Научная статья на тему 'Модель специалиста агропромышленного комплекса с позиции синтеза культурологического и компетентностного подходов'

Модель специалиста агропромышленного комплекса с позиции синтеза культурологического и компетентностного подходов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / АГРОЭКОНООСФЕРНЫЙ КОМПОНЕНТ / SPECIALIST OF AGRIBUSINESS INDUSTRY / PROFESSIONAL CULTURE / COMPETENCE / COMPETENCES / AGROORB INGREDIENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молоткова Наталия Вячеславовна, Симбирских Елена Сергеевна

Представлена модель специалиста АПК, раскрыты структура и содержание его профессиональной культуры, компетентности и составляющих ее компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE SPECIALIST OF AGRIBUSINESS INDUSTRY FROM AN ITEM OF A SYNTHESIS CULTUROLOGICAL AND COMPETENCE APPROACHES

The model of the specialist of agrarian and industrial complex is introduced, the frame and the contents of its professional crop, competence and competences amounting it are uncovered.

Текст научной работы на тему «Модель специалиста агропромышленного комплекса с позиции синтеза культурологического и компетентностного подходов»

УДК 378:631.158

Н.В. Молоткова, доктор пед. наук, профессор

ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»

Е.С. Симбирских, канд. с.-х. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет»

модель специалиста агропромышленного комплекса с позиции синтеза культурологического и компетентностного подходов

Анализ современного состояния агропромышленного комплекса РФ и значительного количества исследований в области сельскохозяйственного образования показал, что основное требование, предъявляемое к специалистам АПК во всех странах с рыночной экономикой, — конкурентоспособность на мировом рынке труда и способность обеспечить продовольственную безопасность страны [1]. Современная российская система аграрного образования этому главному требованию не отвечает. По-прежнему ведется подготовка специалистов по традиционным схемам и знаниевым технологиям обучения, в то время как вся мировая и отечественная педагогическая общественность подтвердила необходимость принятия в качестве ведущей стратегии профессионального образования компетентностного подхода и гуманистических технологий обучения [2]. Возникшее противоречие между государственной стратегией модернизации профессионального образования на основе гуманистической образовательной парадигмы и неразработанностью методологических и теоретико-технологических основ данного процесса в системе аграрного образования актуализировали проведение настоящего исследования.

Цель исследования — разработать модель специалиста АПК с позиции синтеза культурологического и компетентностного подхода. Первый этап — анализ структуры личности специалиста АПК и структуры его профессиональной деятельности — включал изучение специальной литературы по подготовке кадров АПК (педагогической, психологической, экономической, исторической), государственных образовательных стандартов 1-го, 2-го и 3-го (проект) поколений, анкетирование и интервьюирование специалистов АПК и преподавателей выпускающих кафедр сельскохозяйственных вузов. На втором этапе был проведен системный анализ полученных данных, выделены наиболее значимые для деятельности специалиста АПК профессионально важные качества, умения, навыки и знания, определены и систематизированы компетенции в рамках профессиональной компетентности специалиста АПК, обоснована и спроектирована модель специалиста АПК.

По результатам анализа структуры личности специалиста АПК и структуры его профессиональной деятельности разработана модель специалиста АПК на основе культурологического и компетент-ностного подходов (рисунок), раскрыто и обосновано содержание ее структурных компонентов. Согласно исследованию, профессиональное становление специалиста базируется на особенностях психофизиологических качеств (темперамент, половые и возрастные свойства, состояние здоровья, восприятие, память, мышление) и общей культуре личности (в контексте общефилософского и общечеловеческого понимания культуры), характеризующих общее состояние личности в конкретный период. Включение личности в процесс профессионального сельскохозяйственного обучения выделяет в качестве развивающе-результирующего компонента — профессиональную культуру специалиста АПК. Базируясь на исследованиях И.А. Зимней, Э.Ф. Зеер, М.Ф. Исаева, В.А. Сластенина, для понимания сущности профессиональной культуры специалиста АПК в рамках исследования определены следующие положения, раскрывающие связь общей культуры, профессиональной культуры и компетентности, ее специфические особенности:

