УДК 378.14.014.13
Лаптев Иван Григорьевич
кандидат педагогических наук Астраханский государственный университет
К ВОПРОСУ О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье представлены два направления духовности — секулярное (светское) и теологическое (религиозное), их неразрывность и единство. Рассмотрены проблемы духовно-нравственных компонентов учебно-воспитательного процесса в вузе и мотивационная основа духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи как наиболее активного слоя современного демократического общества.
Ключевые слова: духовность, духовно-нравственное воспитание, студенческая молодежь, вуз.
В настоящее время в России все большее внимание уделяется проблемам духовнонравственного воспитания студенческой молодежи, что является результатом совершенствования современного общества, его социально-культурного и духовно-нравственного развития.
Проблема ценностных ориентаций студенческой молодежи в реформируемом обществе приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовно-нравственной трансформации, вызванной ситуацией сложного периода, сопровождающегося переоценкой установившихся ранее социальных ценностей. Происходит, как отмечает В. Варавва, «поиск путей адаптации молодых людей к новым условиям существования и к принятию оптимальных решений проблем, с которыми они сталкиваются в процессе вхождения в самостоятельную жизнь» [2, с. 89].
Система образования выступает фактором и педагогическим механизмом в целенаправленном воспитательном процессе. Подготовленность педагогов, общества и государства к осуществлению процесса духовно-нравственного воспитания и духовно-нравственного оздоровления граждан, начиная со школьной скамьи и заканчивая послевузовским образованием, является условием его эффективности.
Проблема становления духовности и культуры, творческого «накопления культурных и духовных ценностей», нравственного и эстетического воспитания красной нитью проходит в работах известного российского искусствоведа, академика Д.С. Лихачева. Он отмечал, что «культура человечества движется вперед не путем перемещения в «пространстве времени», а путем накопления ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые..., а, присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня. Поэтому ноша культурных ценностей - ноша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает» [4, с. 203-204].
«Воспитание - великое дело: им решается участь человека».
В.Г. Белинский
Следует заметить, что российская национальная система образования и воспитания состоит как из светского, так и духовно-религиозного образования. Сложившиеся и действующие параллельно две основные системы образования в России - светское и религиозное образование в последние годы имеют тенденцию сближения и сотрудничества взаимодействия и взаимообогащения. Она может быть прослежена в докладах и выступлениях, прозвучавших на Международных Рождественских образовательных чтениях
Как указывает профессор Н.А. Лобанов, объектом воздействия и светского, и духовного образований является человек как неделимая духовная сущность. «Предтечей светского образования, -отмечает автор, - его фундаментом является религиозная культура. Эта внутренняя связь сохранилась и в наши дни. Сложившееся в России и в других странах мира разделение образования на светское и религиозное на самом деле не столь уж велико. Призывы к гуманизации, прозвучавшие в начале 80-х годов, как новой парадигмы образования, - продолжает автор, - при ближайшем рассмотрении представляют собой завуалированную попытку вернуть в образовательную среду утраченную духовность. Феноменология этого явления отражает формирование нового фундаментального знания, основанного не на противопоставлении религиозного светскому научному знанию, а на понимании общности задач в научном объяснении картины окружающего нас мира, места и роли человека в этом мире» [5].
Существуют два определения духовности. Первое определение порождено секулярным (светским) сознанием, второе - сугубо теологическое (религиозное) и в полной мере раскрывается, например, в христианстве. «Величие христианской нравственности в том, - отмечает профессор Московской Духовной Академии А.И. Осипов, - что она дает соответствующий ключ, в котором эта нравственность порождает истинную духовность» [7].
