и организации обучения, соответствующего новой идеологии образования, становится актуальным. Наметившиеся основные положения этой структуры высшего аграрного образования в обобщенном виде имеют следующую характеристику:
1. В бакалавриате осваивают первый уровень высшего профессионального образования и завершают его получением диплома бакалавра по направлению с указанием профиля подготовки. Углубленная подготовка отражается в перечне и объеме изученных дисциплин.
2. На базе подготовки бакалавра возможно освоение дополнительных профессиональных образовательных программ (ДОП) и в совокупности с первым уровнем высшего профессионального образования получение квалификации специалиста
в выбранной обучающимся профессиональной деятельности с получением диплома о дополнительном профессиональном образовании.
Обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется либо после завершения бакалавриата, либо параллельно с обучением в бакалавриате (в этом случае время обучения увеличивается на 1 семестр).
3. На базе подготовки бакалавра и специалиста соответствующих профилей возможна подготовка по программе магистра.
Список литературы
1. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. — М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
УДК 378.015.3
Л.З. Тенчурина, доктор пед. наук Л.М. Кузьмичёва
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ
Все более осознаваемая необходимость гуманизации и гуманитаризации образования в условиях постиндустриального общества детерминировала — среди прочих мер — включение в содержание подготовки в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования дисциплины «Русский язык и культура речи», получившей статус составляющей федерального компонента в государственных образовательных стандартах 1—11 поколений [1—2].
Нет необходимости доказывать, что знание родного языка, свободное владение словом в первую очередь свидетельствуют об уровне гуманитарной образованности и общей культуры человека, а коммуникативно-речевая компетенция специалиста, представляющая собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в профессиональной, управленческой, социально-культурной и прочих сферах человеческой деятельности — один из важнейших критериев его профессионализма. Поэтому в качестве основных целей изучения в вузе дисциплины «Русский язык и культура речи» были определены следующие: способствовать формированию и развитию у будущих специалистов коммуникативно-речевой компетенции для максимально эффективного общения на русском языке в профессиональной и социаль-
но-культурной сферах деятельности, повысить общий уровень языковой культуры, а главными задачами — способствовать формированию у обучающихся осознанного отношения к своей речи и личностной потребности в ее совершенствовании, в развитии коммуникативно-речевых знаний и умений [3].
В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны были получить представление о роли языка в обществе, его функциях, о видах речевой деятельности и их особенностях, о дифференциации словарного состава языка и о лексической сочетаемости слов, о культуре речи и основных направлениях совершенствования навыков грамотного письма и говорения, об образцах коммуникативно-совершенной речи в сфере социально-культурного и профессионального общения; должны понимать сущность и природу языка, его взаимосвязь с сознанием и мышлением; соотношение между языком и речью, языком и письмом; знать основные характеристики и особенности функциональных стилей современного русского литературного языка, основные нормы современного русского литературного языка, правила построения и языкового оформления учебно-научных текстов, основные нормы официально-деловой письменной речи и основные требования к оформлению деловых документов; уметь
75
различать стили речи и самостоятельно подготавливать стилистически мотивированные тексты; выполнять нормы современного русского литературного языка и фиксировать случаи их нарушения; составлять основные учебно-научные тексты и письменные вторичные тексты; оформлять деловые документы; работать с нормативными словарями и справочниками русского языка; соблюдать правила речевого этикета, принятые в обществе, и др.
Однако с принятием новых стандартов для высшей школы — ФГОСов третьего поколения — названная дисциплина, получив новое наименование «Этика делового общения и культура речи», перешла в разряд дисциплин по выбору. В этой ситуации вопрос об изучении названной дисциплины вообще (т. е. включении ее в реальный учебный план вуза) и объеме часов, отводимых на нее, решается администрацией конкретного вуза. В итоге возникает опасность того, что многие вузы могут отказаться от дисциплины или ввести скорее для проформы, для отчетности, а не для пользы дела...
Обращаясь к проблеме подготовки кадров для сельскохозяйственного производства, необходимо подчеркнуть, что включение дисциплины «Русский язык и культура речи» — согласно ГОСам 1-11 поколений — в содержание обучения в сельскохозяйственных вузах было принципиально значимо и актуально. Поскольку основную часть поступающих и обучающихся в сельскохозяйственных вузах составляли (и продолжают составлять) представители регионов, чаще всего небольших городов и сел, которые по сравнению с городской молодежью не располагают такими же возможностями свободного общения, даже несмотря на столь стремительное развитие информационных технологий и расширение доступа к глобальной мировой сети.
Как свидетельствуют наблюдения последних лет, не очень высокий, а нередко даже низкий уровень коммуникативно-речевых знаний и умений выходцев из глубинки*, явно ощутимое проявление в их речи влияния местных говоров и диалектов подчас оказываются неким психологическим барьером не только в обиходном общении с городскими сверстниками, мешая социальной адаптации в условиях вуза, но и, как следствие, становятся серьезным препятствием и в их учебно-познавательной деятельности. Поэтому необходимость специальной работы, направленной на формирование и развитие коммуникативно-речевых уме-
* Не рассматривая всех причин данной ситуации, следует указать лишь одну, а именно: нехватка сельских учителей, в частности, словесников (в том числе и из-за отмены системы распределения молодых специалистов).
76
ний и навыков у студентов данной категории в рамках изучения в первую очередь дисциплины «Русский язык и культура речи», а теперь дисциплины «Этика делового общения и культура речи», казалось бы, вполне очевидна. [4].
