Научная статья на тему 'Исторические предпосылки начала специализации ремесленного производства и торговли в городах Хорасана и Мавераннахра X-XV вв. '

Исторические предпосылки начала специализации ремесленного производства и торговли в городах Хорасана и Мавераннахра X-XV вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
761
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДА В ХОРАСАНЕ И МАВЕРАННАХРЕ В X-XV ВВ / РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ТОРГОВЫЕ СВЯЗИ ХОРАСАНА И МАВЕРАННАХРА В СРЕДНИХ ВЕКАХ / ИСТОРИЯ ГОРНОГО ДЕЛА / БУМАЖНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / CITIES IN KHOROSAN AND MAVERANNAKHR IN THE X-TH-XV-TH CENTURIES / HANDICRAFT PRODUCTION / COMMERCIAL TIES OF KHOROSAN AND MAVERANNAKHR IN MIDDLE AGES / MINING HISTORY / PAPER PRODUCTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мирбабаев Абдуллоджон Кенджаевич, Турсунова Шахноза Аспирантка

Статья посвящена развитию градостроительной культуры в Хорасане и Мавераннахре в средние века. Авторы особое внимание уделяют развитию ремесленного производства в городах Средней Азии. Аргументировано показано, что из городов Хорасана и Мавераннахра в страны Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока вывозились серебряные монеты, ртуть, бирюза, сухофрукты, шелк, бумага. Предпринята попытка выявления этнонима слова “сарт”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historic Prerequisites in Reference to the Inception of Handicraft Production Specialization in the Cities of Khorosan and Maverannakhr in the X-XV Centuries

The article dwells on the development of urban building in Khorosan and Maverannakhr in Middle Ages. Special attention is paid to handicraft production in the cities of Middle Asia. By the force of arguments the authors showed that Khorosan and Maverannakhr had delivered various goods to Eastern Europe, Siberia, the Far East among which there were silver coins, mercury, turquoise, desiccated fruits, silk, paper. An endeavour of elicitation of an ethnonym of the world sart is undertaken.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки начала специализации ремесленного производства и торговли в городах Хорасана и Мавераннахра X-XV вв. »

А. Мпрбабаев, Ш. Турсунова

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НАЧАЛА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ТОРГОВЛИ В ГОРОДАХ ХОРАСАНА И МАВЕРАННАХРА Х-ХУ ВВ.

Ключевые слова, города в Хорасане и Мавераннахре в Х-ХУ вв., ремесленное производство, торговые связи Хорасана и Мавераннахра в средних веках, история горного дела, бумажное производство

В1Х-Х вв. в городах Центральной Азии получила большое развитие градостроительная культура. По определению О.Г. Большакова, в пределах лишь Мавераннахра в период X в. функционировали более 280 городов. Примерно столько и даже больше их имелось в Хорасанской части владения Саманидов (7, 10-12). В другом исследовании О. Г.Большакова отмечается, что IX в. был ознаменован взрывом градообразования (3, 210). Большое число городов были расположены в долине Ферганы /40/, Чаче /39/, Бухарском оазисе /29/, Семиречье/ 24/, Самаркандском Согде /16/, Уструшане /13/, Илаке / 17/, в районах среднего течения Сыр-Дарьи /20/ (26,49).

Как показывают материалы археологических исследований и сведения арабо-таджикских географов X в., значительное количество городов, в том числе Кят, Мерв, Ниса, Самарканд, Бухара, Худжанд, Бинкет, Мингурюк в Чаче, Касана в Фергане, а также другие являлись центрами ремесла и торговли. В УШ-1X вв. наблюдается сосредоточение значительного количества городов Чача на правобережье Чирчика, где прослежены пути на север и восток в сторону Исфиджаба, Отрара и других городов среднего течения Сыр-Дарьи, огклда берут своё начало торговые пути, ведущие в Сибирь и Восточный Туркестан (11,131).

