ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ
УДК 372.8
К ВОПРОСУ НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
© 2009 Г.Л. Рытов
Самарский государственный университет, г. Самара Поступила 21.02.2009
Раскрывается необходимость формирования экологической культуры в современном российском обществе как достаточное условие становления общей культуры человека. Ключевые слова: экология, экологическая культура.
В современном понимании общую культуру каждого человека и общества в целом невозможно представить себе без ее основополагающей составляющей - экологической. Уровень развития экологического сознания той или иной страны или региона справедливо считается характеризующим параметром уровня развития всеобщей культуры цивилизации [4].
Угроза глобальной экологической катастрофы была впервые осмыслена мировым сообществом на конференции 1992 г. в Рио-де-Жанейро [7], участники которой пришли к единому мнению о необходимости поиска путей перехода человечества к управлению социальной эволюцией, как качественно нового этапа биологической эволюции. Главной, но не единственной, социально-экономической предпосылкой возникновения парадигмы устойчивого развития признается господство «философии потребления» [8].
В настоящее время можно определить три возможных пути развития цивилизации [9]:
1. антропоцентризм - биосфера существует для человека, являясь источником ресурсов, в том числе все более возрастающих потребностей людей; прогресс может быть достигнут только за счет развития науки и технологий.
2. биоцентризм - человек является частью биосферы, человек должен учитывать законы ее развития в своей деятельности, даже за счет отказа от некоторых благ цивилизации.
3. устойчивое развитие - гармонизация отношений человека и биосферы, развитие человечества в согласии с законами развития биосферы, необходимо осознанное ограничение потребления ресурсов биосферы, т.е. удовлетворение потребностей человека с учетом возможностей биоНфррые два пути являются явно утопическими, т.к. никаких ресурсов биосферы не хватит для всех, зачастую не оправданно завышенных потребностей человечества, но и вернуться к естественным биогеохимическим циклам мы уже никак не можем в силу необратимого антропогенного воздействия на окружающую среду. Поэтому только концепция устойчивого развития цивилизации представляется
Рытов Глеб Львович, кандидат педагогических наук, декан биологического факультета .. E-mail: [email protected].
в настоящее время реально реализуемой на практике. Но сейчас она, по сути, представляется некой идеологической платформой, призванной заменить исторический материализм, идеализм и всякие другие «-измы» [8]. И даже в этом чисто теоретическом качестве она играет очень большую роль в обществе, т. к. без основополагающей, но простой по сути восприятия идеи ни одна строгая научная теория, естественно, не может быть адекватно воспринята широкими массами населения. В этом качестве, на наш взгляд, видится огромное дидактическое значение этой концепции для развития и расширения экологического образования и воспитания в современных условиях.
Но следует признать, что концепция устойчивого является, фактически, очередной социально-политической утопией: «в возможность построения общества устойчивого развития нужно верить» [7]. Данная идея дефиницируется зачастую как некая новая «религия XXI века», о чем постоянно и упорно твердят многие экологисты.
Истинная причина экологического кризиса «существует не столько в природе, сколько в головах людей, а точнее - в привычных способах мышления и деятельности» [11]. Главную роль в формировании такого отношения к природе играла активно доминирующая в образовательном пространстве нашей страны лет 20 - 30 назад идея-фикс биологического образования, суть которой хорошо формулируют известные выражения: «Мы не можем ждать милостей от природы...», «Природа - не храм, а мастерская.». Системообразующая опасность, на наш взгляд, заключается в сложившимся стереотипе все возрастающего неограниченного роста материальных потребностей, переходящим на уровень бессознательного безусловного рефлекса.
Хорошо известно, что для победы любой идеи (политической, экономической, экологической и т.п.) настоятельно необходимо, чтобы она завладела умами хотя бы большинства людей. Поэтому очень важно в современных условиях всемерно расширять экологизацию всей системы образования и воспитания. Не трудно понять, что изменение экологического сознания огромной массы людей (хотя бы замена технократического мышления на экофильное) - задача архисложнейшая, требующая
коренного изменения всей системы образования и воспитания на уровне парадигм. Многие педагоги и общественные деятели просто пасуют перед ней. Однако, общественная практика показывает, что можно внести коренной перелом в формирование менталитета любой группы людей в течение одного - двух поколений (к примеру, преодоление расовой дискриминации в США).
