ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 123
Н.В. Кивенко
д-р филос. наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и социологии, Национальный университет государственной налоговой службы Украины
К ПРОБЛЕМЕ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимосвязи свободы личности с реализацией одной из ее базовых потребностей - когнитивной: возможностью познавать мир, понимать суть происходящих в нем процессов и использовать эти знания в своей деятельности. Обосновывается необходимость провозглашения «Просвещения ХХ1 века», реорганизации образования как овладения системой современных наук, основанной на гуманитарном знании. Отсутствие качественного образования молодежи связывается с ее деструктивным поведением и деформацией самой личности. Знание сути вещей, общественных процессов понимается как условие развертывания структуры и потенциальных возможностей личности.
Ключевые слова: свобода, личность, выбор, социализация, мораль, познание, просвещение, знание, деструктивное поведение, общественный идеал, гуманизм.
N.V. Kivenko, National University of the State Tax Service of Ukraine
CONCERNING PERSONAL FREEDOM
Abstract. The Article deals with the problem of interaction between personal freedom and fulfillment of a personal basic need, i.e. cognitive, ability of a person to perceive the world, to comprehend the processes being underway and to use his/her relevant knowledge in everyday activity. The necessity of proclamation of the «Enlightment of the XXI century» concept, as well as reformation of education system aimed at efficient learning of contemporary sciences based on humanitarian knowledge are substantiated. The lack of high-quality education of youth can be explained by the destructive behavior and deformation of a personality. Awareness of the essence of things and social processes should be understood as a prerequisite for personal growth and potential development.
Keywords: freedom, personality, choice, socialization, morality, cognition, enlightment, knowledge, destructive behavior, social ideal, humanism.
Свобода и несвобода - это возможность и невозможность социальной адаптации человека в соответствии с его природными и личностными особенностями на основе самостоятельного выбора той или иной формы поведения и деятельности. Свобода - это свобода выбора. В этом случае, может, наиболее явственна и необходима связь разума и морали. Потому что выбор предполагает знание того, что и из чего можно выбирать. А мораль - достойно ли это нечто выбора. Сознательный выбор, - замечает Аристотель, - «невозможен ни помимо ума и мысли, ни помимо нравственных устоев» [1, с. 174]; он «самым тесным образом связан с добродетелью и еще в большей мере, чем поступки, позволяет судить о нравах» [1, с. 99]. Нравственная сторона свободы очевидна, когда делается выбор между добром и злом, честью и бесчестием, добродетелью и пороком и т.д. Нравственная сторона свободы проявляется и в понимании того, что оборотной, неотъемлемой стороной свободы, свободы выбора является ответственность за него.
Есть и другая сторона проблемы: насколько самостоятельно, т. е. вполне осознанно человек делает выбор в той или иной жизненной ситуации, обусловлено ли определение целей и мотивов поведения им самим или есть какие-то объективные обстоятельства, закономерности, предопределяющие человеческие поступки?
На выбор мировоззренческих ориентаций личности, и, соответственно, выбор форм поведения влияет система взаимосвязанных социально-психологических детерминантов. К их числу относится характер самой социальной организации, определяющей механизмы социализации; содержание и формы воспитания; сила социальных норм, обычаев, микросоциальных
установок; степень открытости общества, доступ к альтернативным источникам информации; индивидуальный опыт человека, а также конкретная ситуация, предшествующая мировоззренческому выбору.
Человек, сформировавшись по образу и подобию бесконечного мира, развертывает, проявляет свою сущность не сам по себе, а через, с помощью тех социальных процессов или структур, в контексте которых осуществляется его деятельность. Социальная конфигурация -это площадка для реализации человеческой сущности, которая раскрывается в соответствии с поэтапным обнаружением сути самого общества. Пространственно-временной континуум общественной жизни является объективной основой субъективной формы проявления сущностных сил человека.
