24
Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева.
«Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии».
II
ПРИОРИТЕТНЫЕ СТРАТЕГИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
УДК 659.441
Е.В. Михайлова, О.В. Авдеева К ВОПРОСУ О ФОРМАХ НАЛАЖИВАНИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИЗЫВА НА СРОЧНУЮ СЛУЖБУ В АРМИИ РФ
НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ЯРОСЛАВА МУДРОГО
Проблематика организации призыва в армию рассматривается в контексте стратегии выстраивания коммуникативных взаимодействий военкомата с местными СМИ - через создание календаря инфоповодов, написание и отправку в редакции пресс-релизов, организацию пресс-конференций и пресс-туров, инициирование разножанровых публикаций про армию, оперативное реагирование на неточности и/или критику, допущенные как в материалах интернет-редакций, так и в комментариях к ним. Организация коммуникации для обеспечения призыва на срочную службу в армии РФ авторами видится не как ломка стереотипов о ней, а как просвещение. Предложены рекомендации по организации работы региональных военкоматов с аудиториями призывников. Среди них - встраивание действий военкомата в мероприятия сторонних организаций, профориентационные встречи со старшеклассниками и конкурсы для младших классов, «День открытых дверей в войсковой части №Х» во все сезоны года, и PR-акция «Стань солдатом на один день», организация семинаров и конференций армейской тематики с широким участием гражданских лиц. В помощь выполнению плановых показателей по призыву на срочную службу коррекцию общественного мнения об армии авторы предлагают проводить также посредством интернет-блога военкома.
Ключевые слова: PR, пиар, связи с общественностью, армия, призыв, имидж, коммуникация, средства массовой информации, интернет-СМИ, просвещение.
Слава и мощь любой страны - не только история и достопримечательности, но и её вооруженные силы, пользующиеся авторитетом как у потенциального противника, так и собственно у населения страны. И если на внешнеполитической арене армия Российской Федерации весома, то в глазах российского гражданина армия нередко скомпрометирована историями об «афганском синдроме» и дедовщине, о «грузе-200» из Чечни и о непредоставлении государством квартир мобилизованным военнослужащим и т.п. Нередка ситуация, когда юноши идут в высшие учебные заведения только с одной целью - получить отсрочку от службы в российских войсках. Контрактники не покрывают всей потребности страны в компетентных в военном деле служащих. При этом никто не отменял пп. 1-2 59-ой статьи Конституции РФ: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом». Собственно, обязанность граждан мужского (подчеркнём) пола в возрасте от 18 до 27 лет отозваться на призыв на срочную военную службу (сейчас - годичную) устанавливается ФЗ от 14.06.2006 «О воинской обязанности и военной службе».
Е.В. Михайлова, О.В. Авдеева. К вопросу о формах налаживания связей с общественностью для обеспечения призыва на срочную службу в армии РФ. С. 24-31.
25
Таким образом, одна только юридическая природа призыва порождает как минимум три коллизии, регулярно и существенным образом влияющие на успех коммуникации военкоматов с населением страны в ходе призывных кампаний. Во-первых, сам по себе призыв -это всё-таки форма принуждения граждан к роду занятий, который актуален для боеспособности государства, но может расходиться с планами и предпочтениями граждан. Иными словами, собственно требование закона (служи Родине!) не вполне обеспечивает позитивную мотивацию граждан отдать год жизни службе в армии. Необходимы дополнительные усилия государства и институтов гражданского общества для обеспечения лояльного и деятельного отношения потенциальных призывников к исполнению воинской обязанности именно в мирное время.