Если в область решения экологических проблем (в частности, развития экологического образования и просвещения) перенести методологические основы современной социологии (признающейся, как и биоэкология, многими мыслителями наукой XXI века), нельзя не согласиться с мнением З. Баумана [1], который, используя метафору «текучая современность», фиксирует переход от мира плотного, структурированного, обремененного целой сетью социальных условий и обязательств к миру пластичному, текучему, свободному от заборов, барьеров, границ. Этот переход повлек за собой глубокие изменения во всех сферах человеческой жизни, эти перемены требуют переосмысления взглядов и когнитивных границ, используемых для описания индивидуального опыта людей и их совместной истории.
Экологический кризис современности и в еще большей мере грядущая глобальная экологическая катастрофа являются, по сути, болезнями общества. Общее правило, применимое к диагнозу любых патологий (медицинских, социологических, экологических), звучит примерно так: диагностировать болезнь - не значит ее лечить. Но болезни общества отличаются от болезней тела человека в одном чрезвычайно важном моменте: отсутствие адекватного диагноза общественной болезни - это возможно решающее условие развития этой болезни [12]. Общество больно, если оно прекращает подвергать себя сомнению [3]. Вновь начинать сомневаться означает сделать большой шаг к лечению. «Если в истории человечества открытие равняется созиданию, если при размышлениях о человеческой жизни объяснение и понимание - это одно и то же, то и при попытках улучшить человеческую жизнь диагноз и лечение сливаются» [1].
По нашему глубочайшему убеждению, даже самые великолепные экологические теории и законы не смогут сыграть свою плодотворную роль в повседневной жизни, пока экологическими проблемами не будет озабочено достаточно большое число людей, живущих, по крайней мере, в развитых странах, ибо именно западная цивилизация играет роль решающего детонатора в провоцировании экологических кризисов и катастроф. Смеем утверждать, что современное человечество серьезно страдает от экологических болезней, и это можно (и нужно!) довести до ума каждого из представителей человеческой цивилизации только средствами экологического образования, воспитания и просвещения.
Принимаемые меры, к сожалению, не приводят к изменению существующего положения. Этот феномен в значительной мере связан с тем, что до сих пор в массовом сознании, как простого человека, так и чиновника и руководителя или журналиста, не произошел коренной перелом в сторону аксео-логического отношения к любому проявлению жизни как к высшей ценности на Земле. Антропоцентрическое и технократическое отношение к окружающей среде возможно переломить только средствами экологического образования и экологического воспитания на всех этапах жизни конкретного человека (начиная с семьи, детского сада и до пенсии).
Лишь стройная и взаимосвязанная просветительная экологическая система позволит реализовать конечную цель экологического образования -формирование у подавляющего большинства населения экологической культуры, которая включает в себя не только теоретические и практические экологические знания, но и формирование экологических ценностей у каждой личности, психологической установки на положительные реальные действия, связанные с реализацией экологических представлений в каждой конкретной ситуации на производстве, на отдыхе или в быту. «Не все же рассуждать о том, каким должен быть культурный человек, пора и стать им» (М. Аврелий). Так и хочется еще раз повторить это высказывание римского императора и философа многим нашим т. н. «экологам»!
Для выправления описанного выше состояния дел необходим «всеобщий и безоговорочный экологический ликбез», и на это был сделан основной упор при разработке Концепции экологического образования и воспитания населения Самарской области [10]. В идеале необходимо сформировать у большинства людей нашего региона необходимый уровень экологической культуры. Под термином «экологическая культура» мы понимаем неразрывное единство трех компонентов:
1) экологических знаний;
2) экологических ценностей, возникающих на основе этих знаний;
3) экологических действий, возникающих на основе этих ценностей.
