#
- ВОПРОСЫ ИСТОРИИ -
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО ШЕЛКОВОДСТВА
ON THE ISSUE OF STUDYING TAJIK SILKWORM BREEDING HISTORY
Абдулхай Комили, Нурали Асоев
В статье кратко обсуждается история происхождения и развития шелководства в Хорасане и Мавераннахре. Разведение шелкопряда и производство шелка у таджикского народа имеет местные корни, это ремесло иранского народа, которое развивалось независимо от Китая и Индии.
Ключевые слова: Индия, Иран, Китай, Хорасан, Мавераннахр, таджики, шелк, шелководство, шелкоткачество.
Abdulkhay Komili, Nurali Asoev
The article discusses briefly the history of origin and development of silkworm breeding and silk manufacturing in Khurasan and Movaraunnahr. Silkworm breeding and silk manufacturing are native for the Tajik people; this is a craft of the Iranian people developed independently from those of the Chinese and Indians.
Keywords: India, Iran, China, Khurasan, Movaraun-nahr, Tajiks, silk, silk breeding, silk weaving.
елк известен с давних времен и по сей день пользуется большим спросом по всему миру, так как, в отличие от других видов тканей, этот материал необыкновенно легкий и тонкий, обладает высокой гигроскопичностью, имеет приятный умеренный блеск и, конечно же, изделия из него очень красивы.
Мнения историков относительно появления и распространения шелка и шелкоткачества до сих пор расходятся. Китай условно считают родиной шелководства, однако некоторые ученые придерживаются иной точки зрения.
Нельзя упустить из виду, что Индия также является родиной нескольких видов дикого шелкопряда. Правда, по сей день ученым неизвестно, когда они были одомашнены, предполагаемая дата относится к III тысячелетию до нашей эры - в период расцвета Хараппской цивилизации. Высокая культура долины Инда свидетельствует о выращивании шелковицы и разведении тутового шелкопряда, дающего белые и желтые коконы.
Третий регион Древнего Востока, который наряду с Индией и Китаем можно называть родиной шелка, шелководства и шелкоткачества, - это Древний Иран. О глубокой древности шелководческой культуры иранских народов свидетельствуют многочисленные источники [1; 2; 3; 4; 5; и др.]. Правда, существуют мнения, что шелководческая культура арийцев происходит из Индии. О древности культуры шелководства иранских народов свидетельствует также зороастрийский текст из священной книги Авесты. В книге «Минуи хирад» («Суждения духа разума») написано, что для праведного [зороастрийца] шелковая одежда считается самой лучшей [6].
Существуют две точки зрения на появление шелководства и шелкоткачества в Хорасане и Мавераннахре -исторической родине таджикского народа. Согласно первой точке зрения, шелководство и шелкоткачество иранских народов сложилось в первой половине I в. н.э. на основе китайского шелководства, согласно второй точке
зрения, эта культура является местной и также имеет древнюю историю, начало которой уходит в глубь веков. Например, Таги Бахрам считает страну арийцев - Иран -родиной шелкопряда, дающего желтые коконы [7].
Согласно общепринятому мнению, шелководство распространилось из Китая на запад [8]. А. А. Иерусалимская считает, что процесс развития шелководства длился более 500 лет (I-VI вв.), а согдийское шелководство сложилось в VI в. [9].
Наряду с Китаем и Индией, в раннесредневековом Иране также была развита культура шелководства и шелкоткачества. О богатой шелководческой культуре и изготовлении искусно орнаментированных шелковых тканей иранцами и иранскими народами в целом свидетельствуют письменные источники [10; 11].
Влияние иранского раннесредневекового шелководства на Западную Европу подтверждает тот факт, что в сокровищницах католических соборов, княжеских гробниц Западной Европы были обнаружены орнаментированные шелковые ткани, изготовленные иранскими мастерами [12].
В X в. - эпоху феодального таджикского государства Саманидов, так называемого ирано-мусульманского Ренессанса, шелководство таджиков вновь достигло расцвета. Преемственность этой традиции прослеживается вплоть до наших дней; например, таджики Мерва, Бухары, Самарканда, Худжанда и других городов Хорасана и Ма-вераннахра в XVIII, XIX и начале XX в. разводили в смешанном виде или по отдельности шелковичных червей белой и желтой пород [13].
