среди лиц с нарушением слуха являются айсшток - выбрали 100% респондентов, ринго -84,6%; у лиц с поражениями ОДА - новус - выбрали 96% респондентов и шахматы -86,4%; лица с интеллектуальными нарушениями выбирали ринго - 100% и скандинавскую ходьбу - 81,4%; лица с общими заболеваниями предпочитали новус - 91%, жульбак -81,4% и скандинавскую ходьбу - 80%.
Что касается частоты участия в мероприятиях, то 94% лиц с нарушением слуха и 88% - с нарушением интеллекта выбрали 2 раза в месяц. Более 4-х раз в год хотят участвовать 100% лица с ПОДА и раз в месяц 82,2% респондентов с общими заболеваниями.
В основном, респонденты положительно относятся к совместному участию всех категорий инвалидов в соревнования в условиях раздельного подведения итогов, исключение составляют только лица с ПОДА, среди которых - 23,2% отрицательно относятся к такой интеграции.
Среди участников соревнований занимаются физической культурой и спортом по месту жительства 56,9% лиц с нарушением слуха, 63,4% - с ПОДа, 72% лиц с нарушениями интеллекта и только 15% - с общими заболеваниями. Среди тех, кто не занимается физической культурой и спортом по месту жительства, большинство имеют такое желание, однако, часть респондентов предпочитают ограничится участием в массовых соревнованиях, среди них 30% лиц с нарушением зрения, 10,5% -- с ПОДа, 41,2% - с нарушениями интеллекта и 20% - с общими заболеваниями.
ВЫВОДЫ
Результаты исследования отношения лиц с ВОЗ к участию в массовых спортивных мероприятиях позволили констатировать, что внедрение разработанной технологии, основной целью которой является привлечение инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом и их социальная адаптация, позволяет участвовать лицам различных нозологических групп, причем, подавляющее их большинство положительно относится к совместному участию. Основное отличие между нозологическими группами заключается, в большей степени, в выборе предпочитаемых видов спорта, что определяет необходимость расширения их перечня и учета пожеланий участников при планировании содержания массовых спортивных мероприятий. Кроме того, лица разных нозологических групп расходились во мнении по поводу содержания интересующих их социально-значимых мероприятий, к которым относятся развлекательная программа, питание и т.д., что также требует учета в процессе организации соревнований. В целом, следует отметить, что респондентам нравятся мероприятия, проводимы Федерацией, о чем свидетельствует их желание достаточно часто и регулярно участвовать в них в течение года.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.04.2018
УДК 799.311
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕКОТОРЫХ КАЧЕСТВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХСЯ ПРИ ПЕРВИЧНОМ ОТБОРЕ, НА СПОРТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ПУЛЕВОЙ
СТРЕЛЬБЕ
Светлана Михайловна Воробьева, преподаватель, Мастер спорта, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
МАИ, Москва
Аннотация
В данной статье производится проверка эффективности методики первичного отбора, разработанной в одном из вузов Москвы, изучается её корреляция со спортивными результатами отобранных студентов, занимающихся пулевой стрельбой. Изучается влияние на спортивные
результаты таких качеств как статическая координация, работа вестибулярного аппарата, функциональное состояние нервной системы, пространственная координация. Выявляется корреляционная зависимость этих качеств и результатов зачетной стрельбы в соответствующем эксперименте, и делаются выводы.
Ключевые слова: координация; равновесие; пулевая стрельба; студенты; корреляция.
STUDYING OF INFLUENCE OF SOME QUALITIES USED IN PRIMARY SELECTION ON SPORTS RESULTS IN SHOOTING
Svetlana Mikhailovna Vorobyova, the teacher, Master of Sports, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow
Annotation
In this article there is a test of efficiency of the primary selection procedure (developed in one of the universities of Moscow) and its influence on student's shooting sport results. The author studies how the static coordination, balance, functional condition of the nervous system and orientation in space influences on sports performance. The correlation dependence of these qualities and the results of shooting is revealed in this experiment, and conclusions are drawn.
Keywords: coordination, balance, shooting, students, correlation.
