А.И. Загревская
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБЩЕМУ ФИЗКУЛЬТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ СТУДЕНТОВ
В рамках компетентностного подхода рассматриваются понятия «компетенция» и «компетентность» в системе высшего образования. Анализируются мнения исследователей данного подхода, обосновывающие необходимость его внедрения в российскую систему образования.
Ключевые слова: компетенция; компетентность; физкультурное образование; физкультурная компетентность.
В настоящее время в российской системе образования реализуется компетентностный подход, который рассматривается как своего рода инструмент усиления социального диалога высшей школы с миром труда, средство углубления их сотрудничества и восстановления в новых условиях взаимного доверия. Исследователи компетентностного подхода отмечают, что само его обсуждение погружено в особый культурнообразовательный контекст, заданный следующими тенденциями российского образования в последнее десятилетие:
- утрата единства и определенности образовательных систем, формирование рынка труда и связанного с ним рынка образовательных услуг;
- вариативность и альтернативность образовательных программ, возрастание конкуренции и коммерческого фактора в деятельности образовательной системы;
- изменение функции государства в образовании: от тотального контроля и планирования - к общей правовой регуляции возникающих в образовании отношений;
- перспективы интеграции российского образования и российской экономики в международную в целом и европейскую в частности систему разделения труда [1].
Физическая культура как учебная дисциплина в Государственных образовательных стандартах первого и второго поколений входила в общекультурный блок дисциплин гуманитарного цикла. В стандартах нового поколения физическая культура также заняла свое достойное место. В примерной программе по данной дисциплине обозначена цель ее реализации в системе высшего профессионального образования - формирование физической культуры личности студента. Понятие «физическая культура личности» имеет смысл одного из феноменов культуры жизнедеятельности как отдельной личности, так и различных человеческих сообществ и общества в целом. Данный феномен предполагает сознательное преобразование, «взращивание» человеческой телесности и ментальности, разумного и грамотного отношения к этому процессу как личности, так и общества. Этот феномен как один из важнейших стимулов формирования культуры оказывается ответственным и за духовное развитие общества и личности, их отношения с природой и к природе, в том числе и к природе человека.
Для того чтобы выяснить, что положительного несет внедрение компетентностного подхода в практику физкультурного образования студентов в высшей школе, как он соотносится с формированием общей культуры личности, частью которой является физическая культура, необходимо дать его краткую характеристику.
Компетентностный подход как некая системная концепция описания образованности человека стал интенсивно развиваться в конце 90-х гг. ХХ в. и в первые годы XXI в. под влиянием моделей образования в Западной Европе и США, в том числе развернувшегося в конце 90-х гг. ХХ в. Болонского процесса. Рассмотрение данного подхода невозможно осуществлять без отождествления либо дифференциации ключевых понятий: «компетенция» и «компетентность».
Если эти два понятия отождествляются, то компетенция (также и компетентность) определяется как:
- способность делать что-либо хорошо или эффективно;
- соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;
- способность выполнять особые трудовые функции [2].
Отождествляя эти понятия, исследователи подчеркивают именно практическую направленность компетенций: «Компетенция является, таким образом, сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике» [3. С. 59], а «компетентност-ный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования» [4. С. 24]. Эта же позиция неразграничения понятий «компетенция» и «компетентность» характерна и для большинства зарубежных исследователей данной проблемы [5].
Однако большинство специалистов рассматривают эти понятия как самостоятельные категории. В таблице представлены определения понятий «компетенция» и «компетентность» в трактовке некоторых авторов.
