УДК 37.014
Е. А. Гридасова
Ценностно-гуманистическое ориентирование системы образования в обществе знания
В статье раскрываются характерные особенности общества знания и системы образования в информационном обществе. Рассматриваются ценностные ориентации родителей, учащихся, образовательных организаций, выявляется суть понятия «успешная» личность. Делается заключение о том, при каких условиях может быть обеспечено социально-экономическое и общественное развитие общества знания.
In article characteristics of society of knowledge and an education system in information society reveal. Valuable orientations of parents, pupils, the educational organizations are considered, the essence of the concept "successful" the personality comes to light. The conclusion about becomes under what conditions social and economic and social development of society of knowledge can be provide
Ключевые слова: ценности, образование, общество, знание, гуманизм.
Key words: values, education, society, knowledge, humanity.
В условиях информационного общества любая деятельность - в экономической, политической, социальной, духовной сферах, общественной жизни - требует от человека знаниевого совершенствования, умения получать новую информацию, оценивать и выбирать источники информации из постоянно растущего их количества.
Для развития наукоемких отраслей промышленности, сосредоточенных на выпуске продукции на основе последних достижений науки и техники, использующих на практике передовой в научно-техническом плане производственный аппарат, необходимо повышение уровня кадрового состава. Темпы развития секторов, производящих и реализующих научные знания, а также предоставляющих на основе знаний инновационные услуги, в ближайшие годы приведут к сокращению численности работников промышленного сектора и увеличению доли высококвалифицированных кадров и интеллектуальных работников. Специальные знания, коммуникативные, передовые, инновационные технологии становятся основным фактором развития производства и конкурентоспособности предприятий. Интенсивное развитие, совершенствование и распространение нано-, био-, нейро-, инфо- технологий влечет за собой увеличение численности высококвалифицированного персонала.
© Гридасова Е.А., 2014
Возрастание роли знания во всех сферах жизни становится характерной и закономерной чертой развития общества. В постиндустриальный период центральное место занимают теоретические знания, вокруг которых организованы новые технологии, экономический рост и социальная стратификация. Наука перестает представлять собой ограниченную совокупность знаний, пределы которой могут будут достигнуты. Научные знания становятся неисчерпаемыми и каждое очередное достижение открывает новые области, которые, в свою очередь, порождают собственные ответвления.
Благодаря обстоятельствам ряд ученых (Д. Бэлл, Н. Штер, Р. Райх, Б. Г. Юдин, И. Ю. Алексеева, A. A. Гусейнов, Ф. Д. Демидов, B. Л. Иноземцев, В. Г. Федотова и др.) стали применять термин «общество знания», характеризующий текущий этап социально-экономического развития большинства стран.
Объяснение применения термина «общество знания» в постиндустриальный период мы находим у Д. Белла: «Если индустриальное общество основано на машинной технологии, то постиндустриальное общество формируется под воздействием технологии интеллектуальной. И если капитал и труд - главные структурные элементы индустриального социума, то информация и знание - основа общества постиндустриального [1, СЫ]. Ученый приводит два аргумента, обосновывающих приоритет знания: «Очевидно, что постиндустриальное общество представляет собой общество знания в двояком смысле: во-первых, источником инноваций во все большей мере становятся исследования и разработки (более того, возникают новые отношения между наукой и технологией ввиду центрального места теоретического знания); во-вторых, прогресс общества, измеряемый возрастающей долей ВНП1 и возрастающей частью занятой рабочей силы, все более однозначно определяется успехами в области знания [1, ССЬХХХУШ].
Важнейшим условием развития постиндустриального общества является обеспечение наукоемких отраслей промышленности достаточным количеством высококвалифицированных кадров. Это обстоятельство значительно повышает роль образования, требования к его качеству и организации. Инновационность экономики стали причиной модернизации образования, в результате которой школы получили современное техническое, коммуникационное оборудование, отвечающее требованиям времени. Произошли изменения и в основном подходе, принципе организации учебной деятельности обучающихся. Система образования признала необходимость перехода от традиционного принципа к системе «опережающего» обучения, в котором обучающийся из пассивного субъекта, постигающего определенный объем знаний, становится активным субъектом процесса, готовым к постоянному раз-
1 Валовый национальный продукт
витию, непрерывному обучению, осмыслению постоянно меняющейся информации.
