222
Вестник СамГУ- Естествеынонаучная серия. 2007. №8(58).
УДК 372.8
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
© 2007 Г Л. Рытов1
Актуализируются важнейшие аспекты экологического образования и воспитания на школьном, студенческом и послевузовском уровне с целью реализации на практике современной парадигмы экологической культуры.
Проблема охраны природы и рационального природопользования со всей очевидностью находятся в центре внимания не только ученых и других специалистов в области экологии, но и политиков и чиновников. Это и понятно, т.к. последние десятилетия отмечены небывалым отрицательным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду в глобальном масштабе. Негативные влияния цивилизации на природу настолько велики, что они затрагивают на только природные экосистемы (в плане истощения биоресурсов, уменьшения биоразнообразия, утраты почв, лесов и т.п.), но и агросистемы, а также крайне отрицательно воздействуют и на климатические процессы (парниковый эффект, озоновые дыры, радиоактивное загрязнение, цунами, тайфуны и т.д.). Загрязнение окружающей среды и вследствие этого нарушение функциональных связей между элементами биогеоценозов (включая биосферу в целом) приводит к тотальной потере здоровья, снижению иммунитета и уменьшению трудоспособности населения Земли, к резкому росту (не взирая на успехи медицины) числа заболеваний, к появлению новых, весьма опасных вирусов и других патогенных агентов.
В полной мере отмеченное выше характерно для нашей страны в целом и для Самарского региона в частности. Поэтому незамедлительное решение давно назревших и актуальнейших проблем охраны природы становится одной из главных национальных задач. Только таким способом можно добиться реализации стратегии устойчивого развития человечества, определенной международной общественностью как приоритетной.
1 Рытов Глеб Львович, кафедра биохимии Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Принимаемые меры, как на уровне правительственных и муниципальных организаций, так и силами общественности, к сожалению, не приводят к изменению существующего положения. Этот феномен в большой мере связан с тем, что до сих пор в массовом сознании, как простого человека, так и чиновника и руководителя предприятия разного уровня, не произошел коренной перелом в сторону аксеологического отношения к любому проявлению жизни как к высшей ценности на Земле. Поэтому до сих пор к Природе относятся не как «к храму», а как к «мастерской», с соответствующим «хозяйским» (технократическим) уклоном деятельности.
Подобное антропоцентрическое отношение к окружающей среде возможно переломить только средствами экологического образования и экологического воспитания на всех этапах жизни конкретного человека, начиная с детского сада и кончая пенсионным возрастом.
Лишь стройная и взаимосвязанная педагогическая система позволит реализовать конечную цель экологического образования - формирование у подавляюще -го большинства населения экологической культуры, которая включает в себя не только теоретические и практические экологические знания по всех их разнообразии, но и формирование экологических ценностей каждой личности, установку на положительные реальные действия, связанные с реализацией экологических представлений в каждой конкретной ситуации, будь то на стадии принятия стратегических управленческих решений, на производстве, на отдыхе или в быту.
Актуализация экологического образования всех слоев населения Самарской области является важнейшей государственной задачей, которая служит не только укреплению национальной безопасности страны, но и обеспечивает решение долгосрочных общественных и государственных проблем.
В настоящее время накоплен определенный положительный опыт по организации экологического образования и просвещения широких масс населения, как учебными заведениями, так и силами общественных организаций экологической направленности. При этом выстраивается модель непрерывного экологического образования и воспитания:
• дошкольное образование;
• общее образование;
• дополнительное образование;
• вузовское образование;
• просвещение населения.
В плане дошкольного экологического образования можно отметить, что, например, в Самарской области более 40 % дошкольных образовательных учреждений реализуют ту или иную программу экологической направленности, но, к сожалению, лишь 9 % педагогов прошли специальную подготовку.
Под общим школьным экологическим образованием и воспитанием понимают формирование непреходящей ценности всего живого на Земле [4]. На наш взгляд, главным моментом успешности этого процесса является не просто педагогически грамотная «подача» экологических знаний, умений и навыков, но и
сформированность у учащихся аксеологического отношения к окружающей среде, что предполагает поведение человека в природе, в быту, на производстве и т.д. с точки зрения охраны природы, охраны здоровья своего и других людей. Важно, чтобы каждый человек следовал в повседневной жизни принципу: «Всегда действуй сообразно своим экологическим знаниям и убеждениям».
Понятие «экологической культуры» многими известными учеными [3] рассматривается в настоящее время как синоним «общечеловеческой культуры», ибо, не сформировав эту культуру у абсолютного большинства населения Земли, мы просто не сохраним ее для будущих поколений. Экологическая культура -это единство экологической образованности, экологического сознания и экологической деятельности, направленное на гармонизацию взаимоотношений между обществом и природой [4]. К сожалению, проблема «биологического образования небиологов», как указывал декан биологического факультета МГУ проф. Гусев М.В. на заседаниях УМО университетов РФ по биологии, весьма актуальна во всем мире, в том числе и в нашей стране. Но, не разрешив эффективно эту проблему, мы не добьемся улучшения экологических условий на планете, в том числе (и в первую очередь!) для человека.
