Научная статья на тему 'Преемственность в обучении учащихся начальной и основной школы в области математического образования'

Преемственность в обучении учащихся начальной и основной школы в области математического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забелина Светлана Андреевна, Лисунова Наталия Борисовна, Павлова Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность в обучении учащихся начальной и основной школы в области математического образования»

Личностный компонент отражает следующие способности будущих педагогов: перцептивные - проникнуть во внутренний мир дошкольника, наблюдать за детьми во время работы с использованием ЭОР, коммуникативные - способности к установлению положительного взаимоотношения с детьми, нахождению правильного подхода к детям старшего дошкольного возраста, и способности к распределению внимания одновременно между использованием электронных образовательных ресурсов и развитием речи старших дошкольников. Показателями данного компонента является: внимательное и заинтересованное отношение к работе по развитию речи старших дошкольников с использованием ЭОР, полноценное распределение внимания между использованием ЭОР и развитием речи старших дошкольников, спокойное, уверенное поведение при использовании ЭОР в развитии речи старших дошкольников, способность находить правильный подход к дошкольникам во время занятий по развитию речи, демонстрирование уважительного отношения к личности дошкольника.

Педагогические способности предполагают определенные психологические особенности личности, которые являются условием успешного достижения ею в роли педагога высоких результатов в обучении и воспитании детей [4]. Е. В. Чернобай справедливо отмечает, что подготовка педагогов к использованию ЭОР должна происходить на основе комплексного подхода, включающего все компоненты подготовки с тем, чтобы была достигнута задача реализации новых образовательных результатов. Целесообразно проводить трехуровневую подготовку педагогов к созданию ЭОР с учетом их: мотивации; профессиональных потребностей; индивидуальных способностей к деятельности в сфере применения ЭОР.

К уровням готовности педагогов по созданию и использованию ЭОР Е. В. Чернобай относит готовность к: проектированию; разработке; созданию методики внедрения электронных ресурсов в учебный процесс [4, с. 10].

Подготовка будущих педагогов может осуществляться по нескольким направлениям использования электронных образовательных ресурсов в дошкольном образовании:

• создание учебно-методических материалов (направленных на овладение дошкольниками грамотой, письмом, счетом; на социализацию дошкольника и др.) и дидактических игр (реализованных в форме интерактивных сказок) на базе пакетов общего назначения (MS Office), а также программ презентационной и анимационной графики;

• использование компьютерных игровых средств (КИС) и графических пакетов для развития у дошкольников речи, памяти, внимания, моторики;

• осуществление информационного взаимодействия образовательного назначения на базе локальных и глобальной сетей (поиск и обработка информации с использованием образовательных информационных ресурсов, таких, как федеральные порталы, образовательные сайты, электронные журналы, телеконференции и т. п.);

• автоматизация процессов обработки результатов компьютерного педагогического тестирования и диагностики, процессов обработки результатов эксперимента на базе программ компьютерной психодиагностики и учебно-игровых комплексов [5, с. 37].

Таким образом, электронные образовательные ресурсы являются элементом модернизации образовательного процесса. Место этим новым средствам обучения находится только там и только тогда, когда они принципиально не меняют традиционных подходов к построению образовательного процесса и «работают» на реализацию традиционных целей обучения.

Список литературы

1. Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий [Текст] / авт.-сост.: Н.В. Тимофеева, Ю.В. Золотова. - 2-е изд. -Волгоград: Учитель, 2013. - 131 с.

2. Смирнова, О. Е. Детская психология, 2006 [Электронный ресурс] / О. Е. Смирнова. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/sdp/SDF-001 -.НТМ#Часть_4.Глава_2 (дата обращения: 06.06.2012).

3. Удалова, Т. Ю. Формирование специальной информационно-коммуникационной компетенции будущих педагогов-психологов [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. Ю. Удалова. - Омск, 2008. -23 с.

4. Чернобай, Е. В. Методическая система подготовки учителей к созданию электронных образовательных ресурсов [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Чернобай. - М., 2008. - 23 с.

5. Ягодина, Л. А. Методические подходы к обучению педагога-психолога использованию информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Ягодина. - М., 2010. - 162 с.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1 Забелина Светлана Андреевна 2Лисунова Наталия Борисовна 2Павлова Валентина Владимировна

'Заместитель директора по учебной работе МБОУ СОШ №48, 2учитель математики МБОУ СОШ №48, г. Чита

Проблема снижения успешности в обучении учащихся при переходе из начальной в основную школу была и остается одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании. Отечественные и зарубежные педагоги по-разному пытаются найти решение данной проблемы, и все чаще звучит мысль о необходимости осуществления преемственности. Принцип преемственности отражен в Законе Российской Федерации «Об

образовании в РФ», в котором определено, что образовательные программы разных уровней должны быть преемственны (статья 11) [2].

