"ТЭЕСТНИК якуВовт. А. б ф
УНИВЕРСИТЕТА Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды
I-_имвнио.Е.кугафина(мпоА) в системе обязательных платежей
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
На основе проведенного исследования отличительных особенностей страховых взносов в государственные внебюджетные фонды автор решает вопрос об их месте в системе обязательных платежей в Российской Федерации.
Ключевые слова: страховые взносы, государственные внебюджетные фонды, налог, сбор, парафискалитет.
YAKUBOV T. A.,
Candidate of Law, Senior Investigator Khoroshevsky on Investigative Department the Investigation Department for the North-West Administrative District the Main Investigation Department of the Investigative Committee of the Russian Federation In Moscow.
123154, Russia, Moscow, building the people's Militia, d. 33, korp. 1
INSURANCE CONTRIBUTIONS TO STATE EXTRA-BUDGETARY FUNDS IN THE SYSTEM MANDATORY PAYMENTS
On the basis of the conducted study of specific features of insurance contributions to state non-budgetary funds, the author solves the issue regarding their place in the system of mandatory payments in the Russian Federation.
Keywords: insurance premiums, state extra-budgetary funds, tax, levy, parafiskalitet.
Полагаем, что для того чтобы наиболее полным образом рассмотреть вопрос правовой природы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее — ГВФ), необходимо вначале кратко осветить историю становления и развития системы финансового обеспечения социального страхования в Российской Федерации. Обусловлено это тем, что система обязательного социального страхования на протяжении последних 15 лет претерпевала существенные изменения.
До 1 января 2001 года на территории Российской Федерации в целях финансового обеспечения системы обязательного социального страхования (как и сейчас) взимались страховые взносы. Взносы уплачивались в государственные внебюджетные фонды, а ставки по ним ежегодно пересматривались посредством принятия отдельных федеральных законов. С 2001 года данная система финансового обеспечения обязательного социального страхования претерпела коренные изменения — вместо страховых взносов был введен единый социальный налог (ЕСН). При этом с течением времени порядок его взима-
Тимур
Амирович
ЯКУБОВ,
кандидат юридических наук, старший следователь Хорошевского межрайонного следственного отдела Следственного управления по Северо-Западному административному округу Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве. 123154, Россия, г. Москва, ул. Народного Ополчения, д. 33, корп. 1
Ш гп А
Ч □
"0
б "0
о
X ГП П
* к
§ к
НАУКИ
© Т. А. Якубов, 2016
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
ния существенным образом менялся. В первый год существования ЕСН подлежал зачислению по установленным ставкам в государственные внебюджетные фонды (федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования). С 2002 года налогоплательщики стали перечислять часть ЕСН в виде страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, а оставшаяся часть, которая шла на финансирование пенсионного обеспечения, стала направляться в федеральный бюджет.
Вопрос о правовой природе ЕСН вызывал постоянные научные споры в связи с тем, что данный платеж не имел исключительно налоговой природы. По замечанию Е.М. Ашмариной, «рассматриваемый налог интересен тем, что ему, как платежу, свойственен не только фискальный, но и страховой характер. Такие налоги называют парафискальными»1.
Как бы то ни было, с 1 января 2010 года ЕСН опять был заменен страховыми взносами. Характеризуя данную реформу, О. А. Ногина выделила следующие основные изменения в отношении публичного страхования:
1) Придание страховым взносам нового правового характера публичного страхового платежа, призванного гарантировать финансовую стабильность системы обязательного страхования за счет действий страховых механизмов;
2) Формирование новых принципов в сфере уплаты страховых взносов ...;
3) Формирование правового статуса публичного страховщика у Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.;
4) Появление юридических конструкций нового правового характера при уплате страховых взносов.»2.
Решение о возвращении к ранее действовавшей системе в первую очередь обуславливается особенностями правовой природы страховых взносов в государственные пенсионные фонды.
29 марта 2011 года в стенах Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина состоялось заседание Российской ассоциации трудового права и социального обеспечения, на котором обсуждался аналитический доклад Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса» (далее — аналитический доклад)3. В аналитическом докладе4 была отражена официальная позиция Минздравсоцразвития России о причинах перехода на систему страховых взносов.
Так, в нем отмечалось, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в отличие от налогов:
Артемов Н. М., Ашмарина Е. М. Налоговое право: вопросы и ответы. М. : Юриспруденция, 2006. С. 85.
Ногина О. А. Правовая природа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: история и новеллы правового регулирования // Закон. 2010. № 4. С. 125.