Литературные и археологические источники свидетельствуют о том, что в рассматриваемое время в городах Центральной Азии было хорошо

1 in r \

— НОМАИ донишгох J

налажено ремесленное производство, которое в большом количестве вывозилось на северо-восток и в государства Восточной Европы, в том числе в Киевскую Русь. Подтверждением этих связей служит обнаруженная в Новгороде берестяная грамота с предложением ку пить среднеазиатску ю ткань «зендянцу» т.е занденачи, производивщуюся в городе Бухаре в X в. (39,94). В том же Новгороде обнаружены «высшие сорта ткани» (39,126), каким может быть только занденачи. Или же из более чем 6163 владельцев лавок 342 лавочника торговали импортной продукцией. Там же в одной из раскопок обнаружен среднеазиатский кувшин IX-X вв. (39,127). Сообщается также о находке в том же Новгороде при археологических раскопках 60 целых и 811 обрезков серебряных дирхемов (монет) среднеазиатского происхождения (39,91). Другой клад, обнаруженный в том же Новгороде в слоях X в., содержал 131 целый и 604 обрезка дирхемов медной монетной чеканки 975 г.

Многовековые торговые связи городов Средней Азии с Восточной Европой и Русью отражены и в других археологических материалах. Известный специалист по средневековой восточной нумизматике и денежному обращению на Руси Г.А. Федеров-Давыдов так описывал приток дирхемов в Восточную и Северную Европу: «Бесчисленные караваны везли мешки с серебряными монетами на север, их перекладывали на ладьи и снова везли по морям и рекам, перетаскивали волоком, грузили на теляти и арбы или в переметные сумки лошадей, покупали на них товары. Другие купцы везли эти монеты через степи и леса к северным морям. Значительная часть монет на этом пути пускалась в оборот, на них торговали и они попадали в места, далекие от торговых путей. Их снова скапливали и снова перевозили на новые места. И на всех этих этапах часть монет попадала в землю» (16,13,229-235).

Средневековые исследователи считали ремесленное производство составной частью города. Что же касается одних из условий развития города мусульманского Востока, то это наличие в нем рынка. Известный историк Ибн Халдун полагал, что рынок способствует развитию ремесла в городе(1,5).

В рассматриваемом периоде многие города Центральной Азии становились центрами транзитной торговли, которая, в свою очередь, способствовала специализации ремесленного производства и горного промысла. Например, в 1979 г. в низовьях реки Исфаринки Исфаринсюш

района на дне карьера по выработке гравия были найдены многочисленные железные слитки весом от 1,5 до 2 килограммов, эти находки могли быть крицами - заготовками для отправки в другие городские центры для последующей обработки в ремесленных мастерских. Крицы такого веса и формы были весьма удобны и рациональны для транспортировки в другие ремесленные центры, например для изготовления мечей и кинжалов(36, 429). Исфаринские находки вполне отвечают описаниям Бируни и его классификации качества железных слитков(5,235).

В ближайшей части северного склона Туркестанского хребта были известны два центра разработок и сплава железных руц. Это прежде всего Верхняя Неся в долине Исфары и в уструшанском округе Минк, в главном городе которого, Марсманде, происходила ежегодная ярмарка по продаже железного оружия (37,83). Имеющиеся материалы позволяют утверждать, что металлургическая и металлообрабатывающая технология городов Центральной Азии уже тогда была довольно высоко развитой и научно обоснованной средневековыми учеными Мавераннахра и Хорасана.

В рассматриваемое время серебро получали в рудниках долины реки Базар-Дара Западного Памира (9,10). Весьма крупные рудники по добыче и плавке цветных металлов: меди, серебра, золота, железа, свинца, ртути, нашатыря и других были с древнейших времен сосредоточены в Верхнем Зарафшане.

С древнейших времен в горном Бутгаме, ныне Айнинский район, население этих мест особым способом получало нашатырь, который экспортировали в другие страны мусульманского мира и Европы (46, 327).

По описанию Ибн Хаукаля, население для получения нашатыря над отверстиями для выхода газов сооружали помещения без окон, затем наглухо закрывали вход в них. В определённое время газы, осевшие в потолке комнаты, образовывали налеты нашатыря. Собиратель нашатыря взламывал глиняную стену и, надев войлочную одежду, смоченную в воде, входил в комнату. В быстром темпе он соскребывал налет со стен в специальный сосуд. Если он задерживался больше положенного времени, то погибал под воздействием вредных газов от уцушья (46,327). Нашатырь аммония хлорид является одним из широко

114 — НОМАИ донишгох )

известных лекарственных сшей с прежних времен. Согдийский нашатырь везли во многие страны мира, а по сведениям китайской хроники «Бейши», он являлся одним из важных экспортных товаров Согда.

В том же Верхнем Зарафшане другим древним горнорудным районом является рудник Кони нукра в средней части долины горной реки Арчамайдон. По свидетельству группы авторов, свинец и серебро этого рудника после предварительной обработки вывозились за пределы Согда (47,65).

