Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРАТУРЫ РФ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ ВНЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СФЕРЫ'

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРАТУРЫ РФ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ ВНЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОР / ПРОКУРАТУРА / ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАНИНА И ЧЕЛОВЕКА / ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Титова А. В., Титов В. Д.

С целью недопущения снижения уровня правовой защищенности российский законодатель начал внедрять в правовой массив дополнительные механизмы и рычаги правовой защиты граждан. Одним из подобных рычагов является расширение полномочий и компетенций прокураторы. Прокуратура может вмешиваться в процессы защиты прав гражданина и личности в тех случаях, когда способность личности на защиту собственных прав может быть тем или иным образом нарушена. Необходимость правовой поддержки со стороны прокуратуры зачастую оказывается обусловленной состоянием здоровья граждан или иных лиц, из-за чего они не могут самостоятельно защитить свои права и интересы. По мнению некоторых отечественных специалистов, в данном аспекте законодатель допускает пробел, касающийся отсутствия дефиниции категории «состояние здоровья». Причины для вмешательства прокурора в гражданские или административные дела прописаны в законах недостаточно четко; не вполне понятно, какое именно состояние здоровья лица позволяет ему рассчитывать на участие прокурора в деле, затрагивающем его права и интересы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE IMPLEMENTATION OF THE POWERS OF THE PROSECUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION TO PROTECT THE RIGHTS AND FREEDOMS OF THE HUMAN AND THE CITIZEN IN JUDICIAL ORDER OUTSIDE THE CRIMINAL LEGAL SPHERE

In order to prevent a decrease in the level of legal protection, the Russian legislator began to introduce additional mechanisms and levers of legal protection of citizens into the legal array. One of these levers is the expansion of the powers and competencies of procurators. the prosecutor's office can intervene in the processes of protecting the rights of a citizen and an individual in cases where the ability of an individual to protect their own rights can be violated in one way or another, the need for legal support from the prosecutor's office is often due to the state of health of citizens or other persons, because of which they cannot independently protect their rights and interests. According to some domestic experts, in this aspect, the legislator allows a gap regarding the absence of other things, the category "state of health". the reasons for the intervention of the prosecutor in civil or administrative cases are not clearly spelled out in the laws; it is not entirely clear what kind of state of a person allows him to count on the participation of a prosecutor in a case that affects his rights and interests.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРАТУРЫ РФ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ ВНЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СФЕРЫ»

К вопросу о реализации полномочий Прокуратуры РФ по защите прав и свобод человека и гражданина в судебном порядке вне уголовно-правовой сферы

Титова Анна Владимировна

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права, ЮРИУ, РАНХиГС, pecherskaia8621 @таН.ги

Титов Владимир Денисович

студент ПОНБ 511, ЮРИУ, РАНХиГС

С целью недопущения снижения уровня правовой защищенности российский законодатель начал внедрять в правовой массив дополнительные механизмы и рычаги правовой защиты граждан. Одним из подобных рычагов является расширение полномочий и компетенций прокураторы. Прокуратура может вмешиваться в процессы защиты прав гражданина и личности в тех случаях, когда способность личности на защиту собственных прав может быть тем или иным образом нарушена. Необходимость правовой поддержки со стороны прокуратуры зачастую оказывается обусловленной состоянием здоровья граждан или иных лиц, из-за чего они не могут самостоятельно защитить свои права и интересы. По мнению некоторых отечественных специалистов, в данном аспекте законодатель допускает пробел, касающийся отсутствия дефиниции категории «состояние здоровья». Причины для вмешательства прокурора в гражданские или административные дела прописаны в законах недостаточно четко; не вполне понятно, какое именно состояние здоровья лица позволяет ему рассчитывать на участие прокурора в деле, затрагивающем его права и интересы.

