Экономические науки
67
УДК 336.225.673
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Хочуев В.А., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов Института права, экономики и финансов,
ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», начальник правового отдела ИФНС РФ № 1 по г. Нальчику, КБР E-mail: valerian07.64@mail.ru
Статья посвящена актуальным проблемам администрирования страховых взносов. Сделан анализ передачи с 1 января 2017 г. администрирования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды налоговым органам РФ. Исследован генезис регулирования исчисления и взимания обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды РФ.
Ключевые слова: администрирование, страховые взносы, государственные внебюджетные фонды, единый социальный налог, налоговые органы, Налоговый кодекс РФ.
ADMINISTRATION OF INSURANCE CONTRIBUTIONS: AN ANALYSIS OF THEORY AND PRACTICE
Khochuev V.A., doctor of economics sciences, professor of department of economy and finance of Institute of the right, economy and finance, FSBEI HE "Kabardino-Balkarian state university of name after H.M. Berbekova" head of legal department FTS of the Russian Federation № 1 in Nalchik, KBR
This аrticle is devoted to topical problems of the administration of insurance. The analysis of the transfer as from 1 January 2017 administration of insurance contributions to state social extra-budgetary funds to the tax authorities of the Russian Federation. The Genesis of regulation of the calculation and collection of mandatory payments in the state social off-budget funds of the Russian Federation.
Key words: administration, insurance premiums, state funds, unified social tax, the tax authorities, the Tax code of the Russian Federation.
В Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) с 1 января 2002 г. был введен единый социальный налог (далее - ЕСН), заменивший отчисления во внебюджетные фонды. С точки зрения состояния экономики страны в рассматриваемом периоде -это был правильный шаг, который привел к упорядочению начислений, перечислений и администрирования, а также сокращению бюджетных средств на содержание аппарата управления.
Введение ЕСН послужило выводу заработной платы «из тени» и увеличило поступления ЕСН по сравнению с отчислениями в фонды во многом благодаря уменьшению объема изъятий от фонда оплаты труда.
Несмотря на рост доходов государственных социальных внебюджетных фондов, их удельный вес в ВВП неуклонно снижался, ослаблялась и
социальная защищенность населения, прежде всего пенсионеров. Это объяснялась различными темпами роста ВВП и государственных социальных внебюджетных фондов.
Снижение ставки ЕСН в 2005 г. привело к уменьшению величины социальных фондов в масштабах страны (доходы социальных фондов составили 1178,1 млрд руб.). Поступление налогов и взносов на социальные нужды в 2005 и 2006 гг. составило 5,4 % в ВВП, а в 2007 г. -2 %о [5, с. 2-7].
В 2005 г. рост ВВП составил 126,8 %о, а динамика взносов на социальные нужды имела отрицательное значение. Отрицательная динамика ВВП и небольшой рост поступлений в государственные внебюджетные социальные фонды в 2009 г. был связан общемировым экономическим кризисом, набравшим силу в 2008 г.
Исходя из данной экономической ситуации, как нам представляется, законодатель счел возможным возвратить администрирование страховых взносов каждому государственному внебюджетному фонду в отдельности. Тем самым преследовалась цель - качественно повысить взимание страховых взносов и устойчиво пополнить доходы внебюджетных фондов. Одновременно с этим были увеличены и проценты отчислений от фонда оплаты труда, отменив при этом возможность применения регрессивных ставок для уменьшения изъятий от фонда оплаты труда для работодателей, выплачивающих большие зарплаты.
Проблема еще усугублялась тем, что с 1 января 2009 г. ставка налога на прибыль организаций, была снижена с 24 до 20 % и выпадающие доходные источники можно, было компенсировать с увеличением объема поступлений денежных средств от фонда оплаты труда.
В 2008-2009 гг. негативные тенденции продолжились, в наибольшей степени отразившись на промышленных предприятиях, которые в числе антикризисных мер нередко использовали сокращение персонала, секвестирование расходов на социальные программы. Эти противоречия еще больше обострились в условиях экономического кризиса.
Социальные программы государства увеличивались, что отражалось на бюджете страны.
Еще одна возможная причина отказа от единого социального налога - желание государства ограничить свою социальную ответственность возможностями социальных фондов (т.е. суммами фактических отчислений работодателей), а не возможностями бюджета в целом, как происходило бы в случае сохранения ЕСН. С повышением уровня изъятий от фонда оплаты труда многие работодатели возвращались к выдаче заработной платы в «конверте», а наемные работники, учитывая кризисную ситуацию, не стали этому препятствовать.
В связи с указанными проблемами, возможности государственных внебюджетных фондов по оказанию населению поддержки были весьма далеки от того, что декларировалась властью с самого начала экономического кризиса. Таким образом, власти не справлялись с решениями
многих социальных задач, и замена ЕСН на страховые взносы носил отнюдь не технический характер.