Карамазарский рудный район к северо-восток от Хуцжанда с древнейших времен являлся одним из центров медно-рудной разработки в Средней Азии. Здесь велась интенсивная добыча полезных ископаемых: серебра, свинца, меди, золота, ртути, железа. В частности, в IX-X веках добыча свинца и серебра шла в Кансае, Такели, Алтинтопкане (ныне пос. Зарнисор), Кани Мансуре, Канджоле, Пангазе и в других рудниках (11,110).

В Худжанде в X в. на базе этих медно-серебряных рудников действовал медный двор (14, 108-109).

В 1983 г. близ городища Канка, расположенного в 7-8 км от Хуцжанда на правобережье Сыр-Дарьи, была обнаружена медная монета монетного двора Хуцжанда, чеканенная в 810 г. арабским наместником Харсамом б.Айаном (23,41). На этом медном дворе Худжанда в X в. на базе серебряного руцника Кони Мансур чеканили и серебряный дирхем. Полагают, что монетный двор Хуцжанда чеканил серебряные дирхемы лишь эпизодически. Из 29 монетных дворов госуцарсгва Саманидов большинство (18) находилось в Хорасане. Как и Худжанд, дирхемыиз серебра выпускали также Хутгалян и Рашт (18,393).

Как теперь твердо установлено, куфические дирхемы Саманидов 1Х-Х вв. в большом количестве находят в странах Европы. Их находили даже в Великобритании. Саманидские дирхемы более одного столетия ходили в качестве денежного знака на Руси. В 1Х-Х вв. саманидские дирхемы были на Руси основным валютным средством (18,394).

В рассматриваемые эпохи Худжанд являлся крупным поставщиком ртути на мировыерынки. Например, осенью 1985 г. из города Хуцжанда при рытье подвального помещения в доме № 62/8 по ул. Шуро обнаружилось 13 керамических сфероконических сосуцов - симобкуза, с содержанием ртути. Клад был обнаружен на глубине 1,6 м от

поверхности земли и ориентировочно датируется Х-ХП вв. Общий вес ртути вместе с тарой составил 39,2 кг. Без тары - 36 кг (27,98). Данная находка была доставлена одним из авторов этой статьи в Институт химии АН Республики Таджикистан. Ртуть главным образом находили в месторождениях Адрасмана, Табошара, Кансая, Джаркамара, Такели, Замбарака и других рудниках, расположенных близ города Худжанда. По сведениям М.Е. Массона, в более поздние эпохи ртуть в Среднюю Азию доставляли из Китая и России.

Ртуть главным образом использовалась местными ювелирами-заргарами для золочения серебряных украшений. Ртуть использовалась и в лечебных целях.

В 1975 г. из горной разработки Канджол, расположенной в Верхнем Зарафшане, местные руцокопы в рудных наслоениях обнаружили более 2-х вёдер скопления ртутной массы. Бируни относил ртуть к числу вредных для здоровья человека веществ (6,516). Ювелиры, пользующиеся часто ртутью, в итоге подвергались параличу.

В тех же горах Карамазара и Мошлтау (наст, название Мсвагуль) были сосредоточены большие запасы и других ценных ископаемых, и в том числе поделочных камней, которые вывозились большими партиями за пределы Хуцжанда. Исследователи подсчитали, что за более чем 3-хтысячную историю горных разработок Карамазара и Мевагуля руцокопами было добыто около 100 тысяч ку бических метров рудных ископаемых, причем на серебро-свинец приходится 70000 м3, на медь-железо 25000 м3 (19,79-80). В этих горах из поделочных камней лучше других минералов была известна бирюза. Ее россыпи находились в 40 км севернее Худжанда, в местности Фирузакон, что близ горняцкого поселка Кансай. Бирюза Хуцжанда была известна ещё с XII в. Автор XII в. Бекран сообщает, что на средневековых базарах известна «Ходжентская бирюза». Это сообщение свидетельствует о том, что в период расцвета горного промысла в районе Худжанда в числе других полезных ископаемых широко добывали также бирюзу (40,129). Данный факт подтверждается и археологическими находками комплекса Куркатских склепов, на которых немало украшений из бирюзы (28,330-370). По мнению Е.Б.Пругера, досконально исследовавшего данный вопрос, высококачественная Ходжентская бирюза в средневековье была своего рода эталоном этого самоцвета

—134~ НОМАИ донишгох )

