перераспределения между ними нагрузок согласно выбранному критерию оптимальности. Для этой цели может быть использована система автоматического или автоматизированного управления трансформаторными подстанциями, получающая на свой вход данные измерений и формирующая управляющие воздействия на высоковольтные выключатели, таким образом изменяя количество работающих трансформаторов.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. П р а в и л а устройства электроустановок / Минэнерго СССР. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Энергоатомиздат, 1987. - С. 14-16.
2. И н с т р у к ц и я по проектированию электроснабжения промышленных предприятий СН174-75: утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от 29.08.75. - М.: Стройиздат, 1976. - 56 с.
3. П р а в и л а технической эксплуатации электроустановок потребителей и правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. - М.: Энерго-атомиздат, 1985. - 352 с.
4. П е к е л и с, В. Автоматическое режимное отключение трансформаторов 110 кВ во время провалов нагрузки / В. Пекелис, Е. Боровский // Энергетика и ТЭК. - 2006. - № 6. -С. 14-15.
5. Т р а н с ф о р м а т о р ы силовые масляные общего назначения. Допустимые нагрузки: ГОСТ 14209-85. - Введ. 01.07.85. - М.: Изд-во стандартов, 1985. - 30 с.
Представлена кафедрой
электроснабжения Поступила 6.06.2007
УДК 62-83:621.876
К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧАСТОТНЫХ СВОЙСТВ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПРИ ПРЯМОМ УПРАВЛЕНИИ МОМЕНТОМ С ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНОЙ МОДУЛЯЦИЕЙ В ЛИФТОВЫХ УСТАНОВКАХ
Канд. техн. наук, доц. КОВАЛЬ А. С., асп. ШВАЯКОВ А. В.
Белорусско-Российский университет
В настоящее время в редукторных лифтовых установках со скоростью движения до 2 м/с применяются системы управления электроприводом переменного тока с векторным управлением [1, 2]. Разновидностью таких систем являются приводы с прямым управлением моментом, которые обладают быстрым динамическим откликом по моменту [9-12, 14, 15, 18], что делает их перспективными для применения в лифтовых установках.
Сами лифтовые установки представляют собой сложные электромеханические системы, динамика которых определяется процессами в электрических и механических парциальных подсистемах. Эти подсистемы образуют собственно электропривод и элементы механической связи двигателя с кабиной лифта. Степень взаимодействия этих подсистем зависит от мно-
гих факторов, в частности от собственных частот, амплитуды колебаний и т. д. [5].
На рис. 1а приведена типовая функциональная схема редукторной лифтовой установки с высотой подъема до 150 м и скоростью движения кабины лифта до 2 м/с [1, 3, 4].
а
б
+
/
ч ч ч ч
/
ч ч ч ч
/
/
Ш ю,
J1-1 = М -М12 + М13;
&
Ш Й-,
J2~Г = М12 -М2 -МС2; Ш ю,
J3—^- - М3 -М13 -МС3; ШМ,
12
Ж ШМ,,
&
= С12 (ю1 ю 2); = С13 (Ю3 - Ю1 ),
где J1, J2, J3 - приведенные к общему валу моменты инерции двигателя, лифта, противовеса соответственно, кг м2; ш1, ю2, ю3 - то же угловые скорости вращения двигателя, лифта, противовеса соответственно, рад/с; М -электромагнитный момент двигателя, Н-м; М12, М13 - то же моменты взаимодействия, Н м; М2, М3 - то же моменты, обусловленные силой тяжести, Н-м; МС2, МС3 - то же моменты сопротивления, Н-м; С12, С13 - коэффициенты жесткости при кручении связей, Н-м/рад.
Значения коэффициентов жесткости при растяжении можем определить [16] по формуле
С,-= ПЕ, (2)
где Су - коэффициенты жесткости при растяжении соответствующей ветви, Н/м; п - число канатов в ветви; Б - поперечное сечение каната, см2; Е -модуль упругости стального каната, равный 1,25 - 106 кг-с/см2; Ьу - длина соответствующей ветви каната, м.
Приведенные к общему валу моменты инерции определяются [0] следующим образом:
А =
тЯ
(3)
где т^ - масса тела, кг; Я - радиус канатоведущего шкива, м; 1 - передаточное число редуктора.
