специальный выпуск
К ПРОБЛЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА
Т.В. Мальцева,
доцент кафедры педагогики и психологии Московского областного филиала Московского университета МВД России, кандидат психологических наук Научная специальность: 19.00.06 - юридическая психология, 19.00.07 - педагогическая психология, 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Аннотация: статья посвящена проблемам преподавания юридической психологии при подготовке юристов в системе высшего профессионального образования, в частности проблемам преподавания теоретического материала и выработке практических умений.
Ключевые слова: юридическая психология, учебная дисциплина, обучающие технологии, психологическая культура
TO THE PROBLEM OF TEACHING OF JURISTIC PSYCHOLOGY AS AN ACADEMIC DISCIPLINE
OF LAW UNIVERSITY
T.V. Maltseva,
the associate professor of the Chair of Pedagogics and Psychology of the Moscow regional branch of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of psychology Annotation. this article is devoted to problems of teaching of the juristic psychology during lawyers training in higher educational system, in particular to problems of teaching of theoretical material and development of their practical skills.
Keywords: juristic psychology, the academic discipline, training technologies, psychological culture
Одной из целей психологической науки является передача психологических знаний. Сегодня в высшей школе психология рассматривается не как отвлеченная наука, а как важное звено в профессиональной подготовке любого специалиста, в том числе юридического профиля.
Преподавание психологии имеет долгую историю. Уже несколько десятилетий практически во всех вузах изучается какая-либо психологическая дисциплина. Курсы различаются объемом, глубиной изучаемого материала, специфической направленностью содержания, но так или иначе являются составляющей психологии.
Методике преподавания психологии в высшей школе посвящено много работ1, в которых аккумулируется материал по технологиям разработки учебного курса, методам, средствам и приемам обучения психологии, методике чтения лекций, проведения семинарских и практических занятий, спо-
собов формирования мышления психологического склада и умения творчески применять психологические знания в профессиональной деятельности.
Юридическая психология как учебная дисциплина направлена на изучение психологических аспектов, связанных с применением правовых норм и участием в правовой деятельности. В современной высшей школе юридическая психология преподается не только будущим психологам, но и юристам, экономистам, управленцам. Особое внимание уделяется ей в образовательных заведениях правоохранительной системы.
Целью преподавания этого предмета выступает формирование психологической культуры будущего юриста, которая способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, её гуманизации. В.И. Черненилов считает, что «... предназначение юридической психологии есть определенный способ понимания, изучения и служения
специальный выпуск
человеческому бытию, мера благополучия которого должна стать единственным критерием эффективности системы права и его применения. Человечество упаковано в праве, вопрос заключается только в мере гармонии. Именно в поиске ее видится нам великая экзистенциальная миссия юридической психологии»2. Однако, как отмечали А.Р. Ратинов и Г.Х. Ефремова: «Юридическая психология лучше разработана не как наука, а как учебная дисциплина, ориентированная на популяризацию психологических знаний в учебном процессе»3. Данная несогласованность проявляется в содержательном наполнении учебной дисциплины в вузах различных профилей.
Структура учебного курса «Юридическая психология» дифференцируется в зависимости от категории обучающихся и учебных планов вуза. Для многих студентов юридических факультетов вузов предполагается не только изучение материала, непосредственно относящегося к предмету юридической психологии, но и овладение знаниями, умениями и навыками из различных отраслей психологической науки, в большей степени общей и социальной. Это обусловлено необходимостью формирования у будущих юристов прежде всего базовых знаний в области психологии.
Одна из проблем преподавания юридической психологии заключается в том, что на многих юридических факультетах студенты в рамках курса «Юридическая психология» впервые знакомятся с психологией как наукой. Таким образом, они впервые воспринимают теоретико-психологические знания в системе. Данный процесс для студентов является чрезвычайно сложным, поскольку для адекватного понимания и оперирования получаемой информацией им необходимо, во-первых, овладеть категориально-понятийным аппаратом психологической науки, а во-вторых, понять сущность психологических явлений, которые по своей природе феноменологичны, в-третьих, увидеть высокую практическую значимость психологических знаний в профессиональной деятельности юриста. Это обуславливает необходимость оптимизации восприятия студентами информации, применения методов, способствующих формированию заинтересованного отношения студентов к изучаемому курсу.
В высших образовательных учреждениях МВД России изучается несколько психологических курсов. Курс «Психология» является базовой составной частью программы высшего профессионального образования и рассматривает вопросы как общепсихологической теории, так и практическое применение психологии, специальные вопросы правоохранительной деятельности. Этот курс как бы является стартовой площадкой для изучения последующих курсов «Юридическая психология» («Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел») и «Этнопсихология», которые в большей сте-
пени носят конкретно-прикладной характер. Курс «Юридическая психология» («Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел»), как правило, включает в себя изучение психологических аспектов судебного разбирательства, психологических закономерностей правовой социализации, психологических особенностей личности преступника и осужденного, преступное поведение, психологию преступных групп, психологические аспекты расследования преступлений, психологические аспекты исправления осужденного, психологические особенности юридической, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
В поисках решения проблемы усиления практической направленности подготовки специалистов юридического профиля в вузах можно выделить несколько направлений, взаимосвязанных между собой и часто не существующих друг без друга4: использование новых информационных технологий, обеспечивающих практическую направленность в процессе изучения дисциплин, включенных в учебный план вуза; проведение практических занятий на базе профильных учреждений и практических органов; использование активных педагогических технологий (тренингов, сюжетно-ролевых игр, дискуссий и т.п.).
