Столыпинский вестник №4/2023
Столыпинский вестник
Научная статья Original article УДК 347.6
ПРОКУРОР КАК ОСОБЫЙ СУБЪЕКТ В СОСТАВЕ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ДЕЛЕ О ЛИШЕНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ
THE PROSECUTOR AS A SPECIAL SUBJECT IN THE COMPOSITION OF PERSONS PARTICIPATING IN THE CASE OF DEPRIVATION OF
PARENTAL RIGHTS
Семенова Наталья Владиславовна, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Псковского государственного университета судебный эксперт, член союза лиц СУДЕКС (180000 Россия, г. Псков, площадь Ленинад.2),тел.8(8П2)797846,ORCЮ:http://orrid.org0000-0001-6458-9078, natali_semenova@mail,m
Semenova Natalia Vladislavovna, Senior Lecturer at the Department of Civil Law and Procedure of Pskov State University, forensic expert, member of the Union of Persons SUDEX (180000 Russia, Pskov, Lenin Square.2),tel.8(8112)797846, ORCID:http://orcid.org0000-0001-6458-9078, natali semenova@mailru
Аннотация
В статье рассматриваются правовые, организационные, надзорные аспекты работников прокуратуры. Подчёркивается роль прокурора при
1899
участии в делах о лишении родительских прав. Раскрываются полномочия и функции прокурора на разных стадиях судопроизводства. На основе проведенного теоретического исследовании показана роль прокурора в гражданском процессе ,в процессе защиты прав и интересов несовершеннолетних.
Annotation
The article discusses the legal, organizational, supervisory aspects of prosecutors. The role of the prosecutor is emphasized when participating in cases of deprivation of parental rights. The powers and functions of the prosecutor at different stages of legal proceedings are revealed. Based on the theoretical study, the role of the prosecutor in the civil process, in the process of protecting the rights and interests of minors, is shown.
Ключевые слова: органы прокуратуры, реформы, судейское сообщество, Министерство юстиции, встречный иск, исполнительная власть, родительские права.
Key words: prosecution authorities, reforms, judicial community, Department of Justice, counterclaim, executive branch, parental rights.
Согласно ст. 35 ГПК РФ прокурор относится к лицам, участвующим в деле, наряду со сторонами, третьими лицами, заявителями и заинтересованными лицами, органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и гражданами, защищающими права других лиц.
В государствах как: США, Швеция, Мексика, Дания, Норвегия органы прокуратуры являются органами исполнительной власти . В таких странах как: Германия, Франция, Нидерланды, Италия прокуратура является промежуточным звеном между исполнительной и судебной властью, поскольку она подчиняется министерству юстиции, но при этом прокуроры состоят при судах и входят в состав судейского сообщества. Есть также
1900
государства, где прокуратура не принадлежит ни к одной из ветвей власти, в частности речь идет о Индонезии, Словакии, Сербии и значительной части стран СНГ2.
Что касается России, Конституция страны содержит главу, которая посвящена судебной власти и прокуратуре, в связи с чем органы прокуратуры можно отнести к судебной системе, но при этом прокуратура не осуществляет отправление правосудия по конкретным делам. Однако статья 118 Конституции Российской Федерации устанавливает, что система судебных органов состоит из определенных категорий судов, среди которых органов прокуратуры нет, по этой причине суждение о том, что прокуратура относится к судебной системе, по мнению автора, является неправильным, поскольку сама Конституция Российской Федерации не относит её к ней3.
Некоторые ученые, например, Королев Г.Н. утверждают, что прокуратура - это исполнительная власть.4 Не соглашаясь с указанной позицией, отметим, что в силу ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура осуществляет прежде всего надзорные функции.
В свою очередь Лукоянов Д. считает, что прокуратура - это законодательная власть, поскольку она обеспечивает исполнение законов,5 но такой подход опять же представляется ошибочным, так как прокуратура в силу ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не является составной частью органов законодательной власти.
