УДК. 372.881.161.
К ПРОБЛЕМЕ ВНЕДРЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РКИ (ДОВУЗОВСКИЙ ЭТАП)
Л.В. Гиринская, В.В.Мокашов, Н.М.Румянцева
Посвящена проблеме измерения знаний учащихся на основе балльнорейтинговой системы.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, оценка знаний учащихся, балльно-рейтинговая система, поэтапный и итоговый контроль.
Начиная с 90-х годов XX в., в нашей стране осуществляется широкая модернизация российской системы образования, направленная на ее демократизацию и развитие в качестве открытой государственнообщественной системы.
«Процесс интеграции российских университетов в международное образовательное пространство требует осуществления ряда реформ в Российском высшем образовании. Модернизация высшего образования будет успешна только в том случае, если будут учтены интересы многих факторов и условий, ориентированных на повышение качества подготовки специалиста, если произойдет переосмысление целей образования и способов отражения их в конечном результате» [2].
Реализацией проекта стало присоединение России к Болонскому процессу в сентябре 2003 г., позволяющему интеграцию в общеевропейскую систему высшего профессионального образования на основе единых образовательных стандартов.
Болонским процессом принято называть процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Инициаторами Болонского процесса выступили в 1998 году министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в Болонье (Италия) министрами образования 29 европейских стран была подписана декларация "Зона европейского высшего образования", иначе Болонская декларация. Провозвестниками Болонской декларации обычно - и по праву - считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбоннскую декларацию (Париж, 1998). В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.
Основными целями Болонского процесса были провозглашены:
построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сопоставимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
повышение централизующей роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять всё лучшее, что есть у партнёров, за счёт повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т. д., в результате чего единая Европа приобретёт большую привлекательность на мировом образовательном рынке.
Для обеспечения гармонизации, в свою очередь, системы высшего образования должны стать прозрачными, максимально сопоставимыми, что может быть достигнуто за счёт широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчёту систем образовательных кредитов (зачётных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимного признания академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т. д.
Подобная стратегия обеспечивает мобильность студенческого и преподавательского состава, давая право выбора оптимального по запросам и качеству образовательного центра.
Российскую высшую школу отличает фундаментальный характер образовательных программ. Воспользоваться этим преимуществом можно только при активном участии в построении общеевропейской системы. В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33, Российская Федерация в лице министра образования РФ В.М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса в Российскую систему высшего образования.
Перед высшими учебными заведениями России, готовыми реализовать принципы Болонской декларации, стоят задачи: проведения глубокого анализа собственных образовательных программ с точки зрения их гибкости, совместимости с европейским рынком труда, сопоставимости осваиваемых умений и навыков и присваиваемых квалификаций; создания максимальных возможностей для свободной мобильности студентов, преподавателей и выпускников средней ступени образования, что предполагает и
более углубленное изучение иностранных языков; разработок однородной структуры образовательных программ и дисциплин, а также введения накопительной системы трудоёмкости зачётных единиц, основанной на ECTS (European Credit Transfer System), и соглашения о принципах признания зачётных единиц, полученных учащимися в другом вузе.
Учреждение кредитной системы по ECTS является одной из важнейших задач, стоящих перед высшими учебными заведениями России. Кредитами в ECTS называются условные единицы, в которых определяется объем образования. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, а также полученных навыков; иными словами, наработанные навыки, то есть общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы.
Рекомендуется единая европейская шестибалльная система оценок:
А - "отлично", в диапазоне 95 - 100 баллов.
В - "очень хорошо", в диапазоне 86 - 94 балла.
С - "хорошо", в диапазоне 69 - 85 баллов.
D - "удовлетворительно", в диапазоне 61 - 68 баллов.
Е - "посредственно", в диапазоне 51 - 60 баллов.
F (FX) - "неудовлетворительно", в диапазоне 0 - 50 баллов.
Кредиты отражают трудоёмкость процесса, требующегося для завершения каждого курса по отношению к общему объему работы, необходимого для усвоения программы одного учебного года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты.
