Научная статья на тему 'Болонский процесс и федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования'

Болонский процесс и федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2567
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ» ФГОС ВПО / ФГОС ВО / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ / THE BOLOGNA PROCESS / HIGHER MEDICAL EDUCATION / RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Татьяна Сергеевна

В статье раскрываются особенности вхождения высшей медицинской школы России в Болонский процесс, к которому Российская Федерация присоединилась в 2003 г., и связанные с этим особенности реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Bologna process and the Federal state educational standard of high education

The article reveals characteristics of entering of high medical school of Russia in the Bologna process. The Russian Federation joined this process in 2003. The features of implementation of the new Federal state educational standard of high education of the third generation in area of training "Health care and medical sciences".

Текст научной работы на тему «Болонский процесс и федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования»

Образование и кадры

© Т. С. Сорокина, 2015 УДК 378.661:006

Сорокина Т. С.

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», 117198, Москва, Россия

В статье раскрываются особенности вхождения высшей медицинской школы России в Болонский процесс, к которому Российская Федерация присоединилась в 2003 г., и связанные с этим особенности реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

Ключевые слова: Болонский процесс; высшее медицинское образование России» ФГОС ВПО; ФГОС ВО; здравоохранение и медицинские науки.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (5): 49—53.

Для корреспонденции: Сорокина Татьяна Сергеевна. [email protected]

Sorokina T.S.

THE BOLOGNA PROCESS AND THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

OF HIGH EDUCATION

The peoples' friendship university of Russia, 117198 Moscow, Russia The article reveals characteristics of entering of high medical school of Russia in the Bologna process. The Russian Federation joined this process in 2003. The features of implementation of the new Federal state educational standard of high education of the third generation in area of training "Health care and medical sciences".

Keywords: the Bologna process; higher medical education; Russia.

Citation: Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (5): 49—53.

For correspondence: Sorokina T.S., [email protected]

Received 30.04.15

В последние годы в системе высшего образования Российской Федерации произошли существенные перемены. Это связано с присоединением нашей страны к Болонскому процессу в 2003 г.

Датой начала Болонского процесса (БП) принято считать 19 июня 1999 г., когда в Болонье (Италия) министры образования ряда европейских государств подписали совместное заявление — Болонскую декларацию «Зона европейского высшего образования».

Основные цели Болонского процесса следующие:

♦ расширение доступа к высшему образованию в европейском пространстве;

♦ повышение качества и привлекательности европейского высшего образования;

♦ расширение мобильности студентов и преподавателей;

♦ обеспечение успешного трудоустройства выпускников высших учебных заведений.

Для достижения этих целей необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех европейских странах были максимально сходными, а квалификации и научные степени, присваиваемые по результатам обучения, легко сопоставимыми.

Основными составляющими реализации этого процесса в европейских вузах являются:

♦ трехуровневая структура высшего образования (бакалавр — магистр — доктор);

♦ сравнимые образовательные стандарты и квалификации;

♦ единая кредитная система (зачетных единиц) — ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System — Европейская система перевода и накопления кредитов);

♦ кредитно-модульная система обучения;

♦ единая балльно-рейтинговая система оценки знаний

студентов и аспирантов;

♦ единое общеевропейское Приложение к диплому.

Конечная цель этого процесса — создание единого Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и условий для свободного перемещения студентов, преподавателей и персонала в рамках академического обмена (академической мобильности).

В настоящее время в БП участвуют 49 европейских государств, в том числе и Российская Федерация, которая присоединилась к БП на Берлинской встрече министров образования европейских стран в сентябре 2003 г.

1. Многоуровневая система высшего профессионального образования

В соответствии с Болонской декларацией высшая школа Российской Федерации с 2007 г. готовит выпускников трех квалификаций: бакалавров и магистров по большинству специальностей (исключая врачебные) и специалистов по ряду специальностей, в том числе и в области здравоохранения1.

Бакалавриат — первый уровень высшего образования (специализация), срок обучения 4 года.

Магистратура — второй уровень высшего образования (специализация), срок обучения 2 года.

В области медицины подготовить врача за 4 года невозможно, сроки подготовки врача самые продолжительные в высшей школе (5—6 лет). Поэтому в высшей медицин-

1Федеральный закон от 24 октября 2007 г. № 232-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».