По мнению В. Д. Комарова: «Превращение научной информации в основной источник преобразований информационной эпохи прекрасно доказало реалистичность Марксова прогноза о превращении науки в непосредственную производительную силу высокоцивилизованного общества» [7, 313].
Основной задачей образования в обществе знаний становится адаптация обучающихся к условиям информационной насыщенности и постоянного увеличения объемов информационных сетевых ресурсов и потоков научных знаний, а также стремительного старения информации. Первоочередной необходимостью становится подготовка нового поколения к работе с информацией, что предполагает формирование умений осознавать, анализировать, концентрировать, рассеивать и актуализировать информацию, давать оценку огромным объемам информации, отделять истину от псевдонаучных теорий. Особенности экономического развития, цели деятельности образовательных организаций сужают задачи модернизации образования до повышения качества обучения, внедрения эффективных методов обучения, оснащения современным оборудованием.
Запросы обучающихся и родителей на современной стадии развития общества носят прагматичный характер, базирующийся на стремлении получить выгоду из знаний. Стремление к материальному благополучию вызывает потребность в формировании у человека конкурентоспособности, которая является основным фактором достижения цели. Конкурентоспособных людей, способных достичь материального благополучия, общество воспринимает как успешных. В стремлении личности быть конкурентоспособной полезность, выгода, успешность становятся основными ценностными ориентациями. Это приводит к тому, что добром начинает считаться то, что приводит к успеху, а злом то, что мешает добиться успеха. Ж. Ж. Руссо отмечал «...ненасытное честолюбие, страсть к увеличению относительных размеров своего состояния, не в силу действительной потребности, а для того, чтобы поставить себя выше других, внушают всем людям низкую склонность взаимно вредить друг другу, тайную зависть, тем более опасную, что, желая вернее нанести удар, она часто рядится в личину благожелательности...» [3, с. 77].
Если говорить об институте семьи, то заботясь о счастье своих детей, живущих в мире рынка и конкуренции, в большинстве случаях родители делают выбор в пользу прагматичного сознания, адаптивной личности с низким уровнем нравственных качеств, полагая, что добиться материального успеха может только человек, живущий не по нравственным нормам.
Будет ли такая личность чувствовать себя счастливой, могут ли материальные ценности сделать человека счастливым? Человек-потребитель, успешный человек постепенно теряет интерес к жизни, не находит ее смысла, пресыщается материальными благами, перестает ощущать радость и счастье. С. Н. Гавров и Н. Д. Никандров приводят пример: «... в США, согласно социологическим опросам, около 80 % населения не ощущает довольства жизнью, а тем более счастья. А в Индии, доходы населения которой много ниже американских, картина повторяется с точностью до наоборот: 80 % населения жизнью довольны и даже счастливы» [2, с. 25].
Будут ли счастливы дети и довольны ли результатом прагматичного, индивидуалистического целеполагания воспитания родители? Противоречие заключается в том, что эти же родители составляют общество, которое в целом заботится об истинном благе, имеющем глубокие исторические корни. Мы наблюдаем двойные стандарты: своего ребенка родители желают воспитать таким, каким они не желают видеть общество в целом. Происходит разрушение целого, части общества не подчиняются системе, нарушается природа как общества в целом, так и каждой взятой отдельно личности. По мнению А. И. Субетто, любая педагогическая система должна быть ориентирована на формирование в человеке понимания смысла жизни, который по мнению ученого состоит в первую очередь в «становлении человечности в человеке», что в ноо-сферном смысле обеспечит бессмертие человечества в биологическом и интеллектуально-социокультурном измерении. А. И. Субетто пишет: «.индивидуалистическая установка делает смысл жизни ложным, входит в конфликт с истинной природой человека.» [12, с. 338].
