мере зависят от имеющемся системы экономико-правового регулирования, а также способности самих агроформирований приспосабливаться к внеш-несу экономическому пространству.
С целью устранения препятствий и недостатков, имеющих критический и хронический характер в государственном регулировании аграрной сферы необходимо: активизировать усилия по внедрению экономических средств регулирования, систематизировать нормативно-правовое поле, стимулировать снижение уровня долларизации и тенизации экономики.
Источники
1. Гудзь Е.Е. Особенности становления и тенденции развития интеграционных процессов в АПК Украины:
финансовый аспект // Интеграция и дезинтеграция в агропромышленном комплексе экономики: традиционный и инновационный подходы. - М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2009. - С. 438-445.
2. Крылатых Э.Н., Строкова О.Г. Аграрные аспекты присоединения к ВТО стран СНГ //Аграрная Россия. -2003. - № 1.
3. Стецюк П.А. Влияние макроэкономической среды на формирование и использование финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий Украины // Интеграция и дезинтеграция в агропромышленном сектора экономики: традиционный и инновационный подходы. -М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2009. -С. 445-451.
4. ОфЩмний сайт Державного компоту статистики Укра'ши: www.ukrstat.gov.ua .
К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ «ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА» В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СФЕРЕ УКРАИНЫ
Е.В. Ковалёва, к.э.н., ведущий науч. сотр. ННЦ «Институт аграрной экономики»
Развитие агропродовольственного сектора экономики сегодня приобретает все большее социальное значение, что отражается на экономических показателях мировой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Усиление влияния глобальных факторов на процесс развития национальных аграрных секторов экономики в совокупности с усложнением внутригосударственных технико-технологических, природно-климатических, экономических условий в значительной мере дифференцирует и расширяет круг задач, необходимых для решения в направлении достижения заданных параметров развития отрасли. В свою очередь, это ставит требования к системам управления отраслью, поскольку именно она должна обеспечивать адекватное применение необходимого спектра альтернативных инструментов и механизмов принятия управленческих решений и их реализации, что неразрывно связано с диверсификацией правосубъектности осуществления управленческих функций в отрасли.
Действительно, системы управления на национальном уровне условно принято разделять на сектора: «первый сектор» - органы государственного управления и местные власти; «второй сектор» -органы управления коммерческих структур, т.е. так называемое «хозяйственное управление»; «третий сектор» - органы общественного управления, т.е. совокупность общественных организаций, представляющих гражданское общество в определенной сфере человеческой деятельности; «четвертый сектор» -домохозяйства.
Соотношение сил и балансирование интересов организаций различных секторов управления индивидуально для каждой отрасли и национальной экономики в целом, являясь результатом государственной политики в сфере экономического регулирования, уровня демократичности, а также инициативности носителей интересов второго и третьего секторов управления.
Формирование системы взаимодействия организаций разных секторов в отраслях экономики в каждом отдельном случае претерпевает изменения и приобретает свои характерные особенности. Специфичность агропродовольственного сектора как объекта управления в целом определяется, главным образом, социальной значимостью продуктов питания как незаменимой первостепенной физиологической жизненно необходимой потребности человечества, что обуславливает приоритетность его разви-
тия в национальной экономике с целью обеспечения продовольственной безопасности и использования потенциала внешнего рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
При осуществлении на различных уровнях управленческих действий в сфере агропродовольственного производства Украины необходимо учитывать ряд особенностей, отражающихся на системе взаимоотношений и развитии трех секторов управления. Прежде всего, это наличие большого количества мелких производителей сельскохозяйственной продукции. При этом в хозяйствах населения производится более половины валовой продукции сельского хозяйства, что наряду с недостаточным развитием кооперации, несовершенством инфраструктуры аграрного рынка и прочими факторами обуславливает низкую конкурентоспособность и недостаточный удельный вес мелких сельхозпроизводителей в конечной цене реализации в сравнении с понесенными затратами. Вместе с тем, усиливается тенденция развития крупнотоварных форм хозяйствования на арендованных землях, что ведет к смещению акцентов в обеспечении социально-экономического развития сельских территорий в сторону несельскохозяйственных видов деятельности. Следует отметить также фактическое отсутствие у органов местной и государственной исполнительной власти рычагов воздействия на производителей сельскохозяйственной продукции и развитие отрасли в целом с помощью урегулирования права пользования земельными ресурсами как основного фактора производства.