Ключевые слова: прокурор, прокуратура, права и свободы гражданина и человека, гражданское судопроизводство, административное судопроизводство, состояние здоровья

сч о сч

сч

Если следовать положениям Всеобщей декларации прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.) и Конституции Российской Федерации, права и свободы гражданина условно классифицируются на личные, политические и социально-экономические. Концептуальная сущность большинства статей Конституции РФ заключается в констатации гарантий защиты прав и свобод граждан. Подобный акцент, впрочем, свойственен конституционным правовым массивам большинства стран мира; приоритетность личности и ее интересов есть логичный итог эволюция человеческой цивилизации с присущей ей гуманизмом и ценностью человеческой жизни. Несмотря на это, область защиты прав и свобод граждан до сих пор содержит множество актуальных - и даже болезненных - аспектов. Как указывает С. А. Чупанова, на текущий момент государство пока не смогло гарантировать 100%-ное соответствие реальной практики букве Закона [17, с. 59].

Допускаемые нарушения прав и свобод человека и гражданина приводят к росту количества рассматриваемых судами дел - вплоть до формирования «конвейерного» режима отправления правосудия, что, в свою очередь, негативно сказывается на качестве правосудия. В данной связи, а также с целью недопущения снижения уровня правовой защищенности российский законодатель начал внедрять в правовой массив дополнительные механизмы и рычаги правовой защиты граждан. Одним из подобных рычагов является расширение полномочий и компетенций прокураторы. Одним из примеров попыток расширения полномочий и ответственности прокуратуры в рассматриваемой нами предметной области является, к примеру, включение в Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» самостоятельного раздела «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [15].

Априорная сущность деятельности органов прокуратуры как фундаментального правоохранительного института заключается в охране прав и свобод граждан. Правозащитный вектор деятельности прокуратуры - один из приоритетных и наиболее значимых социально; общепризнанно, что эффективность прокуратуры есть залог верховенства закона в государстве [4, с. 165]. Исходя из конституционных положений и вытекающих из них законодательных норм, прокуратура противодействует противоправным деяниям в различных сферах общественной и частной жизни, а также является «последним оплотом» при восстановлении нарушенных прав и свобод личности.

Согласно тексту приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 («Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [10]), обстоятельствами, которые позволяют прокуратуре вмешаться в правоохранительную деятельность, являются следующие:

(1) зафиксирован факт нарушения прав граждан, (а) о котором прокуратура была уведомлена гражданами, (б) который стал известен из ознакомления с материалами СМИ, (в) идентифицированный в результате проверок органов прокуратуры или (4) обнаруженный иным образом;

(2) права личности и гражданина были нарушены органами и/или должностными лицами, деятельность которых находится в сфере воздействия прокуратуры.

Ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре» детализирует, при этом, перечень вышеотмеченных институций: органы государственной или муниципальной власти; должностные лица данных органов; должностные лица иных организаций и др. [15].

Российский законодатель, при этом, указывает, что прокуратура может вмешиваться в процессы защиты прав гражданина и личности в тех случаях, когда способность личности на защиту собственных прав может быть тем или иным образом нарушена [8, с. 106; 1, с. 235]. Прокуратура, таким образом, выступает дополнительным «слоем» защиты прав личности, которая нуждается в подобной дополнительной защите. Группы лиц, которым может быть оказано содействие в защите прав и интересов со стороны прокуратуры, следующие:

- лица, находящиеся в местах лишения свободы;

- лица, правовое положение которых может быть существенно ограничено лицами, поднадзорными прокуратуре (к примеру, должники, зависимые от органов исполнения наказаний);

- лица, которые в силу иных объективных причин могут испытывать ущемленность в процессах защиты собственных прав и интересов (иностранцы, ветераны, пенсионеры и проч.).

Как отмечено выше, Конституция РФ предусматривает несколько групп прав и свобод гражданина и человека; прокуратура способна обеспечивать защиту в раках каждой из вышепредставленных групп (Таблица 1).

Рассмотрим требования российского законодательства по реализации полномочий прокурора в гражданском и административном судопроизводстве и выделим ключевые закономерности и функции прокуратуры в области обозначенных в Таблице 1 прав и свобод. Как показывает реальная практика судопроизводства, прокуратура в последние годы существенно расширила свое участие в административном судопроизводстве. Тем не менее, как указано в пособии «Участие прокурора в административном судопроизводстве: правовое регулирование и правоприменительная практика: пособие» (сост. Ю. Г. Насоновым и др.), налицо пробелы законодательного характера, а также нехватка единообразия судебных кейсов, касающихся реализацию положений, регулирующих вопросы участия

прокуроров в административном судопроизводстве; ситуацию усугубляет, помимо прочего, дефицит современных публикаций и научно-методической литературы [14, с. 4].