Во-вторых, в формулировках главного правового документа страны, Конституции, речь ведётся о военной службе граждан, однако из их числа по умолчанию исключаются женщины, полноправные граждане в той же мере, что и мужчины. В России не сложилась отечественная традиция, когда на службу в армию призываются женщины, как, например, в Израиле. Стереотип «война - мужское занятие» вместе с уменьшением числа глобальных военных конфликтов, в которых женщины в армии рассматривались как замена мужчин при нехватке последних, сдаёт позиции перед функционалом женщин как «регулярных» военнослужащих. Игнорируя возросший интерес женщин к службе в армии, Россия фактически отказывается от коммуникации с аудиторией, которая желает пополнить ряды защитников Отечества. А ведь «слабый пол» имеет особые качества, за счет которых может и в армии качественно выполнять работу (стрессоустойчивость, выносливость и т.д.) [1].
В-третьих, закон предписывает всеобщую (за исключением лиц, имеющих оговорённые в законе основания для освобождения от призыва) срочную воинскую повинность, что было оправдано до появления ядерного оружия. До этого момента существовала только одна опасность - уничтожение противоборствующих сторон [2]. С появлением ядерного оружия возникла угроза всей жизни на планете, что свело вероятность глобальной войны практически к нулю. Однако локальные конфликты никто не отменял, только для них массовой армии, как это было в мировых войнах, не требуется. Вследствие этого наблюдается повсеместный переход к относительно компактным профессиональным армиям, частным военным компаниям и другим формам использования в боевых действиях вместо призывников профессионалов. Профессионалы в этом случае, действительно, эффективнее, а призывники -они охотно соглашаются оставаться «невостребованными», то есть мотивация к службе в армии у них объективно и субъективно снижается. Частично преодолевать впечатление о «ненужности» срочной службы в армии призывникам помогает введённая в 2002 году федеральным законом альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призывам.
В результате проведённого нами анализа публикаций, вышедших об армии за год в 4 сетевых новгородских СМИ, не удалось выявить ньюсмейкера. В ответе от пресс-службы Западного военного округа на наш запрос о способах связи со СМИ уточняется, что обязанность по организации информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации возложена на Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской федерации, которое обладает исключительным правом на распространение в средствах массовой информации официальных заявлений и сообщений Министерства обороны, а также на осуществление взаимодействия со средствами массовой информации. В то же время в период призывных кампаний военные комиссариаты субъектов РФ самостоятельно организуют взаимодействие с российскими СМИ по тематике призыва граждан на военную службу.
Однако нам не удалось обнаружить ни одного материала, в котором было бы указано «по сообщению пресс-службы Новгородского областного военкомата». И пусть большинство материалов сетевых СМИ позитивно характеризует армейские события, в целом редакции
26
Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева.
«Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии».
про армию пишут очень мало (менее 1% от количества СМИ-материалов по темам политики, общества, спорта и культуры), а обращение к теме армии носит случайный характер и происходит преимущественно в жанре новостной заметки. Большинство материалов пишется по теме призыва, как если бы на этом «стартовом моменте» тема службы в армии исчерпывала себя целиком. В июле заканчивается весенний призыв, но ни одна новгородская редакция не рассказала о его итогах, зато все 4 СМИ поспешили разместить новость о том, как новгородского экс-военкома лишили звания и оштрафовали на 4 миллиона рублей...
По нашему мнению, военкоматам необходимо опираться на компетенцию специалистов по связям с общественностью. Разумеется, военные из числа тех, кто имеет профессиональную военную подготовку, «обстрелян», реально подвергал свою жизнь опасности при выполнении боевой задачи, нередко имеют предубеждение к идеям и мыслям «гражданских» об армии: что могут предложить «пиджаки», их видение не идёт дальше стратегий компьютерных игр-стрелялок, их мнение не стоит внимания. Тем не менее, даже видавшие виды военные наверняка оценят календарь позитивных инфоповодов для пресс-релизов. Его полезно наполнить юбилейными датами из истории российской армии (например, 8 августа 1812 года назначение М.И.Кутузова главнокомандующим русской армии), широко известными датами (День Авиации, День военно-морского флота, День воздушно-десантных войск, 23 февраля как День защитника Отечества, а также День Победы 9 мая и день начала Великой Отечественной войны 22 июня) и обязательно ключевыми этапами призывных кампаний с подведением их итогов в июле и январе, возможно, в жанре пресс-конференции.