Особенность организации общественных явлений, как любого явления, наиболее выпукло проявляется на сформировавшихся стадиях развития: чем совершеннее объект, тем его свойства выражены наиболее полно и рельефно. Речь идет о ХХ столетии. Хосе Ортега-и-Гассет писал: «Происходит явление, которое определяет современную европейскую жизнь. Этот феномен - полный захват массами общественной власти. Поскольку масса, по определению, не должна и не способна управлять собой, а тем более обществом, речь идет о серьезном кризисе европейских народов и культур, самом серьезном из возможных ... Оно именуется восстанием масс» [2, с. 9]. Говорится о том, что ранее «закон» и «демократия» были синонимами; теперь же торжествует гипердемократия, когда масса действует непосредственно, вне закона «и с помощью грубого давления навязывает свои желания и вкусы» [2, с. 15].
Ситуация, при которой на историческую арену как субъект действия выдвинулись большие массы людей, как любой феномен, внутренне противоречива. Положительная составляющая - то, что активное историческое творчество приобретает массовый характер, и, следовательно, обладает огромной энергией, которая может способствовать стремительному росту темпов общественного развития. Но при одном условии, отсутствие которого есть отрицательная составляющая процесса - при условии, что масса не будет толпой, а народом, т.е. системным единством людей, сформировавшимся на основе осознания, понимания своей исторической миссии. И не просто людей, а личностей.
«Личность» - это система общественно значимых характеристик человека, представляющих особое качество, приобретаемое им в системе общественных отношений в процессе трудовой деятельности. Вне общества личность не формируется, но и не любой человек, даже будучи членом общества, становится личностью, а только лишь при том, что активно включается в общественную жизнь и тем способствует её преобразованию и развитию.
Именно общественный интерес, заинтересованность и соответствующие ей действия лежат в основе социализации - процесса формирования личности путем усвоения социального опыта, культуры, общественных ценностей, установок, норм поведения.
Осознание себя, своей исторической миссии есть результат социального опыта, наличия моральных ценностей и знания, образованности, прежде всего, в области понимания законов развития общества и человека.
С учетом того, что основная масса людей, поднятая на гребень исторической волны, -это молодые люди, то их опыт не сможет сыграть значительную опорную роль. Остаются мораль и знание. Что касается морали, ее общечеловеческой составляющей, то она воспитывается, прежде всего, самим образом жизни, носит исторический характер, формируется не в один день, а на протяжении жизни многих поколений. Деструкция в обществе, кризис прежде всего наносит удар по морали, особенно личностей еще не устоявшихся, опять-таки молодых людей.
Что же касается знаний, образованности, то и здесь видится проблема, потому что главной установкой так называемого «высшего» образования по европейскому образцу, утвердившегося теперь и в Украине, является сведение на «нет» смысла университетского образо-
вания, под которым изначально всегда подразумевалось гуманитарное образование. Именно оно лежит в основе формирования мировосприятия и миропонимания, масштабного мышления, дающего возможность осознать и общечеловеческие интересы и потребности и личностные как их составляющие. Все прежние институты (вузы), где акцент в основном был сделан на преподавание профильных дисциплин, просто переименовали в «университеты», оставив прежнюю суть. А затем в этих университетах гуманитарное знание вывели за рамки обязательных дисциплин. Так неприкрыто был реализован один из важнейших методов манипуляции общественным сознанием, когда на почву социальной незрелости и необразованности населения, главным образом молодежи, подсаживается «нужный» миф, и мифотворчество становится доминантой в общественном сознании.
Деятельность человека ориентирована на овладение разнообразного и каждый раз всё более обширного круга объектов той среды, с которой он соприкасается, а также на создание новых объектов, обеспечивающих его более комфортное существование. В психологии обозначаются базовые потребности личности, те, без удовлетворения которых ее существование практически или невозможно, или становится невыносимым. К числу таких потребностей А. Маслоу прежде всего относит потребность в безопасности - защищенности, стабильности, в отсутствии страха, тревоги и хаоса; это также потребность в структуре, порядке, законе и ограничениях [3, с. 63].