Таблица 1

Группы прав и свобод человека и гражданина согласно российскому законодательствую и роль прокуратуры в их защите

Категория прав и свобод Содержание Роль прокуратуры в защите прав и свобод

Личные права и свободы Право на жизнь, право на защиту достоинства личности, право на свободу, право на личную неприкосновенность и неприкосновенность частной жизни, право на пичную и семейную тайну, право защиту чести и репутации, право на неприкосновенность жилища. Прокуратура охраняет личные права и свободы с целью обеспечения цивилизованных условий существования гражданского общества и реализации конституционных принципов.

Политические права и свободы Право на участие граждан в политической жизни общества, право на формирование государственно-правовых институтов. Прокуратура реализует полномочия по защите права на свободу мысли и слова, совести, права на объединение, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетов; прокуратура защищает избирательные права граждан.

Экономические, социальные и культурные права исвободы Право на социальную защищенность, право на экономическое самовыражение, право на участие в общественном производстве. Прокуратура защищает права на свободное использование имущества; права частной собственности; права свободного распоряжения трудовыми ресурсами личности, право на медицинскую помощь.

Правовым фундаментом для участия прокуратуры в административном судопроизводстве выступает, во-первых, соответствующий сегмент отечественного процессуального правового массива (в особенности - ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ), и, во-вторых, положения ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [15]. Уточняет специфику реализации механизмов участия прокуратуры в административных делах также постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» [9].

Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор имеет право инициировать административного судопроизводство с целью защиты прав, свобод и интересов граждан, иных лиц или же для защиты интересов Российской Федерации, а также по иным законным основаниям [6]. Административное судопроизводство может быть инициировано прокураторой в том случае, если лицо, интересы и права которого могут быть нарушены или уже нарушены, имеет особое состояние здоровья, является несовершеннолетним или находится в преклонном возрасте, является

и *

о

X

а

а

и о т

V

сч о сч

сч

недееспособным и в ситуации наличия иных барьеров для обращения в органы суда.

Прокурор, как должностное лицо, обеспечивающее правопорядок и законность, обязано выступать также в гражданском судопроизводстве. Закон, как и в рассмотренной выше области административного права, устанавливает список категорий гражданских дел, в которых участие прокурора считается обязательным. Здесь в принципе, действуют аналогичные положения, которые были описаны нами ранее: прокурор должен защищать интересы тез лиц, которые не могут сделать это в полной мере качественно в силу объективных причин. Прокурор, также образом, принимает участие в делах, связанных с лишением родительских прав; усыновлением или удочерением; ограничением или лишением дееспособности; избирательными правами; признанием лица безвестно отсутствующим или умершим.

Прокурор способен как вступить в текущее дело, так и инициировать его. При этом в обязанности прокурора входит проверка оснований для «запуска» разбирательства в гражданском суде. Если проверка показывает отсутствие оснований или необоснованность требований, прокурор должен отказаться от иска, так как при его поступлении в суд обратного хода судебному процессу уже не будет. Как показывает анализ обращений граждан в органы суда в связи с гражданскими делами, они часто указывают прокурора в качестве третьего лица либо же ходатайствуют о привлечении прокурора к участию в деле. Тем не менее, участие прокуратуры в гражданских делах не зависит от судейского усмотрения или усмотрения граждан: законодатель четко определяет (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ [2]), что прокурор может принять участие в гражданских делах в связи с исками о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении значительного вреда жизни или здоровью человека, а также в иных случаях. В обязательном порядке прокурор участвует в гражданских делах в отношении личных свобод и прав, а также социально-экономических прав граждан и лиц, в частности: в делах о лишении/ограничении родительских прав или их восстановлении (ст. 70, 72, 73 Семейного кодекса РФ [13]); об усыновлении и его отмене усыновления (ст. 125, 140 Семейного кодекса, ст. 273 ГПК РФ); о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим (ст. 278 ГПК РФ); об ограничении дееспособности гражданина, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст.284 ГПК РФ); об объявлении несовершеннолетнего дееспособным (ст. 288 ГПК РФ).