Обучение психологии вообще, а юридической психологии в частности, тесно связано с умением применять полученные теоретико-психологические знания на практике. А.М. Столяренко отмечал, что юридическая психология как учебная дисциплина излишне теоретизирована и недостаточно практична5. Для преодоления подобной трудности необходимо научить студентов применять полученные в ходе теоретических занятий знания в профессиональной деятельности. Как известно, преобразование теоретико-психологических знаний в практическое русло - весьма сложный и долгий процесс. Студенты-психологи обучаются этому на протяжении всей вузовской подготовки. Перед преподавателем юридической психологии в юридическом вузе стоит нелегкая задача обучения студентов-юристов практическим психологическим умениям за семестр. Это представляется весьма затруднительным, если учесть, что для эффективной работы в юридической сфере, в правоприменительной и правоохранительной системе необходимы умения и навыки творческого мышления, самостоятельной мыслительной деятельности, психологического изучения личности, визуальной психодиагностики, эффективной коммуникации, установления психологического контакта, самооценки личности, разрешения конфликтных ситуаций, психической саморегуляции, простейших научных исследований и т.д. Кроме того, целесообразно обучить будущих юристов оценке степени и направленности влияния тех или иных источников информации на правовую психологию населения, выделять признаки правомерного и делинквентного поведения.
48
Вестник Московского университета МВД России
№ 9 / 2013
специальным выпуск
Для того чтобы решить столь трудную задачу, необходимо особое внимание уделять организации семинарских и практических занятий, которые призваны реализовать такой принцип дидактики, как связь обучения с жизнью, теории с практикой.
Успешность реализации данного принципа осуществляется через умение преподавателя адекватно поставить цели занятий, выбрать наиболее эффективные методы и рациональные приемы обучения, повышение осознанности у студентов практической значимости приобретаемых умений и навыков для профессиональной деятельности, а также от создания на занятиях психологической готовности к овладению этими знаниями и навыками.
В процессе практических занятий могут быть реализованы такие цели, как: актуализация единицы психологической науки - психологический факт; наглядный показ работы психологических механизмов в ситуациях взаимодействия субъекта и правовых норм; раскрытие значения и возможных путей использования психологических знаний в профессиональной деятельности; обучение приемам использования психологических знаний в профессиональной деятельности; активизация мыслительной деятельности обучающихся; формирование умений и навыков практических действий, необходимых для грамотного выполнения функциональных обязанностей, предусмотренных профессиональной деятельностью; формирование у обучающихся интеллектуально-психологического кругозора; развитие профессионально значимых качеств обучающихся, необходимых для эффективного выполнения профессиональных задач; вовлечение личности обучающихся в учебный процесс; воспитание психологической культуры и психологической компетентности; развитие коммуникативной компетентности.
Формирование операциональной6 компетентности студентов представляется целесообразным начинать с практических упражнений, постепенно переходя на уровень психологического тренинга. Это позволит постепенно преобразовывать теоретические знания в практические умения и навыки. Использование тренировочных заданий целесообразно при изучении тем, раскрывающих сущность форм психического отражения действительности, познавательную подструктуру деятельности юриста, личность как объект психологического познания. Проведение тренингов по юридической психологии связано с изучением социально-психологических явлений и развитием коммуникативной компетентности.
Анализ результатов деятельности по обучению студентов юридической психологии свидетельствует, что использование практических заданий вызывает у данной категории лиц живой интерес к получению знаний и эмоционально-позитивное отношение к указанной дисциплине; активизирует развитие профессионально важных и профессионально значимых качеств личности, способствует
совершенствованию правосознания, консолидирует учебную группу. В целом способствует формированию общекультурной и профессиональной компетентности студентов, что в результате положительно отразится на их последующей профессиональ-
" 7
ной деятельности'.
Подводя итоги, следует заметить, что методика преподавания дисциплины во многом зависит от поставленной цели обучения и личности преподавателя. Если целью обучения юридической психологии является формирование психологического склада мышления, познание человека и развитие способов эффективного взаимодействия с другими, то и методика обучения должна способствовать успешному её достижению. Эффективность обучения дисциплине напрямую связана с формами, методами и приемами, избранными преподавателем. Современные требования к обучению в вузе предполагают использование интерактивных методов обучения, реализующих диалогово-дискуссионное сотрудничество преподавателя и студентов.
Выбор форм и методов обучения профессиональным знаниям, умениям и навыкам в любом современном вузе во многом зависит от целого ряда факторов, таких как: особенности организации процесса обучения в конкретном вузе, особенности обучаемой профессии, характеристик профессорско-преподавательского состава, индивидуальных особенностей обучаемых (уровень образования, возраст и т.д.), а также от их численности.
1 Багдасарьян Н.Г., Иванченко Г.В. Психология в цикле социально-гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Психологический журнал. 2000. Т. 21. №2. С. 108-112.; Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 1999. 304 с.; Боярчук В.К. Методика преподавания психологии в вузе: Учебно-методическое пособие. Ростов-н/Д., 1982. 68 с.; Гинецинский В.И. Введение в методику преподавания психологии: Курс лекций. Л.: ЛГУ, 1983.; Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. 250 с.; Левченко Е.В. Субъективные ожидания студента и методика преподавания психологии // Вопросы психологии. 1991. №2. С. 80-86.; Лызь Н.А. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. Ростов-н/Д., 2009. 414 с.; Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.: МГУ 1989. 77 с. и другие.
2 Черненилов В.И. Цивилизационная миссия юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2011, №1. С. 19-26.
3 Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. К проблематике юридической психологии // Юридическая психология: сборник научных трудов М., 1998. С. 3-11.
4 Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Методы развития творческого потенциала студентов юридических факультетов на занятиях по юридической психологии (из опыта работы). Прикладная юридическая психология. 2011, №1. С. 79-83.
5 Столяренко А.М. Юридическая психология как учебная дисциплина // Энциклопедия юридической психологии. М., 2003. С.42.
6 Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. С.158.
7 Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Указ.раб.