• профессиональная культура специалиста АПК — это специфическое проектирование общей культуры в сферу сельскохозяйственной деятельности;

• профессиональная культура специалиста АПК — это обобщенная характеристика профессиональной деятельности в сфере АПК, проявляющаяся в различных формах ее существования;

• профессиональная культура специалиста АПК — это системное образование, избирательно взаимодействующее с окружающей средой в рамках агросферы, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;

профессиональная культура специалиста АПК — это системная реконструкция профес-

89

сиональной компетентности специалиста АПК (И.А. Зимняя) в ценностном аспекте;

• основной единицей анализа профессиональной культуры специалиста АПК выступает деятельность в сфере АПК;

• особенности формирования и реализации профессиональной культуры специалиста АПК обусловливаются индивидуальными психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-профессиональным опытом, компетентностью в сфере АПК личности (рисунок).

Учет указанных методологических оснований дает возможность обосновать выделение в структуре профессиональной культуры, профессиональной компетентности и составляющих ее компетенций мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и личностного компонентов. В исследовании отмечено, что в процессе формирования профес-

сиональной культуры специалиста АПК деятельностный аспект является определяющим. Таким образом, уровень сформированности профессиональной культуры специалиста АПК можно оценить с позиций проявления специальных личностных качеств, знаний, умений, навыков, особенностей профессионального мышления в процессе решения профессиональных задач. При этом степень готовности специалиста к осуществлению профессиональной деятельности рассматривается как степень сформированности комплекса его профессиональных компетенций.

В настоящее время в соответствии с рекомендациями макета Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2007) выделяют два кластера компетенций — универсальные и профессиональные. Универсальные компетенции структуируются на общенаучные, инструментальные и социальноличностные и общекультурные. Профессиональные компетенции объединены в четыре группы: научно-исследовательские, проектные, производственно-технологические и организационно-управленческие. Наполнение кластеров и групп в их составе зависит от квалификационной степени («бакалавр» или «магистр»).

В основу уровневой характеристики специалиста АПК, профессиональной культуры и компетентности положена выдвинутая Б.С. Гершунским градация уровней образования: «грамотность ^ образованность ^ профессиональная компетентность». Достижение уровня «грамотность» в профессиональном развитии специалиста АПК подразумевает целостную фундаментальную подготовку по конкретному направлению специальности, базирующуюся на знаниях общеобразовательных и специальных дисциплин. Уровень «образованность» подразумевает дальнейшее профессиональное развитие обучающегося за счет специальных знаний и умений, составляющих содержание циклов элективных курсов, практик и выполняемой научно-исследовательской работы. Уровень профессиональной компетентности специалиста АПК требует «врастания специалиста в индивидуальный и коллективный опыт практической работы» (С.А. Паничев) в сфере

Специалист АПК

Психофизиологические качества личности

Ж

г

ж

Общая культура

Профессиональная культура

Профессионально

ЗУН важные

Профессиональная ^ качества и свойства

компетентность

Г Г

Мотивационно- ценностная составляющая Когнитивная составляющая ■ Деятельностная составляющая ■ Личностная составляющая

Ж

X

г

ж

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ■*-

г р :

Ш Г

КОМПЕТЕНЦИИ

кластеры

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

■ Общенаучные

■ Инструментальные

■ Социально-личностные Общекультурные

Ж

\

Ш'

• Научно-исследовательские

• Проектные

• Производственно-технологические

• Организационно-управленческие

Ж

Ш'

_АГРОЭКОНООСФЕРНАЯ УРОВНИ РАЗВИТИЯ

ГРАМОТНЫЙ ------► ОБРАЗОВАННЫЙ ------► КОМПЕТЕНТНЫЙ

Модель специалиста АПК на основе культурологического и компетентностного подходов

АПК и может быть сформирован только в уникальных условиях аграрной научно-производственнообразовательной интеграции.

