Из табл. 4 видим, что все исследуемые показатели памяти распределились по двум факторам, покрывающим более 70% накопленных отношений собственных значений.
Корреляционно-факторный анализ разделил 8 показателей на 2 фактора, покрывающих 66,0% общей дисперсии. В первый фактор значимо и самостоятельно вошли (Р=0,851, Р<0,01), Zs\ (Р=0,641, Р<0,01), гаБ (Р=0,862, Р<0,01), гзБ (Р=0,724, Р<0,01), га 1 % (Р=0,841, Р<0,01), (Р=0,692, РОДИ), гаБ% (Р=0,868, Р<0,01) и (Р=0,77, Р<0,01). Во второй фактор вошли 7Х\ (Р= -0,74, Р<0,01), гс!1 (Р= -0,77, Р<0,01), ЪЪ (Р= -0,74, Р<0,01), гёЭ (Р= -0,75, Р<0,01), гп% (Р=0,818, Р<0,01), 1Л\% (Р=0,848, Р<0,01), (Р=0,716, Р<0,01) и (Р=683, Р<0,01). Таким образом, первый фактор объединил показатели снижения памяти при воздействии алкоголя и страха. Второй фактор объединил показатели снижения памяти при воздействии физических перегрузок, переутомления и недосыпания.
Анализ показателей индивидуальных характеристик памяти при воздействии социально-педагогических факторов (физические перегрузки, недосыпание и переутомление, алкоголь, страх), проведенный нами, позволяет сделать выводы:
1. Социально-педагогические факторы неоднозначно воздействуют на память слушателей.
2. Установлено повышение среднего значения показателей памяти у 4 слушателей (или у 10,8%) к трем факторам: у С-19 к недосыпанию и переутомлению (14,8%), к алкоголю (48,1%) и страху (3,7%); у С-22 к физическим перегрузкам (40,0%), недосыпанию и переутомлению (11,4%), алкоголю (2,9%), у С-27 — к физическим перегрузкам (43,3%), переутомлению и недосыпанию (6,7%), алкоголю (46,7%), у С-37 — к физическим перегрузкам (26,9%), недосыпанию и переутомлению (19,2%) и страху (26,9%). Повышение показателей памяти установлено по двум факторам у 6 слушателей (или у 16,2%).
3. Выявлено повышение показателей памяти при воздействии физических перегрузок у 10 слушателей (или у 27,0%), в условиях недосыпания и переутомления — у 8 слушателей (или у 21,6%), к страху — у 6 слушателей (или у 12,6%).
4. Результативность запоминания по среднему показателю по пяти предъявлениям снизилась в состоянии страха у 87,2%, осталась без изменений у 2,6%, повысилась у 10,2%; соответственно, при потреблении алкоголя — 82,1%, 0,0%, 17,9%; при физических перегрузках — 64,1%, 5,1%, 30,8%; при недосыпании и переутомлении — 79,5%, 0,0% и 20,5%;
5. В среднем снижение, обусловленное страхом, составило 35,0±4,5%; алкоголем — 31,5±6,7%, при недосыпании и переутомлении— 19,1 ±3,7%, при физической перегрузке — 4,8±3,6%.
6. Корреляционно-факторный анализ показал, что все исследуемые показатели памяти распределились по двум факторам, покрывающим более 70% накопленных отношений собственных значений. В первый фактор значимо и самостоятельно вошли 2^1%, 2э8%, га 1 %, га8%, во второй фактор — 1П %, Ъб. 1 %, ZfS%,
ZdS%. Таким образом, первый фактор объединил показатели снижения памяти при воздействии алкоголя и состояния страха, второй фактор представляет влияние на память физических перегрузок, переутомления и недосыпания.
7. Несмотря на подтверждение негативного влияния на память алкоголя, к более сильному снижению памяти приводит состояние страха.
1
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ В 2001 ГОДУ
A.B. Дулов, нач. отдела ИМЦ ГУК
МВД России
В образовательных учреждениях МВД России в 2001 г. работа по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса строилась в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России:
«Правила приема в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования МВД России» (приказ МВД России № 185 от 17.05.1995 г.);
«Концепция психологического обеспечения учеб-но-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России» (приказ МВД России № 862 от 30.12.1997 г.);
«Положение о группе психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения МВД России» (приказ МВД России № 212 от 09.04.1997 г.);
«Программа психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России на весь период обучения» (приказ МВД России № 391 от 25.05.1999 г.);
«Положение о порядке организации психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (приказ МВД России № 690 от 26.06.2000 г.).
