Интеграция образовательных программ европейской докторантуры и российской аспирантуры в
сфере образования
Григорий Ушерович Матушанский профессор, д.п.н., заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования,
Казанский государственный энергетический университет, ул. Красносельская, 51, г. Казань, 420066, (843) 519-43-10, [email protected]
Алсу Расиховна Сулейманова аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования,
Казанский государственный энергетический университет, ул. Красносельская, 51, г. Казань, 420066, 89274183707 suleimanova-a-r@,yandex. га
Аннотация
Целью представленной работы является попытка интеграции программ подготовки доктора философии в сфере образования в Европе с программой подготовки кандидата педагогических наук в России. Авторами сделана попытка оценки кредитной стоимости отдельных компонентов учебно -образовательной и научно-исследовательской частей программы российской аспирантуры.
The purpose of the presented work is attempt of integration of preparing program of the PhD in Education in Europe with the preparing program of the Candidate of pedagogical sciences in Russia. The variant of an estimation of ECTS credit cost of educational and research components of the Russian post-graduate study program is resulted.
Ключевые слова
доктор философии в сфере образования, кандидат педагогических наук; образовательные программы.
phd in education; candidate of pedagogical sciences; academic programs.
Введение
В настоящее время в Европейских странах осуществляются структурные и качественные изменения образовательных систем, концептуальная и практическая направленность которых так или иначе связывается с Болонским процессом и с теми установками, которые сформулированы в Болонской декларации.
Болонская декларация призвана стать основной для создания единого образовательного пространства в Европе. Полученные в разных странах дипломы и учёные степени могут быть признаны за рубежом, если по ним можно будет определить уровень квалификации владельца. Во имя достижения этой цели страны участницы Болонского процесса идут на то, чтобы отказаться от ряда специфических особенностей национальных систем образования. В основу создания новой, унифицированной системы образования положено введение многоуровнего
образования по схеме Бакалавр (Bachelor) - Магистр (Master) - Доктор (PhD). С целью обеспечения взаимного перезачёта периодов обучения в разных университетах и по разным программам, страны-участницы Болонского процесса перешли на кредитно-модульную систему оценки учебной нагрузки (как правило, в единицах ECTS) .
Теоретическая часть
В терминах трудоёмкости в European Credit Transfer System (ECTS) 60 кредитов соответствует одному году обучении, 30 кредитов - полугоду обучения (семестру), 20 кредитов - триместру обучения. В последние годы наряду с трансфертными кредитами ECTS европейские страны стали использовать также систему European Credit Accumulation (ECA). Система кредитов стала центральным элементом процесса гармонизации структуры высшего образования в Европе. Она способствует реформе учебных программ и предлагает на всех уровнях высшего образования наилучшую форму прозрачности и сравнимости подготовки и дипломов.
В России кредитная терминология не устоялась и упоминают академические кредиты, зачетные единицы, кредиты ECTS и кредитные баллы в качестве синонимов. Первоначально кредитная система (система зачётных единиц) в Российских вузах использовалась для решения вопросов академической мобильности и признания результатов обучения в рамках межвузовских обменов с университетами других стран. Затем перед вузами встала задача использования кредитной системы как одного из средств для введения нелинейной (асинхронной) организации учебного процесса, перехода к системам непрерывного образования. Количество кредитов, которые может получить студент после изучения той или иной учебной дисциплины (модуля учебной дисциплины) и аттестации по ней, определяется с учётом рекомендаций, изложенных в информационном письме МО РФ от 28.11.02 г. № 1452-988 ИН/13. Общее количество кредитов, выделяемое на все учебные дисциплины в базовом учебном плане, устанавливается равным 30 за учебный семестр [1]. В настоящее время стоит актуальная задача введения трансфертных и накопительных кредитов в российскую высшую школу. Присоединение России к Болонскому процессу подталкивает её на безоговорочное принятие европейского варианта системы кредитов. С этого момента в отечественной высшей школе в ряде ведущих вузах созданы экспериментальные площадки по внедрению образовательных кредитов в практику учебных заведений. Ведущей экспериментальной площадкой является Российский университет дружбы народов (РУДН). В РУДН введена и успешно применяются на практике система зачётных единиц (з.е.), основанная на европейской системе трансфертных кредитов ECTS. При использовании з.е. в качестве выполненного объекта работы измеряют только общую нагрузку. Одна з.е. в отечественной высшей школе равна 36 часам общей нагрузки студента, включая посещение лекций и других аудиторных занятий, выполнение лабораторных и практических работ, выполнение контрольных и тестовых заданий, подготовку к лекционным и семинарским занятиям, чтение учебной и научной литературы, подготовка аннотаций, резюме, эссе, статей и т.п., написание курсовой, выпускной, дипломной, диссертационной работ; выступление на семинаре, конференции, защите и т.п.; прохождение различных видов практик и стажировок и другие виды аудиторных и внеаудиторных работ. По результатам итоговой аттестации студенту выставляются зачёт в количестве з.е., характеризующих трудоёмкость освоенной дисциплины, и дифференцированная оценка, характеризующая качество освоения студентом знаний в рамках данной дисциплины.
