Литература
1. Бакшеева НА, Вербицкий А А. Психология мотивации студентов. — М., 2006.
2. Донцов А.И, Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов // Вопр. психологии. — 1999. — № 2.
3. Иванова Е.М. Психологическая системная про-фессиография. — М., 2003.
4. Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб. пособие. — СПб.: СПбГУП, 2000.
5. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в
экспериментальную психологию личности: учеб. по-соб. для пед. ин-тов. — М., 1985. 319 с.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (из опыта работы)
Т. В. Мальцева, И. Е. Реуцкая
Аннотация: статья посвящена проблеме использования обучающих технологий при подготовке юристов в системе высшего профессионального образования. В частности, оптимизации обучения студентов юридических факультетов вузов дисциплине «юридическая психология».
Ключевые слова: юридическая психология, обучающие технологии, студенты, практические задания, рабочая тетрадь.
The summary: article is devoted a problem of use of training technologies by preparation of lawyers in system of the higher vocational training. In particular optimization of training of students of faculties of law of high schools to discipline «legal psychology».
Key words: the legal psychology, training technologies, students, practical tasks, a working writing-book.
На современном этапе одна из центральных задач профессионального образования в вузах — подготовка высо-
копрофессиональных специалистов [4, с. 7-8]. В данном контексте приоритетной становится проблема обновления модели и содержания образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями общества и государства.
Профессиональное образование характеризуется как процесс приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, развития профессионально значимых качеств личности и формирования профессионального сознания будущего специалиста. Сложившаяся ситуация переосмысления ориентиров профессионального образования отводит психологической науке особую роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Сегодня все более четко осознается то, что психология не отвлеченная наука, а важное звено в профессиональной подготовке любого специалиста, в том числе юридического профиля.
Современное состояние развития обучающих психотехнологий позволя-
ет существенно повысить качество профессиональной подготовки юристов в системе высшего образования. Потребность применения методов, способствующих формированию заинтересованного отношения студентов к изучению курса «Юридической психологии», обусловлена, с одной стороны, сложностью восприятия теоретического материала из области психологии, а с другой — высокой практической значимостью психологических знаний в профессиональной деятельности юриста.
Структура учебного курса «Юридическая психология» для студентов юридических факультетов вузов предполагает не только изучение материала, непосредственно относящегося к предмету юридической психологии, но и овладение знаниями, умениями и навыками из различных отраслей психологической науки, в большей степени общей и социальной. Правомерность указанного подхода обусловлена необходимостью формирования у будущих юристов прежде всего базовых знаний в области психологии. Это связано с тем, что студенты юридических факультетов в рамках курса «Юридическая психология» впервые знакомятся с психологией как наукой. Таким образом, они впервые воспринимают теоретико-психологические знания в системе. Данный процесс для студентов является чрезвычайно сложным, поскольку для адекватного понимания и оперирования получаемой информацией им необходимо прежде всего овладеть категориально-понятийным аппаратом психологической науки. С целью оптимизации восприятия студентами информации психологией и педагогикой разработаны различные методы и приемы.
В поисках решения проблемы усиления практической направленности и развития творческого потенциала подготовки специалистов юридического профиля в вузах можно выделить несколько направлений:
• использование новых информационных технологий, обеспечивающих практическую направленность в процессе изучения дисциплин, включенных в учебный план вуза;
• проведение практических занятий на базе профильных учреждений и практических органов;
• использование тренингов, сюжетно-ролевых игр, дискуссий и т. п.
Эти направления взаимосвязаны между собой и часто не могут существовать друг без друга.
Развитие творческого потенциала студентов связано с их умением применять полученные теоретикопсихологические знания на практике. Причем формирование операциональной [9, с. 158] компетентности студентов представляется целесообразным начинать с тренингов, позволяющих постепенно преобразовывать теоретические знания в практические умения и навыки. Так, для обучения студентов практическим навыкам определения характерологических особенностей человека с целью установления и поддержания с ним коммуникативного контакта целесообразно предложить им ряд упражнений. В начале следует использовать упражнения, направленные на определение характера не реально существующего человека, а вымышленного, например литературного героя. Для успешного выполнения данных упражнений студентами необходимо подбирать отрывки из литературных текстов (лучше диало-
ги или портретные описания), в которых ярко, даже с гротеском, отражены особенности личности героя. Следующим этапом работы по формированию указанного навыка является дистанционное (на основе визуальной и вербальной диагностики) определение ведущих черт характера у знакомых людей (например, своих товарищей по группе). При этом визуальная диагностика позволяет определять черты характера человека на основе «чтения» его телодвижений, манеры общения, стиля в одежде и т. д., а вербальная — помогает посредством вопросов восполнить пробелы в информации о человеке, свидетельствующей об особенностях его поведения за пределами общей для диагноста и испытуемого социальной среды. Заключительный этап работы по формированию умения определять характерологические особенности человека — это дистанционное диагностирование характерологических особенностей у незнакомых людей (например, во время прохождения учебной практики). Проведение тренингов целесообразно при изучении таких тем юридической психологии, как: «Формы психического отражения действительности. Познавательная подструктура деятельности юриста», «Общение и его закономерности», «Личность как объект психологического познания в правоприменительной деятельности», «Социальнопсихологические аспекты деятельности арбитража, нотариата, юридических консультаций».
В рамках изучаемой проблемы представляет интерес также возможность самостоятельной работы студентов, например при изучении темы «Правовая психология» может быть предусмотрено самостоятельное ознакомление
студентов с различными материалами средств массовой информации (СМИ): газетными и журнальными статьями, телевизионными и радиопередачами, работающими в различных жанрах. Следует отметить, что изучение материалов СМИ осуществляется студентами целенаправленно и способствует закреплению у них знаний о правовой психологии, признаках правомерного поведения, формированию умения самостоятельно оценивать степень и направленность влияния тех или иных источников информации на правовую психологию населения.