на средневековых базарах. В связи с этим становится понятным сообщение Бабура о том, что «к северу от крепости Ходжента» находятся бирюзовые россыпи и другие рудники (2,12). По свидетельству историка ХУв. Мирхонда, очевидно было неведомо месторождение Фирузакон; бирюзу, которую получают в горах Уструшаны, в Хорасане называют «худжандской» (33, 426). Русский дипломат Филипп Назаров, в 1818г. посетивший Коканд, писал: « По тракту на Коканд мы прошли мимо горы Ходжент, в 15 верстах от горских жителей отстоящей, по дороге находятся обработанные поля, а вокруг горы вырыты ямы, где ташкентцы добывают бирюзу»(42,410).

Город Худжанд в эпоху раннего и развитого средневековья, и гораздо более поздние эпохи, являлся единственным в Центральной Азии поставщиком сухофруктов на рынки стран Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Как известно, в VI в. одна из ветвей Великого Шёлкового Пути, соединявшая Центральную Азию со странами Дальнего Востока, тяну-лась севернее и параллельно Великому Шёлковому Пути (21,215). Эгадорога получила название «дорога ветров» или «соболья дорога согдий-цев». На этом отрезке пути археологами обнаружены десятки поселений согдийских ку пцов, среди которых были и худжандские купцы, многочисленные топонимы, сооружения типа «каан», предметы искусства, происхождение которых несомненно восходит к согдийским торговцам. Все эти и другие факты нашли обобщения в некоторых публикациях профессора Э.В. Шавкунова из городаВладивосток(44,100-119).

Изучение данного вопроса, на наш взгляд, дает нам право определить город Худжанд центром и активным поставщиком сухофруктов, атакже шелковых и хлопчатобумажных тканей на рынки Восточной Европы, Сибири, Дальнего Востока и Приморского края. Академик Н. Негматов в своих ранних исследованиях по Уструшане, основываясь на сообщениях Истахри и других арабоязычных географов X в., писал, что « Усгрушана излишки зерна вывозила за пределы области, например, она, наряду с Ферганой, обеспечивала хлебом город Худжанд» (38,89). Наше последнее исследование по истории Худжанда (27,59), а также истории его ирригации показывает, что в X в. и все последующие периоды в Худжанде и в его округе имелось предостаточное количество орошаемых земельных площадей для выращивания сельхозкультур, в

том числе хлебных злаков. Однако, проблема заключалась в другом. Все эти орошаемые площади были исключительно заняты фруктовыми деревьями, в первую очередь абрикосовыми, ореховыми, миндальными и другими плодоносными деревьями. Другими словами, фруктовые сады Худжанда имели товарный характер, а их сухофрукты предназначались для экспорта в отдаленные страны. Согласно материалам ревизии Палена, во внутренней части городской стены Худжанда имелось свыше 400 плодоносных садов (27,103). Такие пригородные селения и города, как Найсувор, Чорсу, Ява, Пул Чукур. Шайхбурхон, Гозиён, Кулангир. Румон, Унджи, Арбоб, Даштак и другие, которые являлись в прежние времена дачными участками тех же хуцжандцев, сплошь и рядом были заняты плодоносными садами, а также виноградниками. Даже в начале XX вв. Худжанд имел тесные экономические связи со многими городами России. Например, в 1909 г. из Худжанда в пределы России было вывезено сухофруктов, хлопка, шёлка, шелковичных коконов и других товаров на сумму 6 тыс. 510 руб. Почти 54 процента из общей суммы экспортируемых Хуцжандом товаров было вывезено в Россию. По сведениям В.И Масальского, в Россию ежегодно вывозили более 159000 пудов сухофруктов (27, 108). Город Худжанд имел тесные торговые экономические связи также с Бухарой, Самаркандом, Ташкентом и другими городами Центральной Азии. Например, по сведениям К. Кушакевича, из Худжанда в Самарканд и Бухару было отправлено различных товаров на сумму более 27 тысяч 200 руб. В основном, это были шелковые и полушелковые ткани. В Бухару было вывезено 20 пудов размотанного шелка на сумму 3200 руб. серебром и другая шелковая мануфактура на общую сумму 4000 руб. В 1979 г. из Худжанда было вывезено шелковых тканей на сумму 55 тыс. руб., канауса и адраса - на 53 тыс. руб., алачи, калама и бояза - на 14 тыс. руб., разных красителей - на 600 руб. (27,100). В конце ХУШв. город Хуцжанд сделался главным центром производства шелка. Например, в той же Бухаре в начале XIX в. пуд худжандского шелка оценивался в 16 тилла (29, 125). В середине XIX в. Худжанд наряду с сухофруктами стал крупным поставщиком шёлка-сырца. В 1881 г. в городе было заготовлено более 28 тыс. 262 пуда коконов. По статистике 1906 г., в Хуцжанде имелось более 230 домовладельцев, которые вырабатывали различные шелковые ткани на сумму более

