Научная статья на тему 'К проблеме определения категории «Учебно-методический комплекс»'

К проблеме определения категории «Учебно-методический комплекс» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / УЧЕБНИК / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УМК / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПОНЕНТЫ УМК / EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX / TEXTBOOKS / TEACHING AIDS / STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF CMD / PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION MODEL / THE COMPONENTS OF CMD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рапопорт А. Д.

Статья посвящена теоретической проблеме определения педагогической категории «учебно-методический комплекс» и построению структурно-функциональной модели УМК. Выделяются феноменологические характеристики УМК в сопоставлении с категорией учебник и учебное пособие, описываются три типа компонентов УМК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DETERMINATION OF CATEGORY "THE METHODICAL COMPLEX"

Paper is devoted to the theoretical problem of determining the pedagogical category "educational and methodical complex" and the construction of structural-functional model of CMD. Provision is phenomenological characteristics of CMD in relation to the category of textbooks and teaching aids, describes three types of components of the CMD.

Текст научной работы на тему «К проблеме определения категории «Учебно-методический комплекс»»

деятельности преподавания и учения, а на содержательные деятельностные линии, охватывающие ключевые жизненные стратегии. При этом компетенции рассматриваются как единство теоретического знания и практической деятельности [6;

7].

Таким образом, в контексте компетентностного подхода образовательный процесс есть процесс приобретения опыта деятельности, в ходе которой происходит самостоятельное решение проблем. В этом случае исследовательская деятельность учащегося не является тождественной учебной деятельности, а определяет сегмент проблем, связанных с организацией индивидуального познания мира через их самостоятельное освоение при наличии педагогического руководства. В процессе такого познания осуществляется формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают готовность к расширению познавательного пространства и накоплению новых знаний, умений и навыков. Результат подобной образовательной деятельности представляет собой исследовательскую компетентность старшеклассников. В итоге, мы можем

определить компетентность как совокупность личностных качеств (знания, умения, навыки, ценностно-смысловые ориентации), которые обусловлены опытом деятельности и обеспечивают эффективность самостоятельной деятельности. Таким образом, мы видим, что компетентность представляет собой интегративную характеристику результатов образования с позиций системного, деятельностного и компетентност-ного подходов.

Методологические подходы, использованные нами в процессе исследования, представляют собой единый методологический комплекс, обеспечивший решение поставленных задач. Таким образом, итогами данного этапа исследования стали историко-педагогический анализ, выявление социальноисторических предпосылок становления проблемы исследовательской деятельности школьников и обоснование теоретикометодологических подходов для изучения проблемы исследовательской деятельности старшеклассников в условиях дополнительного образования детей.

Библиографический список

1. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

2. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Пед. о-во России, 2000.

3. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебн. пособие. - М.: «Ось-89», 2006.

4. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения. - СПб.: Питер, 2004.

5. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) // Вопр. психологии. - 1986. -№ 4.

6. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Народное образование. - 2004. - № 12.

7. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. -2004. - № 11.

Статья поступила в редакцию 12.02.10

УДК 37:001.4

А.Д. Рапопорт, соискатель Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС»

Статья посвящена теоретической проблеме определения педагогической категории «учебно-методический комплекс» и построению структурно-функциональной модели УМК. Выделяются феноменологические характеристики УМК в сопоставлении с категорией учебник и учебное пособие, описываются три типа компонентов УМК.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, учебник, учебное пособие, структурно-функциональная модель УМК, личностноориентированная модель образования, компоненты УМК.

Одним из основных препятствий на пути реформирования отечественной школы и адаптации ее к современным социально-экономическим условиям является отсутствие учебных материалов нового поколения - таких, которые создавали бы условия для развития личности учащихся и становления их базовых компетенций и мировосприятия. Неоднократно предпринимаемые попытки разработки инновационных учебников, учебных пособий, учебно-методических комплексов зачастую оказываются нереализованными из-за терминологического хаоса и отсутствия четкого понимания, что скрывается за категориями «учебник», «учебное пособие», «учебно-

методический комплекс». Эти категории нередко подменяют друг друга, выступают в синонимических или иерархических отношениях. Настоящая статья посвящена выявлению специфики педагогической категории «учебно-методический комплекс» и построению структурно-функциональной модели УМК. На наш взгляд, результаты данного исследования могут оказать значительную помощь авторам учебных материалов и педагогам, использующим их в своей практике.

Определить сущностные черты относительно молодой педагогической категории «учебно-методический комплекс» возможно лишь на фоне четкого понимания специфики других категорий учебных материалов, прежде всего категорий «учебник» и «учебное пособие».