Необходимым для военкоматов направлением работы специалиста по связям с общественностью со СМИ является оперативное реагирование на неточности и/или критику, допущенные как в материалах интернет-редакций, так и в комментариях к ним. За год 32 публикации об армии и комментарии к ним интернет-пользователей ни разу не послужили поводом для реакции областного военкомата, хотя могли бы. При этом новость о том, что бывшего военного комиссара Новгородской области будут судить за незаконное освобождение от призыва, была прокомментирована, например, Следственным комитетом РФ. По нашему мнению, военкомату необходимо обязательно откликаться на негативные инфоповоды в СМИ с тем, чтобы не оставаться в глазах общества безучастными, а то и «соучастниками» спорных событий.
Как всякая крупная госструктура, военкомат располагает небезынтересной для общества статистикой, которая может и должна ложиться в основу публикаций разных жанров: статьи, отчеты, информационные бюллетени, брошюры и проч. Едва ли целесообразно для областного военкомата выпускать свой журнал, но небольшую газету раз в квартал - это может быть интересно широкому кругу населения. Призывники и их семьи обязательно востребуют информацию о повседневной деятельности областного военкомата, о частях на территории области, об интересных событиях из мест, где служат новгородские ребята. Распространять брошюры, буклеты можно как в стенах военкомата, так и в школах, вузах, ежеквартальную газету стоит размещать на информационных стендах в городе.
Для журналистов был бы любопытен и пресс-тур, организованный военкоматом силами специалиста по связям с общественностью, например, в военные части к месту службы новгородцев. Пресс-тур выступает самостоятельным информационным поводом, одновременно порождая жанровое разнообразие СМИ-откликов на него: интервью с призывником и старослужащим, комментарии родителей, фотоочерки с учебного полигона, репортаж из солдатской столовой и проч. Профессионально организованный военкоматом пресс-тур, с одной стороны, ограничивая доступ журналистов к объектам, связанным с военной тайной, с другой стороны, позволяет приобщиться к реалиям армейского быта, то есть придаёт характер открытости коммуникации армии и общества через посредство СМИ-редакций.
Ясно, что даже этот объём работы существен для рекомендованного нами к найму PR-специалиста военкомата, поэтому нам видится грамотным решением централизованная организация пресс-служб в военкоматах российских регионов, будь то отдельный PR-специалист
Е.В. Михайлова, О.В. Авдеева. К вопросу о формах налаживания связей с общественностью для обеспечения призыва на срочную службу в армии РФ. С. 24-31.
27
или целый отдел по работе со СМИ. Министерство обороны могло бы циркулярно рекомендовать им календарь инфоповодов для коммуникации со СМИ, предоставлять глубоко проработанные планы реализации тех или иных PR-акций. Армия - это государственный институт, отвечающий за целостность и безопасность страны, поэтому единоначалие было и остаётся одной из корневых характеристик армии, этот принцип логично распространить и на выстраивание связей с общественностью.
Предложенные нами PR-рекомендации по коррекции работы со СМИ, разумеется, не исчерпывают всех возможностей для наращивания позитивного отношения призывников к службе в российской армии. Работа со СМИ, даже профессионально и регулярно исполняемая, сама по себе недостаточна для содействия эффективной призывной кампании. Позитивное внимание населения необходимо привлекать прямыми контактами армии с народом. Это происходит даже тогда, когда в праздничные Дни города походная кухня угощает горожан гречневой или перловой кашей с тушёнкой. По нашему мнению, необходим целый диапазон повседневных спецмероприятий, способствующих лояльному отношению населения к срочному призыву в армию.
