• высокой мотивации и осознанного отношения к службе в ВС, готовности к защите РФ, верности военной присяге, готовности выполнять приказы командира;
• морально-психологических и военно-профессиональных качеств, стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению военной специальности;
• высокой дисциплинированности, уважитель ого отношения к сослуживцам, воинскому товариществу;
• мировоззренческих позиций на основе лучши воинских традиций;
• трудолюбия, добросовестного отношения к службе, стремление в совершенстве овладеть воинской специальностью;
• общей культуры и высоких морально-нравст нных качеств [1].
По сути своей, сформулированные требования к организации работы с личным составом в ВС РФ раскрывают основные качества военнослужащего, определяющие его имидж. Все они образуют систему.
Чтобы понять, как их формировать и развивать, проанализируем свойства такой системы. В качестве примера рассмотрим структурные компоненты воинского подразделения как системы (рис. 1). Эта система включает: военнослужащего, военачальника, средства коммуникации, цель, результат, внешнюю среду.
Все элементы системы не рядоположенные, они принадлежат к разным понятийным системам. Однако, эта система функциональна, потому что все её элементы взаимодействуют и связаны причинно-следственными связями.
Субъекты этой системы (военнослужащий, военноначаль-ник) взаимодействуют друг с другом через совокупность объектных элементов - средства коммуникации, включающие разные виды и формы общения, сотрудничества. По сути своей, средства коммуникации являются каналами информации между военнослужащим и командиром. Выбор их определяется целями, а результат - знанием и пониманием того, что эти средства будут эффективны, если применять их в соответствии с закономерностями взаимодействия и признаками самоорганизующихся систем.
Внешняя турдл: ниумлтквные документы МО РФ
Военнослужащий
Средству коммуникации
Военачальник
Рис. 1. Модель взаимосвязи компонентов системы: военнослужащий - военачальник компоненты
В заключении отметим, что все социальные системы, а системы, описанные выше (военнослужащий, воинское подразделение), относятся к таким, характеризуются совокупностью признаков. Они открытые, нелинейные, необратимые, десси-пативные (более организованные за счет энергии, которую они заимствуют из окружающей среды). Неустойчивость системы обнаруживает значимые отличия между устойчивыми и неустойчивыми коллективными движениями (модами). Устойчивые моды подстраиваются под неустойчивые образования, поэтому могут быть исключены, при этом число степеней свободы у системы может быть уменьшено. Так работает лазер, подобные процессы характерны и для социальных систем, например, воинского подразделения (военнослужащего). Эти системы могут повести себя как саморганизующиеся в условиях сильного отклонения от равновесия при прохождении точек бифуркации, при этом стать упорядоченными.
Библиографический список
1. Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации. Москва, 2016.
2. Карасов И.Д. Ресурсы, механизмы и показатели профессионально-личностного имиджа военнослужащего. Материалы XI между-нар. конференции, 25 декабря, Краснодар, 2015: 96 - 98.
3. Алехин, И.А. Сливин Т.С. Перспективы военного образования в Росси. Мир образования - образование в мире. 2013; 32 - 36.
4. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Москва: Педагогика, 1982.
5. Садовский В.Н. Основание общей теории систем: логико-методологический анализ. Москва: Наука, 1974.
6. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. Москва: Наука, 1980.
7. Подкин, Ю.Г. Алгоритмы учебного и научного поиска. Ижевск: Издательство ИжГТУ, 2000.
8. Усольцев А.П. Синергетика педагогических систем. Екатеринбург: Уральский государственный педуниверситет, 2005.
9. Усольцев А.П. Основные противоречия развития педагогической системы. Екатеринбург: Уральский государственный педуниверситет, 2016.
References
1. Ob organizaciiraboty s lichnym sostavom v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii. Moskva, 2016.
2. Karasov I.D. Resursy, mehanizmy i pokazateli professional'no-lichnostnogo imidzha voennosluzhaschego. Materialy XI mezhdunar. konferencii, 25 dekabrya, Krasnodar, 2015: 96 - 98.
3. Alehin, I.A. Slivin T.S. Perspektivy voennogo obrazovaniya v Rossi. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2013; 32 - 36.