Согласно педагогической энциклопедии преемственность в обучении, установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Понятие пре-

емственности характеризует также требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся на каждом этапе обучения, формам, методам и приёмам объяснения нового учебного материала и ко всей последующей работе по его усвоению [3].

С позиций современного личностно-ориентирован-ного подхода к обучению, преемственность определяют как целенаправленное создание эффективной образовательной среды посредством кооперации педагогических усилий и использования специальных организационно-педагогических, дидактических и тьюторских технологий

[5].

Решение проблемы преемственности на методическом уровне предполагает учет тесной взаимосвязи разных ее аспектов: дидактического, включающего преемственность содержания, средств, форм и методов обучения; психологического, связанного с учетом закономерностей формирования учебной деятельности и развития психических функций ребенка; методического, связанного с разработкой новых подходов к формированию математических понятий, оказывающих эффективное влияние на развитие мышления учащихся. Для достижения преемственности в школьной практике обучения, помимо последовательного её осуществления в программах учебных и учебниках, важен постоянный контакт между преподавателями смежных дисциплин, между учителями нач. и ср. школы, а также предварительное изучение учащихся, с которыми предстоит работать в будущем учебном году.

Для решения вопроса о преемственности в обучении учащихся начальной и основной школы в области математического образования в МБОУ СОШ №48 г. Читы был разработан проект «Преемственность развития ключевых компетенций учащихся в начальной и основной школе в области математического образования». Выбор темы был определён в соответствии с необходимостью решения основных задач на этапе реформирования системы общего среднего образования, в том числе введением новых ФГОС и объективными условиями образовательного учреждения.

Актуальность данного инновационного проекта обусловлена противоречием между: отсутствием готовности учащихся, завершивших обучение математике в начальной школе по программе «Гармония» усваивать программу курса математики основной школы при обуче-

нии по УМК Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. Показателями отсутствия готовности учащихся служит резкое понижение качества знаний по математике в 4 классе (63%) и в 5 классе (32-43%) наблюдения проводили на протяжении 4 лет.

Выводы этапа обоснования актуальности проекта: 1) отсутствуют некоторые виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; 2) не владение учащимися некоторыми научными математическими терминами, ключевыми понятиями, методами и приемами; 3) снижение качества знаний и успеваемости учащихся при переходе из начальной школы в основную школу.

Далее в рамках статьи кратко опишем данный проект.

Цель и задачи проекта. Разработать и реализовать систему психолого-педагогических и организационно-управленческих условий, обеспечивающих формирование ключевых компетенций учащихся в математическом образовании с соблюдением основных принципов преемственности. Задачи: 1. Оптимизировать работу педагогического коллектива по включению в инновационные процессы, направленные на формирование ключевых компетенций в математическом образовании учащихся с соблюдением основных принципов преемственности в содержании образовании учащихся. 2.Обновить содержание образования на основании отбора и конкретизации по математическим предметам учебного плана образовательного учреждения. Выявить эффективные формы его реализации Возможности для достижения указанных требований предоставляет обеспечение преемственности при обучении математике между начальной школой и основной школой.

Содержание и технологическое обеспечение проекта. Применяемые формы, методы, технологии, обеспечивающие реализацию проекта: педагогические советы, методические семинары, круглые столы для педагогов, открытые уроки, «уроки-вдвоем». Выбор указанных форм работы обусловлен возможностью организации сотрудничества, общения и обмена опытом педагогов по рассматриваемой проблеме.

Сроки реализации проекта. Инновационный проект состоит из 2 этапов: теоретический и практический. Примерный план реализации проекта приведен в таблице 1.

Таблица1

Поэтапный план реализации проекта_

№ Мероприятие, деятельность Срок проведения Краткое описание мероприятия, деятельности

1 Анализ УМК по математике 2012г. Анализ УМК по математике для основной и начальной школы на предмет возможности построения единой преемственной линии обучения математики

2 Наблюдение за учебным процессом в основной и начальной школе в течение всего времени реализации проекта Наблюдения проводятся с целью анализа образовательного процесса в начальной и основной школе

3 Проведение контрольных срезов по математике в течение всего времени реализации проекта Срезы проводятся с целью мониторинга знаний учащихся по математике