— 136 - НОМАИ донишгох )

120 тыс. р\€>. Шелкоткацким промыслом было занято население более чем 100 городских кварталов, а также население пригородных районов, в числе которых Румон, Кулангир, Пул Чукур, Шайхбурхон и другие (29,126).

Учитывая громадный потенциал Худжанда как центра шелководства, русские промышленники Хлудов, Зайцев, Морозов и другие уже в 1867 г., год спустя после захвата города Худжанда русскими войсками, наладили здесь фабричное производство шелковой материи. Эти материалы свидетельствуют о том, что слава хуцжандского кокона шелка была известна русскими промышленниками задолго до водворения российской власти в Худжанде.

Специфичное торгово-промышленное развитие уклада отдельных городов Центральной Азии периода У-Х вв. привело к соединению в ряде городов, расположенных в контактной зоне, с кочевой степью купсчсского сословия, что получило в литературе название «сорт» или «сарт». На русском языке, по мнению Э. Шеффера, данный термин «сарт» произошел от санскритского слова «эагйтуак», означавшего «торговец» (45,37). Данный термин очень близок таджикскому слову «сорбон» - предводитель каравана (35,48). Только В.В Бартольд сумел правильно оценить историческую роль сартов-торговцев, назвав их отдельной социальной прослойкой города, занимающейся исклкнительно межрегиональной торговлей (48,100). В архивах из горы Муг торговец обозначен словом «сарахавар» (18,125). Данная находка свидетельствует о том, что согдийский термин «сарахавар» и санскритское слово «сартхавака» произошли от одного языкового корня.

Торговые пути в Китай и Дальний Восток, тянувшиеся через северовосточные обширные степи Казахстана и Киргизии, населенные исключительно тюркоязычными племенами, словом «сорт» или «сартык» обозначали в целом городское и торговое сословие. Интересно замечание А.Гейнса, который писал, что «сарты Ташкента и других городов Туркестана называли себя потомками согдийцев» (13,316). Те же тюрки, обитатели степей, воспринимали сартов как торговцев, жителей городов и носителей городской культуры. В связи с чем термин «сарт» именно в таком понимании вошел в «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагунского( XI в), в словарь Махмуда Кашгари (Кашгарского) и в другие литературные памятники Х1-ХПвв. (25,113).

Эти и другие иримфы говорят о том, что термин «сарт», в ифвую очередь, прилагался по отношению к городсюму жителю вообще, затем к торшво-купеческому сословию, в руках которого была ссюредоточена вся торговля на трассе ВШП. Однако, в конце XIX - начале XX вв. многие русские краеведы, в том числе H.H. Остроумов, Н.С. Лыкошин и другие, назвали жителей Худжанда сартами. По раскладкам последнего в 1910 г. в Хуцжанде проживало 39372 человека, из которых 38 тыс. 681 человек являлись сартами (30,192). Таким образом, Н.С. Лыкошин, хорошо знавший этнический состав населения Хуцжанда, выделил две социальные группы - ремесленников горожан и торговцев-купцов. которые занимались исключительно межрегиональной тфшвлей. Профессор П.И. Лфх, в 60-х годах посетивший Хорезм, писал, что в Хорезме таджиков-торговцев называют «сартами» (24,15). Известные исследователи Центральной Азии А. Вамбфи, А. Семёнов, Н.Пантусов. К. Брянов и другие также писали о том, что «сарты» или «таджики» -это жители городов, занимающиеся ремеслом и торговлей (8,7). В определении места сарта в социальной жизни городов более точным был Л.Ф. Костенко. В 80-х годах XIX в. Л. Косгенко, при посещении Худжанда, во время беседы с одним из жителей города задал вопрос: «Кем ты являешься по происхождению?» Тот недвусмысленно ответил так: «По своему происхождению я таджик, а по своему повседневному занятию я сарт, поскольку моим основным занятием является торговля» (51, 444). Мы думаем, что этим сказано всё. Как мы отметили в самом начале этой статьи, генезис данного термина был связан с торговлей и караванными сообщениями. Город Чимкент (Шымкент в постсоветскую эпоху ) на юге Казахстана, также как и Худжанд, стоят на караванной дороге. А. Добросмыслов ещё в середине XIX в., описывая быт сартов этого города, отождествлял их с таджиками (15,196). Сартами являлись также коренные жители Кашгара, Яркенда и других городов Восточного Туркестана (41,27). Мы видим из этого небольшого обзора, что начиная уже со средних веков тфмин «сарт» прилагался в основном к таджикам, в особенности торшво-купеческой прослойке городов, которые в погоне за большой прибылью бороздили торговые пути, северо-восточные просторы Казахстана и Сибири. Уже в VII в. например, среди жителей Моголистана славился художественный образ согдийца Сартакая, который, согласно легендам, обучал тюрков грамоте, строительству

