INTEGRATION OF EDUCATION, vol. 19, no. 1, 2015 тШШ&Ш^Щ^ УДК 159.92-057.87 DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.053
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Б. Ф. Кевбрин, П. В. Новиков (Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г. Саранск, Россия)
Рассматривается необходимость повышения психологической подготовки будущих специалистов потребкооперации. Деятельность многих специалистов, особенно сферы потребкооперации, подразумевает постоянный контакт с людьми. Вследствие этого одной из главных сторон деятельности специалиста является коммуникативная функция, которая заключается в общении. Психологическая подготовка будущего специалиста является важнейшей составляющей профессионализма. К моменту поступления в вуз студенты обладают уже достаточно богатым житейским психологическим опытом. Житейские психологические понятия отличаются множеством особенностей, которые необходимо принимать во внимание при построении методики психологической подготовки.
Существующая система психологического образования на данном этапе ориентирована главным образом на формирование у студентов знаний. Они действительно необходимы будущим специалистам, но не достаточны для решения многочисленных профессиональных задач. Многие исследователи подчеркивают, что методика преподавания психологии должна быть направлена не только на формирование системы научных психологических понятий, но и коррекцию имеющихся у студентов житейских представлений. Ключевой задачей психологической подготовки в вузе является формирование психологической культуры специалиста. Психологическая культура рассматривается исследователями как интегративное качество личности. Описаны основные компоненты психологической подготовки специалиста: общая психологическая и профессионально-психологическая подготовленность, нравственно-психологическая, психологическая техника. Выделены препятствия, препятствующие формированию психологической компетенции обучающихся.
Для вуза, формирующего конкурентоспособного специалиста нужны психолого-педагогические развивающие технологии, обеспечивающие личностное и профессиональное развитие как студентов, так и преподавателей, управленцев. Важным направлением развития системы подготовки профессиональных кадров в вузе становится принципиально иная по содержанию и форме психологическая подготовка преподавателя. Преподаватель вуза должен не только уметь решать задачи предметного, профессионального обучения, но и владеть технологиями интеллектуального, социального и личностного развития будущих специалистов.
Ключевые слова: потребительская кооперация; учебно-профессиональная деятельность; психологическая подготовка; психологическая культура; компоненты психологической подготовки; личностное и профессиональное развитие студентов.
PSYCHOLOGICAL TRAINING OF STUDENTS AS A BASIS FOR PROFESSIONALISM OF FUTURE SPECIALISTS
B. F. Kevbrin, P. V. Novikov (Saransk Institute of Consumer's Cooperatives (affiliated branch) of Russian University of Cooperation,
Saransk, Russia)
The article considers the necessity for improvement of psychological training among prospective specia-lists in consumer cooperation. The everyday activity of most specialists, especially in the sphere of consumer cooperation, is connected with the constant contacts with people. Consequently, one of the main aspects of professional activity is communication. The psychological training of future specialists is an important component of professionalism. At the time of high school entrance, students already have rich enough everyday psychological experience. Everyday psychological concepts are characterized by а variety of features which should be taken into account in choosing psychological training methods.
The existing system of psychological education at this stage is oriented mainly on the formation of student's knowledge. The future professionals really need it, but knowledge is not sufficient to solve many of professional tasks. Many researchers point out that the methods of teaching of psychology must be directed not only on the formation of scientific psychological concepts, but also on correction of existing student's everyday concepts. The key task of psychological training in higher high school is the formation
© Кевбрин Б. Ф., Новиков П. В., 2015
53
of psychological culture of a specialist. Researchers consider the psychological culture as an integrative quality of a personality. The article describes the basic components of psychological fitness of a specialist: general psychological preparedness, moral, psychological, professional techniques. The authors identify the obstacles blocking the formation of psychological competence of students.
A university which forms a competitive specialist needs a psycho-pedagogical and developing technologies that provide personal and professional development for students, teachers and managers. The fundamentally different important direction now is teacher's psychological training in the system of professional training in higher schools, which is different in content and form. Higher school teacher must be able not only to solve the subject and professional education problems - he must possess the technologies of intellectual, social and personal development for future professionals.