4 Экспериментальное обучение учащихся в течение всего времени реализации проекта Экспериментальное обучение учащихся по УМК программы Гармония (начальная школа); программы «Школа 2100» и программы по математике Г. В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин с целью проверки гипотезы проекта и реализации целей и задач проекта

5 Проведение «Уроков-вдвоем» по математике в течение всего времени реализации проекта Уроки проводятся с целью проверки гипотезы проекта и реализации целей и задач проекта

№ Мероприятие, деятельность Срок проведения Краткое описание мероприятия, деятельности

6 Проведение методических семинаров март 2012г. февраль 2013 г. март 2013 г. октябрь 2013г. март 2014 г. и в течение всего времени реализации проекта Темы семинаров: «УМК по математике для начальной и основной школы: сравнительный анализ», «Методика организации «уроков вдвоем»: из опыта работы», «Преемственность в обучении математике между основной и начальной школами: результаты и перспективы»

7 Проведение педагогических советов в течение всего времени реализации проекта Педагогические советы проводятся с целью обмена опытом и общения с коллегами по рассматриваемой проблеме

8 Участие в городской конференции «Современная муниципальная система образовании: опыт прошлого-взгляд в будущее» апрель 2013 г. Участие в конференции проводится с целью обмена опытом и общения с коллегами по рассматриваемой проблеме.

9 Участие в круглом столе «Проблемы и перспективы развития математического (физического) образования», посвященный 75-летию педагогического образования», Забайкальский государственный университет 7 ноября 2013 года Участие в круглом столе проводится с целью обмена опытом и общения с коллегами по рассматриваемой проблеме. Принятие участия в дискуссии по проблеме вопросов преемственности обучения математике в школе и в вузе.

10 Участие в научно-практических конференциях в течение всего времени реализации проекта Участие в конференциях проводится с целью обмена опытом с коллегами по рассматриваемой проблеме

Краткая аннотация содержания теоретического этапа инновационного проекта. На данном этапе проводился:

1) анализ существующих УМК по математике для основной и начальной школы на предмет возможности построения единой преемственной линии обучения математике;

2) наблюдения за учебным процессом в основной и начальной школе;

3) проводились контрольные срезы учащихся.

Вывод по теоретическому этапу: по результатам

первого этапа была подтверждена актуальность проекта и выбран комплект УМК для апробирования в МБОУ СОШ 48: начальная школа - «Школа 2100», основная школа -УМК Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. Высказана гипотеза, что применение выбранного УМК и методики обучения с использованием УМК позволит реализовать преемственные связи в обучении математики между начальной и основной школой.

Краткая аннотация содержания практического этапа инновационного проекта. На практическом этапе проекта проводится:

1) экспериментальное обучение учащихся по программам «Гармония» и «Школа 2100» (начальная школа); и программе по математике для основной школы Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина;

2) уроки по математике «вдвоем», где участие в проведении урока принимают учитель начальных классов и учитель основной школы с целью:

а) выстраивания преемственной содержательной линии в изучении курса математики,

б) внедрения в процесс обучения видов деятельности, характерных для обучения в основной школе, но уже доступных для понимания и учащимся основной школы (в некоторой степени опережающее обучение, играющее роль подготовки учащихся);

в) создания благоприятного психологического климата для учащихся, когда они привыкают к будущему учителю, снятия психологических барьеров в восприятии терминологии, речи будущего учителя в основной школе;

3) контрольные диагностические срезы учащихся для отслеживания уровня успеваемости и качества знаний, их мотивации;

4) внутришкольные методические семинары для учителей математики, но которых идет обсуждение успешности обучения учащихся по выбранному УМК, трудности и успехи в выстраивании преемственной линии обучения, анализ уроков математики, построение перспектив дальнейшей реализации проекта.

Результаты реализации проекта:

- применение выбранного УМК, методики обучения с использованием УМК и осуществление «уроков-вдвоем» позволило реализовать преемственные связи в обучении математики между начальной и основной школой;

- отказ от реализации программы «Гармония» по ряду обстоятельств, в том числе и по причине недостаточной подготовки учащихся по математике. Сейчас школа реализует две программы: «Школа 2100» и «Перспектива»;

- улучшение качества знаний по математике у учащихся школы;

- развитие мотивации учащихся к изучению математики;

- организация целенаправленной деятельности по реализации преемственности развития ключевых компетенций учащихся в математическом образовании;

- обмен опытом между педагогами школы и повышение квалификации педагогов;

- установление сотрудничества между учителями начальной и основной школы и избегание «разрыва» в обучении учащихся и понимании педагогами друг друга.

