УДК 371.9:371.01 ББК 74.5:74.202.42
Л.П. Феталиева, Н.А. Юсупов
формирование толерантного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании
В статье представлены наиболее эффективные формы работы по формированию толерантного отношения учащихся, педагогов и родителей к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в инклюзивном образовании; варианты проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказ-котерапии, сюжетно-ролевой игры.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивное образование, ребёнок-инвалид, школьное пространство, младший школьник, толерантность, педагогическая толерантность, толерантное отношение.
L.P. Fetalieva, N.A. Yusupov
formation of the tolerant attitude to primary school students with disabilities in inclusive education
The article presents the most effective forms of work on the formation of a tolerant attitude of students, teachers and parents to the younger students with disabilities in inclusive education; options for interactive lessons in inclusive and regular classes with the use of methods of art therapy, fairytale therapyand plot-role-playing games.
Key words: children with HIA, inclusive education, a child with a disability, school space, junior high school student, tolerance, teaching tolerance, tolerant attitude.
Инклюзивное образование сегодня в научно-педагогической литературе рассматривается как процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных школах [2].
Инклюзивное образование - это целая философия взглядов, и уместить её в одну фразу невозможно [4]. Но мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение.
В настоящее время национальная образовательная политика в нашей стране нацелена на создание оптимальных условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения, развитие инклюзивного образования. Это нашло отражение в законе «Об образовании
РФ», федеральной целевой программе «Доступная среда» (2011-2015 гг.) [8].
Минздравсоцразвития России в рамках программы «Доступная среда» (2011-2015 г.) осуществил коммуникационную кампанию «Люди так не делятся» (2011 г.).
Главная цель государственной программы «Доступная среда» - формирование толерантного отношения к инвалидам в коммуникационном аспекте. В 2011 г. Минздравсоцразвитием России был проведен первый этап кампании. В рамках программы прошли мероприятия, связанные с обустройством городов и рабочих мест.
В данной программе прописано: «Люди бывают пунктуальные, романтичные, аккуратные, ранимые. Но их нельзя разделить на инвалидов и не инвали-
X
го
СО
о
5 ^
Iю ЕЁ о
5 о
° I
ii
3 2
го s
1 m £ к ^ .0
5 g ^
о ч
to
x
О)
Э
о
X
о к Р О
X О ГО S Q. to ф О
Ш И
е i
S« ° I
и 1
Q. I—
о о 0 о
<
I
(О
ш
ф
^
га н ф
С
дов, потому что люди так не делятся».
Право ребенка с ОВЗ на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации инклюзивного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
Однако в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства:
• отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для младших школьников с особыми образовательными потребностями;
• отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;
• неготовность широкой общественности признавать право младшеклассника с ограниченными возможностями здоровья на получение образования его в среде своих здоровых сверстников;
• нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
• неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
• трудности социально-психологической адаптации младших школьников с ОВЗ;
• проблема неприятия младших школьников с ОВЗ участниками образовательного процесса.
В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ [5].
Толерантность выражается в готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она
предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Культура толерантности в повседневной жизни возможна только при освобождении взаимоотношений взрослых и детей от любых интоллерант-ных отношений.
Толерантность - это не только милосердие, терпимость, главное - это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность [3].
Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса в следующих целевых группах:
• педагоги и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог), работающие с детьми;
• родители (законные представители);
• воспитанники, обучающиеся.
Работу по формированию толерантного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями необходимо проводить повсеместно и на самых разных уровнях с привлечением внимания широких слоев общественности, представителей администраций разных рангов, работников социальных служб, СМИ. Большую роль в этом может сыграть деятельность просветительского характера (научные конференции и семинары, круглые столы, публикации материалов в периодической печати), организация курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля для работы в условиях смешанной системы образования, изучение зарубежного опыта в сфере социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями. И, безусловно, такая работа должна проводиться в каждой общеобразовательной школе.
Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет школа, именно в ней ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного, терпимого отношения к окружающим людям. [6].
Совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».
С этой целью социальным педагогам необходимо проводить в образовательных учреждениях занятия с детьми по воспитанию толерантного отношения здоровых детей к детям с ОВЗ. С учетом возраста детей специалисты могут организовать ролевые игры, проигрывать ситуации, обсуждать, как преодолеть барьеры и сделать так, чтобы можно было учиться вместе.
Логика и технология обучения толерантности в зависимости от специфики основного вида деятельности обучаемых будет разной. Так, поскольку у дошкольников и младших школьников в деятельности, как известно, преобладает эмоциональный компонент, работать с ними логично с учетом этого факта.
Для младших школьников важно использовать эмоционально-ориентированную технологию, направленную в первую очередь на неприятие отрицательных эмоций и напряженных состояний детей. Помогая в этом друг другу, дети сближаются, они ощущают реальную поддержку, чувствуют доверие друг к другу. На этом фоне постепенно исчезает эмоциональная неприязнь между отдельными деть-
ми, они перестают остро реагировать на существующие различия между ними, становятся более толерантными на эмоциональном уровне. Методически правильно в эти моменты предложить детям какие-то новые знания, рассказать о том, насколько важным для человека оказывается умение понимать других людей и на этой основе проявлять к ним толерантность. И лишь опираясь на это, детям можно предлагать какую-то совместную деятельность или использование новых, толерантных форм поведения в привычной для них учебной или игровой деятельности.