Но к базовым относятся и когнитивные потребности - это желание знать и понимать. Они отражают взаимосвязь и взаимодействие человека и окружающего мира. Потребность знать и понимать отмечается уже в конце младенческого периода и в детстве, причем даже сильнее, чем во взрослом состоянии. Понимание является определяющим моментом социального общения; это канал, соединяющий цели, мотивы и установки людей. В тех странах, где отрезан доступ к новостям, информации, фактам или информацией и фактами целенаправленно манипулируют, где официальные теории находятся в глубоком противоречии с действительностью, пишет А. Маслоу, часть людей реагировала на это циничным отношением ко всему, утратой веры во все ценности, разрушением обычных межличностных связей, утратой надежды; эти люди были сломлены морально. Другие становились пассивными, наступало отупение, покорность, приспособленчество, наблюдалась утрата способности мыслить, потеря инициативы [3, с. 67].
То, что базовые потребности личности связаны с отношением к окружающим людям, к окружающему миру, и что удовлетворение этих потребностей возможно только через связь с миром посредством деятельности, характер которой зависит от того, насколько человек знает этот мир, или, соответственно, насколько его сознание адекватно его отражает, свидетельствует, что поведение человека в основе своей есть процесс отражения, каким и является адаптация всего живого к окружающей среде. Все, что возникает в нашем сознании, есть отражение событий, происходящих вовне; все средства, которыми мы пытаемся достигнуть тех или иных целей, есть модели структурных звеньев организации внешней среды, в контакте с которой находится человек.
Этим контактом является трудовая деятельность человека. В процессе труда наполняются новым содержанием все уровни познания и, соответственно, сознания - начиная от первичных ощущений, которые у человека становились все более сложно дифференцированными и тонкими, восприятий и представлений и кончая суто мыслительными процессами, глубина которых в направлении осознания себя и мира все стремительнее увеличивалась. Все эти процессы воплощались в развитии речи, фиксирующей степень освоения мира и способствующей этому освоению в направлении обогащения словарного состава все большим количеством слов-понятий, вбирающих в себя, воспроизводящих свойства все большего числа подобных в сущностном отношении объектов. Познание, а потому развитие сознания происходило одно-
временно с развитием трудовых навыков. Сканируя мир, человек определяет наиболее перспективные точки соприкосновения с ним. Полученное знание способствует проникновению во всё более глубокие уровни сущностей окружающих предметов, что позволяет расширять диапазон и увеличивать результативность в преобразовательной, творческой деятельности человека.
В ходе ПросвещенияХХ1 в., необходимость которого очевидна, должно сложиться качественно новое по своей сути образование. Гуманное, демократическое общество может быть только просвещенным обществом. Просвещение же, образование, развитие науки - это прерогатива государства; т. е. демократия как государство исключает невежественность своих граждан. В связи с тем, что законы общественного развития, будучи объективными по своей природе, проявляются только через сознательную деятельность людей, то чем глубже осознание сути этих законов, тем более быстрыми являются темпы развития общества; отсюда абсолютно очевидна роль знания, образованности, просвещенности людей в общественном прогрессе.
Чем более примитивны проявления Разума, тем более выхолощенным, механизированным и бездуховным является процесс образования. Одно соответствует другому. Представляется очевидным, что орудие труда не должно отождествляться с предметом труда, информация приравниваться к знаниям; в любой школе, наряду с овладением своей культурой, необходимо изучать Всемирную историю, Всемирную литературу, Историю мировой науки, Историю искусства, Историю морали, Историю естествознания. Философской науке необходимо вернуть статус основы мировоззрения и интегратора научного знания. Это и общие принципы психологии, социологии и др. Гуманитарное знание должно занимать не меньше половины всего изучаемого материала, так как именно оно способствует формированию адекватного представления о мире, что есть условие творческого начала в любом виде деятельности. Однако интеллигентность и характер людей, - пишет Э. Фромм, - «стандартизируются посредством постоянно возрастающей ролью тестов, которые отдают предпочтение посредственностям и людям, избегающим риска, оригинальности и смелости» [4, с. 68]. Такая система образования самым пагубным образом влияет прежде всего на одаренных детей, превращая их в своеобразные жертвы общества.
Видимо, надо исходить из того, что образование - это не политическая или идеологическая подготовка к местным или глобальным войнам. Это знакомство с высшими достижениями человеческого Духа, когда формируется иммунитет по отношению к низости, вражде, интригам, к подлости.
