Библиографический список
1. Захарцев С.И., Сальников В.П. Правовая культура и современное видение права. Москва, 2015.
2. Костина К.А. Правовой нигилизм как черта российской правовой культуры. Тамбовский государственный университет им. Г.Р Державина. Вестник ТГУ. 2012; 10 (114).
3. Бугаенко Ю.Ю. Правовой нигилизм как деформированный тип правовой культуры. Кубанский государственный аграрный университет. Историческая и социально-образовательная мыль. 2014; 5 (27).
4. Барынкин Н.П. Правосознание современной молодёжи. Москва, 2009.
5. Смоленский М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России Правоведение. 2003; 9.
References
1. Zaharcev S.I., Sal'nikov V.P. Pravovaya kul'tura i sovremennoe videnie prava. Moskva, 2015.
2. Kostina K.A. Pravovoj nigilizm kak cherta rossijskoj pravovoj kul'tury. Tambovskij gosudarstvennyj universitet im. G.R. Derzhavina. Vestnik TGU. 2012; 10 (114).
3. Bugaenko Yu.Yu. Pravovoj nigilizm kak deformirovannyj tip pravovoj kul'tury. Kubanskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya myl'. 2014; 5 (27).
4. Barynkin N.P. Pravosoznanie sovremennojmolodezhi. Moskva, 2009.
5. Smolenskij M.B. Pravovaya kul'tura, lichnost' i grazhdanskoe obschestvo v Rossii Pravovedenie. 2003; 9.
Статья поступила в редакцию 19.05.18
УДК 159
Medvedeva N.I., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),
E-mail: nigstav@mail.ru
Yungman I.V., postgraduate, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: yungmann.iris@list.ru
TO THE PROBLEM OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF FUTURE TEACHERS TO INNOVATIVE ACTIVITIES IN CONDITIONS OF UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article describes the factors and conditions of the educational environment of a university that contribute to the development of psychological readiness of future teachers to innovation. The success of forming students' willingness to innovate depends on the creation of conditions for the development of creativity in the educational process. The authors conclude that the innovative activity of a teacher in modern education system is the most important component of the educational process, targeted teaching activities aimed at the introduction of new teaching practices that improve the quality of education. The forming of readiness of a teacher to innovative activity takes place at the stage of professional training at a university.
Key words: psychological readiness, innovative activity, educational environment of university.
Н.И. Медведева, д-р психол. наук, проф., проф. каф. психологии, ГОУ ВО «Ставропольский государственный
педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: nigstav@mail.ru
И.В. Юнгман, аспирант 1 курса обучения, кафедра психологии ГОУ ВО «Ставропольский государственный
педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: yungmann.iris@list.ru
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
В статье раскрываются факторы и условия образовательной среды вуза, способствующие формированию психологической готовности будущих педагогов к инновационной деятельности. Авторы делают вывод о том, что инновационная деятельность педагога в современной системе образования является важнейшей составляющей образовательного процесса, целенаправленной педагогической деятельностью, направленной на внедрение новой педагогической практики, повышающей качество образования. Формирование готовности педагога к инновационной деятельности происходит еще на стадии профессионального обучения в вузе.
Ключевые слова: психологическая готовность, инновационная деятельность, образовательная среда вуза.
Система образования на современном этапе развития российского общества находится в постоянном поиске новых возможностей, путей интенсификации и оптимизации образовательного процесса во всех звеньях системы образования. Общество устало от стагнации в образовании, от неосознанных и необдуманных реформ и безрезультатного поиска эффективных путей. С решением этой проблемы могут справиться только ищущие, думающие педагоги, умеющие внедрять в образовательное учреждение инновационные формы, методы, активно пользоваться лучшим педагогическим опытом, грамотно и профессионально анализировать собственную деятельность. Решение этой проблемы начинается еще в вузе, когда происходит обучение будущего педагога, закладываются основы его профессионализма.
Переход системы высшего профессионального образования в нашей стране на инновационный путь развития повлиял на содержательную и организационно-методическую основу системы подготовки педагогических кадров в высших учебных заведениях. В государственных образовательных стандартах третьего поколения определены основные аспекты формирования у будущих педагогов компетенций инновационного характера, ориентирующих студентов на инновационную деятельность в условиях динамических социально-экономических изменений, в частно-
сти готовность к генерации и реализации инновационных идей и технологий в системе образования. Решение этой проблемы требует создания оптимальных условий для становления базовых характеристик психологической готовности будущего педагога к инновационной деятельности, качество которой определяется развитием у студентов мотивационной направленности на эту деятельность, сформированностью у них профессионально значимых качеств, удовлетворенностью теми сторонами учебной деятельности, которые более значимы в становлении профессионала, формированием когнитивного, операционального, эмоционально-волевого и коммуникативного компонентов готовности к инновационной деятельности.
