Научная статья на тему 'Экологическое воспитание и образование в различных социальных стратах'

Экологическое воспитание и образование в различных социальных стратах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рытов Глеб Львович, Рытов Антон Глебович

Рассматривается необходимость и специфика организации экологического образования и воспитания в различных социальных группах (инвалиды, пенсионеры, дети, родители, руководители предприятий, чиновники, работники СМИ и пр.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рытов Глеб Львович, Рытов Антон Глебович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL EDUCATION IN VARIOUS SOCIAL STRATA

Need and specifics of the organization the ecological education for various social groups (disabled people, pensioners, children, parents, heads of the enterprises, officials, workers of mass media and so forth) is considered.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание и образование в различных социальных стратах»

УДК 372.8

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАТАХ

© 2012 Г.Л. Рытов, А.Г. Рытов Самарский государственный университет Поступила в редакцию 11.05.2012

Рассматривается необходимость и специфика организации экологического образования и воспитания в различных социальных группах (инвалиды, пенсионеры, дети, родители, руководители предприятий, чиновники, работники СМИ и пр.).

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура

Развитие и совершенствование экологического образования и воспитания различных социальных групп актуально не только в современном российском обществе, но и во всем мире [1]. Даже незначительное пренебрежительное отношение образовательного и административного менеджмента к решению этих проблем очень скоро сказывается на резком обострении экологической обстановки, достаточно вспомнить пример аварии на нефтяной платформе в Мексиканском заливе, в развитии и безуспешной ликвидации последствий которой немаловажную роль сыграл недостаточно сформированный уровень экологической культуры и экологической ответственности руководства нефтяной кампании: над экофильными ценностями превалировали технократический и экономический подходы. По весьма обоснованному мнению академика РАЕН Полеванова В.П. [2], это обширное загрязнение понизило температуру Гольфстрима (главного фактора успешности развития Северной Америки и Европы), что привело к изменению климата этих регионов в худшую сторону, а это может резко снизить комфортные условия жизни и сельского хозяйства, что приводит к девиациям геополитической политики этих стран в Африке, Азии и пр. [2].

Экологизация всех сторон жизни современного цивилизованного человека стоит на одном их первых мест повестки дня XXI века, в том числе и в плане решения проблемы сохранения биологического разнообразия - решающего условия устойчивого развития человеческой цивилизации в современных условиях, как это было утверждено на Экологическом саммите в Рио-де-Жанейро еще в 1992 году [3]. Сформулирована новая парадигма биологического и экологического образования: «Жизнь как главная ценность на Земле!» [6]. Причем под термином «жизнь»

Рытов Глеб Львович, кандидат педагогических наук, доцент, декан биологического факультета. E-mail: biofak@samsu. ru

Рытов Антон Глебович, кандидат социологических наук, старший преподаватель. E-mail: [email protected]

на Земле!» [6]. Причем под термином «жизнь» понимается не только природа как таковая, но и сам человек, и окружающие его люди. Реализация на практике этого изящного и весьма эффективного лозунга позволит эффективно решить и другие, не менее актуально-значимые общественные проблемы:

• патриотические (воспитание любви и уважение к природе своей Родины);

• экономические (для реализации концепции устойчивого развития цивилизации необходимым условием является формирование экофильного мышления и экологической культуры, которые однозначно должны лежать в основе принимаемых экономических и политических решений);

• правовые(формулирование адекватного экологического права и, главное, его четкое выполнение всем и каждым, рождает привычку соблюдения любых законов);

• моральные (отношение к природе и к человеку, в том числе и к себе самому, должны иметь экологическую направленность в плане их сохранения, т.е., в конечном счете, этическую составляющую);

• эстетические (ибо жизнь - прекрасна!).