Специфика объекта деятельности специалиста АПК и профессиональной среды предопределяют целесообразность выделения в структуре модели специалиста АПК особого компонента — агроэконоос-ферного, сформированность которого позволит оценить успешность и эффективность решения задач, связанных с обеспечением безопасного устойчивого коэволюционного развития цивилизации в процессе интенсификации агросферы. На схеме явно прослеживается системно-синергетический характер агро-эконоосферного компонента, проявляющийся прежде всего в том, что он охватывает все сферы профессиональной деятельности специалиста АПК, создавая эффект устойчивого развития. При этом не исключается приоритетная значимость всех остальных составляющих на разных этапах и уровнях деятельности. Например, для агронома приоритетной является способность к антропоэкологической деятельности в рамках специальной компетентности, для руководителя хозяйства — конвенциальность (соблюдение эколого-правовых норм) и гармоничность во взаимоотношениях как с коллективом, так и со всей социо-природной средой; для ученого — это способность к коэволюционному саморазвитию, умению системно и прогностично мыслить.

В соответствии с обозначенным положением были введены следующие понятия и даны определения: агроэконоосферная компетенция — меж-культурные и межотраслевые знания, умения, навыки и способности, необходимые для экобезопас-ной интенсификации агросферы, приобретенные в результате обучения; агроэконоосферная компетентность — совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы экобе-зопасной интенсификации агросферы; агроэконоос-ферная культура — это динамичная, открытая система общечеловеческих ценностей, направленных на устойчивое развитие и обеспечение безопасности цивилизации и биосферы в целом.

Обобщение существующих разработок и анализ результатов исследования позволили в содержании агроэконоосферного компонента профессиональной культуры, компетентности и компетенции специалиста АПК выделить следующие аспекты:

мотивационно-ценностный — это в профессиональной сфере — ориентация на устойчивое развитие АПК; в отношении личности — устойчивая коэволюционная самоактуализация в процессе профессиональной деятельности в АПК; в глобальном смысле — обеспечение социоприродной безопасности и продолжение развития жизни на земле;

когнитивный представлен межкультурными и межотраслевыми теоретическими, прикладными

и экспериментальными знаниями в сфере устойчивого коэволюционного развития АПК;

личностный, включающий такие профессионально важные качества, как ответственность, со-циоприродная коммуникативность, коэволюцио-ная рефлексивность, агроэконоосферная мобильность и особенности профессионального мышления специалиста АПК — профессиональная интуитивность, перспективность, мобильность, аналитичность, эвристичность, критичность, гибкость и креативность;

деятельностный — в составе следующих компонентов: гностический — умение быстро воспринимать и усваивать новую информацию, трансформируя ее через «призму разума»; прогностический — умение планировать свою деятельность, прогнозировать и предвидеть результаты с целью обеспечения социоприродной безопасности; специальный—умение сознательно и творчески использовать специальные знания в с.-х. деятельности с учетом экологических последствий; общепрофессиональный — умение комплексно использовать все виды деятельности для устойчивого развития АПК; организационный — умение сформировать устойчивую производственную систему в сфере АПК с учетом видов хозяйственной деятельности и специализации производства и рационально управлять ею; производственно-технологический — умение рационально реализовать современные технологии и оценивать характер и направленность техногенных воздействий на экосистемы; аналитико-синтетический — умение установить причинную обусловленность воздействий сельскохозяйственного производства на биосферу в конкретных природохозяйственных условиях и разработать систему мер, обеспечивающих ее экологическую безопасность, умение организовать и вести макроэкологический мониторинг.

Таким образом, агроэконоосферная культура как специфический способ деятельности работников АПК в исследовании рассматривается в качестве адаптационно-регулятивного механизма, который позволяет соблюдать баланс между профессиональными интересами личности, общества, государства и безопасностью природной среды. Специфика данного механизма выражается в его системно-синергетическом характере, который проявляется во взаимном влиянии антропогенного и природного воздействия в процессе сельскохозяйственной деятельности и создании синергетического эффекта безопасной устойчивости сферы АПК. Агроэконоосферная культура как результат учебной сельскохозяйственной деятельности предстает в качестве развивающе-регулятивного механизма, позволяющего подготовить высококвалифицированные кадры АПК.

