УДК 33
Протас Дмитрий Владимирович
кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и планирования в организации Московского государственного индустриального университета [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОИНФОРМАЦИОННОГО (КОНСАЛТИНГОВОГО) ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РОСТА НА БАЗЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Protas Dmitriy Vladimirovich
PhD of Technical Sciences, associate professor of the chair of economics and organization planning, Moscow State Industrial University [email protected]
TOWARDS THE PROBLEM OF INTELLECTUAL INFORMATION (CONSULTING) PROVIDING OF MANAGEMENT OF INDUSTRIAL GROWTH BASED ON THE INSTITUTE OF PUBLIC-AND-PRIVATE PARTNERSHIP
Аннотация:
В данной статье обосновано положение о необходимости формирования на базе института государственно-частной интегрированной системы интеллектуально-информационного (консалтингового) обеспечения индустриального роста в разрезе всех уровней экономики; построена модель данной системы, формализованы ключевые элементы ее функционирования.
Ключевые слова:
интеллектуально-информационное обеспечение, индустриальный рост, институт государственно-частного партнерства.
The summary:
In the article it is explained the situation about the necessity of forming on the basis of the institute of public-and-private integrated system of intellectual information (consulting) ensuring industrial growth in the context of all levels of economy. The model of the system is built and the key elements of its functioning are formalized.
Keywords:
intellectual and information ensuring, industrial growth, institute of public-and-private partnership.
Интегрированная система интеллектуально-информационного обеспечения индустриального роста на практике означает не только объединение соответствующих действий со стороны государства и частных структур, доходящее до образования сетей взаимодействия, не только объединение государственных и частных ресурсов в ходе осуществления совместных проектов, программ, создания совместных предприятий и организаций, но и то, что сам процесс выработки решений в ходе государственного регулирующего воздействия на индустриальный рост должны осуществляться на основе института государственно-частного партнерства [1]. При этом разработка проектов стратегического плана и программ развития должна осуществляться инициативными группами частных специалистов, отбираемых по конкурсу. В случае особой важности разрабатываемого плана или программы целесообразно разрабатывать разными частными группами ученых и специалистов альтернативные концептуальные варианты планов и программ с тем, чтобы в дальнейшем выбрать из них наиболее приемлемый; принятие же государственного плана или программ - это уже прерогатива государства. Но и реализуя такую прерогативу, государство должно прибегать к высокопрофессиональной экспертизе, к осуществлению которой следует привлекать частные структуры и отдельных независимых экспертов [2].
Основные положения модели интегрированной системы интеллектуально-информационного обеспечения индустриального роста на базе института государственно-частного партнерства приведены ниже.
1. В самом общем виде консультирование (консалтинг) - предоставление в упорядоченном виде целенаправленно подобранной информации со стороны лица, обладающего такой информацией или способного ее достаточно оперативно собрать, либо получить в результате генерирования новых знаний, другому лицу, которое испытывает потребность [3].
В таком определении консультирования (консалтинга) оно (он) выступает как особый вид интеллектуального обеспечения целенаправленной деятельности людей, в том числе в экономической сфере. Другим видом интеллектуального обеспечения целенаправленной деятельности является такое, которое осуществляется в рамках этой деятельности силами лиц, непо-
средственно задействованных в ее осуществлении, иначе говоря, интеллектуальное обеспечение деятельности (процесса) осуществляется внутри него, а не извне. Условно такое обеспечение можно назвать самоконсалтингом.
Как у консалтинга, так и у самоконсалтинга есть одна общая черта: интеллектуальное обеспечение носит строго целенаправленный характер, будучи ориентировано на определенный конкретный вид деятельности (целенаправленного процесса), которое может осуществляться только на основе генерирования и сохранения в упорядоченном виде (в форме электронной или печатной записи, а также в форме обучения) знаний общего порядка в весьма широком диапазоне, начиная от фундаментальных научных исследований и завершая конкретными и прикладными исследованиями. Относительно небольшая часть такого базового интеллектуального обеспечения может осуществляться в рамках консалтинга и даже самоконсалтинга, но в своей основной и явно преобладающей части это интеллектуальное обеспечение возможно только посредством функционирования сфер науки и образования. При этом продукт обоих сфер, за некоторым исключением, носит универсальный характер, он не предназначен, как правило, для исключительного использования в каком-либо одном конкретном виде деятельности (процессе, проекте). Консалтинг доводит интеллектуальный продукт сфер науки и образования до его конкретного применения в определенных индивидуально-конкретных звеньях общественного воспроизводственного процесса.