Принимаемые меры, как на уровне правительственных и муниципальных организаций, так и на общественном уровне, к сожалению, не приводят к существенному изменению сложившегося положения. Этот феномен в большой мере связан с тем, что до сих пор в массовом сознании, как простого человека, так и чиновника, и руководителя предприятий, территорий разного уровня, не произошел коренной перелом в сторону аксеоло-гического отношения к любому проявлению жизни как к высшей ценности на Земле. Поэтому до сих пор к Природе относятся не как «к храму», а как «к мастерской»; с «хозяйским», т.е. технократическим уклоном деятельности («мы не можем ждать милости у природы...» - с соответствующими печальными результатами...). Лишь стройная и взаимосвязанная педагогическая система позволит реализовать конечную цель экологического образования - формирование у подавляющего

2436

Природопользование и мониторинг

большинства населения экологической культуры, которая включает в себя не только теоретические и практические экологические знания по всех их разнообразии, но и формирование экологических ценностей каждой личности, установку на положительные реальные действия, связанные с реализацией экологических представлений в конкретной ситуации, будь то на стадии принятия стратегических управленческих решений, на производстве, отдыхе или в быту. Поэтому важно в современных условиях всемерно расширять экологизацию системы образования и воспитания различных социальных слоев общества. Без коренной ломки сложившихся стереотипов поведения любые учения и теории не могут стать эффективным механизмом преодоления «вызова времени» -глобальной экологической катастрофы. Не трудно понять, что изменение сознания огромной массы людей (развитие экофильного мышления) - задача архисложнейшая, требующая изменения всей системы образования и воспитания на уровне парадигм. Многие педагоги и общественные деятели просто пасуют перед ней. Однако, практика показывает, что можно внести коренной перелом в формирование менталитета любой группы людей в течение 1-2 поколений (к примеру, преодоление расовой дискриминации в США). Однако, по нашему глубочайшему, не раз высказанному убеждению [4], даже самые великолепные экологические теории и законы не смогут сыграть свою плодотворную роль в повседневной жизни, пока экологическими проблемами не будет озабочено достаточно большое число людей.

Антропоцентрическое и технократическое отношение к окружающей среде возможно переломить только средствами экологического образования и воспитания на всех этапах жизни конкретного человека (начиная с семьи, детского сада и до пенсии). Эта основная идея была положена в основу разработки Концепции экологического образования и воспитания населения Самарской области, активным разработчиком которой был один из авторов. В идеале должен быть сформирован у большинства людей нашего региона необходимый уровень экологической культуры. Под этим термином мы понимаем неразрывное единство трех компонентов:

1) когнитивный аспект (достаточная сумма экологических знаний);

2) аксеологический аспект (совокупность экологических ценностей в соответствии с этими знаниями);

3) деятельностный аспект (осознанно совершаемые экологические действия в соответствии с этими ценностями).

Понимая стрежневой частью общечеловеческой культуры ее экологическую составляющую, мы считаем возможным, хотя бы в первом приближении, рассмотреть специфику экологического образования и воспитания различных социальных групп:

• К такой специфической социальной группе, как инвалиды можно предложить следующие мероприятия: расширять возможности экологической переподготовки инвалидов трудоспособного возраста (специфическая сеть специальных учебных заведений, создание методик, учитывающих особенности инвалидов по различных заболеваниям и т.д.); при этом более широко использовать возможности современных ГГ-технологий (в том числе Интернета, дистанционного образования и пр.); специально создавать доступные рабочие места для инвалидов в природоохранных и экологических учреждениях; привлекать лиц с ограниченными возможностями здоровья к работе в экологически профильных СМИ; вводить налоговые бонусы за организацию выше предложенных мероприятий и др.

• Считаем сделать необходимым обязательную дополнительную профессиональную переподготовку и соответствующую аттестацию уровня экологической культуры таких социально важных слоев современного общества, как руководители различного уровня (государственной власти, предприятий и учреждений, общественных организаций) и, особенно, работников СМИ, ибо зачастую от этих «специалистов-экологов» приходится слышать и читать такие безобразно неграмотные «экологические доводы», что приходится констатировать, что их уровень экологической культуры даже еще и не начал развиваться. А все дело в том, что термин «экология» у них считается очень модным, но понимают они его лишь в «бытовом» плане [5]. Для этих категорий управленцев и журналистов должны быть организованы специальные курсы, например, в системе дополнительного образования университетов. К сожалению, предложение одного из авторов включить в обязательном порядке в Концепцию развития экологического образования и воспитания населения Самарской области данные мероприятия не встретили должного понимания у коллег, и они были исключены из окончательного текста Концепции (которая, хотя и была разработана еще в 2006 году, до сих пор, видимо, из-за бюрократических проволочек не реализуется на практике).