Таблица 1

Многоуровневая система высшего профессионального образования

Стандарт

Уровень ВО

Название уровней высшего образования для большинства специальностей

Название уровней высшего образования для медицинских специальностей

ФГОС 3+ Первый

Второй

Третий (подготовка кадров высшей квалификации)

Бакалавриат

(включая СД): срок обучения 4 года; квалификация бакалавр Магистратура (вкл. ОЗ): срок обучения 2 года; квалификация магистр

Аспирантура: срок обучения 3 года; ученая степень после защиты диссертации кандидат наук

Специалитет: срок обучения 5—6 лет; квалификация специалист: врач общей практики (или по профилю) и провизор Ординатура: срок обучения 2—5 лет; квалификация врач-специалист (по специальности ординатуры) Аспирантура: срок обучения 3 года; ученая степень после защиты диссертации кандидат наук

ской школе России основная образовательная программа (ООП) по врачебным специальностям осваивается в спе-циалитете; магистратура существует по специальности «Организация здравоохранения» (ОЗ), а бакалавриат — по специальности «Сестринское дело» (СД).

Специалитет — ООП высшего образования (ВО) в области медицины и фармации. Сроки обучения — 6 лет по врачебным специальностям и 5 лет по специальностям «Стоматология» и «Фармация». Продолжительность освоения программы специалитета равна времени обучения на первом и втором уровнях ВО, поэтому специалитет считается вторым уровнем высшего образования.

В соответствии с новыми стандартами выпускникам медицинских вузов присваиваются следующие квалификации: в области клинической медицины — «Врач общей практики» или «Врач (по профилю подготовки)», в области фармации — «Провизор», в сестринском деле — «Бакалавр» (табл. 1).

После успешного освоения ООП и получения диплома о ВО выпускник медицинского вуза может поступить в клиническую ординатуру или аспирантуру по избранной узкой специальности.

Обучение в аспирантуре, которое ранее считалось формой последипломного образования, с 2014 г. (в соответствии с ФГОС 3+), является третьим уровнем высшего образования (подготовка кадров высшей квалификации).

Медицинское образование — непрерывный продолжительный процесс длиною в жизнь (Long Life Learning). Врач должен постоянно совершенствоваться: периодически повышать и обновлять свои знания и практические навыки на специальных курсах и циклах повышения квалификации (ПК) и дополнительного профессионального образования (ДПО), участвовать в научных семинарах, выступать на национальных и международных конференциях и съездах.

2. Стандарты высшего профессионального образования

До введения ФГОС ВПО третьего поколения в нашей стране действовали Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого и второго поколений: ГОС-1 ВПО, утвержденный в 1994 г., и ГОС-2 ВПО, вступивший в силу в 2000 г. (табл. 2).

Разработка нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО, или ФГОС 3) началась в 2007 г. и длилась в течение нескольких лет2.

Утверждение ФГОС специальностей высшего профессионального медицинского и фармацевтического

образования состоялось в 2010—2011 гг. Их введение в учебный процесс началось в 2011/12 учебном году.

При этом студенты, поступившие в вуз до 2011 г., продолжили обучение по прежнему стандарту ГОС-2 (который действовал на момент их поступления в вуз) и будут заниматься по прежним образовательным программам вплоть до получения диплома (в 2015—2016 гг.).

ФГОС ВПО третьего поколения имеет ряд принципиальных отличий от предшествующих ГОС-1 и ГОС-2. Разрабатывался он по укрупненным направлениям подготовки на основе следующих нормативных принципов:

♦ ФГОС не предусматривает деления на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты;

♦ требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавров, магистров и специалистов устанавливаются в форме компетенций (лат. свтре(еп^а — принадлежность по праву; в данном случае — способность и готовность применять знания, умения, навыки, личные качества для успешной деятельности);

♦ вместо требования к обязательному минимуму содержания ООП направлений подготовки устанавливаются требования к их структуре, вводится цикловая модульная структура ООП, ориентированная на результаты обучения и имеющая четкую связь с компетенциями, которые формируются в процессе обучения;

♦ трудоемкость ООП устанавливается в зачетных единицах (аналог кредитов в европейской системе ЕСЩ;

♦ вводится требование формирования устойчивого и эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда [1].