4. Babanskij Yu.K. Problemy povysheniya 'effektivnosti pedagogicheskih issledovanij. Moskva: Pedagogika, 1982.
5. Sadovskij V.N. Osnovanie obschej teorii sistem: logiko-metodologicheskij analiz. Moskva: Nauka, 1974.
6. Anohin P.K. Uzlovye voprosy teorii funkcional'noj sistemy. Moskva: Nauka, 1980.
7. Podkin, Yu.G. Algoritmy uchebnogo inauchnogo poiska. Izhevsk: Izdatel'stvo IzhGTU, 2000.
8. Usol'cev A.P. Sinergetika pedagogicheskih sistem. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj peduniversitet, 2005.
9. Usol'cev A.P. Osnovnye protivorechiya razvitiya pedagogicheskoj sistemy. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj peduniversitet, 2016.
Статья поступила в редакцию 20.12.16
УДК 37.06
Klimova I.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Siberian State Aerospace University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: osm-d@mail.ru
Karlov G.P., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Director of Institute of Additional Education, Siberian State Aerospace University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: osm-d@mail.ru
Muhametrahimova O.S., methods specialists, Department of Advanced Training of Teachers, Siberian State Aerospace University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: osm-d@mail.ru
Troshkina D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Siberian State Aerospace University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: dianatroshkina@mail.ru
SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE PROJECT "INCREASE OF CONSCIOUSNESS: EDUCATION, CULTURE, SPIRITUALITY". The article points at task of spiritual and moral development of students in a higher education school. The most important task of the student is the formation of civil liability, professional consciousness, Russian identity, spirituality, morality and culture, commitment, self-reliance. The problems of development, education and training are interrelated, since these processes have an impact on the student as a whole. In practice, it is difficult to identify the scope of the exclusive influence of students and educational activities on human development. Therefore, before high school teachers there is a problem of organization of joint educational space for the spiritual and moral development, education and professional self-determination of students.
The Russian traditional values - are mainly kept by the Russian Orthodox Church. The spiritual life of a man in Russia is based on the Orthodox tradition and history. Specially-organized space for the development of spiritual and moral values - of students serves as the space project "Increasing awareness: education, culture and spirituality", which became a winner of an open international grant competition "Orthodox Initiative in 2015-2016". The aim of the project is to combine the resources of government, non-profit, non-governmental organizations and the Russian Orthodox Church in the educational space for the formation of spiritual and moral values - of students. Formation and development of spiritual and moral potential of the project is implemented through familiarizing students to the culture, the history of Orthodoxy, art, painting, spiritual music.
Key words: spirituality, morality, spiritual and moral development, Orthodox values, Russian Orthodox Church, specially-organized educational space, project, project activities.
И.В. Климова, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, E-mail: osm-d@mail.ru
Г.П. Карлов, канд. техн. наук, доц., директор Института дополнительного образования, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, E-mail: osm-d@mail.ru
О.С. Мухаметрахимова, методист факультета повышения квалификации преподавателей, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, E-mail: osm-d@mail.ru
Д.В. Трошкина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, E-mail: dianatroshkina@mail.ru
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ВОЗРАСТАНИЕ СОЗНАНИЯ: ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА, ДУХОВНОСТЬ»
В статье обозначаются задачи высшей школы в духовно-нравственном развитии студенчества. Важнейшие задачи развития студенчества - формирование гражданской ответственности, профессионального самосознания, российской идентичности, духовности, нравственности и культуры, целеустремленности, самостоятельности. Проблемы развития, воспитания и обучения взаимосвязаны, так как данные процессы оказывают влияние на обучаемого, как единое целое. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающихся и воспитательных действий на развитие человека. Поэтому перед преподавателями высшей школы возникает задача организации совместного образовательного пространства для духовно-нравственного развития, воспитания и профессионального самоопределения студенческой молодежи.
Носителем традиционных ценностей является Русская Православная Церковь. Духовная жизнь человека в России в основе своей опирается на православную традицию и историю.
