Научная статья на тему 'К проблеме формирования толерантности младших школьников как субъектов инклюзивного образования'

К проблеме формирования толерантности младших школьников как субъектов инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОНГРУЭНТНАЯ ЭМПАТИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / АССЕРТИВНОСТЬ / TOLERANCE / CONGRUENT EMPATHY / COMMUNICATIVE COMPETENCY / EMOTIONAL RESILIENCE / ASSERTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слюсарёва Елена Сергеевна, Морозова Юлия Николаевна

В статье раскрыты основные теоретические подходы к проблеме толерантности в инклюзивном образовании как формы интеграции младших школьников с особыми образовательными потребностями. Представлены компоненты толерантности младших школьников как субъектов инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слюсарёва Елена Сергеевна, Морозова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of formation of tolerance of junior schoolchildren as subjects of inclusive education

The article deals with the main theoretical approaches to the problem of tolerance in inclusive education as a form of integration of junior schoolchildren with special educational needs. The components of tolerance of junior schoolchildren as agents of inclusive education are described.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования толерантности младших школьников как субъектов инклюзивного образования»

2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. -СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

3. Корнилова И.Г. Роль зрительного дефекта в формировании самоотношения подростков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2003. - Т. 3. -№ 6. - С. 68-75.

4. Королева Ю.А. Детерминанты и механизмы развития социально-психологической компетентности в условиях дизонтогенеза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. - С. 146-151.

5. Королева Ю.А. Социально-психологическая компетентность и жизнеспособность лиц с отклонениями в развитии: факторный анализ // Специальное образование. - 2015. - № 4. - С. 43-51.

6. Куницына В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: автореф. дис. ... канд.

психол. наук. - Ленинград, 1968. - 16 с.

7. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2005. - 688 с.

8. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова. - М.: Просвещение. 1985. - 144 с.

9. Прилепская Т.Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников // Дефектология. - 1989. - № 5. - С. 26-32.

10. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. - М.: Просвещение, 1975. - 108 с.

11. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. -М.: Полиграф сервис, 2000. - 250 с.

УДК 373.3

Слюсарева Елена Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент

Морозова Юлия Николаевна

Ставропольский государственный педагогический институт [email protected], [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СУБЪЕКТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрыты основные теоретические подходы к проблеме толерантности в инклюзивном образовании как формы интеграции младших школьников с особыми образовательными потребностями. Представлены компоненты толерантности младших школьников как субъектов инклюзивного образования.

Ключевые слова: толерантность, конгруэнтная эмпатия, коммуникативная компетентность, эмоциональная устойчивость, ассертивность.

На сегодняшний день в связи с ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями) проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием всех субъектов образовательного процесса: родителей, педагогов, администрации образовательных организации.

Ведущим условием успешной интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями является наличие толерантной образовательной среды. Именно начальная школа является первым этапом совместного обучения детей, которые пришли с разной культурой, с разным жизненным опытом и с разным психофизиологическим статусом (в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья). Это порождает возникновение разного рода барьеров (психологических, коммуникативных, эмоциональных) в процессе взаимодействия детей и требует пересмотра всей системы работы в школе.

Такая система должна быть направлена на создание инклюзивной толерантной образовательной среды, охватывать всех субъектов инклюзивного образовательного процесса и соответствовать главному гуманистическому принципу: «не навреди».

То есть все компоненты толерантной образовательной среды должны быть направлены на развитие каждого субъекта инклюзивной образовательной среды: и на детей, имеющих особые образовательные потребности, и на детей, имеющих условно нормативное развитие, и на педагога, и на родителей всех учащихся образовательной организации. При такой средовой организации признается право на уникальность и неповторимость каждой личности, ненасильственное общение, основанное на диалоговых формах сотрудничества.

В связи с этим остро встаёт проблема формирования толерантности младших школьников как субъектов инклюзивного образовательного процесса.

Нами был проведен анализ исследований, связанных с вопросами формирования толерантности в инклюзивной образовательной среде, который показал, что нет единого определения данного понятия. Это объясняется сложностью и многогранностью самой личности, динамическим характером ее многообразных функций, сложностью и иерархически организованной системой взаимодействий личности с окружающей средой.

На современном этапе понимание толерантности неоднозначно и имеет разное толкование в культурах разных народов. Так, толерантность

306

Вестник КГУ ^ 2016

© Слюсарева Е.С., Морозова Ю.Н., 2016

в переводе с английского языка означает готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь. Французский перевод определяет толерантность как уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов. В китайском языке проявлять толерантность, значит позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. В словарях, издаваемых на русском языке, мы можем отметить, что наиболее близким по значению понятию «толерантность» является понятие «терпимость» как умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

В свою очередь, терпимость рассматривается в двух аспектах:

- первый - «способность мириться с кем-либо, чем-либо». В данном аспекте такая способность касается высоких душевных качеств личности: великодушие, добросердечность, отзывчивость, готовность помочь и др.

