УДК 371
Сафронова Елена Михайловна
доктор педагогических наук, профессор
Плаксина Надежда Александровна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
[email protected], [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКАМ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
В статье уточнено понятие толерантности по отношению к детям с особыми образовательными потребностями. Раскрываются показатели и уровни сформированности компетентности педагога в воспитании толерантности младшего школьника по отношению к сверстникам с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: толерантность, особые образовательные потребности, компетентность в воспитании толерантности, инклюзивная компетентность, уровни компетентности, показатели толерантности, задачи в сфере воспитания толерантности.
Разработка моделей совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) со сверстниками, не имеющими таких ограничений, является одним из приоритетных направлений Института коррекционной педагогики Российской академии образования. Одной из задач разработки модели совместного обучения является воспитание на ее основе толерантных отношений в коллективе школьников.
Существуют различные мнения в отношении понимания и определения понятия толерантность, что обуславливает необходимость конкретизации качеств толерантной личности, что обеспечит возможности для более эффективного построения системы работы по воспитанию толерантного отношения младших школьников к детям с ООП. На основе анализа научной литературы нами выделены общие закономерности в формулировании определения «толерантность» и наиболее характерные черты, раскрывающие данное понятие, которые применимы к определению понятия толерантность по отношению к детям с особыми образовательными потребностями. К ним относятся: признание, принятие, уважение и понимание непохожего, проявляющееся в позитивном отношении к «иному»; отношение к «другому» как к свободной, равнодостойной личности, активному субъекту диалога; отношение к другому человеку как к равноценной личности и выражающееся в сознательном добровольном подавлении чувства неприятия, вызванное всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи и поведения); настроенность на понимание и диалог с «другим»; заинтересованное отношение к «другому»; доброжелательность; эмпатия; осознание равенства в возможностях и правах. Таким образом, под понятием «толерантность по отношению к детям с особыми образовательными потребностями» нами будет пониматься совокупность вышеперечисленных характеристик.
Необходимым условием успешного воспитания толерантности младших школьников по отношению
к детям с особыми образовательными потребностями является компетентность педагога в данном вопросе. Профессиональная компетентность учителя определяется В.В. Сериковым как интегральная характеристика, проявляющаяся в принятии (мотивации) и способности к решению профессиональных проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [7].
Главным показателем компетентности педагога в сфере воспитания толерантности к детям с особыми образовательными потребностями является толерантность самого педагога, сформированность определенных личностных качеств, характерных для толерантного человека.
А.А. Глебов среди проявлений толерантности выделил выдержку и самообладание, открытость и солидарность, общение и взаимодействие. В такой трактовке толерантность имеет индивидуальную ценность, способствует формированию представлений о себе, определяет мотивацию социального поведения и способствует развитию жизненного опыта, позволяя личности принимать другие видения решения проблем [2]. Таким образом, наличие вышеперечисленных проявлений говорит о толерантности личности.
Согласно исследованию О.Б. Нурлигаяновой, одним из условий успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть, выстраивание особой тактики своего поведения по отношению к детям, что позволяет добиться большей результативности [4]. Мы также считаем, что педагог, способный принять ина-ковость ребенка с особыми образовательными потребностями и выстроить тактику своего поведения по отношению к детскому коллективу, в котором присутствуют такие дети, с большей вероятностью добьется результата в процессе воспитания, нежели педагог, который не учитывает индивидуальные особенности обучающихся.
34
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Сафронова Е.М., Плаксина Н.А., 2014
Компетентность педагога в воспитании толерантности младшего школьника по отношению к сверстникам..,
Таким образом, следующим показателем компетентности педагога в воспитании толерантности к детям с особыми образовательными потребностями является готовность к работе с такими детьми, со школьным коллективом. Такая готовность, по мнению М.Ю. Айбазовой, К.Ю. Лавринец, представляет собой совокупность профессионально обусловленных требований к специалисту, имеющих интегративный характер и проявляющихся в единстве личностных и профессиональных качеств, способности к саморазвитию, эмпатии, ответственности и обеспечивающих продуктивную профессиональную деятельность в условиях инклюзивного образования [1].
Опираясь на исследования М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой, М.А. Ковальчук, мы также считаем, что воспитание толерантности базируется на знании педагогом особенностей детей, коллектива, отношений между обучающимися и их проявлений в поведении. Эффективность воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуются принципы организации воспитательно-образовательного процесса [8].
Таким образом, еще одним показателем компетентности педагога в сфере воспитания толерантности является умение использовать принципы организации воспитательно-образовательного процесса, что, по нашему мнению, может характеризоваться выполнением следующих педагогических действий. Соблюдая принцип адекватности, педагог выстраивает траекторию воспитания и отбирает средства соответственно той социальной ситуации, в которой организуется процесс воспитания, анализируя реальные межличностные отношения между субъектами взаимодействия. Педагог, компетентный в воспитании толерантности младших школьников по отношению к сверстникам с особыми образовательными потребностями, используя в своей работе принцип индивидуальности, формирует задачи, которые соответствуют уровню сформированности толерантности обучающегося и его индивидуальным особенностям. Использование принципа рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у обучающихся устойчивой системы отношений к значимому для него явлению, проявляющемуся в соответствующем поведении и поступках. В нашем случае этим будет являться толерантное отношение к сверстникам с особыми образовательными потребностями и исключение негативных и агрессивных поступков по отношению к ним. В процессе реализации принципа сотрудничества и ненасилия толерантность будет рассматриваться педагогом как цель процесса воспитания или как средство достижения поставленных воспитательных задач.