Специально-организованным пространством для развития духовно-нравственных ценностей студентов послужило пространство проекта «Возрастание сознания: образование, культура, духовность», ставшего победителем открытого международного грантового конкурса «Православная инициатива 2015 - 2016». Целью проекта является объединение ресурсов государственных, некоммерческих, общественных организаций и Русской Православной Церкви в образовательном пространстве для формирования духовно-нравственных ценностей студенчества. Становление и развитие духовно-нравственного потенциала реализуется в проекте через приобщение студентов к культуре, истории православия, искусству, живописи, духовной музыке.
Ключевые слова: духовность, нравственность, духовно-нравственное развитие, православные ценности, русская православная церковь, специально-организованное образовательное пространство, проект, проектная деятельность.
Молодёжь XXI века как никогда нуждается в идеях добра, любви, сопричастности к проблемам и делам России, а это требует объединения усилий, осуществления сотрудничества в областях образования, культуры, искусства Православных ценностей, направленных на формирование и развитие духовного начала в человеке.
Поэтому одной из важнейших задач высшей школы является эффективная организация образовательного процесса с целью духовно-нравственного развития и профессионального самоопределения студенческой молодежи, так как становление молодого поколения предполагает не только развитие познавательных способностей, но и присвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу истории и культуры.
Как отмечал в своё время в послании Федеральному собранию Президент РФ В.В. Путин, «...сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, -
дефицит того, что всегда, во все времена исторические события делали нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» [1].
От уровня духовности и нравственности каждого из нас зависит безопасность и судьба страны.
Духовность и нравственность являются той цементирующей силой, которая объединяет народ, помогает мобилизовать все внутренние резервы при возникновении опасности.
Духовность и нравственность общества являются иммунитетом народа, противостоящим внутренним социальным болезням и внешним «инфекциям».
В связи с этим В.В. Путин заявил о необходимости поддержать институты - носители традиционных ценностей, одним из которых является Русская Православная Церковь. Духовная жизнь человека в России в основе своей опирается на православную традицию и историю.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём выступлении 21 июля 2016 года в Казанском кремле отметил: «Духовный рост - это, в первую очередь, преодоление своих
собственных проблем, разрешение своих сомнений, обуздание своих страстей, формирование благочестивого строя жизни...» [2].
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий - Архиепископ Лука писал своему сыну Михаилу: «Я подлинно и глубоко отрекся от мира и от врачебной славы, которая, конечно, могла бы быть очень велика, что теперь для меня ничего не стоит. А в служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера. Однако врачебной и научной работы я не намерен оставлять». И еще: «О, если бы ты знал, как туп и ограничен атеизм, как живо и реально общение с Богом любящих Его...» [3]. Таковы глубокие переживания и порывы души человеческой.
Важнейшие задачи развития студенчества - формирование гражданской ответственности, профессионального самосознания, российской идентичности, духовности, нравственности и культуры, целеустремленности, самостоятельности.
Писатель Федор Михайлович Достоевский остро поставил ряд кардинальных для человечества тем и проблем:
- какова природа добра и зла;
- как уживаются в душе человека стремление к саморазрушению и самовосстановлению - «идеал содомский» с «идеалом Мадонны»;
- в чём сущность и назначение жизни;
- как преобразовать мир на основах духовности, нравственности, уважения достоинства личности [4].
Ответы на эти и другие «вечные» вопросы, над которыми издревле бьётся человеческое сознание, выдающийся художник и мыслитель оставил в своих произведениях, которые сегодня воспринимаются как пророчество, провозвестие, как дар и задание непрестанного совершенствования.
Следует подчеркнуть, что проблемы развития, воспитания и обучения взаимосвязаны, так как данные процессы оказывают влияние на обучаемого, как единое целое. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающихся и воспитательных действий на развитие человека. Ещё Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание» [5]. Поэтому перед преподавателями высшей школы возникает задача организации совместного образовательного пространства для духовно-нравственного развития, воспитания и профессионального самоопределения студенческой молодёжи.
Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях.
«Нравственность» представляется как внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.
Известны различные подходы к назначению воспитания, самоопределения и развития студенчества. Традиционное направление подразумевает, что воспитание, самоопределение и развитие должно быть направлено на формирование личности студента в соответствии с существующим общественным идеалом. В другом подходе, акцентируется взгляд на студента как сформировавшуюся личность, которая не нуждается во внешнем каком-либо вмешательстве. А для современной психолого-педагогической теории и практики ведущее значение приобретает понимание воспитания, профессионального самоопределения как средства, направленного на создание условий для саморазвития, самоопределения и самовоспитания личности студента, присвоения ею духовно-нравственных ценностей, истории и культуры бытия.