В заседании приняли участие представители Минздравсоцразвития России (в лице заместителя министра Юрия Воронина) и широкий круг представителей юридической науки.
Документ официально не опубликован.
2
3
4
лТ2Е°тник скуВовТ-А- б ф 1Ь9
^ л УНИВЕРСИТЕТА Стуаховые взносы в госудауственные внебюджетные фонды
/_имвнио.Е.кутафина(мпоА) в системе обязательных платежей
1) представляют собой обобществленную часть необходимого продукта, отчуждаемого экономически активными трудоспособными членами общества в пользу нетрудоспособных (в то время как налог — часть прибавочного продукта);
2) являются возмездными платежами;
3) основанием для получения страхового обеспечения является наступление страхового случая;
4) преследуют иные, нежели налоги, задачи, что влияет на определение их величины;
5) не могут быть дифференцированы;
6) имеют иной порядок взимания;
7) требуют иного администрирования.
Исходя из этого в докладе делается вывод, что «в свете существующих принципиальных отличий страховых взносов от налогов предпринимательскому сообществу неправильно отождествлять страховые взносы с обычными налоговыми платежами, рассматривая и то, и другое, как единое "налоговое бремя"».
В то же время внутреннее строение Закона № 212-ФЗ концептуально не отличается от структуры Налогового кодекса РФ. Законодатель заменил некоторые понятия («налогоплательщик» был переименован в «страхователя», «налоговые ставки» в «страховой тариф» и т.д.), между тем в юридическом составе страховых взносов, как и в случае с налогами, можно проследить обязательные и факультативные элементы. В целом права страхователей соответствуют правам налогоплательщиков, а права органов контроля за уплатой страховых взносов практически индентичны правам налоговых органов. Составы нарушения законодательства РФ о страховых взносах также были перенесены из Налогового кодекса РФ. Таким образом, разделяя страховые взносы в ГВФ и налоги, законодатель тем не менее использовал концепцию построения страхового законодательства аналогичную концепции построения НК РФ.
В настоящее время в финансово-правовой науке ведется спор относительно правовой природы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Так, сформировалось три основных концепции, рассматривающие страховые взносы в ГВФ как:
1) особый вид обязательного платежа;
2) налог;
3) парафискальный сбор.
Между тем, на наш взгляд, анализ правовой природы страховых взносов Е
в ГВФ не позволяет отнести их ни к налогам, ни к парафискальным платежам5. Т
Действующее законодательство не содержит определения парафискальных □
сборов, что обуславливает полярность научных взглядов на понятие и правовую природу парафискальных платежей.
Так, например, по мнению И. И. Кучерова, «парафискалитет может быть определен как правовая, неналоговая форма возложения обязанностей на фи-
П
Подробнее о понятии и парафискальных платежей см.: Ситник А. А. Сборы как финансо- □
во-правовая категория // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2014. № 4. И
С. 138—142.
П
* к Н к
НАУКИ Ъ
5
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
зических лиц и организации по участию в формировании финансовых ресурсов отдельных субъектов публичного и частного права, в целях покрытия расходов, связанных с оказанием ими услуг в пользу плательщиков»6.
Как определяет Л. В. Ромащенко, «парафискальные платежи — обязательные платежи, взимаемые на основании требования публичной власти для покрытия расходов на выполнение делегированных публичных функций и зачисляемые напрямую в пользу лиц, исполняющих эти функции, а не в бюджет или иные централизованные публичные фонды»7.
Предпринималась попытка дать определение парафискальным сборам и в судебной практике. Как было определено в Постановлении ФАС Уральского округа от 22.03.2005 № Ф09-884/05-АК по делу № А60-23206/048, парафискальный сбор представляет собой платеж, обладающий внешними признаками налога, но не аккумулируемый в бюджете, а перечисляемый в пользу юридических лиц публичного или частного права.
Как отмечает А.Ю. Долгова, «страховые взносы в государственные внебюджетные фонды России в настоящее время носят характер парафискальных сборов, поскольку:
— уплата страховых взносов на социальное обеспечение предусмотрена федеральным законодательством. Данные нормативные правовые акты не входят в систему законодательства о налогах и сборах;
— средства от уплаты взносов поступают исключительно в финансовые фонды юридических лиц публичного права (государственные внебюджетные фонды), которые не являются государственными органами. Средства от уплаты пенсионных взносов не отнесены Бюджетным кодексом России ни к одной из групп доходов государственного бюджета;
— используются такие средства строго на определенные цели в публичном интересе, связанном с реализацией принципа обеспечения гарантий социальной защиты, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе не зависящим от них обстоятельств»9.