Так, специалисту по связям с общественностью имеет смысл обратиться к такому PR-приёму, как встраивание в мероприятия сторонних организаций [3]. В Великом Новгороде ежегодно проходит так называемая ярмарка профессий, где различного уровня и профиля учебные заведения города и области стараются привлечь в свои стены абитуриентов. По нашим данным, военкомат ни разу не воспользовался этой популярной среди молодёжи призывного возраста площадкой. Альтернатива «учёба - или армия» должна перестать восприниматься как трагедия. Для этого на ярмарке профессий военкомату стоит оборудовать своё презентационное место, где рассказывать о преимуществах службы в армии, о новшествах и достоинствах прохождения такой школы жизни. Вполне возможно, для кого-то будет новым и заинтересует тот аргумент, что без прохождения службы в рядах Вооруженных Сил РФ окажется недоступна часть возможностей работы на госслужбе, которую многие родители рассматривают как привлекательную для своих детей сферу деятельности и карьеру.
Более того, в повседневной профориентационной работе школ с учащимися тема армии возникает не как возможность профессии «военный», а преимущественно как форсмажор со «снятием с уроков» - в моменты необходимости прохождения юношами медицинских профилактических осмотров. Между тем, встречи сотрудника военкомата с учащимися 9, 10, 11 классов с рассказом о пользе службы в армии, желательно с помощью средств визуализации (рекламные ролики, ПК-презентации, фотографии), - такие формы привлечения внимания к армии пригодны для формирования позитивного отношения к ней и девушек, и юношей. Для младших школьников подойдёт формат конкурсов: сочинений [4], строя и песни, фотоколлажей и проч. на армейскую тематику - для чего военкомату силами специалиста по связям с общественностью необходимо скоординировать усилия с областными Департаментом образования и Домом Молодежи.
Собственно, в стенах военкомата возможна организация семинаров или конференций армейской тематики с приглашением военных экспертов, VIP-гостей, почетных деятелей -эти встречи привлекут внимание широкого спектра целевых групп. Вузовский преподаватель-гуманитарий, возможно, с не меньшей силой представит привлекательность армии через публичные лекции по темам «Наука для армии», «Искусство о службе в армии», «Художественная литература о войне», чем преподаватель-физик или военный баллистик подчеркнёт значимость армии для безопасности Родины, развёрнуто комментируя сегодняшние военные события на Украине с попаданием различного рода снарядов на приграничную территорию России. Такая PR-работа направлена на расширение кругозора, просвещение родителей призывников, что напрямую сказывается на отношении молодёжи к призыву.
Сегодня Новгородским областным военкоматом проводится только «День призывника», где преимущественно формально рассказывается о новшествах воинской службы и призыва в данном конкретном году. Безусловно, этот формат полезен по сути, но по форме он -
28
Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева.
«Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии».
что называется, «непризывно о призыве». И значит, необходимо отыскивать новые привлекательные формы мероприятий, направленных на повышение осведомлённости общества об актуальном состоянии и привлекательности армии для призывников.
По нашему представлению, целесообразно было бы организовать 4 PR-акции «День открытых дверей в войсковой части №Х» во все сезоны года. Это не то же самое, что давно и правильно практикуемое военкоматом приглашение родных солдат «на присягу», это другое. На территорию войсковой части под присмотром компетентных лиц (офицеров из части) проводятся группы из желающих посмотреть, как обстоят дела в части летом и зимой, весной и осенью: от родителей призывников и их самих до журналистов (пресс-тур). Проводятся экскурсии, на глазах публики можно осуществить какие-либо военизированные операции (пострелять из оружия, показать учения и т.д.). Всё это даст положительный эффект, поскольку люди увидят, что солдаты действительно обучаются защищать Родину, а не «красить траву». Разрушение стереотипов об армии - как и всякое разрушение стереотипа -крайне трудоёмкое дело, посильное не через «ломку», а через коррекцию, системную смену представлений об объекте (армии) с опорой на положительные примеры, преимущественно, визуально-тактильного свойства [5].