Систему управления при прямом управлении моментом с широтно-импульсной модуляцией (ПУМ-ШИМ) можно описать системой уравнений в соответствии с [10, 11]:
= ЯБ1БХ + '
Ж
(4)
иБУ - к5М + ,
где иХ иБУ - проекции вектора напряжения на оси X и У соответственно, В; Я? - активное сопротивление фазы статора, Ом; - проекция вектора силы тока статора на ось X, А; - амплитуда потока статора, Вб; Ц - угловая скорость вращения потока статора, рад/с; к? - коэффициент пропор-
2
циональности между проекцией силы тока на ось У и моментом асинхронного двигателя, значение которого определяется следующим образом:
2 ^
3 рЧ 8
к* , (5)
где р - число пар полюсов.
Находим значение электромагнитного момента в системе векторного управления при ПУМ с ШИМ [15]:
3
М = 3 рЧ ¿ЗУ, (6)
где 1ЗУ - проекция вектора силы тока статора на ось У, А.
Электромагнитный момент (6) не зависит от скорости вращения АД при выполнении условий [15]:
Ч , изу - Я^зу ; (7)
Ч *" «з ' (7)
¿ЗХ2 + ¿ЗУ 2 ^ ^шах2 ' (8)
где 1шах - максимальная сила тока, А;
иЗХ2 + иЗУ 2 ^ ишах2 ' (9)
где ишах - максимальное напряжение, В.
Функциональная схема системы векторного управления при ПУМ-ШИМ пропорционально-интегральными регуляторами момента и скорости вращения при постоянном потоке статора показана на рис. 3.
Рис. 3. Функциональная схема системы ПУМ-ШИМ с механической подсистемой
В соответствии с функциональной схемой (рис. 3) система уравнений для контуров управления моментом и скоростью примет вид:
М *= (ш;-«1)(Кр№ + Кш /р);
1 / 1 ч (10)
М = ( М *- М )( Крт + Кт /р ),
где М - сигнал задания момента, поступающего с регулятора скорости, Нм; ш1* - то же скорости для двигателя, рад/с; Крт,, К„ - пропорциональный и интегральный коэффициенты усиления регулятора скорости соот-
ветственно; Крт, Кгт - то же момента, учитывающие коэффициент соответственно.
С помощью выражений (1), (4) и (10) могут быть получены различные передаточные функции рассматриваемой системы, а также оценено взаимодействие механической и электрической парциальных подсистем с целью демпфирования колебаний, обусловленных упругими связями.
Определим, например, передаточную функцию рассматриваемой системы по управляющему воздействию
К
, ч М(р) К Р+
ШМ (р) =-/ \ = 7-т-х-. (11)
МУР) М * (р) ( 1 Крт ) К '
К К
V гт гт J
р+1
Так как значение интегрального коэффициента Кгт, как правило, велико [14, 15], (11) можно упростить
, . Кртр+1 Кртр+1 , ч М(р) К К ш ( р ) =_у ' =_—т._& гт_= 1 (12)
^ (р) М * (р) ( 1 * 1 - 1 (12)
К К
V гт гт J
р+1 ККртр+1
Возможность такого упрощения подтверждается результатами расчета логарифмических амплитудно-частотных характеристик (ЛАЧХ) и логарифмических фазочастотных характеристик (ЛФЧХ) при различных коэффициентах регулятора момента (рис. 4).
Передаточная функция по возмущающему воздействию, действующему на кабину лифтовой установки, может быть записана в виде
ш ( )= М(р) = (У3р2+С1Ъ)(Кркр + Кшс (13)
ШМС2 (р) = Мс2 (р)= А (р) . (13)
Здесь
А (р) = Упрб+ЛУКркр5 + (^12^12+^13ЭДз+УУКш)р4 + +Крк (ад + ад) р3+((УС + КУз) с,2 + ЗКгСз) р 2+
+ С12С13 (Крм,р + Кгм, ), где Уп = У2 У3 ; УЕ = + У2 + У3 ; УЕ13 = + У3 ; УЕ12 = + У2 .
Если моменты инерции У2, У3 малы по сравнению с что имеет место в редукторном электроприводе, то в этом случае (13) преобразуется следующим образом:
/ ч —р +1
, . М (р) К
шМС 2 (р )=Мы ^"Г^-• (14)
МС Др) ^ р2 + 1
К1и> К1и>
Крт 1
Крт = 100
1,03 Ь, дБ 1,02
1,01 1,0 0,99 0,98
--Кт = 1 ------Кш = 10
.....- К т = 100
/ *
!
1,03 Ь, дБ 1,02
10-2 10-1 10° 101 102 и, рад/с 10'
0,98
0,97 4 10"
--Кт = 1 ------Кт = 10
___ .....- Кш = 100
( ; ' ' 1
/
10-1
101
102 и, рад/с 104
б
а
,01
1,0
0,99
0,97
10
Рис. 4. Логарифмические частотные характеристики функции (12) при изменении Крт и Кт: а, б - ЛАЧХ; в, г - ЛФЧХ
На рис. 5 показаны ЛАЧХ и ЛФЧХ, построенные по (13) и (14).