На основе приказа МВД России № 391 от 25.05.1999 г. разрабатываются программы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса на весь период обучения для каждого образовательного учреждения. Они обсуждаются на заседании Ученого совета (Совета) и утверждаются приказами начальников образовательных учреждений.
Следует отметить, что психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подразумевает скоординированное участие в нем всех структурных подразделений образовательных учреждений МВД России. Подразделения психологического обес-
печения играют в нем важную, но исключительно обеспечивающую роль. Качественная подготовка специалистов для системы МВД из вчерашних детей — задача всего коллектива образовательного учреждения и комплектующих органов, преподавателей и офицеров учебно-строевых подразделений, сотрудников учебного отдела и подразделений воспитательной работы.
Результаты служебной деятельности психологов используются всеми подразделениями образовательного учреждения, но и результативность работы психологов непосредственно зависит от других участников учебно-воспитательного процесса.
Анализируя качество и эффективность психологической работы, руководителям образовательных учреждений МВД России необходимо учитывать, что результативность служебной деятельности психологов зависит от соотношения количества данных специалистов и численности личного состава образовательного учреждения. Следует также учитывать, что профессиональная деятельность психолога организуется с учетом индивидуальных особенностей личности сотрудника или учащегося, что предполагает и различное количество рабочего времени, затрачиваемого психологом на выполнение своих служебных задач.
Большинство подразделений психологического обеспечения образовательных учреждений крайне малочисленны. Как правило, это 1-2 человека, структурно входящие в отделение воспитательной работы отдела кадров. На конец 2001 г. общая численность практических психологов в 54 образовательных учреждениях с очной формой обучения составила 98 человек (включая стажеров). Кроме этого, имелось 11 незаполненных вакантных должностей.
В среднем на одного психолога образовательного учреждения МВД России приходится 606 человек постоянного и переменного состава (очной формы обучения).
Личностные качества учащихся образовательных учреждений, их возраст и отсутствие жизненного опыта увеличивают актуальность проведения психокор-рекционной и психопрофилактической работы с ними в период обучения, целенаправленного формирования профессионально важных личностных качеств.
В профессиональные задачи психологов входит также консультация офицеров учебно-строевых подразделений и преподавателей по вопросам учета индивидуально-психологических особенностей учащихся, а также индивидуальное психологическое консультирование сотрудников образовательного учреждения и членов их семей по вопросам семейной и возрастной психологии, проблемам межличностных взаимоотношений.
Практика показывает, что качественное выполнение всех этих задач возможно только при реальном соотношении личного состава образовательного учреждения: на одного практического психолога не более 300 человек.
В большинстве образовательных учреждений малочисленность психологов крайне затрудняет качественное выполнение ими служебных задач в полном
объеме. Например, в Омской академии на 2182 человека постоянного и переменного состава имелся к концу 2001 г. только 1 психолог, в Дальневосточном ЮИ ( 1887 человек) - 2 психолога.
Наиболее благоприятное соотношение количества психологов и численности личного состава достигнуто в Липецком филиале Воронежского института ( 1 к 255), Орловском ЮИ ( 1 к 283), Рязанском факультете МИ (1 к 180), Московском факультете ЮИ (1 к 167), Тамбовском филиале ЮИ(1 к 246).
На конец 2001 г. не было психологов в Уссурийском филиале и Южно-Сахалинском факультете ДВЮИ, Новороссийском филиале Краснодарского ЮИ, Московском областном филиале ЮИ, Архангельской ССШМ, Сыктывкарском филиале Московской ССШМ. КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЮ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
В соответствии с приказами МВД России № 212 от 09.04.1997 г. и № 690 от 26.06.2000 г. все специалисты, осуществляющие психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, имеют профильное образование или прошли соответствующую переподготовку, 16% из них имеют ученую степень.
Присущая современному состоянию ОВД высокая текучесть кадров коснулась и психологов образовательных учреждений МВД России. Как и в целом по ОВД, подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса покидают наиболее опытные сотрудники в возрасте от 30 до 50 лет. Дефицит кадров восполняется, прежде всего, за счет приема новых сотрудников и выпускников гражданских вузов.
Результативность и эффективность психологического обеспечения в образовательных учреждениях МВД России во многом определяется наличием у специалистов этой области опыта практической работы в подразделениях и службах органов внутренних дел.