118 ^ — НОМАИ донишгох )

жилья, рытью арыков, искусству земледелия, ремёслам и другим навыкам светской городской жизни (30,184).

Другим традиционным товаром, вывозившимся купцами-таджиками Самарканда в приграничные со Средней Азией города России, Казахстана и Сибири, являлась бумага. В Самарканде ещё в VIII в. началось производство писчей бумаги. Этой профессии самаркандцев обучали китайские военнопленные, попавшие в руки арабов после сражения 750 г. под Таразом, где войска арабов во главе с Абу Муслимом дали решительный бой китайцам. Среди китайцев были мастера бумагоделия. По словам Ибн-ал-Асира, в этой битве было убито около 50 тыс. китайцев и взято в плен около 20 тысяч (18, 80).

Высокое качество самаркандской бумаги широко прославилось не только в городах самой Центральной Азии, но и в странах Среднего и Ближнего Востока, а также и на Западе. До изобретения письма наши предки-согдийцы в качестве материала для письма использовали шелковые ткани, кожуру березы, говяжью кожу, тонкие листы серебра, меди, а также материалами для письма служили осколки сосудов. При раскопке цитадели Пенджикента была обнаружена начальная школа. Ученики упражнялись в письме на черепках разбитых сосудов. На материалах этих черепков позже согдолог В. А. Лившиц восгановил согдийский алфавит. Из того же городка Пенджикента обнаружены образцы письма на шести языках (4,11). Некоторые подробности о характере обучения мы узнаём из письменных источников. Так, посетивший Самарканд посол Китая Вей Цзе в начале VI в. отмечает, что уже в пятилетием возрасте начинали учить детей письму, после чего приступали к обучению счёту (3,120). На одном черепке, найденном в городище Пенджикента, сохранилась надпись на двух языках - согдийском и арабском. Там же обнаружены образцы письменности на шести языках, что свидетельствует о широкой связи Согда с сопредельными странами (17,45).

В первые десятилетия XI в. мастерские бумагоделов располагались вдоль канала Даршг города Самарканда. Автор географического труда «Худуд-ул-олам» писал, что «Самарканд - большой город, там выделывают бумагу, которую вывозят по всем странам мира» (43,69). Когда Хорун Рашид-ад-дин (786-809) получил известие, что в Самарканде выделывают доброкачественную бумагу, то он велел, как

пишет арабоязычный автор Майсур Халиф, дворцовым чиновникам, чтобы они имеющиеся в хранилищах египетские бумаги вынесли на распродажу на рынки, а взамен приобрели бумагу, выделанную в Самарканде (31,58). В последующие века мастерские бумагоделия возникли в Бухаре, Балхе, Герате, Хуцжанде, Исфаре, а также в горном Согде. Географ Якут писал, что в городе Ширазе книгофилы этого города коллекционируют те рукописи, которые сделаны на самаркандской бумаге. Это свидетельствует о высоком качестве тогдашней самаркандской бумаги.

В Самарканде в период ХУ-ХУ1 вв., по данным «Вакфноме» Мухаммада Шейбанихана, в более чем пяти обджувозах (водяная толчея), расположенных вдоль канала Оби Рахмат, выделывали писчую бумагу. Среди многочисленного имущества «Вакфнаме» Мухаммада Шейбанихана упоминаются две толчеи для производства бумаги (джувози когаз), а также мастерская по выделке листов бумаги (корхонаи когазбарори) вместе с оборудованием (34,27). В том же «Вакфнаме» упоминаются джувози когаз - толчея для измельчения волокнистой массы, приводимой в движение водой. Две такие толчеи для производства бумаги (корхонаи когазбарори) вместе с оборудованием и ещё две толчеи находились на арыке близ моста Эмирзоды Абдуллы в Самаркандском округе, ещё одна бумажная фабрика находилась на канале Сияхоб того же Самарканда (34, 244). В ХУ-ХУ1 вв. самаркандские бумагоделы продолжали выделывать бумагу, отличавшуюся высоким качеством, малопроницаемостью чернил, гладкой поверхностью и прочностью.

