Научная статья на тему 'Использование краеведения в преподавании истории Казахстана'

Использование краеведения в преподавании истории Казахстана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
632
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краеведение / патриотизм / история / край / отчизна / музей / Казахстан. / local history / patriotism / history / region / Motherland / museum / Kazakhstan

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Б Б. Сураганова

В статье автор расматривает актуальность использования краеведения в преподавании истории Казахстана. Описан положительный опыт применения краеведческого материала на уроках. Материал представляет интерес для преподавателей общественных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the author considers the relevance of local history in teaching and learning History of Kazakhstan. The positive experience of local history material using at the lessons is described. The material is of interest to teachers of social sciences.

Текст научной работы на тему «Использование краеведения в преподавании истории Казахстана»

Педагогическая наука н практика

ш

УДК 377.5.02:37.016

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА

Ацдатпа

Макал ада автор Казахстан тарихын окытуда ел-кетанудын езектМгш пайдалануды карайды. Са-бакта елкетану материалдарын колданудьщ жаксы T3>KipHoeci сипатталган. Материалды когамдык пэндер окытушылары пайдалануга болады.

Аннотация

В статье автор расматривает актуальность использования краеведения в преподавании истории Казахстана. Описан положительный опыт применения краеведческого материала на уроках. Материал представляет интерес для преподавателей общественных дисциплин.

Annotation

In the article the author considers the relevance of local history in teaching and learning History of Kazakhstan. The positive experience of local history material using at the lessons is described. The material is of interest to teachers of social sciences.

В настоящее время краеведение стало актуальной темой в образовании. Социальный заказ государства на воспитание человека образованного, нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу страны находит отражение в ежегодных Посланиях Нурсултана Назарбаева, в его статьях, в программе «Рухани жацгыру».

Что такое краеведение? В толковом словаре В.И.Даля написано, что краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности: природы, хозяйства, истории, быта людей.

Большая Советская энциклопедия дает следующее определение: «Краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и

Б.Б. Сураганова,

преподаватель общественных дисциплин, Костанайский колледж автомобильного транспорта

Негпг'1 создер: елкетану, патриотизм, тарах, елке, Отан, муражай, К,азацстан.

Ключевые слова: краеведение, патриотизм, история, край, отчизна, музей, Казахстан.

Keywords: local history,

patriotism, history, region, Mo- x

therland, museum, Kazakhstan. <

cc

O

ro

LQ

О

IE U U Ш X О

CL

X Ш

a x

X

О

X

zt

<

oa

0

1 x

X

Соло)

^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края» [5, с.511].

Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что краеведение - это изучение своей «малой» Родины, её истории, природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта.

Краеведение - не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний. Это не только способ сохранения и освоения исторического опыта, но и обретение личного опыта, возможность социализации студента, вовлечение его в деятельность, способ сохранения и освоения исторического опыта.

История, культура и современное развитие Костанайской области заключают в себе мощный образовательный и воспитательный потенциал, направляют усилия педагогов на воспитание гражданина и патриота своей земли.

В Костанайском колледже автомобильного транспорта в преподавании истории особое внимание уделяют краеедению. Практика показала, что иск; пользование местного материала на х уроках облегчает усвоение дисципли-и ны, не вызывает перегрузки студентов, способствует доступности знаний и сотрудничеству с обучающимися, позво-3 ляет раскрыть исторические явления на близком материале, развивает интерес к истории.

Студент осознает, что его жизнь и жизнь его семьи, города или села, района, области - часть истории, и на этой основе формируется гражданствен-

п

< ность, национальное самосознание, ТОСТ!

о лерантность, развивается творческая способность на основе поисковой деятельности, воспитывается патриотизм.

аукаи практика =

Академик Лихачев считал, что любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Историю страны нужно начинать с изучения истории своей семьи, поэтому предлагаю студентам в начале изучения курса истории подготовить проект «История моей семьи в истории моего государства» с последующим выступлением на уроках.

Изучение истории родного края синхронизируется с изучением курса истории Казахстана по историческим эпохам (древность, средние века, новое время, новейшее время). История края изучается через судьбы людей: государственных деятелей, ученых, религиозных мыслителей, деятелей культуры и других выдающихся личностей. Особо обращаю внимание студентов на деятельность наших земляков: Ахмета Байтурсынова, Миржакипа Дулатова, Ахмеда Бримжанова, Назипы Куль-жановой, Кейки батыра, Амангельды Иманова, Алиби Жангильдина и др. Интересна студентам история Бадри-сафы, супруги Ахмета Байтурсынова. Студенты знакомятся с историческими личностями и их ролью в истории нашего края.