В вузах в целом удалось сохранить кадровое ядро достаточно опытных специалистов. Доля сотрудников, имеющих ученую степень, не изменилась по сравнению с 2000 г. Среди сотрудников подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса лица, прослужившие в ОВД более 3 лет, составляют 69% (в 2000 г. - 64%) (рис. 1).
34%
9%
2%
12%
52%56%
f I
12% 13%
до 1 года от 1 до 3 лет 3-10 лет свыше 10 лет
□ 2000 г ■ 2001 г.
Рис. 1. Стаж службы в ОВД психологов вузов МВД России.
Увеличилась также доля лиц, имеющих практический опыт по данному направлению работы с личным составом более 3 лет с 36% в 2000 г. до 41% в 2001г. (рис. 2).
44% 42%
20%
17%
Ш
J,; *1
'i V
34%
39%
2% 2%
до 1 года
от 1 до 3 лет 3-10 лет свыше 10 лет □ 2000 г. ■ 2001 г.
Рис. 2. Стаж работы в образовательном учреждении психологов вузов МВД России.
К сожалению, в средних специальных школах милиции текучесть кадров психологов очень высока, 60% среди них имеют стаж службы в ОВД менее 1 года. В течение 2001 г. подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса ссузов покинули все сотрудники, имеющие стаж службы в ОВД более 3 лет и даже часть — со стажем службы более I года (рис. 3).
60%
о%
■Й1 50% 40% 40%
ш ня
10%
о%
о%
до 1 года
от 1 до 3 лет
3 -10 лет
свыше 10 лет
□ 2000 г. «2001 г.
Рис. З.Стаж службы в ОВД психологов ссузов МВД России.
Доля лиц, имеющих практический опыт по данному направлению работы с личным составом более 3 лет, также резко снизилась с 70% в 2000 г. до 40% в 2001 г. Специалистов, работающих по данному направлению больше 3 лет, в ссузах нет вообще (рис. 4).
60%
70%
о%
30%
о%
до 1 года
от 1 до 3 лет
3 -10 лет
□ 2000 г. ■ 2001 г.
Рис. 4. Стаж работы в образовательном учреждении психологов ссузов МВД России
Гораздо более высокий, чем в вузах, отток психологов из средних специальных школ милиции напрямую связан с их более низким социально-экономичес-
ким статусом. В ссузах более низкие должностные оклады, ниже «потолки» по званию. В ссузах также, как правило, меньше возможностей для занятия научной деятельностью и для карьерного роста.
В сложившейся кадровой ситуации крайне актуальной становится организация регулярного повышения квалификации и обучения молодых специалистов психологических подразделений, научно-методическое обеспечение их деятельности, создание условий для своевременного распространения передового опыта.
СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЮФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
С целью привлечения в образовательные учреждения МВД России большего количества кандидатов на учебу и организации в дальнейшем реального конкурса в период поступления коллективами ведомственных вузов и ссузов в течение 2001 г. подготовлено и проведено значительное количество индивидуальных и групповых мероприятий, направленных на раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в ОВД.
Профориентационная работа ведется во всех образовательных учреждениях МВД России. Задачи этой работы реализуются через профессиональную информацию и просвещение, профессиональную пропаганду, профессиональные консультации и профессиональный подбор.
Традиционными стали мероприятия, проводимые образовательными учреждениями,такие, как «День открытых дверей», шефская работа, встречи с учащимися старших классов общеобразовательных школ.
В Орловском ЮИ для расширения количества участников организуемых профориентационных мероприятий, проводимых среди населения, привлекаются курсанты-волонтеры (добровольцы) старших курсов. Активно используются местные средства массовой информации, где освещаются особенности учебной и служебной деятельности курсантов института (газеты «Щит и меч», «Орловская правда»).
Успешно ведется профориентационная работа в Уральском ЮИ, охватывающая кадетов Лицея милиции ГУВД Свердловской области, педагогов и учащихся общеобразовательных школ, организуются выступления на оперативных совещаниях перед руководителями кадровых и воспитательных аппаратов ГУВД Свердловской области.
В Тюменском ЮИ действует система ранней профориентации молодежи, важное место отводится шефской работе. Ежегодно издается приказ начальника института, где подразделения (курсы) закрепляются за конкретными школами. Совместно с администрацией школ готовят программу работы на год. Проводятся социологические опросы учащихся общеобразовательных школ, колледжей, лицеев г.Тюмени по выявлению лиц, мотивированных на выбор правоохранительной деятельности, читаются лекции с целью пропаганды профессиональной деятельности сотрудников ОВД. На общих собраниях курсов избираются
шефские комиссии. По итогам года в институте проводятся смотры-конкурсы, в ходе которых определяется лучшая шефская комиссия. Активно используются возможности средств массовой информации.