Таким образом, можно сказать, что под компетенцией понимают способность человека применять имеющиеся знания на практике в нестандартной ситуации, акцентируя внимание на деятельностном ее аспекте. Любая компетенция интегративна по своей сути, поскольку ее наличие определяется не объемом усвоенной информации, а системой освоенных и опробованных в действии методов поиска недостающих знаний на основе интеграции имеющихся. Она определяет способность человека продуктивно действовать в ситуации отсутствия конкретного умения. Тогда компетенция проявляется как возможность создания новых способов действия. Компетенции являются основным содержанием компетентности. Они базируются на отдельных сторонах личности человека, выработанной готовности к конкретному действию, на сформированной ценностной ориентации. Компетентность - это интегративная личностная характеристика специалиста, которая складывается из системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компетенций.
Автор Компетенция Компетентность
И.А. Зимняя (2004) Компетенции - некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях Компетентность — основывающаяся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социальнопрофессиональная жизнедеятельность человека
А.В. Хуторской (2003) Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере
А.Г. Бермус (2005) Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты
А.И. Субетто (2006) Компетенция - совокупность потенциальных свойств или подкачество в системе потенциального качества выпускника вуза. Компетенция выступает новообразованием в структуре качества учащегося в системе высшего профессионального образования, формирующимся за образовательный цикл в рамках образовательной системы Компетентность - совокупность компетенций, актуализированных в определенных видах деятельности. Компетентность есть мера актуализации компетенций в процессе их развития, связанной с самоактуализацией личности выпускника в соответствующих видах деятельности
Анализ сущностных характеристик компетенции и их компонентного состава показывает, что в самом общем виде любая компетенция складывается из трех основных компонентов:
- когнитивного, связанного со знаниями и способами их получения;
- интегративно-деятельностного, определяющего процесс становления умений на основе полученных знаний и способов реализации этих умений, а также обеспечивающего «перевод» имеющихся знаний и умений в другие знаковые системы, что позволяет адаптировать их к новым условиям и профессионально действовать в новых ситуациях;
- личностного, представляющего собой мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации компетенции.
Когнитивный компонент определяет уровень зна-ниевой базы и интеллектуального развития студента, его творческих способностей. Он предусматривает знание теоретических и методологических основ предметной области, определяющих степень сформированно-сти научно-теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности.
Интегративно-деятельностный компонент предполагает способность использовать полученный арсенал знаний не только в областях их непосредственного применения, но и в межпредметных зонах, а также в ситуациях неопределенности и неоднозначности. Этот компонент определяет наличие возможности применения накопленных знаний и способов действия на практике.
Определяющим, системообразующим компонентом любой компетенции выступает личностный, выражающийся прежде всего в отношении к осуществляемой деятельности. Именно он оказывает существенное влияние на динамику развития компетенций [6].
В. И. Байденко (2002) отмечает, что во всех определениях компетенций и компетентности отражается (пред-
чувствуется) спонтанно происходящий общесистемный (парадигмальный) сдвиг образования от содержательно-знаниево-предметной (дисциплинарной) парадигмы к новой ориентации на вооружение личности готовностью и способностью к эффективной жизнедеятельности в широком поле различных контекстов. Становится все более востребованным саможизнетворчество личности. Поиск адекватных компетенций как интегрированного результата образования - это одна из попыток смягчить возможность фрустрационных травм, вероятность которых многократно повышается в условиях стремительного (стихийного) нарастания динамизма и неопределенности. Компетентностный подход в образовании есть приведение последнего в соответствие с новыми условиями и перспективами - это возникновение стратегической установки образования, включая высшее, на адекватность [7].
Однако А.И. Субетто (2006) считает, что компетент-ностный подход не может рассматриваться как доминирующий при описании качества человека в образовательном пространстве, так как находится в отношении дополнительности к культуроцентричному, знаниецен-тричному, системодеятельностному подходам. Автор отмечает, что наиболее общим, всеохватывающим является культуроцентричный подход. Образование культу-роморфно и социоморфно. Оно есть носитель передачи наследственных инвариантов культуры. Через пространство культуры реализуется воспитательный процесс в образовательной системе. Духовно-нравственный потенциал, ценностный геном человека, народа не могу быть описаны категорией компетенции, потому что их компоненты выступают регуляторами при формировании самих компетенций как функциональных систем. Качество человека в образовательном пространстве есть отражение качества образования (в соответствии с «принципом отражения»). Проблема моделирования качества человека лежит в основе процесса целеполага-ния в управлении качеством образования на всех уров-
нях - государственном, региональном и уровне образовательного учреждения. Разнообразие качеств людей отражает в себе разнообразие культур, этносов, локальных цивилизаций и является результатом действия системогенетического закона разнообразия в социальной эволюции человечества. Моделирование качества человека, представление об идеале качества человека - одна из основных функций культуры [8].