К сожалению, мы не можем согласиться с мнением указанного автора по следующим причинам.
1) На основании п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Данное определение дает возможность как для расширительного толкования (по которому в состав законодательства о налогах и сборах могут быть включены любые законы, устанавливающие налоги и сборы), так и ограничительного (фактически отождествляя данную категорию с понятием налогового законодательства).
6 Кучеров И. И. Теория налогов и сборов (правовые аспекты) : монография. М., 2009. С. 92.
7 Ромащенко Л. В. Правовая природа парафискальных платежей : автреф. дис. ... канд. юрид. наук / Л. В. Ромащенко. М., 2013. С. 10.
8 СПС «КонсультантПлюс».
9 Долгова А. Ю. Парафискальные сборы в России : монография. Воронеж, 2012. С. 69—70.
"Т^ЕСТНИК скУеовТ-А- б ф
^ л УНИВЕРСИТЕТА Стуаховые взносы в госудауственные внебюджетные фонды 17 1
/_именио.Е.кутафина(мпоА) в системе обязательных платежей
Как уже было отмечено выше, законодательство о страховых взносах фактически восприняло структуру НК РФ, поэтому сложно оспорить тот факт, что Закон № 212-ФЗ был принят «в соответствии с ним».
Тем не менее, если мы будем воспринимать ограничительное толкование норм п. 1 ст. 1 НК РФ (как это сделала А.Ю. Долгова), в таком случае возникает вопрос о месте так называемых фискальных сборов и их отличии от парафи-скальных сборов.
2) Действительно, нормами глав 7 и 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации страховые взносы в ГВФ не отнесены к числу доходов государственного бюджета, что вполне объяснимо в связи с тем, что внебюджетные фонды, как нетрудно понять из их названия, выделены из состава бюджета. Это, однако, не дает основания для отнесения сборов в ГВФ к числу парафискалитетов. В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации10 (далее — БК РФ) государственные внебюджетные фонды входят в состав бюджетной системы Российской Федерации.
Как определяет Е. Ю. Грачева, «финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления это организационная деятельность уполномоченных органов и субъектов по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях эффективного функционирования государства и муниципальных образований и выполнения ими стоящих перед ними задач»11.
В свою очередь, Е.М. Ашмарина, характеризуя финансовую систему, относит к государственным и муниципальным фондам:
— федеральный бюджет;
— бюджеты субъектов Российской Федерации;
— бюджеты муниципальных образований;
— бюджеты внебюджетных фондов;
— средства, аккумулируемые, перераспределяемые и используемые в результате привлечения государственного и муниципального кредита12.
Таким образом, в случае с установлением и взиманием страховых взносов в ГВФ, финансовая деятельность государства направлена на образование централизованных фондов (при формировании фондов преследуется публичный интерес — финансовое обеспечение системы обязательного социального страхования). Большинство же парафискалитетов взимается в пользу частных субъектов. Отметим здесь также, что российское законодательство не знает такой категории, как «юридическое лицо публичного права»13. Для финансового права
В гп
10 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145—ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Т
Ст. 3823.
Финансовое право : учебник для бакалавров / отв. ред. Е. Ю. Грачева. М. : Проспект, 2014. С. 10.
Финансовое право : учебник / отв. ред. Е. М. Ашмарина. М. : ВГНА Минфин России, 2012. С. 16.
См. подробнее о понятии «юридическое лицо публичного права»: Турбанов А. В. Государ-
□
"О
б "О
о
^
X гп
ственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» как юридическое лицо публичного права // Вестник Саратовской государственной академии права. 2010. № 2. С. 100— □ 113 ; Турбанов А. В. Агентство по страхованию вкладов — юридическое лицо публичного И права // Очерки конституционной экономики. 2010. № 10. С. 66—82,
П
* к Н к
НАУКИ
11
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
государственные внебюджетные фонды — это в первую очередь фонды денежных средств14.
3) Целевой характер страховых взносов в ГВФ также не говорит об их па-рафискальной природе. Более того, теория налогового права знает ряд налогов, которые носят целевой характер. Например, Н. М. Артемов и Г. Г. Ячменев в качестве примера целевых налогов приводят налог на покупку иностранной валюты и налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения15. В настоящее время указанные налоги в России не действуют, однако сам факт их существования делает невозможным использование данного аргумента для обоснования парафискальной природы взносов в ГВФ, поскольку с тем же успехом они могут быть отнесены к налогам.