Прокурор защищает интересы граждан и иных лиц также в контексте реализации политических прав: дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 260 ГПК РФ).

Прокурор, помимо прочего, уполномочен инициировать гражданские дела в ситуациях необходимости госпитализации лица в медицинское учреждение с целью лечения туберкулеза. Законодатель усиливает роль прокурора в подобных делах, говоря

о том, что его участие в них обязательно [14, с. 13]. Как показывает судебная практика (в частности, как следует из дела о принудительном освидетельствовании, рассмотренное Сысертским районным судом 06.11.2003 [12], неучастие прокурора в подобных делах есть основание для признания незаконности и необоснованности судебного решения). В последующем законодатель дополнил правовой массив посредством утверждения приказа генерального прокурора Российской Федерации от 10.07.2017 № 475 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве», где еще более детально были регламентированы правовые основания и формы участия прокурора [14, с. 14].

Как отмечено выше в анализе административно-правовых контекстов прокурорской деятельности, необходимость правовой поддержки со стороны прокуратуры зачастую оказывается обусловленной состоянием здоровья граждан или иных лиц, из-за чего они не могут самостоятельно защитить свои права и интересы. По мнению некоторых отечественных специалистов, в данном аспекте законодатель допускает пробел, касающийся отсутствия четкого перечня и описания подобных барьеров; не конкретизирована, помимо прочего, категория «состояние здоровья». Анализ прочих законодательных актов позволяет составить лишь примерное представление о том, какие лица могут считаться неспособными защитить свои права и интересы в контексте административного или гражданского судопроизводства. Отметим в данной связи соответствующие положения ст. 48 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [5].

М. В. Пеленицына и А. А. Городецкий, помимо многих других авторов, говорят о том, что причины для вмешательства прокурора в гражданские или административные дела прописаны в законах недостаточно четко; не вполне понятно, какое именно состояние лица позволяет ему рассчитывать на участие прокурора в деле, затрагивающем его права и интересы.

Гражданское процессуальное законодательство и правоприменительная практика не содержат подробного перечня понятий «состояние здоровья», «возраст» и «уважительные причины» [7, с. 176]. В данной связи суды по своему усмотрению могут трактовать эти категории - как узко, так и предельно широко. Для устранения подобных разночтений и сокращения доли неоправданного субъективизма в подобных делах некоторые суды предпринимают точечные меры: к примеру, для уточнения определения термина «состояние здоровья» Рязанский областной суд в 2016 г. издал обзор практики по делам, связанным с обращениями прокурора по делам, регламентируемым ст. 45 ГПК РФ [7, с. 176]. Препятствием для обращения лица в органы суда было признано исключительно хроническое заболевание, влекущее за собой проявление физической или психоэмоциональной симптоматики. Подобным было признано, к примеру, наличие аддикций и состояние инвалидности. Тем не менее, в судебной

практике можно найти множество дел, где инвалидность не считалась причиной принятия заявления от прокурора [16, с. 156].

При этом, ощутимая доля исков, поданных прокурорами в защиту прав и свобод человека и гражданина (к Хабаровском крае, к примеру - 5% дел), являют собой иски по восстановлению прав инвали-дизированных лиц на безбарьерную среду беспрепятственный доступ к объектам социальной и транспортной инфраструктуры [3]. Если обратиться к Решению Центрального районного суда г. Хабаровска от 28 января 2020 г. по гражданскому делу № 2205/2020, можно отметить, что суд удовлетворил требование прокурора в отношении Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств и отметил, что отсутствие безбарьерной среды на транспорте является прямым нарушением положений Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Приказа Минтранса России от 06.11.2015 № 329 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования» [11].

Таким образом, проведенное исследование позволяет прийти к следующим выводам:

1. Защита прав и свобод гражданина и человека

- личных, политических и социально-экономических

- до сих пор являются проблемным аспектом правовой науки и судебной практики. Допускаемые нарушения прав и свобод человека и гражданина приводят к росту количества рассматриваемых судами дел, и в данной связи законодатель начал внедрять в правовой массив дополнительные механизмы и рычаги правовой защиты граждан.

2. Одним из способов защиты прав и свобод гражданина и человека выступает расширение полномочий и компетенций прокураторы. Российский законодатель констатирует: прокуратура может вмешиваться в процессы защиты прав гражданина и личности в тех случаях, когда способность личности на защиту собственных прав может быть тем или иным образом нарушена.

3. Рассмотрение законодательства по реализации полномочий прокурора в гражданском и административном судопроизводстве, а также закономерности практики судопроизводства показывает, что прокуратура в последние годы существенно расширила свое участие в гражданских и административных делах.

4. Среди проблемных аспектов нами был выделен вопрос о правовой поддержке со стороны прокуратуры в связи с состоянием здоровья граждан или иных лиц, из-за которого они не могут самостоятельно защитить свои права и интересы.

5. Анализ законодательных актов позволяет составить лишь примерное представление о том, какие лица могут считаться неспособными защитить свои права и интересы в контексте административного судопроизводства, следовательно, причины для вмешательства прокурора в гражданские или

административные дела прописаны в законах недостаточно четко. Представляется необходимым регламентировать понятия «состояние здоровья», «возраст» и «уважительные причины».

Литература

1. Ахмедов, Р. А. Правовая основа и приоритетные направления деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением прав человека / Р. А. Ахмедов // Евразийский юридический журнал. - 2017. - № 7 (110). - С. 235-238.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 18.03.2023)

3. Доклад о деятельности органов прокуратуры Хабаровского края за 2016— 2019 гг. - 2019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prokurorhbr.ru/content/statistics. - Дата доступа: 06.04.2023.

4. Иванова, В. В. Анализ деятельности органов прокуратуры по защите конституционных прав и свобод личности / В. В. Иванова // Инновационная наука. - 2016. - №12-2. - С. 163-165.

5. Закон Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

6. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 17.02.2023)

7. Пеленицына, М. В. Современная проблематика участия прокурора в гражданском судопроизводстве / М. В. Пеленицына, А. А. Городецкий // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. -2022. - №2. - С. 175-182.

8. Плющева, Н. С. Роль прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина / Н. С. Плющева // Молодой ученый. - 2019. - № 42 (280). - С. 106-108.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

10. Приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»

11. Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 28 января 2020 г. по гражданскому делу № 2-205/2020.

12.Свердловский областной суд. Справка по результатам обобщения практики рассмотрения дел о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар (о продлении срока принудительной госпитализации) и принудительном психиатрическом освидетельствовании. - 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ekboblsud.ru/show_doc.php?id=15023. -Дата доступа: 06.04.2023.

13.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022)

СО

8) *

О X

а

а

8) О

т

V

14.Участие прокурора в административном судопроизводстве: правовое регулирование и правоприменительная практика: пособие / [Ю. Г. Насонов и др.]; Ген. прокуратура Рос. Федерации; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2017. - 124 с.

15.Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023)

16.Хромин, Р. В. Практика рассмотрения исков, поданных органами прокуратуры хабаровского края в защиту прав и свобод человека и гражданина / Р.

B. Хромин, Д. В. Якунин // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. - 2021. - №4. -

C. 154-161.

17. Чупанова, С. А. Прокурорский надзор в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина / С А. Чупанова // Образование. Наука. Научные кадры. -2020. - №2. - С. 59-60.

On the issue of the implementation of the powers of the prosecution of the Russian Federation to protect the rights and freedoms of the human and the citizen in judicial order outside the criminal legal sphere Titova A.V., Titov V.D.