Keywords: consumer cooperation; educational and professional activities; psychological training; psychological culture; components of psychological training; personal and professional development of students.
Профессиональная деятельность любого специалиста (помимо высоких специальных квалификационных знаний, навыков, умений) требует наличия у большинства работников системы психологических знаний. Переориентация системы образования на воспитание личности, формирование субъекта учебной и профессиональной деятельности, переход учебных заведений на новые педагогические технологии невозможны без качественного психологического обеспечения процессов обучения и воспитания. В настоящее время не вызывает сомнения, что знания основ психологии необходимы всем, кто имеет дело с людьми, кто призван воздействовать на них, а также осуществлять эффективную профессиональную деятельность [5; 6; 8].
Для сферы потребкооперации характерны многие профессии, деятельность в которых направлена на человека, т. е. связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами; материально-бытовым, торговым обслуживанием людей; заготовительно-перераба-тывающим комплексом; информационным обслуживанием людей и др. [4, с. 161]. Так, сотрудник обслуживающего труда имеет дело как с людьми, так и с теми ценностями, которые он доводит до потребителей. Ценности могут быть материальными (продукты питания, предметы одежды, быта) или духовными (полезные сведения, произведения искусства). Поэтому специалисту нужно глубоко разбираться и в психологии людей, и в том, что он стремится донести до них.
В трудовой деятельности специалистов различных направлений сферы потребкооперации важная роль принадлежит
умению творчески использовать опыт психологического воздействия как на собственную личность, так и на людей, с которыми будущему специалисту (экономисту, товароведу, бухгалтеру, менеджеру, юристу и др.) приходится контактировать в процессе профессиональной деятельности. Поэтому психологическая подготовка будущего специалиста является важнейшей составляющей профессионализма. Ее основная цель - формирование психологической культуры будущего специалиста как целостного личностного образования в единстве ее системообразующих компонентов [5; 6].
По мнению К. М. Романова, в самом общем виде психологическую культуру можно определить как систему психических процессов и свойств человека, благодаря которым осуществляется понимание себя и других людей как субъектов и личностей, эффективное воздействие на других людей и самого себя, адекватное отношение к людям (включая и самого себя) как к личностям. Как сложное системное образование личности психологическая культура включает в себя три взаимосвязанных компонента: интеллектуальный (когнитивный), регу-лятивно-практический (поведенческий) и ценностно-смысловой (духовно-нравственный) [8].
Существующая система психологического образования на данном этапе ориентирована главным образом на формирование у студентов знаний. Они действительно необходимы будущим специалистам, но не достаточны для решения многочисленных психолого-педагогических задач, которые будут возникать в контексте их профессиональной деятельности.
Специальные исследования [6] и практика показывают, что проблема психологической подготовки будущих специалистов остается актуальной и до конца не решенной. Причин такого положения несколько. Во-первых, в отличие от таких предметов, как математика, биология, химия психология в школе учащимися не изучается. К моменту поступления в вуз студенты обладают уже достаточно богатым психологическим опытом. Однако он представлен главным образом житейскими (не научными) представлениями и понятиями о психических явлениях, возникшими стихийно на основе опыта личного общения, чтения художественной литературы и просмотра художественных фильмов. Житейские психологические понятия затрудняют усвоение научных психологических понятий. Например, подавляющее число студентов считают, что способности и личностные качества врожденные. Поэтому методика преподавания психологии должна быть направлена не только на формирование системы научных психологических понятий, но и коррекцию имеющихся у студентов житейских представлений. Во-вторых, традиционная система проведения семинарских и практических занятий в недостаточной степени развивает у студентов необходимые профессиональные умения и навыки. Для того чтобы соответствующие умения и навыки были устойчивыми и совершенными, требуется грамотно построенная система их тренировки на практических и семинарских занятиях.
Психологическая подготовка студентов в вузе включает в себя ряд составляющих, которые следует формировать как в учебной, так и в профессиональной сфере. Рассмотрим основные компоненты психологической подготовки будущих специалистов.