Задача системы образования - помочь семье выбрать приоритеты, ценностные ориентиры и уравновесить общественное и личное, привести в соответствие стремления родителей как семьи и желания родителей как части общества.
Итак, в условиях информационного, знаниевого общества, научно-технического прогресса получение нужного знания, умение его использовать, извлекая пользу и реализуя личные цели, становятся главными ценностными ориентациями. Родители обучающихся видят главной целью воспитания формирование успешной личности.
Мы не ставим под сомнение необходимость формирования успешного человека, однако задумываемся над тем, будет ли успешный человек в своей деятельности ориентироваться на потребности, нужды и интересы окружающих, станет ли для успешного человека смыслом существования забота о благе других людей. Как правило, конкурентоспособность требует от человека полной отдачи себя во блага самого себя, и мысли о благополучии и успешности другого сводят «на нет» все усилия, способствующие собственному процветанию. И. Калина пишет: «Образование, направляющее свои ресурсы на формирование успеш-
ного человека, который в первую очередь ориентирован на пользу, а не на благо, не способствует тому, чтобы успешный человек способствовал достижению успеха другими людьми. Более того, другой человек не становится для такого успешного человека своим-другим. Этот свой-другой не представительствует успешного человека в обществе, а успешный человек не оказывается представленным в обществе через другого человека» [6, 48].
Для того чтобы быть успешным не надо быть духовным, нравственным, более того, это мешает, так как вынуждает действовать не только во благо своих интересов, но и во благо интересов других людей и общества в целом. Главным для успешного человека становятся личные цели при полном игнорировании общественно значимых ценностных установок. По мнению А. Г. Глинчиковой, господствующее место в сознании людей занимает частный интерес, который имеет существенное преимущество над общественными потребностями и в последние годы усиливается. В развитие этой мысли она пишет: « .наша проблема связана со сбоем в процессе формирования внутренних ограничителей частного интереса каждого во имя интересов другого, других - т. е. во имя общественных интересов [7, с. 7].
С. И. Григорьев подчеркивает: «... российское общество в последнее 20-летие драматически, противоестественно трагически в результате действия глобальных маятниковых процессов было возвращено, отброшено в свое цивилизационное историческое прошлое, в эпоху первоначального капиталистического накопления, «дикого рынка», где «все покупается и все продается», где именем прибыли игнорируются базовые социальные процессы, решение задач природно-экологической и социокультурной безопасности.» [4, с. 315].
С. Н. Гавров и Н. Д. Никандров дали характеристику двум противоположным типам личности: «Первый тип - человек адаптивный, не обладающий каким-либо значимым набором морально-нравственных качеств, живущий исключительно в парадигме своего личного успеха и благополучия, никак не соотносящего свои поступки с интересами других людей и общества в целом. Однако он успешен в современном, западном по своей генеалогии, потребительском обществе. Второй тип -человек, живущий в парадигме служения обществу, обладающий высокими нравственными качествами, соотносящий свои действия с интересами других людей» [2, с. 24]. Следует отметить, что запросы государства и ожидания общества как целостной системы связаны с потребностью воспитания второго типа человека (по С. Н. Гаврову и Н. Д. Никандрову) - духовного, нравственного человека, способного сопереживать и заботиться о тех, кто рядом.
По мнению Е. О. Соломатиной: «Только высоконравственный человек способен использовать полученное знание во благо общества, не
создавая риска для людей, не обладающих таким знанием, не эксплуатируя и не угнетая их интересов и прав» [11, 34].
«При отсутствии системы формирования и воспитания ценностей нравственного и этического порядка; при сохранении современного отношения человека к собственному благу как главному человеческому приоритету общество находится перед угрозой становления не "общества знания", а "общества риска". Это не означает необходимость, полного отказа от частного интереса в «обществе знаний», поскольку игнорирование частного интереса также может привести к дегуманизации общественной жизни и обернуться деморализацией и кризисом общественного доверия. Поэтому выход видится только один - через образование формировать у каждого члена общества систему разрушенных и недостающих ценностей, способных сдерживать приоритет частного интереса над общественным» [11, с. 34].