Поскольку в основе прогрессивного развития общественного воспроизводственного процесса лежит инновационно-инвестиционный процесс, материализуемый посредством индустриального роста, все сказанное выше относительно интеллектуального обеспечения относится также и к индустриальному росту.
Во-первых, развитие общественного воспроизводственного процесса через качественный и количественный рост инновационно-инвестиционного процесса, материализуемого в индустриальном росте, находит выражение, с одной стороны, в научно-техническом прогрессе, а с другой - в разрастании и усложнении системы разделения общественного разделения и кооперации труда, причем обе эти стороны активно взаимодействуют между собой по принципу прямой и обратной связи [4].
Во-вторых, нарастание и усложнение общественного разделения и кооперации труда в сочетании и взаимодействии с НТП порождает нарастание масштабов, интенсивности и усложнения индустриального роста.
В-третьих, интенсивно расширяющийся и усложняющийся индустриальный рост порождает два процесса, взаимодействующих между собой по принципу прямой и обратной связи, -разрастание и усложнение мезоэкономических взаимодействий по поводу индустриального роста и интенсивно растущее усложнение конкретных задач индустриального роста.
В-четвертых, сочетание разрастания мезоэкономических взаимодействий и усложнения конкретных задач индустриального роста объективно обусловленным образом порождает тенденцию к интеграции интеллектуально-информационного обеспечения индустриального роста.
В-пятых, данная тенденция после ее достаточного усиления должна привести к формированию сети консалтингового интеллектуально-информационного обеспечения индустриального роста [5].
Тенденция к интеграции консалтингового интеллектуально-информационного обеспечения индустриального роста предполагает усиление (интенсификацию) взаимодействия трех следующих системообразуемых блоков (блок 1 - базовое интеллектуально-информационное обеспечение, представленное фундаментальными научными исследованиями, НИОКР, подготовкой квалифицированных кадров; блок 2 - консалтинговое интеллектуально-информационное обеспечение; блок 3 - интеллектуально-информационное обеспечение конкретного вида деятельности собственными силами его участников).
Сеть консалтингового интеллектуально-информационного обеспечения индустриального роста представляет собой объединение множества взаимодействующих между собой сетевым способом звеньев этого обеспечения, которые при всем их разнообразии сводятся к следующим типам (тип 1 - консалтинговые структуры научно-исследовательских организаций; тип 2 - консалтинговые структуры образовательных организаций (учебных заведений); тип 3 - консалтинговые фирмы; тип 4 - консалтинговые подразделения организаций (предприятий), непосредственно задействованных в осуществлении индустриального роста).
2. Формирование сети консалтингового обеспечения индустриального роста дает основание для постановки вопроса об оформлении совокупной консалтинговой деятельности в особую отрасль национальной экономики - отрасль консалтинга, причем не в виде механического объединения всех структур, занимающихся консалтинговой деятельности, а в качестве единого,
структурированию целого, звенья которого объединены единой сетью взаимодействий по принципу прямых и обратных связей.
3. Единая сеть взаимодействий может и должна базироваться на инновационноинвестиционном мониторинге развития народного хозяйства в разрезе его уровней.
Соответственно, формирование и развитие этого мониторинга должно осуществляться совместно с формированием и развитием сети консалтингового интеллектуально-информационного обеспечения индустриального роста.
4. Сеть консалтингового интеллектуально-информационного обеспечения индустриального роста является важной составной частью интегрированной системы интеллектуальноинформационного, в том числе консалтингового, обеспечения регулируемого государством индустриального роста.