В процессе внедрения и реализации ФГОС ВПО третьего поколения (2011—2012 гг.) выявился ряд моментов, потребовавших его доработки и модернизации. В результате ФГОС ВПО был приведен в соответствие

Таблица 2

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования

Год введения стандарта

Название государственного образовательного стандарта

2Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «Об утверждении новой структуры государственных образовательных стандартов».

1994 ГОС-1 ВПО — Государственный образовательный стан-

дарт высшего профессионального образования (первого поколения)

2000 ГОС-2 ВПО — Государственный образовательный стан-

дарт высшего профессионального образования (второго поколения)

2009—2011 ФГОС ВПО — Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (третьего поколения) (ФГОС ВПО = ФГОС 3) Проекты с ФГОС ВО — Федеральный государственный образова-2013 г. тельный стандарт высшего образования (третьего по-

коления, модернизированный) (ФГОС ВО = ФГОС 3+)

на может быть представлена одним или несколькими модулями, последовательно изучаемыми в течение нескольких семестров, например дисциплина «Анатомия» — модулями «Анатомия-1», «Анатомия-2».

В учебном плане модуль — часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность в соответствии с целями обучения. Это понятие существовало у нас и раньше, но называлось оно в одних случаях «курс», в других — «крупный раздел дисциплины». Модуль может быть курсовым или семестровым. Дисциплина, входящая в учебный план одним курсовым модулем, идентична прежнему понятию «дисциплина».

Трудоемкость каждого семестрового модуля выражается в учебном плане в зачетных единицах (ЗЕ) и составляет 2 ЗЕ и более.

Так, например, в рамках учебной дисциплины «История и философия науки» (5 ЗЕ) для аспирантов первого года обучения дисциплина «История медицины» является одним из двух модулей: модуль «История медицины» — первый семестр, 2 ЗЕ и модуль «Философия науки» — второй семестр, 3 ЗЕ.

В то же время модулем может быть крупный, логически завершенный раздел обширной дисциплины.

Распределение дисциплин (модулей) между осенним и весенним семестрами не должно приводить к неравномерной учебной нагрузке преподавателей.

Последовательность изучения дисциплин (модулей) определяется отношениями «предшествования», соблюдение логики последовательного изучения дисциплин (отношения предшествования) является важным аспектом при составлении учебного плана.

Так, для освоения дисциплины «История медицины» существует определенный минимум входных знаний, необходимых для ее освоения. Это история Отечества, философия, латинский язык, основные медико-биологические дисциплины.

5. Компетенции как задача

ФГОС ВПО ввел в лексикон высшей школы России новый термин — "компетенция ".

Принципы компетентностного подхода были сформулированы в январе 2005 г. в Копенгагене на семинаре рабочей группы по Болонскому процессу, которая предложила описание требований к выпускникам трехуровневой системы общеевропейского пространства высшего образования (бакалавр—магистр—доктор).

Общеевропейский компетентностный подход призван устанавливать соответствие между требованиями к

Таблица 3

Медицинские и фармацевтические специальности по ФГОС-3+

Специальность и код: старый/новый (с 2013 г.) Квалификация выпускника (специальность) Срок обучения

очная форма вечерняя форма заочная форма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лечебное дело, 060101/31.05.01 Врач общей практики 6 лет Нет приема с 2013 г. Для зачисленных до 01.09.2013 — плюс 1 год к срокам очной формы

Педиатрия, 060103/31.05.02 Врач-педиатр общей практики 6 лет —

Медико-профилактическое дело, 060105/32.05.01 Врач по общей гигиене, по эпидемиологии 6 лет —

Стоматология, 060201/31.05.03 Врач-стоматолог общей практики 5 лет —

Фармация, 060301/33.05.01 Провизор 5 лет 5,5 года —

Сестринское дело, 060500/34.03.01 Менеджер (бакалавр) 4 года 4,5 года 5 лет

Медицинская биохимия, 060601/30.05.01 Врач-биохимик 6 лет — —

Медицинская биофизика, 060202/30.05.02 Врач-биофизик 6 лет — —

Медицинская кибернетика, 060609/30.05.03 Врач-кибернетик 6 лет — —

с требованиями Федерального закона от 29 декабря

2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», что привело к созданию новой версии — Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения (ФГОС 3+), проекты которого находятся в разработке с

2013 г. (см. сайт fgosvo.ru).