Как уже было указано нами выше, мы также не считаем возможным причислить страховые взносы к налогам. Справедливости ради следует отметить, что подобной точки зрения придерживается наименьшее число ученых.
Косвенное указание на налоговую природу страховых взносов в государственные внебюджетные фонды можно найти в высказывании С. Г. Пепеляе-ва, который считает, что «для бизнеса налог — это расход обязательного характера, обеспеченный прямым (санкциями, ответственностью) или косвенным принуждением (недопуск к рынку). Любой платеж, обладающий названными характеристиками, является налогом, а значит, должен регулироваться налоговым законом»16.
Подобный подход, бесспорно, чрезмерно расширяет понятие «налог», что связано с ограничительным толкованием ст. 57 Конституции Российской Федерации17. Между тем Конституционный Суд РФ в своих постановлениях и определениях не раз подтверждал конституционность (и сам факт существования) неналоговых (фискальных) платежей18.
Аналогичной точки зрения придерживается и Л. В. Ромащенко, обосновывающая невозможность отнесения страховых взносов к числу парафискальных сборов тем, что «обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования ... взимаются в централизованные публичные фонды». Ромащенко Л. В. Указ. соч. С. 23.
Артемов Н. М., Ячменев Г. Г. Правовое регулирование неналоговых доходов бюджетов : учеб. пособие. М. : Элит, 2008. С. 107.
О системе парафискальных платежей [Электронный ресурс]. Электрон. дан. «Налоговед», 2013. Режим доступа: http://nalogoved.ru/art/1616, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
Конституция Российской Федерации // Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // РГ. 25.12.1993.
См.: Постановление Конституционного Суда от 28.02.2006 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О связи" в связи с запросом Думы Корякского автономного округа» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1230 ; Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.1998 № 22-П «По делу о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года № 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14 октября 1996 года № 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы"» // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3800.
14
в
Якувов Т. А.
УНИВЕРСИТЕТА Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды |/J
именио.Е.кутафина(мпоА) в системе обязательных платежей
Отметим, что налоговую природу страховых взносов обосновывают и другие ученые19.
Разграничивая страховые взносы и налоги, многие авторы зачастую приводят аргументы, с которыми сложно согласиться. Так, например, Е. К. Широкова отмечает, что «страховые взносы в государственные внебюджетные фонды отличаются от налогов следующими признаками:
а) если при уплате страховых взносов выгодоприобреталем выступает физическое лицо, то при уплате налогов выгодоприобреталем является государство как публично-правовое образование;
б) уплата налогов характеризуется двуединым субъектным составом (налоговый орган — налогоплательщик). Налоговый агент во внимание не принимается, поскольку он исчисляет и удерживает сумму подлежащего уплате налога из доходов налогоплательщика, а не собственных. Для всех видов страховых взносов: пенсионных, от несчастных случаев на производстве, а также медицинских, характерен триединый субъектный состав (страховщик — страхователь — застрахованное лицо);
в) целью уплаты налогов является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований, у страховых взносов цель сводится к материальной гарантии социального обеспечения;
г) налоги образуют обезличенную массу денежных средств, расходуемую на нужды государства, страховые взносы не обезличиваются ввиду уплаты за каждое физическое лицо;
д) налоги по характеру индивидуально безвозмездны, страховые взносы отличаются своей возмездностью;
е) налоги подлежат зачислению во все бюджеты бюджетной системы РФ, а страховые взносы — исключительно в бюджет государственных внебюджетных фондов;
ж) основной функцией налогов является фискальная, у страховых взносов основная функция — обеспечительная»20.
Анализ позиции Е.К. Широковой и аргументов, приводимых в аналитическом докладе Миздравсоцразвития России, позволяет выявить следующие ошибки:
1) в аналитическом докладе отмечается, что налог — это обобществленная часть прибавочного продукта, не имеющая никакого отношения к трудозатратам, в отличие от страховых взносов, являющихся частью стоимости рабочей силы, обобществленной частью необходимого продукта, отчуждаемого экономически активными трудоспособными членами общества в пользу нетрудоспособных. Тем не менее необходимо понимать, что в конечном итоге и налоги (в том Ш числе прямые), и страховые взносы будут учтены в себестоимости производимой Т продукции, в связи с чем данный аргумент не может играть определяющей роли □ при разграничении налогов и страховых взносов;
2) большинство ученых указывают на возмездный характер страховых взносов в ГВФ. Однако с этим нельзя согласиться. Возмездность предполагает
_ ^
X
См., например: Воинов В. В. Правовая природа страховых взносов на обязательное со- С
циальное страхование // Налоговед. 2012. № 3. С. 28—37. ^
См.: Широкова Е. К. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2008. С. 12—13.