Известно, что захватнические войны и набеги кочевников отрицательно влияют на развитие науки и культуры оседлых народов. Естественно, из-за многочисленных арабских, монгольских, а также последующих набегов и захватнических войн с тюрко-монгольскими племенами культура и искусство таджикского народа сильно пострадали. Однако таджики смогли не только сохранить многовековой опыт
2
Ф
#
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ
создания орудий труда как для производства шелка и шелкоткачества, так и для земледелия и мелиорации, но и научить этому ремеслу кочевников и завоевателей.
На территории Хорасана и Мавераннахра было распространено не китайское и индийское, а исконно иранское шелководство. Это подтверждает таджикское название шелка и шелковой материи. Исходя из того, что в технике орнаментации шелковых тканей Хорасана и Мавераннахра отсутствует китайское влияние, можно сделать вывод, что становление и развитие шелководства в Таджикистане шло собственным путем.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фирдавси. Шохнома. - Т. 1. - Душанбе, 1987. -С. 61.
2. Абуали Балъами. Таърихи Табари. - Душанбе, 1992. - С. 78.
3. Ибн ал-Балхи. Форснома. - Душанбе, 1989. -С. 35.
4. Бартольд В. В. К истории персидского эпоса // Соч. Т. 7. - М., 1971. - С. 383-408.
5. Фрай Р. Наследие Ирана. - М., 1972. - С. 58-66.
6. Зороастрийские тексты. Суждения духа разума
(Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. Издание подготовлено О. М. Чунаковой. - М., 1997. - С. 96-97.
7. Tagi Bahram. Ta'rikh-e keshavarzi dar Iran. -Tehran, 1960. - C. 99-100 (Таги Бахрам. История сельского хозяйства в Иране. - Тегеран, 1960. - С. 99-100).
8. Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. - М.; Л., 1951. - С. 87-89; 195-196.
9. Иерусалимская А. А. К сложению школы художественного шелкоткачества в Согде // Средняя Азия и Иран. - Л., 1972.
10. Беленицкий А. М., Бентович И. Б. Из истории шелкоткачества (К идентификации ткани «зан-данечи») // Советская археология, 1961, № 2. -С. 66-78.
11. Дьяконова Н. В. «Сасанидские» ткани // Культура и искусство народов Востока. Труды Государственного Эрмитажа. - Т. 10. - Л., 1969. - С. 86-87.
12. Петровский Н. Ф. Шелководство и шелкомотание в Средней Азии. - СПб., 1874. - С. 57.
13. Ефремов Ф. Девятилетнее странствование. - М., 1952. - С. 37.
ф «РОД РУССКИЙ» И СЛАВЯНЕ СРЕДНЕГО Ф
ПОДНЕПРОВЬЯ В X ВЕКЕ
"RUSSIAN PEOPLE" AND SLAVS OF THE MIDDLE DNIEPER RIVER VALLEY IN THE 10th CENTURY
А. С. Королев
Статья посвящена проблеме взаимоотношений русов и славян. Проанализировано большинство источников, описывающих обычаи и образ жизни русов. Автор решает вопрос о том, кого называли в X веке русами - этническую или социальную группу.
A. S. Korolev
The article deals with relations between the Rus people and the Slavs. The author analyzes most of the sources describing the customs and lifestyle of the Rus. The author addresses the question of who was called «the Rus» in the 10th century - an ethnic or a social group.
Ключевые слова: Игорь, Святослав, поляне, Русь, полюдье, древляне, князь, Киев, славянские племена, дружина.
Keywords: Igor, Svyatoslav, Polans, Rus, poliudie, Drevlyane, prince, Kiev, Slavic tribes, druzhina.
Под 6453 (944) г. в Повести временных лет (далее - ПВЛ) помещен текст русско-византийского договора. Русская сторона обращается к грекам со словами: «Мы от рода рускаго сълы и гостье...» Затем следуют имена 25 послов, явившихся в Константинополь для заключения договора, 24 русских князей, чьи интересы эти послы должны были представлять в столице Империи ромеев, 26 купцов, также подписавших договор. Сообщается, что перечисленные послы и купцы посланы «от
Игоря, великого князя рускаго, и от всякоя княжья и от всЪхъ людий Руския земля» [1, с. 23]. Большинство имен договора имеет неславянское происхождение. В настоящее время среди ученых распространена точка зрения, что в основном это имена скандинавские, хотя среди них попадаются и принадлежащие славянскому, угро-финскому, иранскому именослову. Важно учитывать, что имя не всегда непосредственно указывает на этническую принадлежность человека. У варварских племен, тем более
ф