пользу последних;
- различные критерии объединения, когда сельскохозяйственные товаропроизводители чаще объединяются по принадлежности их к сельскохозяйственной деятельности, либо же к какой-либо организационно-правовой форме, создавая организации общеотраслевого характера, в то время как субъекты перерабатывающей и пищевой промышленности - по продуктовому или отраслевому признаку. В целом это нарушает последовательный ряд представительства интересов сельскохозяйственных производителей отдельных видов продукции в цепочке от производства до реализации конечному потребителю;
- разноплановость нормативно-правового поля создания объединений, представляющих сегодня интересы субъектов агропродовольственной сферы. С одной стороны, это общественные организации (Закона Украины «Об объединениях граждан»), с другой - хозяйственные ассоциации (Хозяйственный Кодекс Украины). Как в первом, так и во втором случае существуют некоторые противоречия, мешающие успешной реализации поставленных этими организациями целей. В соответствии с положениями ст. 3 Закона Украины «Про объединения граждан», общественная организация - это «объединения граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных, и других общих интересов». Членами такой организации могут быть только граждане, но не юридические лица. Соответственно общественные организации представлять интересы могут граждан, но не субъектов хозяйствования, а механизмы взаимодействия с органами государственной власти адаптированы к системе взаимоотношений «государство-общество». Большинство таких механизмов предусматривают использование инструмента консультаций по вопросам формирования и реализации государственной политики.
Вместе с тем, общественные организации, созданные в соответствии с нормами Закона Украины «Об объединениях граждан» официально включены в гражданское общество (согласно Концепции содействия органами исполнительной власти развитию гражданского общества, распоряжение Кабинета Министров Украины от 21.11.2007 № 1035-р), а именно: «К институтам гражданского общества принадлежат общественные организации, профсоюзы, творческие союзы, организации работодателей, негосударственные СМИ и другие непредпринимательские товарищества и организации». То есть, объединения субъектов хозяйственной деятельности в лице граждан (часто - руководителей предпринимательских структур), созданные в форме общественной организации, имеют право быть
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ В
включенными в механизмы взаимодействия с государством по праву формы регистрации. В месте с тем в приведенной выше формулировке остается пункт «непредпринимательские товарищества и организации». Понятие непредпринимательских товариществ законодательно фиксируется в Гражданском Кодексе Украины (ст. 85), как такого, что «не имеют целью получение прибыли для его последующего распределения между участниками». На сегодняшний день отсутствует законодательный акт, который бы определял особенности функционирования непредпринимательских товариществ в целом, но есть Законы, что определяют правовые основы деятельности отдельных их видов: «Об объединениях граждан», «О потребительской кооперации», «О политических партиях в Украине», «О благотворительности и благотворительных организациях в Украине», «О свободе совести и религиозных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О товарной бирже», «Об организациях работодателей», «О торгово-промышленных палатах в Украине».
Второй многочисленной группой организаций, действующих с целью представительства интересов являются, как правило, ассоциации, созданные в соответствии с положениями Хозяйственного Кодекса Украины. Согласно ст. 120, п. 2, ассоциация -«договорное объединение, созданное с целью постоянной координации хозяйственной деятельности предприятий, что объединились, путем централизации одной или нескольких производственных и управленческих функций, развития специализации и кооперации производства, организации совместных производств на основе объединения участниками финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения преимущественно хозяйственных потребностей участников ассоциации. ... По решению участников ассоциация может быть уполномочена представлять их интересы в отношениях с органами власти, другими предприятиями и организациями». Однако такие организации в нормативно-правовом поле страны не включены в состав институтов гражданского общества.
Таким образом, общественные организации более предрасположены к представительству интересов, а хозяйственные ассоциации - саморегулированию отрасли. Можем сделать выводы, что существует потребность усовершенствования законодательной базы, механизмов взаимодействия органов государственной власти и организаций, действующих с целью представительства интересов, участия в процессах формирования и реализации государственной аграрной политики, саморегулирования отрасли.
СФЕРЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОДДЕРЖКИ
О.Д. Радченко, к.э.н., ст. науч. сотр.
Государственная поддержка аграрной отрасли -важное направление экономической политики во многих странах мира. Основы государственной аграрной политики и пути их реализации определены в Законах Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», «Об основных засадах государственной аграрной политики на период до 2015 года», а также «Государственной целевой программе развития украинского села на период до 2015 года».
Проблемы бюджетной поддержки аграрного сектора экономики освещены в трудах Е. Бородиной,
ННЦ «Институт аграрной экономики»
П. Гайдуцкого, Н. Демьяненка, А. Дибровы, М. Кро-пивка, П. Саблука и др. Проблемы бюджетной поддержки отрасли остаются актуальными в силу постоянно меняющейся экономической среды.