а б
Рис. 5. Логарифмические частотные характеристики передаточных функций (13) и (14):
а - ЛАЧХ; б - ЛФЧХ
Рассмотрим влияние коэффициентов регулятора скорости на частотные характеристики передаточных функций (14) (рис. 6).
Из (14) видно, что при большом К„ уравнение примет следующий вид:
ш
пМг
( р ) =
М (р)
МС 2 ( р ) У
К,
К,
К
-р +1
1 р2
К
К
-р +1
При К. ~ 0 из (14) получим
ш
пМг
(р )=
М ( р )
МС 2 ( р )
У
Кр
К. Кр
К
-р +1
К
р +1
= 1.
-р +1
(15)
(16)
Логарифмические частотные характеристики, построенные по (14), показаны на рис. 6.
2,0 Ь, дБ 1,6 1,4 1,2 1,0 0,8 0,6 0,4 0,2 0
Кру„ ~ 1
--К. = 1
----К. = 10
------К1. = 100
1,4 Ь, дБ 1,0
0,8 0,6 0,4 0,2 о
б
К. = 1
101
102 и, рад/с 104
10-2
101
102 и, рад/с 104
1
а
-2
-1
-1
10
10
10
10
10
Ф, град.
-80 -100
\ 1 V
\ ......
101
0
Ф,
град.
-20 -30
-40
-50 -60 -70 -80 -90
--Кр. = 1
----Кр. = 10
______Кр. = 100
102 и, рад/с
10"'
10-1
100
в
г
0
60
-2
-1
10
10
Рис. 6. Логарифмические частотные характеристики функции (14) при изменении Кр. и К.: а, б - ЛАЧХ; в, г - ЛФЧХ
Таким образом, по схемам, представленным на рис. 2 и 3, могут быть получены передаточные функции, на основе которых возможно выполнить анализ и синтез систем управления электроприводом при ПУМ-ШИМ для редукторных лифтовых установок.
Рассмотрим, например, возможности демпфирования колебаний механической парциальной подсистемы электрической. Выполним анализ демпфирующих свойств в соответствии с методикой, предложенной в [13]. Для этого из (1), (4) и (10) определим следующую передаточную функцию:
Ж(р) =
М/>)
М{Р) J J О, 2С1 2[
а2о32(г32/+1)
'Л
•^112 "ЛпЗ )
(17)
где 82{р) - угловое ускорение кабины лифта, рад/с2; С12, - частоты собственных колебаний, определяемые по (21) и (22), рад/с; ^13 - то же по (19) и (20), рад/с; Г^, Т\з и Тъ - постоянные времени, с.
Передаточную функцию (17) при малых величинах моментов инерции «То, .Л по сравнению с./] можно упростить следующим образом:
Ж(р) =
е2(/>)
о22О32 | [Т{рЧ\)
"^1^2^12 Цз 1 (^зУ+О
(18)
Полюсы Т\2 и 7'п и нуль 'Л передаточной функции (18), определяют приближенные частоты резонансных пиков = \!ТУ1 и й13 = 1/Ти. ЛАЧХ и ЛФЧХ передаточной функции (18) показаны на рис. 7.
со, рад/с
200
Ф.
град. 100
50
О
-50 -100 -150
-200
Ю1 Ю2 со, рад/с Ю3
Рис. 7. Логарифмические частотные характеристики: а - ЛАЧХ; б - ЛФЧХ
(19)
12
где ^ = ——--эквивалентный момент инерции, кг-м2;
+ J2
т 2
где У13 = ———--эквивалентный момент инерции, кг-м ;
О 2 = У <21)
О3 ==У (22)
Логарифмические частотные характеристики, построенные по передаточной функции (18) и представленные на рис. 7, показывают, что электрическая подсистема не оказывает демпфирующих действий на механическую подсистему, т. е. в редукторной электромеханической системе лифта с регулируемым электроприводом при ПУМ-ШИМ влияние упругих связей на тахограмму движения кабины, например при пуске, можно ограничить, как это и показано в [16], только за счет формирования момента двигателя по оптимальному закону, предварительно вывешивая кабину.
Параметры технологической установки приведены в табл. 1.