За последние годы в России значительно расширилось количество вузов, использующих модульно-рейтинговую систему организации учебного процесса на основе зачётных единиц трудоёмкости учебных дисциплин; разработана методика расчёта зачётных единиц с учётом особенностей российской системы образования. Следует отметить, что в первой тройке российских вузов, принявших общеевропейские образовательные стандарты, сформулированные в Болонской декларации, был Российский университет дружбы народов (РУДН) (наряду с Санкт-Петербургским государственным университетом (СПБГУ) и Московским государственным институтом международных отношений (МГИМО)). Вслед за бакалавриатом и магистратурой согласно положениям Болонской декларации в РУДН активно вводится и единая европейская система оценок ECTS.
В 2013 году в РУДН издано и утверждено Приказом ректора «Положение о балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения основных образовательных программ», разработанное в соответствии с нормативными документами об образовании в Российской Федерации, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О реализации
положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации», «Методическими рекомендациями к разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов», а также Уставом РУДН и «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов РУДН».
Как указывают Е.Е. Атлас и Б.Е. Ильющенков, «разработка норм в области политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках глобальной реформы системы образования в России являются необходимой основой для создания единого педагогического пространства, обеспечивающего единый уровень общего образования, получаемого выпускниками в разных типах образовательных учреждений. Перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к новым стандартам» [1].
«Положение о балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения основных образовательных программ» устанавливает шкалу оценок, основные принципы и правила её применения для оценки качества освоения/усвоения основных образовательных программ при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов. Как указано в Положении, «Балльно-рейтинговая система РУДН является единой для всех учебных подразделений Университета, реализующих основные образовательные программы высшего профессионального образования всех уровней» [7].
«Система оценок» согласно Положению «основана на шкале 100 баллов и является накопительной. Баллы за освоение учебных дисциплин, практик и других элементов образовательной программы накапливаются обучающимися в процессе учебных занятий, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в течение учебного семестра. Максимальная оценка за дисциплину (её раздел), изучаемую в течение одного семестра, составляет 100 баллов, вне зависимости от её объёма» [7].
В Положении указывается, что «при подведении итогов семестровой промежуточной аттестации баллы, накопленные студентом (по итогам семестра и за аттестационные испытания), переводятся в традиционную оценку по четырёхбалльной шкале (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично) и в оценку БСТБ (А, В, С, Б, Е, БХ, X). Оценки «неудовлетворительно», «БХ» и «Б» в зачетную книжку не проставляются»^].
В соответствии с «Положением о балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения основных образовательных программ РУДН» на кафедре русского языка № 3 факультета иностранных языков и общеобразовательных дисциплин РУДН разработаны «Учебно-календарные планы и балльно-рейтинговая система оценки знаний учащихся по фонетическому практикуму и грамматике русского языка для студентов гуманитарных специальностей. (Общее владение. Элементарный и Базовый уровни)».
Указанная балльно-рейтинговая система построена из расчёта 100 баллов, накапливаемых за период обучения в первом семестре и во время итогового контроля за первый семестр, который включает в себя зачёт по фонетике, тестирование, контрольную работу по грамматике, изложение и устный экзамен.
В период обучения баллы начисляются во время поэтапного контроля за выполненные студентами работы различного рода: контрольную работу, изложение, рассказ по теме или пересказ текста. Все виды контроля проводятся в соответствии с учебным материалом, предлагаемым для изучения в учебно-календарных планах и составленным в соответствии с Программой по русскому языку как иностранному (Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень.) [6] и Государственным образовательным стандартам по русскому языку как иностранному (Элементарный и Базовый уровни. Общее владение) [3, 4], что предполагает обучение иностранных учащихся в первом семестре довузовского этапа обучения (18 - 20 недель). Проверка знаний ведётся на базе разработанных на кафедре соответствующих материалов.