3. Основные образовательные программы высшего медицинского и фармацевтического образования

В настоящее время в Российской Федерации подготовка специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием осуществляется по девяти специальностям высшего профессионального образования: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», «Фармация», «Сестринское дело», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика» и «Медицинская кибернетика». Сроки и возможные формы их освоения приведены в табл. 3.

Согласно ФГОС 3+, очно-заочная (вечерняя) форма обучения возможна лишь по специальностям «Фармация» (срок обучения 5,5 года) и «Сестринское дело» (срок обучения 4,5 года).

При этом по всем образовательным программам спе-циалитета подготовка врачей в очно-заочной и заочной формах не допускается. Научиться диагностировать болезни и лечить пациентов можно только у постели больного, а этого заочное образование дать не может. «Врачевание состоит в лечении самого больного... при постелях больных!», — писал по этому поводу великий русский терапевт, профессор и декан Медицинского факультета Московского университета Матвей Яковлевич Мудров (1776—1831).

По каждой из девяти специальностей высшего медицинского образования создается ООП, которая состоит из трех блоков:

♦ Блок 1 — «Дисциплины (модули)», базовая и вариативная части.

♦ Блок 2 — «Практики, в том числе научно-исследовательская работа».

♦ Блок 3 — «Государственная итоговая аттестация». При этом ФГОС не предусматривает создание образов в виде «Примерных программ» по каждой дисциплине (рабочие программы создаются в вузах на основе ООП).

4. Модульная структура образовательной программы

В соответствии с ФГОС образовательные программы имеют модульную структуру: каждая дисципли-

подготовке специалиста (его компетентности в соответствии с предъявляемыми требованиями), содержанием образовательной программы и результатами обучения.

Перечень компетенций по каждому направлению подготовки (специальности) представлен в соответствующем ФГОС данного профиля подготовки в разделе «Требования к результатам освоения ООП подготовки специалиста». Компетенции могут быть общекультурными (ОК), общепрофессиональными (ОПК), профессиональными (ПК).

При составлении рабочей программы дисциплины разработчик программы выбирает из перечня компетенций те, которые соответствуют целям и задачам освоения данной дисциплины. Требования к освоению истории медицины, например, отражены в следующих компетенциях:

Общекультурные компетенции:

♦ способность к аналитическому мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

♦ способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-2);

♦ способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК- 3);

♦ готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5);

♦ готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8). Общепрофессиональные компетенции:

♦ готовность решать стандартные профессиональные задачи с использованием информационных и библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

♦ готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения профессиональных задач (ОПК-2);

♦ способность и готовность реализовывать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности (ОПК-4).

Перечень компетенций по каждой дисциплине может быть расширен.

6. Зачетная единица как мера трудоемкости освоения образовательной программы

ФГОС в соответствии с Болонским процессом предусматривает введение системы ЗЕ (кредитов).

ЗЕ— мера трудоемкости освоения образовательной программы и отдельных дисциплин с учетом всех составляющих затрат учебного времени студента (на лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельную работу, практики, подготовку и прохождение различных видов контроля).

ЗЕ имеет часовое измерение, в нашей стране — как правило, 36 академических часов.

В зарубежных образовательных системах эквивалентом термина «зачетная единица» является «кредит» (англ. credit — доверие; от лат. accredere — доверять). Аккредитование — процедура назначения и вступления в должность (предоставление доверия). Впервые система кредитов была введена в США в развитие либерализации университетского образования.