Для выявления сущности учебника как педагогической категории следует обратиться к определению, сформулированному в Российской педагогической энциклопедии на основе многолетних исследований ведущих советских дидактов: учебник - «книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; основной и ведущий род учебной литературы» [1, с. 480]. В советской педагогической науке учебник считался центральным компонентом системы средств обучения, важнейшей функцией которых признавалась информативная: свести изучение сложного к простому, невидимого к знакомому, т.е. сделать любой какой угодно сложный объект доступным для тщательного и всестороннего изучения. Учебнику отводилась центральная роль не только в обучении, но и в процессе становления ценностных ориентаций целых поколений. Поэтому идеологическая чистота, точность, последовательность и убедительность являлись первыми признаками учебника. В полном соответствии с этими установками, советские учебники были ориентированы, прежде всего, на точную и адекватную передачу информации. Основным компонентом учебников являлся текст, составляющий 85-90% объема учебника и служивший «носителем идейной и нравственной позиции, средством формирования у учащихся логического мышления и развития творческих способностей» [2, с. 117].

2б8

Подробно разработанная в педагогике второй половины ХХ века теория учебника и большое количество изданий, выполненных в соответствии с этой теорией, позволяет нам условно обозначить учебники такого типа как «традиционные». Именно они доминируют на рынке учебной литературы и сегодня, в начале XXI века, хотя, как показывает анализ практики использования учебных материалов, такие учебники «не удовлетворяют запросам современного общества» [3, с. 17] и не соответствуют целям и задачам личностно-

ориентированной модели образования.

Проблемы адаптации «традиционного» учебника к запросам меняющегося общества заставили многих исследователей в 1980-е годы обратиться к разработке теории учебных пособий. Учебными пособиями стали называться все материальные средства обучения, предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Следует особо подчеркнуть, что, согласно определению В. И. Сластенина, «учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения» [4, с. 426].

Разработка учебных пособий в 1980-1990-е годы велась очень активно. В результате номенклатура учебных пособий, необходимых для преподавания одного учебного предмета в течение учебного года, иногда достигала 12-15 единиц, включая в себя программу, поурочные планы, конспекты уроков, хрестоматии, рабочие тетради, книги для дополнительного чтения и т.д. Подобное «изобилие» крайне усложняло учебный процесс как для учителя, который вынужден был в своей работе использовать десятки учебников и учебных пособий для разных классов, так и для ученика, оперировавшего несколькими тетрадями, хрестоматиями, учебниками на каждом уроке.

Попытки решения перечисленных выше проблем были предприняты в нескольких направлениях, в том числе - в русле разработки учебно-методических комплексов. Само словосочетание «учебно-методический комплекс» (УМК) стало широко применяться в 1980-е годы, при этом практика значительно опередила теорию. До сих пор, невзирая на широкое применение понятия УМК, в отечественной педагогической науке отсутствуют фундаментальные исследования, посвященные проблеме определения учебно-методического комплекса как педагогической категории. Одно из первых определений УМК предложил Ю. К. Бабанский: по его мнению, так следует называть «систему учебных пособий, органически взаимосвязанных между собой, служащую успешному решению учебно-воспитательных задач современной школы» [5, с. 17]. Дальнейшие разработки теории УМК привели к выделению в составе учебного комплекса следующих компонентов: директивные документы для организации обучения (учебный план, программы), методические материалы для преподавателя, печатные пособия для учащихся (учебник, руководства для лабораторных работ, справочники и др.) и наглядные материалы обучения (изображения объектов, натуральные объекты), при этом базовым звеном комплекса оставался учебник. Определение номенклатуры материалов, входящих в состав УМК, стало основой понимания сущности этой категории для многих исследователей, которые указывают, что, как правило, учебник составляет ядро УМК, однако основой инновационных комплексов может быть и рабочая тетрадь для учащегося.

Тем не менее, построенные на такой формальной основе определения УМК создают существенные сложности и в практической издательско-педагогической деятельности, поскольку не позволяют выделить УМК среди других типов педагогических изданий, и в научной работе, создавая терминологическую путаницу. Примером подобной терминологической путаницы может служить описание УМК в одном из диссертационных исследований последних лет: «Ядром сетевого УМК является электронное учебное пособие, выполняющее функции учебника и электронного тренажера» [6, с.

Необходимо предложить новое рабочее определение учебно-методического комплекса. Согласно ему, учебнометодический комплекс представляет собой открытую структурированную целостную систему учебных материалов, связанных единой педагогической методологией и обеспечивающих эффективность работы всех участников педагогического процесса.

Методологической основой данного определения является ключевое понятие “система”: «целостный комплекс элементов, связанных между собой таким образом, что изменение одного из них приводит к изменению остальных» [7, с. 14]

Среди многочисленных и разнообразных свойств системы для настоящего исследования особенную важность имеют свойства открытости, структурности и целостности. Свойство открытости предполагает свободный обмен информацией между системой и окружающей средой, т.е. принципиальную “незамкнутость” учебно-методического комплекса и возможность его расширения, дополнения и приспособления в зависимости от особенностей использования УМК в конкретной педагогической ситуации, от развития образовательной среды школы, а также от уровня развития научно-педагогической и методической мысли.

Структурность подразумевает, что система учебнометодического комплекса имеет четко выраженное внутреннее устройство, каждый его компонент (блок компонентов) обладает собственной педагогической функцией; при этом все компоненты тесно взаимосвязаны между собой. Учебнометодический комплекс - многокомпонентная и полифунк-циональная система: в различных образовательных моделях и в условиях конкретных педагогических ситуаций востребованным может оказываться один компонент или блок компонентов системы.

Целостность (эмерджентность), присущая УМК как системе, означает первичность целого по отношению к части и направленность взаимодействия всех структурных компонентов системы на достижение ею как целым своих задач и целей; при этом свойства системы как целого не сводимы к сумме свойств отдельных компонентов. Система компонентов УМК строится на основе принципа комплементарности и действует на синергетических основаниях: каждый компонент УМК проектируется с учетом собственных функций и особенностей, но эффект от взаимодействия всех компонентов в пределах системы значительно превосходит эффекты от простой суммы заложенных в них функций и особенностей. В реальном педагогическом процессе УМК как открытая синергетическая система развивается нелинейно и непредсказуемо, включая в свой состав новые компоненты (в том числе, созданные различными участниками образовательного процесса) и изменяя под их влиянием базовые компоненты.

Для решения проблемы создания учебно-методических комплексов нового поколения, предназначенных для личностно-ориентированной модели образования, требует построения структурно-функциональной модели УМК. В подобную модель следует включать три типа компонентов: деятельностные, информационные и организационно-методические (схема 1), причем каждый тип компонентов обладает в составе УМК собственной функцией, отраженной в его названии.

Предложенная структурно-функциональная модель имеет инвариантный характер и может стать основой при проектировании учебно-методических комплексов различного назначения и содержания. В зависимости от типа образовательной модели (знание-ориентированной или личностноориентированной), в которой предполагается использование УМК доминирующее значение будут иметь либо информационные компоненты (для знание-ориентированной модели), либо деятельностные компоненты (для личностноориентированной модели). При этом, по нашему мнению, эффективность использования УМК значительно увеличится в случае, если большинство его компонентов (особенно информационные и деятельностные) будут выполнены на электронной основе.

Схема 1. Стандартная (инвариантная) структурно-функциональная модель УМК

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

обеспечивают различные виды самостоятельной деятельности учащихся как доминанты образовательного процесса

- компьютерные инструменты различного типа

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ

, ОРГАНИЗАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ

-обеспечивают предметное содержание образования;

- служат вспомогательными инструментами организации деятельности учащихся

НА ПЕЧАТНЫХ НОСИТЕЛЯХ

НА ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЯХ

мультимедийная библиотека информационных ресурсов

- служат инструментом организации учебного процесса: определения целей и задач учебной деятельности, планирования, контроля и оценки

- обеспечивают профессиональный рост педагога

- обеспечивают единство УМК

- рабочие тетради - маршрутные листы и тетради - практикумы - сборники задач, упражнений - учебник - хрестоматия - книга для чтения

издания для учителя, включающие программу, поурочное планирование, примерные конспекты уроков, методические рекомендации

- сайт УМК

- мультимедийное пособие для учителя, включающее презентации и

видеозаписи

- материалы для оценки и контроля

ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Библиографический список

1. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: БРЭ, 1999. - Т. 2.

2. Зуев, Д.Д. Школьный учебник. - М.: Педагогика, 1983.

3. Писарева, С. А. Исследование соответствия школьных учебников запросам современного общества // Современная учебная книга: Материалы научно-практической конференции. - Спб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

4. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин [и др.]. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

5. Бабанский, Ю.К. Дидактические проблемы совершенствования учебных комплексов // Проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 1980. - Вып. 8.

6. Вишнякова, Е.Г. Междисциплинарный сетевой УМК как средство повышения эффективности обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007.

7. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2007.

Статья поступила в редакцию 12.02.10

УДК 63.5.28

С.В. Кривых, д-р. пед. наук, проф., ректор Института декоративно-прикладного искусства, г. Санкт-Петербур;

Е.Л. Ясюченя, канд. пед. наук, доц. Института декоративно-прикладного искусства, г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Рост этнического самосознания народов России в условиях современной парадигмы общественного развития характеризуется рядом особенностей, которые проявляются также в культурной и образовательной сферах жизни. С изменением социальной, экономической и идеологической ситуации, этнографической картины нашей жизни изменяется и место нашей народной культуры и ее этнопедагогическая направленность.

Ключевые слова: этническое самосознание, этническая самоидентификация, осознанность, осмысление, смыслы, этнические ценности, этнически ориентаированный образ личности, социокультурная среда, поликультурное образование.

Обращение к проблематике этнического самосознания и нальных отношений. Кроме того, развитие национального

поликультурного образования определяется тем, что именно образования является источником, резервом, условием, фор-

они выступают основой формирования культуры межнацио- мой и средством развития национальной культуры. В совре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.