Сущность бюджетной поддержки раскрывается через систему мер, направленных на выплату за счет государственного бюджета денежных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях повышения их доходов, которая в условиях глобализации экономики, усиления давления международного рынка, необходимости повышения кон-
курентоспособности расширяется до целенаправленного влияния на процессы воспроизводства в отрасли и является совокупностью правовых, финансово-экономических, организационных и др. мероприятий государства по стимулирующему влиянию на развитие сельскохозяйственного производства и сельских территорий в нужном для общества направлении [4, 2].
По выводам Комитета по экономическим реформам, Украина, занимая ведущее место по своему природо-ресурсному и аграрному потенциалу, использует его крайне неэффективно, значительно отстает от передовых стран мира и ЕС. Основные проблемы проявляются в низкой конкурентоспособности продукции, несоответствии ее международным стандартам качества и безопасности, возрастающей зависимости сектора от госфинансирования, низком уровне инвестиций и др. Одной из причин такого состояния отрасли есть неэффективный механизм государственной поддержки. Общую динамику поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей за последние годы приведено в табл. 1.
С 2004 по 2009 г. объемы бюджетных ассигнований на финансирование сельского хозяйства из
государственного бюджета повысились в 8 раз, тогда как общая сумма расходов государственного бюджета за этот период выросла в 3,7 раза. Удельный вес бюджетных ассигнований в общих расходах государственного бюджета на сельское хозяйство повысился за анализируемый период с 3,5 до 5,7%, а в ВВП - возрос с 0,7 до 2,0%.
В 2007-2008 гг. использование бюджетных средств осуществлялось по 19 Порядкам, которые охватывают многие направления деятельности аграрных предприятий. Животноводческая дотация и поддержка производства продукции растениеводства в 2007-2008 гг. составили соответственно 60 и 40% общей суммы поддержки. На формирование государственного продовольственного резерва использовано 26%, государственную поддержку развития растениеводства - 17, поддержку АПК через механизм удешевления кредитов - 14, закладку и уход за молодыми садами, виноградниками и ягодниками - 6, государственную поддержку приобретения отечественной техники - 5, поддержку фермерских хозяйств 2% общей суммы поддержки [8].
Таблица 1 - Поддержка сельского хозяйства из государственного бюджета и его эффективность
Расходы государственного бюджета в 2004 г. в 2005 г. в 2006 г. в 2007 г. в 2008 г. 2009 г.
Расходы государственного бюджета, направленные на поддержку сельского хозяйства 1051,5 2774,0 3045,0 4992,0 9724,0 8437,0
Специальные режимы налогообложения НДС 2962,3 3779,9 4124,3 5714,0 7099,3 7700,0
Общая сумма поддержки 4013,8 6553,9 7169,3 10706,0 16823,3 16137,0
В том числе: в расчете на 1 га посевных площадей, грн. 150,0 251,6 276,5 410,8 625,4 597,9
Объем валового производства сельскохозяйственной продукции 91804,0 92586,0 94895,0 88769,0 104323,0 102093,0
Удельный вес поддержки в объеме производства сельхозпродукции, %. 4,4 7,1 7,6 12,1 16,0 15,8
Рентабельность сельскохозяйственного производства, % 8,1 6,8 2,8 15,6 13,4 13,8
Валовая добавочная стоимость по видам экономической деятельности в фактических ценах 318321 396003 487132 656892 860714 797003
В том числе: сельское хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство, лесное хозяйство 37258 40542 41006 47417 65148 65517
Удельный вес валовой добавочной стоимости сельского хозяйства, % 12 10 8 7 8 8
Условное отнесение государственной поддержки к категориям, %:
желтой корзинки 78 77 77 78 82 56
зеленой корзинки 21 22 21 19 18 17
Источник: [1, 5, 6, 8, 9].
В условиях глобализации каждое государство осуществляет агарную политику в соответствии со своими методами и целями. Единая аграрная политика Европейского Союза (ЕС), например, основывается на системе гарантированных цен и регулирования рынка, на таможенном протекционизме в торговле с другими странами. Наибольшие суммы в странах ЕС расходуются на поддержание рынков зерна и молочных продуктов, расходы по хранению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции. При этом европейские правительства не полагаются на саморегулирующиеся рыночные структуры в сельскохозяйственном производстве, предпочитая им жесткий финансовый контроль, экономическую поддержку и государственное регулирование.
Процессы глобализации экономики для Украины уже обозначились в рамках ВОТ. Одновременно развивается унификация норм и правил международного обмена товарами и услугами. Все мероприятия ВОТ классифицирует по соответствию главному критерию - насколько искажают они производство и торговлю, т.е. по влиянию на объемы производства и цены таким образом, что это ведет к неэффективному использованию ресурсов [1, 3].