В Московской академии готовятся рекламные буклеты, информационные материалы, широко используются возможности средств массовой информации, проводятся индивидуальные консультирования старшеклассников и их родственников, организуются экскурсии учащихся старших классов в музей МВД России.
В Челябинском ЮИ для проведения профориен-тационной работы формируются агитационные бригады для выступлений в общеобразовательных учреждениях г.Челябинска, создана команда КВН.
Наиболее перспективными методами участия психологов в профориентационной работе образовательных учреждений являются профессиональные консультации и профессиональный подбор среди учащихся общеобразовательных и специализированных школ, лицеев. Наиболее успешно в этом направлении работают психологи Санкт-Петербургского университета, Краснодарского, Ростовского, Орловского, Тюменского, Уральского юридических институтов.
Следует отметить, что объем, качество и результативность проводимых мероприятий по профессиональной консультации и профессиональному подбору кандидатов на учебу зависят от численности психологов в образовательном учреждении, так как данные мероприятия возлагают на специалистов дополнительный и весьма существенный объем служебной нагрузки.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР КАНДИДАТОВ НА
УЧЕБУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
Профессионально-психологический отбор кандидатов на учебу есть комплекс мероприятий, направленных на качественное комплектование образовательных учреждений слушателями (курсантами) в соответствии с требованиями обучения и последующей профессиональной деятельности.
Профессионально-психологический отбор кандидатов на учебу в соответствии с приказом МВД России № 185 от 17.05.1995 г, «Об утверждении Правил приема в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования МВД России». Порядок проведения отбора определен в «Инструкции по организации и проведению психологического отбора кандидатов на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения МВД России» (распоряжение ГУК МВД России №21/13/1640 от 24.06.1996 г.). Процедура проведения отбора, перечень используемых психодиагностических методик и критерии оценки результатов исследований должны обсуждаться на Ученом совете (Совете) образовательного учреждения и утверждаться приказом начальника. Результаты профессионально-психологического отбора обсуждаются на заседании Приемной комиссии, членом которой должен быть руководитель подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса данного образовательного учреждения.
Основными задачами подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса на этапе профессинально-психологического отбора являются:
— установление степени пригодности кандидатов к обучению;
— обоснование и разработка мероприятий психологического сопровождения слушателей (курсантов) с целью их всесторонней подготовки для последующей профессиональной деятельности.
В 2001 г. при поступлении в образовательные учреждения МВД России процедуру профессионально-психологического отбора прошли 20110 человек (в 2000 г.- 23716 чел.).
По результатам профессионально-психологического отбора кандидатов на учебу выносится одно из следующих заключений о пригодности к обучению:
— рекомендовать в первую очередь - 1 -я группа пригодности (полностью соответствует требованиям обучения);
— рекомендовать - 2-я группа пригодности (в основном соответствует требованиям обучения);
— рекомендовать условно - 3-я группа пригодности (частично соответствует требованиям обучения);
— не рекомендуется - 4-я группа пригодности (не соответствует требованиям обучения).
Из числа прошедших профессионально-психологический отбор в 2001 г. всего было зачислено на учебу в образовательные учреждения МВД России 13682 человека. Средний конкурс кандидатов на учебу, таким образом, составил 1,4 человека на одно место.
Ни в одном из образовательных учреждений конкурс не достиг требуемого минимума 2 человека на место, а в таких, как Белгородский, Калининградский, Орловский юридические институты он был символическим — 1,1 человека на место. Следует отметить, что недостаточный конкурс, ограничивающий образовательные учреждения в выборе кандидатов на учебу, свидетельствует о недостатках в работе комплектующих органов.
Очень низкий конкурс определил качественный состав поступивших на учебу. Доля условно пригодных к обучению (3 группа) составила 31%, а 1% составили не рекомендованные к обучению (4 группа) (рис. 5).
3 группа 4 группа 1 группа
2 группа 60%
Рис. 5. Распределение зачисленных на учебу в 2001 г. по группам пригодности.
В 2001 г. из числа кандидатов, не рекомендованных к обучению в образовательных учреждениях
МВД России, были зачислены на учебу в Московскую академию 60 человек, Нижегородскую — 22, Омскую- 16, Воронежский институт - 26, на Московский факультет ЮИ - 15 человек. Подобные факты также имели место в Барнаульском ЮИ, Самарском филиале Саратовского ЮИ, во Владивостокском филиале ДВЮИ, Санкт-Петербургском университете и Московской ССШМ.