Важным представляется и такой аспект данной проблемы, что в последние годы в решение экологических вопросов «ринулось» много дилетантов [2], которые даже провозгласили лозунг «дебиологизации» экологии! Это совершенно не допустимо, ибо нельзя только одну экологическую науку («социальная экология») приравнивать к более общему понятию «экология», что, к сожалению, пытаются сделать, в том числе и в нашем регионе, многие общественные организации экологической направленности в силу или финансовых, или политических, или амбициозных, или иных причин.
Школьное экологическое образование в Самарской области характеризуется достаточно высоким уровнем обхвата учащихся: 97,5% общеобразовательных учреждений имеют учебные предметы, связанные с экологическим обучением и воспитанием школьников. Наибольшее распространение в этих школах получила модель интегративного варианта экологического образования (в 94,6% случаев), когда не выделяется отдельный учебный предмет «Экология», а реализуются такие интегративные курсы, как экология и биология; экология и окружающий мир; экология и география; экология и химия; экология и ОБЖ. Только 9,2 % педагогов прошли специальные курсы повышения экологической квалификации.
При всем видимом многообразии форм школьного экологического образования их эффективность, к сожалению, низка. Причины такого положения дел - в незначительной заинтересованности, профессиональной неподготовленности руководящих и педагогических кадров системы образования к развитию экологической культуры учащихся.
Долгое время экологическое образование отождествлялось лишь с обучением предмету «Экология», который всего три года (с 1994 по 1996) преподавался в 5-х и 9-х классах по 2 часа в неделю, в соответствии с «Государственной стратеги-
ей создания системы непрерывного экологического воспитания и образования», разработанной в 1993 году. Уже в 1997 году, в связи с сокращением на 15 - 20 % учебной нагрузки на школьников, предмет «Экология», в качестве временного отступления, был переведен из федерального компонента базисного учебного плана в региональный. Во многих регионах, в том числе и в Самарской области, экологическое образование в целом исключили из приоритетной образовательной сферы, сведя его сущность к преподаванию интегрированных предметов экологической направленности.
В системе дополнительного образования Самарской области занято более 80 % учащихся, но лишь 5 % от этого числа обучаются по программам эколого-биологической направленности. Положительные результаты развития экологического дополнительного образования детей области подтверждаются итогами межрегиональных, всероссийских и международных конкурсов, олимпиад, фестивалей, конференций, где учащиеся демонстрируют высокий уровень достижений, защищают честь области и страны, получают дипломы и грамоты самого высокого ранга.
К сожалению в дополнительного экологического образования больше проблем, чем успехов: морально устарела и требует модернизации материально-техническая база; кадровое обеспечение соответствующих учебных учреждений испытывает настоятельную потребность в привлечении более квалифицированных специалистов; недостаточное привлечение дополнительных финансовых средств к процессам развития экологического дополнительного образования.
В развитой системе вузовского образования Самарской области в плане ее экологической направленности отмечаются достаточно четкие положительные тенденции. Согласно Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, на всех реализуемых специальностях и гуманитарного, и естественнонаучного профиля во всех высших учебных государственных заведениях области преподаются учебные дисциплины «Экология», «Экология с основами биологии», «Концепции современного естествознания» и т.п. Тем самым реализуется современная парадигма высшего образования - интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования. Все государственные ВУЗы Самарской области строго придерживаются требований Государственных образовательных стандартов, в том числе и в плане их экологической составляющей.
Можно отметить, что подавляющее число самарских студентов имеют те или иные экологические представления. К сожалению, эти знания не переводятся в ценностную систему убеждений, т.е. не имеют положительного практического опыта. Это свидетельствует о низком уровне экологического воспитания студентов, о несформированности у них соответствующей экологической культуры.
Наименее низкий уровень развития в Самарской области имеет экологическое просвещение широких масс населения, в том числе и руководящего состава. Практически нет развитой системы экологического лектория (по типу общества
«Знание»), поэтому жители городов и сельских районов Самарской области мало информированы не только об основных теоретических проблемах современной экологии, но и о конкретной экологической обстановке в том или ином месте проживания. В целом население мало знает не только свои права, но и обязанности в плане реализации экологического законодательства. Низок уровень экологической грамотности управленцев разного уровня, что часто приводит к непродуманным действиям в плане отрицательного воздействия на окружающую среду.