В оценке учебной деятельности указываются неделя реализации определённого вида контроля, материалы выносимых на контроль уроков и отведенное на контроль время. Полученные данные представлены через перевод традиционной системы оценок в форму балльно-рейтинговых показателей цифрового наполнения с последующим переходом на буквенную символику. Количество начисляемых баллов в большинстве случаев аналогично привычной для преподавателей системе оценок, т. е. за традиционную «пятёрку» начисляется 5 баллов, за «четвёрку» - 4, за «тройку» -
3, однако за «двойку» - 0 баллов.
Контроль видов устной коммуникации, например, рассказа по теме или пересказа текста, оценивается меньшим количеством баллов, за исполнение которых в качестве максимальной оценки приняты только 3 балла, равные традиционному «отлично», оценка «хорошо» - это 2 балла, оценка «удовлетворительно» - 1 балл, а оценка «2» приравнивается к 0 баллов.
За более важные и сложные виды работ, напротив, начисляется большее количество баллов. Например, при выставлении баллов за итоговое изложение или устный экзамен при существующей традиционной оценке «5» выставляется 10 баллов, при оценке «4» - 8 баллов, при оценке «3» - 6 баллов, а при оценке «2» - 0 баллов.
Учебно-календарный план и практика работы предлагают проведение поэтапного контроля по русскому языку (общее владение) на 3-й, 6-й, 11-й, 16-й, 17-й, 18-й неделях.
Обычно предлагаются контрольные работы, материал которых соответствует пройденной программе по РКИ, Государственным образовательным стандартам по русскому языку как иностранному (Элементарный
и Базовый уровни. Общее владение) и учебно-календарным планам, а также такие виды заданий, как пересказ текста, рассказ по теме и письменное изложение.
В качестве иллюстрации предлагаем фрагмент поэтапного контроля (Элементарный уровень) - табл. 1:
Таблица 1
Фрагмент поэтапного контроля (Элементарный уровень)
Время контроля и номер урока Вид контролируемой работы Оценка Количество баллов
Третья неделя. Уроки 1-6 Контрольная работа № 1. Вводно-фонетический курс (письменная и устная формы) Вводный лексикограмматический курс: - Мужской, женский, средний род имён существительных в именительном падеже. Единственное, множественное число имён существительных в именительном падеже. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе в именительном падеже. Спряжение глаголов НСВ в настоящем времени. 5 5
4 4
3 3
2 0
Шестая неделя. Уроки 7-11 Контрольная работа № 2. - Именительный, родительный, винительный, предложный, падежи имён существительных, местоимений в единственном числе. - Настоящее, прошедшее, будущее время глаголов НСВ. - Глаголы движения идти, ехать, поехать, ходить, ездить, прийти, приехать. 5 5
4 4
3 3
2 0
Одиннадцатая неделя. Уроки 12 -16 Контрольная работа № 3. - Глаголы НСВ и СВ («процесс- результат», «многократность- однократность действия»). - Прошедшее, будущее время глаголов СВ. - Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи имён существительных, местоимений в единственном числе. 5 5
4 4
3 3
2 0
Время контроля и номер урока Вид контролируемой работы Оценка Количество баллов
Одиннадцатая неделя. Уроки 12 -16 - Глаголы движения идти, ехать, пойти, поехать, ходить, ездить, прийти, приехать.
Рассказ по теме: «Рассказ о себе (о семье, об учебе, об интересах)» 5 3
4 2
3 1
2 0
Элементарный уровень: учебное пособие/Н.И. Соболева [и др.]. Прогресс.
Содержание контроля за первый семестр, состоящего из зачёта по фонетике, частичного тестирования по определенным субтестам, контрольной работы по грамматике и изложения, проводится на 19-й неделе обучения в первом семестре, а устный экзамен на 20-й неделе. Виды предлагаемых работ и их оценка представлена в табл. 2.