Перспективы развития проекта. Планируется: 1) продолжение реализации проекта в рамках школы; 2) организация методических семинаров для педагогов школы; 3) публикация статей в материалах научно-практических конференций по теме проекта; 4) продолжение исследований по данной проблеме в рамках темы «Преемственность в обучении математике между начальной (1-4 кл.), основной (5-9 кл.) и средней (полной) школами (10-11 кл.)».

Список литературы:

1. Ванцян А.Г. Решение проблемы преемственности между начальным и основным звеном школы // Б-

ка «Вестник образования России». - 2007. - № 9. -С. 45-50.

2. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ». URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/ (дата обращения 20.09.2014).

3. Педагогическая энциклопедия в 2-х томах / Под ред. В.В. Давыдова. Том 2. -М.: Большая российская энциклопедия, 1999, С. 1426.

4. Просвиркин В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования // Педагогика. - 2005. -№2. - С.41-46.

5. Федорец Н. Эффективная преемственность как условие повышения продуктивности образовательного процесса в школе // Управлшня школою, 2012, №7.

К ВОПРОСУ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

В ЭСКИЗАХ ОДЕЖДЫ-КОСТЮМА

Аналогично нашему восприятию одежды в жизни, воспринимается одежда в рисунках, ее изображающих. Прежде всего, художественное изображение одежды вообще не мыслимо без прямого или косвенного соединения её с человеком. Объектом изображения дизайнера-модельера является одежда на человеке, или человека в одежде.

Восприятие одежды в эскизе должно быть максимально приближено к условиям восприятия её в жизни.

«Чтобы набросок воодушевил меня или мою мастерицу, нужно чтобы он подсказывал походку, осанку, жест; он должен давать силуэт в движении, он должен жить» (К.Диор). При этом оказывается недостаточным изображения человека вообще, а требуется изображение именно того человека, для которого одежда предназначена. А эскизы, представляющие перспективное решение одежды, должны также представлять и определенный новый образ человека.

Задачей дизайнера-модельера является создание одежды, художественно-образное содержание которой, соответствует образу того человека, для которого она предназначена. Успешному выполнению этой задачи способствует правильная трактовка в эскизах определенного образа человека. При художественном проектировании одежды, в зависимости от поставленной задачи, существуют различные способы воплощения образа человека в эскизах одежды-костюма.

Принципиально отличается решение образа человека в эскизах, преследующих цели:

- проектирование одежды различных назначений для определенного конкретного человека (рассчитанной на индивидуальный пошив);

- проектирование одежды для определенной группы людей, рассчитанной на массовое, серийное производство;

- проектирование одежды специальных назначений: пропаганда новой моды, уникальные выставочные модели, эстрадные, карнавальные костюмы, форменная одежда.

Маркова Татьяна Николаевна

доцент, Смоленский государственный университет

Трактовка образа человека при проектировании одежды для конкретного человека.

Каждый отдельно взятый человек, обладает более или менее выраженной неповторимостью. Совокупность всех качеств данного человека составляет его индивидуальный образ. В понятие образа входит весь комплекс признаков, отличающих данного человека: его социальная характеристика, внешний облик, внутреннее содержание, его образ жизни, род занятий, привычки, склонности, характер, темперамент, телосложение, пигментация, манера держаться, походка, осанка, черты лица, мимика, жесты.

Проектирование одежды для конкретного человека начинается с анализа индивидуального образа, в котором выявляются наиболее положительные, характерные его черты, определяется «личный стиль» этого человека.

Личный стиль человека - это органический сплав существенных и характерных черт данного человека, выраженный и воспринимаемый, прежде всего, через его внешний облик и поведение. Личный стиль так же, как и внешность человека зависит от его природных данных. Однако и природные данные поддаются некоторому развитию и совершенствованию. Умение понять и критически осмыслить свои возможности, выработать свой личный стиль зависит от общей культуры человека, его эстетической чуткости, артистизма. Наиболее трудной задачей дизайнера-модельера является умение понять в человеке лучшее, подсказать ему возможности его внешнего проявления и рекомендовать ему общий стиль одежды. Лучшее и характерное в человеке, акцентированное и выявленное при помощи костюма, создает неповторимый и запоминающийся индивидуальный образ человека. Кстати за последнее время качество яркой индивидуальности, оригинальности внешнего облика становится тем качеством, которое в общепринятом представлении о красоте вытесняет требование классической пропорциональности черт лица и телосложения.

Личный стиль человека определяет рекомендуемый ему стиль одежды, например, элегантно-спортивный или кокетливо-женственный, классически-строгий или мальчишески-задорный, мужественно-корректный, детски-наивный, экстравагантный, лиричный и т.д. Стиль одежды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.