К ОБСУЖДЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ
Доктор психол. наук М.И. Марьин, заместитель начальника УРЛС ГУК
МВД России, канд. психол. наук В.Е.Петров, ст.
инспектор отдела организации психологической работы УРЛС ГУК
МВД России
Развитие психологической службы образовательного учреждения МВД России обусловливает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей правовой статус службы, определяющей задачи и функции субъектов психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
В этой связи отделом организации психологической работы УРЛС ГУК МВД Росши разрабатывается новое Положение о подразделении психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения МВД России. В нем предусматривается введение актуальных правовых новелл, направленных на повышение эффективности деятельности психологической службы вуза, ссуза, учебного центра. Так, нормативно закрепляется численность подразделения психологического обеспечения, его подчиненность; определяется взаимодействие между субъектами психологической службы учебного заведения, имеющего филиалы, факультеты, отделения; уточняются задачи и функции подразделения.
Новый проект положения базируется на анализе многолетней практики подготовки специалистов, а также функционирования психологических служб ведомственных учебных заведений.
Утверждение Положения о подразделении психологического обеспечения УВП планируется в сентябре 2002 г. после его обсуждения с научной общественностью, психологами и сотрудниками кадровых аппаратов образовательных учреждений МВД России.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ
I. Общие положения
1. Подразделение психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса (далее по тексту — подразделение) является психологической службой образовательного учреждения МВД России (далее по тексту — образовательное учреждение (вуз, ссуз, учебный центр)), решающей задачи профессионального психологического отбора и психологического сопровождения переменного (в переменный состав образовательного учреждения входят воспитанники, курсанты, слушатели, адъюнкты) и постоянного состава образовательного учреждения.
2. Психологическую службу образовательного учреждения образуют подразделения психологического обеспечения головного учебного заведения, а также его филиалов, факультетов и отделений. Организационно-методическое руководство подразделениями психологического обеспечения филиалов, факультетов и отделений осуществляет соответствующее подразделение головного учебного заведения.
3. Подразделение психологического обеспечения подчиняется начальнику образовательного учреждения или его заместителю по кадрам.
4. Численность подразделения психологического обеспечения образовательного учреждения рассчитывается исходя из условия, что число лиц переменного и постоянного состава на одного психолога не должно превышать 300 человек. При этом в число лиц переменного состава включаются: обучающиеся по очной, очно-заочной и заочной форме с коэффициентами соответственно 0,5; 0,25 и 0,125 от их численности. Минимальная численность психологической службы образовательного учреждения — 2 человека.
5. При численности подразделения психологического обеспечения 2 единицы и более создается группа; 4 и более — отделение; 8 и более — отдел.
6. Комплектование подразделения осуществляется специалистами, имеющими высшее психологическое образование. Лица с иным высшим образованием назначаются на должность при условии прохождения ими соответствующей переподготовки на базе образовательных учреждений МВД России.
7. Подразделение возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности начальником образовательного учреждения по согласованию с отделом организации психологической работы УРЛС ГУК МВД России.
8. Организационное и научно-методическое руководство деятельностью подразделения осуществляется отделом организации психологической работы УРЛС ГУК МВД России.
9. Подразделение в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами и иными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными актами МВД России, регламентирующими деятельность ведомственных образовательных учреждений, настоящим Положением.
10. Деятельность подразделения осуществляется на основе соблюдения норм общечеловеческой морали и профессиональной этики психолога органов внутренних дел.
11. Основные задачи подразделения
11. Организация и проведение профессионального психологического отбора кандидатов на учебу в образовательное учреждение, а также психологического обследования лиц, принимаемых на службу, перемещаемых на вышестоящую должность в образовательном учреждении.
12. Психологическое сопровождение и профессиональная психологическая подготовка переменного и постоянного состава образовательного учреждения
13. Организация и проведение социально-психологической работы, обеспечение благоприятного социально-психологического климата в учебных группах и служебных коллективах, психологическое консультирование учащихся, сотрудников и членов их семей.