В обществе знания изменились требования к человеку как члену профессиональной организации, участнику коллективного труда. Так, в индустриальном обществе система образования формировала человека-исполнителя, готового выполнять данные руководством поручения коллективно, сообща с группой людей - таких же исполнителей, действовать по инструкции, выполнять то или иное действие, не подвергая сомнению его целесообразность и правильность. Сейчас же обществу и экономике нужен человек, который не ждет, когда перед ним будут поставлены задачи, а способен видеть их сам и брать на себя ответственность за их решение. Темп возникновения и трансформации задач возрос настолько, что ждать инструкций сверху значит заведомо не выполнять возложенные на работника обязанности. Можно сказать, задачи в трудовом коллективе стали индивидуально ориентированными и индивидуально решаемыми. Эффективность деятельности организации зависит от каждого в отдельности, но играющего в одну командную игру, следующего единой политики компании. Развитие, совершенствование, прогресс зависит от способности человека выбирать единственно правильное решение из ряда возможных. Частные, личные решения становятся императивом развития всех сторон жизнедеятельности.
Принимая как постулат то, что решения основываются на знаниях, мы подчеркиваем, что решения в современном мире выбираются из ряда альтернативных и во многом определяются уровнем нравственного, духовного развития человека, гражданской и личной ответственностью за себя, за общество. Человек, гражданин должен обладать такими качествами, чтобы его выбор был сделан во благо тех, кто рядом, по причине полезности для общества, не в ущерб социально значимым целям.
В условиях новой стремительно развивающейся экономики, информационного общества управленческие решения, характеризующиеся продуманностью, аргументированностью, взвешенностью, комплексностью подхода, не будут успевать за темпами развития экономики и
общества. Человек, гражданин, специалист, профессионал должен уметь реагировать на новые вызовы, оценивать ситуацию, видеть перспективу и принимать решения самостоятельно. Разрешение вопросов, проблем, намерения, урегулирование споров, выводы во многом определяются ценностными ориентациями личности.
Информационное общество дает обширные возможности для самореализации человека, самостоятельности в принятии решений. В этой связи актуальными становятся вопросы: какой путь самореализации выберет человек, по какому пути он пойдет, что станет доминирующим фактором в принятии тех или иных решений?
Система образования всех уровней должна, обязана установить ценностные ориентиры у обучающихся. По мнению Э. Фромма: «. укоренившиеся ценностные ориентации обеспечивают вневременную устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов» [2, с. 23].
С. Н. Гавров и Н. Д. Никандров считают, что «в России исторически сложилось так, что система образования действует целенаправленно, рефлексируя по поводу своих целей, осознавая их. Она стремится не к произвольной социализации и формированию «случайного» человека, а человека с определенным набором личностных свойств, воспитанного в духе гуманистической традиции. В этой системе имманентно заложено стремление к идеальному образу «хорошего человека», разделяющего высокие морально-нравственные нормы, готового к самоограничению в интересах других людей, в отношении общественных интересов» [2, с. 25-26].
По мнению А. А. Гусейнова и Р. Г. Апресяна, деятельность учителя, преподавателя вуза должна быть направлена на такую цель, которая «считается безусловной (абсолютной), признается в качестве высшего блага» [5, с. 14].
И. И. Калина пишет: «Воспитание в ученике, студенте нравственности, добродетелей приводит к тому, что их благо начинает совпадать с благом другого человека. Сознание молодежи при моделировании мира будет прежде всего «обращать внимание» на ценности бытия, ценности индивидуального человеческого существования, экзистенциальные ценности, а уже потом на натуральные (материальные) блага [6, с. 48].
Следует отметить, что в менталитете российского народа уверенно доминируют дореволюционные ценности добра, милосердия, любви к ближнему, бескорыстия и приоритета общественного интереса. В традиционном понимании россиян «успешный человек - это нравственный человек, для которого символами жизненного успеха являются не столько материальные блага, сколько семейное благополучие, профессиональные результаты. При этом символы успеха не утрачивают связи с жизнью, не получают самостоятельного существования, не ведут к
подмене ценностей. Во внутреннем мире успешного нравственного человека польза и добро не исключают, а предполагают друг друга. Люди, с которыми взаимодействует успешный нравственный человек, являются не средством достижения его целей, а целью сами по себе [12, с. 49].