Автор настоящего исследования разделяет позицию Деменковой Е.В., справедливо полагающей, что прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти, поскольку является независимой, а надзор, который осуществляет прокуратура, независим от ветвей власти и подчиняется закону6.
1901
Судя по всему, обозначенная выше дискуссия обусловлена тем, что Конституции РФ не содержат отдельной главы, посвященной функционированию органов прокуратуры, что в свою очередь затрудняет определение её места в системе органов государственной власти. В этой связи автор поддерживает позицию Ю.С. Пономаревой, предлагающей закрепить отдельную главу в Конституции РФ, которая была бы посвящена органам прокуратуры и содержала бы сведения об организационной структуре, целях, задачах и функциях органов прокуратуры7.
Отношения функционального процессуального представительства, в рамках которого прокурор, участвуя в гражданском процессе, уполномочен представлять гражданина либо государство в случае, когда судом подтверждены основания для такого участия, определяют правовой статус,
о
которым в гражданском процессе наделен прокурор8.
Как отмечалось ранее, полномочия прокуратуры при участии в гражданском судопроизводстве были сужены проводимыми в постсоветский период реформами. При этом правовой статус прокурора в гражданском процессе соответствует принципу диспозитивности.
Участие прокурора в рассматриваемых категориях дел является обязательным, что было предусмотрено в ст. 70 СК РФ. Участие органов опеки тоже является обязательным в таких делах. Тем не менее, рассмотрение дела не переносится при неявке прокурора, который надлежащим образом был проинформирован о месте и времени судебного заседания, что с точки зрения автора недопустимо.
Прокурор занимает в деле о лишении родительских прав особое процессуальное положение, хоть и был отнесен к числу участвующих в деле лиц.
1902
Прокурор несет все процессуальные обязанности и имеет все процессуальные права истца (ч. 2. ст. 45 ГПК РФ). Исключение составляет уплата судебных расходов, то есть прокурор их не оплачивает. Также он не имеет возможности заключения мирового соглашения.
В процессе разбирательства в суде прокурор может отказаться от заявления, которое им было подано в защиту нарушенных интересов не достигшего совершеннолетнего возраста лица. Однако, в случае, когда законный представитель не достигшего совершеннолетнего возраста лица либо само это лицо не согласны с отказом прокурора от заявления, рассмотрение дела по существу будет продолжено.
Прокурор должен принимать активное участие на всех стадиях рассмотрения дела в суде, исследовать доказательства, предоставляемые суду, потому что это дает ему возможность формирования по делу своей позиции и составления мотивированного заключения9.
В права прокурора входит возможность задавать свидетелям и участникам дела вопросы, ходатайствовать о привлечении к принятию участия в рассмотрении дела новых специалистов (педагогов, психологов, медиков и пр.), а также о предоставлении по делу дополнительных доказательств.
По наблюдениям Мельниковой М.Б., решения суда и заключения прокурора, как правило, не расходятся. Тем не менее, бывает и так, что заключение прокурора судом учитывается, но судебное решение ему не соответствует. В таких случаях в судебном решении отмечается, какие именно доводы прокурора учтены, а какие - отвергнуты10.
Роль прокурора в гражданском процессе не ограничена исполнением указанных в законе прав и обязанностей истца, а обусловлена, прежде всего, его основной целью, закрепленной в п. 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» - осуществлением от имени Российской Федерации надзора за
1903
соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (с учетом положений гражданского процессуального законодательства).
В этом смысле согласимся с Ивановым А.Л., утверждающим, что «Прокурор как субъект конкретного гражданского процессуального правоотношения одновременно выступает субъектом государственного правоотношения, определяющего его полномочия. Кроме того, правовое положение прокурора обусловлено сущностью и целями его участия в гражданском судопроизводстве, а объем и характер процессуальных прав прокурора обусловлен также и формами его участия в деле»11.
