Научная статья на тему 'К проблеме формирования социально-коммуникативной компетентности личности'

К проблеме формирования социально-коммуникативной компетентности личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
615
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY'S COMMUNICATIVE CULTURE / LINGUISTIC PERSONALITY / COMMUNICATIVE PERSONALITY / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Усанова Ольга Григорьевна

В статье рассматриваются особенности русского языка как уникального хранителя национальной культуры, универсального средства возрождения и развития национального самосознания, влияющие на развитие языковой личности, которая является составляющей формирования социально-коммуникативной компетентности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Towards the development problem of social and communicative competence of a person

The article deals with the peculiarities of the Russian language as a unique keeper of the national culture, a unique means of the national consciousness revival and development, which influence the linguistic personality development and is a constituent of the communicative personality forming.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования социально-коммуникативной компетентности личности»

О. Г. Усанова

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматриваются особенности русского языка как уникального хранителя национальной культуры, универсального средства возрождения и развития национального самосознания, влияющие на развитие языковой личности, которая является составляющей формирования социально-коммуникативной компетентности личности.

Ключевые слова: языковая личность, коммуникативная личность, социально-коммуникативная компетентность, коммуникативная культура личности

The article deals with the peculiarities of the Russian language as a unique keeper of the national culture, a unique means of the national consciousness revival and development, which influence the linguistic personality development and is a constituent of the communicative personality forming.

Keywords: linguistic personality, communicative personality, communicative competence, personality’s communicative culture

Язык, являясь средством накопления, хранения, переработки и передачи информации, становится двигателем прогресса. Возрастание роли личностного фактора в обществе формирует особый социальнопсихологический стереотип - доверие к слову. Слово -это не единственная единица номинации, «количество реалий универсума, которую коллективу нужно именовать, на много порядков превышает число слов, которыми данный коллектив располагает» [8, с. 171]. В этих условиях владение языком рассматривается как важнейший компонент личности, особенно если она занимает или претендует на какой-либо пост, положение в обществе, место в социальной иерархии.

Сформулированное академиком В. В. Виноградовым понятие языковой личности [3; 4], не востребованное долгие годы, отмеченные «обесчеловечением» гуманитарных наук, обретает в наше время новую жизнь, выводит на новую проблематику не только в лингвистике, но и в педагогических науках.

Языковая личность - понятие, представляющее единство способностей и характеристик человека, создающего и воспринимающего тексты. Эти способности и характеристики раскрываются в процессе коммуникации. Под коммуникацией (от лат. соттитсо - ‘делаю общим, связываю, общаюсь’) в человеческом обществе подразумевают общение (почти синоним во всех языках, кроме русского), обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т. п. Коммуникацией традиционно принято называть обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков [9, с. 20].

Возрождение понятия языковая личность, наполнение его новым смыслом связано с исследованиями Ю. Н. Караулова [7, с. 69]. Языковое знание говорящего отражается в сознании, структура которого, по теории Ю. Н. Караулова, имеет три уровня.

1. Вербально-семантический код, где происходит концептуализация мира. Распространенное мнение о том, что вербально-семантические поля покрывают концептуальные поля подобно мозаике (И. Трир), не соответствует истине (Б. В. Якушин, А. А. Залевская),

хотя и полного совпадения единиц понятийного и лингвосемантического поля, судя по данным психолингвистов, также нет. Считается, что при коррелировании можно выделить два способа организации вербальносемантического кода: категориальный и тематический (А. И. Новиков, Е. И. Ярославцева), связанные с выражением концептуальной картины мира и отношениями знаков к предметному миру. Этим обусловливается многомерная структура внутреннего лексикона личности, представленного в языковом сознании в виде микросистем (лексико-семантических полей, лексикосемантических групп, синонимических, антонимических, омонимических рядов, тематических групп). Слово значимо лишь в системе определенного поля и благодаря семантико-словообразовательным связям и грамматическим отношениям.

2. Лингвокогнитивный уровень представлен тезаурусом личности, в котором запечатлен образ мира или система знаний о мире. На начальном этапе формирования языковой личности тезаурус равен количеству усвоенных словарных единиц, в дальнейшем он начинает заметно их превышать.

3. Мотивационный, или уровень деятельностнокоммуникативных потребностей, отражающий прагма-тикон личности, т. е. систему ее целей, мотивов, установок и интенциональностей.