24 июля 2009 г. был принят Федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» [1] (далее -Закон № 212-ФЗ). Суть Закона сводилась к замене единого социального налога на самостоятельные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Администрирование взносов возлагалось на фонды. В результате с введением нового порядка число чиновников увеличилась, т.к. каждый фонд имел свой отдел по контролю, ревизии, получению отчетности и т.д. Бухгалтерским службам хозяйствующих субъектов прибавилась дополнительная нагрузка по начислению, перечислению, составлению и представлению отчетности по страховым платежам во внебюджетные фонды.
Закон № 212-ФЗ начиная, с 1 января 2010 г., регулировал:
- отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- отношения, возникающие в процессе осуществления контроля над исчислением и уплатой(перечислением) страховых взносов;
- вопросы привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Перечисленные фонды также осуществляли контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Плательщиками страховых взносов, как и при ЕСН, являлись лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
В Законе № 212-ФЗ практически не были изменены по сравнению с ЕСН перечень выплат, суммы которых не подлежали обложению страховыми взносами. Изменена только сумма материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, с 3000 на 4000 руб. на одного работника за расчетный период.
Объектом обложения страховыми взносами признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являлись выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства и т.д.
Особенностью нового порядка являлось то, что страховыми взносами облагались все выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, независимо от того, учитываются ли они в составе расходов при исчислении налога на прибыль у организаций или НДФЛ у работодателей - индивидуальных предпринимателей.
В отличие от ЕСН, где применялась регрессивная шкала налогообложения, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливалась Законом № 212-ФЗ в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих указанную выше сумму, страховые взносы не взимаются. Но законодатель сделал оговорку: предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной индексации определялся Правительством РФ.
По сравнению со ставкой ЕСН общая сумма отчислений от фонда оплаты труда, в данном случае в форме страховых взносов, Законом № 212-ФЗ увеличивалась с 26 до 34 %о и распределялся следующим образом:
- Пенсионный фонд РФ - 26 %;
- Фонд социального страхования РФ - 2,9 %;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1 %;
- территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3 %.
Однако на основании ст. 62 Закона № 212-ФЗ эти тарифы применялись с 1 января 2011 г. А в 2010 г. для плательщиков страховых взносов применялись следующие общие тарифы страховых взносов:
- Пенсионный фонд РФ - 20 %;
- Фонд социального страхования РФ - 2,9 %;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,1 %;
- территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 %.
Таким образом, общая процентная ставка страховых взносов в 2010 г. оставалась на уровне общей ставки ЕСН. Но для отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственные товаропроизводители; организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог; организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны) ставка была изменена в сторону уменьшения по сравнению с общей ставкой.
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07. 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» [2], который ввел в действие гл. 34 «Страховые взносы» НК РФ. Полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование были переданы налоговым органам.
Одновременно с этим утратил силу Федеральный закон от 24.07. 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Дискуссии в Правительстве РФ о передаче функции администрирования страховых взносов в ведение налоговой службы были начаты еще в 2013 г.
Позиция Минфина России сводилась к тому, что внебюджетные фонды не справляются с возложенными обязанностями по обеспечению фондов стабильными поступлениями страховых взносов. Напротив, чиновники, курирующие социальный блок в Правительстве РФ утверждали, что перераспределение контрольных функций налоговому ведомству может разрушить всю систему страховых платежей.
Рост задолженности по страховым платежам, огромное количество проверок по небольшим доначислениям взносов, недовольство экономического сектора заставили пересмотреть еще раз вопрос о передаче администрирования Федеральной налоговой службе России. Результатом стало решение Президента России В.В. Путина о необходимости внесения изменений с систему администрирования, оформлено это решение было в виде Указа № 13 от 15 января 2016 г. [4]. В результате было принято решение о проведении существенных изменений в отношении администрирования сборов страховых платежей и передаче этих функций налоговому органу.
Главным аргументом стало более высокое качество работы налоговой службы, которое позволит сократить административные расходы, оптимизирует систему страховых сборов и упростит отчетность.
В налоговом законодательстве страховые взносы в настоящее время выведены в отдельный обязательный платеж и их понятие, так же как и определение налога и сбора, закреплено в ст. 8 НК РФ. Так, под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Но следует отметить, что положения НК РФ не будут применяться к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Выделим следующие новшества в части первой и второй НК РФ:
1. Соответствующие нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты налогов, распространены на страховые взносы.
2. Введена гл. 2.1 «Страховые взносы в Российской Федерации», согласно которой страховые взносы являются федеральными платежами и обязательны к уплате на всей территории РФ.
3. Установлены отдельные обязанности для плательщиков страховых взносов, в т.ч. обязанность в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов данная норма вытекает из п. 3.4. ст. 23 НК РФ.
4. Налоговые санкции распространены и на плательщиков страховых взносов, в том числе ответственность предусмотрена в соответствии со следующими статьями НК РФ:
ст. 119 «Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)»;
ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»;
ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)»;
ст. 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля».