Более того, юридический интерес прокурора в исходе дела о лишении родительских прав обусловлен целями и задачами деятельности прокуратуры вообще и в гражданском судопроизводстве в частности. Так, согласно указаниям Генпрокуратуры РФ, таковыми сегодня следует считать: «... защиту и реальное восстановление нарушенных прав, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; обеспечение законности на всех стадиях гражданского и административного судопроизводства»12. Для этого прокурору и требуется возможность участия в суде с правами лица, участвующего в деле. Именно задачи, выполняемые прокурором, и обеспечивают специфичность его статуса как участника процесса в делах о
13
лишении родительских прав13.
Независимо от формы участия в данной категории дел, прокурор является важной гарантией защиты законных интересов, свобод и прав лица, не достигшего совершеннолетнего возраста.
1904
Примечательно в этой связи решение Ленинского районного суда. Суд первой инстанции вынес определение об отказе принять поданное прокурором исковое заявление, направленное на защиту прав лица, не достигшего совершеннолетия, путем лишения родительских прав его отца. Отказ был обоснован судом назначением опекуна и отсутствием обоснования причин, по которым опекун в рассмотрении дела участвовать не может. Позднее суд, ссылаясь на содержащиеся в ч. 3 ст. 70 СК РФ и ст. 45 ГПК РФ положения обоснованно и законно отменил определение, вынесенное районным судом14.
По мнению автора, указанные судебные ошибки были обусловлены тем, что до 2009 года в ст. 45 ГПК РФ указывалось, что прокурор, обращаясь с заявлением о защите прав граждан (включая лиц, не достигших совершеннолетия) в суд, независимо от характера спора, обязательно должен был обосновать причины обращения. Очевидно, суды опирались на содержащиеся в старом законодательстве положения.
Информационные письма, содержащие сведения об изменении положений в законодательстве, и краткие разъяснения об их применении, направленные в суды субъектов РФ Верховным Судом, а судами субъектов РФ в территориальные районные суды, могли бы решить рассмотренную выше проблему.
Автор находит, что ст. 45 ГПК РФ имеет определенные недостатки и после того как в нее были внесены изменения. Например, если ч. 2 данной статьи толковать буквально, то получается, что прокурор обладает полномочиями, присущими исключительно истцу. В законодательстве не указаны полномочия прокурора, когда он осуществляет защиту несовершеннолетнего лица и не рассматривается его участие на стороне ответчика.
Также неоднозначное отношение в науке и правоприменительной практике сложилось к полномочию прокурора, которое позволяет ему подать
1905
встречный иск. По мнению Исламовой Р.И., поскольку ч.1 ст. 45 ГПК РФ предусматривает право прокурора подавать в суд заявление в целях защиты законных интересов и прав не достигших совершеннолетия лиц, было бы логично рассматривать такое искового заявления в широком смысле, а, значит, в качестве особой формы искового заявления рассматривать и встречный иск
Трудно согласиться с формальным подходом, опирающимся на положения ст. 137 ГПК, в силу которой право подавать встречный иск является полномочием только ответчика, а прокурор, согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ, обладает правами истца.
Представляется важным отойти от отношения к прокурору только как к истцу. В заседании суда прокурор, защищая права граждан, выступает от имени РФ, обеспечивая реализацию закрепленной в ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Основного закона конституционной гарантии. Следовательно, действия прокурора реализуют государственную политику в сфере защиты законных интересов, свобод и прав гражданина и человека.
Таким образом, отмеченную выше неопределенность правового положения прокурора в гражданском процессе о лишении родительских прав может устранить закрепление в ч. 1 ст. 45 ГПК статуса прокурора как представителя государства, защищающего законные интересы, свободы и права гражданина и человека.
Литература:
1. Мерхалиева Ф.Ф. Опыт лишения родительских прав в зарубежных странах // Проблемы развития современного общества. 2022. С. 367.
2. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
3. Королев Г.Н. Сохранится ли прокуратура России как единая система? // Законность. 2014. №. 10. С. 18.
1906
4. Лукоянов Д. Место прокуратуры в государственном механизме // Законность. 2006. №. 11. С. 55.
5. Деменкова Е.В. Прокуратура в системе органов государственной власти // Государство и право в XXI веке. 2016. №. 1. С. 60.