Л □
20
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
встречное предоставление со стороны другого субъекта правоотношения. Между тем выполнение обязанности страхователем по уплате страховых взносов не влечет возникновения у государства, выступающего в лице государственных внебюджетных фондов, встречных обязанностей по предоставлению материальных благ или совершения каких бы то ни было действий. Связано это со сложным характером правоотношений по обязательному социальному страхованию:
а) страхователь в лице работодателя или иного лица, выплаты которого являются источником дохода для физического лица, вступает в правоотношения со страховщиком в лице государственных внебюджетных фондов по поводу уплаты и контроля за уплатой страховых взносов. Данные правоотношения по своей сути являются финансовыми, поскольку они носят:
— государственно-властный характер — обязательным участником является государство в лице ГВФ и его должностных лиц;
— имущественный характер, в связи с тем, что складываются по поводу уплаты денежных средств в виде страховых взносов в государственные централизованные фонды;
б) страховщик вступает в правоотношения с застрахованным лицом по выплате пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и иных социальных выплат. Эти правоотношения регулируются нормами права социального обеспечения.
Упрощенно схема правоотношений выглядит так: «страхователь платит страховщику, страховщик платит застрахованному лицу». Следовательно, никакого встречного предоставления в данном случае нет.
В то же время необходимо обратить внимание на следующий момент. Характеризуя признак индивидуальной безвозмездности налогов, Ю. А. Крохина указывает на то, что « налогоплательщик получает от государства публичную пользу, общее благо, отвечающее его частным интересам. ... Уплата налога дает налогоплательщику право на равный доступ к общественным благам, поскольку государство реализует публичные функции одинаково относительно всех граждан»21. Таким образом, даже при уплате налога плательщик вправе рассчитывать на определенное встречное предоставление, которое в данном случае не носит индивидуального характера;
3) в аналитическом докладе указывается на то, что «страховое обеспечение, возникновение права на которое обусловлено уплатой страховых взносов, предоставляется не при любых жизненных обстоятельствах, требующих социальной поддержки или защиты, а только при наступлении особо оговоренных в законодательстве страховых случаев». Налог же и производимые за счет налоговых поступлений социальные выплаты из федерального бюджета не связаны с возникновением страховых случаев.
Подобный аргумент приводит к смешиванию таких понятий, как страховой взнос и страховое обеспечение. Не согласимся и с тем, что «страховой взнос и страховой случай — это взаимосвязанные, неразделимые категории». Они практически не связаны друг с другом. Обязанность по уплате страховых взносов в ГВФ возникает в связи с выплатой вознаграждения физическому лицу, наступле-
21 Налоговое право России : учебник / отв. ред. Ю. А. Крохина. 4-е изд., испр. М. : Норма:
ИНФРА-М., 2011. С. 130.
в
ЯкуВов Т. А.
УНИВЕРСИТЕТА Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды |/Д
именио.Е.кутафина(мпоА) в системе обязательных платежей
ние же страхового случая является юридическим фактом, влекущим обязанность страховщика выплатить страховое обеспечение застрахованному лицу. Вполне может возникнуть ситуация, когда страховой случай не наступит (например, в случае смерти лица, до возникновения права на получение пенсии).
В гражданско-правовых отношениях наступление страхового случая является основанием для прекращения обязанности по уплате страховых взносов. Между тем для финансово-правовых отношений это не всегда характерно. Например, если сотрудник достигает пенсионного возраста, работодатель все равно продолжает производить отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР).
Таким образом, наступление страхового случая влечет возникновение обязанности у государственного внебюджетного фонда по осуществлению выплат в пользу застрахованного лица в рамках правоотношений по социальному обеспечению, но не всегда влияет на обязанность страхователя по уплате страховых взносов, в рамках финансовых правоотношений;
4) также сложно согласиться с Е.К. Широковой в том, что «целью уплаты налогов является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований», а «у страховых взносов цель сводится к материальной гарантии социального обеспечения». Полагаем, что в данном случае цель материальной гарантии социального обеспечения является одним из направлений финансовой деятельности государства.