- второй - «терпимое отношение». В данном аспекте рассматривается терпимое отношение к недостаткам другого (на наш взгляд, в том числе физическим и психологическим), к чужому мнению (принятие позиции, разных точек зрения на одну и ту же проблему) и т.д. [10].

С понятием толерантность соотносится не только понятие терпимость, но и другие понятия, в частности миролюбие, сострадание, сочувствие, согласие, также выражающее идею преодоления конфликта, достижения консенсуса [3, с. 4-7].

Анализ литературы показал, что существуют разные формы толерантности: этническая, политическая, маргинальная, физиологическая и др.) Из них наиболее значимой для нашего исследования является межличностная толерантность (С. Братченко), которую мы рассматриваем как особый способ построения взаимодействия и общения с детьми, в том числе «иными». Межличностная толерантность многоаспектна и неоднородна по своему содержанию. В нее включена и физиологическая толерантность, поскольку часто дети с особыми образовательными потребностями имеют разный физиологический статус (дети с детским церебральным параличом, комплексными нарушениями и др.), и коммуникативная толерантность (дети с особыми образовательными потребностями имеют коммуникативные барьеры в связи с имеющимися речевыми нарушениями), и ряд других [5, с. 104-117].

Суть межличностной толерантности - в готовности человека выйти за пределы ограниченного круга «своих» (отличных от «других» по любому признаку - по национальности, вере, социальному происхождению, возрасту, статусу и т. д.) навстречу «Миру миров» - равнозначных, «равноразных» человеческих миров (М. Гефтер). В этом измерении главное «внутриличностное условие» толе-

рантности - это понимание естественности и неизбежности различий между людьми и готовность уважать эти различия, а также признание прав и свобод каждого человека, способность к сосуществованию с другими (иными) людьми, к вступлению с ними в ненасильственные формы взаимодействия, т. е. готовность и способность к диалогу.

В контексте диалога толерантность выступает как условие полноценного личностного развития, как требование к процессу социализации личности. Воспринимая и принимая другого, личность расширяет границы своей жизнедеятельности. При этом личность ассимилирует, но не копирует чужой опыт, что требует активного внутреннего взаимодействия с образом «другого», при котором меняются система взглядов и представлений личности (Д.В. Зиновьев) [6, с. 148].

Межличностная толерантность в концепции диалога может быть раскрыта и исследована также с помощью такого конструкта, как «коммуникативные права личности» - с помощью которого описывается система психолого-правовых оснований социальных отношений, определяющих границы свободы субъектов таким образом, чтобы обеспечить их взаимодействие на основе взаимного признания и ненасилия. Среди основных базовых коммуникативных прав личности - право на свою систему ценностей, право на достоинство и его уважение, право на индивидуальность и своеобразие, на отличие от других, право на точку зрения и др. Эти права могут рассматриваться и как опе-рационализация коммуникативной толерантности, как фиксация конкретных направлений усилий, необходимых для поддержания полноценного мирного сосуществования и сотрудничества. Именно поэтому признание человеком основных коммуникативных прав личности (как своих, так и собеседника) и следование им в реальных отношениях могут служить важными критериями межличностной толерантности в условиях совместного обучения детей, имеющих отличный от других физиологический или психологический статус.

Толерантность как психологический феномен имеет критериальные уровни своего развития и проявления в личности. В частности, В.А. Лекторский выделяет четыре типа толерантности [7, с. 48-54]: толерантность как безразличие к существованию различных культурных систем, взглядов и практик, если они не противоречат общецивилизованным правилам общежития людей; толерантность как уважение к другому, которого нельзя понять и с которым нельзя взаимодействовать (данный тип толерантности основан на равноправии культур и отсутствии привилегированной системы ценностей; толерантность как снисхождение к слабости других (с определенной долей презрения). Данное понимание связано с плюрализмом и обусловлено выделением привилегированной системы ценно-

стей; толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог. Данный тип основан на признании диалогической природы сознания, поэтому он рассматривается не просто как плюрализм взглядов и ценностей, а как их «полифония», то есть диалог и глубинное взаимодействие разных позиций. Последний тип толерантности предполагает нравственную активность личности и, в этом контексте, толерантность - это не пассивное принятие, а активный поиск точек соприкосновения с неясным, непонятным, чужим; желание понять это неясное. Именно данное понимание толерантности обуславливает возможность совместного обучения детей, имеющих условно нормативное развитие и детей, имеющих особые образовательные потребности на основе безусловного принятия и развития каждого субъекта взаимоотношений в образовательном процессе.