6. Пономарева Ю.С. Роль и место прокуратуры в системе органов публичной власти // Ростовский научный журнал. 2019. №. 1. С. 217.
7. Алиев Т.Т., Воробьев Т.Н. Правовой статус прокурора в гражданском процессе: новеллы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. №. 1. С. 37.
8. Казарина Т.Н., Гаврик П.В. Воздействие принципа диспозитивности на лиц, участвующих в деле, и иных субъектов цивилистических процессуальных правоотношений // Принципы гражданского, арбитражного и административного судопроизводства: проблемы теории и практики. 2021. С. 218.
9. Мельникова М.Б. Вопросы участия прокурора в рассмотрении судом дел о лишении родительских прав // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2015. №. 4. С. 99.
10. Иванов А.Л. Прокурор как лицо, участвующее в деле в российском гражданском судопроизводстве: проблемы определения правового статуса // Вестник Московского университета МВД России. 2009. №. 4. С. 86.
11. Приказ Генпрокуратуры России от 11.01.2021 N 2 (ред. от 19.10.2022) «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» // СПС «КонсультантПлюс».
12. Ахметзянов С.И., Лошкарев А.В. Участие прокурора в гражданском процессе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №4-2. С. 124.
13. Решение от 9 июля 2020 г. по делу № 2-4160/2020 // URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 20.01.2023).
1907
14. Исламова Р.И. Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации как дополнительный гарант защиты прав несовершеннолетних // Законность. 2017. №. 8. С. 33.
Literature:
1. Merkhalieva F.F. Experience of deprivation of parental rights in foreign countries // Problems of development of modern society. 2022, p. 367.
2. Constitution of the Russian Federation // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2014. No. 31. Art. 4398.
3. Korolev G.N. Will the Russian prosecutor's office remain as a unified system? // Legality. 2014. no. 10. P. 18.
4. Lukoyanov D. The place of the prosecutor's office in the state mechanism // Legitimacy. 2006. no. 11. S. 55.
5. Demenkova E.V. Prosecutor's office in the system of public authorities // State and law in the XXI century. 2016. no. 1. S. 60.
6. Ponomareva Yu.S. The role and place of the prosecutor's office in the system of public authorities // Rostov scientific journal. 2019. no. 1. S. 217.
7. Aliev T.T., Vorobyov T.N. The legal status of the prosecutor in civil proceedings: short stories // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2020. no. 1. S. 37.
8. Kazarina T.N., Gavrik P.V. The impact of the principle of dispositivity on persons participating in the case and other subjects of civil procedural legal relations // Principles of civil, arbitration and administrative proceedings: problems of theory and practice. 2021, p. 218.
9. Melnikova M.B. Issues of participation of the prosecutor in the consideration by the court of cases of deprivation of parental rights // Bulletin of the Academy of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation. 2015. no. 4. S. 99.
1908
10. Ivanov A.L. The prosecutor as a person participating in a case in Russian civil proceedings: problems of determining the legal status // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. no. 4. S. 86.
11. Order of the Prosecutor General's Office of Russia dated January 11, 2021 N 2 (as amended on October 19, 2022) "On ensuring the participation of prosecutors in civil and administrative proceedings" // ConsultantPlus SPS.
12. Akhmetzyanov S.I., Loshkarev A.V. Participation of the prosecutor in the civil process // International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2020. No. 4-2. S. 124.
13. Judgment dated July 9, 2020 in case No. 2-4160/2020 // URL: https://sudact.ru/ (date of access: 01/20/2023).
14. Islamova R.I. Constitutional (statutory) courts of the subjects of the Federation as an additional guarantor of the protection of the rights of minors // Legality. 2017. no. 8. S. 33.
© Семенова Н.В., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №4/2023.
Для цитирования: Семенова Н.В. ПРОКУРОР КАК ОСОБЫЙ СУБЪЕКТ В СОСТАВЕ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ДЕЛЕ О ЛИШЕНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №4/2023.
1909