Велика роль нашей области в годы Великой Отечественной войны. Герои - костанайцы, участники великих сражений - достойные сыны своего Отечества. Студенты представляют свои проекты, показывают презентации, рассказывают о героизме своих предков -участников войны, готовят сообщения

= Педагогическая

об эвакуированных предприятиях в Ко-станай, о 151- ой бригаде, сформированной у нас в конце апреля 1942 года. Путь воинов от родного города до Берлина составил 2640 километров. И в немецкой столице они водрузили красное знамя над рейхстагом. В парке Победы нашего города установлен памятник 151-ой стрелковой бригаде.

Знакомим студентов с сакральной картой нашей области, изучаем на уроках названия улиц нашего города, связываем их с событиями истории. Студенты готовят сообщения и презентации о героях и событиях, в честь которых названы улицы: Байтурсыно-ва, Амангельды, Темирбаева, Дулато-ва, Беды, Павлова, Карбышева, Хаким-жановой, Баймагамбетова, Победы, 5 апреля и т.д.

Использование краеведческого материала позволяет изучить историю современной Костанайской области, ознакомиться с изменениями в экономике, культуре, образовании, с реализацией Посланий Президента в области.

При использовании краеведческого материала эффективны презентации, учебные экскурсии, викторины, олимпиады, работа с вещественными источниками (музейные экспонаты, семейные реликвии, домашние архивы), письменными и устными источниками, собранными и обработанными самими студентами, просмотр и обсуждение видеоматериала.

Краеведение - одна из самых популярных и распространенных среди педагогов и студентов форм внеурочной деятельности. При проведении интеллектуальных игр, ежегодной олимпиады по истории Казахстана обязательно используем местный материал.

Много нового и полезного узнают студенты об истории родного края,

аука и практика

жизни наших предков при проведении экскурсий в областной историко- краеведческий музей, в парк Победы, музей нашего просветителя Ибрая Алтынса-рина. Студенты фотографируются у экспонатов музея, на уроке проводим совместный просмотр фотографий, пишем эссе. Например, студенты написали: «На уроке истории мы с группой провели экскурсию в парк Победы, который находится рядом с колледжем. Я стояла у мемориального комплекса памяти погибших костанайцев в годы Великой Отечественной войны с фигурой воина-солдата у Вечного огня и «бегала» глазами по стене в надежде найти имена своих дедушек и бабушек, но не нашла. Я увидела имена тех, благодаря кому мы живем в свободной стране и не боимся войны. К сожалению, они погибли, но гордость, уважение к ним останется на века», «Необычные вещи, которые я никогда не видел, оказались в музее перед моими глазами, особенно поразили меня письма с фронта, оружие, ложка, пробитая пулей, я горжусь нашими защитниками и не понимаю тех, кто равнодушен к их памяти.» и т.д. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, ос даёт возможность учить, опираясь на i первоисточник. Н.А.Назарбаев обра- g щается к молодежи в своем Послании: < «Не будьте равнодушными. Создавай- g те судьбу страны вместе со всем наро- з дом!» [1].

Использование краеведческого мате- q риала воспитывает уважение к истории = и культуре народов, живущих на терри- ц тории края, обязательно приводим на ^ уроках примеры дружбы народов. Крае- §

ведение дает студенту знание своих <

23

корней, истории родного края, знание о о том, кто населял эту землю в древности, J каковы истоки современной культуры и

ш

Педагогическая наука и практика

этнические особенности области, как наши предки защищали свою землю в годы войны, как строили жизнь в послевоенные годы, чем живет Костанай-щина сегодня. Краеведение повышает мотивацию и самостоятельность студентов.

Сейчас перед историками поставлена невероятно сложная задача переосмысления исторического пути. Н. Назарбаев в своем Послании «Стратегия «Казахстан - 2050» - новый политический курс состоявшегося государства» поставил задачу воспитания нового казахстанского патриотизма, формирования исторического самосознания. Президент всегда подчеркивал, что в казахской истории нет ничего, чего казахи могли бы стыдиться. Есть великое понятие - Родина, поэтому надо знать свою историю.

Приобщенность к национальной истории формирует чувство единства своих истоков у всех казахстанцев. «Идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свою историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды» [3].

X

<

са

J3

о и ш ИГ О о. х ш 3

X X

о

S

<

0Q О х х

«Убежден, у народа, который помнит, ценит, гордится своей историей, великое будущее. Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее - вот залог успеха нашей страны», - говорит Н.А.Назарбаев в статье « Семь граней Великой Степи» [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее.

2. Н.Назарбаев «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», Казахстанская правда,- 2012, 10 июля.

3. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 10 января 2018 г. «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции». Наш КостанайДб января 2018г.

4. Назарбаев H.A. «Семь граней Великой Степи». Казахстанская правда.-2018, 21 ноября.

5. Большая Советская энциклопедия, Москва, 1978 .- 920 стр, 13 том.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.