Теоретически в педагогике и психологии процесс духовно-нравственного развития определяется как осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [6].
В рамках образовательного пространства вуза духовно-нравственное воспитание и профессиональное самоопределение рассматривается как целенаправленная содержательная профессиональная деятельность преподавателей, которая содействует духовно-нравственному развитию личности студента, приобщению ее к истории, культуре, становлению как стратега собственной жизни.
Содержание духовно-нравственного развития студентов в высшей школе предусматривает проектирование совместного образовательного пространства с учетом психологических осо-
бенностей данной возрастной группы. Ведущая особенность юношеского возраста обозначается в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и профессиональном самоопределении. Ведущая потребность у студентов - это потребность в самореализации: личностной и профессиональной.
Опираясь на утверждение известного советского психолога А.Н. Леонтьева о том, что каждое качество человека формируется в адекватной его природе деятельности, можно утверждать, что духовно-нравственные качества студентов должны формироваться в специальным образом организованной проектно-об-разовательной деятельности вуза.
Специально-организованным пространством для развития духовно-нравственных ценностей студентов послужило пространство проекта «Возрастание сознания: образование, культура, духовность». Данный проект реализуется кафедрой педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского государственного аэрокосмического университета имени Решет-нева (СибГАУ) города Красноярска с 25 апреля 2016 года. Проект стал победителем открытого международного грантового конкурса «Православная инициатива 2015 - 2016».
Целью проекта является объединение ресурсов государственных, некоммерческих, общественных организаций и Русской Православной Церкви в образовательном пространстве для формирования духовно-нравственных ценностей студенчества.
Целевая группа проекта - специалисты, руководители образовательных, социальных и медицинских учреждений, преподаватели, студенты психолого-педагогических специальностей и социальной работы вуза, волонтеры, представители некоммерческих и общественных организаций.
В рамках проекта решаются следующие задачи:
- расширение спектра взаимодействия субъектов образовательного пространства вуза с Русской Православной Церковью;
- реализация системы совместных мероприятий вуза и Русской Православной Церкви, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей у субъектов образовательного пространства вуза;
- организация Церковно-светского партнерства через сотрудничество и взаимодействие;
- раскрытие механизма церковно-светского взаимодействия;
- осуществление консультативной и методической поддержки благополучателей в условиях реализации проекта.
Проведенные мероприятия, реализующие цели и задачи проекта:
- экскурсия и благотворительный субботник в музейно-про-светительском центре духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом»;
- благотворительный концерт вокальной классической музыки (солисты: Алла Жарова, Герман Ефремов, Алексей Моргунов);
- организации и проведении праздничного мероприятия в честь Святой Пасхи - «Пасхальный бал»;
- участие в коллективном субботнике на Троицком кладбище (уборка братских могил солдат ВОВ);
- лекция-дискуссия «Роль в православия в культуре и истории нашего Отечества»;
- встреча с поэтом и президентом Союза писателей и Союза журналистов Республики Черногория Новица Джуричем;
- акция «Добрые дела» в МБУСО «Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» города Красноярска;
- посещение Храма Святителя Николая «Знакомство с жизнью и деятельностью Архиепископа Святого Луки (Войно-Ясе-нецкого);
- обучающий семинар «Механизмы церковно-светского сотрудничества» - СибГАУ совместно с Архиерейским образовательным центром Красноярской епархии (АОЦ КЕ РПЦ);
- развивающий семинар «Гармония всеобщего и единичного в образе Святой Троицы на примере иконы Андрея Рублева «Троица»» с целью выявления и освоения смыслов Святой Троицы - СибГАУ совместно с АОЦ КЕ РПЦ.
Все мероприятия проекта наполнены благотворительностью, трудолюбием и милосердием, которые являются фундаментальными историческими традициями, свойственными православному обществу.
Взаимоотношения между участниками проекта организуются таким образом, что в них воплощается модель духовно-нравственных качеств, которыми обучающиеся должны овладевать: