В. А. Григорьева-Голубева Homo communicans: языковая личность как объект изучения
В статье анализируются современные представления о языковой личности как о субъекте, рассматриваемом с точки зрения его способности совершать речевые действия - порождения и понимания высказываний. Языковая личность представлена как одна из граней личности индивида, показывающая его отношение к языку и речи. Определяются три основные функции языковой личности. Выделяются ее способности и свойства, отмечается взаимозависимость их развития и совершенствования гуманистической ценностной диспозиции личности. Подчеркивается, что гармоничная реализация всех функций, развитие способностей и свойств языковой личности являются показателями ее саморазвития.
In the article there are analysed the present-day concepts of a language personality as a person capable of performing vocal acts- generation and understanding of sayings. A language personality is represented as one of an individual’s properties demonstrating his/her attitudes to speech and language. The three main functions of a language personality are defined. The capabilities and properties of a language personality are emphasized, the interdependence of their development and improvement of individual’s humanistic value orientation is noticed. It is underlined that a harmonic actualisa-tion of all capabilities, functions and properties is an indicator of a language personality self-development.
Ключевые слова: языковая личность, индивид, диспозиция, развитие способностей.
Key words: language personality, individual, disposition, development of abilities.
В современном научном знании на рубеже тысячелетий сложилась новая научная парадигма, опирающаяся на идею антропоцен-тричности языка. Наряду с традиционными сравнительноисторической и системно-структурной парадигмами выступает антропоцентрическая, при которой внимание исследователей переносится с объектов познания на субъекта, т. е. анализируется человек в языке и язык в человеке. Формирование антропоцентрической парадигмы привело к переориентации науки на человека и его место в культуре, на личность носителя языка.
Э. Бенвенист (1974) писал, что свойства языка настолько своеобразны, что можно, по существу, говорить о наличии у языка не одной, а нескольких структур. Характеризуя язык во всей его сложности,
Ю.С. Степанов (1985) представил язык как многомерную структуру, имеющую различные составляющие, образы, ибо ни один из этих образов не способен полностью отразить все стороны языка: 1) язык как язык индивида; 2) язык как член семьи языков; 3) язык как структура; 4) язык как система; 5) язык как тип и характер; 6) язык как компьютер; 7) язык как результат сложной когнитивной деятельности человека; 8) язык как продукт культуры [9]. Поэтому язык может как способствовать, так и препятствовать самореализации человека. Человек может состояться как личность только при условии, если он адекватно усвоит опыт предшествующих поколений, который в основном передается с помощью языка.
Процессом пользования языком, который обнаруживает себя только через речь, процессом реализации языка является речь. Она возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо. Как предмет изучения речь в современной науке рассматривается в самых различных аспектах: деятельностном, процессуальном; формальном, структуральном; социальном, коммуникативном, личностном; генетическом, в развитии; в связях с языком и другими кодовыми системами.
Современная наука накопила значительный объем знаний в области теории и практики речи, речевой деятельности, ее физиологических и психологических механизмов, внутренней речи, восприятия речи слушающими, читающими.
В 1962 г. Б.Н. Головиным была предложена «схема лингвистического осмысления качеств хорошей речи» [5]. Позже эта схема была представлена в виде противопоставления речи неречевым структурам. Однако в 1967 г. Н.И. Жинкин писал, что трудности на этом пути «в конце концов упираются в тот простой факт, что мы еще очень плохо знаем, как говорит человек [4, с.79].
В связи с необходимостью изучения процессов речеобразования, восприятия и формирования речи, их соотнесенности с системой языка, решения проблемы речевого воздействия возникают такие науки, как культура речи, психолингвистика, прагматика, семиотика, социолингвистика. В последние годы в зарубежной лингвистике бурно развивается направление, связанное с изучением речевого поведения человека с помощью анализа процесса реального речевого общения -лингвоэтология (неолингвистика). Выделение коммуникативной функции речи, коммуникативного аспекта рассмотрения речи позволяет сконцентрировать внимание на закономерностях употребления языка в речи и на социально-психологических условиях осуществления языковой деятельности.
