удк 378.1 к вопросу о формировании профессиональных
компетенций у студентов вузов
Approaches to the Developing of Professional Competences of students In Higher Education
л. С. Алаева - старший преподаватель кафедры теории и методики гимнастики Сибирского государственного университета физической культуры;
Н. А. Соболева - доцент кафедры физического воспитания Омского юридического института
L. s. Alaeva - Senior Lecturer of the Depatment of the Theory and Techniques of Gymnastics, Siberian State University of Physical Culture;
N. a. soboleva - Associate Professor of Physical Education, Omsk Law Institute
Аннотация. В статье раскрываются особенности содержания новых ФГОС ВПО третьего поколения. Уточняются такие понятия, как компетентность, компетенция, компетентностный подход. Обсуждаются пути эффективного формирования профессиональных компетенций.
The article opens features of the content of the third generation Federal State Educational Standard in higher education.The author clears up such notions as competence and competence approach.The ways of effectively building of professional competences are searched.
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, студенты.
Competence, competence approach, students.
19 сентября 2003 г. Россия присоединилась к Болонской конвенции по высшему образованию. Среди целей Болонского процесса - повышение качества и конкурентоспособности европейского образования на мировом рынке образовательных услуг, создание такой системы, которая обеспечивает сопоставимость национальных образовательных программ. Опираясь на новую
стратегию развития профессионального образования, в России разрабатываются и внедряются новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения.
Вместе с тем Председателем Правительства Российской Федерации В. В. Путиным 25 ноября 2008 г. была подписана Концепция долгосрочно-
го социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., одной из задач которой является обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений, развитие вариативности образовательных программ. Опираясь на данную концепцию, в системе высшего профессионального образования должны готовиться квалифицированные, компетентные, конкурентоспособные на мировом рынке труда специалисты, способные к непрерывному профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию, лично ответственные за уровень своих компетенций1.
Акцентирование внимания ученого сообщества на понятия «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход» объясняется следующими причинами: необходимость создания новой концепции образования, отражающей запросы творческой личности и новые требования общества к профессиональным качествам, знаниям и умениям; интеграционные процессы; ориентация высшего образования на формирование у специалиста не только предметных, но и «надпредметных» компетенций, обеспечивающих его способность к самосовершенствованию и объективной оценке своей деятельности.
Долгие годы профессиональное образование опиралось на «ЗУН - парадигма результата», включающую теоретическое обоснование, определение номенклатуры, иерархии умений и навыков, методик формирования, контроля и оценки. По мнению И. А. Зимней, эта парадигма до сих пор принимается некоторой его частью. Однако происходящие в мире и россии изменения в области целей образования, а также продуктивная адаптация человека в мире вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, лич-ностно- и социально-интегрированного результата2.
В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого
феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция/ компетентность». В словарях иностранных слов слово «компетентный» (от лат. competens) означает «знающий, правомочный, обладающий компетенцией, сведущий в определенной области». Слово «компетенция» означает принадлежность по праву, приспособленность к делу, обозначает круг вопросов, порученных определенному лицу. данные термины используются для описания качества профессиональной подготовки.
до сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения, понятие «компетенция» приобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что». Н. и. Алмазова определяет компетенции как знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности, а компетентность - это качественное использование компетенций3.
другое определение компетентности дал Н. Н. Нечаев: «доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей»4.
В докладе ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» компетенция определяется так: «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая, с их точки зрения, слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетенция, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску»5.
Характеризация «компетенции» в определении экспертов ЮНЕСКО словом «коктейль навыков»
1 См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://wwwxonsultant.ru/online/base/?req=doc; base=LAW;n=82134#p23
2 См.: Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования. URL: http://www. eidos.ru/journal/2006/0505.htm
3 См.: АлмазоваН. И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб, 2003.
4 Нечаев Н. Н. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста // Вестник УРАО. 2002. № 1. С. 3-21.
5 Образование: сокрытое сокровище : доклад междунар. комиссии по образ., представленный ЮНЕСКО. М. : ЮНЕСКО, 1997.
есть признание «синдромной формы» оценки компетенций у профессионалов и вытекающей из этого факта ее принципиально «нечеткой природы».
А. И. Субетто определил компетенцию как «совокупность ЗУНов, «покрывающих» определенные виды деятельности»6. Одновременно она может рассматриваться как система задач деятельности, которые успешно решаются специалистом.
В проекте «Настройка» сформулировано понятие компетенций, которое включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание, как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание, как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия жизни с другими и в социальном контексте)7.
Компетенции представляют собой сочетание характеристик, относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям, которые описывают уровень или степень, до которых некоторое лицо способно эти компетенции реализовать.
Освоение компетенций происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, так и тех дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины. Подчеркивается обобщенный интегральный характер этого понятия по отношению к знаниям, умениям, навыкам (но не противоположный им, а включающий в себя все их конструктивное содержание).
По мнению А. и. Субетто, компетенция есть «системное образование» в личности учащегося, которое является «компонентом его качества». Причем компетенция относится в большей степени к потенциальному качеству, чем к актуальному качеству (поскольку актуализация в образовательном процессе в форме лабораторных работ, коллоквиумов, семинаров, организационно-деятельностных игр, практик, стажировки, исследований и др. несет неполный характер и не может заменить собой полностью будущую профессиональную деятельность вы-
пускника). Поэтому выпускник в процессе обучения получает комплекс компетенций, который только условно можно считать компетентностью (компетентностью начального уровня).
