галумов, на смену антисоветизму пришла так называемая русофобия. Как это ни парадоксально, но в зарубежных СМИ и общественном мнении образ России даже в критических ситуациях «холодной войны» был менее негативным, нежели тогда, когда Россия официально признала главную ценность Запада - рыночную экономику.

Изменения экономической и политической ситуации в стране в 2000-е годы с приходом к власти В. Путина стали основанием для

пересмотра внешнеполитического имиджа страны. Негативный характер международного имиджа РФ препятствовал развитию отношений со странами Запада, интеграции в мировую экономику, что осознавалось новым руководством РФ. Формирование позитивного внешнеполитического имиджа как одна из важнейших задач для современной России было провозглашено в Концепции внешней политики Российской Федерации: «На передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней».

Между тем сложившийся внешнеполитический имидж страны на сегодня достаточно противоречив, имеет позитивные и негативные составляющие, но общая его тональность скорее негативна. Положительные аспекты международного имиджа России связаны в большей степени с социокультурной сферой: литература, искусство, балет, спорт. Немаловажным источником информации о России за рубежом всегда была художественная литература, особенно произведения Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. В то же время, по мнению философа И. Солоневича, русская литература отразила много слабостей России и не отразила ни одной из сильных ее сторон. В свое время лидеры фашистской Германии, исходя из русской литературы, составили суждение, что наша страна, населенная загадочными интеллигентами, - «колосс на глиняных ногах»: «Вот вам, пожалуйста, Обломовы, Маниловы, лишние люди, бедные люди, идиоты и босяки». Возвращаясь к современности, можно отметить, что именно культурная сфера является важной (но практически единственной) составляющей позитивного международного имиджа России.

Что касается сферы политики, то недружественное восприятие российской тематики является очевидным. Зарубежные СМИ создают образ России как страны с недемократической, коррумпированной государственной системой, подчеркивают растущее давление государства на гражданское общество и нарушение прав человека. В сфере внешней политики акцент делается на агрессивное поведение России, которое представляется как «начало новой холодной войны» с Западом. Зарубежные СМИ акцентируют внимание на недостатках явлений политической, экономической, социально-культурной жизни Российской Федерации, масштабируют угрозы, исходящие от России. По мнению аналитиков Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), только 17% от общего числа публикаций по российской тематике в западных СМИ могут

считаться позитивными и реалистичными. Эксперты СВОП полагают, что имидж России в западной прессе определенно более негативный, чем действительность российской жизни, вне зависимости от того, насколько мрачной и порочной она является. Этой же точки зрения придерживается И. Шувалов, помощник президента РФ: «Реально происходящее в России и информационное поле вокруг нашей страны - вещи, сильно отличающиеся».

Более того, исследователи предполагают, что в ближайшие годы медиаатака на Россию может даже усилиться, поскольку политическое и экономическое возрождение страны противоречит интересам многих зарубежных партнеров России. Таким образом, основными причинами негативного освещения российской тематики на Западе можно назвать оставшиеся со времен «холодной войны» негативные стереотипы и одновременно опасения возвращения России на международную арену в качестве полноправного игрока. Российские эксперты отмечают, что именно в период президентства В. Путина лейтмотивом поведения России на международной арене стало возрождение России и возвращение ее в мировую политику как полноценного игрока.

По мнению большинства отечественных экспертов, для успешного развития нашему государству необходимо сформировать восприятие, что Россия не только тратит нефтедоллары, но и является надежным экономическим партнером, обладает значительным инвестиционным и интеллектуальным потенциалом. Необходимо отметить, что на современном этапе у российского государства отсутствует четко выраженная «имиджевая стратегия». Формированием внешнеполитического имиджа Российского государства поручено заниматься ряду специализированных структур. Это государственное информационное агентство РИА «Новости», при котором был создан англоязычный телеканал «Russia Today» и начал издаваться журнал «Russia Profile», а в 2004 г. создан дискуссионный клуб «Валдай», в рамках которого проводятся ежегодные конференции с участием зарубежных экспертов и журналистов.

Однако канал «Russia Today» воспринимается всего лишь как официальный англоязычный канал Кремля, а Россия нуждается в построении реального образа в глазах мировой общественности. Одним из эффективных механизмов создания позитивного международного имиджа страны может стать публичная дипломатия -комплекс мер, нацеленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов. Кроме

информационной работы и налаживания контактов основными задачами публичной дипломатии являются стратегическое планирование имиджевых кампаний и позиционирование собственной страны на международной арене. Для формирования позитивного международного имиджа России можно предложить комплекс мероприятий, среди которых выделяются: создание сети органов внешнеполитической пропаганды, широкое использование приемов и методов РЯ, а также устранение объективно существующих внутриполитических проблем, негативно влияющих на имидж государства. Другими словами, главная задача заключается не в том, как сформировать привлекательный образ России, а в том, как сделать саму Россию привлекательной.

«Власть», М, 2008 г., № 3, с. 83-84.

Н. Гришин,

кандидат политических наук (г. Астрахань) ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЮГА РОССИИ

Феномен территориальной дифференциации электоральных предпочтений населения привлекает большее внимание научного сообщества. Но осознание этого феномена пока не является всеобщим. Многие специалисты не признают устойчивость территориальной дифференциации электоральных предпочтений. Краснодарский политолог Е.Г. Морозова отмечает: в России «часть специалистов вообще полностью отрицает предсказуемость результатов выборов, многие же, наоборот, считают, что результаты абсолютно предсказуемы, ибо зависят от величины затраченных кандидатом средств». Таким образом, еще бытует мнение, что политический выбор избирателей носит случайный характер. Тем не менее устойчивость территориальных различий поддержки политических сил является экспериментально доказуемым фактом. Применение корреляционно-регрессивного и других статистических методов при обработке материалов, например, по Югу России, дает очень высокие показатели устойчивости территориальных различий поддержки партий как по субъектам Федерации, так и по районам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.