Бумага самаркандских бумашделов вывозилась далеко за пределы Средней Азии, в том числе в соседние Индию, Иран и даже в приграничные со Средней Азией Сарай Берке, Оренбург и другие города России.

До наших дней дошло немало рукописных произведений по истории и литературе, написанных каллиграфическим письмом на самаркандской бумаге, в их числе находятся автографы труда Камоллидина Бинои - «Шейбанинаме», исторический труд Рузбихана «Михман -номеи - Бухара», дарственная грамота Михр Султан-ханума и др. Лучшая бумага в мире выходит из Самарканда, -писал Бабур, несколько лет правивший этим великим городом (2,46).

Знаменитый мастер письма - Султан Али Мешхеди( 1432 -1520) в специальном трактате по каллиграфии советовал писцам писать только на самаркандской бумаге, так как «письмо на ней получается ровным и красивым».

К первой половине XVI в. относится деятельность самаркандского бумагодела Мир Ибрахима, производившего особый сорт бумаги с водяными знаками в виде белого кольца. Эта бумага получила название «Мириброхим» от имени его создателя. Она была известна и в XVII в. Хорошую по качеству бумагу в XV в. производили также в Герате, но она стоила весьма дорого. Многочисленные учащиеся Мадрасе Герата для получения бумаги непосредственно обращались к самому Алишеру Навои (32,77).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Азерли М.И. Город по учению Ибн Халдуна // Бартольдовские чтения. -М, 1976

2.Бабур. Бабурнаме. -Ташкент ,1989

3.Беленицкий А. М., Бентович И. Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. -Л., 1973

4.Беленицкий А. М., Распопова В.И., Древний Пенджикент,- Душанбе, 1971

5.Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей / Минералогия/-М., 1963

6.Бируни. Китоб ас-сайдана фит-тиб. -Т. V,- Ташкент, 1973

7.Большаков О.Г. Город Средней Азии в конце VIII - начале XIII в.в //АДД - М., 1974

8.Брянов А.И. На память о Фергане. 1876-1901 годы. -Нов. Маргелан,-1901

9.Бубнова М.А. Значение караванной торговли для Восточного Памира в X в.//Бартольдовские чтения. -М.,1976

Ю.Бубнова М.А. Добыча полезных ископаемых в Средней Азии в XV1-X1X вв. -М., 1976

П.Буряков Ю.Ф. Генезис и этапы развития городской культуры Ташкентского оазиса. -Ташкент, 1982

12.Буряков Ю.Ф. Горное дело и металлургия средневекового Илака. -М., 1974

13.Гейне А. Труды,- Т. 1-II. -Спб., 1909

14.Довудов Д. Ещё один Саманидский фельс монетного двора Ходжента //Исследование по истории и культуре Ленинабада. -Д., 1986

15.Добромыслов А.Н. Города Сырдарьинсюй области. -Ташкент, 1972

16.Ирано-Славика. Ежеквартальный научный журнал.-2004. №1; об этом см. также Г.А. Фёдоров-Давыдов. Монгольское завоевание и Золотая Орда//Степи Евразии в эпоху средневековья. -М.,1982.

17.Исаков А. Древний Пенджикент. -Душанбе,1982

18.История таджикского народа. -Т. II. -Душанбе, 1999

19.История и перспектива развития горнорудной промышленности в Средней Азии. -Худжанд, 1994

20.История Самарканда. -Ташкент,1969

21.Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии,- М., 1964

22.Костенко Я.Ю. Туркестанский край,- Спб.,1880

23.Кочнев Б.Д. Древнейший фельс Ходжент//Известия АН Таджик. ССР.-1986

24. Лерх П.И. Итоги поездки в Среднюю Азию //Архив востоковедов. АНСССР.- Ленинград, отд. Ф,360.оп. I.