С целью подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих коммуникативно-речевыми компетенциями и этикетными нормами поведения и общения, важно предусмотреть, чтобы составляющей подготовки по русскому языку студентов высшего профессионального образовательного учреждения стали бы также дополнительные занятия и спецкурсы, имеющие практическую направленность, чтобы стимулировать студентов к развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых и риторических умений и навыков.
Более того, следует подчеркнуть, что общение со студентами, результаты проведенных опросов указывают на необходимость разработки подобных курсов. Поэтому учитывая контингент обучающихся в агроинженерных вузах, авторы считают, что в них следует не только сохранить дисциплину «Русский язык и культура речи» (в новой версии — «Этика делового общения и культура речи»), но и дополнительно вводить спецкурсы, направленные на формирование и совершенствование речевой культуры и коммуникативно-речевых умений студентов.
Научно-исследовательская работа, которую ведут авторы статьи, предполагает разработку, апробацию и введение в практику профессиональной подготовки студентов, обучающихся в агроинже-нерных вузах одного из таких спецкурсов.
Цель разрабатываемого курса — формирование у студентов научного представления о роли деловой коммуникации в системе наук о человеке, помощь будущим специалистам АПК в овладении основами деловой коммуникации. Основное содержание спецкурса направлено на изучение коммуникативных программ, освоение речевых приемов и техники, позволяющих эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, находя оптимальную модель общения с каждым из них.
Предлагаемый для изучения в спецкурсе учебный материал частично базируется также на материале дисциплин «Риторика» («Основы риторики») и «Основы делопроизводства», включавшихся прежде в рабочие учебные планы отдельных вузов, на новом качественном уровне аккумулируя основные постулаты названных дисциплин.
В организационном плане предполагается, что спецкурс будет включать лекционно-семинарские и практические занятия; при этом в рамках первых будет рассматриваться теоретическая составляющая спецкурса, однако ведущее место в нем займут практические занятия и тренинги, направлен-
ные на формирование практических умений и навыков деловой коммуникации.
Список литературы
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 560800 «Агроинженерия. Степень (квалификация) — бакалавр техники и технологии (ГОС)». — М.: Министерство образования РФ, 2000. — 22 с.
2. Максимов, В.И. Государственный образовательный стандарт по курсу «Русский язык и культура речи» и его реализация на факультетах нефилологического про-
филя / В.И. Максимов // Мир русского слова. — 2001. — № 2. — С. 36-44.
3. Надибаидзе, О.Ш. Речевая компетенция говорящего / О.Ш. Надибаидзе. — М.: Флинта: Наука, 2009. — 192 с.
4. Тенчурина, Л.З. Формирование основ коммуникативно-речевой компетенции будущих специалистов (из опыта организации занятий по русскому языку и культуре речи в МГАУ им. В.П. Горячкина) / Л.З. Тен-чурина // Проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы. Вестник университета китайской культуры. — 2011. — № 12. — С. 31-45.
УДК 378 А.В. Баннова
А.Н. Кузнецов, канд. пед. наук
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА АГРАРНОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Происходящие в современном обществе процессы диктуют новые правила подготовки специалистов. Общество становится информационным, что приводит к увеличению объема знаний. На данный момент ни одно высшее учебное заведение не в состоянии обеспечить будущих специалистов тем объемом знаний, который будет необходим им для успешной трудовой деятельности.
Происходящие в обществе глобальные процессы (среди которых и информатизация) ведут к постоянному появлению как новых сфер деятельности, так и к трансформации уже имеющихся, что требует систематической подготовки и переподготовки специалистов, т. е. можно говорить о непрерывном расширении номенклатуры видов профессиональной деятельности.
Технологический, общественно-политический, экономический и информационный прогресс требует не только появления на рынке труда новых специальностей, но и подготовки соответствующих специалистов с совершенно другими профессиональными и личностными качествами. При приеме на работу работодатель делает акцент на следующих качествах специалиста: активность, креативность, мотивация к развитию в выбранной профессиональной области, высокая обучаемость, а также желание учиться постоянно, способность перерабатывать большие объемы информации, способность к системному мышлению, умение работать в команде и лидерские качества [1, 2].
Таким образом, приоритетными являются общие, надпрофессиональные качества личности и только затем рассмотрению подвергаются профессиональные знания и умения. Теперь ставка
делается не столько на владение технологией трудовой деятельности, а в большей степени на профессиональную гибкость, способность к непрерывному самообразованию и приращению новых знаний, способность ориентироваться в современном информационном обществе, реагировать на изменения в нем и отвечать его потребностям.
Поэтому задачей учебных заведений становится подготовка учащихся к активной деятельности в высокотехнологичных отраслях, развитие их интеллектуальных способностей и личностных качеств, необходимых специалисту, т. е. формирование готовности к профессиональной деятельности.
В.Д. Шадриков [3] выделяет следующие компоненты профессиональной готовности: профессиональные знания, профессиональные умения, профессионально значимые качества личности. Профессиональная подготовка не может осуществляться отдельно от развития личности студентов, более того, развитие личности является основой профессионального становления в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональных обязанностей. Для успешного формирования профессиональной личности необходимо осуществлять работу со структурой личности в целом, а не только с отдельными ее компонентами. Поэтому в содержание обучения должны входить не только профессиональные знания, умения и навыки, но и компоненты, отражающие мотивационно-целевые, творческие, мировоззренческие, профессионально направленные качества будущего специалиста.
Так как содержание образования есть содержание процесса прогрессивных изменений свойств