Работа социального педагога по формированию толерантного отношения к младшим школьникам с ОВЗ может осуществляться путем проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры, которые способствуют формированию толерантного отношения к окружающим, развивают коммуникативные умения.
Так, например, можно провести игровое занятие по сюжету сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Учащимся на данном занятии предложить изобразить обитателей птичьего двора. Им предоставляется возможность представить себя в роли «гадкого утенка» и понять чувства героя сказки, которого отвергают только потому, что он выглядит не так, как все, и описать свои переживания. Кроме того, учащиеся должны побывать и в роли обидчиков «гадкого утенка» и объяснить, почему они не приняли «утенка». В конце занятия ребятам можно предложить придумать другое развитие событий сказки в условиях принятия утенка обитателями птичьего двора [7].
Другой вариант проведения занятия -младшеклассникам необходимо просмотреть или прочитать сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Чтение (просмотр) сказки можно дать как домашнее задание за 1-2 дня до урока. На занятие учащиеся приносят рисунок к сказке «Гадкий утенок», где они изобразили ситуацию, в которой они больше всего переживали за утенка. Наиболее выразительные рисунки дети комментируют. После необходи-
X
го ш о
со ГО
Ю О
3 2
го ^ 5 ю
к .о ш
о ^
о ч
со
к
X
О)
Э
о
X
о к 2 ^ и
X о ГО 2 О. со ф О с; СО
- i
° I
и 1
О. 1_
О О 0 О
<
I
го
ш
ф
^
га
I-
ф
С
мо обсудить с детьми сказку. В конце занятия можно предложить ребятам всем вместе создать «дерево толерантности», где учащиеся отобразят свое отношение к детям с ОВЗ.
На занятиях детей можно познакомить с разными сторонами жизни слепых и слабовидящих людей. Рассказать историю возникновения азбуки Брай-ля, ее значение, познакомить с особенностями обучения слабовидящих детей в современном мире. После нужно обязательно провести комплекс игр, в ходе которых детям предлагается выполнять различные задания с завязанными глазами, используя только тактильные ощущения. В ходе этих игр школьники могут прочувствовать, насколько трудно людям с ОВЗ адаптироваться в обществе без посторонней помощи.
В своей деятельности социальный педагог должен использовать разнообразные формы и методы взаимодействия с детьми, способствующие созданию доверительных отношений, доброжелательной атмосферы, помогать росту самооценки у детей, приобретению навыков толерантного поведения.
Усилия администрации и педагогического коллектива общеобразовательной школы, осуществляющего инклюзивное образование, в первоначальный период должны быть направлены на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии.
При формировании толерантного отношения учащихся, педагогов и родителей к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании можно выделить следующие направления:
1. Мониторинг общественного мнения по проблемам инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями, отношения к людям с инвалидностью [1]. На основе данных, полученных по результатам опросов, анкетирования родителей, педагогов, необходимо оценить условия реализации инклюзивного (интегрированного) обучения, негативные моменты, риски, степень удовлетворенности участников образовательного про-
цесса. Полученная информация может быть положена в основу планирования деятельности конкретной общеобразовательной организации. В годовой план работы школы нужно включить мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения учащихся, педагогов, родителей к инклюзивному образованию; в анализах работы организаций образования за учебный год должна быть отражена результативность проведенных мероприятий.
2. Организационная деятельность, в рамках которой в качестве подобных мероприятий могут выступать: проведение праздников, конкурсов, социальных акций, позволяющих привлечь внимание к проблеме доступности образования детям с ограниченными возможностями, реализации социальных проектов, направленных на формирование толерантного отношения к лицам с особыми нуждами. Кроме того, необходимо организовать работу с педагогами по повышению их квалификации, планировать соответствующие мероприятия в рамках работы методического объединения школы. Важное место отводится организации культурно-просветительских и познавательных мероприятий для детей и их родителей (школьные праздники, утренники, выставки детского творчества, фотоэкспозиции, культпоходы, экскурсии).
3. Информационная деятельность предполагает пополнение материалов по данной проблеме на стендах, в информационных уголках, на электронном сайте школы, подготовку публикаций в СМИ и в газете школы, выступления на родительских собраниях, позволяющие влиять на отношение к детям с ограниченными возможностями.
4. Работа с родительским комитетом. Родительский комитет с помощью администрации и педагогов школы содействует объединению родителей класса или группы в единый, дружный коллектив единомышленников, формированию адекватных отношений как между самими родителями, так и между детьми. Необходимо продумать работу по созданию клубов, детских объединений с участием родителей. Одной из важнейших форм работы
в этом направлении является создание библиотеки для родителей и привлечение их к чтению рекомендуемой специалистами литературы.