Следует отметить, что вопреки требованиям приказа МВД России №185 от 17.05.1995 г. «Правила приема в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования МВД России» профессионально-психологический отбор не осуществляется в Махачкалинской ССШМ, Сыктывкарском филиале МССШМ, Южно-Сахалинском факультете и Уссурийском филиале ДВЮИ.
Результаты отбора далеко не всегда учитываются при решении вопроса о зачислении кандидата на учебу. Зачастую несогласие членов приемной комиссии с мнением психолога о профессиональной непригодности кандидата на учебу в образовательных учреждениях МВД России не оформляется в виде отдельного протокола к заседанию комиссии (приказ МВД России №185 от 17.05.1995 г.). Подобное положение наблюдалось в Московской академии, ДВЮИ, Новосибирской ССШМ.
Должностным лицам, решающим вопрос о зачислении кандидата на учебу, следует учитывать, что у учащихся 3 и 4 групп пригодности значительно выше уровень отчисления в период их учебы в образовательном учреждении (в 2 -3,6 раза), среди них гораздо больше нарушителей дисциплины и законности, у них, как правило, ниже успеваемость.
Например, среди курсантов, отчисленных из Московской академии в первом полугодии 2001 г., 91% составили лица 4 или 3 групп. Погибшие в 2000 г. от употребления наркотических веществ учащиеся данного образовательного учреждения Г.Н.Логвинов и К.А. Юров относились к 3 группе пригодности, а C.B. Кузьмин — к 4 группе. Учащиеся Омской академии Александр Иванов и Денис Остапенко, убившие 1 марта 2001 г. своего сокурсника Николая Бойко, также не рекомендовались психологом к поступлению на учебу (как и сам убитый).
По результатам ППО кандидатов на учебу в 2001 г. специалисты подразделений психологического обеспечения отмечают:
— низкую служебно-профессиональную направленность абитуриентов, обусловленную недостаточной информированностью об особенностях работы в органах внутренних дел;
— снижение уровня интеллектуального развития, способности к анализу и обобщению информации;
— рост количества абитуриентов с нервно-психической неустойчивостью и различными вариантами дезадаптации;
— снижение уровня сформированности познавательных процессов у кандидатов.
С целью совершенствования профессионально-психологического отбора в Санкт-Петербургском университете МВД России разработана «Инструкция по проведению профессионально-психологического отбора»
(утверждена на Ученом совете), имеется комплект психологических методик для проведения ППО, произведен расчет времени и средств, необходимых для ППО, составлена компьютерная база данных «Абитуриент».
В Сибирском ЮИ МВД России разработано и применяется для проведения профессионально-психологического обследования кандидатов на учебу компьютерное программное обеспечение «Профессионально-психологическое обследование абитуриентов и социопсихологическое сопровождение обучаемых и специалистов» (авторы H.A. Горбач, М.В. Гуляева). Программа позволяет вести базу данных на курсантов и слушателей с занесением результатов их психологического сопровождения, дисциплинарной практики, успешности обучения, причин отчисления.
В Саратовском ЮИ МВД России разработана компьютерная программа, позволяющая систематизировать результаты тестирования абитуриентов, производить расчет итогового диагностического показателя пригодности к обучению на основе пакета базовых психодиагностических методик. Программа адаптирована для работы на компьютерах с программным обеспечением соответствующему логотипу WINDOWS 95,98.
В Уральском и Тюменском юридических институтах МВД России проводится обследование абитуриентов с использованием экспертно-диагностическо-го комплекса «Лира - 100». Данный комплекс разработан отделом Медицинской кибернетики ЦНИЛ Уральской государственной медицинской академии под руководством профессора В.И. Банькова.
Прибор предназначен для диагностики функционального и анатомо-морфологического состояния живых тканей органов человека в реальном масштабе времени. «Лира-100» и соответствующее специализированное программное обеспечение позволяет исследовать психофизиологическое состояние организма человека, а также определять его индивидуальную реакцию (толерантность) на действие лекарственных веществ, косметики, пищевых продуктов. Физиологический механизм диагностики основан на анализе биоэлектромагнитной реактивности живых тканей органов, формируемой на основе изменения параметров ответного электромагнитного сигнала наведенного естественного электромагнитного поля импульсного сложномодулированного характера.