Таблица 1
Параметры технологической установки, принятые при расчетах
Параметры лифтовой установки и двигателя Значение
Момент инерции двигателя, кгм2 0,0206
Масса противовеса и кабины, кг 180,150
Передаточное число редуктора 48
Диаметр канатоведущего шкива, м 0,575
В Ы В О Д Ы
1. Получены передаточные функции и рассчитаны логарифмические частотные характеристики, позволяющие определить влияние параметров регуляторов системы управления на частотные свойства контуров управления.
2. Выполнена оценка возможности демпфирования колебаний механической парциальной подсистемы электрической. Как показывают расчеты, выполненные в соответствии с методикой [13], электрическая подсистема не оказывает демпфирующих действий на колебания, возникшие в механической подсистеме в системе управления, построенной в соответствии с функциональной схемой, показанной на рис. 3.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. А ф о н и н, В. И. Регулируемый электропривод лифтов с асинхронными электродвигателями / В. И. Афонин, И. Н. Балабанов // Электротехника. - 2006. - № 5. - С. 37-42.
2. М а к а р о в, Л. Н. Современный электропривод скоростных лифтов повышенной комфортности / Л. Н. Макаров // Электротехника. - 2006. - № 5. - С. 42-46.
3. Ч у т ч и к о в, П. И. Электрооборудование лифтов массового применения / П. И. Чут-чиков, Н. И. Алексеев, А. К. Прокофьев. - М.: Машиностроение, 1983. - 168 с.
4. Л и ф т ы: учеб. для вузов / под общ. ред. Д. П. Волкова - М.: Изд-во АСВ, 1999. -480 с.
5. Р а с с у д о в, Л. Н. Электропривод с распределенными параметрами электромеханических элементов / Л. Н. Рассудов, В. Н. Мядзель. - Л.: Энергоатомиздат, 1987. - 144 с.
6. H a t c h, M. R. Vibration simulation using MATLAB and ANSYS / M. R. Hatch. - New York: Chapman & Hall, 2001. - 660 p.
7. P a o, Y. C. Engineering Analysis / Y. C. Pao. - Boca Raton, New York, Washington, D.C.: CRC Press LLC, 2001. - 354 p.
8. Т е р е х о в, В. М. Учет упругости длинных канатов в динамике электропривода подъемников / В. М. Терехов // Электричество. - 1969. - № 3. - С. 60-65.
9. K a z m i e r k o w s k i, M. P. Direct Torque Control of PWM Inverter-Fed AC Motors -A Review // III Summer Seminar on Nordick Network for Multi Disciplinary Optimized Electric Drives: Material of Proceeding. - Zegrze, Poland, 2003. - P. 1-19
10. Ш в а я к о в, А. В. К вопросу построения упрощенной модели электропривода при ПУМ-ШИМ / А. В. Шваяков, А. С. Коваль // Информационные технологии, энергетика и экономика: межрег. науч.-техн. конф. студентов и аспирантов, Смоленск 12-13 апреля 2007 г.: в 3 т. - Смоленск, 2007. - Т. 1. - С. 160-164.
11. К о в а л ь, А. С. К вопросу математического моделирования системы векторного управления при прямом управлении моментом на основе широтно-импульсной модуляции / А. С. Коваль, А. В. Шваяков // Вестник Белорусско-Российского университета. - 2007. -№ 2. - С. 90-97.
12. К о з я р у к, А. Е. Математическая модель системы прямого управления моментом асинхронного электропривода / А. Е. Козярук, В. В. Рудаков // Электротехника. - 2005. -№ 9. - С. 8-14.
13. К л ю ч е в, В. И. Ограничение динамических нагрузок электропривода / В. И. Клю-чев. - М.: Энергия, 1971. - 320 с.
14. K a z m i e r k o w s k i, M. P. DTC-SVM an Efficient Method for Control Both Induction and PM Synchronous Motor / M. P. Kazmierkowski, M. Zelechowski, D. Swierczynski. [Electronic resource]. - Riga, Latvia: In Proc. of the EPE-PEMC, 2004. - 1 CD-ROM.
15. V a s, P. Sensorless vector and direct torque control: monographs / P. Vas. - Oxford: Oxford university press, 1998. - 730 p.
16. Ч у п р а с о в, В. В. Исследование динамики электроприводов лифтов: дис. ... канд. техн. наук / В. В. Чупрасов. - М., 1976.
17. Ф и р а г о, Б. И. Теория электропривода / Б. И. Фираго, Л. Б. Павлячик. - Минск: Техноперспектива, 2004. - 527 с.
18. Ф и р а г о, Б. И. Регулируемые электроприводы переменного тока / Б. И. Фираго, Л. Б. Павлячик. - Минск: Техноперспектива, 2006. - 363 с.
Представлена кафедрой
электропривода и АПУ Поступила 21.04.2007