14. Участие в проведении научно-исследовательских работ по профилю деятельности подразделения (только для высших образовательных учреждений).
III. Функции подразделения
15. В области профессионального психологического отбора:
15.1. Участие в организации и проведении профессионал ьно-ориентацион ной работы образовательного учреждения.
15.2. Осуществление психологического обследования, изучение личностных, интеллектуальных и психофизиологических характеристик лиц, поступающих на обучение и службу в образовательное учреждение, а также сотрудников, перемещаемых на вышестоящие должности или зачисляемых в резерв кадров на выдвижение.
15.3. Установление профессиональной психологической пригодности кандидата на обучение, осуществление прогноза эффективности обучения.
15.4. Выявление лиц, требующих повышенного внимания со стороны психолога.
15.5. Научное обоснование инструментария профессионального психологического отбора, совершенствование его методов, критериев, технологии применения.
16. В области психологического сопровождения и профессиональной психологической подготовки постоянного и переменного состава образовательного учреждения:
16.1. Проведение регулярного психологического обследования лиц переменного и постоянного состава образовательного учреждения, оценка состояния, уровня и динамики развития их профессионально важных качеств.
16.2. Оценка степени адаптации учащихся образовательного учреждения к условиям учсбно-воспи-тательного процесса и службы, проведение мероприятий по психологической адаптации.
16.3. Выявление социально-психологических причин нарушений дисциплины и законности среди сотрудников, учащихся. Анализ причин затруднений в обучении и службе.
16.4. Разработка рекомендаций и консультирование всех субъектов учебно-воспитательного процесса по вопросам применения психологических технологий в работе с учащимися образовательного учреждения.
16.5. Совместно с преподавателями психологии образовательного учреждения участие в проведении занятий по профессиональной психологической подготовке постоянного состава, формировании и развитии профессионально важных качеств обучающихся.
16.6. Организация и проведение профилактической и реабилитационной работы с сотрудниками, имеющими признаки психической дезадаптации, осуществление коррекции нервно-психической напряженности, переутомления и других неблагоприятных психических состояний; организация и обеспечение работы кабинета психологической регуляции.
16.7.Осуществление индивидуального психологического консультирования лиц переменного и постоянного состава образовательного учреждения, а также членов их семей.
16.8. Организация сбора отзывов, поступающих из практических органов, на выпускников образовательного учреждения, проведение их анализа.
17. В области организации и проведения социально-психологической работы:
17.1. Изучение социально-психологического климата в учебных группах и служебных коллективах, разработка рекомендаций по его улучшению, предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций.
17.2. Внесение предложений по комплектованию учебных групп и служебных коллективов с учетом психологической совместимости учащихся, сотрудников образовательного учреждения.
18. В области научно-исследовательской деятельности (только для высших образовательных учреждений ):
18.1. Участие в проведении научно-исследовательских работ по совершенствованию профориентации молодежи, психологического отбора абитуриентов, диагностики и развития профессионально важных качеств учащихся образовательного учреждения.
18.2. Разработка методических материалов по профилю деятельности подразделения.
18.3. Анализ эффективности мероприятий по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений, разработка предложений по его совершенствованию.
18.4. Участие в проведении конференций, семинаров, сборов, совещаний по проблемам психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
IV. Права и обязанности начальника подразделения
19. Руководит деятельностью психологической службы образовательного учреждения и несет персо-
нальную ответственность за выполнение возложенных на нее задач.
20. Определяет функциональные обязанности сотрудников подразделения.
21. Планирует и организует работу подразделения. Контролирует своевременность и правильность ведения учетно-планирующей и отчетной документации.
22. Обеспечивает подбор, расстановку, воспитание и профессиональную подготовку кадров подразделения.
23. Участвует в работе методического совета образовательного учреждения, аттестационной и приемной комиссий.
24. Разрабатывает и вносит руководству образовательного учреждения предложения по совершенствованию психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
25. Осуществляет взаимодействие с подразделениями и службами образовательного учреждения по вопросам психологического обеспечения учебно-вос-питательного процесса.