ВВЕДЕНИЕ
Пулевая стрельба предъявляет к спортсменам, занимающимся этим видом спорта, требования по части наличия или отсутствия определенных качеств, сказывающихся на процессах освоения подаваемого тренерами материала, совершенствования навыков, повышения спортивных результатов. Некоторые из этих качеств рекомендуется выявлять у будущих спортсменов на этапе первичного отбора [3]. В секции пулевой стрельбы Московского Авиационного Института (МАИ) была разработана методика первичного отбора, состоящая из тестов, которые применялись для отбора студентов, желающих заниматься данным видом спорта. Среди качеств, по которым проводился отбор, выделялись: статическая координация, работа вестибулярного аппарата, функциональное состояние нервной системы [1]. В дальнейшем в систему отбора дополнительно был включен тест на пространственную координацию. Она так же рекомендована для определения состояния сенсорных систем [2]. Данные тесты, разработанные теоретически, требовали практической проверки для дальнейшего совершенствования системы отбора. Целью данного исследования является практическая проверка качеств, по которым происходит первичный отбор в секцию пулевой стрельбы МАИ. Задачами исследования являются: разработка системы практической проверки исследуемых качеств; сбор и анализ данных, необходимых для реализации практической проверки; анализ полученных результатов. Актуальность исследования заключается в том, что имеющаяся система первичного отбора в секцию МАИ не имеет доказанной эффективности с точки зрения перспективности спортивных результатов отобранного студента. Гипотеза исследования: выбранные для системы первичного отбора качества с высокой точностью определяют перспективность отобранного студента, что подтверждается проведенным исследованием.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения влияния тех или иных качеств на результаты спортивной деятельности было принято решение исследовать зависимость каждого качества и текущих результатов стрельбы. В начале учебного семестра была набрана группа студентов для обучения стрельбе «с нуля» (ни один из студентов ранее не занимался пулевой стрельбой). Студенты были набраны случайным образом, без применения каких-либо систем первичного отбора. Студенты были разделены на 2 группы по 15 человек в каждой, одна группа обучалась стрельбе из пистолета, другая - стрельбе из винтовки. Обучение всех студентов обеих групп производилось по стандартной методике, одинаковой и общей для всех.
Пистолетную группу обучали стрельбе из малокалиберного пистолета на дистанции 25 метров по мишени типа «круг». Винтовочную группу обучали стрельбе из малокалиберной винтовки из положения «лежа» (с ремня). Обучение длилось 4 месяца (до конца семестра) по 2 занятия в неделю. В конце семестра все студенты производили зачетную стрельбу на результат: пистолетная группа - 3 пристрелочных выстрела и 10 зачетных выстрелов из малокалиберного пистолета на дистанции 25 метров по мишени типа «круг»; винтовочная группа - 3 пристрелочных выстрела и 10 зачетных выстрелов в мишень из малокалиберной винтовки из положения «лежа» с ремня. Поправки после пристрелочных выстрелов и корректировка в процессе зачетной стрельбы в обеих группах производились одним и тем же тренером. Студенты производили стрельбу без использования зрительной трубы. После зачетной стрельбы каждый студент проходил четыре теста. Статическая координация определялась при помощи усложненной пробы Ромберга, состояние вестибулярного анализатора (порог чувствительности вестибулярного анализатора) - при помощи теста Яроцкого. Тест на функциональное состояние нервной системы производился следующим образом: использовалась простая вариация позы Ромберга, необходимо было оценить тремор пальцев рук и век [2]. Для дальнейшего определения зависимости функционального состояния нервной системы и результатов стрельбы тремор оценивался по 5-балльной шкале (5 - отсутствие тремора, 1 - очень большой тремор). Во время теста на пространственную координацию на полу рисовалась линия длиной 5 метров, по которой испытуемому необходимо было пройти с закрытыми глазами, после чего измерялось отклонение - расстояние от линии до точки между стоп [2]. Были получены результаты, представленные в таблице 1 (винтовочная группа) и таблице 2 (пистолетная группа).
Таблица 1 - Результаты стрельбы (винтовочная группа)
Стрелок № Результат стрельбы Усложненная проба Ромберга, с Тест Яроцкого, с Функциональное состояние нервной системы, баллы Пространственная координация, отклонение в см
1 76 62 25 4 3
2 56 10 5 2 18
3 81 47 33 3 8
4 76 29 17 5 3
5 84 8 33 4 1
6 88 10 30 4 11
7 80 22 18 5 4
8 92 23 92 3 6
9 87 35 16 4 7
10 84 63 109 4 1
11 76 36 14 3 9
12 70 54 43 5 12
13 84 25 118 4 3
14 81 59 73 5 38
15 83 54 102 5 15
Таблица 2 - Результаты стрельбы (пистолетная группа)
Стрелок № Результат стрельбы Усложненная проба Ромберга, с Тест Яроцкого, с Функциональное состояние нервной системы, баллы Пространственная координация, отклонение в см
1 80 50 24 4 1
2 66 5 29 3 6
3 66 64 78 5 38
4 24 28 8 3 6
5 86 46 107 5 4
6 76 68 39 4 15
7 44 19 4 4 5
8 76 38 25 4 1
9 54 9 86 5 5
10 40 40 42 4 10
11 43 68 34 5 14
Стрелок № Результат стрельбы Усложненная проба Ромберга, с Тест Яроцкого, с Функциональное состояние нервной системы, баллы Пространственная координация, отклонение в см
12 20 41 23 5 1
13 78 20 92 5 10
14 35 7 50 4 11
15 60 10 61 4 7
По каждому параметру по соответствующей формуле была рассчитана корреляционная зависимость от результатов стрельбы в каждой из групп. Были получены результаты, представленные в таблице 3.