Обеспечить готовность студентов педагогических вузов к инновационной деятельности достаточно сложная и многогранная цель, которая ставит на приоритетное место психологизацию обучения будущих педагогов. Студенческий возраст приходится на период юношества в онтогенезе. Рассмотрение проблемы формирования готовности студента к принятию требований времени и социального общества, опирается на структурно-содержательный компонент образования в вузе, рассматривается в ракурсе психологических новообразований возраста. Обеспечению сформированности готовности к инновационной деятельности в
будущей педагогической деятельности у студентов способствуют такие специализированные психические аспекты как инновационное мышление, инновационная культура и инновационная компетентность. Анализ теоретических концепций и подходов по нашей проблеме, их осмысление и обобщение позволил нам предположить, что эти психологические новообразования позволят сформировать готовность будущего педагога к инновационной деятельности.
В нашем исследовании мы предположили, что к этим интегральным личностностным новообразованиям необходимо дополнить и важную особенность - инновационный потенциал, готовность субъекта к инновационной деятельности, содержащие в себе стимулирующее начало, во многом определяющее его предрасположенность к деятельности [1]. Готовность молодого специалиста к инновационной деятельности в образовательном учреждении коррелирует с целым рядом психических аспектов, в частности с открытостью новому, толерантностью к неопределенности, профессиональной компетентностью.
Многогранные аспекты, которые поднимают различные исследователи в связи с инновационной активностью будущих педагогов разных профессиональных групп, не позволяет раскрыть систему психологического обеспечения формирования готовности студентов в рамках вузовской подготовки к инновационной деятельности [2].
Учитывая разработанную классическую структуру психологической готовности к деятельности, включающую когнитивный, эмотивный и конативный компоненты, попробуем соотнести ее с основными аспектами, лежащими в основе инновационной деятельности в системе образования. В.Н. Мясищева в своих взглядах на структуру личности, выделил два положения, имеющие для нас теоретическую значимость. Эти положения определили специфику его взглядов на личность, как субъект, в котором нет отдельных составляющих, а как психологическая данность есть отношение, что замыкает в личности все другие психологические характеристики. По мнению В.Н. Мясищева, отношение является интегратором свойств личности, обеспечивающим целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения и активности человека. В.Н. Мясищев подчёркивает регулятивную функцию отношения в поведении человека, выделяя «оценочную» (когнитивную, познавательную), «эмотивную», и «конативную» (поведенческую) стороны.
Оценивая знаниевый аспект психологической готовности студента к инновационной деятельности, затронем когнитивный компонент. Формирование этого компонента строится на основе отражения современной информации, умения ориентироваться в мощном информационном потоке. Данный компонент психологической готовности будущего педагога к инновационной деятельности поддерживается осознанием субъектом глобальности и нужности инновационных подходов к определенным средствам, знаниям, что предполагает обладание у студента инновационной компетентностью и инновационным мышлением.
Оценка эмотивного компонента дает представление об энергоемкости психологической готовности будущего педагога к выполнению инновационной деятельности, позволяющей позитивно поддерживать в различных ситуациях направленность студента на поиск и включение в свою учебную деятельность всего прогрессивного нестандартного творческого. Эмоции являются условием достижения успеха, сопровождаются переживанием положительной модальности, способствуют продвижению вперед, стимулируют инновационную активность студента. Эмотивный компонент формирует мотивацию, детерминирует творческую активность, стремление действовать в соответствии с новым требованием современности, выдвигаемым конкретным вузом и системой образования в целом. Эмотивный компонент обеспечивает прогрессивный настрой студента в отношении инноваций в будущей профессиональной деятельности, способствует формированию субъектной открытости новому.
Анализируя поведенческий (конативный) компонент, мы отметили его значимость для осуществления выбора стратегий и тактик поведения студента по отношению к доминирующим для нее ценностным объектам среды, людям, собственной личности, деятельности. Конативный компонент определяет направленность студента на практическую активность, способствует развитию его инновационного потенциала, инновационной культуры и профессиональной инновационной компетентности [2].