RANEPA

In order to prevent a decrease in the level of legal protection, the Russian legislator began to introduce additional mechanisms and levers of legal protection of citizens into the legal array. One of these levers is the expansion of the powers and competencies of procurators. the prosecutor's office can intervene in the processes of protecting the rights of a citizen and an individual in cases where the ability of an individual to protect their own rights can be violated in one way or another, the need for legal support from the prosecutor's office is often due to the state of health of citizens or other persons, because of which they cannot independently protect their rights and interests. According to some domestic experts, in this aspect, the legislator allows a gap regarding the absence of other things, the category "state of health". the reasons for the intervention of the prosecutor in civil or administrative cases are not clearly spelled out in the laws; it is not entirely clear what kind of state of a person allows him to count on the participation of a prosecutor in a case that affects his rights and interests. Keywords: prosecutor, prosecution office, rights and freedoms of a citizen and a person, civil legal proceedings, administrative legal proceedings, state of health

References

1. Akhmedov, R. A. Legal basis and priority areas of activities of the prosecutor's

office for the implementation of supervision over the observance of human rights / R. A. Akhmedov // Eurasian legal journal. - 2017. - No. 7 (110). - S. 235-238.

2. Civil Procedure Code of the Russian Federation" dated November 14, 2002

N 138-FZ (as amended on March 18, 2023)

3. Report on the activities of the prosecution authorities of the Khabarovsk

Territory for 2016-2019. - 2019. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.prokurorhbr.ru/content/statistics. - Access date: 04/06/2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ivanova, V. V. Analysis of the activities of the prosecutor's office to protect

the constitutional rights and freedoms of the individual / V. V. Ivanova // Innovative science. - 2016. - No. 12-2. - S. 163-165.

5. Law of the Russian Federation of 02.07.1992 No. 3185-1 "On psychiatric care

and guarantees of the rights of citizens in its provision."

6. Code of Administrative Procedure of the Russian Federation of March 8, 2015

N 21-FZ (as amended on February 17, 2023)

7. Pelenitsyna, M. V. Modern problems of participation of the prosecutor in civil

proceedings / M. V. Pelenitsyna, A. A. Gorodetsky // Uchenye zapiski V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Legal Sciences. - 2022. - No. 2. -S. 175-182.

8. Plusheva, N.S. The role of the prosecutor's office in protecting the rights and

freedoms of man and citizen / N.S. Plusheva // Young scientist. - 2019. -No. 42 (280). - S. 106-108.

9. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of

September 27, 2016 N 36 (as amended on December 17, 2020) "On some issues of application by the courts of the Code of Administrative Procedure of the Russian Federation".

10. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation of December 7, 2007 No. 195 "On the organization of prosecutorial supervision over the implementation of laws, observance of the rights and freedoms of man and citizen"

11. Decision of the Central District Court of Khabarovsk dated January 28, 2020

in civil case No. 2-205/2020.

12. Sverdlovsk Regional Court. Reference on the results of the generalization of the practice of considering cases of involuntary hospitalization of a citizen in a psychiatric hospital (on the extension of the period of involuntary hospitalization) and compulsory psychiatric examination. - 2022. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.ekboblsud.ru/show_doc.php?id=15023. - Access date: 04/06/2023.

13. Family Code of the Russian Federation of December 29, 1995 N 223-FZ (as

amended on December 19, 2022)

14. Participation of the prosecutor in administrative proceedings: legal regulation and law enforcement practice: manual / [Yu. G. Nasonov and others]; Gene. Prosecutor's Office Ros. Federations; Acad. Gene. Prosecutor's Office Ros. Federation. - M., 2017. - 124 p.

15. Federal Law No. 2202-1 of January 17, 1992 (as amended on December 29, 2022) "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" (as amended and supplemented, effective from January 9, 2023)

16. Khromin, R. V. The practice of considering claims filed by the prosecution authorities of the Khabarovsk Territory in defense of the rights and freedoms of man and citizen / R. V. Khromin, D. V. Yakunin // Asia-Pacific region: economics, politics, law. - 2021. - No. 4. - S. 154-161.

17. Chupanova, S. A. Prosecutorial supervision in the sphere of protection of the rights and freedoms of man and citizen / S A. Chupanova // Education. The science. Scientific personnel. - 2020. - No. 2. - S. 59-60.

(0 СЧ

о

СЧ СЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.