78
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Лаптев И.Г, 2013
Светская духовность включает в себя опыт культуры, нравственности, эрудированности, этики и эстетики. Религиозная духовность связана, прежде всего, со стремлением к святости, к освобождению от скудоумных привычек и поступков, к преодолению зла и совершению добра с любовью к Богу и ближнему
Размышления о проблеме духовности неизбежно ведут к вопросу о воспитании духовности. В этом направлении важную роль сыграли религиозные философские концепции и русская классическая литература. Особую значимость представляет русская религиозная философская мысль (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, П.А. Флоренский, В.В. Зеньков-ский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, А.Ф. Лосев и др.), где человек рассматривается как существо духовное, творческое, созданное по образу и подобию Божию, обладающее возможностью созидать мир и себя соответственно идеалам Истины, Добра, Красоты.
Основу светского духовного воспитания составляют, прежде всего, наука, литература, искусство. Светское образование и воспитание, являясь материалистическим развитием человека, в основе своей направлено на его нравственное и духовное развитие. Как отмечают и ученые, и богословы, духовность, мораль и нравственность существуют для человека в обществе в их неразрывном и целостном единстве.
В современных условиях демократизации гражданского общества появилась возможность поиска новых педагогических подходов к воспитанию, что актуализировало проблему духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, которое призвано сохранить лучшие национальные и историко-культурные традиции отечественного образования, дав студенчеству не только систему знаний, но и духовно-нравственные идеалы и ценности.
«Сегодня мы имеем возможность говорить об основах, на которых строилось и должно строиться здание педагогики со всеми ее практическими методами и научными определениями, и наша обязанность, - отмечал архиепископ Костромской и Галич-ский Алексий на VII межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, - говорить о духовно-нравственной сути этих основ, чтобы, возможно, заново открывать их для себя и друг для друга. И только в контексте такого понимания мы можем правильно увидеть истинную роль педагога, понять, в чем состоит его призвание, какие он имеет реальные возможности, как он может в полной мере, а, главное, в нужном направлении, осуществить свое служение» [1].
В образовательном процессе вузов сегодня еще наблюдаются:
- невыраженность гуманитарной направленности в содержании учебного процесса;
- слабость духовно-нравственной компоненты внеаудиторного воспитательного процесса;
- недооценка музыкального искусства как великой силы, способствующей укреплению нравственности и духовности;
- обеднённость ценностно-духовного пространства, в котором личности сложно «совершать усилие быть человеком» (М.К. Мамардашвили).
Основой духовно-нравственного воспитания студентов может стать определенная последовательность личностных мотивационных состояний, постоянно побуждающих желание познания смысла жизни и силы искусства, поддерживающих непрерывность и стабильность процесса духовно-нравственного воспитания, состоящая из следующих элементов:
- предпочтение осознанного духовно-нравственного мотива;
- постижение смысла духовно-нравственной жизненной позиции;
- проникновение в духовно-нравственную сущность музыкального искусства как отражения жизненных явлений;
- стремление к достижению успехов в нравственно правильном направлении своих мыслей, слов и поступков;
- самооценка реальной результативности процесса духовно-нравственного воспитания.
«Необходимо усилить гуманитарную составляющую в содержании образования и в научных исследованиях как основе этого содержания, - отмечает президент РАО Н.Д. Никандров. - Таким путем преодолевается давнее понимание человека как биосоциального существа, делается особо важной и значимой духовная составляющая («био-социо-дух») со всем ее разнообразием и богатством» [6, с. 23].
Поиск новых подходов к осмыслению и решению проблем духовно-нравственного воспитания, призванного сохранить лучшие национальные и историко-культурные традиции нашего народа позволяет дать студенчеству систему знаний, духовно-нравственные идеалы и ценности, а самое главное - сформировать способность противостоять злу и творить жизнь по законам красоты, добра и справедливости.
Традиции российской культуры, нравственности и духовности обеспечивают устойчивость сохранения и развития культуры, нравственных образцов поведения и духовных ценностей, способствуют совершенствованию доброжелательности и толерантности взаимоотношений. Однако традиции становятся педагогически верным механизмом лишь при соблюдении обусловленности целей воспитания и образования, отборе содержания воспитания и образования в соответствии с константой духовно-нравственной культуры.