В каждом конкретном случае наблюдается настолько сильное взаимопроникновение трех уровней личности, что в реальности границы между ними размываются и теряют четкость. Структурные компоненты языкового сознания коррелируют с базовыми компонентами феномена языковой личности - лексиконом, тезаурусом, прагматиконом, которые во многом определяют этапы формирования языковой личности. Само понятие языковой личности предполагает лингвопсихологический аспект ее описания, следовательно, формирование языковой личности может происходить на пересечении интересов лингвистики, психологии, педагогики и ряда других дисциплин. Аспектом проблемы языкового развития личности выступает языковая способность, представленная взаимосвязанными элементами: средой,

10

обучением, воспитанием и природными предпосылками (врожденными анатомо-физиологическими особенностями мозга и нервной системы). Языковая способность обладает своей структурой, включающей собственно языковой/речевой и интеллектуальный (рассматривается в аспекте психологического развития личности) компоненты. Первые принято называть языковым чутьем, при этом ряд исследователей (Д. Н. Богоявленский,

Л. И. Божович, С. Ф. Жуйков, Т. К. Донская, Л. П. Федоренко) квалифицирует его как неосознанное обобщение, другие (Н. С. Рождественский, М. Т. Баранов, В. И. Ка-пинос) выделяют вторую форму существования языкового чутья - осознанное обобщение, базирующееся на знаниях норм и правил языка. Языковая способность закономерно предполагает эволюцию на протяжении всей жизни личности и возможность стимулирующего воздействия на языковую личность обучения. Следовательно, языковая способность не только и не столько заложена биологически, но и формируется в процессе общения (школа профессора А. А. Леонтьева).

Каждая языковая личность аккумулирует целую систему социальных, этнокультурных, психологических, эстетических составляющих, именно так, как за каждым текстом раскрывается языковая личность автора. В языковой личности автора не только отражается общая динамика развития языка, но и прогнозируются общие тенденции его развития.

В современных исследованиях проблемы, связанной с теорией и прикладными аспектами языковой личности, понятие языковой личности, как и языковой картины мира, основывается на интеграции наук антропоцентрического направления - когнитологии, социолингвистики, этнолингвистики, психолингвистики, лингво-культурологии, прагмалингвистики и др.

Сегодня российскому обществу крайне необходима поддержка русского языка как уникального хранителя национальной культуры, универсального средства возрождения и развития национального самосознания, защита на государственном уровне экологии языка, признание приоритетности коммуникативной подготовки учащихся всех форм обучения. Карнавализация русского языка постперестроечного периода стала привычным состоянием. Востребованная словесная игра сделала коммуникативно актуальными фразеологизмы, крылатые слова, пословицы, поговорки, присловья, говорящие имена, названия, всем известные цитаты - словом, все, что в речи не конструируется, а воспроизводится [1, с. 11]. Личность должна осознать потребность в овладении искусством слова, определить свое место и возможности самореализации в мире общающихся людей. Коммуникативная культура личности должна стать гарантом безопасного и комфортного ее существования в условиях настоящей демократии. Говорящий, а также слушающий в процессе восприятия высказывания, осуществляет виды преобразований - лексико-семантические, грамматические, когнитивные и интенциональ-ные, которые относятся к соответствующим трем уров-

1

ням организации языковой личности. От их нагружен-ности или стимуляции к работе зависит квалификация языковой личности. Работа уровней обусловлена потребностями личности, ее желаниями и возможностями использовать ценностный потенциал общества. Психологи по-разному дифференцируют типы потребностей личности, удовлетворяемые в процессе речевого общения: в человеческих связях, самоутверждении, привязанностях, системе ориентации (американская школа) или контактоустанавливающей, информационной, воз-действенной коммуникативной потребностей (российская школа). Но, очевидно, что развитие языковой личности возможно лишь при условии «взаимной нуждаемости» людей (В. М. Бехтерев), которая ведет к реализации деятельностно-коммуникативных потребностей. Именно в этом, на наш взгляд, лежит стимулирование развития языковой личности, которая нередко остается невостребованной на современном уровне развития образования. На лингвистическом уровне коммуникативные потребности языковой личности должны реализоваться прежде всего в текстах. Иными словами, личность в совокупности с порождаемыми ею текстами и является языковой личностью. Текст, широко понимаемый как любое высказывание письменного или устного характера в виде монолога и/или диалога, является характеристикой языковой личности, шкалой реализации ее коммуникативных потребностей, способностей и свойств. В соединении содержания и речи, формирующей и выражающей это содержание в зависимости от адресата, целей и условий коммуникации не только проявляется языковая личность, но и развивается, обретая индивидуальность и неповторимость. Текст как феномен существования языка (А. Л. Горшков) должен стать и отправной точкой, и конечным результатом изучений всех дисциплин для реализации коммуникативного потенциала. За каждым текстом, естественно, стоит система языка, но, на наш взгляд, корректнее будет утверждать, что за каждым текстом стоит языковая личность.