Таблица 2
Итоговый контроль учебной деятельности _____________(девятнадцатая неделя) _________________
Вид контроля Кол-во часов Оценка Кол-во баллов
Зачет по фонетике: 1 .Письменная работа. 2 5 3
4 2
3 1
2 0
2. Устная часть. 3 5 3
4 2
3 1
2 0
Тесты. 1 5 4
4 3
3 2
2 0
Контрольная работа по грамматике. 4 5 5
4 4
3 3
2 0
Изложение. 4 5 10
4 8
3 6
2 0
Двадцатая неделя
Вид контроля Кол-во часов Оценка Кол-во баллов
Устный экзамен. 30 минут на студента. 5 10
4 8
3 6
2 0
Учебно-организационный контроль отражает отношение учащихся к учебной деятельности на основе показателей: посещение занятий -максимум 10 баллов за семестр и выполнение домашних заданий - также максимум 10 баллов за семестр.
Внедрение балльно-рейтинговой системы в стратегию обучения иностранных учащихся на этапе довузовского обучения имеет большое практическое значение в плане психологической адаптации к учебноорганизационной деятельности будущих студентов, постигающих не только сложный мир русского языка, но и не менее важный мир оценки приобретаемых знаний, позволяющий объективно подойти к пониманию своих возможностей, способностей и перспектив.
Список литературы
1. Атлас Е.Е., Ильющенков Б.Е. Применение методов системного анализа к оценке качества преподавания клинических дисциплин и выработке управленческого решения по их устранению. // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. Вып. 3. Ч. 2. С. 3-8.
2. Атлас Е.Е., Ильющенков Б.Е. Современные тенденции повышения качества подготовки специалиста в вузе. // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. Вып. 3. Ч. 2.С. 8-13.
3.Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение. М.; СПб.: Изд-во «Златоуст», 2001.
4. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение. М.; СПб.: Изд-во «Златоуст», 2001.
5.Методические рекомендации к разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов, утвержденные приказом Министерства образования от 11. 07. 2002 г. № 2654.
6. Общеобразовательная программа по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень. М.: Изд-во РУДН, 2001.
7. Положение о Балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения основных образовательных программ. М.: РУДН, 2013.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» от 15. 02. 2005 г. № 40.
9. Сборник контрольных работ по грамматике для студентов гуманитарных специальностей ФИЯ и ОД (1-й и 2-й семестры). М.: РУДН, 2005.
10. Учебно-календарные планы и балльно-рейтинговая система оценки знаний учащихся. Фонетический практикум. Грамматика русского 228
языка. Гуманитарные специальности. Общее владение. Элементарный и базовый уровни. М.: РУДН, 2013.
Гиринская Людмила Владимировна, канд. филол. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Российский университет дружбы народов.
Мокашов Виталий Владимирович, канд. филол. наук, ст. преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский университет дружбы народов.
Румянцева Наталья Михайловна, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Москва, Российский университет дружбы народов.
ON THE PROBLEM OF INTRODUCTION OF SCALE SYSTEM IN THE PROCESS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
(PRE-UNIVERSITY STAGE)
L.V. Girinskaya, V.V. Mokashov, N.M. Rumyantseva
The article is devoted to the problem of measuring knowledge of students on the basis of scale system.
Key words: Russian as a foreign language, assessment of students’ knowledge, scale system, phased and final control.
Girinskaya Lyudmila Vladimirovna, PhD (Philology), Associate Professor, [email protected], Russia, Moscow, Peoples’ Friendship University of Russia.
Mokashov Vitaly Vladimirovich, PhD (Philology), Senior Lecturer, [email protected], Russia, Moscow, Peoples’ Friendship University of Russia.
Rumyantseva Natalya Mikhaylovna, Doctor of Pedagogical Science, Professor, Head of Department, kafedra@,inbox.ru, Russia, Moscow, Peoples’ Friendship University of Russia.
УДК 811.161.1
ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ -ЗНАЧИМЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Л.А. Константинова, Е.В. Пронина
Обосновано применение такого принципа обучения русскому языку, как гармонизация межнациональных отношений. Рассмотрена реализация данного актуального дидактического принципа в учебной и научно-методической работе кафедры русского языка.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, методика преподавания, принципы обучения, толерантность, межкультурная компетентность, гармонизация межнациональных отношений, учебное пособие.
«Для России - с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундамен-