С. А. Писарева
(Санкт-Петербург)
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье обсуждаются вопросы сопровождения деятельности научного руководителя и аспиранта современными учебно-методическими и научно-методическими средствами. Акцентируется внимание на необходимости разработки УМК для образовательной программы аспирантуры как ступени послевузовского образования
Процесс подготовки кадров высшей квалификации через аспирантуру представляет собой неразрывное единство образовательного и научного компонентов, интегрированное в рамках образовательной программы подготовки кандидатов наук. Образовательная программа, с одной стороны, ориентирована на формирование профессиональной компетентности, поэтому включает в себя учебные курсы, способствующие повышению методологического, общекультурного, научного, технологического и методического уровня аспирантов, с другой стороны, направлена на научно-методическую поддержку выполнения аспирантом диссертационного исследования.
Вопросам построения образовательной программы аспирантской подготовки посвящено большое число работ [1, 2], поэтому в данной статье рассмотрим только вопросы научно-методического обеспечения этой программы.
Научно-методическое обеспечение - это целенаправленное и специально организованное содействие качественной реализации образовательных программ университета в соответствии с требованиями послевузовского образования. Учебно-методические материалы, используемые в процессе сопровождения аспиранта, представлены комплексом программ учебных курсов и методических рекомендаций по их освоению, по организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности аспирантов.
Особое место в научно-методическом обеспечении деятельности аспирантуры занимает профессиональное сообщество преподавателей, научных руководителей и консультантов, на которое возлагается основная нагрузка по созданию учебно-методического ком-
плекса, обеспечивающего реализацию образовательной программы подготовки аспиранта, и созданию исследовательской среды.
Учебно-методический комплекс должен сочетать в себе средства, представленные в печатной форме и на электронных носителях.
Ведущим средством обучения на всех этапах системы непрерывного образования является учебник. И если в прошлом веке создавались учебники для школьников, студентов системы начального, среднего и высшего профессионального образования, то уже в 90-е годы ХХ века и в наступившем веке стали активно предлагаться учебники для аспирантов. Современный рынок книжной литературы буквально наводнен множеством учебников для аспирантов по курсу философии и истории науки. По остальным дисциплинам кандидатского минимума таких учебников именно для аспирантов, как правило, нет. Но в университетах разрабатывается значительное число методических рекомендаций, курсов лекций и т.д. Возникает парадоксальная ситуация: учебника нет, а учебнометодический комплекс создается.
Модель УМК для аспиранта может быть представлена в виде инвариантного ядра и вариативной оболочки. Ядро образовано пособиями, отражающими содержание и требования к усвоению блока специальных дисциплин и педагогической практики. Вариативная оболочка представлена материалами для освоения факультативных курсов (по выбору]. По каждому курсу или дисциплине необходима разработка двух составляющих (которые могут быть размещены в одной книге или в нескольких] - содержательной и контрольно-измерительной (КИМы). Таким образом, учебно-методический комплекс подготовки аспирантов понимается нами как сово-
купность специальных источников информации разных жанров научного, научно-методического и учебного характера, представленных на печатных и электронных носителях. Такое сопровождение должно создавать условия для построения индивидуального образовательного маршрута аспирантом, для расширения информационного пространства общенаучного характера, столь необходимого при выполнении собственного диссертационного исследования.
Научно-методическое обеспечение подготовки в аспирантуре включает и научнометодическое сопровождение научного руководителя (кураторство], которое может быть осуществлено в различных формах:
- планирования направлений и содержания научно-исследовательской работы кафедр;
- проектирования научно-методических разработок, обеспечивающих необходимый научный уровень образовательного процесса;
- экспертизы учебно-методического комплекса;
- индивидуальных консультаций;
- обучающих семинаров.
В целом научно-методическое обеспечение образовательного процесса строится на основе анализа результатов научно-исследовательской деятельности кафедр университета, включающих фундаментальные и прикладные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды. Поэтому правомерно ставить вопрос о возможности существования в аспирантуре не только учебно-методического комплекса аспиранта, но и научно-методического комплекса научного руководителя.
Важнейшим элементом научно-методического обеспечения образовательной программы аспирантуры является её информационное сопровождение. Информационное сопровождение образовательного процесса представляет собой социально, педагогически и технически организованное взаимодействие субъектов, которое реализуется в целях повышения эффективности образовательного процесса и заключается в сборе, обработке (аналитико-синтетической], хранении и поиске профессионально значимой информации, а также в предоставлении этой информации всем субъектам образовательного про-
цесса в соответствующее время и в удобной для них форме. Отметим, что в отличие от информационного обслуживания в управлении, информационное сопровождение образовательного процесса включает в себя и получение новых знаний о его субъектах [3].
Широта и доступность информации, с одной стороны, и умение её накапливать, анализировать и целенаправленно использовать- с другой, во многом определяют сегодня успешность реализации задач, которые ставит перед собой личность в процессе своего профессионального развития. Главной задачей информационного сопровождения в аспирантуре является способствование или даже обеспечение адаптации субъектов послевузовской образовательной деятельности к современной информационной среде, формирование у выпускника аспирантуры уровня информационной зрелости, достаточного для реализации самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности. Информационное сопровождение базируется на обеспечении надежного хранения и обработки информации, на предоставлении возможности самостоятельной (в том числе и исследовательской] деятельности учащихся, возможности широкой коммуникации между преподавателями и аспирантами конкретного университета, региона, страны, мирового образовательного пространства.
Индивидуальный характер подготовки в аспирантуре приводит к тому, что фактически каждый аспирант при непосредственном участии научного руководителя выбирает свой индивидуальный путь движения к цели, ставящейся перед аспирантской подготовкой. Построение индивидуального образовательного маршрута возможно лишь при условии доступа к информации для получения полной картины многообразия образовательного процесса, отражающего все имеющиеся взаимосвязи составляющих его элементов.
С информационным сопровождением образовательного процесса необходимо связать информационные потребности, которые в процессе профессиональной подготовки выражаются в форме образовательных потребностей. Поэтому изучение, обобщение и типизация информационных потребностей всех субъектов образовательного процесса являются важнейшей задачей информационного сопровождения. Эта задача решается с помощью социологических методов (опросы,
интервью, анкеты, экспертные оценки]. Если информационная потребность является источником, стимулом развития информационного сопровождения, то итогом его оказываются результаты, удовлетворяющие эту потребность.
Считается доказанным, что люди не смогут произвести никакого продукта, не объединяясь для совместной деятельности и взаимного обмена результатами деятельности. С возникновением и развитием кибернетических идей, с постановкой проблемы становления информационного общества также считается установленным, что без участия в информационном взаимодействии с другими людьми личность не может существовать и состояться. Эти утверждения являются основой возникновения и развития такой социальной потребности, как потребность в информации (информационная потребность].
Анализируя результаты исследований информационной потребности, полученные другими исследователями, можно отметить следующее:
- информационная потребность - это категория, объединяющая в себе психо-соци-ально-экономико-информационные черты, что требует ее комплексного исследования;
- информационная потребность может быть измерена на основе выявления профессиональных интересов различных категорий потребителей информации;
- результатом изучения информационной потребности должна стать разработка системы мероприятий, направленных на улучшение информационного обслуживания потребителей информации.
Формирование и удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса осуществляется при условии их активности в профессионально-педагогической деятельности.
Информационное сопровождение образовательной программы аспирантуры происходит в университете, реализующем подготовку научных кадров. Поэтому непременным условием реализации информационного сопровождения аспиранта является развитие информационной среды университета по следующим общим направлениям:
- создание единого информационно-образовательного пространства - единой системы баз данных и баз знаний; лабораторий, предназначенных для проведения учебных экспе-
риментально-исследовательских работ с использованием средств информационных технологий; расширение телекоммуникационной сети, включение в нее всех подразделений; информационное обеспечение учебного процесса; создание информационно-управленческой инфраструктуры;
- комплексное обеспечение образовательного процесса современными носителями информации - разработка программного обеспечения курсов, ориентированного на поддержку изучения теоретических вопросов, выработку умений решения задач, на обеспечение управления учебным процессом, автоматизацию контроля, сопровождение учебного эксперимента (обработка информации, поступающей от датчиков, обеспечение работы управляющих элементов, компьютерное моделирование], на работу с информационнопоисковыми системами (разработка компьютерных информационных технологий обучения, электронных учебников, мультимедиа] на основе дистанционных технологий.
Таким образом, «информационное сопровождение образовательного процесса включает в себя непрерывный процесс создания условий развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, позволяющей человеку активно функционировать в современном информационном обществе» [3].
Анализ проблемы научно-методического обеспечения образовательной программы аспирантуры позволил констатировать, что во многом эффективность этого процесса зависит от выбора технологий освоения образовательной программы аспирантами, так как этот выбор многообразен и определяется необходимостью освоения академических дисциплин учебного плана (дисциплин кандидатского минимума и факультативных дисциплин], проведения диссертационного исследования, подготовки к преподавательской деятельности [2].
Итак, технологическое сопровождение образовательной программы аспирантуры определяется следующим перечнем технологий, эффективных в работе со взрослыми людьми:
- технология организации освоения содержания образования - модульное обучение, проектное обучение, обучение методом кейсов;
- технология дистанционного обучения -обучение по типу экстерната; университетское обучение (на базе одного университета]; обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений; обучение в специализированных образовательных учреждениях; автономные обучающие системы; неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программ; программы самообразования;
- работа с информацией - технология развития критического мышления для чтения и письма, компьютерные технологии;
- индивидуально-групповое взаимодействие - методика обучающего консультирования, активно используемая в системе высшего образования США. Суть методики заключается в предоставлении обучающемуся возможности выбора способа изучения учебного материала. Обучение строится на основе личностного взаимодействия преподавателя-консультанта, при котором он выполняет функции руководителя малой группы аспи-
рантов, активно взаимодействующих между собой в процессе консультирования.
Преимуществом данных технологий по сравнению с традиционными анализом и синтезом является то, что они могут быть использованы аспирантом индивидуально, в работе аспиранта и научного руководителя, а также в работе профессора с группой аспирантов.
Все эти модели ориентированы на создание возможностей для пополнения обучающимися своих знаний в рамках действующих образовательных программ, получения соответствующего документа об образовании в удобном режиме.
Таким образом, технологическое сопровождение подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре заключается в выборе образовательных технологий, ориентированных на освоение академических дисциплин учебного плана, подготовку к преподавательской деятельности в ВУЗе, развитие информационной компетенции.
Литература
1. Лаптев В. В., Тряпицына А. П., Богословский В. И., Бендю-
кова Т. С., Писарева С. А. Подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура в современном университете : коллектив. мо-ногр. / под общ. ред. В. В. Лаптева. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2005.
2. Совершенствование подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации : сб. науч. тр. Вып. 1. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006.
3. Богословский В. И. Информационное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете // Информационные технологии в образовании : материалы XX ежегод. международ. конференции-выставки «ИТО-20ю», 1-3 ноября 2010 г., Москва [Электрон. ресурс] URL: http:// ito.bitpro.ru/ 2001/ito/IV/IV-0-4.html.