Академические кредиты применяются также в зарубежной докторантуре при подготовке к учёной степени доктора философии (PhD), когда встаёт вопрос о
взаимозачёте курсов. В докторантуре много образовательных учебных курсов и результатов научно-исследовательской работы, за которые докторант должен отчитаться, поэтому целесообразно использовать систему единых кредитов для оценки выполненной учебной и научной работы.
В соответствии с Болонской декларацией учёба в докторантуре представляет собой третью ступень образования, которая предполагает его самый высокий уровень. Это образование ориентировано на получение современных научных знаний и, особенно, на собственный вклад обучаемого, который является результатом его научного исследования и самостоятельного творческого труда. Завершившие курс обучения в докторантуре получают академическое звание Doctor of Philosophy (PhD).
Реализация (практическая часть)
Проведенный авторами ранее сравнительный анализ образовательных программ доктора философии в сфере образования (PhD in Education) в зарубежных университетах позволил сделать ряд обобщений [2].
1. Приём в докторантуру производят с академического уровня магистра, а в отдельных случаях с уровня бакалавра или специалиста. При этом могут присутствовать вступительные испытания, среди которых основными являются экзамены по специальности и иностранному языку, публикации, собеседование по теме будущей специальности.
2. Обучение может проходить в очной, заочной и дистанционной форме. Длительность обучения зависит от его формы, стартового академического уровня и составляет как правило, от трёх до пяти лет.
3. Аттестационные требования содержат выполнение образовательной и исследовательской составляющих, подготовке и защиты докторской диссертации. Организация обучения в докторантуре основана на системе кредитов.
4. Учебно-образовательная часть программ, как правило имеет длительность одного (первого) года обучение. В основном она составляет 60 кредитов, колеблясь в разных университетах от 30 до 90 кредитов.
5. Научная компонента программ подготовки доктора философии по педагогике формируется из научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы докторанта, научных публикаций и написания докторской диссертации, которая в разных университетах она оценивается от 3-10 кредитов.
В качестве базовой программы подготовки доктора философии в сфере образования в Европейском университете выбрана докторская программа «Дидактика технических дисциплин (инженерная педагогика)», осуществляемая в Словацком техническом университете, факультета производственных материалов и технологий на кафедре инженерной педагогики и психологии в г. Трнава.
Учебно-образовательная часть программы содержит следующие образовательные дисциплины: методологию педагогического исследования,
психологию, инженерную педагогику, английский язык, дидактику технических дисциплин. Их изучение занимает весь первый год обучения и оценивается в сумме 60 кредитами. Она завершается диссертационным экзаменом, который является государственным [3].
Научная часть охватывает исследование проблемы из области предмета и написания диссертации. Исследовательская работа оценивается по публикациям претендента на степень доктора, по активному участию в конференциях и признанию результатов научной работы (цитированию). Научная часть обучения в докторантуре и весь курс обучения завершается защитой диссертации. В университете разработана кредитная стоимость отдельных компонентов научной работы, имеющая базовую стоимость в 120 кредитов [3].
В Российской аспирантуре цели аспирантуры, квалификационные характеристики выпускника аспирантуры, требования к уровню подготовки, необходимые для освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта, сроки её освоения устанавливаются в соответствии с Временными требованиями [1].
Приём в Российскую аспирантуру производится с академических уровней специалиста и магистра. Вступительные испытания проводятся на конкурсной основе, которые включают себя экзамен по специальности, иностранному языку и экзамен по философии. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта, при очной форме обучения составляет 3 года, при заочной форме обучения - 4 года.