Порядок использования кредитов определяется документом «European Credit Transfer System» (ECTS) — «Европейская система перевода и накопления кре-

Таблица 4 Распределение часов по видам учебной работы

Вид учебной работы Всего часов

Аудиторные занятия (всего академических часов) 64

В том числе:

лекции (Л) 30

практические занятия(ПЗ) 34

Самостоятельная работа (академических часов) 44

В том числе:

курсовая работа 20

другие виды самостоятельной работы 17

(подготовка к практическим занятиям)

Промежуточная аттестация: прохождение 7

и подготовка (рубежный контроль — зачет)

дитов». Его разработка началась в 1989 г. в рамках программы академической мобильности студентов «Эразмус». Цель программы — создание условий для свободного перехода студента из одного учебного заведения в другое (на один семестр или учебный год) и признания периодов его обучения в других зарубежных вузах (перезачета уже накопленных кредитов). Таким образом, студенты получили возможность самостоятельно планировать учебный процесс и перемещаться в пределах Европейского пространства высшего образования — ЕПВО. Однако система ЕСТ8 автоматического признания (перезачета) кредитов не гарантирует, для этого обязательно официальное соглашение (договор) между двумя вузами — направляющим и принимающим [1].

Примерный вариант распределения часов по дисциплине трудоемкостью 3 кредита (108 ч) представлен в табл. 4 (на примере дисциплины «История медицины» для специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия»).

Здесь важно отметить, что рекомендации п. 6.11 ФГОС 3+ по сокращению лекционных часов до 30% от общего количества часов аудиторных занятий нацелены на овладение практическими навыками по клиническим дисциплинам. На теоретических и гуманитарных кафедрах (по усмотрению вуза) соотношение лекции/практические занятия может несколько отклоняться от этой цифры с учетом особенностей учебного процесса по данной дисциплине («История медицины» — в их числе).

В реальной практике преподавания на самостоятельную работу студентов отводится 1/3 рабочего времени, оставшиеся 2/3 равномерно распределяются между лекциями и практическими (семинарскими) занятиями.

7. Оценка качества освоения программы

Согласно ФГОС-3+, оценка качества освоения студентами программ специалитета включает:

♦ текущий контроль успеваемости,

♦ промежуточную аттестацию,

♦ итоговую (государственную итоговую) аттестацию.

Формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по каждой дисциплине (модулю) устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. В то же время ФГОС (в соответствии с Болонским процессом) предусматривает введение единой балльно-рейтинговой системы оценки знаний как важнейшей составляющей системы ЗЕ [2].

Балльно-рейтинговая система (БРС) оценки учебной работы студента является накопительной: активность студента по каждой дисциплине оценивается суммой баллов, накапливаемых им в процессе обучения за каждый вид деятельности, из 100 возможных.

Окончательный итог успеваемости определяется средним показателем (баллом) по всем изученным дис-

Таблица 5

Распределение кредитных баллов

Таблица 6 Соответствие баллов и оценок успеваемости

Вид учебной работы Количество Балл за 1 ед. Максимальный балл

Лекции (посещение) 15 1 15

Практические занятия (посещение) 17 1 17

Активность на практических 17 0—2 34

занятиях

Работа на интерактивных прак- 9 1 9

тических занятиях (дискуссии,

диспуты )

Курсовая работа (текст) 1 0—10 10

Защита курсовой работы 1 0—5 05

Промежуточный контроль 1 0—5 05

Рубежный контроль 1 0—5 05

Всего 100

Зачет* 51 и более

Примечание. *При очной форме обучения для получения зачета необходимо отработать все пропущенные практические занятия (темы).

циплинам на каждом этапе учебы (семестр, учебный год, весь период обучения). Это значение общего среднего показателя успеваемости (ОСПУ) с точностью до 0,1 и определяет рейтинг студента.

На первом занятии преподаватель обязан объяснить студентам структуру балльной системы — каким баллом будет оцениваться каждый вид их работы (от присутствия и активности на занятиях до выполнения различных видов самостоятельной работы).

Работая в течение семестра, студент еженедельно накапливает баллы и имеет возможность сам контролировать свои успехи и прогнозировать возможный результат. Такой подход позволяет избежать субъективной оценки работы студента и поступательно оценивать его работу на протяжении всего семестра.

Распределение баллов по видам учебной работы производится на каждой кафедре самостоятельно, в соответствии с особенностями учебного процесса по данной дисциплине. Примерный вариант распределения баллов по видам учебной работы на примере дисциплины «История медицины» (трудоемкостью 3 ЗЕ) приведен в табл. 5.

При этом сумма баллов за посещение лекций и практических занятий не должна быть достаточной для получения зачета, поскольку важнейшей задачей образования и оценки знаний являются результаты самостоятельной работы студентов и их активное участие в учебном процессе.