По утверждению Г. О. Винокура [5], которое для нашего исследования является одним из основополагающих, язык «вообще есть только тогда, когда он употребляется», и источниками всех лингвистических наблюдений и обобщений являются письменные и устные тексты. В понимании триады «язык - речь - текст» много неясностей и противоречий, хотя в целом следует признать, что употребление языка - это реализация существующих в данное время у определенного этноса традиций отбора и организации языковых единиц в единое композиционное целое - текст - в соответствии с той или иной ситуацией общения. Текст синтезирует языковые и речевые варианты всех уровней, «объединяет в себе языковые сущности и речевые свойства. Он - одновременно единица языка и произведение речи» [2, с. 35].

Таким образом, один и тот же знаковый комплекс может быть проанализирован по-разному: как продукт речевой деятельности, текст, сконструированный по

1

особой модели, реализующейся в определенных ситуациях, и как высказывание, формирующееся в ряду других высказываний, которые порождаются в процессе общения и соотносятся друг с другом на основе общности замысла и стремления к взаимопониманию участников коммуникации [6, с. 11-12]. Именно в текстах происходит формирование, становление и развитие языковой личности.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что языковая личность обнаруживает свои речевые способности и свойства в продуктах своей коммуникативной деятельности - текстах, широко понимаемых как любые устные и письменные высказывания монологического и диалогического характера. Тексты, представляющие собой единство содержания и речи, с помощью которой формируется это содержание, могут служить характеристикой личности.

Для становления личности необходимы три фактора: природный, социальный, личностный. Применительно к языковой личности данные факторы требуют детализации и уточнения: природные рассматриваются как дарование (способности); социальные - как свойства, приобретенные в процессе освоения социального опыта, социализации и научения; личностные - как индивидуальные способы речевых действий, адекватных коммуникативной ситуации, как сформированные коммуникативные умения.

Понятие коммуникативной личности шире языковой личности. Коммуникативная личность имеет свои особенности: совокупность индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации, адекватно воспринимать информацию. Коммуникативная личность характеризуется мотивационным, когнитивным и функциональным параметрами.

Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в структуре языковой и в целом коммуникативной личности. Он является сильным стимулом для коммуникативной деятельности и одновременно характеристикой индивида как коммуникативной личности. В иерархии личностных потребностей, составленной американским психологом А. Маслоу, обосновываются и мотивы, способствующие личностному росту, и мотивы, обусловливающие коммуникативные потребности личности (социальные, престижные, духовные). Коммуникативная потребность определяется необходимостью индивидов в обмене смысловой и оценочной информацией в процессе жизнедеятельности, причем коммуникативная потребность взаимосвязана с коммуникативной установкой. Мотивом коммуникации может служить психологически обусловленная потребность сопереживания, а сформировавшаяся на этой основе коммуникативная установка формируется на базе вербальных и невербальных средств коммуникации. Таким образом, мотивированность через определенные механизмы влияет на коммуникативную деятельность.

Когнитивный параметр формируется в процессе приобретения познавательного опыта индивида. Коммуникативная компетентность способствует адекватному восприятию информации и позволяет в соответствии с коммуникативной установкой влиять на ситуацию. Способность воспринимать свое «языковое сознание», а также осознавать и оценивать сам факт такого сознания и давать адекватную оценку когнитивному диапазону партнера являются основными характеристиками коммуникативной личности.

Функциональный параметр определяет социальнокоммуникативную компетентность. Владение вербальными и невербальными средствами, умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации, построение высказываний и дискурсов в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами речевого этикета являются характеристиками профессиональной компетентности.

Коммуникативная личность представляет собой специфический социальный и педагогический феномен. Для выполнения таких социально значимых педагогических функций, как взаимодействие и воздействие, коммуникативная личность должна обладать целым рядом индивидуальных характеристик, таких, как коммуникабельность, харизма и др. Понятие коммуникабельный по содержанию соответствует значению ‘общительный, разговорчивый’, а по форме близко значению ‘сообщающийся, передаваемый’. Коммуникабельность личности рассматривается как ее способность легко устанавливать и поддерживать контакты. Коммуникабельность педагога зависит не только от его психологического типа, но и от социального, педагогического, личностного опыта.

Харизма (греч. charisma - ‘милость, божественный дар’) понимается как исключительная одаренность, личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как мудрость, героизм, святость, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия и пр. Все эти качества характеризуют «харизматическую личность» - образ, формируемый и поддерживаемый средствами массовой информации по отношению к лидерам, претендующим на всеобъемлющую власть, что вполне применимо и к современному педагогу.

У каждого педагога, как мы можем констатировать из личного педагогического опыта, вырабатывается свой собственный коммуникативный стиль: доминантный, драматический, аргументативный, спокойный, внимательный, открытый и пр. По социальной и педагогической значимости функций можно выделить два типа коммуникативной личности: доминантный и демократичный.