Для высшего педагогического образования принципиально важно как влияет образовательная среда вуза на формирование готовности студента к инновационной деятельности [2]. Именно образовательная среда вуза как совокупность устанавливающихся в педагогическом процессе организационно-дидактических условий и факторов, а также межличностных отношений, оказывает существенное влияние на инновационный творческий потенциал будущего педагога, формирование личности с заданными качествами. По нашему мнению, создание в вузе творческой атмосферы, обеспечение включения студентов в культурно-социальные связи различного типа и уровня; развитие их мотивационно-смысловой сферы; построение учебного процесса на основе формирования продуктивного опыта; индивидуализацию процесса обучения на основе формирования и реализации индивидуальных образовательных программ [2]. Направляя на реализацию творческого потенциала обучаемого, среда представляет собой комплексную форму функционирования и реализации основополагающих принципов инновационной педагогики и является единым образовательным пространством учебного заведения, позволяющим кооперировать усилия всех заинтересованных субъектов и объектов в качественной подготовке будущих специалистов [3].
Инновационная образовательная среда педагогического вуза является продуктом субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса и включает:
- инновационное содержание образования, отраженное в авторской образовательной программе, в индивидуальной образовательной траектории студента;
- инновационные технологии образования, основанные на трансдисциплинарном подходе, интерактивных методах обучения и тьюторстве;
- инновационные методы воспитания, основанные на гуманистических методах воспитательной работы с молодёжью в современном вузе;
- новые формы управления образовательной средой, основанные на активной помощи студенту психологического центра;
- безопасную образовательную среду вуза, основанную на непрерывном мониторинге и регуляции опасностей, влияющих на качество образования в вузе [4].
Инновационная образовательная среда педагогического высшего учебного заведения должна быть особой [5 - 6]. Готовя будущих педагогов, вуз несет ответственность за своего выпускника, поэтому при его подготовке должен эффективно использовать совокупность содержания, форм, методов и средств обучения, основанных на трансфере достижений современной науки и техники в учебный процесс вуза и направленных на формирование инновационной личности обучаемых, способных принимать креативные решения в профессиональной области . Только творческие преподаватель могут сформировать творческую лич-н6ость студента, готовую к инновациям. Успех формирования у студентов готовности к инновационной деятельности зависит от создания условий для развития творческого потенциала в образовательном процессе.
Подводя итог теоретическому анализу нашей проблемы, нами определены условия, необходимые для формирования у будущего педагога готовности к инновационной деятельности:
- инновационно-творческая среда вуза;
- условия для формирования ценностного отношения к инновационной деятельности и ее результатам;
- творческое взаимодействие в системе «преподаватель-студент»;
- привитие инновационной культуры у студента;
- формирование умений и навыков владения будущими педагогами инновационными технологиями, методами и методиками.
Инновационная деятельность педагога в современной системе образования является важнейшей составляющей образовательного процесса, целенаправленной педагогической деятельностью, направленной на внедрение новой педагогической практики, повышающей качество образования. Формирование готовности педагога к инновационной деятельности происходит еще на стадии профессионального обучения в вузе. Отметим, что теоретическое обоснование психологического обеспечения формирования у студентов педагогических вузов готовности к инновационной деятельности имеет достаточные перспективы для своего последующего продолжения на эмпирической основе.
Библиографический список
1. Быкова Е.А. Инновационная деятельность в представлении студентов педагогического вуза. Мир науки, культуры, образования. 2017; 2: 288 - 291.
2. Дергачёва Е.В. Инновационное мышление как фактор профессионального совершенствования молодых специалистов. Наука и мир. 2014; 5. Т. 3: 89 - 92.
3. Глушкова Н.И. Психологические возможности новых технологий в работе со студентами. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014; 1: 49 - 50.
4. Лидак Л.В. Инновационные процессы в современном образовании: методологический аспект. Университетские чтения - 2016: материалы научно-методических чтений. Пятигорск, 2016: 69 - 75.
5. Абдулаева П.З., Абдулаева Х.С., Алибекова З.Н., Алиева У.Г., Березова Н.В., Богатырева Ж.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В. и др. Психолого-педагогические проблемы развития высшего образования в России в условиях реализации ФГОС: коллективная монография. Москва, 2018.
6. Абдулгалимов Р.М., Асадулаева Ф.Р, Богатырева Ж.В., Валиева П.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Джаватова Г.А., Джам-бекова Т.Б., Джиоева А.Р, Джиоева Г.Х., Дубовицкий И.Н., Зинченко А.С. и др. Психологические и педагогические аспекты совершенствования учебно-воспитательного процесса в системе образования в России: коллективная монография. Москва, 2018.
References
1. Bykova E.A. Innovacionnaya deyatel'nost' v predstavlenii studentov pedagogicheskogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 2: 288 - 291.
2. Dergacheva E.V. Innovacionnoe myshlenie kak faktor professional'nogo sovershenstvovaniya molodyh specialistov. Nauka i mir. 2014; 5. T. 3: 89 - 92.
