2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. -СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
3. Корнилова И.Г. Роль зрительного дефекта в формировании самоотношения подростков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2003. - Т. 3. -№ 6. - С. 68-75.
4. Королева Ю.А. Детерминанты и механизмы развития социально-психологической компетентности в условиях дизонтогенеза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. - С. 146-151.
5. Королева Ю.А. Социально-психологическая компетентность и жизнеспособность лиц с отклонениями в развитии: факторный анализ // Специальное образование. - 2015. - № 4. - С. 43-51.
6. Куницына В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: автореф. дис. ... канд.
психол. наук. - Ленинград, 1968. - 16 с.
7. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2005. - 688 с.
8. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова. - М.: Просвещение. 1985. - 144 с.
9. Прилепская Т.Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников // Дефектология. - 1989. - № 5. - С. 26-32.
10. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. - М.: Просвещение, 1975. - 108 с.
11. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. -М.: Полиграф сервис, 2000. - 250 с.
УДК 373.3
Слюсарева Елена Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент
Морозова Юлия Николаевна
Ставропольский государственный педагогический институт [email protected], [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СУБЪЕКТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрыты основные теоретические подходы к проблеме толерантности в инклюзивном образовании как формы интеграции младших школьников с особыми образовательными потребностями. Представлены компоненты толерантности младших школьников как субъектов инклюзивного образования.
Ключевые слова: толерантность, конгруэнтная эмпатия, коммуникативная компетентность, эмоциональная устойчивость, ассертивность.
На сегодняшний день в связи с ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями) проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием всех субъектов образовательного процесса: родителей, педагогов, администрации образовательных организации.
Ведущим условием успешной интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями является наличие толерантной образовательной среды. Именно начальная школа является первым этапом совместного обучения детей, которые пришли с разной культурой, с разным жизненным опытом и с разным психофизиологическим статусом (в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья). Это порождает возникновение разного рода барьеров (психологических, коммуникативных, эмоциональных) в процессе взаимодействия детей и требует пересмотра всей системы работы в школе.
Такая система должна быть направлена на создание инклюзивной толерантной образовательной среды, охватывать всех субъектов инклюзивного образовательного процесса и соответствовать главному гуманистическому принципу: «не навреди».
То есть все компоненты толерантной образовательной среды должны быть направлены на развитие каждого субъекта инклюзивной образовательной среды: и на детей, имеющих особые образовательные потребности, и на детей, имеющих условно нормативное развитие, и на педагога, и на родителей всех учащихся образовательной организации. При такой средовой организации признается право на уникальность и неповторимость каждой личности, ненасильственное общение, основанное на диалоговых формах сотрудничества.
В связи с этим остро встаёт проблема формирования толерантности младших школьников как субъектов инклюзивного образовательного процесса.
Нами был проведен анализ исследований, связанных с вопросами формирования толерантности в инклюзивной образовательной среде, который показал, что нет единого определения данного понятия. Это объясняется сложностью и многогранностью самой личности, динамическим характером ее многообразных функций, сложностью и иерархически организованной системой взаимодействий личности с окружающей средой.
На современном этапе понимание толерантности неоднозначно и имеет разное толкование в культурах разных народов. Так, толерантность
306
Вестник КГУ ^ 2016
© Слюсарева Е.С., Морозова Ю.Н., 2016
в переводе с английского языка означает готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь. Французский перевод определяет толерантность как уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов. В китайском языке проявлять толерантность, значит позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. В словарях, издаваемых на русском языке, мы можем отметить, что наиболее близким по значению понятию «толерантность» является понятие «терпимость» как умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
В свою очередь, терпимость рассматривается в двух аспектах:
- первый - «способность мириться с кем-либо, чем-либо». В данном аспекте такая способность касается высоких душевных качеств личности: великодушие, добросердечность, отзывчивость, готовность помочь и др.
- второй - «терпимое отношение». В данном аспекте рассматривается терпимое отношение к недостаткам другого (на наш взгляд, в том числе физическим и психологическим), к чужому мнению (принятие позиции, разных точек зрения на одну и ту же проблему) и т.д. [10].
С понятием толерантность соотносится не только понятие терпимость, но и другие понятия, в частности миролюбие, сострадание, сочувствие, согласие, также выражающее идею преодоления конфликта, достижения консенсуса [3, с. 4-7].
Анализ литературы показал, что существуют разные формы толерантности: этническая, политическая, маргинальная, физиологическая и др.) Из них наиболее значимой для нашего исследования является межличностная толерантность (С. Братченко), которую мы рассматриваем как особый способ построения взаимодействия и общения с детьми, в том числе «иными». Межличностная толерантность многоаспектна и неоднородна по своему содержанию. В нее включена и физиологическая толерантность, поскольку часто дети с особыми образовательными потребностями имеют разный физиологический статус (дети с детским церебральным параличом, комплексными нарушениями и др.), и коммуникативная толерантность (дети с особыми образовательными потребностями имеют коммуникативные барьеры в связи с имеющимися речевыми нарушениями), и ряд других [5, с. 104-117].
Суть межличностной толерантности - в готовности человека выйти за пределы ограниченного круга «своих» (отличных от «других» по любому признаку - по национальности, вере, социальному происхождению, возрасту, статусу и т. д.) навстречу «Миру миров» - равнозначных, «равноразных» человеческих миров (М. Гефтер). В этом измерении главное «внутриличностное условие» толе-
рантности - это понимание естественности и неизбежности различий между людьми и готовность уважать эти различия, а также признание прав и свобод каждого человека, способность к сосуществованию с другими (иными) людьми, к вступлению с ними в ненасильственные формы взаимодействия, т. е. готовность и способность к диалогу.
В контексте диалога толерантность выступает как условие полноценного личностного развития, как требование к процессу социализации личности. Воспринимая и принимая другого, личность расширяет границы своей жизнедеятельности. При этом личность ассимилирует, но не копирует чужой опыт, что требует активного внутреннего взаимодействия с образом «другого», при котором меняются система взглядов и представлений личности (Д.В. Зиновьев) [6, с. 148].
Межличностная толерантность в концепции диалога может быть раскрыта и исследована также с помощью такого конструкта, как «коммуникативные права личности» - с помощью которого описывается система психолого-правовых оснований социальных отношений, определяющих границы свободы субъектов таким образом, чтобы обеспечить их взаимодействие на основе взаимного признания и ненасилия. Среди основных базовых коммуникативных прав личности - право на свою систему ценностей, право на достоинство и его уважение, право на индивидуальность и своеобразие, на отличие от других, право на точку зрения и др. Эти права могут рассматриваться и как опе-рационализация коммуникативной толерантности, как фиксация конкретных направлений усилий, необходимых для поддержания полноценного мирного сосуществования и сотрудничества. Именно поэтому признание человеком основных коммуникативных прав личности (как своих, так и собеседника) и следование им в реальных отношениях могут служить важными критериями межличностной толерантности в условиях совместного обучения детей, имеющих отличный от других физиологический или психологический статус.
Толерантность как психологический феномен имеет критериальные уровни своего развития и проявления в личности. В частности, В.А. Лекторский выделяет четыре типа толерантности [7, с. 48-54]: толерантность как безразличие к существованию различных культурных систем, взглядов и практик, если они не противоречат общецивилизованным правилам общежития людей; толерантность как уважение к другому, которого нельзя понять и с которым нельзя взаимодействовать (данный тип толерантности основан на равноправии культур и отсутствии привилегированной системы ценностей; толерантность как снисхождение к слабости других (с определенной долей презрения). Данное понимание связано с плюрализмом и обусловлено выделением привилегированной системы ценно-
стей; толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог. Данный тип основан на признании диалогической природы сознания, поэтому он рассматривается не просто как плюрализм взглядов и ценностей, а как их «полифония», то есть диалог и глубинное взаимодействие разных позиций. Последний тип толерантности предполагает нравственную активность личности и, в этом контексте, толерантность - это не пассивное принятие, а активный поиск точек соприкосновения с неясным, непонятным, чужим; желание понять это неясное. Именно данное понимание толерантности обуславливает возможность совместного обучения детей, имеющих условно нормативное развитие и детей, имеющих особые образовательные потребности на основе безусловного принятия и развития каждого субъекта взаимоотношений в образовательном процессе.
Наше исследование предполагает выявление четких структурных компонентов феномена толерантности в его содержательном аспекте. Выделение и содержательное наполнение данных компонентов проводилось нами с опорой на исследование О.Б. Скрябиной [9, с. 209], которая предлагает следующие наиболее важные измерения толерантности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Рассмотрим содержание данных компонентов в структуре толерантности младших школьников как субъектов инклюзивного образования.
Когнитивный компонент толерантности подразумевает фиксацию в сознании учащихся результата овладения знанием о толерантности. К показателям когнитивного компонента мы относим неопределенность (отсутствие или недостаток определения или информации о чём-либо) и гибкость мышления (умение младших школьников быстро реагировать, легко находить новые отличные друг от друга варианты решения какой-либо проблемы) (по Е.Г. Луковицкой) [8, с. 197].
Сформированность данного компонента позволяет младшим школьникам в ситуациях межличностного взаимодействия с детьми, имеющими особые образовательные потребности, выстроить стратегии общения исходя из знаний о физических и психологических особенностях данной категории детей, быстро найти вариант решения в ситуации затрудненного взаимодействия.
Следующий компонент - эмоциональный, предполагает переживание положительных эмоций по поводу достижения уважительного взаимодействия с окружающими людьми. Он включает: умение распознавать эмоциональные состояния; принятие детей с особыми образовательными потребностями такими, какие они есть; способность к эмпатии; самоконтроль и саморегуляцию, умение сдерживать свои негативные побуждения, умение регулировать свою активность.
К показателям эмоционального компонента мы относим:
- эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», под которой понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций [1, с. 141-149];
- эмпатию как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Развитие эмпатии особенно важно в период младшего школьного возраста, когда у детей интенсивно начинают развиваться нравственные ценности, новые взгляды на отношения между людьми [4, с. 97];
- коммуникативную компетентность как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение: инициация контакта; умение построить диалог, краткость и точность в выражении своих мыслей; осуществление обратной связи, снятие эмоционального напряжения в процессе взаимодействия, взаимодействие на основе сотрудничества, использование разных стилей общения; понимание специфики коммуникативных средств, используемых при взаимодействии [4, с. 97].
Сформированность данного компонента позволяет снизить уровень проявления негативных эмоциональных проявлений при вступлении в контакт с детьми, которые имеют коммуникативные барьеры (в связи с наличием речевых нарушений), эмоциональные барьеры (страх перед незнакомыми детьми, незнакомой обстановки и т.п.).
Третий - поведенческий компонент отражает наличие практических навыков толерантного поведения. Данный компонент выполняет регулятивную функцию. Основу поведенческого компонента составляет действие знаний и умений толерантного взаимодействия, что выражается в не нанесении ущерба себе и другим людям, усилении личности другого субъекта (улучшении психического состояния партнера, умение выйти из затруднительного положения при возникновении логических, фонематических, стилистических барьеров).
К показателям поведенческого компонента мы относим:
- ассертивность как способность младшего школьника уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других (Я.А. Батрак). Ассертивная личность не только целеустремленно и активно отстаивает собственные позиции, но и способствует развитию ценностей взаимоуважения и доброты [2, с. 39-42];
- избегание конфликтных ситуаций (И.Б. Гриш-пун); (столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме).
308
Вестник КГУ ^ 2016
Сформированность данного компонента толерантности у младших школьников способствует нивелированию конфликтных ситуаций в условиях инклюзивной образовательной среды, отражает мобильность поведения, социальную активность, легкую адаптацию в инклюзивной школе.
Таким образом, толерантная образовательная среда формирует возможность у всех субъектов инклюзивного образования отстаивать свои позиции на основе безусловного принятия и уважения личности детей с разным психологическим и физическим статусом.
Библиографический список
1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. -1989. - № 4. - С. 141-149.
2. Алексеева Л.Ф., Лебедева И.В. Ассертивность как основное свойство субъекта в психологии // Вестник практической психологии образования. -2009. - № 1. - С. 39-42.
3. АсмоловА.Г. Слово о толерантности // Век толерантности: научно-публицистический вестник. -2001. - Вып. 1. - С. 4-7.
4. Батрак Я.А. Развитие толерантности млад-
ших школьников. - Братск: Гимнц, 2010. - 97 с.
5. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2003. - С. 104-117.
6. Зиновьев Д.В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности: дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2000. - 148 с.
7. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. -1997. - № 11. - С. 48-54.
8. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности неопределенности: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 197 с.
9. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования толерантности у старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2000. - 209 с.
10. Трохимчук М.В., Шалагинова К.С. Теоретические основы формирования толерантности в современном образовательном пространстве. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rae.ru/forum2012/236/553 (дата обращения: 28.08.2016).