5. Администрирование страховых взносов осуществляется налоговыми органами в порядке, аналогичном администрированию налогов.
6. Дано определение тарифа страхового взноса, под которым понимается величина страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов.
7. Имеется несколько категорий плательщи-
ков, имеющих право на применение льготных тарифов страховых взносов, которые условно можно разделить на пять групп.
8. Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся такими организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, за исключением организаций, имеющих обособленные подразделения за рубежом (в этом случае уплата страховых взносов и представление отчетности происходят централизованно по месту нахождения головной организации).
9. Начиная с представления расчета по страховым взносам за отчетный период - I квартал 2017 г. будет представляться единый расчет по страховым взносам по трем видам страхования (обязательному пенсионному, обязательному социальному на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательному медицинскому страхованию) в налоговые органы по месту учета плательщика. При этом срок представления устанавливается как не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.
10. В случае, если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление.
11. Расчеты по страховым взносам глав крестьянских (фермерских) хозяйств необходимо представлять до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Расчетным периодом для страховых взносов признается календарный год. Отчетными периодами являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Правила определения даты осуществления выплат и иных вознаграж-
дений также остались без изменения. Согласно налоговому законодательству - эта дата определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого производятся выплаты и иные вознаграждения).
НК РФ установлены размеры тарифов страховых взносов. Из положений ст. 425 НК РФ следует, что тариф страховых взносов представляет собой величину взносов на единицу измерения базы для их исчисления, если иное не предусмотрено гл. 34 НК РФ.
Тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах:
- на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 %;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 %;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07. 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [3]), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8 %;
- на обязательное медицинское страхование - 5,1%.
В 2017-2018 гг. для бюджетных учреждений (за исключением тех, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов) действуют следующие тарифы страховых взносов:
1) на обязательное пенсионное страхование: - в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22 %;
- свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10 %;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 %;
3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 %.
Таким образом, администрирование страховых взносов с 2017 г. осуществляется налоговыми органами в порядке, аналогичном администрированию налогов. На страховые взносы распространяется все правила администрирования обязательных платежей, установленные НК РФ. В том числе обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, который выработан с учетом многолетней практики по рассмотрению споров и позволит в дальнейшем быстро и эффективно разрешать разногласия с налоговым органом, не прибегая к судебной процедуре, что также поможет плательщику страховых взносов избежать излишних затрат.
В то же время ряд функций в части администрирования остается за Пенсионным фондом России. Эти функции следующие:
- администрирование страховых взносов на страховую пенсию, которые уплачивают граждане, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
- администрирование добровольных страховых взносов на накопительную пенсию (Программа государственного софинанси-рования пенсии).
Также, администрирование страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осталось за ФСС РФ.
Создание универсальной системы нормативного правового регулирования правил исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов, страховых взносов, как представляется, позволит снизить административную нагрузку
на плательщиков, более объективно определить общую налоговую нагрузку на бизнес при принятии решений в области налоговой политики.
Законодатель рассчитывает на то, что снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты будет достигнуто за счет сокращения количества государственных органов, осуществляющих контрольные мероприятия, качества проверок, а также оптимизации количества представляемой в контролирующие органы отчетности.
Кроме того, установление правил администрирования указанных платежей в НК РФ позволит реализовать принятие мер государственного принуждения (штрафы, взыскание недоимки) налоговым органом в соответствии с конституционными принципами. Передача функций администрирования страховых взносов налоговым органам позволит проводить налоговые проверки и осуществлять доначисления в рамках одного контрольного мероприятия, что значительно улучшит администрирование страховых взносов.
Однако, «переходный период» оказался в настоящее время сложным, как для налоговых органов, так и для плательщиков страховых взносов. Возникает много проблем по администрированию страховых взносов и большое количество справедливых нареканий со стороны налогоплательщиков. Основная проблема - данные налогового органа не совпадают с данными страхователя.
Серьезным испытанием для налогового ведомства будут итоги декларационной компании по страховым взносам после 2 мая 2017 г. (срок представления единого расчет по страховым взносам за I квартал 2017 г.).
Вместе с тем нет сомнений, что имея в арсенале мощный профессиональный аппарат управления с передовыми технологиями - налоговые органы в считанные месяцы адаптируются к новым условиям администрирования и качественно изменять положение дел с собираемостью страховых взносов, что в последствии отразится на благосостоянии самых не защищенных слоях населения - пенсионерах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07. 2012 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // Российская газета. №137. 28.07. 2009.
2. Федеральный закон от 03.07. 2016 г. № 243-ФЭ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»// Российская газета. № 146. 06.07. 2016.
3. Федеральный закон от 25.07. 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 07.03. 2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета. № 140. 31.07. 2002.
4. Указ Президента РФ от 15.01. 2016 г. № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» // Российская газета. № 9. 20.01. 2016.
5. Осипова Е.С. Анализ практики формирования налогового и бюджетного потенциалов Российской Федерации // Налоги. 2012. № 1. С. 2-7.