Для успешного человека, но обладающего нравственными качествами, материальное благополучие, власть, авторитет, влияние не являются смыслом жизни. Для него важно «искусство жизни» [13, с. 256], которое заключается в умении действовать и принимать решения во благо себя, другого и общества.
Таким образом, в обществе знания характерной особенностью системы образования становится когнитивная направленность учебно-воспитательной деятельности: развитие познавательных способностей, мышления, умения приобретать новые знания, оперировать ими, находить нужную информацию. Ценностные ориентации родителей и учащихся заключаются в способности извлекать из знаний личную пользу и выгоду. Целью воспитания становится формирование успешной личности, идеалы которой не согласуются с общественными интересами. О рисках такого целеполагания воспитания скажем словами Е. М. Лысенко: «.иждивенческое, потребительское мировоззрение, подкрепленное жаждой наживы и сверхприбыли, перечеркивает завтрашний день человечества» [10, с. 322].
В информационном обществе социально-экономическое, общественное развитие во многом зависит от решений отдельно взятой личности, которые определяются уровнем нравственного, духовного развития человека, гражданской и личной ответственностью за себя и за общество. Это значит, что человек, гражданин должен обладать такими качествами, чтобы в ситуации принятия решений его выбор был сделан во благо тех, кто рядом, по причине полезности для общества.
Исходя из вышесказанного мы считаем, что общество знания - это экономическая система, базисом развития которой являются знания, между тем успех ее развития обусловлен традиционными ценностными и духовными ориентирами. Сделанный нами вывод говорит о необходимости усиления воспитательной, аксиологической стороны учебно-воспитательного процесса, которая связана с присвоением человеком традиционных для российского общества ценностей, формированием ценностно-гуманистического отношения к жизни. Педагогическая система должна «устремить молодежь на общие интересы, не отбивая у них охоту к личному успеху» (А. И. Субетто) [12, с. 342], воспитать человека, способного действовать по приоритету нравственных мотивов, экологической безопасности, ответственности за будущее России и всего человечества.
Список литературы
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования // пер. с англ. - Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Academia, 2004. - CLXX. -788 с.
2. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО - М., 2008. - № 5.
3. Глинчикова А. Г., Частная собственность и общественный интерес - дилемма в России // Вопросы философии. - 2011. - № 3.
4. Григорьев С.И., Вернадскианская революция и эволюция системы социального образования: контекст сохранения и развития жизненных сил человека, общества и государства в современной России Вернадскианская революция в научно-образовательном пространстве России: коллектив. моногр. - СПб.: АСТЕРИОН, 2013. - 413 с.
5. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учеб. - М.: Гардарики - 1998. - 472 с.
6. Калина И.И. Аксиологические основания модернизации педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2012.
7. Комаров В.Д., Вернадскианская парадигма философии образования. Вер-надскианская революция в научно-образовательном пространстве России: коллектив. моногр. - СПб.: АСТЕРИОН, 2013. - 413 с.
8. Лысенко Е.М. Вернадскианская революция и научно-методологическая база женского образования. Вернадскианская революция в научно-образовательном пространстве России: коллектив. моногр. - СПб.: АСТЕРИОН, 2013. - 413 с.
9. Руссо Ж.Ж., Трактаты. - М.,1969.
10. Сагатовский В.Н. Есть ли выход у человечества? - СПб.: Петрополис, 2000 - 148 с.
11. Соломатина Е.О. Общество знания»: новые тенденции в стратегии образования (социально-философский анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2011.
12. Субетто А. И. Школа М. П. Щетинина как прообраз ноосферной школы в России. Вернадскианская революция в научно-образовательном пространстве России: коллектив. моногр. - СПб.: АСТЕРИОН, 2013 - 413 с.
Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1995 - 256 с.