Срок освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта при очной форме обучения составляет 156 недель: учебно-образовательная программа подготовки - 20 недель (1080 часов) из расчёта 54 часа в неделю включая все виды аудиторной и самостоятельной работы; программа научно -исследовательской подготовки, включая оформление и представление диссертации на соискание учёной степени кандидата наук - 120 недель (6480 часов); каникулы -не менее 16 недель.
Основная образовательная программа подготовки аспиранта состоит из следующих компонентов: образовательно-профессиональные дисциплины;
факультативные дисциплины; педагогическая практика; научно-исследовательская работа аспиранта; итоговая аттестация аспиранта; подготовка диссертационной работы и представление её в Диссертационный совет по присуждению учёной степени кандидата наук.
Как и прежде, в индивидуальный учебный план работы аспиранта входит сдача кандидатских экзаменов по истории и философии соответствующей отрасли наук, иностранному языку и специальности, а также выделяется время на начальную (в объеме ассистентского минимума) подготовку к педагогической деятельности в высшей школе. При этом программы первых двух экзаменов должны быть ориентированы на группу родственных специальностей, а возможно, и на более широкую образовательную область науки и техники. Что касается программы по специальности, то ее освоение должно было бы сопровождаться несколькими экзаменами, включая дисциплины не только научной специальности, но и научной отрасли. В таблице 1 представлены структуры образовательной и научно-исследовательской составляющих ГОС ППО по отраслям наук.
Таблица 1. Структура образовательной и научно-исследовательской составляющих ГОС ППО по отраслям наук._______________________________________________________________
Индекс Вид деятельности и наименование дисциплины Трудоемкость в часах Форма отчетности
Структура образовательной составляющей ГОС ППО
ОД.АФ.ОО Образовательно- профессиональные дисциплины подготовки аспиранта (адъюнкта) 480
ОД.АФ.01 История и философия науки и образования (по отраслям) 100 Кандидатский экзамен
ОДЛФ.02 Иностранный язык 100 Кандидатский экзамен
ОД.АФ.ОЗ Специальные 280 Кандидатский
дисциплины отрасли и научной специальности, в том числе дисциплины по выбору аспиранта (адъюнкта) экзамен
Учебнометодическая и педагогическая работа 600
ФД.Л.ОО Теоретическая подготовка в соответствии с Государственными требованиями для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» 500 В соответствии с Государственными требованиями для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»
ПП.А.ОО Педагогическая практика: Чтение пробных лекций Ведение семинаров Руководство лабораторными и практическими занятиями 100
Итого времени на освоение образовательной программы 1080 часов (20 недель)
Структура научно-исследовательской составляющей ГОС ППО
НИР А 00 Научноисследовательская работа - работа над диссертацией: Теоретическая работа. Экспериментальная работа. Публикация результатов научных исследований В соответствии с индивидуальным планом работы аспиранта (адъюнкта)
Итого времени на освоение научно-исследовательской части программы 6048 часов (112 недель)
Функционирование Российской аспирантуры можно рассмотреть на примере подготовки кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» на кафедре педагогики и психологии высшего и профессионального образования Казанского государственного энергетического университета. Учебно-образовательная программа содержит общеобразовательно-профессиональные дисциплины, завершающиеся
кандидатскими экзаменами: история и философия науки, иностранный язык, теория и методика профессионального образования. Эти три дисциплины имеют суммарный объём 300 часов, что может быть эквивалентно 8 кредитам. Следующий раздел -специальные дисциплины по выбору аспиранта, имеющие суммарный объём 180
часов (5 кредитов). В нашем примере это «Методология и методы научных исследований» и «Методы статистической обработки результатов научных исследований»
Отдельный раздел учебно-образовательные программы - факультативные дисциплины по решению Учёных Советов Университетов объёмом 500 часов (14 кредитов). Как правило (и в нашем примере) - это программа по направлению «Преподаватель высшей школы», имеющая свои Государственные требования и завершающийся дипломом о профессиональной подготовки с правом ведения преподавательской деятельности в высшей школе. В программу входят дисциплина «Психология человека», «Педагогика», «Организационные основы высшего образования», «Информационные технологии в науке и образовании», «Педагогическое проектирование», «Психолого-педагогический тренинг» и другие по выбору конкретного университета. Обучение по данному разделу заканчивается, как правило, аттестационной работой. К данному разделу примыкает педагогическая практика аспиранта объёмом 100 часов (33 кредита). Всего учебно-образовательная составляющая аспирантской подготовки получается равной 30 кредитным единицам ECTS.