Эта система шире данной сети, включая в себя помимо нее все научноисследовательские и образовательные организации, деятельность которых достаточно тесно связана с интеллектуально-информационным обеспечением индустриального роста помимо его консалтингового сопровождения (например, проведение фундаментальных исследований и НИОКР, общая и специальная подготовка кадров, составление стратегического плана, разработка программ, проектов и др.).
5. В интегрированной системе интеллектуально-информационного, в том числе консалтингового, обеспечения регулируемого государством индустриального роста на основе института государственно-частного партнерства объединены частные эксперты, ученые, специалисты; частные структуры; государственные структуры.
6. Аналогично тому, как сам процесс регулирующего воздействия государства на индустриальный рост следует осуществлять на основе института государственно-частного партнерства, формирование, развитие и функционирование интегрированной системы интеллектуальноинформационного (консалтингового) обеспечения индустриального роста также необходимо базировать на этом институте.
7. Принципиально важно, чтобы в институте государственно-частного партнерства были объединены именно положительные стороны подхода со стороны государства и частной инициативы и нейтрализованы негативные стороны этих двух разных подходов. Тогда получится институт государственно-частного партнерства с положительным общественным знаком, который действительно следует поддерживать и развивать.
8. Существенно и то, что и государственное регулирующее воздействие на индустриальный рост, и интеллектуально-информационное (консалтинговое) обеспечение как этого воздействия, так и самого процесса роста должно осуществляться на базе института государственночастного партнерства.
9. В ходе государственного регулирующего воздействия на индустриальный рост необходимо осуществление комплекса процессов, каждый из которых требует соответствующего интеллектуально-информационного (консалтингового) обеспечения.
10. Как само государственное регулирующее воздействие на индустриальный рост, так и интеллектуально-информационное (консалтинговое) обеспечение и этого регулирования, и самого процесса роста должны осуществляться в разрезе уровней общественного воспроизводственного процесса при том, что процессы, протекающие на этих уровнях, взаимодействуют между собой сетевым образом по принципу прямой и обратной связи; при этом речь идет о взаимодействии процессов индустриального роста на всех уровнях.
11. Интегрированная система интеллектуально-информационного (консалтингового) обеспечения регулируемого государством индустриального роста в разрезе его уровней должна охватывать как каждую стадию этого роста в отдельности (инновации и их экспертная оценка, НИОКР, проектирование, инвестиции, инвестиционный процесс, ввод производственных мощностей и т.д.), так и их последовательное взаимодействие.
В заключении следует отметить, что в условиях регулируемого государством индустриального роста в русле его системной экологизации-синергетизации объективно обусловлено формирование на базе института государственно-частного интегрированной системы интеллектуальноинформационного (консалтингового) обеспечения такого роста в разрезе всех уровней экономики; в рамках предложенной системы рекомендовано развивать сеть консалтинговых фирм, способных создавать динамично развиваемую основу интеллектуально-информационного обеспечения индустриального роста на всех уровнях экономики, оптимизируемого по критерию экологичности-синергетичности.
Ссылки: References (transliterated):
1. Бард В.С. Финансово-инвестиционный комплекс, 1. Bard V.S. Finansovo-investitsionniy kompleks,
М., 1998. M., 1998.
2. Бард В.С. Инвестиционные проблемы российской 2. Bard V.S. Investitsionne problemy rossiyskoy ekono-
экономики, М., 2000. miki, M., 2000.
3. Брагин Н.И. Государство и рынок. М., 2000. 3. Bragin N.I. Gosudarstvo i rynok. M., 2000.
4. Годунов И.В., Ларионов И.К. Политическая эконо- 4. Godunov I.V., Larionov I.K. Politicheskaya ekono-
мия. Путь в XXI век. М., 2006. miya. Put' v XXI vek. M., 2006.
б. Зироян М.А. Финансы в современном воспроиз- б. Ziroyan M.A. Finansy v sovremennom vosproiz-
водстве. М., 2004. vodstve. M., 2004.