Наше исследование предполагает выявление четких структурных компонентов феномена толерантности в его содержательном аспекте. Выделение и содержательное наполнение данных компонентов проводилось нами с опорой на исследование О.Б. Скрябиной [9, с. 209], которая предлагает следующие наиболее важные измерения толерантности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Рассмотрим содержание данных компонентов в структуре толерантности младших школьников как субъектов инклюзивного образования.

Когнитивный компонент толерантности подразумевает фиксацию в сознании учащихся результата овладения знанием о толерантности. К показателям когнитивного компонента мы относим неопределенность (отсутствие или недостаток определения или информации о чём-либо) и гибкость мышления (умение младших школьников быстро реагировать, легко находить новые отличные друг от друга варианты решения какой-либо проблемы) (по Е.Г. Луковицкой) [8, с. 197].

Сформированность данного компонента позволяет младшим школьникам в ситуациях межличностного взаимодействия с детьми, имеющими особые образовательные потребности, выстроить стратегии общения исходя из знаний о физических и психологических особенностях данной категории детей, быстро найти вариант решения в ситуации затрудненного взаимодействия.

Следующий компонент - эмоциональный, предполагает переживание положительных эмоций по поводу достижения уважительного взаимодействия с окружающими людьми. Он включает: умение распознавать эмоциональные состояния; принятие детей с особыми образовательными потребностями такими, какие они есть; способность к эмпатии; самоконтроль и саморегуляцию, умение сдерживать свои негативные побуждения, умение регулировать свою активность.

К показателям эмоционального компонента мы относим:

- эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», под которой понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций [1, с. 141-149];

- эмпатию как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Развитие эмпатии особенно важно в период младшего школьного возраста, когда у детей интенсивно начинают развиваться нравственные ценности, новые взгляды на отношения между людьми [4, с. 97];

- коммуникативную компетентность как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение: инициация контакта; умение построить диалог, краткость и точность в выражении своих мыслей; осуществление обратной связи, снятие эмоционального напряжения в процессе взаимодействия, взаимодействие на основе сотрудничества, использование разных стилей общения; понимание специфики коммуникативных средств, используемых при взаимодействии [4, с. 97].

Сформированность данного компонента позволяет снизить уровень проявления негативных эмоциональных проявлений при вступлении в контакт с детьми, которые имеют коммуникативные барьеры (в связи с наличием речевых нарушений), эмоциональные барьеры (страх перед незнакомыми детьми, незнакомой обстановки и т.п.).

Третий - поведенческий компонент отражает наличие практических навыков толерантного поведения. Данный компонент выполняет регулятивную функцию. Основу поведенческого компонента составляет действие знаний и умений толерантного взаимодействия, что выражается в не нанесении ущерба себе и другим людям, усилении личности другого субъекта (улучшении психического состояния партнера, умение выйти из затруднительного положения при возникновении логических, фонематических, стилистических барьеров).

К показателям поведенческого компонента мы относим:

- ассертивность как способность младшего школьника уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других (Я.А. Батрак). Ассертивная личность не только целеустремленно и активно отстаивает собственные позиции, но и способствует развитию ценностей взаимоуважения и доброты [2, с. 39-42];

- избегание конфликтных ситуаций (И.Б. Гриш-пун); (столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме).

308

Вестник КГУ ^ 2016

Сформированность данного компонента толерантности у младших школьников способствует нивелированию конфликтных ситуаций в условиях инклюзивной образовательной среды, отражает мобильность поведения, социальную активность, легкую адаптацию в инклюзивной школе.

Таким образом, толерантная образовательная среда формирует возможность у всех субъектов инклюзивного образования отстаивать свои позиции на основе безусловного принятия и уважения личности детей с разным психологическим и физическим статусом.

Библиографический список

1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. -1989. - № 4. - С. 141-149.

2. Алексеева Л.Ф., Лебедева И.В. Ассертивность как основное свойство субъекта в психологии // Вестник практической психологии образования. -2009. - № 1. - С. 39-42.

3. АсмоловА.Г. Слово о толерантности // Век толерантности: научно-публицистический вестник. -2001. - Вып. 1. - С. 4-7.

4. Батрак Я.А. Развитие толерантности млад-

ших школьников. - Братск: Гимнц, 2010. - 97 с.

5. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2003. - С. 104-117.

6. Зиновьев Д.В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности: дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2000. - 148 с.

7. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. -1997. - № 11. - С. 48-54.

8. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности неопределенности: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 197 с.

9. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования толерантности у старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2000. - 209 с.

10. Трохимчук М.В., Шалагинова К.С. Теоретические основы формирования толерантности в современном образовательном пространстве. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rae.ru/forum2012/236/553 (дата обращения: 28.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.