3. Glushkova N.I. Psihologicheskie vozmozhnosti novyh tehnologij v rabote so studentami. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2014; 1: 49 - 50.
4. Lidak L.V. Innovacionnye processy v sovremennom obrazovanii: metodologicheskij aspekt. Universitetskie chteniya - 2016: materialy nauchno-metodicheskih chtenij. Pyatigorsk, 2016: 69 - 75.
5. Abdulaeva P.Z., Abdulaeva H.S., Alibekova Z.N., Alieva U.G., Berezova N.V., Bogatyreva Zh.V., Vezetiu E.V., Vovk E.V. i dr. Psihologo-pedagogicheskie problemy razvitiya vysshego obrazovaniya vRossii v usloviyah realizaciiFGOS: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
6. Abdulgalimov R.M., Asadulaeva F.R., Bogatyreva Zh.V., Valieva P.V., Vezetiu E.V., Vovk E.V., Gadzhieva P.D., Dzhavatova G.A., Dzhambe-kova T.B., Dzhioeva A.R., Dzhioeva G.H., Dubovickij I.N., Zinchenko A.S. i dr. Psihologicheskie i pedagogicheskie aspekty sovershenstvovaniya uchebno-vospitatel'nogo processa vsisteme obrazovaniya vRossii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
Статья поступила в редакцию 04.06.18
УДК 159.923:316.628:331.101.3:004
Zabara I.V., senior teacher, Crimean Republican Institute of Further Pedagogical Education (Simferopol, Russia),
E-mail: 222325@ukr.net
THE CONTENT OF THE COMPONENTS OF THE VALUE ATTITUDE TO PROFESSIONAL ACTIVITY AT SOFTWARE SPECIALISTS. The article discusses the contents of components of the value attitude to professional activity at computer software specialists. The dominant characteristics of the motivational, cognitive, emotional, behavioral components of their attitude are revealed. The components of the attitude and personal characteristics that affect the success of the professional activities are determined. The direction of further studies of the attitude towards professional activity is outlined. Value relevant to the professional activities of programmers is characterized by the need for freedom and independence, smysloobrazujushhimi attitudes on self-improvement, develop their abilities and results.
Key words: professional activity, attitude, components of attitude, motivation, success, computer software specialists.
И.В. Забара, ст. преп., Крымский Региональный институт постдипломного педагогического образования,
г. Симферополь, E-mail: 222325@ukr.net
СОДЕРЖАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПРОГРАММИСТОВ
В статье рассмотрено содержание компонентов ценностного отношения к профессиональной деятельности у программистов. Выявлены доминирующие характеристики мотивационного, когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов отношения. Определены компоненты отношения и личностные особенности, влияющие на успешность профессиональной деятельности программистов. Намечено направление дальнейших исследований отношения к профессиональной деятельности у программистов.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, отношение, компоненты отношения, мотивация, успешность, программисты.
Общество всегда заинтересовано в творческих, самостоятельных, инициативных, способных к восприятию и генерированию новых идей профессионалах [1]. Проблема формирования, развития, поддержания вышеозначенных качеств особенно актуальна для России на современном этапе в свете геополитических вызовов.
Характер осуществления деятельности тесно связан с отношением личности к профессиональной деятельности благодаря его регуляторной функции. «Психологические отношения выступают не просто результатом, следствием изменения внешних условий жизнедеятельности субъекта, но выполняют функцию самоопределения субъекта в этих условиях, которая выражается в осознаваемой, избирательной, активной позиции субъекта в изменяющихся условиях его жизнедеятельности» [2, с. 173].
Многие авторы определяют мотивационный компонент отношения как его системообразующий фактор и рассматривают
отношение к профессиональной деятельности, прежде всего, как ценностно-смысловое (К.А. Абульханова-Славская, Е.М. Борисова, С.Т. Джанерьян, В.А. Зобков, Т.В. Максимова, Е.В. Мартынова, В.П. Позняков, А.Р Фонарев, В.Э. Чудновский и др.). На основе анализа различных ценностно-смысловых отношений к профессиональной деятельности С.Т. Джанерьян выделяет три типа смысловых отношений к профессиональной деятельности: как к средству (средственное отношение), как к цели (по-требностно-технологическое отношение), как к ценности-цели (ценностное отношение) [3]. Структура каждого из них, помимо мотивационного, включает также когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты [3; 4]. Кроме того, психологические отношения имеют тесную связь со свойствами личности [5].
В ракурсе рассматриваемой проблемы особое значение приобретает ценностное отношение к профессиональной деятельности, обозначаемое «как творческое отношение, высшая потребность,... призвание, предназначение» [3, с. 305].