К педагогу в процессе педагогического общения предъявляются высокие требования в профессионализме, включающем коммуникативные умения, а также определенные личностные качества. Педагог, включен-

12

ный в систему устного общения, должен иметь и хорошую дикцию, и приятный тембр, и хорошо владеть фонационными коммуникативными средствами, передающими тональность сообщения и экспрессию.

Возможности установления и поддержания контакта обусловлены взаимодействием различных (пространственных, временных, психологических, социальных) условий общения. Основой как в межличностной, так и в массовой коммуникации являются социальные и педагогические условия коммуникации, прежде всего социологическая доминанта, определяющая наличие или отсутствие контакта между педагогом и обучаемыми, ценностные ориентации, предполагающие оценочное отношение к участникам коммуникации.

Социально-коммуникативная компетентность оценивается целым рядом когнитивных факторов: знаниями об окружающем мире, о социальных ценностях, способностью адекватного восприятия информации. Социально-коммуникативная компетентность актуализируется с учетом конкретных условий коммуникации. Она является составным компонентом социального статуса. Можно выделить некоторые признаки социального статуса педагога по уровню его коммуникативной компетентности. Существенными когнитивными характеристиками социально-коммуникативной компетентности являются следующие способности: обобщение и систематизация многомерного восприятия окружающего мира; адекватная оценка статуса языка; понимание смысловой и оценочной информации.

В теории коммуникации важно определение корреляции понятия языковой личности с понятием личности как члена различных социальных структур. Поскольку

языковая личность является участником разных типов коммуникации, при ее описании необходимо учитывать и индивидуальные характеристики, и нормативность речевой деятельности соответствующей социальной группы. Не менее важным является изучение коммуникативной функции языковой личности в процессе разносторонней коммуникативной деятельности [12, с. 43].

Бесспорно, понятие коммуникативная личность позволяет выявить совокупность требований к языковой личности, критериев для диагностики уровня ее развития, среди них:

- использование средств общения в соответствии с целью и адресом;

- владение приемами организации текста, адекватно отражающего действительность и соответствующего замыслу высказывания;

- освоенность структурных элементов языка и возможностей их коммуникативного воздействия [Там же].

Вследствие органической связанности интерперсонального взаимодействия с социальным контекстом его реализации представляется наиболее корректным обозначить описанные регуляторы социального поведения и общения личности понятием социально-коммуникативная компетентность. Мы считаем правомерным рассматривать социально-коммуникативная личность личности в качестве особой функциональной системы (П. К. Анохин, В. Д. Шадриков), «функционального органа» или «функционального орудия» (А. А. Ухтомский), при помощи которого достигается эффективное решение проблем коммуникации и социального взаимодействия субъекта с окружающими его людьми, группами, общностями, социальными организациями.

1. Бурвикова, Н. Д. Воспроизводимые сочетания слов в коммуникативном пространстве носителя русского языка / Н. Д. Бурвикова, В. Г. Костомаров // Языковая личность: текст, словарь, образ мира. К 70-летию чл.-корр. РАН Ю. Н. Караулова: сб. ст. - М.: Изд-во РУДН, 2006.

2. Бухбиндер, В. А. О некоторых теоретических и прикладных аспектах лингвистики текста / В. А. Бухбиндер // Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. - Киев, 1978. - С. 30-38.

3. Виноградов, В. В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. - М.: Высш. шк., 1971. - 240 с.

4. Виноградов, В. В. Проблемы русской стилистики / В. В. Виноградов. - М.: Высш. шк, 1981. - 320 с.

5. Винокур, Г. О. Культура языка. Подготовка текста И. В. Пешкова / Г. О. Винокур. - М.: Лабиринт, 2006. - 256 с.

6. Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учеб.пособие для студентов педвузов /

Н. А. Ипполитова. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 176 с.

7. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. - Изд. 2-е. - М., 2002. - 264 с.

8. Рудяков, А. Н. За словом ли лезет в карман говорящий? (к вопросу о функциональной единице описания русской лексики) / А. Н. Рудяков // II Международный конгресс исследователей русского языка. Русский язык: исторические судьбы и современность. Труды и материалы. - М.: МГУ, 2003.

9. Усанова, О. Г. Культура профессионального речевого общения / О. Г. Усанова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. -Челябинск, 2008. - 84 с.

10. Усанова, О. Г. Модели речевого воздействия в тексте современной телерекламы / О. Г. Усанова // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2008. - № 1 (14). - С. 18-21.

11. Усанова, О. Г. Речевая культура: проблемы и перспективы / О. Г. Усанова // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2010. - № 3 (23). - С. 105-108.

12. Шарков, Ф. И. Основы теории коммуникации: учеб. для вузов / Ф. И. Шарков. - М.: Перспектива, 2005. - 248 с.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.