Научная статья на тему 'Компетентностный подход к общему физкультурному образованию студентов'

Компетентностный подход к общему физкультурному образованию студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / COMPETENCY / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загревская Александра Ивановна

В рамках компетентностного подхода рассматриваются понятия «компетенция» и «компетентность» в системе высшего образования. Анализируются мнения исследователей данного подхода, обосновывающие необходимость его внедрения в российскую систему образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence-based approach to general sports education of students

Physical culture as a subject in the State Educational Standards of the first and second generations was included into the common cultural block of disciplines of the humanitarian cycle. Physical culture has also taken a worthy place in the standards of the new generation. The purpose of its realization in higher education system is designated in the approximate programme of this discipline the formation of physical culture of the personality of a student. To clarify the influence of a competence-based approach on practice of students' sports education, on formation of the general culture of the personality in the higher school, a part of which is physical culture, its short characteristic is provided. There are two basic concepts in the competence-based approach, which are realized in the education system: competence and competency. Competence is considered as the aloof, social requirement to the educational training of the student, which is necessary for his/her effective productive activity in a certain sphere; competency corresponds to possession of the appropriate competence including his/her personal relation to it and object of activity. The concept of competence includes not only cognitive, operational and technological components, but also motivational, ethical, social and behavioural. It includes results of training (knowledge and ability), system of value orientations, habits. Competency is always a relevant display of competence. The occurring all-system (paradigm) shift of education from substantial-knowledge-subject paradigm to a new orientation to personal preparedness and ability to effective activity in a wide field of various contexts is reflected in these definitions. Competence approach in the system of higher education by the definition of its results is focused on practice of application of knowledge, development of operational, technological components, and not just on knowledge (not only "what", but also "how"); difficult, integrative (cognitive and emotional, valuable and motivational, regulatory) nature of education result; formation of personal quality as difficult new growth. Competence-based approach complements its function in system-active, knowledge-oriented, culture-centred approaches to measure the quality of higher education and does not contradict the formation of a common cultural identity. Important points of physical education for students on the basis of competence-based approach, justification of athletic competence as a set of competencies that are generated in the process of physical education were given.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к общему физкультурному образованию студентов»

А.И. Загревская

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБЩЕМУ ФИЗКУЛЬТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ СТУДЕНТОВ

В рамках компетентностного подхода рассматриваются понятия «компетенция» и «компетентность» в системе высшего образования. Анализируются мнения исследователей данного подхода, обосновывающие необходимость его внедрения в российскую систему образования.

Ключевые слова: компетенция; компетентность; физкультурное образование; физкультурная компетентность.

В настоящее время в российской системе образования реализуется компетентностный подход, который рассматривается как своего рода инструмент усиления социального диалога высшей школы с миром труда, средство углубления их сотрудничества и восстановления в новых условиях взаимного доверия. Исследователи компетентностного подхода отмечают, что само его обсуждение погружено в особый культурнообразовательный контекст, заданный следующими тенденциями российского образования в последнее десятилетие:

- утрата единства и определенности образовательных систем, формирование рынка труда и связанного с ним рынка образовательных услуг;

- вариативность и альтернативность образовательных программ, возрастание конкуренции и коммерческого фактора в деятельности образовательной системы;

- изменение функции государства в образовании: от тотального контроля и планирования - к общей правовой регуляции возникающих в образовании отношений;

- перспективы интеграции российского образования и российской экономики в международную в целом и европейскую в частности систему разделения труда [1].

Физическая культура как учебная дисциплина в Государственных образовательных стандартах первого и второго поколений входила в общекультурный блок дисциплин гуманитарного цикла. В стандартах нового поколения физическая культура также заняла свое достойное место. В примерной программе по данной дисциплине обозначена цель ее реализации в системе высшего профессионального образования - формирование физической культуры личности студента. Понятие «физическая культура личности» имеет смысл одного из феноменов культуры жизнедеятельности как отдельной личности, так и различных человеческих сообществ и общества в целом. Данный феномен предполагает сознательное преобразование, «взращивание» человеческой телесности и ментальности, разумного и грамотного отношения к этому процессу как личности, так и общества. Этот феномен как один из важнейших стимулов формирования культуры оказывается ответственным и за духовное развитие общества и личности, их отношения с природой и к природе, в том числе и к природе человека.

Для того чтобы выяснить, что положительного несет внедрение компетентностного подхода в практику физкультурного образования студентов в высшей школе, как он соотносится с формированием общей культуры личности, частью которой является физическая культура, необходимо дать его краткую характеристику.