1. Общая психологическая подготовленность включает в себя систему психологических знаний. На I курсе студентами изучается курс «Психология» или «Психология и педагогика» (речь идет о непедагогических вузах). Основными понятиями на этом этапе являются индивид, личность, внутренний психический
мир человека, сознание и самосознание, потребностно-мотивационная сфера личности, характер и темперамент, эмоции и чувства, познавательные процессы и способности и т. д. Одна из основных задач психологической подготовки студентов - формирование психологического мышления. К моменту поступления в вуз психологическое мышление является уже более или менее сложившимся у студентов. Как правило, оно осуществляется на основе житейских представлений и является по своей сущности житейским или эмпирическим. Научное психологическое мышление может сформироваться только на основе и в процессе решения профессиональных задач. Поэтому на учебных занятиях и в рамках самостоятельной работы студентам важно предъявлять систему учебных заданий, выполнение которых обеспечивает формирование необходимых умственных действий и коррекцию имеющихся у студентов житейских представлений [9].
2. Психологическая техника, представляющая совокупность психологических умений, навыков, действий, приемов и правил, используемых в интересах получения максимального психологического результата в различных ситуациях бытовой и профессиональной деятельности. Психологическая техника заключается в своей основе в технике владения тем, что имеет каждый человек (словом, интонацией, жестом, мимикой, позой, походкой, одеждой). Данный компонент включает владение различными умениями, навыками и приемами, требуемыми для работы с людьми в условиях реальной трудовой деятельности. Использование психологических знаний в профессиональной деятельности кому-то может казаться мелочами. Однако именно они отличают подлинного мастера от дилетанта. Мастер знает не только, что надо делать, но и до мелочей -как. Он подмечает, учитывает и делает то, что менее компетентный не замечает. Учет «мелочей» или пренебрежение ими и определяют различия в результатах успешных и неуспешных специалистов. Вот почему так важно овладеть психологической техникой в деловой коммуникации [10].
3. Нравственно-психологическая подготовка специалиста включает моральные знания, убеждения, привычки высоконравственного поведения на работе (учебе); профессиональные морально-психологические установки и ценностные ориентации; особо значимые профессиональные морально-психологические качества - трудолюбие, ответственность, правопослушность, преданность профессиональному долгу, готовность к сотрудничеству, неконфликтность, требовательность к себе и др.
Следует отметить, что к моменту поступления в вуз отношение к людям является уже сложившимся, что ограничивает возможности для его формирования у будущих специалистов. Еще раз подчеркнем, что здесь следует говорить не столько о развитии (воспитании), сколько о коррекции отношения. Огромное значение в данном процессе имеет личность преподавателя. Воспитание у будущих специалистов гуманистического отношения к людям возможно лишь в контексте гуманистических отношений в системе «преподаватель -студент» и «студент - студент».
4. Особым компонентом психологической подготовленности является профессионально-психологическая подготовленность специалиста. Данный компонент включает знание психологических особенностей труда, трудового коллектива; умение усматривать психологический аспект в различных трудовых ситуациях, оценивать его значимость и учитывать при разработке путей повышения эффективности труда; способность отбирать психологические приемы и действия, повышающие эффективность решения типовых и нестандартных профессиональных задач; умение определять психологические пути профессионального развития своей личности и др. [10]. Профессионально-психологическая подготовленность будущего специалиста осуществляется в процессе изучения студентами прикладных психологических дисциплин на старших курсах: психология бизнеса, экономическая психология; юридическая психология; психология управления, психология делового общения и т. д.
Все компоненты психологической подготовленности взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Отсутствие или низкое развитие одной из составляющих психологической подготовки напрямую влияет на формирование профессионализма специалиста.
