Н. Е. Стенякова
ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация. В статье проанализирована проблема готовности будущих педагогов в условиях вуза к педагогической деятельности. Рассмотрены понятия «готовность», «психологическая готовность», «готовность к педагогической деятельности». Выделены аспекты организации образовательного процесса в вузе, которые позволяют включать студента в реальную практическую деятельность.
Ключевые слова: готовность, готовность к педагогической деятельности, образовательный процесс.
В условиях современного образования возникает проблема подготовки высококвалифицированных кадров, способных быстро приспосабливаться к новым условиям, обладающих высоким профессионализмом, востребованных на рынке труда. В этой связи особенности структуры и закономерности профессионального и личностного самоопределения необходимо учитывать уже в процессе обучения в вузе, т.е. на ранних стадиях профессионализации. Поэтому наиболее актуальной становится задача выявления профессионально-личностных особенностей, влияющих на готовность будущих педагогов на этапе обучения в вузе. Но если для периода школьного обучения эти вопросы достаточно проработаны, то для этапа студенчества они продолжают оставаться открытыми.
Проблема готовности человека к любой деятельности широко освещается в психо-лого-педагогической литературе (К. А. Абульханова-Славская, Е. П. Ильин, М. И. Лукьянова, А. В. Петровский и др.). При этом готовность к деятельности определяется современными учеными как качество личности (М. И. Дьяченко, А. А. Кандыбович, А. Г. Ковалев, А. Д. Сазонов, В. Ф. Сахаров и др.), как состояние личности перед началом деятельности (А. В. Барабанщиков, К. М. Дугай-Новакова, А. А. Деркач, В. А. Крутецкий, Н. Д. Левитов, А. Ц. Пуни, Д. Н. Узнадзе и др.), как наличие определенных способностей (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин).
Для более полного раскрытия исследуемой проблемы необходимо рассмотреть понятие готовности к профессиональной деятельности и выделить несколько подходов к его изучению.
Так, Т. И. Шалавина понимает готовность как индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение [1]. Данное определение предполагает создание в учебном процессе ситуаций, обеспечивающих смыслотворческую деятельность, в результате которой происходят субъективное присвоение содержания профессиональной подготовки и целостно-личностное развитие будущего специалиста. Вследствие этого достигается высокий уровень его подготовки. С данной позиции готовность рассматривается как интегративное профессионально значимое свойство личности, обеспечивающее ей развивающий переход из системы вузовской подготовки в систему профессиональной деятельности и включающее совокупность профессиональных знаний, практических умений и навыков, опыт личности, личностные профессионально значимые качества.
Также необходимо обратить внимание на понятие формирования готовности к профессиональной деятельности как области педагогического руководства целенаправленным развитием будущего педагога, которое характеризуется изменениями, происхо-
дящими при воздействии субъекта на самого себя в личностной, мотивационной, познавательной и интеллектуальной сферах, в процессе выявления и развития качеств и свойств личности, необходимых и достаточных для воплощения в учебной деятельности собственных намерений и ценностных установок на саморазвитие.
Конкретизируя понятие «готовность к профессиональной деятельности», будем определять его как устойчивую характеристику развития студентов, отражающую совокупность качеств и свойств, необходимых и достаточных для раскрытия сущностных сил и опредмечивания потенциала личности.
По мнению О. М. Краснорядцевой [1], психологическая готовность к профессиональной деятельности проявляется:
- в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию «здесь и сейчас»), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;
- в виде мотивационной готовности к «приведению в порядок» своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает);
- в виде профессионально-личностной готовности к самореализации через процесс персонализации.
Исследуя проблему готовности к профессиональной деятельности, можно рассмотреть ее как целостное проявление всех сторон личности специалиста.
В основе психологической готовности будущих педагогов лежат следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, творческий и деятельностно-
практический. В данной статье основное внимание уделено мотивационно-ценностному компоненту, который включает в себя такие структуры, как мотивы, соответствующие мотивам самореализующейся личности, и мотивы студентов реализоваться в учебной и профессиональной деятельности.
Вслед за Е. В. Шипиловой готовность к профессиональной деятельности будущих педагогов можно понимать как динамичное явление. Формируясь в процессе обучения в вузе, готовность к профессиональной деятельности студентов претерпевает позитивные качественные и количественные изменения, наращивается и отражается в поступательной динамике перехода от одного уровня к другому, определяется внутренним балансом между ее компонентами и обеспечивает продуктивное решение учебных и профессиональных задач разной сложности и содержания (от репродуктивных до эвристических). Переход от одного уровня готовности к профессиональной деятельности студентов к другому связан с этапами обучения в вузе.
В связи с этим необходимо в рамках учебного процесса организовать включение студента в реальную деятельность практикующих структур, решить вопрос о согласовании, совмещении форм практической деятельности с формами учебной деятельности.
Именно психологическая готовность помогает будущим педагогам осознанно подойти к профессиональной деятельности, понять и выбрать для себя наиболее предпочтительные направления работы, способствует эффективной деятельности в выбранных направлениях и в дальнейшем успешной профессиональной и личностной самореализации. Личностная готовность является необходимым условием успешной профессиональной самореализации молодого специалиста - педагога, одним из условий успешной профессиональной педагогической деятельности [2].
Особенно важным моментом является необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов, основой которой должны стать способность к осознанному личностному и профессиональному росту и ответственность за преодоление социальных и профессиональных стереотипов.
Формирование психологической готовности может происходить при реализации следующих условий: взаимодействие с другими участниками образовательного процесса в вузе; актуализация ценностного отношения студентов к деятельности в вузе; развитие
рефлексивно-оценочных умений и создание ситуаций реальной профессиональной деятельности с опорой на личностную и коллективную рефлексию.
Подводя итоги, можно утверждать, что подготовка будущего педагога в условиях высшего образования - сложный процесс, исходящий из качественно нового представления об образовательной ситуации. Данный процесс характеризуется тенденцией перехода от учебно-дисциплинарной к личностной парадигме педагогической деятельности, ориентированной на развитие личностных функций самих студентов как субъектов учебного процесса, их самоопределения в отношении смысла, ценностей содержания образования и деятельности.
Список литературы
1. Пряжникова, Е. Ю. Проблема профессионального становления личности [Электронный ресурс] / Е. Ю. Пряжникова, Т. А. Егоренко // Современная зарубежная психология. - 2012. - № 2. -С. 111-121.
2. Морозова, М. А. Педагогическое руководство процессом самореализации студентов вуза / М. А. Морозова // Вузовская наука в современных условиях. - Ульяновск : 42 НТК, УлГТУ, 2008. - С. 60-66.
Стенякова Наталья Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии профессионального образования,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
УДК 378.14 Стенякова, Н. Е.
Готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема / Н. Е. Стенякова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 4. - C. 15-17.
Stenyakova Natal'ya Evgen'evna,
candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of pedagogy and psychology of professional education, Penza State University