Однако люди отличаются друг от друга, и в том числе в своих речевых поступках. В. фон Гумбольдт (1985) писал, что только в речи ин-
дивида язык достигает своей окончательной определенности. Речевое поведение составляет существенную характеристику личности. Попытки выделить отличительные особенности речевого поведения и речевой деятельности привели к возникновению в науке нового объекта изучения - языковой личности. Ибо язык «существует только в индивидуальных мозгах, только в душах, только в психике индивидов или особей, составляющих данное языковое общество» [2, с.2]. С позиций антропоцентрической парадигмы человек познает мир через осознание себя, своей теоретической и предметной деятельности в нем, определяя иерархию ценностей, которая проявляется в речи человека, а центром внимания становится личность носителя языка - языковая личность.
Определение человека по одному из основных признаков, отличающих его от других живых существ тем, что он - существо, одаренное словом, способностью говорить, общаться, принадлежит Аристотелю. Первое же обращение к языковой личности связано с именем немецкого ученого Й.Л. Вейсгербера [1993]. В русской лингвистике понятие языковой личности разрабатывал А.А. Леонтьев [1977]. Г.И. Богин [1984] предложил модель языковой личности, в которой человек рассматривается с точки зрения его готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи. В.В.Виноградов (1946) выработал два пути изучения языковой личности - личность автора и личность персонажа.
Сформулированное академиком В.В. Виноградовым понятие языковой личности, не востребованное долгие годы, обрело в наше время новую жизнь. Возрождение понятия «языковая личность», наполнение его новым смыслом связано с исследованиями Ю.Н. Караулова. Намечая задачи и перспективы изучения русской языковой личности, ученый пишет: «Под языковой личностью я понимаю совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются:
а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью. В этом определении соединены способности человека с особенностями порождаемых им текстов» [5, с. 3]. Ему же принадлежит идея разработки модели языковой личности с опорой на художественный текст. По мнению Ю.Н. Караулова, языковая личность имеет три структурных уровня: вербально-семантический, когнитивный и прагматический.
На сегодняшний день известны различные подходы к изучению языковой личности: полилектная (многочеловеческая) и идиолектная (частночеловеческая) языковая личность [Нерознак В.П., 1997]; этно-семантическая языковая личность [Воркачев С.Г., 1998]; элитарная
языковая личность [Сиротинина О.Б., Кочеткова Т. В., 1999]; семиоло-гическая языковая личность [Баранов А. Г., 1991]; русская языковая личность [Караулов Ю. Н., 1987]; языковая и речевая личность [Прохоров Ю. Е., Клобукова Л. П., 1996]; словарная языковая личность [Снитко Т. Н., 1998]; словарная языковая личность [Карасик В. И.,1999]; эмоциональная языковая личность [Шаховский В. И., 1997]; языковая и коммуникативная личность [Маслова В. А., 2001]. Существуют и другие концепции языковой личности: И.Н. Горелов, К. Ф. Седов (1997) видят в языковой личности человека с точки зрения его способности совершать речевые действия - порождения и понимания высказываний. В. В. Красных (1998) выделяет в языковой личности четыре компонента: человек говорящий, языковая личность, речевая личность, коммуникативная личность. С точки зрения антропоцентрической парадигмы языковая личность представлена несколькими составляющими: Я-
физическое, Я-социальное, Я-интеллектуальное, Я-эмоциональное, Я-речемыслительное. Воздействуя на любую ипостась личности, можно воздействовать на все остальные стороны личности адресата. Языковая личность вступает в коммуникацию как многоаспектная, и это соотносится со стратегиями и тактиками речевого общения, с социальными и психологическими ролями коммуникантов, культурным смыслом информации, включенной в коммуникацию.
Мы будем оперировать термином «языковая личность», именуя так субъекта, обладающего совокупностью способностей и свойств, позволяющих ему осуществлять сугубо человеческую деятельность -говорить, общаться, создавать устные и письменные речевые произведения, отвечающие цели и условиям коммуникации, извлекать информацию из текстов, воспринимать речь; человека говорящего, красноречивого (Ното eloguens), общающегося (Ното communicans).
Говоря о языковой личности, мы затрагиваем одну из граней личности индивида, ту, что показывает его отношение к языку и речи. Своеобразие же коммуникативных проявлений личности определяется деятельностью ее сознания, которое, как писал Л.С. Выготский (1996), есть частный случай социального опыта.
Можно сказать, что языковая личность обнаруживает свои коммуникативные способности и свойства в «продуктах» своей коммуникативной деятельности - текстах, широко понимаемых как любые устные и письменные высказывания монологического и диалогического характера. В связи с этим определяющее значение для языковой личности в устной речи имеют понятие речевой ситуации и способ ее разрешения.