В Саранском кооперативном институте особое значение придается формированию у преподавателей и студентов потребности в психологических знаниях, умениях понимать сведения, полученные с помощью психологических методов исследования, желания использовать их для повышения качества подготовки будущих специалистов. Регулярно проводится психологическое тестирование студентов с целью пропаганды психологических знаний, повышения интереса преподавателей и студентов к психологии, ее возможностям, формирования умений и навыков управления психическими состояниями, познавательными процессами, межличностными отношениями, более глубокого самопознания своей личности. Так, исследование, направленное на выявление доминирующей мотивации у студентов I курса Саранского кооперативного института показало, что у 70 % учащихся преобладает внутренняя мотивация. Такая мотивационная основа дает хорошую возможность студентам для их дальнейшего качественного профессионального становления как будущих специалистов [2].
В плане психологической подготовки студентов в институте особое внимание отводится совершенствованию учебно-методического обеспечения учебного процесса. На кафедре социально-экономических дисциплин подготовлен учебно-методический комплекс, включающий в себя три пособия.
В учебном пособии «Психология и педагогика» [4] рассматриваются основные положения психологии, а также вопросы, имеющие непосредственное отношение к профессиональной деятельности работников многих специальностей потребкооперации. Отдельные вопросы затрагивают психологические аспекты профессиональной деятельности работников потребкооперации: «Психологическая культура
специалиста», «Формирование личности профессионала», «Профессионально важные качества специалиста потребкооперации», «Психолого-педагогические условия эффективного профессионального труда» и др. Учебное пособие «Психология и педагогика в схемах, таблицах и иллюстрациях» [3] состоит из структурно-логических схем по курсу «Психология и педагогика». В пособии используется способ схематической визуализации информации. Такое преобразование учебного текста позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, способствует формированию более рациональных приемов работы с учебным материалом. Кроме того, структурирование и схематизация текстовой информации позволяет повысить процесс освоения учебного материала, так как наглядно-образная форма представления информации способствует лучше ее запоминанию. Представленные в пособии материалы могут быть использованы в качестве основы при изготовлении дидактических средств с применением слайдов и мультимедийных компьютерных технологий.
В учебно-методическом пособии «Психология и педагогика» [7] изложены основные учебные и методические указания по изучению дисциплины. Несомненным плюсом этого пособия является большое количество развивающих заданий для самостоятельной работы студентов, направленных на формирование психологического мышления и соответствующих практических умений и навыков.
Основная цель всего учебного комплекса состоит в формировании психологической культуры будущих специалистов, повышении возможности их самореализации и самоутверждения в жизни и профессиональной деятельности. Необходимо подчеркнуть высокое качество подготовленных пособий, отмеченное на многих всероссийских конкурсах. Учебное пособие «Психология и педагогика» в 2-х частях является лауреатом трех вузовских конкурсов в номинации «Лучшее учебное издание по психологии и педагогике» («Гуманитарная книга - 2008 г.» г. Киров; IV Общероссийский конкурс учебных
изданий для вузов «Университетская книга -2008 г.» г. Москва; Второй Приволжский региональный конкурс «Университетская книга - 2009» г. Чебоксары). Учебное пособие «Психология и педагогика в схемах, таблицах и иллюстрациях» стало лауреатом двух конкурсов: IV Приволжского межрегионального конкурса вузовских изданий «Университетская книга - 2014» и конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере - 2014» г. Киров.
В современных быстро изменяющихся условиях профессиональная деятельность постоянно усложняется, возрастают психологические требования к специалисту. Для вуза, формирующего конкурентоспособного специалиста нужны новые способы обучения, обеспечивающие эффективность учебного процесса. На современном этапе необходимо внедрять в практику вузовского обучения психолого-педагогические развивающие технологии, обеспечивающие личностное и профессиональное развитие как студентов, так и преподавателей [1]. Если формирование знаний, умений, навыков - это педагогическая задача, то формирование мыслительных способностей (гибкости рефлексивности, креативности и др.), личностных качеств (самостоятельности, инициативы, активности, целеустремленности и др.) - это психологическая задача. Однако уровень психологической подготовки наших преподавателей не позволяет сегодня достаточно успешно решить эту задачу. Для выполнения этой задачи следует проводить дополнительную подготовку преподавателей в плане овладения новыми психологическими технологиями развития личности студентов.