Мероприятия «желтой корзинки» оказывают нерыночное влияние на производство. При вступлении в ВТО Украина приняла обязательства сократить их на 20% от уровня, принятого в базовом периоде 2004-2006 гг. - Змлрд. 43 млн грн. (по подсчетам Министерства аграрной политики). Эта сумма не входит в совокупный показатель поддержки
согласно п. 4. ст. 6 Договора о сельском хозяйстве ВОТ, поскольку она меньше 5% стоимости валовой продукции сельского хозяйства.
Мероприятия «зеленой корзинки» должны соответствовать требованиям, согласно которым государственная поддержка предоставляется через госпрограммы, финансируемые из бюджета, а не на средства потребителей, результатом их не должно быть оказание ценовой поддержки производителям продукции. Кроме того, Украина сохранила право применения специального режима налогообложения сельхозпроизводителей путем аккумуляции, что в условиях нехватки бюджетных средств есть важным механизмом непрямой поддержки.
Общая аграрная политика бюджета ЕС предусматривает распределение средств для новых членов на следующими основными направлениями [3, 6]: повышение конкурентоспособности сельского хозяйства, поддержание уровня управления земельными ресурсами, улучшение качества жизни сельского населения, поощрение местных стратегий развития.
Опыт агарной политики в сфере бюджетной поддержки европейских стран частично перенимается. Тенденция распределения статей расходов Государственного бюджета на 2009-2011 гг. имеет склонность к сужению и прекращению финансирования некоторых традиционных программ и выделению новых направлений (табл. 2).
Таблица 2 - Структура распределения издержек Государственного бюджета Украины по Министерству
аграрной политики в 2009-2011 гг., тыс. грн.
Наименование программ государственного бюджета 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Министерство Аграрной политики 6365170,8 5754486,4 10203529,9
Аппарат Министерства 4429359,0 3556236,1 6693340,4
100,00 100,00 100,00
Общее руководство и управление 0,76 1,08 0,52
Наука 0,29 0,39 0,19
Кадры 39,85 54,03 31,35
Компенсация стоимости строительства объектов животноводства - - 7,47
Бюджетная дотация животноводству и господдержка растениеводства 11,29 - 1,49
Поддержка отрасли животноводства - - 30,33
Селекция в животноводстве 0,68 2,25 1,12
Селекция в растениеводстве 0,68 1,12 0,45
Затраты на объекты государственного ценового регулирования 1,35 6,78 3,29
Государственная поддержка АПК через механизм удешевления кредитов 6,77 - 7,94
Развитие социальной сферы 0,92 0,24 0,12
Организация и регулирование деятельности 9,32 13,26 0,18
Закладка и уход за молодыми садами, виноградниками и ягодниками 10,24 13,38 8,32
Компенсация стоимости отечественной техники - - 0,15
Прочее 7,84 7,45 7,08
Источник: Закон о Государственном бюджете на соотвеп
Таким образом, тенденции последних бюджетных программ свидетельствуют, что основными направлениями бюджетной поддержки являются: кадровая политика в части подготовки и переподготовки кадров для АПК, поддержка отрасли животноводства, закладка и уход за молодыми садами, виноградниками и ягодниками, компенсация стоимости строительства объектов животноводства и др. Как видно, преобладает специализированная государственная поддержка по отдельным направлениям развития науки и образования, садоводства, хмелярства, селекции, социальной сферы. Объемы прямой государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде субсидий, дотаций и компенсаций; поддержка кредитования на льготных условиях, - возмещение разницы в процентных ставках по кредитам сельскохозяйственным товаропроизводителям в банках; государственная поддержка аграрных предприятий компенсацией стоимости отечественной техники на основе лизинга несколько уменьшаются.
Учитывая вышеизложенные тенденции аграрной политики Украины в сфере бюджетной поддержки, ее организационный механизм можно представить следующим (рис. 1).
Таким образом, для вывода отечественного аграрного сектора экономики из кризиса, стабилизации и развития сельскохозяйственного производства необходимо осуществить модернизацию существующих форм и методов бюджетной поддержки,
ий год.
формирование новых направлений и механизмов ее реализации. Система поддержки должна быть гибкой, отвечать как текущим, так и долгосрочным потребностям аграрного сектора.
В условиях глобализации при решении задач бюджетной агарной поддержки, основными критериями остаются приоритеты государственной продовольственной политики, а именно баланс норм питания (потребления) и покупательной способности населения. Сложившаяся система бюджетной поддержи пока не особенно связана с задачами развития отрасли, а объемы финансирования, как указывает А. С. Миндрин «являются результатом субъективных представлений и политических торгов», тогда как «планирование потребностей АПК в государственной поддержке за счет бюджетных средств следует осуществлять исходя из балансов продовольствия» [7, с.175]. По выводам Счетной палаты [8], есть сомнения в целесообразности использования средств на ряд существующих программ, так как они не всегда доступны непосредственным производителям - удешевление кредитов, поддержка дорадчей службы, организация и регулирование деятельности предприятий в системе АПК и др. Основными причинами неэффективного использования средств государственного бюджета, которые выделяются на поддержку АПК, есть несовершенство механизмов получения и распределения бюджетных средств и нарушения бюджетной дисциплины при их использовании.