Образование - это также оружие против манипулирования сознанием человека, превращающего его в зомбированного индивидуума. Образованный человек с легкостью обнаружит обман, посягательство на его личность.
Наконец, широкое образование препятствует тем, кем овладела безумная идея единолично править миром, ибо задачи, которые будут стоять перед образованным обществом, окажутся такими, которые решать им будет не под силу. И тогда из манипуляторов человеческой жизни они превратятся в ее изгоев.
Такие перспективные возможности таит в себе качественно новое образование. Но оно может быть таковым, если к его созданию будут привлечены настоящие ученые и категорически будут отстранены чиновники всех мастей, политиканы в науке, психически ущербные и просто ограниченные личности. Если уж новый «Век Просвещения», то его адептами должны быть и новые личности, не отягощенные плоским, прямолинейным, узким взглядом на мир. Пусть это будет новое, особенное, молодое поколение, которое еще не отравлено «приемлемой» моралью, молчаливо одобряющей невежество и насилие.
Для молодых людей особенно актуальным является процесс персонализации, представленность личности в жизни других людей. Представленность же может быть выражена
двояким образом: если в обществе созданы условия для полноценного труда и образования, тогда личность самовыражается в творчестве, в созидании, ощущает радость от совместной деятельности по усовершенствованию жизни. Личность «не может развиваться в рамках потребления, её развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» [5, с. 171].
Если же для молодых людей нет места в обществе - нет работы, негде проявить себя с положительной стороны, то часть из них либо впадает в депрессию, либо оказывается на обочине жизни, а часть начинает действовать активно, но деструктивно. «Жажда разрушения, которую мы находим в человеческой истории и которую мы с таким страхом наблюдаем в наше время, - пишет Э. Фромм, - коренится в природе человека точно так же, как и стремление к созиданию. Утверждение, что человек способен развивать изначально заложенную в нем возможность любви и разума, не означает наивной веры в его добросердечность. Разрушительность - вторичная потенциальная возможность, коренящаяся в самом существовании человека и обладающая такой же силой и властью, как любая другая страсть . разрушительность - всего лишь альтернатива созидательности» [6, с. 51].
Деструктивное поведение сродни агрессивному, но оно имеет несколько иную основу -отстраненность от общества, не временную (периодически необходимую для осознания себя, своих задач и действий), а как доминантную установку. Активная форма отстраненности порождается «стремлением разрушить других из страха быть разрушенным ими» [7, с. 507], т.е. отстраненность и деструктивность - это пассивная и активная форма одного и того же отношения, но деструктивность - более полная блокировка плодотворности, она представляет «извращенный жизненный импульс», «энергию неизжитой жизни, перешедшей в энергию, направленную на уничтожение жизни» [7, с. 507].
Отмечается, что насилие, которое сопровождает любой вид преступления, является формой несогласия человека с окружающей его действительностью, согласие же или несогласие определяется системой ценностных ориентаций личности, формировавшихся не без участия окружающего общества. Насильственное поведение является крайней формой протеста лиц, считающих другие формы выражения своего мнения бесполезными или неэффективными [8, с. 91].
Агрессия может быть и физической защитой и психологической в зависимости от того, в отношении каких факторов среды человек чувствует давление или дискомфорт. И необязательно к агрессии в этом случае склонны люди, о которых принято говорить, что они злые, недоброжелательные, угрюмые и пр. Это зависит от того, какие ценности для человека важнее. И если это ценности духовные, высокого порядка, то любое посягательство на них также может вызвать агрессию не только в допустимых формах, но и в крайних, вплоть до убийства. Общество неслучайно в свое время придумало цивилизованный способ реализации такого вида агрессии в виде дуэли.
Без понимания смысла своих действий человек перестает быть человеком, это полу-или почти животное, которое действует автоматически по схемам, заложенным в памяти ранее, когда социальное развитие и развитие разума еще представляли собой единый, неразрывный процесс. Но постепенная утрата смысла существования, непонимание целей своей деятельности ведет к потере интереса и потребности в поиске этого смысла. Реэволюция человека не требует никаких усилий - как камень стремительно несется с горы, так человек необыкновенно быстро способен опускаться до животного состояния.