Важным направленем развития системы подготовки профессиональных кадров в вузе становится принципиально иная по содержанию и форме психологическая подготовка преподавателя. Преподаватель должен уже не только уметь решать задачи предметного, профессионального обучения, но и владеть технологиями интеллектуального, социального и личностного развития будущих специалистов, формирования у них соответствующих компетентностей [1].
В последние годы проблема методики психологической подготовки специалистов в вузе активно обсуждается [6]. Эффективная методика психологической подготовки должна основываться на принципах развивающего обучения, процессе формирования субъекта учебной и профессиональной деятельности. Необходимо более широко внедрять в учебный процесс активные формы обучения: психологические тренинги, деловые и ролевые игры, лабораторные практикумы и т. д. Важной
задачей является и создание принципиально новых учебников, учебных пособий, лабораторных, психологических практикумов, направленных на формирование у студентов соответствующих умений, навыков, психологического мышления научного типа. Нужно отметить, что работа в этом направлении уже проводится. Например, разработанный К. М. Романовым психологический практикум дает возможность намного эффективнее формировать элементы психологической культуры учащихся [9].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дементьева, Е. В. Формирование профессионально-психологической культуры будущих специалистов в условиях высшего профессионального образования / Е. В. Дементьева // Психологическая культура человека: Теория и практика : материалы научной конференции, 27-28 февраля 2012 г., г. Саранск. - 2012. - С. 199-207.
2. Кевбрин, Б. Ф. Мотивы личности и профессиональная успешность / Б. Ф. Кевбрин, П. В. Новиков // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал. - 2007. - № 4. - С. 144-149.
3. Кевбрин, Б. Ф. Психология и педагогика в схемах, таблицах и иллюстрациях : учебное пособие / Б. Ф. Кевбрин, П. В. Новиков. - Саранск, 2013. - Ч. 1. - 164 с.
4. Кевбрин, Б. Ф. Психология и педагогика : учебное пособие : в 2 ч. / Б. Ф. Кевбрин, П. В. Новиков, Н. Н. Абрамова. - Саранск, 2007. - Ч. 1. - 296. с; Ч.2. 2008. - 224 с.
5. Колмогорова, Л. С. Диагностика психологической культуры школьников : практическое пособие для школьных психологов / Л. С. Колмогорова. - Москва : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 360 с.
6. Психологическая культура человека : Теория и практика. Материалы научной конференции, 27-28 февраля 2012 г., Саранск. - 2012. - 292 с.
7. Психология и педагогика : учебно-методическое пособие / сост. П. В. Новиков. - Саранск, 2009. - 104 с.
8. Романов, К. М. Психологическая культура : проблемы и перспективы исследования // Психологическая культура человека: Теория и практика : материалы научной конференции, 27-28 февраля 2012 г., Саранск / отв. ред К. М. Романов. - Саранск, 2012. - С. 58-76.
9. Романов, К. М. Психологический практикум : учебное пособие для вузов / К. М. Романов. - Саранск, Изд-во Мордов. ун-та, 2003. - 164 с.
10. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : учебное пособие для вузов / А. М. Столяренко. -Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с.
Поступила 28.11.14.
Об авторах:
Кевбрин Борис Федорович, ректор Саранского кооперативного института - филиала АНО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» (Россия, г. Саранск, ул. Транспортная, д. 17), доктор философских наук, профессор, [email protected]
Новиков Петр Васильевич, профессор кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института - филиала АНО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» (Россия, г. Саранск, ул. Транспортная, д. 17), кандидат психологических наук, [email protected]
Для цитирования: Кевбрин, Б. Ф. Психологическая подготовка студентов как основа профессионализма будущих специалистов / Б. Ф. Кевбрин, П. В. Новиков // Интеграция образования. - 2015. -Т. 19, № 1. - С. 53-59. DOI: 10.15507ZInted.078.019.201501.053
REFERENCES
1. Dementyeva E. V. Formirovanie professional'no-psihologicheskoj kul'tury budu-shhih specialistov v uslovijah vysshego professional'nogo obrazovanija [Formation of professional and psychological culture of prospective specialists under conditions of higher education]. Psihologicheskaja kul 'tura cheloveka: teorija i praktika: materialy nauchnoj konferencii, 27-28 fevralja 2012 g. [Psychological culture of a human being: theory and practice. Proceedings of scientific conference, 27-28 February 2012]. Ed. by Romanov K. M. Saransk, 2012, pp. 199-207.