Проблемы духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи можно и нужно решать че-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №°1
79
рез интеграцию форм духовного и светского воспитания, определение на государственном уровне приоритетов Человека в обществе и выработку идеологической позиции в области духовно-нравственного воспитания. Духовность внутреннего мира, углубление индивидуального духовно-нравственного сознания будет способствовать появлению нового поколения молодежи, характеризующегося этической ответственностью за созидание пространства мира, добра, справедливости.
В современных условиях меняется характер и содержание обучения и воспитания студентов, но цель остается прежней - формирование личности специалиста с твердыми духовно-нравственными принципами, умеющего ориентироваться в любой ситуации, обладающего новым мышлением, способного к непрерывному образованию и развитию.
Воспитание в период обучения в вузе - существенный этап социализации личности. В это время человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, определяет отношение к миру и собственной жизни в этом мире, переходит к этапу саморазвития и самовоспитания.
Для студента, пришедшего в вуз, несомненно, начинается новая жизнь, полная открытий, трудностей и проблем. Необходимо помочь ему освоиться в этом новом для него мире, сделать так, чтобы студенческие годы остались в памяти светлым периодом жизни. Ведь мир порой бывает суровым и безжалостным, и человек в этом мире может постепенно растрачивать те духовно-нравственные и этические идеалы, которые изначально были заложены в сущности его бытия.
Анализ современного духовного состояния и образа жизни молодежи свидетельствует о поползновениях к социальной дезориентации. Для некоторой части молодежи все более характерным становится негативное отношение к действительности, неготовность к жизненному выбору, повышенный уровень притязательности, потребительские настроения. Все это обусловливает необходимость усиления воспитательной работы, повышения ее эффективности.
Реальной базой формирования у студентов духовно-нравственных норм выступают многовековые уникальные ценности духовно-нравственной культуры родного Отечества. Сегодня можно и нужно говорить о сокровенном и вечном, давать студентам прочные подлинные жизненные ценности, приобщать их к богатейшему духовному культурно-историческому наследию наших отцов и дедов, в результате будет формироваться и совершенствоваться образцовая модель «гражданин - личность -специалист».
На современном этапе развития российского высшего образования специфика обучения и воспитания заключается в становлении культурной и интеллигентной личности с высокими духовно-
нравственными и профессиональными качествами, в постоянной корректировке поведенческих установок студенчества с учетом особенностей социально-экономического развития, национального менталитета в обществе и содержит «единство многих параметров - теоретических знаний, практической подготовленности выпускника, способности осуществлять все виды профессиональной деятельности, направленности личности специалиста, его способностей и склонностей, волевых качеств» [8, с. 130].
Заряд нравственности, этики, эстетики в многомиллионную армию студенчества несет, прежде всего, педагог, поэтому на повестке дня остается вопрос не только о высоком уровне профессионального обучения студентов, но и о высоком уровне художественно-эстетического образования когорты преподавателей, представителей элиты духовнонравственного воспитания студенческой молодежи.
Следует заметить, что нельзя забывать о необходимости и целесообразности патриотического и интернационального воспитания студентов в плане межнациональных и межконфессиональных интересов полиэтнической региональной среды области, города, вуза.
Нельзя забывать и о музыкально-эстетическом воспитании, являющегося значительной компонентой духовно-нравственного воспитания. Центральной задачей музыкально-эстетического образования и духовного просвещения является развитие у студенческой молодежи музыкально-эстетических чувств, привитие интереса к музыкальному искусству, умение разбираться в качественном уровне музыкальной информации, что, несомненно, будет содействовать формированию их художественных вкусов, становлению духовной культуры и творческих потенций, развитию этических норм и нравственно-эстетических качеств личности. В печати отмечается, что «признание приоритетным творческого начала в современном гуманитарном вузе позволяет студенту расширить границы познания музыкального искусства, являющегося отражением окружающей жизни» [3, с. 143].