Проблема экологизации всех сторон жизни современного цивилизованного человека стоит очень остро во всем мире, поэтому проблема биологического образования небиологов принята мировым сообществом одной из важнейших в нынешних условиях существования человечества [2]. Сформулирована новая парадигма биологического и экологического образования: «Жизнь как главная ценность на Земле!», она официально утверждена и в нашей стране [6]. Причем под термином «жизнь» понимается не только природа как таковая, но и сам человек, и окружающие его люди. Реализация на практике этого простого, но весьма
Прикладные аспекты экологии
эффективного лозунга (что называется, «внедрение его в подкорку») позволит решить и другие, не менее актуальные проблемы современного общества:
• патриотические (воспитание любви и уважение к природе своей Родины);
• экономические (для реализации концепции устойчивого развития цивилизации необходимым условием является формирование экофильного мышления и экологической культуры управленцев всех уровней, причем декларируемые ими экономические и политические решения должны обязательно приниматься на этой основе);
• правовые (четкое выполнение экологического права всем и каждым порождает привычку соблюдения любых законов);
• моральные (отношение к природе и к человеку, в том числе и к себе самому как к высшей ценности на Земле имеет, безусловно, и этическую составляющую);
• эстетические (ибо жизнь - прекрасна!).
По нашему глубокому убеждению, сформировавшемуся на основе более чем тридцатилетней практики личного биологического и экологического образования и воспитания, в биологическом образовании небиологов на любом образовательном уровне (дошкольном, школьном, вузовским и послевузовским) наибольшее внимание должно быть сконцентрировано на двух важнейших разделах:
1) охрана природы и рациональное ее использовании;
2) формирование здорового образа жизни.
Данное утверждение хорошо вписывается и в
современный компетентностный подход в организации учебно-воспитательного процесса, т. к. совершенно очевидно, что решение именно этих двух указанных выше задач наиболее нужны и важны в биоэкологическом образовании и для повседневной жизни как каждого конкретного человека, так и общества в целом.
В настоящее время наблюдается пересмотр экологических ценностей, и это, прежде всего, - осознание человека как органической части биосферы. Наблюдается декларирование повсеместного перехода от технократического мышления к экологическому, а отсюда и к экофильным действиям. Экологическая культура может быть сформирована только специальными усилиями учителей, учеников, преподавателей, студентов, работников СМИ, общества в целом. К сожалению, в нашей реальной жизни наблюдается мало положительных примеров в этом направлении, а, главное, власти не уделяют должного реального внимания к решению поставленных выше проблем.
Нарушение баланса между развитием природы и общества связано с огромным риском - с возможностью катастрофы вселенского масштаба. В этот момент - а мы и живем в такой предкатаст-рофный период - жизненно важным, спасительным фактором для всей планеты выступает экология в
широком смысле и экология культуры - в узком [4]. Только человек, дитя природы, носитель экологической культуры, способен осознать эти проблемы и рационально планировать свои действия для сохранения и обеспечения перспектив жизни в своей родной экосоциальной среде. Это означает, что воспитание экологической культуры должно рассматриваться как объективно необходимый нравственный социально-антропологический принцип, обеспечивающий коэволюцию человека, природы и общества, а, следовательно, и сохранение гармоничной целостности глобальной системы биосо-ционики [4].
Современный, перенасыщенный противоречиями этап развития человечества, в том числе и российского общества, требует новых ориентиров для развития культуры, в основу которых должен быть положен экологический императив, т.е. необходимость рассматривать перспективы развития общества как результат его коэволюции с биосферой. Эти основы экологической культуры нужно шире культивировать, неустанно взращивать на благодатном геостратегическом поле России, пока еще не поздно. Традиционное содержание понятия «гуманизм» должно быть расширено за счет природной, а точнее, экологической составляющей [4]. Понятие «гуманизм» должно включить в себя ценность человека как личности, «слитой» с природой, со всем естественным миром, с тем, что составляет его человеческое и духовное естество.
