УДК 378.147
Поляков Леонид Григорьевич
доцент, канд. техн. наук ПГУАС, г. Пенза Тишина Екатерина Михайловна ст. преподаватель ПГУАС, г. Пенза e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПО КОНТРОЛЮ УРОВНЯ ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Аннотация
В данной статье рассматривается один из возможных походов к математическому обеспечению количественной оценки качества обучения специалистов с точки зрения их надежности. Принцип математического подхода основан на расчленении общей задачи по элементам решения, а затем объединение этих элементов в системы (комплексы) исходя из логики последовательности решения. Математический подход основан на тории надежности и математической статистики.
Ключевые слова
математическое обеспечение, элемент, система, эффективность, обучение, текущий контроль знаний, частичное использование, интенсивное использование, постоянное использование, затраты, стоимость.
Инженерная графика (ее разделы - начертательная геометрия, проекционное черчение, соединение деталей, эскизирование и деталирование) является теоретической основой построения машиностроительных, строительных чертежей и схем, представляющих собой графические модели конкретных инженерных решений (узлов, механизмов, машин, сооружений и т.п.). Умение правильно выполнить и прочитать чертежи является основной необходимостью при изучении общеинженерных и специальных дисциплин.
Педагогической наукой давно установлено, что каждое усвоение материала зависит от взаимодействия основных составляющих (рис.) [1].
Рисунок
В начале обучаемый имеет базовый уровень знаний, умений и навыков (И£). Путем взаимодействия «обучаемый - средства обучения - обучающий» этот уровень повышается на величину (А^0) до уровня комплекса ).
Следует отметить, что на качество усвоения учебного материала влияют внешние воздействия (блок «Внешние воздействия»). Внешние воздействия - организация учебного процесса не связанная с методологией проведения занятий. Это наличие помещений, аудиторий, лабораторий, участков, и рабочих мест, их пригодность к проведению занятий, удаленность, время работы и т.д. Кроме этого могут быть и другие внешние воздействия, например, бытовые.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
Кроме того, на эффективность усвоение учебного материала, а следовательно и на его качество, влияют затраты на организацию и проведения процесса получения знаний, умений и навыков. Очевидно, что чем больше затраты тем эффективней процесс обучения.
С точки зрения надежности уровня знаний, умений и навыков на этом этапе выбирается состав показателей, характеризующих ее составляющие, и обосновываются их численные значения. Выбор и обоснование численных значений показателей производится исходя из объема, уровня и интенсивности использования знаний, умений и навыков в практических целях.
Для этого определяют параметры функции использования знаний, умений и навыков [2] в практических целях, как
F (U; Kw), (1)
где U-интенсивность использования знаний, умений и навыков в практических целях за определенный период времени;
Kw- коэффициент объема использования полученных знаний, умений и навыков.
Интенсивность использования знаний, умений и навыков (U) рассчитывается понимать по формуле
n
U = T, (2)
где n - количество обращений по использованию знаний, умений и навыков за период времени T.
За коэффициент объем использования принимают отношение используемого уровня знаний, умений и навыков (W®) к общему получаемому уровню знаний (W0)
^ W"
KW = W* • (3)
По своей сути функция (3) затухающая во времени по экспоненциальной зависимости. Чтобы отследить интенсивность затухания этой функции необходим учет текущего контроля полученных знаний, умений и навыков.
Расчеты показывают, что в зависимости от режима использования [3] находятся в пределах (табл 1.).
Таблица 1
Распределение по режимам использования
Коэффициент объема Интенсивность
Режим использования использования (Kw) использования (U), 1/суки
Интенсивное использование 0,8<Kw<1,0 U>0,0667
Постоянное использование 0,5<Kw<0,8 0,0333<U<0,0667
Частичное использование 0,1<Kw<0,5 0,0055<U<0,0333
Хранение Kw<0,1 U<0,0055
Организация текущего контроля знаний, способствующего интенсификации учебного процесса успешно решена на кафедре начертательной геометрии и графики ПГУАС.
Коллективом преподавателей разработаны комплекты контрольных работ (тестов) по всем учебным темам, изучаемым в курсах инженерная графика и начертательной геометрии. Контрольные работы разработаны в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Строительство» с учетом предусмотренных программой основных целях и задачах при изучении курса «Начертательная геометрия».
Результатом контрольной работы является оценка, проставляемая по пятибалльной системе. При неудовлетворительной оценке студент обязан во время консультаций сдать данную тему, что исключает пробелы в изучении начертательной геометрии.
Таким образом, постоянный текущий контроль знаний студентов, выполняя стимулирующую роль в учебном процессе и активизирующий познавательную деятельность, помогает им эффективнее усваивать учебный материал, развивая пространственное воображение и конструктивно-геометрическое мышление, вырабатывая способность к анализу и синтезу пространственных форм, реализуемых в виде чертежей конкретных объектов. И, как следствие, к моменту сдачи экзамена по начертательной геометрии студенты оказываются более подготовленными. Студенты, сдающие контрольные работы на «отлично», освобождаются от сдачи экзамена по начертательной геометрии. Список использованной литературы:
1.Поляков, Л.Г. Формирование показателей применения знаний, умений и навыков на основе их жизненного цикла [Текст] / Л.Г. Поляков и др. // «XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс» Периодическое научное издание. Серия: социально-гуманитарные науки 01(23)2015. - С. 116-120.
2. Поляков, Л.Г. Формирование облика объема знаний, умений навыков. /Л.Г. Поляков и др. - М.: Наука и бизнес: пути развития, №5 (35) 2014. - с. 43-45.
3. Поляков, Л.Г. О жизненном цикле знаний, умений и навыков // Л.Г. Поляков и др. // сборник статей всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы современной геометро-графической подготовки». - Пенза: ПГУАС, 2013. с. 133-138.
© Л.Г. Поляков, Е.М.Тишина , 2015
УДК 378.1
Просветова Татьяна Сергеевна
докт. пед. наук, доцент ВУНЦ ВВС «ВВА»
г. Воронеж, РФ E-mail: [email protected]
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ (КУРСАНТОВ) В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА
Аннотация
Раскрывается специфика социализации слушателей (курсантов) военного вуза, обусловленная его социально-воспитательной средой, характеризующейся принадлежностью военного вуза и к воспитанию как социальному институту, и к армии как социальному институту. Выделяется методология моделирования социально-воспитательной среды военного вуза.
Ключевые слова
Социализация, социальное воспитание, социально-воспитательная среда, социально-педагогический подход: принципы, методологические подходы, функции, категории.
Социально-воспитательную направленность отечественного образования на современном этапе развития российского общества закрепляют положения федерального закона «Об образовании в РФ» (2013). В частности, «под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Наряду с этим, принципы государственной политики в области образования (ст. 2), определяют его гуманистический характер, направленность на «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье», а также «обеспечение единства федерального культурного и образовательного пространства» [1]. При этом под «воспитанием» в федеральном законе «Об образовании в РФ» понимается
286