Ярким примером в музыкальном искусстве проявления нравственности, патриотизма и духовной стойкости является опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» и, в частности, изумительно-пронзительная музыка «Арии Сусанина» и слова арии: «Чуют правду!... Ты взойдешь моя заря, взгляну в лицо твоё, последняя заря.». Восприятие студентами этого музыкального фрагмента оперы, во первых, затрагивает сокровенные чувства истинного почтения к Родине, к малой родине, к домашнему очагу, во вторых, способствует ознакомлению студентов с оперой и другими формами музыкального искусства в интернете, в оперном театре, в концертном зале консерватории.
В Астраханском государственном университете (ранее педагогическом университете) на протяже-
80
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
нии нескольких десятилетий совместно с консерваторией проводились «Музыкальные среды», исполнялись духовные произведения С.И. Танеева, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, а также сочинения современных композиторов Г. Свиридова, Н. Каретникова, А. Шнитке.
Согласно результатам опроса, восприятие духовной музыки в корне изменило пассивное отношение студентов к классическому музыкальному искусству, сформировало потребность посещения филармонии, музыкального театра, специальных образовательных программ консерватории, а, главное, способствовало становлению духовно-нравственного самосознания и, в целом, содействовало процессу активизации духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи.
Библиографический список
1. Алексий - архиепископ Костромской и Галич-ский. Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика // VII межрегиональная научно-практическая конференция 27.05.2010. - Официальный сайт Костромской епархии.
2. Варавва В. Духовное самоопределение русской интеллигенции. - М., 2000. - № 10. - С. 85-98.
3. Лаптев И.Г. Роль художественно-эстетического образования студентов в повышении качества подготовки специалистов // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Материалы XIII Междунар. науч.-метод. конф. - СПб., 2008. - С. 143-145.
4. ЛихачевД.С. Письма о добром. - М.: Наука; СПб.: Logos, 2006. - 321 с.
5. Лобанов Н.А. Национальная система образования: постановка проблемы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: lifelong-education.ru/.../370-natsionalnaya-sistema-obrazovaniya-pos...
6. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России // Вестник Университета Российской академии образования. - 2006. - № 4. -
С. 8-25.
7. Осипов А.И. Нравственность и духовность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: azbyka.ru/ nravstvennost_i_duhovnost.
8. Шагеева Ф., Иванов В. Современные образовательные технологии // Высшее образование в России. - 2006. - № 4. - С. 129-132.
УДК 376.37
Шемякина Ольга Владимировна
Московский педагогический государственный университет
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ОТ ЦЕЛИ К РЕЗУЛЬТАТУ
Статья отражает комплексный системный подход к работе с детьми раннего возраста. Реализация данного подхода осуществляется путем включения в воспитательный процесс различных взаимообусловленных направлений деятельности.
Ключевые слова: комплексная система, процесс воспитания, ранняя помощь.
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Для него характерна переоценка ценностей. Складываются социокультурные инновации педагогической деятельности. Переход системы образования на новый уровень зависит от способности системы образования к изменениям, а сама эта способность во многом определяется подходом к постановке целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, оценке достигнутых результатов. Совокупность этих направлений определяет воспитательную систему образовательного учреждения.
Термин «воспитательная система» был предложен А.Т. Куракиным и Л.И. Новиковой. В настоящее время данное направление изучается такими специалистами, как Н.Л. Селиванова, Д.В. Григорьев [2].
Воспитательная система - сложное социальное психолого-педагогическое образование, способствующее целенаправленному и эффективному развитию личности учащихся.
Воспитательная система образовательного учреждения определяется как совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих целостную социально-педагогическую структуру учреждения и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания.
В воспитательном процессе используется парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса. Воспитание личности ребенка определяется всей окружающей его средой.
Реализация этой цели осуществляется через различные подсистемы: дидактическую (учебная деятельность), воспитательную (взаимосвязь методов воспитания), систему управлений (поддержание и развитие системы).
Как отмечали Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина [5] целесообразность воспитательной системы заключается в следующем: повышение эффективности процессов воспитания; расширение диапазона вос-
© Шемякина О.В., 2013
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№1
81