Наиболее эффективными формами работы по формированию толерантного отношения учащихся, педагогов и родителей к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании являются: • организация специальных семинаров, собраний с обязательной демонстрацией различной наглядности
(видеоматериалы, презентация и др.);
• проведение деловых игр и тренингов по проблеме формирования у участников позитивного образа человека с инвалидностью, снятия негативных установок, обучения формам позитивного взаимодействия с людьми, имеющими инвалидность и др.;
• планирование и проведение курсов повышения квалификации, на которых педагоги изучают методы работы в условиях инклюзии, обмениваются опытом работы и т.д.
Библиографический список
1. Айдарбекова, А.А. Организационные основы формирования позитивной культуры инклюзивной школы [Текст] / А.А. Айдарбекова. - Алматы, 2013.
2. Алехина, С.В. Инклюзивное образование. Вып. 1. [Текст] / С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фа-дина. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 272 с.
3. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. [Электронный ресурс] // Толерантность - гармония в многообразии. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php
4. Загуменнов, Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся [Текст] / Ю.Л. Загуменнов // Минская школа сегодня. - 2008. - № 6. - 3-6.
5. Кленова, Н. В. Как воспитать толерантность [Текст] / Н. В. Кленова // Дополнительное образование. - 2006. - № 3. - С. 17-22.
6. Степанов, П. Как воспитать толерантность? [Текст] / П. Степанов // Народное образова- s
ние. - 2001. - № 9. - С. 91-97. i
го
7. Столганова, Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание о толерантности) [Текст] / Л.В. Столганова. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 128 с.
8. Феталиева, Л.П. Опыт инклюзивного образования в России и за рубежом [Текст] / Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии начального образования» / Л.П. Феталиева. - Махачкала, 2015.
References
1. Aydarbekova A.A. Organizational bases of forming positive inclusive school culture. Almaty, 2013. [in Russian].
2. Alekhine S.V., Semago N.Y., Fadina A.K. Inclusive education. Issuenl. M.: Tsentr "Shkolnaia kniga", 2010. [in Russian].
3. Declaration of Principles on Tolerance: approved. Resolution 5.61 of the General Conference of UNESCO on November 16, 1995. [electronic resource] http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php [in Russian].
4. Zagumennov Y.L. Inclusive education: the creation of equal opportunities for all students Minskaia shkola segodnia, 2008. № 6. [in Russian].
5. Klenow N.V. How to train tolerance. M.: Dopolnitelnoie obrazovanie, 2006. № 3. P. 17-22. [in Russian].
6. Stepanov P. How to train tolerance? .Narodnoie obrtazovanie. 2001, № 9. [in Russian].
7. Stolganova L.V. Form periods, talks to primary school students and adolescents ( tolerance training). M.: Pedagogicheskoie obshchestvo Rossii, 2006. [in Russian].
8. Fetalieva L.P. The experience of inclusive education in Russia and abroad. Aktualnyie problemy pedagogiki i psychologii nachalnogo obrazovania. Makhachkala, 2015. [in Russian].
m
I о
5 о 0 i
ii
3 2
го s
i m
£ к
Ü -û
i s
I
« s
э 5
ü i
о к
0 S3
h
1 о ГО S Œ to <u о Ш CÛ
e i
S» ° i и i
Q. 1_
о о 0 о
Сведения об авторах: Феталиева лаура Платовна,
Кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедры педагогики и психологии начального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала.
Ктай: [email protected]
Юсупов насиб Абдулмагомедович,
кандидат педагогических наук, ст. преподаватель, кафедры физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала.
Information about the authors: Fetalieva Laura Platovna,
Candidate of Philology, Senior lecturer, Department of pedagogy and psychology of primary education
Dagestan State Pedagogical University Makhachkala. Russia. E-mail: [email protected]
Yusupov Nasib Abdulmagomedovich,
Candidate of Pedagogics, Senior lecturer in Physical Training Dagestan State Pedagogical University
Makhachkala. Russia.
УДК 4Р-2 ББК 81.411.2-212
З.Ф. Юсупова
функционально-семантический аспект изучения имен существительных в обучении русскому языку как неродному
В статье рассматриваются особенности изучения имен существительных в функционально-семантическом аспекте применительно к обучению русскому языку как неродному учащихся-билингвов (татар). В процессе усвоения категорий рода, числа и падежа имен существительных учащиеся-билингвы сталкиваются с трудностями, обусловленными расхождениями в грамматическом строе русского (изучаемого) и родного (татарского) языков. Автор считает, что знакомство с функциональными характеристиками (в частности, с текстообразующими функциями) имен существительных целесообразно осуществлять параллельно с усвоением лексико-грамматических особенностей существительных.
Ключевые слова: русский язык как неродной, имя существительное, линвометодика, функционально-семантический, учащиеся-билингвы.
Z.F. Yusupova
functional semantic aspects in the study of nouns at the lessons of russian as a second language
The study of nouns in the functional semantic aspect in relation to learning Russian as a second language students bilingual (Tatars) is discussed. In the process of mastering the categories of gender, number and case of nouns bilingual students are facing difficulties due to differences in grammatical structure Russian (under study) and mother (Tatar) language. The author believes that familiarity with