Часть 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации признает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Таким образом, создание системы социального обеспечения—обязанность государства как публичного субъекта. В целях выполнения данной обязанности Российская Федерация принимает нормативные правовые акты в области обязательного социального обеспечения, создает институциональную подсистему системы социального обеспечения (основу которой составляют ГВФ), а также определяет источники финансирования социальных выплат. Конституция Российской Федерации не содержит указания на то, что социальные выплаты должны происходить исключительно за счет государственного бюджета. Таким образом, Российская Федерация:
— создает государственные внебюджетные фонды, выступающие, с одной стороны, как фонды денежных средств, из которых осуществляются соци- Е альные выплаты, а с другой — как субъект, контролирующий своевремен- Т ность и полноту уплаты страховых взносов со стороны страхователей; □
— аккумулирует страховые взносы в ГВФ;
— распределяет средства централизованных фондов в целях материального обеспечения системы социального страхования. В частности, это происходит при выделении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета государственным внебюджетным фондам в случае дефицитного характера последних. В данном случае система обязательного социального страхования финансируется за счет средств иных, нежели Й средства страховых взносов; НАУКИ
"О
б "О
о
^
X гп П Л
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
— использует (расходует) средства внебюджетных фондов, в том числе на социальные выплаты гражданам;
— контролирует выполнение страхователями обязанности по уплате страховых взносов.
Исходя из всего вышеперечисленного, мы можем сделать вывод, что «создание материальной гарантии социального обеспечения» является частным случаем, направлением финансовой деятельности государства;
5) Е. К. Широкова также отмечает, что страховые взносы, в отличие от налогов, «не обезличиваются ввиду уплаты за каждое физическое лицо». Однако любой практикующий бухгалтер знает, что при составлении отчетности в государственные пенсионные фонды индивидуальные сведения о застрахованных работниках предоставляются исключительно в ПФР в целях контроля за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Отчетность в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) предоставляется без индивидуальных сведений, а уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится одним платежным поручением (для каждого вида страховых взносов) в отношении всех работников. Следовательно, указанные платежи также обезличиваются, как и налоги.
В. В. Воинов, обосновывая налоговую природу страховых взносов, также указывает на обезличенность страховых взносов на обязательное медицинское страхование, обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также страховые взносы в страховую часть пенсионного обеспечения, делает вывод об их индивидуальной безвозмездности. Накопительная часть пенсии, по мнению данного ученого, является исключением из этого правила. Как указывает В.В. Воинов, «в отличие от страховой части пенсии, ее накопительная часть должна выплачиваться за счет пенсионных накоплений застрахованных лиц, то есть за счет тех сумм страховых взносов, которые при поступлении в ПФР специальным образом обособляются и передаются либо в выбранную застрахованным лицом управляющую компанию (в доверительное управление), либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, уполномоченный осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в РФ. Более того, законодатель предусмотрел механизм выплат правопреемникам застрахованного лица сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального счета»22. Основываясь на данном тезисе, указанный автор делает вывод об индивидуальной возмездности и возвратности страховых взносов, идущих на финансирование накопительной части пенсии. Между тем данный вывод, на наш взгляд, является неверным.
В. В. Воинов в своих рассуждениях не учитывает тот факт, что плательщик страховых взносов и выгодоприобретатель — не всегда один и тот же субъект. Совпадать они будут лишь в том случае, когда лицо (индивидуальный предпри-
Воинов В. В. Указ. соч. С. 34.
22
в
ЕСТНИК ЯхувжТ А. бф л -7-7
УНИВЕРСИТЕТА Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды %//
имени О. Е. Кутэфина (МПОА)
в системе обязательных платежей
ниматель или физическое лицо, занимающееся частной практикой) производит выплаты за себя. Тем не менее и в данном случае страховые взносы не приобретают характер индивидуальной возмездности. Связано это с тем, что возмезд-ность предполагает эквивалентное, т.е. равное предоставление. Между тем в отношениях по социальному страхованию это правило соблюдается не всегда. Для примера можно взять двух работников, занимающих одинаковую должность и получающих одинаковую заработную плату у одного и того же работодателя. В случае если первый работник никогда не болеет — он не будет получать возмещение по временной нетрудоспособности. Если же здоровье второго работника систематически не позволяет ему выполнять свои трудовые обязанности, пособие по временной нетрудоспособности может значительно превысить уплаченные за него страховые взносы. Таким образом, в приведенном нами примере эквивалентность отсутствует.