В Тюменском юридическом институте МВД РФ выходит газета «Вестник ТЮИ», в которой ведется постоянная рубрика «Психологическая страничка». В данной рубрике печатаются материалы, рассчитанные как на преподавательский состав, так и курсантов и слушателей. «Психологическая страничка» содержит информацию по развитию познавательных процессов, по оптимизации общения, самокоррекции эмоциональных состояний, а также советы для курсантов, направленные на улучшение процесса адаптации к учебной и служебной деятельности. Данная информация способствует пропаганде психологических знаний и активизирует процессы самопознания и самосовершенствования обучающихся.
Малочисленность личного состава подразделений психологического обеспечения, их плохая техни-
ческая оснащенность ограничивают спектр психодиагностических методик, применяемых при отборе, уменьшают его результативность. Кроме того, объективность оценки результатов исследования непосредственно зависит от образования сотрудника подразделения психологического обеспечения и опыта его работы в ОВД и в данном образовательном учреждении, полноты понимания требований, предъявляемых к личностным особенностям будущего сотрудника правоохранительных органов.
Наиболее точный прогноз успешности учебной и служебной деятельности дается сотрудниками подразделений психологического обеспечения, имеющими длительный опыт практической работы (Санкт-Петербург-ский университет, Московская и Омская академии, Воронежский институт, Уральский и Сибирский ЮИ).
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОШНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЮ ПЮЦЕССА
Успешность учебной и служебной деятельности учащихся образовательных учреждений зависит не только от их потенциальных возможностей, выявленных в период профессионально-психологического отбора, но и от эффективности организации учебно-воспитательного процесса, в том числе и от его психологического сопровождения. На настоящее время происходит процесс омоложения поступающих на учебу в образовательные учреждения МВД России, изменение их взглядов на службу в ОВД.
Наблюдается рост числа учащихся со следующими основными мотивами поступления на учебу:
— избежать службы в армии;
— получить диплом за счет бесплатного государственного обучения.
В 2001 г. в образовательные учреждения МВД России зачислены:
— сотрудников ОВД - 2,7%;
— выпускников специализированных колледжей, классов - 6,3%;
— выпускников общеобразовательных школ -68,3%;
— лиц других категорий - 22,7%.
9,8% от общего количества лиц, поступивших в образовательные учреждения МВД России в 2001 г., девушки.
В 2001 г. доля лиц моложе 20 лет от общего числа зачисленных на учебу в образовательные учреждения МВД России составила 75% (рис. 6).
Старше 25 лет
От 21 до 25 лет
От 18 до 20 лет
Моложе 18 лет
| 0,1 % | 4,9%
■■■ 26%
69%
Рис.6. Возрастной состав лиц, зачисленных на учебу в 2001 г.
Большинство (69%) зачисленных в образовательные учреждения МВД России — моложе 18 лет, имеют низкий уровень мотивации к службе в органах внутренних дел, не сформировались как личность, не имеют жизненного опыта.
Мероприятия по оптимизации процесса адаптации курсантов проводятся в виде индивидуальных и групповых консультаций.
Сотрудниками подразделений психологического обеспечения составляются рекомендации по подбору кандидатов на должности младших командиров.
На этапе накопления профессиональных навыков, знаний и умений, помимо стандартных психодиагностических и психокоррекционных мероприятий, проводятся тренинги, ролевые игры, создаются профессиог-раммы и психограммы. В большинстве образовательных учреждений деятельность практических психологов скоординирована с преподавателями-психологами, которые выполняют подобные задачи в ходе учебных занятий. Например, в Уральском ЮИ курс «Психология и педагогика профессиональной деятельности» составляет 200 часов занятий, из них 71% — практических.
Контроль за развитием профессионально важных личностных качеств учащихся осуществляется в форме этапных психодиагностических обследований и регулярного психологического наблюдения.
Свои профессиональные задачи психологи образовательных учреждений решают в теснейшем взаимодействии с сотрудниками учебно-строевых подразделений и профессорско-преподавательским составом.
В настоящее время произошло значительное омоложение преподавательского состава образовательных учреждений. Например, 52% преподавателей Уральского ЮИ имеют опыт преподавательской деятельности менее 3-х лет. Молодые преподаватели не обладают в полной мере профессиональными навыками общения и управления учебными коллективами.
Аналогичная динамика наблюдается среди офицеров учебно-строевых подразделений. Падает уровень их профессионализма. Например, только 2 из 23 офицеров учебно-строевых подразделений ДВЮИ имеют базовое педагогическое или военно-политическое образование, а 61% имеют стаж работы в данной службе менее 5 лет.