Мероприятия бюджетной поддержки
Правовой блок
Урегулирование законодательства в сфере обеспечения устойчивого аграрного развития
Экономический блок
Система государственного регулирования устойчивого аграрного развития
Организационный блок
Система государственного управления устойчивым развитием сельского хозяйства и территорий
I_±_I
Совершенствование бюджетной поддержки
В сфере регулирования:
- доступность агроуслуг для производства;
- доступность материальных ресурсов (энергоносителей, техники);
- повышение эффективности производства;
- поддержка доходов от сельскохозяйственной деятельности (выплата дотаций, компенсаций)
В сфере продовольственной политики:
- обеспечение инвестиционной привлекательности объектов;
- повышение конкурентности
- сельскохозяйственной продукции;
- формирование сельских территорий
В законодательной сфере:
- утверждение специальных продовольственных программ;
- законодательное регулирование кредитования, квотирования, налогового стимулирования;
- защита прав отечественного товаропроизводителя
Рисунок 1 - Аграрная по
Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить четкую законодательную регламентацию использования бюджетных средств, что выделяются на развитие аграрного сектора. Бюджетная поддержка аграрного сектора должна осуществляться по самым приоритетным направлениям: наука, селекция, организация технопарков, развитие инфраструктуры, образования и профессиональной подготовки кадров, не оставляя системы прямой финансовой поддержки (субсидирование и дотирование); расширение сбыта продукции (госзаказ); кредитную политику и систему страхования; материально-техническую поддержку и обновление основных средств; осуществление товарной интервенции и др.
Источники
1. Дем'яненко М.Я. Державна пщтримка як фактор забезпе-чення конкурентоспроможного агарного виробництва / М.Я. Дем'яненко, Ф. I. 1ванина //Економка. АПК. - 2009. -№ 9. - С. 3-9.
2. Дiброва А. Д. Державне регулювання стьськогос-подарського виробництва: теорiя, методолопя, практика / Дiброва А. Д. - К. : ВпД „Формат", 2008. - 488 с.
3. Духневич А.В. Регулювання торгiвлi альськогоспо-дарською продукцею в рамках ГАТТ/СОТ // Часопис Академп адвокатури Укра'ши/ -2010/ - № 4(10). [Елек-тронний ресурс. Режим доступу: http://www.nbuv. gov.ua/e-journals/Chaau/au.html].
4. Замикула В. В. Напрями державно''' пщтримки агропро-довольчого сектора в умовах глобалiзацií економки.
в сфере бюджетной поддержки
//Державне управлЫня: удосконалення та розвиток. Електронне наукове фахове видання Академп мунщипального управлЫня. [Електронний ресурс. Режим доступу: www.dy.nayka.com.ua/index.php? operation].
5. lнформацiйно-аналiтична довщка про вплив наслщш членства УкраТни у СОТ на розвиток внутршнього ринку та прогноз розвитку внутршнього ринку УкраТни у зв'язку i3 реалiзацieю Угоди про створення поглибленоТ зони в^ьноТ торгiвлi мiж УкраТною та GC [Електронний ресурс. Режим доступу: www.ntser.gov.ua/assets/files/Plenar/ anal-ityka41.doc].
6. Корнмчук О. В. Аналiз напрямiв розподту бюджету на аграрну полiтику держави в УкраТн та ¿С. /Науковий вюник Нацюнального уыверситету бюресурав i природо-користування УкраТни. Вип. 142. Ч. 1 [Текст] : збiрник нау-кових праць / Нацюнальний уыверситет бюресурав i природокористування УкраТни; ред. Д. О. Мельничук. - К. : НУБПУ, 2009. -211 с.
7. Миндрин А.С. Обоснование уровня продовольственного обеспечения страны и его бюджетной поддержки //Всероссийская конференция Продовольственная безопасность России. Сборник материалов. - М.: Изд. Дом НП, 2005. - 264 с.
8. Про результати аналiзу використання кошгпв державного бюджету УкраТни, вид^ених на державну пщтримку АПК. [Електронний ресурс. Режим доступу: http://www.ac-rada.gov.ua/control/main/uk/publish/article/16720005].
9. Статистичний щорiчник «Стьське господарство УкраТни» за 2009 рк / Держкомстат УкраТни, - К.- 2010. - 391 с.