УДК 304.442
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ*
ETHNOCULTURAL SOCIALIZATION AS A BASIS OF PERSON’S CIVIC IDENTITY FORMATION
И. В. Кожанов
I. V. Kozhanov
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования гражданской идентичности личности. Указывается на основополагающее значение в этом этнокультурной социализации, невозможной без формирования этнической идентичности. Дается определение этнокультурной компетентности.
Abstract. The article is devoted to the problem of person's civil identity formation. It indicates the value of ethnocultural socialization which is impossible without forming ethnic identity. It also gives the definition of ethnocultural competence.
Ключевые слова: этнокультурная социализация, этническая идентичность, гражданская идентичность, формирование.
Keywords: ethnocultural socialization, ethnic identity, civic identity, formation.
Актуальность исследуемой проблемы. Поликультурность и многоэтничность современного мира обуславливают повышение требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
Характерные для настоящего этапа развития социума два типичных для социализации любой личности процесса: с одной стороны - приспособление (социальная адаптация), которую можно свести к унификации образа жизни человека (характера его труда, быта, общения), с другой стороны - автономизация, проявляющаяся в усилении тенденций к сохранению и проявлению этнокультурного своеобразия, ставят новые задачи перед системой образования.
Центральной задачей становятся сохранение и обогащение как русской культуры, так и национального своеобразия других народов, населяющих Россию, на основе открытости и равноправного диалога культур, культурного плюрализма, сохранения и развития
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Этнокультурная социализация учащихся в условиях поликультурной среды Среднего Поволжья», проект № 12-16-21013.
всего многообразия культурных ценностей, норм и образцов, форм деятельности, существующих в нашем обществе. Очевидной становится задача формирования личности, принадлежащей к определенным этносоциуму, культуре, исторической эпохе, что происходит в процессе этнокультурной социализации, и в то же время личности - гражданина своей страны, что подразумевает формирование гражданской идентичности. В связи с этим возникает проблема взаимосвязи и взаимозависимости двух процессов: этнокультурной социализации и формирования гражданской идентичности личности.
Материал и методика исследований. В качестве основного метода исследования мы использовали теоретико-методологический анализ.
Результаты исследований и их обсуждение. Этнокультурная социализация личности невозможна без формирования этнической идентичности, которую Т. Г. Стефанен-ко определяет как составную часть социальной идентичности личности, психологическую категорию, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Этническая идентичность - это, в первую очередь, результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособление от других этносов [2]. В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства) [5]. И что же представляет собой этническая идентичность? Результат эмоционально-когнитивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособление от других этносов, а также глубокое личностно значимое переживание своей этнической принадлежности.
Понятие «этническая идентичность» не эквивалентно понятиям «этничность», «этническая принадлежность», «этническое самосознание», «этническая идентификация». Если этничность (или этническая принадлежность) - это приписываемая обществом категория на основе объективных критериев, то этническая идентичность - это результат са-мокатегоризации, достигаемой индивидом в итоге конструирования образа окружающего мира и своего места в нем [9]. На данный процесс огромное влияние оказывает социальная среда, которая как в городских, так и в сельских условиях сложна и нестабильна. Отрицательный опыт от взаимоотношений с другими людьми может привести к его стереотипизации, а затем и к закреплению в структуре личности ребенка [6]. Поэтому истинная этническая идентичность человека может не совпадать с официально предъявляемой или приписываемой этнической принадлежностью. Говоря об этнической идентичности, мы подразумеваем осознание человеком себя на разных ступенях онтогенетического развития, но она не тождественна и этническому самосознанию, поскольку не сводится только к осознанию этнической принадлежности, так как содержит в себе слой этнического бессознательного и предполагает эмоционально-ценностное значение, придаваемое человеком своей этнической принадлежности. Наряду с причислением индивидом себя к представителям своего этноса этническая идентичность включает, прежде всего, глубоко значимое переживание данной принадлежности как одной из важнейших составляющих в системе представлений личности о себе. Если идентификация - это процесс, благодаря которому реализуется этническое отождествление, то идентичность - это результат и итог процесса идентификации [8]. Становление и развитие идентичности заключается
в синтезе идентификаций, которые интегрируются в систему составляющих компонентов целостной идентичности. Среди основных критериев этнической идентификации могут быть такие, как родной язык, общность происхождения, культура, традиции, религия, общее историческое прошлое, чувство привязанности к родной земле, своей Родине, общей территории проживания и многое другое. В разные исторические периоды у разных народов доминирующая роль как ведущих критериев этнической идентификации, так и этноидентифицирующих признаков может меняться [4]. Посредством идентификации транслируются и усваиваются эталоны и этнические стереотипы поведения, нормы и ценности, традиции и обряды народа, осуществляется становление этнически обусловленного мировосприятия.
В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж. Пиаже. В исследовании 1951 г. он проанализировал как две стороны одного процесса формирование понятия «Родина» и одновременно с ним развивающихся образов «других стран» и «иностранцев». Развитие этнической идентичности швейцарский ученый рассматривает прежде всего как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства. Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик: 1) в 6-7 лет ребенок приобретает первые - фрагментарные и несистематичные -знания о своей этнической принадлежности; 2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации - национальность родителей, место проживания, родной язык; 3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры. Этническая идентичность не статичное, а динамичное образование: процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности.