В системе отраслевого управления неразрешенным остается вопрос использования в полной мере ресурса «третьего сектора», что обусловлено следующим:
- в «третьем секторе» действуют общественные организации, несущие и представляющие хозяйственные интересы, что ведет к диффузии функций и форм второго и третьего секторов управления;
- в нормативно-правовом поле для таких организаций не выписаны механизмы представительства интересов, а также отсутствует рамочный и прямого действия в аграрной сфере законодательные акты, легализирующие институт саморегулируемых организаций и, соответственно, делегирования полномочий органам общественного управления;
- различия в уровне организации носителей интересов в первичной отрасли сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности в
пользу последних;
- различные критерии объединения, когда сельскохозяйственные товаропроизводители чаще объединяются по принадлежности их к сельскохозяйственной деятельности, либо же к какой-либо организационно-правовой форме, создавая организации общеотраслевого характера, в то время как субъекты перерабатывающей и пищевой промышленности - по продуктовому или отраслевому признаку. В целом это нарушает последовательный ряд представительства интересов сельскохозяйственных производителей отдельных видов продукции в цепочке от производства до реализации конечному потребителю;
- разноплановость нормативно-правового поля создания объединений, представляющих сегодня интересы субъектов агропродовольственной сферы. С одной стороны, это общественные организации (Закона Украины «Об объединениях граждан»), с другой - хозяйственные ассоциации (Хозяйственный Кодекс Украины). Как в первом, так и во втором случае существуют некоторые противоречия, мешающие успешной реализации поставленных этими организациями целей. В соответствии с положениями ст. 3 Закона Украины «Про объединения граждан», общественная организация - это «объединения граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных, и других общих интересов». Членами такой организации могут быть только граждане, но не юридические лица. Соответственно общественные организации представлять интересы могут граждан, но не субъектов хозяйствования, а механизмы взаимодействия с органами государственной власти адаптированы к системе взаимоотношений «государство-общество». Большинство таких механизмов предусматривают использование инструмента консультаций по вопросам формирования и реализации государственной политики.
Вместе с тем, общественные организации, созданные в соответствии с нормами Закона Украины «Об объединениях граждан» официально включены в гражданское общество (согласно Концепции содействия органами исполнительной власти развитию гражданского общества, распоряжение Кабинета Министров Украины от 21.11.2007 № 1035-р), а именно: «К институтам гражданского общества принадлежат общественные организации, профсоюзы, творческие союзы, организации работодателей, негосударственные СМИ и другие непредпринимательские товарищества и организации». То есть, объединения субъектов хозяйственной деятельности в лице граждан (часто - руководителей предпринимательских структур), созданные в форме общественной организации, имеют право быть
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ В
включенными в механизмы взаимодействия с государством по праву формы регистрации. В месте с тем в приведенной выше формулировке остается пункт «непредпринимательские товарищества и организации». Понятие непредпринимательских товариществ законодательно фиксируется в Гражданском Кодексе Украины (ст. 85), как такого, что «не имеют целью получение прибыли для его последующего распределения между участниками». На сегодняшний день отсутствует законодательный акт, который бы определял особенности функционирования непредпринимательских товариществ в целом, но есть Законы, что определяют правовые основы деятельности отдельных их видов: «Об объединениях граждан», «О потребительской кооперации», «О политических партиях в Украине», «О благотворительности и благотворительных организациях в Украине», «О свободе совести и религиозных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О товарной бирже», «Об организациях работодателей», «О торгово-промышленных палатах в Украине».
Второй многочисленной группой организаций, действующих с целью представительства интересов являются, как правило, ассоциации, созданные в соответствии с положениями Хозяйственного Кодекса Украины. Согласно ст. 120, п. 2, ассоциация -«договорное объединение, созданное с целью постоянной координации хозяйственной деятельности предприятий, что объединились, путем централизации одной или нескольких производственных и управленческих функций, развития специализации и кооперации производства, организации совместных производств на основе объединения участниками финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения преимущественно хозяйственных потребностей участников ассоциации. ... По решению участников ассоциация может быть уполномочена представлять их интересы в отношениях с органами власти, другими предприятиями и организациями». Однако такие организации в нормативно-правовом поле страны не включены в состав институтов гражданского общества.
Таким образом, общественные организации более предрасположены к представительству интересов, а хозяйственные ассоциации - саморегулированию отрасли. Можем сделать выводы, что существует потребность усовершенствования законодательной базы, механизмов взаимодействия органов государственной власти и организаций, действующих с целью представительства интересов, участия в процессах формирования и реализации государственной аграрной политики, саморегулирования отрасли.
СФЕРЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОДДЕРЖКИ
О.Д. Радченко, к.э.н., ст. науч. сотр.
Государственная поддержка аграрной отрасли -важное направление экономической политики во многих странах мира. Основы государственной аграрной политики и пути их реализации определены в Законах Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», «Об основных засадах государственной аграрной политики на период до 2015 года», а также «Государственной целевой программе развития украинского села на период до 2015 года».
Проблемы бюджетной поддержки аграрного сектора экономики освещены в трудах Е. Бородиной,
ННЦ «Институт аграрной экономики»
П. Гайдуцкого, Н. Демьяненка, А. Дибровы, М. Кро-пивка, П. Саблука и др. Проблемы бюджетной поддержки отрасли остаются актуальными в силу постоянно меняющейся экономической среды.
Сущность бюджетной поддержки раскрывается через систему мер, направленных на выплату за счет государственного бюджета денежных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях повышения их доходов, которая в условиях глобализации экономики, усиления давления международного рынка, необходимости повышения кон-