2. Kevbrin B. F., Novikov P. V. Motivy lichnosti i professional'naja uspeshnost' [Motives of individual and professional success]. Fundamental'nye i prikladnye issledovanija kooperativnogo sektora jekonomiki. Nauchno-teoreticheskij zhurnal [Fundamental and applied studies in cooperative sector of economy. Scientific and theoretical journal]. 2007, no. 4, pp. 144-149.
3. Kevbrin B. F., Novikov P. V. Psihologija i pedagogika v shemah, tablicah i illjustracijah: uchebnoe posobie [Psychology and pedagogy in diagrams, tables and illustrations: coursebook]. Saransk, Saransk Inst. Of Consumers' Coop., Russian University of Cooperation Publ., 2013, vol. 1, 164 p.
4. Kevbrin B. F., Novikov P. V., Abramova N. N. Psihologija i pedagogika: uchebnoe posobie: v 2 ch. [Psychology and pedagogy: tutorial. 2 vol.]. Saransk, Saransk Inst. of Consumers' Coop., Russian University of Cooperation Publ., 2007, vol. 1, 296 p.
5. Kolmogorova L. S. Diagnostika psihologicheskoj kul'tury shkol'nikov: prakt. posobie dlja shk. psihologov [Diagnostics of psychological culture among high school students: practical handbook for high school psychologists]. Moscow, VLADOS-PRESS Publ., 2002, 360 p.
6. Psihologicheskaja kul'tura cheloveka: Teorija i praktika. Materialy nauchnoj konferencii, 27-28 fevralja 2012 g., Saransk [Psychological culture of human: Theory and practice. Proceedings of scientific conference, 27-28 February 2012, Saransk]. Ed. by Romanov K. M. Saransk, 2012, 292 p.
7. Psihologija i pedagogika: uchebno-metodicheskoe posobie [Psychology and pedagogy: teaching manual], ed. by Novikov P. V., Saransk, Saransk Inst. of Consumers' Coop., Russian University of Cooperation Publ., 2009, 104 p.
8. Romanov K. M. Psihologicheskaja kul'tura: problemy i perspektivy issledovanija [Psychological culture: problems and prospects of research]. Psihologicheskaja kul 'tura cheloveka: Teorija ipraktika. Materialy nauchnoj konferencii, 27-28fevralja 2012 g. [Psychological culture of a human being: Theory and practice. Proceedings of scientific conference, 27-28 February 2012, Saransk], ed. by Romanov K. M. Saransk, 2012, pp. 58-76.
9. Romanov K. M. Psihologicheskij praktikum: uchebnoe posobie dlja vuzov [Psychological practicum: coursebook for institutions of higher education]. Saransk, Mordovia State University Publ., 2003, 164 p.
10. Stolyarenko A. M. Psihologija i pedagogika: uchebnoe posobie dlja vuzov [Psychology and pedagogy: coursebook for institutions of higher education]. Moscow, UNITY-DANA Publ., 2004, 423 p.
About the authors:
Kevbrin Boris Fedorovich, rector of Saransk Cooperative Institute, branch of Russian University of Cooperation (17, Transportnaya Str., Saransk, Russia), Doctor of sciences degree holder in philosophical sciences, professor, [email protected]
Novikov Pyotr Vasilyevich, professor of Social and Economic Subjects of Saransk Cooperative Institute, branch of Russian University of Cooperation (17, Transportnaya Str., Saransk, Russia), Candidate of sciences (PhD) degree holder in psychological sciences, [email protected]
For citation: Kevbrin B. F., Novikov P. V. Psihologicheskaja podgotovka studentov kak osnova profes-sionalizma budushhih specialistov [Psychological training of students as a basis for professionalism of future specialists]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2015, vol. 19, no. 1, pp. 53-59. DOI: 10.15507/ Inted.078.019.201501.053