Наблюдается большой некомплект данных сотрудников. Например, в Новосибирской ССШМ из 11 офицеров учебно-строевых подразделений (по штату) к апрелю 2002 г. имелось в наличии только 3.
Существенно затрудняет выполнение служебных задач психологами то обстоятельство, что в большинстве образовательных учреждений в распорядок дня учащихся не включено фиксированное время, необходимое для проведения психолого-воспитательных и психокоррекционных мероприятий. Отсутствует нормативно закрепленный порядок рабочего взаимодействия офицеров строевых подразделений с сотрудниками подразделения психологического обеспечения, отделения воспитательной работы и преподавателями психологии.
Тем не менее, работа по развитию профессионально важных качеств учащихся во многих образовательных учреждениях ведется успешно, в том числе в Санкт-Петербургском университете, на Московском факультете ЮИ, в Тверском филиале Московского института, Сибирском ЮИ, Уральском ЮИ, Краснодарском ЮИ, Московской ССШМ.
В Ростовском ЮИ отделением психологического обеспечения разработана и успешно применяется «Программа психологического сопровождения адаптации первокурсников», включающая комплекс занятий психодиагностического и тренингового характера, психокоррекционных индивидуальных и групповых мероприятий.
В 2001 г. в образовательных учреждениях всего проведено 47 638 мероприятий (вузы - 39969, ссузы -7669) с курсантами, направленных на адаптацию учащихся к условиям учебной и служебной деятельности.
В том числе:
— бесед (ознакомительных, информационных) -5381;
— тренингов, направленных на адаптацию курсантов к условиям учебной и служебной деятельности - 3693;
— тренингов познавательных процессов с целью развития личностных ресурсов, влияющих на успешность в учебной деятельности - 2847;
— индивидуальных консультирований - 4721;
— психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий - 3281;
— консультаций с курсовыми офицерами - 1840;
— психологический отбор курсантов для несения караульной службы - 2836;
— социометрические исследования - 953.
Подразделениями психологического обеспечения
и, прежде всего, в Волгоградской академии, Тюменском ЮИ, Орловском ЮИ, Московском институте, Санкт-Петербургском университете, Уральском ЮИ, Челябинском ЮИ, Сибирском ЮИ в 2001 г. эффективно велась работа, направленная на развитие у курсантов профессиональнозначимых качеств.
Всего проведено 34919 мероприятий (вузы -26880, ссузы - 8039).
Из них:
— тренингов профессионального обучения -12638;
— тренингов саморегуляции и самопомощи -14381.
Веласьработа и по подготовке курсантов выпускных курсов к самостоятельной профессиональной деятельности. С этой целью проведено 20055 мероприятий (вузы - 13753, ссузы - 6302).
Из них:
— дополнительные психодиагностические исследования - 6592;
— индивидуальные консультации с выпускниками - 7491.
Успешнее решаются эти вопросы в Нижегородской академии, Волгоградской академии, Ростовском ЮИ, Санкт-Петербургском университете, Уральском ЮИ.
ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ ПЕРЕМЕННОГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
Текучесть кадров переменного состава - это один из критериев оценки качества отбора кандидатов на учебу и уровня организации учебно-воспитательного процесса, в том числе и его психологического обеспечения. В 2001 г. из образовательных учреждений МВД России отчислены:
— по состоянию здоровья - 44 чел.;
— за неуспеваемость - 179 чел.;
— за нарушение дисциплины - 281 чел.;
— по собственному желанию - 898 чел.
Наиболее высокий уровень текучести кадров переменного состава в Краснодарском ЮИ - 6% (от численности переменного состава очной формы обучения), Уссурийском филиале ДВЮИ — 5%, Восточно-Сибирском институте - 6,6%, Омской академии -5,6%, Читинской ССШМ - 7%, Сибирском ЮИ - 6%, Белгородском ЮИ — 5%, Барнаульском ЮИ - 5%, Сыктывкарском филиале Московской ССШМ - 6%, Тюменском ЮИ - 7% и Новосибирской ССШМ - 9%.
65%
15%
17%
ссузы
вузы
□ По состоянию здоровья Ü За неуспеваемость Ш За нарушение дисциплины Щ По собственному желанию
Рис. 7. Распределение отчисленных учащихся по мотивам отчисления
Подчеркнем, что 76 % от общего числа отчисленных — лица 3 и 4 групп пригодности к обучению.