Здесь, с нашей точки зрения, был бы интересен формат, давно известный редакциям как «Журналист меняет профессию», а обывателям - по различным ток-шоу, в которых популярные медийные персоны осваивают новое ремесло (например, «Звёзды на льду», «Танцы со звёздами» или шоу на выживание «Последний герой»). PR-акция «Стань солдатом на один день» должна быть предложена самому широкому кругу целевых аудиторий, задействованных в призыве: родители и семьи призывников, сами призывники, СМИ и др. За фиксированную сумму на день обычному человеку (но желающему испытать свои силы в качестве солдата) даётся возможность побывать в солдатской шкуре, прочувствовать дух срочной военной службы. Собрав группу из желающих, выдать им на день комплект формы, вывезти на территорию действующей воинской части, приобщить их к повседневной жизни в армии. Провести стрельбы, накормить в столовой той едой, которую дают служащим в армии. По итогам «солдатского» дня, например, выбрать ефрейтора (старшего рядового), наградить его значком или погонами вымышленной роты, остальным раздать памятные грамоты об участии в «солдатском» дне. Оценка такой акции как «профанации» армейских будней вероятна в устах профессиональных военных, но для повышения региональных показателей армейского призыва PR-акция «Стань солдатом на один день» будет результативна.
Соображения о затратности предложенных нами PR-акций (не столько по финансам, сколько по организационным усилиям) правомерны, и потому нами предусмотрена возможность стартовой PR-кампании «Приглашение в армию». Здесь также предусматривается разрушение стереотипа (среди ряда призывников принято «бегать от повестки в армию») посредством коррекции процедуры вручения повестки. Канцелярский бланк заменяется красиво оформленным именным приглашением (например, в виде одинарной открытки) - визуальное решение призвано снизить тревожность, оставить хорошее впечатление, которым приятно поделиться с окружением.
В той же логике «визуальной коррекции» процедур армейского призыва могла бы стать выдача призывникам при первом посещении военкомата красивых папок (пресс-кит), внутри которых содержалась бы вся необходимая информация для призывников: части на территории военного округа, информация по перечню болезней и ограничений по здоровью для прохождения воинской службы, памятные вещицы от военкомата (сувенирные календари, блокноты, ручки), воинские уставы, краткий справочник, свежий номер ежеквартальной газеты военкомата, ответы на наиболее часто задаваемые вопросы и прочее. Такая профессионально оформленная подборка актуальной информации для призывника воспринималась бы как персональное обращение и забота.
В настоящей статье мы не ведём речи о том, как привлечь женщин в армию, готовых решать боевые задачи, на срочной или постоянной основе: PR-шагам в этом случае должно
Е.В. Михайлова, О.В. Авдеева. К вопросу о формах налаживания связей с общественностью для обеспечения призыва на срочную службу в армии РФ. С. 24-31.
29
предшествовать соответствующая решимость руководства страны комплектовать армию призывницами. На данном этапе нашей ключевой PR-рекомендацией является введение в штат областного военкомата или найм специалиста по связям с общественностью. Любопытно, что никогда в российской армии такой должности не было. Были замполиты - сейчас заместители по воспитательной работе, они занимаются вопросами бытового обеспечения, морального облика военнослужащих, а также работой с семьями и военными пенсионерами. Но не связями с общественностью, не тем, как армия выглядит в глазах внешней аудитории. Отчасти эту функцию выполняли клубы спортивного ориентирования (и др. военноприкладные виды спорта), учителя начальной военной подготовки и общественные организации вроде ДОСААФ, занимавшиеся допризывной подготовкой, профориентацией в военные училища и, к примеру, организацией игры «Зарница». Поисковые отряды с 1960-70-х гг. также вносили позитивный вклад в формирование общественного мнения об армии, когда молодёжь могла в непосредственной привязке к местности наблюдать отголоски войны и отдавать честь павшим за Родину, обеспечивая им достойное погребение. Поисковики - это и сегодня существенный противовес «диванным стратегам», которые рассуждают об армии, не понимая реальности современных боевых действий. Пожалуй, функцию налаживания связей с внешней аудиторией в большей мере и по госзаказу в СССР выполнял кинематограф, вспомним, к примеру, фильм «Офицеры».