Компетентностный подход как некая системная концепция описания образованности человека стал интенсивно развиваться в конце 90-х гг. ХХ в. и в первые годы XXI в. под влиянием моделей образования в Западной Европе и США, в том числе развернувшегося в конце 90-х гг. ХХ в. Болонского процесса. Рассмотрение данного подхода невозможно осуществлять без отождествления либо дифференциации ключевых понятий: «компетенция» и «компетентность».

Если эти два понятия отождествляются, то компетенция (также и компетентность) определяется как:

- способность делать что-либо хорошо или эффективно;

- соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;

- способность выполнять особые трудовые функции [2].

Отождествляя эти понятия, исследователи подчеркивают именно практическую направленность компетенций: «Компетенция является, таким образом, сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике» [3. С. 59], а «компетентност-ный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования» [4. С. 24]. Эта же позиция неразграничения понятий «компетенция» и «компетентность» характерна и для большинства зарубежных исследователей данной проблемы [5].

Однако большинство специалистов рассматривают эти понятия как самостоятельные категории. В таблице представлены определения понятий «компетенция» и «компетентность» в трактовке некоторых авторов.

Таким образом, можно сказать, что под компетенцией понимают способность человека применять имеющиеся знания на практике в нестандартной ситуации, акцентируя внимание на деятельностном ее аспекте. Любая компетенция интегративна по своей сути, поскольку ее наличие определяется не объемом усвоенной информации, а системой освоенных и опробованных в действии методов поиска недостающих знаний на основе интеграции имеющихся. Она определяет способность человека продуктивно действовать в ситуации отсутствия конкретного умения. Тогда компетенция проявляется как возможность создания новых способов действия. Компетенции являются основным содержанием компетентности. Они базируются на отдельных сторонах личности человека, выработанной готовности к конкретному действию, на сформированной ценностной ориентации. Компетентность - это интегративная личностная характеристика специалиста, которая складывается из системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компетенций.

Автор Компетенция Компетентность

И.А. Зимняя (2004) Компетенции - некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях Компетентность — основывающаяся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социальнопрофессиональная жизнедеятельность человека

А.В. Хуторской (2003) Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере

А.Г. Бермус (2005) Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты

А.И. Субетто (2006) Компетенция - совокупность потенциальных свойств или подкачество в системе потенциального качества выпускника вуза. Компетенция выступает новообразованием в структуре качества учащегося в системе высшего профессионального образования, формирующимся за образовательный цикл в рамках образовательной системы Компетентность - совокупность компетенций, актуализированных в определенных видах деятельности. Компетентность есть мера актуализации компетенций в процессе их развития, связанной с самоактуализацией личности выпускника в соответствующих видах деятельности

Анализ сущностных характеристик компетенции и их компонентного состава показывает, что в самом общем виде любая компетенция складывается из трех основных компонентов:

- когнитивного, связанного со знаниями и способами их получения;

- интегративно-деятельностного, определяющего процесс становления умений на основе полученных знаний и способов реализации этих умений, а также обеспечивающего «перевод» имеющихся знаний и умений в другие знаковые системы, что позволяет адаптировать их к новым условиям и профессионально действовать в новых ситуациях;

- личностного, представляющего собой мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации компетенции.

Когнитивный компонент определяет уровень зна-ниевой базы и интеллектуального развития студента, его творческих способностей. Он предусматривает знание теоретических и методологических основ предметной области, определяющих степень сформированно-сти научно-теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности.

Интегративно-деятельностный компонент предполагает способность использовать полученный арсенал знаний не только в областях их непосредственного применения, но и в межпредметных зонах, а также в ситуациях неопределенности и неоднозначности. Этот компонент определяет наличие возможности применения накопленных знаний и способов действия на практике.

Определяющим, системообразующим компонентом любой компетенции выступает личностный, выражающийся прежде всего в отношении к осуществляемой деятельности. Именно он оказывает существенное влияние на динамику развития компетенций [6].

В. И. Байденко (2002) отмечает, что во всех определениях компетенций и компетентности отражается (пред-

чувствуется) спонтанно происходящий общесистемный (парадигмальный) сдвиг образования от содержательно-знаниево-предметной (дисциплинарной) парадигмы к новой ориентации на вооружение личности готовностью и способностью к эффективной жизнедеятельности в широком поле различных контекстов. Становится все более востребованным саможизнетворчество личности. Поиск адекватных компетенций как интегрированного результата образования - это одна из попыток смягчить возможность фрустрационных травм, вероятность которых многократно повышается в условиях стремительного (стихийного) нарастания динамизма и неопределенности. Компетентностный подход в образовании есть приведение последнего в соответствие с новыми условиями и перспективами - это возникновение стратегической установки образования, включая высшее, на адекватность [7].