Для педагога, компетентного в воспитании толерантности, воспитание является не обязанностью, а личностно-профессиональной самореализацией
в совместной деятельности и общении с детьми [5]. Согласно этому, основной установкой педагога является «выдерживание» признаков ситуации воспитания, разработанных Е.М. Сафроновой [5] и адаптированных нами к ситуации воспитания толерантности у младших школьников, что является еще одним показателем компетентности в сфере воспитания толерантности: поддержка педагогом-воспитателем собственных усилий ребенка по проявлению толерантности по отношению к детям с ООП; ребенок становится союзником педагога в преодолении у себя признаков интолерантного поведения и формирования толерантных установок; предметом внимания педагога являются ценности, чувства, нравственные мотивы и поступки детей, характеризирующие наличие у них навыков толерантного поведения; проявление уважительного отношения к другому как к самоценности, как к равному; способность ребенка к совершению нравственных поступков, проявлению доброты и самоотдачи во взаимодействии со сверстниками с ООП; стремление воспитанника к продвижению по собственной траектории развития, без прямого подражания взрослому и копирования его модели поведения; фиксирование педагогом внимания не на процессе и результате деятельности, а на изменении в поведении ребенка, переходе навыков толерантного взаимодействия в личностную позицию; возможность проявления личностных функций, например, воли и решительности в усвоении навыков толерантного поведения, рефлексия собственных поступков с точки зрения их толерантно-сти/интолерантности.
Определение траектории воспитания толерантного отношения и разработка специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка, на наш взгляд, помогают избежать трудностей в воспитании, обусловленных попыткой использования универсальных воспитательных приемов для всех обучающихся и характеризуют компетентность педагога в данном вопросе.
Еще одним важным показателем профессиональной компетентности педагога в сфере воспитания толерантности является умение отбирать наиболее эффективные методы, способы и приемы, с помощью которых осуществляется данный процесс. К ним, как показали исследования М.И. Рож-кова, Л.В. Байбородовой, М.А. Ковальчук, относятся: метод внушения и самовнушения в эмоциональной сфере; метод коррекции поведения и самокоррекции в сфере саморегуляции; метод дилемм и рефлексия в экзистенциональной сфере; метод развития инициативы и настойчивости в волевой сфере; метод воспитывающих ситуаций в предметно-практической среде; стимулирование в мотива-ционной сфере; метод убеждения и самоубеждения в интеллектуальной сфере [8]. Педагог, компетент-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
35
ный в сфере воспитания толерантности младших школьников по отношению к детям с особыми образовательными потребностями, использует их в своей работе.
На наш взгляд, убеждение предполагает разумное доказательство необходимого толерантного поведения, чего можно достичь формированием знаний о ценностях толерантности, о целесообразности такого поведения. В процессе овладения знаниями ребенок самостоятельно осознает необходимость толерантного поведения, здесь и вступает в силу метод самоубеждения. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Самовнушение в этом случае является переживанием, в процессе которого ребенок получает оценку своего поведения, пытаясь понять, одобрили бы его в данной ситуации родители или педагог.
Методы воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Особенно ценным является развитие самообладания, возможности сдерживать свои реакции в общении и развитие инициативы, способствующей успешному общению младших школьников с детьми с ООП.
Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Педагог помогает детям, показывая на собственном примере модель поведения, стимулирует поиск оптимального решения в ситуации таким образом, чтобы ребенок сам нашел его самостоятельно.
В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать и оценивать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить поведение с точки зрения моральных норм. Для этого педагог предлагает воспитанникам разнообразные ситуации, где им предоставляется возможность проанализировать поведение другого человека. Примером могут служить ситуации, в которых дети дифференцируют поступки героев как позитивные или негативные. В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному само-
совершенствованию, любовь к себе и другим, что поможет ребенку наладить контакт со сверстниками независимо от состояния их здоровья. Профессионально компетентное использование вышеназванных методов оптимизирует воспитание толерантности младших школьников в условиях интеграции в коллектив сверстников с особыми образовательными потребностями.
Еще одним важным показателем компетентности педагога в сфере воспитания толерантности является умение формулировать воспитательные задачи и накапливать опыт их решения. Исходя из изученного материала и анализа работ Д.В. Григорьева [3] и Е.М. Сафроновой [6], нами были сформулированы три группы задач по воспитанию толерантности младших школьников к детям с ООП, которые помогут педагогу в организации работы с коллективом младших школьников. В основе лежала идея, что каждая задача должна соответствовать одному из трех уровней достижений воспитательного результата (приобретение социального знания, формирование ценностного отношения к социальной реальности и получение опыта самостоятельного общественного действия).