Для облегчения взаимодействия с целевыми аудиториями (главные из которых - призывники и СМИ) нами рекомендовано создание сайта Новгородского областного военкомата, а также создание собственных каналов распространения армейских новостей - ежеквартальной газеты с размещением её страниц на городских информационных стендах и в блоге главы военкомата. Так, и в 2014 году новгородский военкомат - это организация, которая не имеет связи с обществом посредством интернета: сайта у структуры нет, а нужен. Как PR -инструмент сайт удобен не только для оперативного информирования целевых аудиторий, но и для их изучения: сайт позволяет собрать статистику по посетителям (кто, как часто и с каких ресурсов заходит на сайт, какая информация наиболее востребована посетителями и редакциями СМИ и т.п.). В частности, военкомат мог бы предоставлять доступ к определенной информации только зарегистрированным пользователям, для чего посетителям сайта необходимо заполнить небольшую анкету. Контентом сайта военкомата могли бы стать его история, фотоархив, нормативные документы, ответы на самые распространённые вопросы призывников [6], а также ссылки на блоги исполнительных лиц военкомата, возможно, и ссылки на аккаунты в социальных сетях (например, группа военкомата ВКонтакте, аккаунт в Твиттере, группа призывников в Фейсбуке, сообщество в Живом Журнале и др.). Крайне важно, что на сайте и его форуме могло бы идти общение тех, кто уже отслужил, и тех, кто только собирается; тех, кто хотел бы служить по контракту и тех, кто планирует поступать в военное училище. Так, среди населения до сих пор бытует мнение, что солдаты-срочники привлекаются к уборке и приготовлению пищи, но с недавнего времени это делает гражданский персонал. Но кто об этом знает? Население и призывники не знают! Необходимо организовывать информирование общества - это важнейшее направление в имиджпостроении армии. В наиболее напряженные периоды, например, в призывную кампанию на сайте был бы полезен раздел «горячая линия», где специалисты военкомата онлайн отвечают на вопросы призывников и др. интересантов.
Заметным для СМИ и общества шагом стало бы создание блога главы военкомата, при условии, что блог не окажется формализованным, а будет обладать выраженной личностной подачей новостей военкомата. Тогда читатели «армейского блога» сделают выводы о компетенциях автора, что скажется на степени доверия к ответственному за призыв на территории Новгородской области. Для того, чтобы блог заполнялся интересным контентом, специалисту по связям с общественностью также понадобится создать рамочный календарь событий, по которым следует создавать посты: от военных праздников и особых дат, связанных с армией, до поздравлений с днём рождения сотрудников военкомата и известных людей
30
Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева.
«Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии».
в армии вплоть до лиц федерального уровня (министра ли обороны, Верховного ли Главнокомандующего).
В настоящей статье мы предложили ряд рекомендаций по организации спецмероприятий, способствующих позитивному отношению населения к армии и призыву на срочную службу. Мы берёмся утверждать, что осенний и весенний призыв в армию будет тем полнее реализован, чем лучше выстроена коммуникация военкомата с местными СМИ - через создание календаря инфоповодов, написание и отправку в редакции пресс-релизов, организацию пресс-конференций и пресс-туров, инициирование различных публикаций про армию (статьи, отчеты, информационные бюллетени, брошюры и проч.), оперативное реагирование на неточности и/или критику, допущенные как в материалах интернет-редакций, так и в комментариях к ним.