В региональных СМИ вопросы экологического состояния окружающей среды находят определенное освещение, но следует отметить, что зачастую они характеризуются низким профессиональным уровнем освещения экологических и природоохранных проблем. В силу малого привлечения специалистов-экологов публикации в газетах и репортажи по телевидению приобретают скорее сенсационный, сиюминутный характер, чем научно обоснованный. Нередко это порождает нездоровый ажиотаж среди местного населения, которое традиционно привыкло «верить» журналистам.
Силами общественных объединений экологической направленности, отдельных образовательных учреждений организована практическая работа по экологическому воспитанию, образованию и просвещению в различных формах: «голубые» и «зеленые» патрули, школьные лесничества, учебные экологические тропы, озеленение и благоустройство пришкольных территорий, а также прилегающих к школам садов и парков, летние экологические лагеря и т.п. Но, к сожалению, эта работа не носит обширного систематического характера. Представляется, что такие направления экологической деятельности необходимо всемерно приветствовать и развивать, т.к., согласно современным представлениям психологов и педагогов, только деятельностный подход может активно способствовать формированию экологической культуры населения [1].
В настоящее время экология как целостная и комплексная наука переросла рамки чисто биологической науки (сохраняя все же «биологическое ядро»), став интегративной учебной и прикладной дисциплиной. По мнению ряда ведущих специалистов как в области экологии, так и педагогики, именно экологическая составляющая является в настоящее время краеугольной и основополагающей в формировании общечеловеческой культуры населения. Поэтому весьма актуально становление высокого уровня экологической культуры как можно большего числа различных категорий населения, ибо усилий только специалистов-экологов и специалистов-педагогов может на хватить для сохранения окружающей среды для будущих поколений.
С целью изучения уровня экологической культуры учителей естественнонаучных дисциплин, администраторов и социальных педагогов системы среднего образования Самарской области в 2005 году по заданию Министерства природных ресурсов и окружающей среды Самарской области было проведено пилотное социологическое исследование. Как показал анализ полученных данных,
большинство школьных работников имеет средний уровень экологической грамотности.
Таким образом, проблема экологического образования и воспитания населения является очень актуальной, и не случайно распоряжение Министерства образования и науки Самарской области от 03.05.2006 № 158-р была сформирована рабочая группа по разработке концепции непрерывного экологического образования в Самарской области. В ее состав вошли как чиновники Министерства образования и науки и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, так и ведущие ученые и преподаватели учебных заведений высшего, среднего и дополнительного образования, а также представители общественных организаций.
Как основной разработчик данной Концепции автор считает возможным рассмотреть в настоящей публикации ее основные аспекты.
Целью экологического образования и воспитания определено повышение уровня сформированности экологической культуры населения Самарской области. В связи с эти необходимо решить следующие задачи:
• определение уровня экологической культуры различных групп и слоев населения Самарской области (дети, учащиеся, студенты, педагогические и руководящие работники, журналисты и т.д.) путем социоэкологичексого мониторинга;
• определение положительного опыта, а также имеющихся противоречий и недостатков в системе экологического образования и воспитания населения Самарской области с целью ее дальнейшего развития, реформирования и совершенствования;
• подготовки переквалификация соответствующих педагогических кадров; разработка учебно-методического и научно-исследовательского обеспечения экологического образования;
• реализация основных положений и направлений концепции развития экологического образования и воспитания широких слоев населения Самарской области на практике;
• обеспечение результативности экологического обучения и воспитания в образовательных учреждениях Самарской области разного уровня и направленности в процессе осуществления широкой системы практических действий и мероприятий обучающихся по охране окружающей среды;
• совершенствование информационного обеспечения реализации концепции развития экологического образования и воспитания населения Самарской области путем более широкого и квалифицированного освещения в СМИ экологических и природоохранных проблем Самарского региона.