Величина балла, достаточного для получения зачета, не является заданной. Она колеблется в весьма широких пределах (чаще от 51 до 75) и определяется самостоятельно учебным заведением (вузом, факультетом, реже кафедрой).

Ниже приводится примерная шкала соответствия различных систем оценки академической успеваемости: БРС, оценок ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System — Европейская система перевода и накопления кредитов) и системы оценок, принятых в РФ (табл. 6). В разных странах и учебных заведениях эти показатели могут отличаться друг от друга в допустимых пределах.

Студенты, получившие оценку Fx, зачета не имеют и направляются на повторное обучение в следующем семестре. Однако на практике такому студенту предоставляется возможность наверстать упущенное до начала экзаменационной сессии (самостоятельная работа, дополнительные занятия, повторный компьютерный

Баллы БРС,% Оценки ECTS Оценки РФ

100—95 A 5+

94—86 B 5

85—69 C 4

68—61 D 3+

60—51 E 3

50—31 Fx 2

30—0 F Отчисление из вуза

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более 51 балла Passed Зачет

тест и пр.) и заработать дополнительные баллы, достаточные для получения зачета (более 51).

Студенты, получившие менее 30 баллов (F), не имеют возможности пересдачи и отчисляются из вуза до экзаменационной сессии (по результатам зачетной сессии).

По дисциплинам, важным для формирования профессиональных компетенций будущего специалиста, зачетный балл не может быть ниже оценки С.

БРС может учитывать и научно-исследовательскую работу студента (в научном кружке при кафедре, участие в научных конференциях, выступление с докладами и пр.).

Многое из представленного в этой работе успешно применяется в практике преподавания медицинских вузов нашей страны, но многое еще остается новым и непривычным [3]. Решение проблемных вопросов и насущных задач возможно лишь объединенными усилиями увлеченных профессионалов, искренне заинтересованных в совершенствовании высшей школы нашей страны на современных научных и методических основах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сазонов Б. А., Караваева Е.В., Максимов Н.И. Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при разработке и реализации программ высшего профессионального образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов. М.: Издательство МГУ; 2007: 15—8.

2. Кейс и методические рекомендации. Внедрение в вузе зачетных единиц по типу ECTS: опыт Российского университета дружбы народов. М.; 2007: 19—23.

3. Сорокина Т.С. Преподавание истории медицины в свете ФГОС-3+: учебно-методические материалы к докладу на III Научно-методическом совещании «История медицины и ФГОС высшего образования: учебная дисциплина и научная специальность». Москва, 3 апреля 2015 г. М.: РУДН; 2015.

Поступила 30.04.15

REFERENCES

1. Sazonov B.A. Karavayeva E.V., Maximov N.I. Methodical Recommendations on the Credit System Application for Realization of the Higher Education Programs under Conditions of the Federal State Educational Standard Introduction [Metodicheskie rekomendatsii po primeneniyu sistemy zachyetnykh edinits pri razrabotke i realizatsii programm vysshego professional'nogo obra-zovaniya v usloviyakh vvedeniya federal'nykh gosudarstvennikh obrazovatel'nykh standartov]. Moscow: Moscow State University Publishing House; 2007: 15—8. (in Russian)

2. Case and Methodical Recommendations. Introduction of the ECTS: Experience of Peoples' Friendship University [Keis i metodicheskiye rekomendatsii. Vnedrenie v vuze zachyetnykh edinits po tipu ECTS: opyt Rossiyskogo Universiteta Druzhby Narodov]. Moscow; 2007: 19—23. (in Russian)

3. Sorokina T.S. Teaching History ofMedicine According to the Federal State Educational Standard (FSES 3+): Materials for Presentation at the 3rd Scientific-methodic Symposium "History of Medicine and FSES of higher Education: A Teaching Discipline and Scientific Speciality", Moscow, 3 April 2015 [Prepodavanie istorii meditsinY v svete FGOS 3+ : uchebno-metodicheskie materialy k dokladu na III Nauchno-metodicheskom soveshchanii «Istoriya meditsiny i FGOS visshego obrazovaniya: uchebnaya distsiplina i nauchnaya spetsial'nost'», Mosow, 3 aprelya 2015]. Moscow: PFUR Publishing House; 2015. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.