Таким образом, изучение каждой темы из курса юридической психологии требует использования тренировочных заданий практической направленности. Одним из подходов к решению задачи повышения практической направленности подготовки специалистов является использование при обучении психологическим дисциплинам рабочих тетрадей.
С целью оптимизации обучения студентов юридических факультетов в ходе практических и самостоятельных занятий была создана рабочая тетрадь «Юридическая психология», составленная Т.В. Мальцевой [7]. Данная тетрадь содержит упражнения эвристического и развивающего характера, активизирующие мыслительную деятельность студентов, их творческое и воссоздающее воображение, произвольное внимание и другие психические и эмоциональноволевые процессы. К этой тетради имеется мультимедийное приложение, в котором содержатся: «Словарь криминального жаргона», «Словарь асоциальных жестов», «Каталог уголовных татуировок», «Каталог преступников», образцы материалов уголовных дел. Указан-
ные материалы представляют собой справочно-иллюстративнон наполнение рабочей тетради, на основе материалов «Каталога преступников» и уголовных дел проводится психологическое портретирование личности преступника.
Использование рабочей тетради в процессе обучения способствует:
• формированию умений и навыков практических действий, необходимых для грамотного выполнения функциональных обязанностей, предусмотренных профессиональной деятельностью;
• развитию навыков самооценки личности;
• формированию индивидуальной программы профессионального и личностного роста;
• обучению приемам визуальной психодиагностики;
• развитию коммуникативной компетентности;
• формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций;
• формированию навыков творческого мышления, самостоятельной мыслительной деятельности, логического рассуждения с опорой на научные аргументы и факты;
• развитию умений делать собственные выводы, обобщения, анализировать и проводить простейшие научные исследования.
Каждая тема представлена двумя блоками: повторение теоретических вопросов со ссылкой на рекомендуемую литературу, а также выполнение разнообразных практических заданий. Учебный материал ориентирован на повторение, углубление и систематизацию полученных ранее знаний, а также рассчитан на определенный контингент обучающихся, так как задания составлялись с учетом
профессиональных потребностей обучающихся в юридическом вузе. При подготовке учебного материала учитывалась специфика вуза, акцентировалось внимание на использовании примеров из юридической деятельности.
Предлагаемые практические задания могут быть использованы как для обучения, так и для контроля. Кроме того, они содержат материал, позволяющий не только углублять знания обучаемых, но и развивать их творческие способности.
Благодаря мультимедийному сопровождению преподаватель может по своему усмотрению распределять задания по вариантам, а также применять их с учетом разноуровневой подготовки обучающихся. Большинство заданий сформулировано таким образом, чтобы помимо усвоения базовых навыков, студенты могли повышать свою психологическую культуру.
В зависимости от содержания изучаемого материала и целевой установки в рабочей тетради предлагаются различные формы проведения занятий: деловые и ситуационно-ролевые игры, тренинги профессионального и личностного роста, а также социальнопсихологический тренинг.
Работа с тетрадями по психологическим курсам на занятиях должна занимать лишь определенную часть времени, которую главным образом целесообразно использовать для организации проверки, анализа и обсуждения в рамках занятия самостоятельной работы обучающихся.
Основное назначение рабочей тетради — создать необходимые условия для развития творческого потенциала, успешной самостоятельной работы сту-
дентов по изучению юридической психологии и помочь актуализировать полученные знания в профессиональной сфере.
Анализ результатов деятельности по обучению студентов юридической психологии свидетельствует, что использование практических заданий вызывает у данной категории лиц живой интерес к получению знаний и эмоциональнопозитивное отношение к указанной дисциплине; активизирует развитие профессионально важных и профессионально значимых качеств личности [8, с. 304], способствует совершенствованию правосознания, консолидирует учебную группу. В целом способствует формированию общекультурной и профессиональной компетентности студентов, что в результате положительно отразится на их последующей профессиональной деятельности.
Литература
1. Аутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. — 1996. — № 2. — С. 11-17.
2. Балаев АА. Активные методы обучения. — М., 1986. — 96 с.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030501.65 «Юриспруденция», 2005.
4. Жевлакович С.С. Образовательная политика МВД России: Проблемы и пути решения // Вестн. Моск. ун-та МВД России. — 2005. — № 3.
5. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в системе МВД РФ на 2004-2010 гг. — М.: ГУК МВД РФ, 2003.
6. Ломов Б.В. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984. — 443 с.
7. Мальцева Т.В. Юридическая психология: рабочая тетрадь: учеб. пособие. — Руза, 2007. — 36 с.
8. Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности: дис. д-ра ... психол. наук. — Ярославль: Ярослав. гос. пед. ун-т, 1999. — 359 с.
9. Прикладная юридическая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. А.М. Столяренко. - М., 2001. — 639 с.
10. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А.М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. — 607 с.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИИ: ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИИ, ТИПОЛОГИЯ
Н. В. Майсак
Аннотация: в статье рассматривается проблема девиантного поведения в профессиональной деятельности, дается анализ существующих классификаций, представлена разработанная автором типология девиаций в профессии.
Ключевые слова: девиантное поведение в профессиональной деятельности, типология девиаций в профессии.
The summary: the article deals with the problems of deviant behavior in professional activity, existing classifications
are analized, the typology of deviations in trades developed by the author is presented.
Keywords: deviant behaviour in professional work, typology of deviations in trades.
Профессиональная деятельность в рамках учреждений и организаций складывается из множества видов поведения, подчиненных цели, востребованной обществом, четко обозначен-