Для практической реализации указанных задач экологического образования и воспитания населения Самарской области необходимо:
• создание Совета по экологическому образованию и воспитанию при Министерстве образования и науки Самарской области (в составе управленцев, педагогов, ученых, учителей, общественности) с приданием ему функций коорди-
нации работы по реализации концепции развития экологического образования и воспитания населения Самарской области;
• проведение широкомасштабного эколого-социологического исследования различных групп и слоев населения Самарской области с целью выявления уровня сформированности его экологической культуры;
• обсуждение результатов этого исследования на круглом столе с привлечением руководящих работников системы образования Самарской области, ученых-экологов, педагогов как среднего, так и высшего звена, общественных экологических организаций;
• формирование учебно-методической базы экологического обучения в Самарской области силами ведущих дидактов-экологов с обсуждением результатов на Региональных ежегодных научно-практических конференциях по проблемам экологического образования и воспитания населения Самарской области;
• подготовка и издание доступной учебно-методической литературы по экологическому образованию и воспитанию населения Самарской области для различных категорий обучающихся и педагогов;
• разработка системы экспертизы учебных образовательных программ по всем учебным предметам в плане их экологизации;
• разработка и внедрение на базе основных учебно-научных учреждений Самарской области экологического характера (СамГУ, СамГПУ, СамГМУ, СИП-КРО, ИЭБВ РАН, Ботанический сад, Жигулевский госзаповедник, Национальный парк «Самарская Лука», ведущие средние образовательные учреждения и др.) системы подготовки и переподготовки педагогических и руководящих работников, представителей СМИ по вопросам экологического образования и охраны природы;
• организация экологического лектория для всего населения Самарской области и создание системы экологических троп в рекреационных зонах;
• становление системы практических действий экологического характера для школьников, студентов, всего населения (преобладание экологических разработок в проектной деятельности учащихся, экологические субботники, экологические патрули, Дни птиц, биологического разнообразия и т.п., школьные лесничества, голубые патрули и т.д.), установление прочных действенных связей экологической общественности с экологической милицией;
• развитие системы дополнительного экологического образования на базе СамГУ, СамГПУ, СИПКРО и других вузов для широких слоев населения (дополнительные образовательные программы «Экологический менеджмент», «Экологическое право», «Экологическая экспертиза», «Фитодизайн», «Ландшафтное проектирование», «Проблемы экологической безопасности»);
• организация работы сайта по всем вопросам экологического образования и воспитания, экологического состояния окружающей среды Самарской области, проблемам охраны природы региона и т.д.;
• становление системы консультационных экологических пунктов при ведущих учебных заведениях Самарской области (включая Ботанический сад), создание на базе СамГУ межвузовской научно-практической лаборатории по изучению по запросам населения экологических характеристик конкретных природных и техногенных экосистем;
• развитие системы внешкольного экологического образования учащихся (Областная стация юных натуралистов, Областная станция туризма и т.п.): совершенствование материально-технической базы, укрепление руководящего и педагогического состава;
• повышение эколого-биологической грамотности работников СМИ путем обязательной дополнительной профессиональной переподготовки и соответствующей аттестации.
В результате совершенствования и развития системы экологического образования и воспитания населения Самарской области в плане реализации настоящей концепции должен быть существенно повышен уровень экологической культуры различных слоев и групп населения Самарской области (дети, школьники, студенты, педагоги, руководители разного уровня, работники СМИ, широкие массы населения). Это должно отражаться:
• в существенном повышении уровня экологических знаний у большей части населения Самарской области, сформированности у них основных экологических понятий;
• в знании населением Самарской области экологических проблем города, села, области, страны и мира в целом и путей их действенного решения;
• в знании принципов и методов региональной, государственной и международной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;
• в переводе экологических знаний и представлений в систему ценностей того или иного человека;
• в понимании необходимости ответственного отношения к состоянию окружающей среды каждым человеком;
• в твердом осознании высшей аксеологической значимости жизни;
• в формировании практических навыков экофильных действий;
• в конкретных положительных действиях различных групп и слоев населения Самарской области по сохранению и преумножению окружающей среды;
• в экологически целесообразной самореализации индивидуальных интеллектуальных, специальных и гуманистических потребностей каждого человека;
• в существенном повышении качества экологической обстановки в городах и селах Самарской области;
• в развитии и расширении экологической составляющей в повседневной жизни каждого жителя Самарской области.
Таким образом, проблема экологического образования и воспитания всего населения стоит в настоящее время особенно остро, и от ее решения зависит успех стабильного существования человечества.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Кустов, Ю.А. Системный подход в педагогике: учебное пособие / Ю.А. Кустов, В .А. Гусев. - Тольятти, 2002. - 90 с.
[2] Миркин, Б.М.Экологическое образование в школе: теоретический анализ проблемы / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова // Известия Самарского научного центра РАН, Спецвыпуск. - 2003.- Т. 1. - С. 44 - 52.
[3] Миркин, Б.М. Экология в «Общей биологии» / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова // Биология в школе. - 2006. - № 1. - С. 61 - 64.
[4] Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. Вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой - М: Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с.
Статья поступила в редакцию 26/XII/2006; в окончательном варианте - 26/XII/2006.
ON ACTUAL PROBLEMS OF ECOLOGICAL EDUCATION ON MODERN STAGE
© 2007 G.L. Rytov2
The main aspects of ecological education on their school, student and postgraduate levels are discussed in the paper using the basis of ecological culture modern paradigm.
Paper received 26/XII/2006. Paper accepted 26/XII/2006.
2 Rytov Gleb L'vovich, Dept. of Biochemistry, Samara State University, 443011, Russia, Samara, Academic Pavlova Str., 1.