Это может происходить с отдельными людьми, но может приобретать и массовый характер, когда в состояние исторической спячки, или страха, растерянности, непонимания сути происходящих событий погружаются огромные массы людей. Неестественность для человека этого состояния ведет к агрессии как протесту на ощущение (в лучшем случае осознание)
этой неестественности. Тогда возникает неодолимое желание крушить, ломать, уничтожать то, что непонятно, что не поддается разумному объяснению, не дает ответа на вопрос, зачем жить, как жить и действовать дальше.
В такое состояние могут приходить и отдельные люди, а большие массы бунтарей, не видящих перед собой конечной цели, легко зомбируемые, которыми можно управлять, прикрываясь лозунгами всеобщего блага, демократии и справедливости. Идут в ход и такие расхожие фразы, что, мол, в век науки, технического прогресса главное - это развитие прикладного знания и прилагающихся к нему функционеров; что важны не личности, а «технари» - исполнители как элементы глобального технологического процесса, когда не требуются рассуждения и размышления о смысле - цели, начале и результате деятельности и тем более о смысле человеческой жизни в целом, о месте и назначении человека на Земле.
Таким образом, отсутствие опыта, устойчивой морали и знания играет негативную роль в социализации молодого поколения. Свой разрушительный вклад вносят и многие виды массовой культуры, о чем, в частности, свидетельствует появляющееся периодически в прессе определение современности как эпохи Вырождения.
Ф. Ницше писал, что тот, «кто наделен редкой способностью прозревать общую опасность, заключающуюся в том, что человек вырождается, кто познал ту чудовищную случайность, которая до сих пор определяла будущность человека, ... кто разгадывает то роковое, что таится в тупоумной незлобивости и доверчивости «современных идей», ... тот испытывает такую тоску и тревогу, с которой не сравнится никакая другая... Общее вырождение человека... -вырождение и измельчание человека до совершенно стадного животного (или, как говорят, до человека «свободного общества»), превращение человека в карликовое животное с равными правами и притязаниями возможно, в этом нет сомнения» [9, с. 653-654].
«Что делать?» - вопрос, который неизбежно возникал в периоды кризисных состояний в развитии человека и общества, на рубеже, где заканчивается один этап развития и начинается другой. Сама постановка этого вопроса - это и интуитивный и осознанный способ найти выход на новый виток развития, определить его цели и идеалы и, соответственно, пути их достижения. Чем активнее в обществе будут пропагандироваться высшие, духовные ценности (светские и религиозные), тем все меньшей будет становиться вероятность возврата человека на низшие ступени эволюции, в частности, к той форме агрессии, которая посягает на сущности более высокого порядка.
Необходимо стремиться к тому, чтобы достижения предыдущих поколений не пропали для нынешних даром, что возможно при единении общества на основе общечеловеческих ценностей и духовности.
К.Э. Циолковский, в частности, писал: «Что же делать? Как поддерживать высшую жизнь? Как приблизиться к идеалам? ... прежде всего, необходимо просвещение. Наука так обширна, время же человеческой жизни так ничтожно и силы ее так малы, что надо крайне дорожить каждой секундой и выбирать из знаний только самое существенное. Должны быть различные курсы знаний. Насколько разнообразны человеческие умы по своей силе и характеру, настолько должны быть разнообразны и эти курсы. Кроме того, должен быть особый склад знания в виде систематической энциклопедии, составляющей достояние всего человечества и недоступной в своей совокупности ни одному человеческому уму. Но из подобной энциклопедии всякий может извлекать все, что ему нужно. Как общие курсы, так и энциклопедия, или сокровищница знаний, должны составлять нечто живое, т.е. должны двигаться и развиваться вместе с движением человечества вперед. Каждый месяц или год издаются прибавления и исправления к энциклопедии. Примерно через 10 лет она перепечатывается» [10, с. 92-93].
Важным условием активной, действенной позиции человека является наличие общественного идеала - вдохновляющего человека, поднимающего его над обыденностью и мелочной
суетой, пробуждающего в нем все скрытые силы созидания во имя великих целей. Конечно, никогда не будет существовать идеальное общество и идеальные люди, но сами концепции «идеального общества» являются объективно необходимыми, так как очерчивают границы допустимого количества ошибок, которое может совершить человечество. В контексте исторического творчества - это представление об обществе равных - в экономическом, политическом отношении, а потому равных в возможности приобщения к достижениям материальной и духовной культуры, созданной человечеством.