Однако работа со СМИ только тогда, по нашему мнению, существенно повлияет на выполнение плановых показателей осеннего и весеннего призыва в армию, когда будет сопряжена с более эффективной организацией коммуникации военкомата собственно с призывниками и их окружением, влияющим на принятие решение пройти срочную службу. Для этого нами предложено встраивание действий военкомата в мероприятия сторонних организаций (в ярмарке профессий, например) и организация спецсобытий, которые естественным образом становятся самостоятельными инфоповодами для редакций СМИ. Такими спецсобытиями могут быть встречи с учащимися 9, 10, 11 классов школ и конкурсы для младших классов, «День открытых дверей в войсковой части №Х» во все сезоны года, и PR-акция «Стань солдатом на один день», организация семинаров и конференций армейской тематики, в рамках которые внешние по отношению к армии лекторы позитивно характеризуют суть армейского служения, а военные эксперты расширяют кругозор родителей, чьё мнение напрямую сказывается на отношении подростков к призыву. Коррекция общественного мнения об армии также видится нам не как ломка стереотипов о ней, а как просвещение, открытие возможностей включить в опыт целевых аудиторий призыва визуально акцентированных представлений о том, что «Приглашение в Армию» - это серьёзная и потенциально позитивная веха в биографии молодёжи.
В заключение нашей статьи вспомним слова Уинстона Черчилля о том, что «генералы всегда готовятся к прошлым войнам». Эти слова выражают одну из основополагающих аксиом военного строительства: военачальники оценивают потенциальные военные конфликты по своему прошлому опыту, поскольку опыта будущей войны у них нет и быть не может. А между тем мир изменился, и армия изменилась. Для цивилизованного человека убийство себе подобных - противоестественный шаг, адаптация к боевым условиям требует перестройки всей психики человека. Не меньший шок испытывает солдат при возвращении к мирной жизни. При этом в современном военном конфликте только 5% непосредственно участвуют в боевом столкновении с противником, остальные 95% видят врага в лучшем случае как отметку на экране радара. Окружение призывников, не имевшее опыта службы в армии в мирное или военное время, нередко рассматривает её только как статью расходов госбюджета, как формат конкуренции за ресурсы, а то и вовсе приравнивает вооружённый конфликт к сомнительной «информационной войне, войне в прямом эфире». Имидж армии не создается целенаправленно таким, каким он нужен государству, складывается стихийно, далёк от привлекательного в глазах масс. Как призывнику сориентироваться в этом обилии подходов к необходимости отдать предписанный законом долг Родине в виде срочной службы в армии? По нашему мнению, чтобы армия, генералы, государство не проигрывали «войну за призывников» и за умы собственного народа, им необходимо опираться на высококвалифицированных PR-специалистов.
Е.В. Михайлова, О.В. Авдеева. К вопросу о формах налаживания связей с общественностью 31
для обеспечения призыва на срочную службу в армии РФ. С. 24-31.
Библиографический список
1. Богословский, М.М. Женщины в российских Вооруженных силах [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://army-news.ru/2010/11/zhenshhiny-v-vooruzhennyx-silax/ (Дата обращения 15.10.2014).
2. Михайлова, Е.В. Отражение Великой Отечественной войны в сознании новгородца-очевидца [Текст] // Новгородика - 2006: Материалы науч. конф. 20-22 сент. 2006 г. - Великий Новгород, 2007. Ч. II. - 216 с. С. 135-159.
3. Михайлова, Е.В. Пиар-тандем? Меня возьмите! [Текст] // Бизнес. Великий Новгород, февраль 2009. С. 26-27.
4. Михайлова, Е.В. Изложение ко Дню освобождения Новгорода: методические рекомендации [Текст] // Ментор. 2003. №1. С. 48-49.
5. Михайлова, Е.В. Два полюса - PR и пропаганда [Текст] // PR в образовании. 2009. №4 (декабрь). С. 9-12.
6. Михайлова, Е.В. Отражение специфики гражданской активности современных новгородцев в комментариях к сетевым СМИ [Текст] // Новгородика - 2010. Вечевой Новгород: Материалы Международной научно-практической конференции 20-22 сентября 2010 г. Ч.3. - Великий Новгород, 2011. - 300 с. С.258-266.