По результатам представленных теоретических и экспериментальных исследований был сделан вывод: модель специалиста АПК с позиции синтеза

91

культурологического и компетентностного подходов, представленная в совокупности ЗУН, профессионально важные качества (ПВК) и компетенций может выступить в современных условиях базисом построения содержания аграрного образования и соответствующей учебно-программной документации.

Список литературы

1. Ушачев, И.Г. О проекте доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации I И.Г. Ушачев II Доклад на коллегии Министерства сельского хозяйства РФ, 19 ноября 2008 года.

2. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании I А.Г. Бермус II Интернет-журнал «Эйдос», 2005.

УДК 378.147

Л.З. Тенчурина, доктор пед. наук, профессор

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

коммуникативно-речевые компетенции будущих специалистов и методика их формирования на занятиях по русскому языку и культуре речи

Коммуникативно-речевая компетентность специалиста — один из главных критериев оценки его профессионального мастерства. Она предполагает, в частности, знание основ речевого общения, умение точно и правильно выражать мысли, умение отбирать нужную информацию, владея разнообразием языковых средств.

В связи с этим особое внимание в процессе подготовки в вузе следует уделять формированию и совершенствованию профессиональнокоммуникативных знаний и умений (компетенций) будущих специалистов, однако анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) свидетельствует о том, что на решение данной задачи напрямую «работает» очень незначительное число дисциплин. Так, применительно к педагогическим и профессионально-педагогическим специальностям это курсы педагогики, теории и методики воспитательной работы, общей и частных методик; применительно к инженерным и экономическим специальностям — «Введение в специальность», «Педагогика и психология» и ..., пожалуй, все, если не считать дисциплины «Русский язык и культура речи».

Именно при изучении данной учебной дисциплины, входящей в цикл социально-гуманитарных дисциплин ГОС ВПО, закладываются базовые знания по культуре речи и языку, по основам риторики и профессионально-ориентированного общения. Каждый из изучаемых разделов дисциплины «Русский язык и культура речи» так или иначе направлен на формирование и совершенствование коммуникативных знаний и умений, но в первую очередь на достижение этой цели сориентировано содержание тем «Речевое общение (взаимодействие)» и «Устное публичное выступление».

92

В результате поиска наиболее эффективных организационных форм и методов освоения студентами инженерно-экономического факультета МГАУ учебного материала по основам риторики, а также повышения их мотивации к освоению коммуникативно-речевых знаний и умений на кафедре «Русский язык» сложилась и используется следующая методика.

В соответствии с утвержденной рабочей программой дисциплины «Русский язык и культура речи» темы «Речевое общение» и «Устное публичное выступление» объединены в единый блок (модуль), по которому предусмотрено последовательное проведение лекционного, семинарского и практического занятий.

На лекции преподаватель излагает основные теоретические вопросы: «Понятия: «речь», «речевое общение»»; «Основные единицы речевого общения»; «Виды речевого взаимодействия»; «Стратегия и тактика речевого общения, речевое поведение его участников»; «Условия эффективного речевого взаимодействия» и др. Проведение данной лекции основывается на ставшей уже традиционной методике (сочетание вербальных и наглядных методов с включением элементов проблемных и дискуссионных методов).

В качестве домашнего задания студентам предлагается проработать рассмотренный на лекции материал и подготовиться к обсуждению на семинаре следующих вопросов: сущность и особенности публичного выступления; оратор и аудитория, основные характеристики; подготовка выступления: выбор темы; определение основной идеи и цели выступления; формулирование главного тезиса; поиск и подбор материала; составление плана и конспекта выступления; методы изложения материала; приемы ведения речи; логические и психологические аргументы; требования к публичной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.