Основы описания речевой ситуации предложены еще Аристотелем: «Речь слагается из трех элементов. Из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» [1,
с.58]. Данные элементы стали основополагающими в описании структуры коммуникативной речевой ситуации [Thomas W. J., 1966; Humes D., 1972; Ball D. W., 1982]. Понятие речевой ситуации тесно связано с речевым этикетом. Изменение одного из элементов речевой ситуации влечет за собой выбор иной этикетной формулы.
Для описания ситуационного контекста предложена определенная типология участников ситуации. Иначе говоря, способы передачи речевого сообщения - текста - могут быть различными, а текст, создаваемый человеком, отражает движение человеческой мысли, запечатлевая в себе ее динамику и способы представления с помощью языка, и может служить характеристикой языковой личности. Поэтому понятие речевой ситуации является важнейшим для понимания особенностей определения языковой личности. Тогда выделенное из речевой ситуации речевое событие, понимаемое как протекающий в контексте речевой ситуации дискурс, характеризуется в качестве основной единицы речевого общения [8].
Известно, что для становления личности существенны три группы факторов: природные, социальные, личностные. Применительно к языковой личности эти факторы могут быть детализированы, уточнены: природные рассматриваются как дарование (способности): социальные выступают в качестве свойств, приобретаемых в процессе социального научения; личностные предстают как индивидуальные способы коммуникативных действий, сформированные коммуникативные умения.
Понятие «языковая личность» выполняет три основные функции:
•системообразующую, обеспечивая системное видение проблем, связанных с человеком говорящим, позволяя осмысливать и осваивать знания о языке, его структуре и функционировании с позиций коммуникативно-деятельностного подхода, выходить на комплексное освоение средств, способов, форм общения с учетом цели, адресата, условий коммуникации;
•целеобразующую, давая отчетливое видение образа, эталона, ожидаемого результата речевой деятельности;
•культурообразующую, позволяя выявить совокупность требований к языковой личности, критериев для диагностики уровня ее развития.
Среди них выделяются такие, как:
а) использование средств общения в соответствии с целью и адресатом;
б) владение приемами организации текста, адекватно отражающего действительность и соответствующего замыслу речи;
в) освоенность структурных элементов языка и возможностей их коммуникативного воздействия.
Концепция языковой личности коррелирует с тремя типами коммуникативных потребностей - контактоустанавливающей, информационной и воздействующей, а также с тремя сторонами процесса общения
- коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Можно представить следующий перечень способностей и свойств языковой личности:
Способности языковой личности:
- узнавать, понимать, воспринимать языковые элементы;
- изобретать содержание речевых высказываний, располагать их;
- прогнозировать воздействие структурных элементов языка в их совокупности;
- Способность соглашаться с другим мнением, толерантность;
- запоминать, воспроизводить речевые высказывания;
- писать и произносить языковые произведения.
Таким образом, можно видеть, что, развивая способности и свойства языковой личности, возможно развивать не только коммуникативный потенциал, коммуникативную компетентность, коммуникативную культуру личности, не только учить эффективному речевому общению, но и развивать, совершенствовать гуманистическую ценностную диспозицию личности.
Речевая деятельность представляет собой процесс создания и восприятия высказывания, характеризующийся наличием четырех этапов [6]: ориентировки в условиях деятельности; выработки плана в соответствии с результатами ориентировки; осуществления (реализации) этого плана; контроля, т. е. проверки соответствия продукта замыслу, достигнутого результата запланированному.
Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным. Ясно, что формирование и совершенствование названных умений должны привести к развитию и совершенствованию языковой личности. Совершенствование речевой деятельности, развитие языковой личности предполагает формирование всего комплекса названных умений.
Понятие «языковая личность» предполагает рассмотрение каждого носителя языка в качестве уникального объекта изучения. Претендуя на языковую исключительность, люди в сходных коммуникативных ситуациях часто ведут себя одинаково. Это связывают с тем, что гово-
Свойства языковой личности:
- общительность как черта характера, направленная на самовыражение;
- воображение, память;
- восприятие, понимание другого человека, эмпатия;
- интеллектуальные, эмоциональноволевые усилия, направленные на установление, поддержание контакта;
- рефлексия.
рящие в каждый момент своей речевой биографии демонстрируют особенности группового речевого поведения. Носитель языка как бы фокусирует в себе черты «коллективных языковых личностей». Он может, например, одновременно выступать как языковая личность горожанина, языковая личность учителя начальных классов, языковая личность сорокалетнего мужчины и т. п.