Являясь одним из важнейших составляющих компонентов социальной идентичности, этническая идентичность тесно взаимосвязана с гражданской идентичностью, которая трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Гражданская идентичность не тождественна гражданству, а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру [2].
Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.
Формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов:
- когнитивного (познавательного) - знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;
- эмоционально-оценочного (коннотативного) - рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
- ценностно-ориентировочного (аксиологического) - уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;
- поведенческого - участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.
Как и этническая идентичность, гражданская может иметь два крайних проявления: положительное и негативное. Положительная гражданская идентичность будет включать в себя позитивные гражданские чувства и социальные установки удовлетворенности своим членством в данном государстве, желание принадлежать ему, гордиться достижениями сограждан. Негативная гражданская идентичность - это наличие негативных социальных установок к своим согражданам, включая отрицание собственного гражданства, чувство униженности, стыда, предпочтения гражданства других стран в качестве референтных. При этом очевидно, что негативная гражданская идентичность является неприемлемой для формирования, поэтому необходим некий мост, основа, которая будет вести школьника от позитивно сформированной этнической идентичности к положительной гражданской идентичности.
В этом заключается роль этнокультурной социализации, которая в соответствии с приоритетным подходом функционирования системы национального образования -принципом от «близкого к далекому», предполагающим целесообразное ознакомление подрастающего поколения с собственной историей, искусством, традициями в контексте культурного развития России и мира в целом, - служит основой для формирования гражданской идентичности личности. Этнокультурная социализация не допускает самоизоляции этноса, обеспечивает единое культурное и образовательное пространство, способствует расширению социальной мобильности личности [3].
Достижение всего вышеперечисленного обуславливается главным образом такой составляющей этнокультурной социализации, как этнокультурная компетентность.
Этнокультурная компетентность может быть определена как «совокупность знаний о той или иной этнической общности и ее культуре» [10]. Более детальное определение этого понятия было дано Т. В. Поштаревой. «Этнокультурная компетентность - это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [7]. То есть обладать этнокультурной компетентностью - значит признавать мультикультурализм, обладать глубокими знаниями об этнических общностях и их культуре, осознавать их различия [1]. При этом хотелось бы отметить, что знания рассматриваются не как некая сумма обладания информацией о той или иной этнической общности, а как деятельностные основания, реализуемые для достижения эффективного межэтнического взаимопонимания и взаимодействия.
Этнокультурная компетентность предполагает понимание происхождения источников и последствий нетерпимого отношения к другим. Важно также знать причины межэтнических конфликтов и пути их урегулирования. В этом случае этнокультурная компетентность помогает достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения, присущих этническим группам и их представителям без применения давления, преимущественно при помощи компромиссного и приемлемого для всех решения [10].
Цель формирования этнокультурной компетентности имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель состоит в стабилизации межнациональных отношений и учете этнических особенностей, интересов каждого народа, в стремлении к межэтническому диалогу. Внутренняя целевая направленность заключается в том, что учащийся должен быть не только «носителем» знаний в области этнокультуры и межэтнического взаимодействия, но и их активным пользователем. Этнокультурная компетентность позволяет принять и понять своеобразие образа жизни иноэтнических общностей, увидеть позитивные стороны мультикультурализма. А это, в свою очередь, будет способствовать развитию конструктивного межэтнического диалога.
Резюме. Обобщая широкий спектр исследований по проблемам этнокультурной социализации и формированию гражданской идентичности личности, можно сделать следующий вывод: этнокультурная социализация - одно из направлений социализации, обеспечивающих включение личности в сферу этнических отношений. Важной составляющей этнокультурной социализации является этнокультурная компетентность, на основе которой и формируется гражданская идентичность личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильева, А. А. Поликультурное образование в контексте мирового опыта: аккультурационный и диалоговый подходы / А. А. Васильева // Проблемы и перспективы развития образования в России : сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2011. - С. 20.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2011. - С. 37.
3. Кожанова, М. Б. Готовность педагога к реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования: теоретический аспект / М. Б. Кожанова // Этнокультурная социализация ребенка-дошкольника : сб. науч. тр. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. - С. 29-39.
4. Лебедева, Н. М. Межкультурный диалог в школе. Кн. 1. Теория и методология / Н. М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко, О. В. Лунева. - М. : Изд-во РУДН, 2004. - 195 с.
5. Мусханова, И. В. Этнопедагогизация формирования личности в образовательном пространстве Чеченской Республики : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / И. В. Мусханова. - Владикавказ, 2012. - 54 с.
6. Петрова, Т. Н. Этнокультурное пространство села в социальном воспитании детей / Т. Н. Петрова, Е. В. Петрова. - М. : Рекламно-производственная компания ООО «КОННЕКТ-ЛАБ», 2011. - 104 с.
7. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности / Т. В. Поштарева // Педагогика. -2005. - № 3. - С. 35.
8. Солдатова, Г. У. Психодиагностика толерантности личности / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, Т. Ю. Прокофьева, О. А. Кравцова. - М. : Смысл, 2008. - 172 с.
9. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 208 с.
10. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде : учебное пособие / под ред. В. Н. Гурова и др. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - С. 55.