Однако А.И. Субетто (2006) считает, что компетент-ностный подход не может рассматриваться как доминирующий при описании качества человека в образовательном пространстве, так как находится в отношении дополнительности к культуроцентричному, знаниецен-тричному, системодеятельностному подходам. Автор отмечает, что наиболее общим, всеохватывающим является культуроцентричный подход. Образование культу-роморфно и социоморфно. Оно есть носитель передачи наследственных инвариантов культуры. Через пространство культуры реализуется воспитательный процесс в образовательной системе. Духовно-нравственный потенциал, ценностный геном человека, народа не могу быть описаны категорией компетенции, потому что их компоненты выступают регуляторами при формировании самих компетенций как функциональных систем. Качество человека в образовательном пространстве есть отражение качества образования (в соответствии с «принципом отражения»). Проблема моделирования качества человека лежит в основе процесса целеполага-ния в управлении качеством образования на всех уров-

нях - государственном, региональном и уровне образовательного учреждения. Разнообразие качеств людей отражает в себе разнообразие культур, этносов, локальных цивилизаций и является результатом действия системогенетического закона разнообразия в социальной эволюции человечества. Моделирование качества человека, представление об идеале качества человека - одна из основных функций культуры [8].

Возвращаясь к определениям понятий «компетенция» и «компетентность», отметим, что понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки. Компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции. По мнению И.А. Зимней (2006), основанный на компетентности подход (а не на компетенции) характеризуется усилением как собственно прагматической, так и гуманистической направленности образовательного процесса и не противоречит формированию общей культуры личности в системе образования. В то же время автор отмечает, что компетентностный подход имеет статус «рамочной конструкции», реализующей формализацию движения от «цели» к «результату» в образовании, причем от «цели» к «результату» в достаточно формально-операциональном виде, т.е. в виде, который можно измерить на аттестационных испытаниях [5].

Ориентация на результаты обучения означает стремление достичь большей точности в определении того, чем завершится образовательный процесс для каждого студента. Очевидно, что подобная постановка вопроса переносит акцент с намерений и задач преподавателя на реальные достижения обучающихся.

С точки зрения философии образования жесткая ориентация на результаты сужает миссию высшего образования, его этическую и духовную функции, нацеленность на развитие личности, сохранение, наследование и развитие ценностного «ядра нации» [8].

Однако, по мнению В. И. Байденко, компетентност-ный подход - это не просто сдвиг в проектировании стандартов от знаний к компетенциям, но использование компетенций как своеобразного «строительного материала» сильных субъективно-личностных потенциалов личности. С этим подходом связывается усиле-

ние духовно-этических функций высшего образования. Образование становится способом научения человека справляться с многочисленными непредсказуемыми проблемами. Компетентностный подход означает выбор новых стратегий. В этом смысле он направлен и на образовательный процесс, предполагает осознание и реализацию тесной связи образовательного процесса, содержания и результата. Компетентностный подход требует принятия решений по поводу общей формы методов и технологий, отбора и организации информационного материала, разработки поддающихся измерению показателей в свете избранных методов и содержания [7].

В заключение можно отметить следующее. Внутри компетентностного подхода, реализуемого в системе образования, выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность. При этом компетенция рассматривается как отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере, а компетентность соотносится с владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентностный подход в системе высшего образования при определении его результатов ориентирован на:

- практику применения знаний, выработку операциональной, технологической составляющих, а не только на сами знания (не только «что», но и «как»);

- сложную, интегративную (когнитивно-эмоциональную, ценностно-мотивационную, регулятивную) природу результата образования;

- формируемость личностного качества как сложного новообразования.

Компетентностный подход по своей функции дополняет системодеятельностный, знаниецентричный, культуроцентричный подходы к раскрытию качества высшего образования и не противоречит формированию общей культуры личности.

Выявленные важные положения необходимо учитывать при осуществлении физкультурного образования студентов на основе компетентностного подхода, при обосновании физкультурной компетентности как совокупности компетенций, формируемых в процессе физкультурного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября. иЯЬ: http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm.

2. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.

3. Леднев В. С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. М., 2002.

4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.

5. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретикометодологический подход) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21-26.

6. Елисеев И.Н. Методы, алгоритмы и программные комплексы для расчёта характеристик диагностических средств независимой оценки качества образования: монография. Новочеркасск : Лик, 2010. 316 с

7. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 408 с.

8. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб. ; М. : Исследоват. центр проблем качествва подготовкики специалистов, 2006. 72 с.

9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64. Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 2 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.