Любое общение - это взаимодействие как минимум двух действующих лиц: говорящего и слушающего. Своеобразие речевого поведения участников коммуникации отражает те отношения, которые возникли между говорящими в рамках социального взаимодействия. Языковые формы меняются в зависимости от того, к кому обращено высказывание. В реальном общении люди постоянно исполняют разные роли. Под социальной ролью понимают нормативно одобренный обществом образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию. Социальная позиция, или статус, - формально установленное или молчаливо признаваемое место индивида в иерархии социальной группы [3].
Статусно-ролевое общение основано на ожиданиях того, что языковая личность будет соблюдать речевые нормы, свойственные ее положению в обществе и определяемые характером взаимоотношений с собеседником. Представления о типичном исполнении той или иной роли складываются в стереотипы ролевого поведения, которые формируются на основе опыта, частой повторяемостью ролевых признаков, характеризующих поведение, манеру говорить, двигаться и т. д. Так в сознании членов общества кристаллизуется представление о том, каким должно быть исполнение той или иной роли.
Ролевые признаки речевого поведения проявляются только в коммуникативном взаимодействии языковых личностей. Выделяют два типа ситуаций ролевого общения - симметричные (характеризуются равенством социального статуса собеседников) и асимметричные (характеризуются неравенством социального статуса собеседников).
Речевое переключение в межличностном общении имеет большое значение, так как успех коммуникации в значительной степени зависит от владения говорящим и слушателем формами языка, соответствующими данной ситуации. Речь в межличностном общении - разговорная. Для нее характерны: персональность адресации; спонтанность и непринужденность; ситуативность; эмоциональность.
Коммуникативная роль говорящих и слушающих, манера их речевого поведения зависят от того, что выходит на первый план в сообщении - информация или контакт. Функционально выделяют два основных вида речевого поведения: фатическое речевое поведение (общение) и информативное речевое поведение (сообщение).
Задача фатического речевого поведения (ассоциативного способа общения) - говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. Это обмен мнениями и чувствами, не логичный, но достаточно искренний. Оба собеседника имеют равные права, они не стремятся прийти к единой точке зрения, решить какую-либо проблему.
Информативное речевое поведение может проявляться различными способами: совместное решение задачи; постановка вопросов; уточнение понимания.
Для того чтобы выделить условия, в которых возможно возникновение речевого конфликта, обратимся к трем типам взаимодействий (трансакций) в реальном общении, описанным Э. Берном: параллельные равноправные (процесс коммуникации протекает бесконфликтно); параллельные неравноправные (возможно вызревание конфликта); перекрещивающиеся (всегда есть элемент несогласия, который ведет к вербальной агрессии, провоцирующей коммуникативный конфликт).
Изучая психолингвистическую природу коммуникативных конфликтов, В.И. Жельвис (1997) обратил внимание на различия в проявлении конфликтного поведения у представителей разных этносов. Анализируя коммуникативные конфликты, М.Е. Литвак (1990) описал наиболее эффективный способ их преодоления: умение немедленно соглашаться с доводами нападающего, чтобы погасить его вербальную агрессию [7].
Разнообразие языковых форм, употребляемых в состоянии конфликта, с точки зрения психолингвистики сводятся к трем типам речевых ситуаций: инвективная стратегия (демонстрирует пониженную зна-ковость: коммуникативные проявления отражают эмоциональные реакции; разрядка при помощи прямой вербальной агрессии); куртуазная стратегия (отличается повышенной семиотичностью речевого поведения, обусловленного тяготением говорящего к этикетным формам социального взаимодействия; демонстрация эмоции обиды); рационально-эвристическая стратегия ( опирается на рассудочность, здравомыслие, негативные эмоции выражаются косвенным образом; разрядка через смех, иронию).
Для погашения конфликта возможно использование и еще одной стратегии - «поиска общего языка». Найти общий язык - значит для говорящего быть способным актуализировать навыки, равные или сходные с навыками слушающего в соответствии с ожиданиями последнего.
Понятие неконфликтного речевого взаимодействия тесным образом связано с навыками слушания. При этом исходным является утверждение, что слушание - активный процесс, требующий определенных навыков, среди важнейших из которых следует выделить при-
емы нерефлексивного, рефлексивного (активного) и эмпатического слушания.