АНАЛИЗ УСПЕШНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕШНИЙ МВД РОССИИ
Эффективным методом оценки качества организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении МВД России, в том числе и степени развития психологической готовности к службе выпускника в ОВД, является анализ служебных отзывов на выпускников с мест прохождения службы.
По оценке руководителей ОВД основная часть выпускников успешно справляются с выполнением своих служебно-профессиональных обязанностей, адаптировались на первичных должностях в ОВД.
Анализ этой работы показывает, что наблюдается тенденция к резкому понижению количества служебных отзывов на выпускников, направляемых в вузы и ссузы из практических органов. Если в 1999 г. количество отзывов на выпускников ссузов составляло - 69%, вузов - 26%, то в 2000 г. соответственно -47% и 28%, а в 2001 г. -21% и 20%. Саратовским ЮИ, Дальневосточным ЮИ, Уссурийским филиалом
Дальневосточного ЮИ, Якутским филиалом Дальневосточного ЮИ, Владивостокским филиалом Дальневосточного ЮИ, Калининградским ЮИ, Санкт-Петербургским университетом,Самарским филиалом Саратовского ЮИ, Уфимским ЮИ, Тюменским ЮИ, Тверским филиалом Московского института, Казанским ЮИ, Новосибирской ССШМ, Московским колледжем милиции № 2, Московской ССШМ, Архангельской и Астраханской ССШМ статистические и аналитические данные о служебных отзывах на выпускников представлены не были.
Критерием оценки эффективности учебно-воспитательного процесса также можно считать уровень текучести кадров молодых специалистов (лиц, проходящих службу в ОВД в течение трех лет после выпуска).
Подавляющее большинство выпускников увольняются из ОВД по собственному желанию, что связано, в том числе, и с их низкой мотивационной готовностью к службе в ОВД.
После окончания образовательного учреждения лица 3 группы пригодности к обучению увольняются из ОВД, не проработав и трех лет, в четыре раза чаще, чем лица 1 группы пригодности (пригодные в первую очередь) (рис. 8).
6,3%
4,4% :
1-я группа пригодности
2-я группа пригодности
Рис. 8. Уровень увольнения из ОВД (%от численности соответствующей группы).
Обращает на себя внимание тот факт, что если текучесть кадров выпускников Самарского филиала Саратовского ЮИ или Брянского филиала ЮИ незначительна, то среди выпускников Омской академии и Тюменского ЮИ увольняются более 15% от числа пришедших в территориальные органы. В среднем увольняются 9,9% выпускников, не прослуживших трех лет после окончания образовательного учреждения, в том числе 3,5% — в течение первого года.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МРЕШЕНИЙ МВД РОССИИ
Требования к материально-техническому оснащению психолога изложены в приказе МВД России «Об утверждении Положения о порядке организации психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» № 690 2000г. Для осуществления профессиональной деятельности психологу необходим отдельный рабочий кабинет, персональная ЭВМ, программные продукты, аудио-и видеотехника, учебные и методические пособия, психологические тесты и методики, диагностические и психокоррекционные приборы.
Отсутствие отдельного рабочего кабинета делает практически невозможным проведение индивидуальных психодиагностических и психокоррекцион-ных мероприятий, но только 45% психологов образовательных учреждений имеют отдельные рабочие кабинеты.
В большинстве образовательных учреждений тре-нинговые занятия проводятся не в специально оборудованных помещениях, а в обычных учебных классах, что резко снижает их эффективность. По итогам 2001 г. в образовательных учреждениях МВД России было лишь 6 кабинетов психологической регуляции (в Нальчикском филиале Ростовского ЮИ, Калининградском ЮИ, Челябинском ЮИ, Ростовском ЮИ, Московской и Читинской ССШМ).
Во многих образовательных учреждениях при изучении индивидуально-психологических особенностей личности, исследовании их динамики и контроля полученных профессинально-психологических навыков недостаточно используются компьютеризированные методики. Так, не создана материально-техническая база для выполнения психологами служебных задач во Владивостокском филиале Дальневосточного ЮИ и Махачкалинской ССШМ.
В Уфимском юридическом институте МВД России по решению руководства оборудованный и действовавший кабинет психологической разгрузки был передан другой службе, в Липецком филиале Воронежского института психолог лишен имевшегося у него отдельного рабочего кабинета. И это при том, что материально-техническая оснащенность психолога предопределяет степень сложности и объем задач по психологическому обеспечению работы с кадрами и непосредственно влияет на его производительность труда и авторитет подразделений психологического обеспечения.