• Для широких масс населения, в том числе и пенсионеров (как лиц, не имеющих в свои школьные годы адекватного экологического воспитания в современном его понимании) настоятельно необходимо развивать сеть экологических лекториев силами, прежде всего, преподавателей и ученых вузов, по типу лектория общества «Знание».

• Детей экологически воспитывать необходимо уже в семье (ибо известно, что до 80 % интеллекта ребенка, а также его аксеологические ориентации закладываются до 4-5 лет), но представляется, что необходимо, прежде всего, воспитывать экологически их будущих родителей, например, как это не звучит на первый взгляд экзотично, но в плане экологизации должна быть

2437

скорректирована система курсов будущих мам, молодых родителей, работников детских садов и пр.

Для реализации заявленных целей указанной Концепции необходимо, на наш взгляд необходимо реализовать следующие практические шаги [4]:

- подготовка и/или переквалификация соответствующих педагогических кадров;

- формирование учебно-методической базы экологического обучения силами ведущих дидак-тов-экологов с обсуждением результатов на ежегодных научно-практических конференциях;

- подготовка и издание доступной учебно-методической литературы по экологическому образованию для различных категорий обучающихся и педагогов;

- разработка системы экспертизы учебных образовательных программ по всем учебным предметам в плане их экологизации;

- разработка и внедрение на базе основных учебно-научных учреждений системы экологической подготовки и переподготовки педагогических и руководящих работников, представителей СМИ;

- организация экологического лектория для всего населения Самарской области и создание системы экологических троп в рекреационных зонах;

- становление системы практических действий экологического характера для школьников, студентов, установление прочных действенных связей экологической общественности с экологической милицией;

- развитие системы дополнительного экологического образования на базе университетов (программы «Экологический менеджмент», «Экологическое право», «Экологическая экспертиза», «Фитодизайн», «Ландшафтное проектирование», «Проблемы экологической безопасности»);

- организация работы сайта по всем вопросам экологического образования и воспитания,

экологического состояния окружающей среды, охраны природы;

- становление системы консультационных экологических пунктов при ведущих учебных заведениях, развитие системы внешкольного экологического образования учащихся.

Понятие «экологическая культура» многими учеными и общественными деятелями рассматривается как синоним понятия «культура человека» вообще. Экологическая образованность, экологическое сознание и экологическая деятельность, направленные на гармонизацию взаимоотношений между обществом и природой, являются составными элементами экологической культуры, уровень развития которой является все-таки эффективным показателем того, может ли мы называться действительно цивилизованным обществом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гусев, М.В. Биоцентризм - выход из тупика. / Доклад на заседании УМО университетов РФ по биологии, 21.05. 2005 (рукопись).

2. Полеванов, В.П. Игра в Гольфстрим // Газета «Завтра», 2012. № 14 (959). С. 5.

3. Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. - Женева: Центр «За наше общее будущее», 1993. 70 с.

4. Рытое, Г.Л. Актуальные вопросы экологического образования и воспитания на современном этапе. // Вестник Самарского государственного университета, 2007. № 8 (58). С. 222-230.

5. Рытое, Г.Л. К вопросу необходимости формирования экологической культуры человека и общества. // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 11. № 1 (4). 2009. С. 776-779.

6. Экологическое образование и воспитание: Учебное пособие / Под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 234 с.

ECOLOGICAL EDUCATION IN VARIOUS SOCIAL STRATA

© 2012 G.L. Rytov, AG. Rytov

Samara State University

Need and specifics of the organization the ecological education for various social groups (disabled people, pensioners, children, parents, heads of the enterprises, officials, workers of mass media and so forth) is considered.

Key words: ecological education, ecological culture

Gleb Rytov, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Dean of the Biological Faculty. E-mail: [email protected] Anton Rytov, Candidate of Sociology, Senior Lecturer. E-mail: [email protected]

2438

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.