Возвращаясь к определениям понятий «компетенция» и «компетентность», отметим, что понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки. Компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции. По мнению И.А. Зимней (2006), основанный на компетентности подход (а не на компетенции) характеризуется усилением как собственно прагматической, так и гуманистической направленности образовательного процесса и не противоречит формированию общей культуры личности в системе образования. В то же время автор отмечает, что компетентностный подход имеет статус «рамочной конструкции», реализующей формализацию движения от «цели» к «результату» в образовании, причем от «цели» к «результату» в достаточно формально-операциональном виде, т.е. в виде, который можно измерить на аттестационных испытаниях [5].
Ориентация на результаты обучения означает стремление достичь большей точности в определении того, чем завершится образовательный процесс для каждого студента. Очевидно, что подобная постановка вопроса переносит акцент с намерений и задач преподавателя на реальные достижения обучающихся.
С точки зрения философии образования жесткая ориентация на результаты сужает миссию высшего образования, его этическую и духовную функции, нацеленность на развитие личности, сохранение, наследование и развитие ценностного «ядра нации» [8].
Однако, по мнению В. И. Байденко, компетентност-ный подход - это не просто сдвиг в проектировании стандартов от знаний к компетенциям, но использование компетенций как своеобразного «строительного материала» сильных субъективно-личностных потенциалов личности. С этим подходом связывается усиле-
ние духовно-этических функций высшего образования. Образование становится способом научения человека справляться с многочисленными непредсказуемыми проблемами. Компетентностный подход означает выбор новых стратегий. В этом смысле он направлен и на образовательный процесс, предполагает осознание и реализацию тесной связи образовательного процесса, содержания и результата. Компетентностный подход требует принятия решений по поводу общей формы методов и технологий, отбора и организации информационного материала, разработки поддающихся измерению показателей в свете избранных методов и содержания [7].
В заключение можно отметить следующее. Внутри компетентностного подхода, реализуемого в системе образования, выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность. При этом компетенция рассматривается как отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере, а компетентность соотносится с владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентностный подход в системе высшего образования при определении его результатов ориентирован на:
- практику применения знаний, выработку операциональной, технологической составляющих, а не только на сами знания (не только «что», но и «как»);
- сложную, интегративную (когнитивно-эмоциональную, ценностно-мотивационную, регулятивную) природу результата образования;
- формируемость личностного качества как сложного новообразования.
Компетентностный подход по своей функции дополняет системодеятельностный, знаниецентричный, культуроцентричный подходы к раскрытию качества высшего образования и не противоречит формированию общей культуры личности.
Выявленные важные положения необходимо учитывать при осуществлении физкультурного образования студентов на основе компетентностного подхода, при обосновании физкультурной компетентности как совокупности компетенций, формируемых в процессе физкультурного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября. иЯЬ: http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm.
2. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
3. Леднев В. С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. М., 2002.
4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
5. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретикометодологический подход) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21-26.
6. Елисеев И.Н. Методы, алгоритмы и программные комплексы для расчёта характеристик диагностических средств независимой оценки качества образования: монография. Новочеркасск : Лик, 2010. 316 с
7. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 408 с.
8. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб. ; М. : Исследоват. центр проблем качествва подготовкики специалистов, 2006. 72 с.
9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64. Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 2 апреля 2012 г.