Научно-исследовательская часть образовательной программы российской аспирантуры содержит 112 недель объёмом в 6048 учебных часов. Она эквивалентна не имеет пока конкретного кредитного наполнения. Попробуем оценить её в кредитной стоимости.
Среднестатистическая отечественная кандидатская диссертация имеет порядка 160 страниц и содержит введение, две главы (4-6 параграфов, раскрывающих объект, предмет, инструментарий и экспериментальную часть исследования), заключение, список литературы и приложения. Автореферат диссертации содержит краткое содержание выполненной диссертации и авторские публикации. Последние, как правило, состоят из 1 -2 статей из реестра высшей аттестационной комиссии (ВАК) России, 3-4 статей в периодических научных журналах, 3-5 публикаций материалов международных, всероссийских и региональных конференций и 1 -2 учебных пособий или методических разработок - всего в среднем около 8-13 публикаций.
В европейской докторантуре (PhD) приведены сведения о кредитной стоимости в системе ECTS научных публикаций, презентаций, подготовки и защиты докторской диссертации. Например, по аналогии с кредитной стоимостью результатов научно-исследовательской работы в докторантуре Братиславского технического университета [3] попробуем оценить стоимость публикации статьи в журнале из реестра высшей аттестационной комиссии - 14 з.е., в других периодических журналах - 12 з.е., материалах конференций - 8 з.е., методические материалы в - 6 з.е., презентации на международной конференции - 6 з.е., презентации на отечественной конференции - 4 з.е., написание и защиту кандидатской диссертации - 4 з.е. В итоге для среднестатистической отечественной кандидатской диссертации получим оценку от 80 з.е. до 130 з.е.
Анализ и оценка разработки
Таким образом, сделаем некоторые выводы. Во-первых, следует согласиться с тем, что кредитная оценка трудоёмкости научно-исследовательской части программы проведена произвольно. Однако, по нашему мнению, можно доверять полученному интервалу затраченной трудоёмкости на подготовку, оформление и защиту кандидатской диссертации. Во-вторых, есть основание считать, что учёная степень кандидата наук в России как по затраченной трудоёмкости научноисследовательской составляющей, так и по уровню заявленной квалификации (требованиям к выполнению работы) соответствует европейской учёной степени
доктора философии (PhD). В-третьих, следует отметить, что учебно-образовательная часть подготовки кандидата наук в российской аспирантуре нуждается в усилении, ориентировочно, на 30 з.е. Так как, по нашему мнению, оценка трудоёмкости научноисследовательской части программы в среднем не превышает 120 з.е., то это не приведёт к увеличению общей трудоёмкости обучения в аспирантуре. Всё это позволит гармонизировать программы подготовки кандидата наук и доктора философии и привести их учебно-образовательные и научно-исследовательские составляющие к величинам в 60 плюс 120 кредитных единиц ECTS.
Заключение
Европейская докторантура и российская аспирантура являются третьей ступенью непрерывного постмагистерского образования, выполняют параллельные, идентичные функции, имеют сравнимые сроки подготовки и аналогичные друг другу компоненты подготовки и квалификационные требования. Учебно-образовательная часть европейской докторантуры имеет большую кредитную стоимость по сравнению с Российской аспирантурой. В аспирантуре более широкий спектр изучаемых дисциплин, каждая из которых имеет небольшую кредитную нагрузку. Научно-исследовательские компоненты обеих институциональных форм почти полностью идентичны, более детальному сравнению подлежит уровень квалификационных требований к учёным степеням. Следует отметить, что учёная степень доктора философии PhD нострифицируется в России на учёную степень кандидата наук, однако обратная нострификация в европейских странах почти отсутствует (за исключением Франции).
В связи с этим возникает вопрос либо зарубежной нострификации российской ученой степени кандидата наук, либо организация кредитной стоимости компонентов российской аспирантуры и доподготовка кандидатов наук в европейской докторантуре с помощью системы накопительных кредитов на базе European Credit Accumulation.
Литература
1. Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования. М.: 2002.
2. Матушанский Г.У., Сулейманова А.Р. Образовательные программы подготовки доктора философии по педагогике (PhD in Education) за рубежом // Вестник казанского государственного энергетического университет. 2010. № 1. С. 147-157.
3. Турек И., Хрмо Р. Обучение в докторантуре по специальности «Инженерная педагогика» в республике Словакия // IGIP «Report». 2007. № 36. С.22-28.