работы по устранению недостатков произношения именно этих звуков.
4. Изучить особенности работы учителя по устранению фонематического недоразвития. Система преодоления фонематического недоразвития предусматривает два взаимосвязанных
направления работы:
1) коррекцию произношения, то есть, постановку и уточнение артикуляции, различение на слух тех звуков, буквы, которых детьми на письме;
2) последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова.
5. Изучить особенности работы учителя по преодолению нерезко выраженного общего недоразвития речи.
Организация коррекции речи предполагает придерживаться следующей последовательности: 1) нормализация звуковой стороны речи;
2) восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка;
3) восполнение пробелов в формировании связной речи.
6. Познакомить с приёмами работы учителя по нормализации чтения. Изучить особенности нарушения чтения, выражающиеся:
- в неспособности осуществлять звуковой анализ и синтез слов при чтении;
- в специфических заменах букв и общим искажении структуры слова;
- в недостаточном темпе чтения и уровне понимания читаемого. Список использованной литературы:
1. Попкова Е.А. Ранняя комплексная диагностика уровня развития ребенка как основа превентивной логопедии в сборнике: исследование различных направлений развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович . 2015. С. 217-219.
2. Сунагатуллина И.И. Особенности речевой деятельности младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи // Начальная школа. 2009. № 2. С. 78-81.
3. Сунагатуллина И.И. Научите ребёнка говорить правильно: методическое пособие / И. И. Сунагатуллина. - Магнитогорск : МаГУ, 2005. - 62 с.
4. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е . -- М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.
© Сунагатуллина И.И., 2016
УДК 378.016: [514+76]
Е.М. Тишина,
Ст. преподаватель НГиГ, ПГУАС г.Пенза, Российская Федерация
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Аннотация
Проведен анализ сложившийся ситуации в изучении и овладении графической грамотности в высших учебных заведениях. Выявлены причины снижающие эффективность усвоения учебного курса. Предложена логическая структура курса инженерная графика, основанная на построении дерева целей. В основе которого лежат фундаментальные принципы дидактики. Дан краткий обзор предложенной методики обучения.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
Ключевые слова
Инженерная графика, процесс обучения, логическая структура, графические знания, навыки умения.
Изучение и овладение графическими дисциплинами необходимо для успешной работы инженеров, расчетчиков, конструкторов, дизайнеров и архитекторов. Следовательно, качественное обучение комплексу графических дисциплин, и в частности, инженерной графики, является актуальным. На кафедре «Начертательной геометрии и графики» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства разработан процесс обучения инженерной графики, в основе которого лежат фундаментальные принципы дидактики. Анализ процесса изучения курса инженерной графики выявил объективные и субъективные причины, его замедляющие.
Для освоения курса необходим определенный уровень графических знаний. В настоящее время фундаментальное графическое образование недостаточно используется, что существенно снижает эффективность изучения курса, в котором черчение играет важную роль, и приводит к уменьшению активности обучения.
Принятая формулировка основной задачи инженерной графики - это изучение средств, законов и способов представления информации с помощью графических моделей (рисунков, чертежей, схем и диаграмм), рассмотрение основ визуализации информации и инженерного документирования. Реализация этой задачи осложняется малым объемом времени, выделенным на освоение курса инженерной графики.
В результате, в настоящее время условия обучения существенно отличаются от тех, в которых формировалась методика изучения курса инженерной графики. Первоначально на инженерную графику отводилось большое количество времени, и знания в области черчения имели уровень выше текущего. Таким образом, ситуация существенно изменилась, а методика осталась прежней. Снизился уровень графических знаний. Преобладает тенденция к уменьшению объема учебного времени. В результате затруднено функционирование фундаментальных принципов дидактики. И курс инженерной графики стал труден для освоения.
Для решения возникшей проблемы необходимо определить оптимальный объем и содержание учебного материала, подобрать соответствующую форму контроля качества знаний.
Установить оптимальный объем учебного материала и выявить его логику позволяет дерево целей. В качестве вершины приняты необходимые для обучающихся навыки и умения. Конечным вершинам соответствуют алгоритмы, которым необходимо учить студентов. Промежуточные вершины определяют логику структуры анализируемого курса [1]. Промежуточные вершины дерева целей - это циклические графы, имеющие симметричную форму, что свидетельствует о фундаментальности логики выявленных отношений, которые они моделируют. Конечные вершины должны соответствовать тем знаниям, с которых необходимо начать обучение.
Построение дерева целей позволило найти оптимальный объем знаний и их логическую связь. Это обязательное условие для успешной реализации основных принципов дидактики.
В методике подаче учебного материала принципиально новым следует считать использование разработанной логической структуры курса инженерная графика, отсутствие которой нарушает связь теоретической части дисциплины с реальностью[2].
Для успешного изучения курса инженерная графика необходимо разработать его логическую структуру, которая может быть представлена в виде графа, состоящего из частей, характеризующихся множеством параметров и отношений «элемент Х определяет элемент У». Выделенные параметры входа вступают между собой в отношения, влияющие на процесс и качество обучения (Рис.1). Граф является цикличным, и представляет собой симметричную фигуру, отражающую логическую связь выделенных элементов. Все вершины с пометками от 1 до 6 имеют одинаковую степень - 5. Что указывает на связь блоков, составляющих данный курс.
1. Основные положения ЕСКД; 2. Общие сведения по техническому черчению; 3. Проекционное черчение;
4. Условные графические изображения; 5. Машиностроительное черчение; 6. Строительное черчение
Анализ логической структуры курса инженерная графика позволяет выявить необходимый объем требуемых знаний, для успешного освоения студентами графических дисциплин. Учебный материал поделен на шесть основных блоков, разбитых на соответствующие тематические модули, которые в свою очередь подразделяются на дидактические единицы, заключенные в рамки жесткой логической структуры.
Выделенные элементы - основной блок, тематический модуль, дидактическая единица - включают в себя необходимый набор базовых знаний, требующийся для изучения соответствующих блоков, модулей и единиц.
Представление учебного материала осуществляется оптимально подобранными частями, в строгом соответствии с логикой учебного курса. Содержательная часть восполняет пробелы, возникающие из-за отсутствия соответствующих знаний по конкретным вопросам.
Завершая краткий обзор предложенной методики обучения инженерной графики, необходимо указать на ее соответствие принципам дидактики, таким как, научность, доступность, наглядность, связь с практикой и активизация обучения[3].
Уровень развития и новейшие достижения в области инженерной графики и методик обучения этой дисциплине, определили степень реализации принципа научности при построении курса. Что позволило сделать ряд обобщений, упрощающих его понимание и сэкономить информационное поле.
Использование ключевого принципа дидактики - принципа доступности, в разработанной методике, учло такую особенность инженерной графики, как аксиоматичность. Последнее обусловило подачу учебного материала по жесткой логической схеме. Введение необходимых графических знаний, приведение формулировки основной задачи в соответствии с действительным назначением курса.
При обучении инженерной графики важное место занимает наглядность, следовательно, изложение курса должно сопровождаться различного рода иллюстрациями. Использование параллельности при изложении тематических блоков «Общие сведения по техническому черчению» и «Машиностроительное черчение» при изложении учебного материала позволяет сделать акцент на принципе наглядности. Связь практикой характерна для специалистов, изучающих курс инженерная графика, полученные знания требуются незамедлительно и нужны в течении всей практической деятельности.
Предложенная структура курса инженерная графика дает основу для качественного изложения нового материала. Необходимо использовать эффективную форму контроля качества знаний, с учетом обратной связи. Каждый студент должен знать весь учебный материал и выполнять необходимое и достаточное количество графических работ. Наиболее приемлемой формой контроля качества знаний является рейтинговый контроль, благодаря которому существенно повышается активность и личная ориентированность обучения.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
По результатам исследования в течение трех лет был проведен эксперимент. Рассматривались восемнадцать групп студентов различных факультетов ПГУАС. Часть из них анализировалась как экспериментальная, другая - как контрольная. Сравнительный анализ контроля качества знаний по всем тематическим модулям курса инженерная графика подтверждает качественно новый уровень результатов использования предложенной методики.
Список использованной литературы:
1. Найниш, Л.А. Структурный анализ курса начертательная геометрия// Высшее образование сегодня. -М., 2003. - №9. - С.38-42.
2. Тишина, Е.М. Повышение качества учебного процесса методами математического моделирования / Е.М. Тишина //Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. Сер. Педагогика. - 2008. - № 4. - С. 212-221.
3. Якунин, В.И. Инновационная стратегия комплексной информации геометрической и графической подготовки в высшем техническом профессиональном образовании в ГОСах 3-го поколения / Якунин В.И. и др. // Научно-методические проблемы геометрического моделирования, компьютерной и инженерной графики в высшем профессиональном образовании: сб. статей международной науч.-метод. конф. - Пенза: Поволжский Дом знаний, 2009. - С. 171-179.
© Тишина Е.М., 2016
УДК 378.147
И.И. Топилина
к.п.н., доцент кафедры музыкального и художественного образования Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического
университета (РИНХ)» г. Таганрог, Российская Федерация
ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ И ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
В подготовке бакалавров и магистров в сфере музыкального образования возникает необходимость преодолеть трудности, связанные с использованием устоявшихся теоретико-дидактических методов и форм работы и подготовкой студентов по новым стандартам качества высшего профессионального образования.
Ключевые слова
Музыкальное образование; компетенции и стандарты качества высшего профессионального образования.
Отечественное музыкальное образование, подготавливающее учителей музыки и профессионалов-музыкантов, переживает в настоящее время период поиска согласований между новыми тенденциями высшей школы и устоявшимися в течение долгих лет теоретико-дидактическими установками. Современное вузовское образование определяется спецификой, обусловленной современной экономической и социокультурной ситуацией в обществе, заключающейся в таких показателях, как:
1) формирование иных статусных форм высшего образования;
2) массовость высшего образования;
3) нечеткое определение конечных целей подготовки бакалавров и магистров;
4) сложности трудоустройства и профессионального становления выпускников вузов в выбранной сфере деятельности;
5) мобильность послевузовского этапа профессиональной карьеры, предполагающего частое повышение квалификации или переподготовку.