Если исходить из представлений о единстве мира, то, прежде всего, надо подчеркнуть единство его двух исходных составляющих - материального и духовного начала. И что именно единство и взаимосвязь этих начал определяет их постоянное взаимодействие, вследствие чего между материальным и духовным миром возникает стойкое изоморфное, или структурно-функциональное соответствие.
Это означает, что распад, разложение в материальной сфере автоматически ведет к распаду и разложению духовного мира. И, наоборот. Соответственно, Возрождение в духовной сфере будет влиять на развитие материальной составляющей общества.
Вот почему духовное Возрождение - это условие выхода из кризиса, охватившего все человечество, условие нового витка общественного прогресса.
Соединяя понятия «историческая тенденция» и «человеческая деятельность» в целостный процесс объективно-субъективного потока внутренней энергии развития социума, следует обратить внимание не только на равнозначность этих составляющих, а и на особую роль в этом взаимодействии самого человека, наделенного Разумом, оснащенного знанием и обладающего системой нравственных принципов, являющихся структурно-образующим общественным фактором, без которого общество превращается в разобщенную и неуправляемую массу.
Создавать, творить новое общество, где человек станет, наконец, свободным, насколько это объективно соответствует его природе, возможно только на основе глубоких знаний о мире в целом, о сущности общества и самого человека. Иначе - это толпа, способная только разрушать. Разрушение будет приобретать все большие масштабы, когда, в конечном счете, будут сметены и устроители подобных акций, но попутно расшатаны и основы для последующих позитивных преобразований.
Государство должно стать гарантом защиты прав всех граждан, в частности права на свободный доступ к образованию, приобщению к достижениям национальной и мировой культуры. Государство должно осуществлять контроль над СМИ, когда бы не пропагандировалось насилие, вражда, погоня за деньгами, отсутствие морального долга перед старшими и ушедшими поколениями. «Субстанция, знающая себя свободной, в которой абсолютное долженствование есть в такой же мере и бытие, обладает действительностью как дух народа» [11, с. 339].
В центре должны находиться идеи гуманизма - такой системы воззрений на место человека в мире, когда признается его ценность как личности, право на развитие, счастье и свободу. И что благо человека является критерием социальной политики и соответствующих ей институтов. «Зарю этого нового здравого духа я приветствую и призываю», - писал еще Гегель. ... «Главным же образом я обращаюсь с этим призывом к юношеству, ибо юность есть та счастливая пора жизни, когда человек еще не находится в плену у системы ограниченных целей, поставленных перед ним внешними нуждами, когда он способен свободно отдаваться бескорыстным научным занятиям и когда, наконец, он еще не подпал под влияние отрицательного духа суетливости, бессодержательности чисто критических исследований. Здоровое еще сердце дерзает желать истины, а философия живет в царстве истины, строит его, и, занимаясь ее изучением, мы становимся причастными к этому царству. Все, что есть истинного, великого и божественного в жизни, становится таковым через идею, и цель философии состоит в том, чтобы
постигнуть идею в ее истинном образе и всеобщности. ... Все, что объединяет человеческую жизнь, что обладает ценностью и признается таковой, имеет духовную природу, и это царство духа существует только посредством осознания истины и права, посредством постижения идей» [12, с. 83].
Список литературы:
1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. - М., 1983. - Т.4.
2. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. - М., 2003.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. - З-е изд. - М., Минск, 2010.
4. Фромм Э. Душа человека. - М., 1998.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2004.
6. Фромм Э. Здоровое общество. - М., 2006.
7. Фромм Э. Человек для себя. - Минск, 1998.
8. Петин И.А. Механизм преступного насилия. - СПб., 2004.
9. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. - М., Харьков, 2008.
10. Циолковский К.Э. Космическая философия. - М., 2001.
11. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3: Философия духа. М., 1977.
12. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики. М., 1974.