По отношению участников диалога к такому принципу организации речевого общения, как солидарность, или кооперация, требующему организовать взаимодействие в соответствии с целью и направлением разговора, речевые стратегии делят на кооперативные и некооперативные.
Функцию способов осуществления стратегии речи выполняют речевые тактики: они формируют части диалога, группируя и чередуя модальные оттенки разговора.
Индивидуальные стили поведения языковой личности в зависимости от степени эмоционального и личностного самораскрытия позволяет выявить предложенная Дж. Луфтом и Х. Ингхэмом модель межличностной коммуникации («Окно Джохари»). Данная модель демонстрирует взаимозависимость информации об адресанте, которая доступна только ему, и осознания им того, как окружающие воспринимают его.
Речевая деятельность человека строится главным образом на использовании готовых коммуникативных единиц. Формируя высказывание, говорящий прибегает к схемам, шаблонам, опираясь на этику речевого общения, которая начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» - настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Главный этический принцип речевого общения - соблюдение паритетности.
Однако своеобразие живого разговорного общения состоит в том, что языковой личности должна быть свойственна установка на творчество. В живой коммуникации творчество проявляется прежде всего в виде языковой игры. Очевидно, что разные жанры речи дают разный простор языковой личности в проявлении своих речевых особенностей. Некоторые речевые ситуации требуют жесткого следования языковым нормам, другие - предполагают установку на творчество.
Результаты проведенного нами исследования сделали возможным обобщение опыта изучения и характеристики языковой личности учителя начальных классов и преподавателя педагогического колледжа в современной педагогической действительности. Рассматривая профессиональную деятельность учителя через призму его коммуникативной деятельности, коммуникативной компетентности, мы представили модель языковой личности такового и взаимозависимость развития гуманистических ценностей, а вместе с ними и личной культуры педагога от уровня развития языковой личности учителя. Это помогло нам составить обобщенную модель речевого взаимодействия
современного учителя начальных классов и преподавателя педагогического колледжа со своими учениками. Представим ее, обозначая суммарные экспертные оценки в обеих группах, полученные нами при изучении каждого из компонентов, составляющих данное понятие (табл.).
Профессиональная культура речи учителя
Группа А 6,374 Группа Б 8,119
Коммуникативная
культура
Группа А 3,086
Группа Б 4,370
Коммуникативное
поведение
Группа А 3,353
Группа Б 6,325
Рис. Результаты изучения языковой личности учителя начальных классов и преподавателя педагогического колледжа
Как видно из таблицы, разница между экспертными оценками группы А и группы Б значительна (12,692 балла). Это дает возможность считать, что языковая личность учителя начальных классов в отличие от языковой личности преподавателя педагогического колледжа нуждается в гармонизации. Общий принцип противостояния сформированной агрессивной поведенческой модели и социальной позиции, принцип «профилактики» речевой агрессии состоит в изменении коммуникативного, речевого поведения учителя по отношению к учащимся, в создании «общего языка», единства в понимании цели, задач, средств совместной деятельности, это позволит уравновесить, гармонизировать эмоциональное состояние и картину мира ученика, верно формировать его социальную позицию.
Таким образом, изучая речевое поведение человека, целесообразно учитывать концепцию языковой личности как сквозную идею, которая «пронизывает все аспекты изучения языка и одновременно раз-
рушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучать человека вне языка» [5, с. 7]. Так, «Homo communicans», «человек говорящий», языковая личность предстает в виде многогранного, многопланового объекта исследования, неповторимость которого определяется уровнем его развития, уникальной взаимообусловленностью гуманистической личностной диспозиции и комбинации языковых проявлений.
Список литературы
1. Аристотель. Риторика. - М., 1987.
2. Бодуэн де Куртэне И. А. Избранные труды. - М., 1963.
3. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. - М., 1997.
4. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество // Избр. Труды. - М., 1967.
5. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - М., 1987.
6. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1977.
7. Литвак М. Е. Психологическое айкидо. - Ярославль, 1990.
8. Михальская А. К. Педагогическая риторика. - М., 1998.
9. Прохоров Ю. Е., Клобукова Л. П., Феномен языковой личности в свете лингводидактики. - М., 1996.
10. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка. - М., 1985.
11. Трофимова Г. С. Педагогические основы обучения иностранным языкам.
- Ижевск, 1999.
12. Thomas W. J. Situational analysis. The behavior pattern and the situation. -Janouitz, 1966.