Как утверждает А. и Субетто, в структуре качества учащегося в системе профессионального образования (высшего профессионального образования) компетенция выступает новообразованием, формирующимся за образовательный цикл в рамках образовательной системы8.
Компетентность является актуализированным комплексом компетенций, она относится к категории актуального или реального качества и формируется главным образом за пределами вуза (учебного заведения) по мере накопления опыта в соответствующей профессиональной деятельности.
Компетентность есть динамическое качество человека-профессионала, которое «движется» от начального уровня, заложенного в системе высшего профессионального образования, к мастерству как высшей форме компетентности.
Качество профессионального образования проявляется в первую очередь в уровне востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. В связи с этим при подготовке специалистов в системе профессионального образования в России должны происходить качественные изменения. Успех профессиональной деятельности определяется профессиональной компетентностью специалиста.
При рассмотрении проблем модернизации образования и определения требований к выпускникам вузов широко применяется термин «профессиональная компетентность». К. В. Шапошников понимает категорию «профессиональная компетентность» как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности9. По его мнению, профессиональная компетентность «в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проекти-
6 Субетто А. И. Интеграционная модель выпускника вуза на базе системодеятельностного и компетентностного подхода. Кострома : Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005. С. 28.
7 См.: Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования / под науч. ред. В. И. Байденко. М., 2006.
8 См.: Субетто А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. М. : Исслед. центр проблем кач-ва под-ки спец., 2006.
9 См.: Шапошников К. В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006.
ровать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром», а в основу показателей субъектной профессиональной компетентности могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной деятельности специалиста.
В аналитическом докладе «Национальная система и образовательные стандарты высшего образования российской Федерации» также утверждается, что в новом поколении ГОС (третье поколение) сохраняется разбивка компетенций на две группы (как это принято в «Проекте Настройка») -общие и специальные (профессиональные). «Первые являются переносимыми и менее жестоко привязанными к объекту и предмету труда. Вторые отражают профессиональную квалификацию»10.
Формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов может способствовать разрешению противоречий между требованиями работодателей к их подготовке и необходимостью формирования у них широкого профессионального профиля и способностей к быстрой адаптации в новых условиях.
Овладение компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т. е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности.
использование компетентностного подхода в профессиональной подготовке, по мнению А. А. Вербицкого, позволяет реализовать педагогические условия системно, с применением наиболее адекватных с точки зрения содержания компетентности как качества личности средств, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса11.
Кроме того, Э. Ф. Зеер считает, что сущность компетентностного подхода заключается в приоритетной ориентации на такие цели - векторы образования, как обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности12.
Выбор инструментальных средств достижения этих целей определяется новыми метаобра-
зовательными конструктами: компетентностями, компетенциями и метакачествами, то есть конкретное когнитивно-информационное и методико-технологическое наполнение образовательного процесса обусловливается сущностью формируемого качества личности - компетентности.
С позиции компетентностного подхода, отмечает В. А. исаев, формирование профессиональной компетентности является целепо-лагающим и осуществляется исключительно за счет методических и педагогических подходов, а не за счет «преподавания» на предметно-содержательном уровне13.
Центральное место в реализации компетент-ностного подхода, отмечает Э. Ф. Зеер, принадлежит ряду развивающих технологий, а именно:
- когнитивно-ориентированным (диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии и др.);
- деятельностно-ориентированным (метод проектов, имитационно-игровое моделирование, организационно-деятельностные игры, кон-текстность обучения и др.);
- личностно-ориентированным (интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика и др.).
Компетентностный подход, как отметил А. И. Субетто, есть подход к моделированию качества подготовки выпускника вуза на основе категорий компетенции и компетентности, он по своей функции дополняет системодеятельностный, знаниецентричный, культуроцентричный подходы к раскрытию качества высшего образования.
Уровень сформированности профессиональных компетенций у будущих специалистов зависит от методов, посредством которых осуществляется их формирование. Преподаватель должен отлично понимать, не только чему необходимо учить будущих специалистов, но и как лучше организовать учебный процесс для лучшего формирования компетенций.
Технология обучения должна быть направлена на оптимизацию учебного процесса, который
10 Национальная система и образовательные стандарты высшего образования Российской Федерации : аналит. доклад / под ред. В. И. Байденко. М. : Исслед. центр проблем кач-ва под-ки спец., 2006.
11 См.: Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы : тр. метод. семинара. М., 2004.
12 См.: Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.
13 См.: Исаев В. А. Образование взрослых: компетентностный подход : монография. В. Новгород, 2005.
предполагает достижение целей обучения с минимальными затратами сил преподавателя и студента на фоне улучшения качества обучения и уменьшения временных затрат. Необходимо использовать в учебном процессе активные методы обучения, создавать проблемные ситуации, побуждающие студентов к обучению. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов обучения.
Неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки является диагностика и контроль. Диагностика - это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов. Диа-
гностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Следовательно, пути повышения качества подготовки кроются в совершенствовании всех уровней преподавания: и практических, и теоретических, и практико-педагогических, преимущественно связанных с расширением возможностей формирования профессиональных компетенций в процессе практической работы студентов.
Нами рассмотрен комплекс вопросов, раскрывающих методологию, средства, методы реализации компетентностного подхода в системе профессиональной подготовки студентов вузов. Таким образом, необходим поиск путей, которые помогут оптимизировать процесс формирования профессиональных компетенций у студентов вузов.