25.Махмуд Кашгари. Диван лугат- ат-тюрк,- Ташкент, 1963

26.Мирбабаев А.К. Города эпохи Саманидов // Наследие предков, №4,- 1999

27.Мирбабаев А.К. Историческое наследие Худжанда. -Душанбе, 1995

28.Мирбабаев А.К. Дахмаки Курката: раскопки и исследования.-Душанбе, 2003

29.Мирбабаев А.К., Файзуллаев М. Этапы формирования трасс ВШИ и развитие шелководства в Центральной Азии //Ученые записки ХГУ им. акад. Б.Гафурова. Гуманитарные науки. -№ 2 (15).- 2007

30.Мирбабаев А.К. О термине "сарт" как о синониме этнонима «таджик» //Духовная культура таджиков в истории мировой цивилизации.- Душанбе,2002

ЗГМирбабаев А.К. Профессия бумагоделия. Фарханг, №9,10. -Душанбе, 1992

32.Мирбабаев А.К. Культурная жизнь Герата эпохи Бехзода //Бехзод и актуальные проблемы культуры Центральной Азии. -Душанбе,2001

33.Мирхонд. "Джамеъ-ат-таворих". Т.7.-Тегеран , 1340 г.х.

34.Мукминова Р.Г. К истории аграрных отношений в Узбекистане ХУ1в.-Вакфнаме .- Ташкент,1986

35.Мухтаров А. Гузары Ура-Тюбе. -Душанбе ,1975

—,42- НОМАИ донишгох

36.Негматов H.H., Мирбабаев А.К. Находки скульптурных головок и других изделий из Исфаринской Долины//Археологические работы в Таджикистане. -Выпуск XIX. -Душанбе, 1986

37.Негматов H.H. Государство Саманидов. -Душанбе, 1977

38.Негматов Н.Н Уструшана в древности и раннем средневековье. -Сталинабад, 1957

39.Новгородский сборник. -М., 1982

40.Пругер Е.Б. Бирюза Илака и " Илакский рудник " бирюзы // Советская археология, №1. -1971

41.Роберт Ш. ОчеркЯркенда иКашгарии. -Спб., 1872

42.Филипп Назаров. Записки. -Спб., 1821

43.Худуд-ул-олам. Критический текст подготовил Н. Касимов. -Душанбе, 19 83

44. Шавкунов Э.В. Торгово-экономические и культурные связи согдийцев с народами Дальнего Востока во второй половине I тыс.н.э/Щентрально-азиатские гуманитарные исследования. -Худжанд, 2003.-Вып.5

45.Шеффер Э. Золотые персики Самарканда. -М.,1981 46.Эшонкулов У. История земледельческой культуры горного Согда. -Душанбе,2007

47.Якубов Ю. и др. Древнее горнорудное производство бассейна реки Заравшан. //История и перспективы развития горнорудной промышленности Средней Азии. -Худжанд, 1994

48.Якубов Ю. Точикшинос. -Душанбе,1999

Исторические предпосылки начала специализации ремесленного производства и торговли в городах Хорасана и Мавераннахра X-XV вв. А.Мирбабаев, Ш.Турсунова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: города в Хорасане и Мавераннахре в X-XV вв., ремесленное производство, торговые связи Хорасана и Мавераннахра в средние века, история горного дела, бумажное производство

Статья посвящена развитию градостроительного культуры в Хорасане и Мавераннахре в средние века. Авторы особое внимание уделяют развитию ремесленного производства в городах Средней Азии. Аргументировано показано, что из городов Хорасана и Мавераннахра в страны Восточной Европы, Сибири и Дальнего

)

Востока вывозились серебряные монеты, ртуть, бирюза, сухофрукты, шелк, бумага. Предпринята попытка выявления этнонима слова "сарт".

Historic Prerequisites in Reference to the Inception of Handicraft Production Specialization in the Cities of Khorosan and Maverannakhr in the X-XV Centuries A. Mirbabayev, Sit. Tursunova

Key words: cities in Khorosan and Maverannakhr in the X-th-XV-th centuries, handicraft production, commercial ties of Khorosan and Maverannakhr in Middle Ages, mining history, paper production

The article dwells on the development of urban building in Khorosan and Maverannakhr in Middle Ages. Special attention is paid to handicraft production in the cities of Middle Asia. By the force of arguments the authors showed that IGiorosctn and Maverannakhr had delivered various goods to Eastern Europe, Siberia, the Far East among which there were silver coins, mercury turquoise, desiccated fruits, silk, paper An endeavour of elicitation of an ethnonvm of the world sort is undertaken.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.