По мнению ряда ученых, основным противоречием, которое было решающим в ХХ веке, было противоречие между подчинением нормам и отклонением от них. В настоящее время основное противоречие - между способностью принять на себя ответственность и стремлением найти убежище, где не нужно отвечать за собственные действия [1]. С другой стороны, нет ничего менее невинного, чем невмешательство. Хладнокровно наблюдать человеческие страдания, успокаивая муки совести ритуальным заклинанием «нет никакой альтернативы», - значит соучаствовать. Человек будет виновен в безнравственности - в отказе от помощи человеку, находящемуся в опасности. И хотя эти высказывания дефинированы социологами, они в полной мере относятся и к решению экологических проблем. Можно утверждать, что каково экосозна-ние социума - таковы его нравственность и отношение к природе. Каково отношение к природе -таково отношение к культуре. Какова культура -таковы политика, экономика, идеология и т. д.
Понятие «экологическая культура» многими учеными и общественными деятелями в настоящее время рассматривается как синоним или, по крайней мере, как одноуровневое с понятием «культура человека вообще», и это утверждение весьма трудно оспорить. Экологическая образованность, экологическое сознание и экологическая деятельность, направленные на гармонизацию взаимоотношений
между обществом и природой, являются составными элементами экологической культуры. Ее развитие постепенно становится главнейшей целью школьного, вузовского и других форм воспитания населения. Ведь только тогда, когда каждый человек (включая и руководителей) будет следовать при принятии любых решений в повседневной жизни принципу: «Всегда действуй сообразно своим экологическим знаниям и убеждениям», мы может называться действительно цивилизованным обществом.
На формирование действенной системы экологического образования и воспитания населения должны быть направлены совместные усилия ученых, практиков, педагогов высшей школы, учителей, журналистов, чиновников, управленцев - при этом должны быть решительно отброшены мелкие, суетные разногласия между адептами различных течений по конкретным путям решения проблемы экологизации образования, ибо тратя нервы и силы на то, что, в общем-то, является пустыми дискуссиями по поводу мелких теоретических разногласий, мы можем попросту упустить поистине золотое время решительного перелома в сознании людей в сторону формирования у них экологической культуры и экофильного мышления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. Под ред.
Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
2. Гусев М.В. Биоцентризм - выход из тупика. / Доклад на
заседании УМО университетов РФ по биологии, 21.05.2005 (рукопись).
3. Касториадис К. Воображаемое установление общества /
Пер. с франц. Г. Волковой, С. Офертаса. М.: Гнозис; Логос, 2003. 480 с.
4. Логуа Р.А. Экология культуры. М.: Изд-во РАГС, 2004.
315 с.
5. Общая методика обучения биологии : Учеб. Пособие для
студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Синельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой М: Издательский центр «Академия», 2003. 272 с.
6. Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие
документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева: Центр «За наше общее будущее», 1993. 70 с.
7. Розенберг Г.С. Экология в картинках (Учебное пособие).
Тольятти: ИЭВБ РАН, 2007. 218 с.
8. Розенберг Г.С., Краснощеков Г.П., Крылов ЮМ. и др.
Устойчивое развитие: мифы и реальность. Тольятти: ИЭВБ РАН, 1998. 191 с.
9. Рытов ГЛ. Актуальные вопросы экологического образо-
вания и воспитания на современном этапе. // Вестник Самарского государственного университета, 2007. № 8 (58). С. 222-230.
10. Щедровицкий П.Г. Деятельностно-природная система // Человек и природа. М.: Знание, 1987. № 12. С. 30.
11. Beck U. Ecological Enlightenment: Essays on the Politics of the Risk Society / Trans. Mark A. Ritter New Jersey: Humanity Press, 1995. P. 40.
CONCERNING THE NECESSITY OF ECOLOGICAL CULTURE CREATION
IN MANE AND SOCIETY
© 2009 G.L. Rytov
The Samara State University
The necessity of total ecological culture creation in modern Russian society is postulates as sufficient condition of the foundation of general human culture Key words: ecology, ecological culture
Rytov Gleb L'vovich, Candidate of Pedagogic, manager of biology faculty. E-mail: [email protected].