Физические лица, за которых страховые выплаты производит работодатель, будут являться лишь выгодоприобретателями, но не плательщиками.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что все страховые взносы будут являться индивидуально безвозмездными;
6) не представляется возможным согласиться с выводом Е.К. Широковой о том, что «если при уплате страховых взносов выгодоприобретателем выступает физическое лицо, то при уплате налогов выгодоприобретателем является государство как публично-правовое образование». Как уже было указано выше, выгодоприобретателем выступает застрахованное лицо. Публично-правовое образование будет являться выгодоприобретателем лишь в тех случаях, когда застрахованное лицо по каким-то причинам не получает страховые выплаты (в виде пенсий, пособий и т.д.), например в случае, когда оно получает пособие по временной нетрудоспособности в размере, меньшем чем сумма уплаченных за него страховых взносов;
7) с выводом, что «налоги подлежат зачислению во все бюджеты бюджетной системы РФ, а страховые взносы — исключительно в бюджет государственных внебюджетных фондов», также сложно в полной мере согласиться. Правильнее было бы сказать, что налоги подлежат зачислению во все бюджеты бюджетной системы за исключением бюджетов внебюджетных фондов. Анализ положений налогового и бюджетного законодательства позволяет заключить, что налоги подлежат зачислению исключительно на счета бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Более того, с отменой ЕСН из НК РФ была исключена ст. 34.1 «Полномочия органов государственных внебюджетных фондов». Таким образом, внебюджетные фонды больше не являются субъектами Е налоговых правоотношений; Т
8) вывод Е.К. Широковой о том, что «основной функцией налогов явля- о ется фискальная, у страховых взносов основная функция — обеспечительная» тоже является довольно спорным. В случае со страховыми взносами в ГВФ функция формирования страховых фондов преобразуется в фискальную функцию. Как отмечает Е.М. Ашмарина, в отношении налогов, «посредством фискальной (бюджетообразующей) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая или не имеет собственных источников доходов ... Й либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития. Именно эта НАУКИ
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
функция обеспечивает реальную возможность перераспредления части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения»23. Страховые взносы в ГВФ, в свою очередь, служат инструментом перераспределения денежных средств из фондов хозяйствующих субъектов в государственные внебюджетные фонды для обеспечения социальных выплат, содержание аппарата внебюджетных фондов и подержание всей системы социального обеспечения в целом. Таким образом, на наш взгляд, основной функцией страховых взносов является именно фискальная функция.
Разграничивая налоги и страховые взносы (действовавшие до введения ЕСН), Конституционный Суд РФ в своем Определении от 05.02.2004 № 28-О24 указал на то, что «с введением системы обязательного пенсионного страхования страховые взносы приобрели иную социально-правовую природу ... в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение — обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете». По мнению Конституционного Суда РФ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку:
— при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах;
— учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца);
— величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
Подводя итог всего вышесказанного, можно сделать вывод, что страховые взносы не являются налогами, равно как и страховыми взносами, в понимании гражданского законодательства. Страховые взносы в ГВФ обладают особой правовой природой.
Страховые взносы в ГВФ могут быть классифицированы по различным основаниям.
23 Артемов Н. М., Ашмарина Е. М. Налоговое право: вопросы и ответы. М. : Юриспруденция, 2006. С. 14.
24
Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 № 28—О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общественной организации Тверской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Заволжского района города Твери на нарушение конституционных прав и свобод статьями 3 и 34 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьей 10 Федерального закона " О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"» // СЗ РФ. 2004. № 12. Ст. 1109.
лТ2Е°тник якуеовт. А. б ф 179
) УНИВЕРСИТЕТА Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды Лг^Т
/_^ имвнио.Е.кутафина(мпоА) в системе обязательных платежей
В зависимости от цели взимания страховые взносы могут быть классифицированы на:
а) страховые взносы, взимаемые на обязательное пенсионное страхование. Они, в свою очередь, могут быть разделены на взносы, идущие на финансирование:
— страховой пенсии;
— накопительной пенсии;
б) страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
в) страховые взносы на обязательное медицинское страхование;
г) страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По администратору страховых взносов можно выделить:
а) страховые взносы, администрируемые ПФР;
б) страховые взносы, администрируемые ФСС;
в) страховые взносы, администрируемые ФОМС.
В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, выделяют:
а) страховые взносы, контролируемые ПФР;
б) страховые взносы, контролируемые ФСС.
Последние две классификации позволяют выделить отличия в администрировании и контролировании страховых взносов — ФОМС не осуществляет функции по контролю за уплатой страховых взносов.
В зависимости от плательщика можно выделить страховые взносы, уплачиваемые:
а) организациями;
б) индивидуальными предпринимателями;
в) физическими лицами, занимающимися частной практикой.
В зависимости от способа уплаты выделяют страховые взносы, уплачиваемые:
а) по общему правилу;
б) в фиксированном размере.