Таблица 3 - Сравнение результатов^ стрельбы
Статическая координация Состояние вестибулярного анализатора Функциональное состояние нервной системы Пространственная координация
Винтовочная группа 0,01 0,47 0,25 -0,24
Пистолетная группа 0,19 0,48 0,14 0,07
ВЫВОДЫ
Согласно полученным результатам, можно сделать первоочередный вывод о том, что гипотеза не подтвердилась. Статическая координация, функциональное состояние нервной системы и пространственная координация имеют очень слабую корреляцию с результатами зачетной стрельбы в обеих группах. На этом фоне выделяется параметр, определяющий порог чувствительности вестибулярного анализатора, - что у винтовочной группы, что у пистолетной состояние вестибулярной системы имеет корреляцию с результатами зачетной стрельбы, равную почти 0,5 (от этого значения корреляция считается средней). Почему же могли быть получены такие результаты? Можно предположить, что на начальных этапах подготовки (эксперимент длился только 4 месяца) стрелок овладевает основными техниками (прицеливанием, наводкой, изготовкой и т.д.), для которых в большей степени важна работа вестибулярной системы (а именно, порог чувствительности вестибулярного анализатора, четкое ощущение положения тела и ориентация в пространстве), чем статическая координация, отвечающая за удержание тела в определенной позе. Вероятно, что хорошая статическая координация стрелку понадобится на более поздних этапах подготовки, когда спортсмен постепенно перейдет к освоению более «тонких» мышечных действий. Другое предположение заключается в том, что устойчивость вестибулярного анализатора имеет наиболее важное значение для освоения стрелковых навыков. Для проверки этой гипотезы необходимо повторение проведенных тестов с теми же студентами и повторное определение корреляционной зависимости через год или полтора года занятий - в этом случае станет более понятным, стоит ли использовать тест на статическую координацию при первичном отборе; так же открытым остается вопрос, стоит ли использовать именно усложненную пробу Ромберга или её необходимо заменить какими-либо другими тестами для определения координации - вероятно, тест Яроцкого является сам по себе более показательным, чем проба Ромберга, и содержит меньшую вероятность ошибки исследователя при его проведении. То же самое касается и функционального состояния нервной системы, и пространственной координации - при повторном отсутствии корреляционной зависимости их можно будет исключить. Тест же на устойчивость вестибулярного анализатора сразу показал свою состоятельность, зависимость результата от его работы ясно видна, что однозначно указывает на важность его использования при первичном отборе. Так же стоит учитывать тот факт, что на результат стрелка могут влиять различные психологические факторы, которые не были учтены в данном исследовании -именно они могут снижать корреляционную зависимость того или иного показателя. Психологические особенности студентов не учитываются и при первичном отборе в секцию пулевой стрельбы МАИ, разработка соответствующих тестов требует отдельного изучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воробьева, С.М. Разработка методики первичного отбора студентов в секцию пулевой стрельбы / С.М. Воробьева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 84-87.
2. Корх, А.Я. Спортивная стрельба : учебник для институтов физической культуры / А.Я. Корх. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 255 с.
3. Сабирова, И. А. Особенности спортивного отбора юных стрелков в различные виды пистолетной программы / И. А. Сабирова, А.М. Володин, А. А. Володин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 136-140.
REFERENCES
1. Vorobyova, S.M. (2018), "Developing technique for primary selection of students to university shooting club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 84-87.
2. Korkh, A.Ya. (1987), Sports shooting: the textbookfor institutes of physical culture, publishing house "Physical culture and sport", Moscow.
3. Sabirova, I.A., Volodin, A.M. and Volodin, A.A. (2012), "Features of sports selection of young shooters in different types of the gun program", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 136-140.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.04.2018
УДК 796.2
ВЗАИМОСВЯЗЬ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ, ПРИНИМАЮЩИХ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ С ЭЛЕМЕНТАМИ ГИМНАСТИКИ
Любовь Григорьевна Гаврилова, доцент, Ольга Александровна Сабуркина, старший преподаватель, Виталий Александрович Овчаров, старший преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Волгоград
Аннотация
Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества стоит достаточно остро. Одним из факторов, способствующих значительно нивелировать негативные процессы, способствующие разрушению здоровья, является двигательная деятельность. В дошкольном возрасте ведущей целью физического воспитания является воспитание нравственно и духовно зрелого, здорового и физически крепкого человека.
Ключевые слова: дошкольный возраст, телосложение, морфологические показатели, моторика, подвижные игры.
INTERCONNECTION OF MORPHOFUNCTIONAL INDICATORS OF CHILDREN 46 YEARS AGAINST ACTIVE PARTICIPATION IN MOBILE GAMES WITH
GYMNASTICS ELEMENTS Lyubov Grigoryevna Gavrilova, the senior lecturer, Olga Aleksandrovna Saburkina, the senior teacher, Vitaly Aleksandrovich Ovcharov, the senior teacher, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd
Annotation
The problem of optimizing the health and physical development of children at the pre-school educational establishments in the modern socio-economic conditions for the development of society is quite acute. One of the factors contributing to significant leveling the negative processes that contribute to the