Первая группа задач, связанных с приобретением социального знания направлена на формирование представлений о правах человека; понятиях «толерантность», «толерантное поведение», «эмпа-тия» «сопереживание»; на расширение знаний о нормах и правилах поведения, способах разрешения конфликтных ситуаций, многообразии и вариативности человеческих отношений.
Вторая группа задач, связанных с формированием ценностного отношения к другому человеку в процессе взаимодействия направлена на формирование опыта доброжелательного, вежливого и терпеливого отношения к лицам с ООП; на создание условий для повышения уровня саморегуляции в ситуациях, требующих проявления толерантности; на развитие способности к оценке своего поведения с точки зрения толерантного отношения к людям.
Третья группа задач, связанных с получением опыта толерантного межличностного взаимодействия в процессе самостоятельного выполнения дел (действий) общественной направленности направлена на формирование умения занимать адекватную ролевую позицию в межличностных отношениях для достижения позитивного результата взаимодействия; на развитие самостоятельности и инициативности в принятии решений в ситуациях, требующих толерантного поведения; на развитие проявлений эмоциональной устойчивости к ситуациям интолерантного поведения.
Таким образом, нами было получено знание о содержании профессиональной компетентности педагога, готового оказать младшему школьнику помощь и поддержку в освоении опыта толерант-
36
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина
ного поведения по отношению к детям с ООП. К его составу отнесены: толерантность самого педагога, сформированность определенных личностных качеств, характерных для толерантного человека; знание особенностей детей с особыми потребностями, готовность к работе с такими детьми, со школьным коллективом; умение использовать принципы организации воспитательно-образовательного процесса для воспитания толерантности; умение проектировать и реализовывать воспитательную ситуацию с соблюдением ее признаков; умение отбирать наиболее эффективные методы, способы и приемы, с помощью которых осуществляется воспитание толерантности; умение формулировать воспитательные задачи и накапливать опыт их решения.
Библиографический список
1. Айбазова М.Ю., Лавринец К.Ю. Подготовка будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования // Педагогика. - 2014. - № 5. -С. 82-86.
2. Глебов АА. Толерантность в аспекте внутренней свободы личности // Известия. - 2013. - №2 5. - С. 67-70.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
4. Нурлигаянова О.Б. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя: дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2006. - 188 с.
5. Сафронова Е.М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания. - Волгоград: Перемена, 2004. - 334 с.
6. Сафронова Е.М. Анимационные средства воспитания толерантности во внеурочной деятельности в рамках ФГОС // Грани познания. - 2013. - №2 4.
7. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. - М.: Логос, 2012. - 448 с.
8. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Коваль-чук М.А. Воспитание толерантности у школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. - 192 с.
УДК 37.091.3
Иохвидов Владимир Вячиславович
кандидат педагогических наук Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ТРУДАХ М.Н. СКАТКИНА
В статье рассматриваются вопросы развития у учащихся продуктивного мышления, творческого поиска, использование проблемного обучения, исследовательских методов, коллективных форм познавательной деятельности, усиление самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока.
Ключевые слова: урок, эффективность, образование, методы обучения.
Решение проблемы повышения эффективности учебных занятий в 1965-1985 гг. было связано с исследованием таких вопросов, как развитие у учащихся продуктивного мышления, творческих поисков, использование проблемного обучения, исследовательского методы, коллективных форм познавательной деятельности, усиление самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока.
Большой вклад в разработку многих из названных вопросов внёс крупный советский педагог, действительный член АПН СССР Михаил Николаевич Скаткин. Он являлся одним из авторов дидактического принципа научности обучения, соавтором концепций содержания образования и методов обучения. Конкретные пути рационализации учебно-воспитательного процесса, в том числе повышения эффективности урока, освещены им в ряде статей, в книгах «Совершенствование процесса обучения» (1971), «Проблемы современной дидактики» (1974, 1984). Им была обоснована мысль о том, что методы обучения предназначены для достиже-
ния трех указанных целей: усвоения знаний, овладения способами решения возникающих проблем и воспитания. Все эти три цели органически связаны между собой потому, что в их основе лежит процесс познания, в ходе которого естественно и неизбежно осуществляется и воспитание. В основу системы методов автор положены ступени развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
М.Н. Скаткин вместе с И.Я. Лернером показал, что проблемный метод, как и объяснительно-иллюстративный, может проявляться в различной внешней форме - в доказательном изложении учителя, в учебнике или научно-популярной книге, может быть облечён в форму экскурсии, демонстрации опыта или кинофильма. Но, несмотря на разнообразие внешних форм, сущность проблемного метода остается во всех случаях одна и та же: дело не ограничивается сообщением готовых научных истин, а перед учащимися ставится научная проблема и демонстрируется путь решения её (в целом или той или иной её части). Ученик вос-
© Иохвидов В.В., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
37