Следует отметить, что в настоящее время в Законе 212-ФЗ отсутствует определение понятия «страховые взносы». Между тем в отдельных федеральных законах даются определения страховых взносов, применительно к различным видам обязательного социального страхования. Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном стра- Е ховании в Российской Федерации»25 страховые взносы на обязательное пенсион- А ное страхование — индивидуально возмездные обязательные платежи, которые □
"0
б "0
о
уплачиваются в ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
На основании ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и Е
П
- □
25 СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.
П
* к Н к
НАУКИ Ъ
I I
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
профессиональных заболеваний»26 страховой взнос — обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
Как определяется в пп. 5 п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»27, страховые взносы на данный вид обязательного социального страхования — это обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, законодатель:
— в первом случае указывает на индивидуальный характер страховых взносов, фонд-получатель и цель уплаты;
— во втором — указывает на обязательный характер страховых взносов; порядок расчета размера страхового взноса; обязанность страхователя по осуществлению платежа, косвенно указывается на цель (упоминание о индивидуально безвозмездном характере, а также фонде-получателе — отсутствует);
— в третьем—отметил обязательный характер платежа, фонд-получатель и цель уплаты страхового взноса.
Следовательно, единого определения страховых взносов на сегодняшний момент не существует. Закрепленные же в законодательстве дефиниции являются довольно разрозненными и не позволяют сделать непротиворечивый вывод о существенных признаках страховых взносов.
Основываясь на проведенном нами исследовании особенностей страховых взносов в ГВФ, мы можем выделить следующие их признаки:
1) обязательный характер уплаты;
2) индивидуальная безвозмездность страховых взносов;
3) плательщики — организации и индивидуальные предприниматели, выплаты которых являются источником дохода для физических лиц, лица, занимающиеся частной практикой, а также физические лица;
4) форма уплаты — исключительно денежная;
5) направление платежа — государственные внебюджетные фонды;
6) цель взимания — финансовое обеспечение обязательного социального страхования в РФ.
Исходя из этого можно сформулировать следующее определение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды — это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, и в установленных законом случаях физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управ-
26 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803.
27 СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 18.
в
ЕСТНИК ятрВовт. А. б ф сэл
УНИВЕРСИТЕТА Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды 1
имени О. Е. Кутэфина (МПОА)
в системе обязательных платежей
ления денежных средств в государственные внебюджетные фонды в целях
финансового обеспечения системы обязательного социального страхования
в Российской Федерации.
Библиография
1. Артемов, Н. М., Ашмарина, Е. М. Налоговое право: вопросы и ответы / Н. М. Артемов, Е. М. Ашмарина. — М. : Юриспруденция, 2006.
2. Артемов, Н. М., Ячменев, Г. Г. Правовое регулирование неналоговых доходов бюджетов : учеб. пособие / Н. М. Артемов, Г. Г. Ячменев. — М. : Элит, 2008.
3. Воинов, В. В. Правовая природа страховых взносов на обязательное социальное страхование / В. В. Воинов // Налоговед. — 2012. — № 3.
4. Долгова, А. Ю. Парафискальные сборы в России : монография / А. Ю. Долгова. — Воронеж, 2012.
5. Кучеров, И. И. Теория налогов и сборов (правовые аспекты) : монография / И. И. Кучеров. — М., 2009.
6. Налоговое право России : учебник / отв. ред. Ю. А. Крохина. — 4-е изд., испр. М. : Норма: ИНФРА-М., 2011.
7. Ногина, О. А. Правовая природа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: история и новеллы правового регулирования / О. А. Ногина // Закон. — 2010. — № 4.
8. Ромащенко, Л. В. Правовая природа парафискальных платежей : автреф. дис. ... канд. юрид. наук / Л. В. Ромащенко. — М., 2013.
9. Ситник, А. А. Сборы как финансово-правовая категория / А. А. Ситник // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2014. — № 4.
10. Турбанов, А. В. Агентство по страхованию вкладов — юридическое лицо публичного права / А. В. Турбанов // Очерки конституционной экономики. — 2010. — № 10.
11. Турбанов, А. В. Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» как юридическое лицо публичного права / А. В. Турбанов // Вестник Саратовской государственной академии права. — 2010. — № 2.
12. Финансовое право : учебник / отв. ред. Е. М. Ашмарина. — М. : ВГНА Минфин России, 2012.
13. Финансовое право : учебник для бакалавров / отв. ред. Е.Ю. Грачева. — М. : Проспект, 2014.
14. Широкова, Е. К. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е. К. Широкова. — Воронеж, 2008.